Внеурочное занятие «Международный день специалистов по лабораторной диагностике»
классный час

для обучающихся 10-11 классов, СПО 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spetsialisty_laboratornoy_diagnostiki.pptx2.09 МБ
Файл stsenariy.docx27.65 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Международный День специалистов по лабораторной диагностике 10-11 классы, СПО ТОЛЬКО ОТ НАС ЗАВИСИТ, КАКОЙ БУДЕТ НАША СТРАНА, И СЕГОДНЯШНИМ ШКОЛЬНИКАМ И СТУДЕНТАМ ПРЕДСТОИТ СТРОИТЬ И ОТВЕЧАТЬ ЗА БУДУЩЕЕ СВОЕЙ СТРАНЫ 15 апреля отмечается Международный день специалиста по лабораторной диагностике

Слайд 2

Лабораторная служба сегодня • Около 7600 КДЛ в РФ • Более 25 000 сотрудников с ВО – Из них 46% без медицинского образования • Более 54 000 сотрудников с CO • Более 4 200 000 000 исследований в год • Более 2000 лабораторных тестов • 90% - доля лабораторных анализов среди всех объективных диагностических и сследований



Предварительный просмотр:

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 10-11 классов, СПО по теме

«Международный день специалистов по лабораторной диагностике»

Цель занятия: пробуждение интереса обучающихся к профессии. воспитание уважения к различным профессиям; формирование представления о роли лабораторной диагностики в процессе лечения пациентов и её роли в постановке диагноза.

Формирующиеся ценности: социальное служение, самореализация,

развитие.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа. Занятие

предполагает также использование видеофрагментов, презентационных

материалов, включает в себя анализ информации.

Комплект материалов:

  • сценарий,
  • видеоролик.
  • презентационные материалы,

Содержательные блоки занятия

Часть 1. Мотивационная часть.

Вступительное слово учителя. Просмотр видеоролика.

Часть 2. Основная часть.

Обсуждение содержания видеоролика. Информационная часть о специалистах Лабораторного дела. История становления и развития Лабораторной диагностики. Значимость и актуальность деятельности специалистов клинических лабораторий.

Часть 3. Заключение.

Рефлексия. Ответы на вопросы.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная, вводное слово учителя (до 5 минут)

Педагог: Сегодня наш «Разговор о важном» посвящён людям одной из

важных во всём мире профессий – работе специалистов по Лабораторной диагностике.

15 апреля отмечается Международный день специалиста по лабораторной диагностике. Мало кто знает об этом профессиональном празднике, мало кто видит работу лабораторий медицинских учреждений, мало кто понимает, насколько она важна. Даже самому квалифицированному врачу для оценки состояния пациента требуются результаты анализов, поэтому от сотрудников лаборатории зависит здоровье, а зачастую и жизнь человека.

Руками лабораторных техников и врачей лабораторной диагностики ежедневно проводятся сотни трудоемких анализов, которые помогают докторам принимать взвешенные решения.

Демонстрация видео. Значимость лабораторной диагностики и подготовка специалистов этой специальности. (3 минуты)

Часть 2. Основная (до 20 минут)

Лабораторная диагностика является важнейшей медицинской отраслью, которая имеет длинную историю своего развития и окончательно оформилась только в XX веке. Это не самостоятельная, а производная отрасль, происходящая от ряда дисциплин: медицинских, естественнонаучных, классической физики и химии, прикладной математики и молекулярной генетики.

Педагог: Когда отмечается день специалиста Лабораторной диагностики?

Ответ обучающихся: 15 апреля

История лабораторной диагностики

Античный период

Самые первые сведения, дошедшими до нашего времени, рассказывают о визуальном анализе биологических жидкостей и относятся к эпохе развития древнего Египта. успехи в паразитологии (определение возбудителей болезней и разработка методов “очищения” организма путём кровопускания), бальзамирование, создание лечебных снадобий и противоядий, первых “лабораторий” и аптек.

К известным греческим ученым в медицине являются: Гиппократ (индивидуальный подход при диагностике и терапии, приоритет изучения патологических изменений).

Средние века и эпоха Возрождения.

Абу Бакр Мухаммад ибн Закария ар-Рази являлся автором трудов по алхимии и медицине, активно совмещавший «теоретическую химию» с практической, фармакологией, клинической диагностикой и врачеванием; осуществил первую попытку систематизации известных тогда химических веществ. Абу Али аль-Хусейна ибн Абдаллы ибн аль-Хассана ибн Али ибн Сины (Авиценна) изучал изменения характера мочи в зависимости от внешних и внутренних условий.

Дальнейшие научные изыскания в области экспериментальной диагностики продолжили ученые Нового времени.

Новое время

На рубеже смены эпохи Возрождения Новым временем были совершены прорывные открытия в области оптики. Голанские мастера линз Захариас Янсен и Иоганн Липперсгей соперничали друг с другом в первенстве создания первого телескопа и микроскопа (прототип). Но только английскому физику Роберту Хуку удалось доработать изобретение предшественников в полноценный микроскоп с 30-кратным увеличением и именно он в своей работе 1665 г. “Микрография” ввел в научный оборот понятие “клетка”.

Позднее у нидерландского торговца тканями и натуралиста-любителя Антониса Филипса Ван Левенгука получилось сконструировать маленький необычный плоский микроскоп с 300-кратным увеличением. Благодаря этому изобретению ему удалось увидеть и описать: мышечные волокна и производные кожи, эритроциты, дрожжевые грибы, простейших, почкование кишечнополостных, бактерии и, даже, процесс движения крови по капиллярам.

Итальянского врача Марчелло Мальпиги в истории медицины считают первым учёным, который начал использовать микроскопию в систематизированных научных исследованиях в области исследовательской медицины.

Только в 1830-х гг. английский оптик Джозеф Джексон Листер смог создать микроскоп с ахроматическими линзами, не дававшими «цветных колец» вокруг наблюдаемых объектов, тем самым повысив резкость изображения.

Середина XIX века стала эпохой новых важных открытий в лабораторной диагностике. Такие ученые, как: Луи Пастер (основоположник микробиологии), Д. И. Ивановский (обнаружил первый вирус, один из основателей вирусологии), И.И. Мечников (открыл явление фагоцитоза, создал теорию воспаления и заложил основы науки иммунологии) и др.

Начало научной микроскопии связано с именем В.М. Ломоносовым. Он впервые применил микроскопию кристаллов и других образований.

В 1864 году С.П. Боткин крупный отечественный клиницист создал первую клинико-диагностическую лабораторию. Он считал, что «При описании больного, прежде чем его лечить, необходимо исследовать его выделения».

Новейшее время

XX век начался с бурного развития науки и техники. Это позволило сделать много важных открытий в том числе и в медицине, которые позволили сохранить миллионы жизней. Лабораторная диагностика сформировалась в отдельную отрасль и стала неразрывно связана с другими сферами здравоохранения.

Швейцарский терапевт С. Герман создал гемометр и цитометр, а также разработал в 1902 г. колориметрический метод определения гемоглобина. Продолжил дело Германа американский биохимик Давид Л. Драбкин и в 1932 году был создан циан-гемоглобиновый спектрофотометрический метод, который применяется и в настоящее время.

Австрийскому К. Ландштейнеру удалось выявить три группы крови A, B и O. В 1907 году чешский невролог Ян Янский открыл четвертую группу крови – AB. Позднее Ландштейнер совместно с А. С. Винером определили и ввели в научный оборот понятие “резус-фактор”.

Французский дерматолог Э. Бенье первым создал гистологическую (микроскопическую) и микробиологическую лаборатории, разработал метод

Становление одного из важнейшего направления лабораторной диагностики – гемостазиологии (изучает процесс свертываемости крови) в СССР произошло благодаря Б.А. Кудряшову, который создал первую в стране лабораторию физиологии и биохимии свертывания крови в 1938 г.

Стоит также отметить, что благодаря французскому врачу Ш. Манту была создана диагностическая проба для выявления туберкулеза знакомая нам с детства и основанная на схожем принципе серологических исследований.

Одно из последних и актуальных направлений- молекулярная диагностика (исследование ДНК и РНК). Расшифровать состав ДНК и создать ее структурную модель удалось британским биологам Д.Д. Уотсону и Ф. Крику в 1953 году. Именно эти открытия позволили в настоящее время получить полную информацию о состоянии здоровья пациента (болезни, предрасположенности к болезням, наследственность, назначение специальных диет и т.д.) с помощью обычной сдачи анализа крови.

1983 – разработан принцип полимеразной цепной реакции (ПЦР)

1995 – официальное становление метода ПЦР в России.

Вот такой длинный путь эволюции лабораторной диагностики потребовался человечеству, чтобы мы с вами сейчас могли получать своевременную и квалифицированную медицинскую помощь.

Педагог:

Какие периоды в становлении лабораторной диагностики вы запомнили?

Какие учёные внесли вклад в становление и развитие Лабораторной диагностики?

Ответы обучающихся:

Античный период. Средние века и эпоха Возрождения. Новое и новейшее время.

Б.А. Кудряшов, Д.Д. Уотсон и Ф. Крик, И.И. Мечников, Луи Пастер, Д. И. Ивановский, Гиппократ, Авицена, Парацельс и тд.

Педагог. А теперь поговорим о тех. Кто работает в клинических лабораториях, где обучаются эти специалисты и какими качествами они должен обладать для выполнения своих трудовых функций. И также затронем вопрос-по каким принципам организовано лабораторное исследование

Медицинский лабораторный техник – это специалист, который собирает биологический материал в очаге заболевания и исследует его для постановки точного диагноза. Он работает на стыке наук: медицины, микробиологии, химии, физики, обязан разбираться в техническом оборудовании, досконально знать особенности строения, свойства тканей и биологических жидкостей живых организмов.

Медицинский лабораторный техник исследует:

кровь;

лимфу;

плевральный выпот;

мокроту;

спинномозговую жидкость;

каловые массы;

урину;

потожировые следы;

продукты питания;

объекты внешней среды.

Для профессиональной деятельности достаточно среднего специального образования, однако в последнее время в медицинских лабораториях востребованы врачи-лаборанты с высшим образованием, знанием инновационных технологий исследований и современного оборудования.

Медицинский лабораторный техник не лечит пациентов, но от его исследований зависят жизни людей. В медицинской практике есть случаи, которые диагностируются только с помощью лабораторных данных, и кроме того, правильный диагноз – основа адекватной терапии. Только верно поставленный диагноз является началом к излечению

Медицинский лабораторный техник занимается аналитической и операционной деятельностью. Аналитическая сфера предполагает проведение клинико-диагностических мероприятий, дифференциации исследуемой патологи, подготовку проб, тестов, экспресс-методов, химических реактивов, специального инструментария и оборудования для осуществления анализа. Операционная работа – прием или сбор материала, маркировку, запись в регистрационный журнал, транспортировку к месту назначения. Он осуществляет следующие исследования:

общеклинические;

гематологические;

биохимические;

микробиологические;

иммунологические;

гистологические;

санитарно-гигиенические.

Профессия медицинского лабораторного техника востребована при раскрытии сложных преступлений, массовых пищевых и алкогольных отравлений, интоксикаций; правильный диагноз позволяет установить причину смерти, найти производителя контрафактной продукции.

Деятельность медицинского лабораторного техника предполагает выполнение назначений врачей разных специальностей: педиатров, терапевтов, инфекционистов, гастроэнтерологов, иммунологов, аллергологов, реаниматологов, гематологов, хирургов и т.д.

Клиническая лабораторная диагностика - медицинская
диагностическая специальность, состоящая из
совокупности исследований биоматериала человеческого
организма, сопоставления результатов с клиническими
данными и формулирования лабораторного заключения

КЛД поставляет практическому здравоохранению около
70% объёма объективной диагностической информации,
необходимой для своевременного принятия правильного
клинического решения и контроля за эффективностью
проводимой терапии.

В лабораториях могут работать Специалисты с высшим медицинским образованием, Имеющие подготовку в области клинической Лабораторной диагностики, квалифицируются как врачи Клинической лабораторной диагностики

Специалисты со средним медицинским образованием работают в КДЛ на должностях лаборант, медицинский технолог, фельдшер-лаборант медицинский лабораторный техник.

Чтобы стать медицинским лабораторным техником, необходимо:

Окончить медицинскую академию, университет или училище, получив диплом по специальности «Лечебное дело» или «Педиатрия».

Пройти аккредитацию, сдав экзамен специальной экспертной комиссии, по итогам которого выдается аттестационный лист, дающий право на амбулаторный прием пациентов.

Однако медицинским лабораторным техником можно стать и иным способом:

1) Окончить медицинское училище, получив диплом по специальности «Лабораторная диагностика».

2) Пройти специализацию с выдачей сертификата по «Лабораторной диагностике», «Гистологии», «Лабораторному делу» или «Судебно-медицинской экспертизе» — все зависит от выбранной узкой сферы деятельности специалиста.

Высшее или среднее образование – это коридор возможностей роста, участия в научных исследованиях, защите диссертаций.

Принцип этапности организации лабораторного исследования

Лабораторное исследование включает аналитические, так и до и после аналитические факторы.

До аналитическая фаза начинается с назначения врачом лабораторного анализа, включает взятие материала и заканчивается, когда проба поступает в лабораторию на рабочее место.

 После аналитический этап включает формулирование лабораторного заключения, доставку результатов анализа до клинициста, интерпретацию лабораторных данных с учетом клинического состояния пациента

Если аналитический этап может выполняться биологом клинической лабораторной диагностики, то интерпретация лабораторных исследований и формулировка медицинского заключения — обязанность врача.

Усиление роли врача, подготовка клиницистов по вопросам лабораторной диагностики — актуальная задача настоящего этапа медицинской помощи населению.

Педагог: как стать медицинским лабораторным техником?

Ответы обучающихся: необходимо поступить и закончить медицинский институт или медицинский колледж по данной специальности.

Какие биологические жидкости можно исследовать?

Ответы обучающихся: кровь; лимфу; плевральный выпот; мокроту; спинномозговую жидкость; каловые массы; урину; потожировые следы; продукты питания; объекты внешней среды.

Какие фазы организации лабораторного исследования существуют?

Ответы обучающихся:

Лабораторное исследование включает аналитические, так и до и после аналитические фазы.

До аналитическая фаза начинается с назначения врачом лабораторного анализа, включает взятие материала и заканчивается, когда проба поступает в лабораторию на рабочее место.

 Полуаналитический этап включает формулирование лабораторного заключения, доставку результатов анализа до клинициста, интерпретацию лабораторных данных с учетом клинического состояния пациента.

Выводы: Медицинский лабораторный техник и врач- лаборант с хорошими профессиональными навыками и знанием своего дела всегда будет востребован на рынке труда.

Работа медицинского лабораторного техника и врача- лаборанта требует от специалиста усидчивости и скрупулёзности.

Работа в клинико-диагностических лабораториях обязует специалистов лабораторного дела быть предельно ответственными, внимательными и организованными.

Для того чтобы добиваться успехов в диагностике и лечении различных заболеваний, ставить точные диагнозы и подбирать правильное лечение и существует такое направление деятельности как лабораторная диагностика, и поэтому необходимы высококлассные специалисты по лабораторной диагностике. Профессиональный праздник которых отмечается 15 апреля. Просмотр видеоролика.

Итоговая рефлексия. 5 минут

Педагог: Вы знаете, что профессионалы — это успешные люди. Они всегда стремятся к исполнению своих благородных целей, делясь своими знаниями, опытом, творчеством. Именно благодаря таким выдающимся людям весь мир знает о нашей науке и культуре, о покорении космоса и достижениях в медицине.

Педагог: Давайте подведем итог нашего «Разговора о важном».

Лабораторная диагностика – это перспективная и востребованная профессия. Кто-то, выбирая свой дальнейший путь, возможно, задумается о выборе этой профессии. Подумайте (напишите), хотите -  ли вы выбрать эту профессию в дальнейшем, какими качествами для этого надо обладать

Педагог проводит рефлексивную беседу:

Закончите предложения:

  • Из сегодняшнего занятия я уже знал…
  • Было интересно было узнать сегодня…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…
  • Я понял(а)…

Ответы обучающихся……

Педагог: Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого практического занятия «ПМП при механических повреждениях, травматическом шоке, синдроме длительного сдавления». «Лабораторная диагностика заболеваний ССС,пищеварительной и выделительной систем"

Методическая  разработка одобрена и рекомендована для преподавателей   IV курса по специальности «Лабораторная диагностика» дисциплин «Безопасность жизнедеятельности&r...

Методическая разработка практического занятия МДК 01.01. Теория и практика лабораторных общеклинических исследований, специальность 31.02.03 Лабораторная диагностика

Методическая разработка практического занятия МДК 01.01. Теория и практика лабораторных общеклинических исследований, специальность 31.02.03 Лабораторная диагностика...

Методическая разработка теоретического занятия МДК 01.01. Теория и практика лабораторных общеклинических исследований, специальность 31.02.03 Лабораторная диагностика

Методическая разработка теоретического занятия МДК 01.01. Теория и практика лабораторных общеклинических исследований, специальность 31.02.03 Лабораторная диагностика...

Дипломная работа студента «Сравнительная характеристика гематологических показателей анемий и их дифференциальная лабораторная диагностика» по специальности 31.02.03 Лабораторная диагностика

Дипломная работа студента «Сравнительная характеристика гематологических показателей анемий и их дифференциальная лабораторная диагностика» по специальности 31.02.03 Лабораторная диагности...

2018 Международная НПК, г. Дархан, статья "Сравнительная характеристика гематологических показателей анемий и их дифференциальная лабораторная диагностика"

018 Международная НПК, г. Дархан, статья "Сравнительная характеристика гематологических показателей анемий и их дифференциальная лабораторная диагностика"...

Технологическая карта практического учебного занятия Проведение общего анализа мочи, специальность 31.02.03 Лабораторная диагностика

Технологическая карта практического учебного занятия Проведение общего анализа мочи, специальность 31.02.03 Лабораторная диагностика...

Методический и контролирующий материал по теме: "Лейкозы" (курс "Современные методы клинических исследований в лабораторной диагностике" специальность Лабораторная диагностика")

Методический и контролирующий материал по теме: "Лейкозы" (курс "Современные методы клинических исследований в лабораторной диагностике" специальность Лабораторная диагностика"...