Методическая разработка ""Сестринская помощь при гломерулонефритах
методическая разработка

Данная методическая разработка предназначена для преподавателей профессиональных модулей, для самостоятельной работы обучающихся 3 курса на практических занятиях по ПМ.02 Участие в лечебно – диагностическом и реабилитационном процессах МДК.02.01  Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях, Раздел 2. Сестринская помощь в терапии.

Составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности среднего профессионального образования 34.02.01 «Сестринское дело» базовой подготовки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glomerulonefrit_razrabotka.docx724.83 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

3 курс 6 семестр

Тема: «Сестринская помощь при гломерулонефритах»

https://etamedicina.ru/wp-content/uploads/2020/11/30uyejh1.jpg

Москва 2022 го

Данная методическая разработка предназначена для преподавателей профессиональных модулей, для самостоятельной работы обучающихся 3 курса на практических занятиях по ПМ.02 Участие в лечебно – диагностическом и реабилитационном процессах МДК.02.01  Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях, Раздел 2. Сестринская помощь в терапии.

Составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности среднего профессионального образования 34.02.01 «Сестринское дело» базовой подготовки.

X9IBTCA8NTMGKCABWF4AYCAPOCRE0CAQFG40TCA1BTZ3WCAYZAYSNCATEXXF3CAQUIGFJCAVV7ESQCA48A0O5CAQSBAUBCAT7RHMLCALQVA3HCALM3Y6PCAHP7EEQCAE6IP29CALRIFCRCAD73FN2

Методическая разработка состоит из методического блока, включающая в себя план занятия; информационно-обучающего блока, который включает в себя терминологический словарь и опорный конспект; блок заданий на усвоение темы; контролирующий блок с эталонами ответов и список используемой литературы, приложения.

Методическая разработка по теме «Сестринская помощь при гломерулонефритах» по МДК.02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях, Раздел 2. Сестринская помощь в терапии предназначена для освоения студентом основного вида профессиональной деятельности (ВПД) – решения проблем пациента посредством сестринского ухода и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

  • Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
  • Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
  • Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.
  • Применять медикаментозные средства в соответствии
    с правилами их использования.
  • Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.
  • Вести утвержденную медицинскую документацию.
  • Осуществлять реабилитационные мероприятия.
  • Оказывать паллиативную помощь.

общих компетенций (ОК):

  • Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
  • Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество
  • Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
  • Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
  • Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
  • Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
  • Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий
  • Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать и осуществлять повышение квалификации
  • Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности
  • Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия
  • Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку
  • Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности
  • Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей
  • Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

Почки - один из самых важных и в тоже время один из наиболее уязвимых человеческих органов. Нарушение нормального функционирования почек приводит к серьёзным последствиям для всего организма. Одно из таких нарушений носит название гломерулонефрит, данное заболевание было впервые описано Ричардом Брайтом еще в 1827 г., однако существенный прогресс, в понимании природы этого заболевания достигнут лишь на протяжении последних трех десятилетий.

Заболевания почек почти всегда трудно поддаются лечению и нередко переходят в хроническую форму.

На сегодняшний день гломерулонефрит является одним из частых заболеваний почек, может развиться у людей обоих полов и в любом возрасте. Но в 2 раза чаще гломерулонефритом заболевают молодые люди (в 20-40 лет) и нередко переходит в хронический процесс, обусловливая развитие хронической почечной недостаточности.

Актуальность проблемы этого заболевания заключается в том, что не всегда удается вовремя поставить правильный диагноз гломерулонефрита за счет часто встречающихся экстраренальных проявлений, скрытых и атипично протекающих форм заболевания.

E:\Методработа 19-20\Человечек\47ee4494ce82515770bfa7c62e4a997c.jpg

E:\Методработа 19-20\Человечек\sm.jpeg

В ходе практического занятия обучающийся должен:

  • дать определение гломерулонефрита;
  • перечислить этиологию, патогенез острого и хронического гломерулонефрита;
  • знать клиническую картину гломерулонефритов;
  • осуществлять сестринскую помощь при остром и хроническом гломерулонефрите;
  • консультировать по вопросам питания при гломерулонефритах;
  • определять комплекс лабораторных и инструментальных видов исследований при гломерулонефритах;
  • проводить профилактические мероприятия для пациентов с факторами риска развития гломерулонефрита.

E:\Методработа 19-20\Человечек\s1200.jpeg

Дисциплины обеспечивающие

5JI72CA092F1BCAFW5478CAXNHCDQCA5JLG8PCAHTMW6JCAHMCI31CAIB1O56CA346L1CCA3IDW1PCASXB0HOCA8MGRZNCAVDQ98PCA4DAF58CANUSFQ2CAPB2MAICA114IKUCA6IY5VCCA0I35XK.jpg

ПМ.02 «Участие в лечебно – диагностическом и реабилитационном процессах

МДК.02.01 «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях»,

Раздел 2. Сестринская помощь в терапии

Тема: «Сестринская помощь при гломерулонефритах»

Дисциплины обеспечиваемые

ОП.01 Основы латинского языка с медицинской терминологией

ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

МДК.02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях

МДК.02.02 Основы реабилитации

ОП.02 Анатомия и физиология человека

ОП.03 Основы патологии

ОП.05 Гигиена и экология человека

ОП.09 Психология

ПМ.03 Оказание довра-чебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях

МДК.03.01 Основы реанимации

МДК.03.02 Медицина катастроф

ПМ.01 Проведение про-филактических мероприятий

  1. Информационные средства:
  • Э.В. Смолина, «Сестринское дело в терапии с курсом первичной медико-санитарной помощи», «Феникс», Ростов-на-Дону, 2019 год;
  • Методическая разработка по теме «Сестринская помощь при гломерулонефритах
  • Документация к осуществлению сестринского ухода.
  1. Методические материалы:

  • Тестовый контроль для проверки и коррекции исходного уровня знаний;

  • Тестовые задания на закрепление темы «Сестринская помощь при гломерулонефритах»;

  • Ситуационные задачи.
  1. Технические средства:
  •    Компьютер;
  •    Проектор.

4.Учебно-наглядные пособия:

  • Мультимедийная презентация на тему: «Сестринская помощь при гломерулонефритах».

.http://www.ukazka.ru/img/g/uk29794.jpg

WIAWCCA5V3LOVCAC0SOOECA5FSJHSCAMO01PACAQ8ZUYDCAS6MW2UCAMW0FYHCAVQHHSGCAAY90SYCAW421Z6CA1PQPSDCAHH9SFVCASYZ2KICAXCD5H6CAFHW45QCANI05RFCACXKQIOCA0I7C4R

п/п

Этапы уроков

Время

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Методы, формы,

приемы

Средства

обучения

1.

Организационный момент

5 минут

Проверка готовности студентов к занятию, сообщение  темы и целей занятия.

Знакомство с целью и темой урока, подготовка  к восприятию учебного материала.

Фронтальный опрос.

Информационные средства, методические материалы. (Методическая разработка для студентов  «Сестринская помощь при гломерулонефритах»).

2.

Контроль исходного уровня знаний

15 минут

Проверка знаний студентов.

Коррекция и закрепление знаний, полученных  на занятиях по теме  «Сестринская помощь при гломерулонефритах».

Тестовый контроль.

Методическаяразработка для студентов  «Сестринская помощь при гломерулонефритах».

3.

Изучение нового материала

10 минут

Изложение нового материала.

Коррекция конспекта.

Объяснительно – иллюстративные методы обучения.

Мультимедийная презентация с изложением лекции по теме «Сестринская помощь при гломерулонефритах».

4.

Контроль усвоения  темы «Сестринская помощь при гломерулонефритах»

20 минут

Проверка знаний учащихся.

Коррекция и закрепление знаний по теме «Сестринская помощь при гломерулонефритах».

Тестовые задания по теме «Сестринская помощь при гломерулонефритах»

Тестовые задания  по теме

«Сестринская помощь при гломерулонефритах».

Опорный конспект по теме

«Сестринская помощь при гломерулонефритах».

5.

Самостоятельная работа

30 минут

Проверка знаний учащихся.

Решение ситуационных задач, заполнение таблиц

Задания по теме «Сестринская помощь при гломерулонефритах»

Опорный конспект по теме

«Сестринская помощь при гломерулонефритах», методическая разработка для студентов  «Сестринская помощь при гломерулонефритах».

6.

Заключительная часть

10 минут

Подведение итогов: оценка выполнения заданий, выставление оценок.

Задание на дом:

Составление памяток по питанию, ситуационных задач, листа диспансерного наблюдения по теме

«Сестринская помощь при гломерулонефритах».

Анализ работы, применение знаний и умений в самостоятельной деятельности.

Заключительный инструктаж, анализ качества выполнения заданий и тестовых заданий, поощрение студентов.

Учебник

Э.В. Смолина, «Сестринское дело в терапии с курсом первичной медико-санитарной помощи», «Феникс», Ростов-на-Дону, 2019 год

E:\Методработа 19-20\Человечек\942050_original.jpg

Гломерулонефрит, который еще называют клубочковым нефритом, - двустороннее аутоиммунное воспалительное заболевание почек с преобладающим поражением почечных клубочков и включением в патологический процесс почечных канальцев, интерстициальной ткани и сосудов. Протекает остро или хронически (с повторными обострениями и ремиссиями), имеет прогрессивный характер и отличается постепенной, но неуклонной гибелью клубочков и сморщиванием почек.

Гломерулонефрит – это заболевание почек иммунновоспалительного характера. Поражает преимущественно почечные клубочки. В меньшей степени в процесс вовлекаются интерстициальная ткань и канальцы почек. Гломерулонефрит протекает, как самостоятельное заболевание или развивается при некоторых системных патологиях.

Причины появления гломерулонефрита

Гломерулонефрит может быть первичным, возникающим вследствие непосредственного морфологического разрушения почек, или вторичным, вызываемым широким спектром заболеваний, которые помимо почек могут поражать и другие органы.

Многие ученые считают основной причиной развития гломерулонефрита инфекционные заболевания: бактериальные (туберкулез, сифилис, стрептококковые, стафилококковые (группы А) и пневмококковые инфекции), грибковые, паразитарные и вирусные инфекции (вызванные вирусами гепатита В и С, простого герпеса, Эпштейна-Барр, цитомегаловирусом, ВИЧ).

Нередкая причина гломерулонефрита – наличие у пациента системных заболеваний (ревматоидного артрита, системной красной волчанки, васкулита, амилоидоза).

Гломерулонефрит может развиться на фоне некоторых онкологических заболеваний (множественной миеломы, рака легких, хронического лимфоцитарного лейкоза).

К другим причинам клубочкового нефрита относят наследственный фактор, воздействие токсинов, поствакцинальные осложнения.

Острый гломерулонефрит чаще развивается у детей 3–7 лет или взрослых 20–40 лет. Мужчины болеют в 2–3 раза чаще, чем женщины.

Классификация заболевания

Клиническая классификация гломерулонефрита.

Острый гломерулонефрит:

  • с развернутой клинической картиной (циклическая форма),
  • со стертыми клиническими проявлениями (латентная, ациклическая форма).

Хронический гломерулонефрит:

  • изолированный мочевой синдром (латентный нефрит),
  • гипертоническая форма,
  • гематурическая форма,
  • нефротически-гипертоническая форма (смешанная форма),
  • нефротический синдром.

Быстропрогрессирующий (подострый).

По активности процесса:

  • ремиссия;
  • активная стадия (увеличение в 5-10 раз гематурии, протеинурии, нарастание артериального давления и отеков, появление нефротического синдрома или острой почечной недостаточности).

Симптомы гломерулонефрита

Для острого гломерулонефрита характерно внезапное начало заболевания через 1–2 недели после воздействия провоцирующего фактора. Основными симптомами являются:

выраженное недомогание, общая слабость, быстрая утомляемость, тошнота, потеря аппетита, рвота и другие симптомы интоксикации; повышение температуры тела до высоких значений; боль в поясничной области; боль в животе и суставах; выраженные отеки на лице, особенно периорбитальные; повышение артериального давления; олигурия (резкое снижение объема выделяемой мочи); потемнение мочи в результате гематурии (примеси крови в моче); нарушения со стороны центральной нервной системы.

Около половины пациентов, страдающих острым гломерулонефритом, не имеют никаких симптомов.

Хронический гломерулонефрит, как правило, вызывает только очень слабые или едва заметные симптомы. Происходит потеря белка с мочой, за счет чего нарастают отеки. Во многих случаях наблюдается повышение артериального давления. Заболевание чаще выявляют по результатам планового анализа мочи при обнаружении в ней белка и клеток крови.

Диагностика гломерулонефрита

Диагноз ставится на основании анализов крови и мочи, иногда на основании визуализирующих методов обследования и/или биопсии почек.

Лабораторное обследование:

  • общий анализ мочи – наличие эритроцитов, белка, уменьшение относительной плотности мочи говорит об ухудшении функции почек. При макрогематурии моча становится черной, темно-коричневой, или приобретает цвет «мясных помоев»;
  • альбумин в моче и показатель альбуминурии, нормализованный по креатинину;
  • общий анализ крови – определяются признаки воспаления;
  • биохимический анализ крови необходим для оценки уровня мочевины, креатинина, альбумина, изменения содержания общего белка, оценки уровня цистотина С, изменения концентрации электролитов, включая общий кальций и неорганический фосфор, для оценки липидного профиля;
  • скорость клубочковой фильтрации;
  • определение эритропоэтина в крови;
  • определение титра антистрептолизина–О при стрептококковой инфекции.
  • Для выявления аутоиммунных причин развития заболевания может потребоваться иммунологическое исследование на антитела к нуклеосомам, дифференциальная диагностика системной красной волчанки и ревматических заболеваний.

Инструментальная диагностика:

  • ультразвуковое исследование почек для исключения полостных и объемных образований;
  • компьютерная томография почек;
  • сцинтиграфия почек;
  • внутривенная урография для исключения врожденной и урологической патологии;
  • пункционная биопсия с использованием световой микроскопии – основной метод морфологической диагностики гломерулонефрита.

Лечение гломерулонефрита

Лечение заболевания включает в первую очередь общетерапевтические мероприятия:

постоянный врачебный контроль,

активное снижение повышенного АД,

контроль потребления жидкости, прием диуретиков при отечном синдроме,

коррекция диеты – снижение потребления белка,

ограничение режима рекомендовано только в период обострения процесса или развития хронической почечной недостаточности.

В большинстве случаев при заболевании острым гломерулонефритом специфическое лечение отсутствует.

Этиологическим лечением гломерулонефрита является терапия заболевания, являющегося его причиной:

  • применение антибиотиков при постстрептококковом гломерулонефрите или при заболевании, связанном с подострым инфекционным эндокардитом;
  • специфическое лечение сифилитического, малярийного и паратуберкулезного гломерулонефритов;
  • удаление опухоли при паранеопластическом нефротическом синдроме;
  • прекращение приема соответствующего препарата, вызвавшего лекарственный нефрит;
  • исключение аллергизирующих факторов при атопическом нефрите.

Патогенетическое лечение направлено на коррекцию иммунных процессов, воспаления, внутрисосудистую коагуляцию. В определенной степени к патогенетической терапии относится и антигипертензивная терапия, а в отдельных случаях — диуретическая. Прием ингибиторов АПФ либо блокаторов рецепторов ангиотензина II часто замедляет развитие хронического гломерулонефрита, приводит к снижению артериального давления и выведению белка с мочой. В случае быстро прогрессирующего гломерулонефрита для подавления иммунного ответа назначают высокие дозы кортикостероидов и цитостатики. Кроме того, для удаления антител из крови иногда используется плазмаферез.

К заместительной терапии относятся гемодиализ, перитонеальный диализ, трансплантация почек. Гемодиализ (искусственная почка), который помогает очистить кровь от токсинов, может потребоваться при развитии уремии (серьезной интоксикации организма продуктами белкового обмена). Трансплантация почки позволяет восстановить весь спектр утраченных функций почек.

При хронической форме гломерулонефрита хорошо зарекомендовала себя физиотерапия – индуктотермия (электромагнитное излучение); ультразвук и термотерапия (сухое тепло). Физиотерапия помогает улучшить фильтрацию мочи, снижает артериальное давление, убирает отеки.

Осложнения

Острый постстрептококковый гломерулонефрит полностью проходит в большинстве случаев, особенно у детей. Хроническая болезнь почек развивается примерно у 1% детей и 10% взрослых.

Прогноз для пациентов с быстро прогрессирующим гломерулонефритом зависит от степени рубцевания клубочков и от того, можно ли вылечить причину заболевания.

У некоторых больных, получающих необходимое лечение на ранних стадиях, функция почек сохраняется, и диализ не требуется. Однако поскольку ранние симптомы могут быть едва заметными, большинство пациентов, страдающих быстро прогрессирующим гломерулонефритом, не знают о заболевании и не обращаются за медицинской помощью до тех пор, пока не разовьется почечная недостаточность.

Если лечение осуществляется на поздних стадиях, то вероятность развития хронической болезни почек с почечной недостаточностью значительно выше. В результате 80–90% таких пациентов становятся зависимыми от диализа. Прогноз также определяют причины заболевания, возраст и наличие сопутствующих патологий.

Осложнения хронического гломерулонефрита:

  • острая почечная недостаточность;
  • хроническая почечная недостаточность;
  • энцефалопатия (эклампсия) – возможна у пациентов с острым гломерулонефритом.

У некоторых детей и взрослых, которые полностью не выздоравливают от острого гломерулонефрита, развиваются другие виды нарушений функции почек, например, синдром бессимптомной протеинурии и гематурии, нефротический синдром.

Профилактика гломерулонефрита

Первичная профилактика заключается в своевременном лечении стрептококковой инфекции для предотвращения развития острого гломерулонефрита, в случае хронического гломерулонефрита – профилактика раннего развития осложнений (в частности, хронической почечной недостаточности).

Основные правила профилактики гломерулонефрита очень просты:

  • своевременное лечение всех инфекционных болезней, а также санация хронических очагов (например, хронического тонзиллита или фарингита, лечение кариозных зубов);
  • ограничение соли в рационе;
  • здоровый образ жизни (отказ от алкоголя и сигарет, правильное питание, физическая активность);
  • избегать длительного переохлаждения и перегревания;
  • все сыворотки и вакцины следует использовать строго по показаниям врача;
  • соблюдение питьевого режима – не менее 1,5 литров чистой питьевой воды в день;
  • контроль сахара в крови (особенно у диабетиков).

E:\Методработа 19-20\Человечек\right-or-wrong-127879.jpg

3.1 Тестовые задания по проверке и коррекции исходного уровня

знаний по теме «Сестринская помощь при гломерулонефритах»

Выбрать один правильный ответ

1.        Основная причина острого гломерулонефрита

а) бета-гемолитический стрептококк

б) грибковая инфекция

в) кишечная палочка

г) микобактерии

2.        При гломерулонефрите преимущественно поражаются почечные

а) канальцы

б) клубочки

в) лоханки

г) чашечки

3.        Симптом Пастернацкого определяют при исследовании заболеваний

а) печени

б) легких

в) сердца

г) почек

4.        Острый гломерулонефрит возникает после ангины через

а) 1-2 дня

б) 3-4 дня

в) 1-2 недели

г) 1-2 месяца

5.        Отеки почечного происхождения появляются

а) утром на ногах

б) утром на лице

в) вечером на ногах

г) вечером на лице

6.        Ранним проявлением развивающихся скрытых отеков является

а) гидроторакс

б) гидроперикард

в) увеличение живота

г) увеличение массы тела и уменьшение суточного диуреза

7.        При остром гломерулонефрите моча имеет цвет

а) бесцветный

б) "пива"

в) соломенно-желтый

г) "мясных помоев"

8.        Моча цвета "мясных помоев" обусловлена содержанием большого количества

а) бактерий

б) лейкоцитов

в) цилиндров

г) эритроцитов

9.        У пациента с острым гломерулонефритом медсестра обнаруживает

а) повышение АД

б) понижение АД

в) желтуху

г) акроцианоз

10.        Мочу для общего клинического анализа медсестра должна доставить в лабораторию в течение

а) 1 часа

б) 3 часов

в) 5 часов

г) 7 часов

11.        Для сбора мочи на общий анализ медсестра должна обеспечить пациента

а) сухой банкой

б) сухой пробиркой

в) стерильной банкой

г) стерильной пробиркой

12.        Суточный диурез у пациента с острым гломерулонефритом составил 400 мл – это

а) анурия

б) олигурия

в) полиурия

г) протеинурия

13.        Анурия – это

а) много мочи

б) нормальное количество мочи

в) преобладание ночного диуреза над дневным

г) отсутствие мочи

14.        Количество мочи, которое медсестра отправляет в лабораторию для проведения общего анализа (в миллилитрах)

а) 3-5

б) 10-15

в) 100-200

г) 300-400

15.        При остром гломерулонефрите медсестра рекомендует пациенту режим

а) строгий постельный

б) постельный

в) палатный

г) общий

16.        Диета при остром гломерулонефрите предусматривает ограничение

а) белков и жиров

б) белков и углеводов

в) жидкости и соли

г) жидкости и углеводов

17.        Анализ мочи по методу Нечипоренко проводится для определения в единице объма

а) белка, глюкозы

б) солей, билирубина

в) ацетона, глюкозы

г) лейкоцитов, эритроцитов

18.        Для проведения анализа мочи по методу Нечипоренко медсестра отправляет в лабораторию

а) 50 мл свежевыделенной теплой мочи

б) 100-200 мл из суточного количества

в) 10-часовую порцию

г) 3-5 мл из средней порции

19.        Для проведения анализа мочи по методу Зимницкого медсестра готовит пациенту

а) сухую банку

б) стерильную банку

в) сухую пробирку

г) 8 сухих банок

20.        Для оценки функционального состояния почек медсестра готовит пациента к проведению анализа мочи

а) общего

б) по методу Зимницкого

в) по методу Нечипоренко

г) бактериологического

21.        При проведении анализа мочи по методу Зимницкого определяют

а) ацетон, сахар

б) билирубин, белок

в) лейкоциты, эритроциты

г) количество, относительная плотность мочи

22.        Никтурия – это

а) уменьшение суточного количества мочи менее 500 мл

б) увеличение суточного количества мочи более 2000 мл

в) преобладание ночного диуреза над дневным

г) болезненное мочеиспускание

23.        Превышение ночного диуреза над дневным

а) анурия

б) никтурия

в) олигурия

г) полиурия

24.        У пациента суточный диурез составил 2500 мл – это

а) анурия

б) олигурия

в) полиурия

г) никтурия

25.        Диспансерное наблюдение лиц, перенесших острый гломерулонефрит, проводится в течение

а) 1 года

б) 2 лет

в) 3 лет

г) 4 лет

3.2 Задание для закрепления знаний по теме «Сестринская помощь при гломерулонефритах»

Ситуационная задача

Пациентка 45 лет находится в нефрологическом отделении с диагнозом: хрониче-ский гломерулонефрит. Предъявляет жалобы на общую слабость, одышку, головную боль, тошноту, отеки, сниженный аппетит, плохой сон.

Состояние тяжелое. Сидит в постели в подушках почти без движения. Кожные по-кровы бледные, акроцианоз, лицо одутловатое, отеки на ногах, пояснице, ЧДД 32 в ми-нуту, ЧСС 92 удара в минуту, ритмичный, напряженный, АД 170/100 мм рт. ст. Живот увеличен в объеме за счет выраженного асцита.

Врачом назначен постельный режим.

Задания

  1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

Неудовлетворенные потребности пациента

Обоснование

План сестринского ухода

Проблема

Сестринское вмешательство

E:\Методработа 19-20\Человечек\clipboard-check-list-1024x768-1-02072018.jpg

4.1 Эталоны ответов к тестовым заданиям по проверке и коррекции исходного уровня знаний по теме «Сестринская помощь при гломерулонефритах»

1         а

2         б

3         г

4         в

5         б

6         г

7         г

8         г

9         а

10         а

11         а

12         б

13         г

14         в

15         а

16         в

17         г

18         г

19         г

20         б

21         г

22         в

23         б

24         в

25         б

Критерии оценки для тестовых заданий

по теме «Сестринская помощь при гломерулонефритах»

«5» - 90% правильных ответов –0-1 ошибка

«4» - 80% правильных ответов –2-3 ошибки

«3» - 70% правильных ответов –4-5 ошибки

«2» - менее 70% правильных ответов – более 5 ошибок

4.2 Эталон ответа для закрепления знаний по теме

 «Сестринская помощь при гломерулонефритах»

Ситуационная задача

Неудовлетворенные потребности пациента

Обоснование

В безопасности

жалобы на общую слабость, головную боль

Во сне

плохой сон

В нормальном дыхании

одышка

В адекватном питании и питье

тошнота, сниженный аппетит

В физиологических отправлениях

отеки

План сестринского ухода

Проблема

Сестринское вмешательство

Приоритетная

Головная боль

  1. Мотивировать пациента на выполнение назначений врача и действия медицинской сестры
  2. Обеспечить пациента кнопкой вызова медицинской сестры при приступе удушья
  3. Рассказать пациенту о принципах питания при заболевании, контролировать передачи от родственников пациента
  4. Рассказать о необходимости соблюдения назначенного режима
  5. Помогать пациенту при передвижении, при необходимости использовать кресло-каталку
  6. Приносить пищу пациенту в палату
  7. Выполнять назначения врача
  8. Контролировать диурез, вес пациента ежедневно
  9. Контролировать АД, ЧДД, ЧСС
  10. Проветривать палату, соблюдать лечебно-охранительный режим

Настоящая (действительная)

слабость, одышка, тошнота, отеки, сниженный аппетит, плохой сон

  1. Потенциальная
  2. ХПН, эклампсия

https://praktika.ru/wp-content/uploads/2017/06/8475621_m.jpg

Методические рекомендации по самоподготовке

1. Для усвоения темы Вам предлагается использовать учебную литературу Э.В. Смолина, «Сестринское дело в терапии с курсом первичной медико-санитарной помощи», «Феникс», Ростов-на-Дону, 2019 год;

2.Для усвоения и закрепления данной темы составьте памятки по профилактике для пациента с факторами риска развития острого гломерулонефрита.

3. Составьте план диспансеризации для пациента с острым и хроническим гломерулонефритом.

4.Составьте памятку для пациента с хроническим гломерулонефритом по питанию.

http://www.clipartsuggest.com/images/98/different-directions-wondering-which-way-to-go-over-white-background-Q21tOA-clipart.jpg

Литература

Основная:

  • Смолина Э.В., «Сестринское дело в терапии с курсом первичной медико-санитарной помощи», «Феникс», Ростов-на-Дону, 2019 год.

Дополнительная:

  • Отвагина Т.В. «Терапия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2019 г.

http://sosch16.ru/uploads/news/big_5432591cd32a8e9dek.jpg

Приложение 1

 «Взятие крови из периферической вены»

(с помощью закрытых вакуумных систем)

1.

Требования к обеспечению безопасности труда медицинского персонала

Максимальный балл

Набранный балл

1.1.

Требования по безопасности труда при выполнении услуги

1.До и после процедуры проводить гигиеническую обработку рук

1

2.Использование перчаток во время процедуры

1

3.При угрозе разбрызгивания биологических жидкостей обязательно использование маски, специальных защитных очков

1

4.Использовать непрокалываемые контейнеры, деструкторы для использованных игл

1

2.

Функциональное назначение простой медицинской услуги (цель):

2.1.

  1. Диагностическое

1

3.

Материальные ресурсы

3.1.

Приборы, инструменты, изделия медицинского назначения

1.Манипуляционный столик

1

2.Лоток нестерильный для расходуемого материала

1

3.Кушетка/кровать/стол/стул (в зависимости от положения во время процедуры)

1

4.Ветошь

1

5.Фантом «Руки»

1

6.Закрытая система для забора крови (двухсторонняя игла, иглодержатель)

1

7.Пробирки с крышкой (вакуумные)

1

8.Подушечка из влагостойкого материала (или подлокотник для стабилизации руки)

1

9.Емкости с дезинфицирующим раствором

1

10.Непромокаемый пакет (мешок) белого цвета для медицинских отходов класса А

1

11.Непромокаемый пакет (мешок) желтого цвета для медицинских отходов класса Б

1

3.2.

Прочий расходуемый материал

  1. 1.Жидкое мыло

1

2.Одноразовое полотенце

1

3.Антисептик для обработки кожи рук

1

4.Салфетки инъекционные стерильные

1

5.Салфетки марлевые стерильные

1

6.Перчатки медицинские (нестерильные)

1

7.Штатив для пробирок

1

8.Жгут венозный

1

9.Маска

1

10.Бинт или пластырь

1

11.Лента со штрих-кодом

1

4.

Характеристика методики выполнения простой медицинской услуги

4.1.

Алгоритм взятия крови из периферической вены

(с помощью закрытых вакуумных систем)

I. Подготовка к процедуре:

1.Идентифицировать пациента, представиться ему

1

2.Объяснить пациенту ход и цель предстоящей процедуры

1

3.Получить информированное согласие на предстоящую медицинскую процедуру. В случае отсутствия такого уточнить дальнейшие действия врача

1

4.Предложить/помочь пациенту занять удобное положение (сидя или лежа)

1

5.Промаркировать пробирки (наклеить штрих-код)

1

6.Обработать руки гигиеническим способом, осушить

1

7.Обработать руки антисептиком

1

8.Надеть нестерильные перчатки

1

9.Выбрать и осмотреть/пальпировать область предполагаемой инъекции

1

10.Предложить пациенту максимально разогнуть

руку в локтевом суставе, для чего подложить под локоть пациента клеенчатую подушечку

1

11.Наложить жгут (на рубашку или салфетку) в средней трети плеча так, чтобы пульс на лучевой артерии пальпировался, и попросить пациента сжать кисть в кулак не давая нагрузку

1

II. Выполнение процедуры:

12.Взять иглу и снять защитный колпачок с нее. Если используется двусторонняя игла, снять защитный колпачок серого или белого цвета

1

13.Вставить иглу в иглодержатель и завинтить до упора

1

14.Определить наиболее наполненную вену

1

15.Обработать инъекционное поле не менее чем двумя салфетками с антисептиком, делая движения в одном направлении

1

16.Подождать до полного испарения кожного антисептика

1

17.Снять колпачок с другой стороны иглы

1

18.Натянуть кожу в области венепункции другой рукой, фиксируя вену

1

19.Держать иглу срезом вверх пунктировать вену

1

20.Вставить заранее приготовленную пробирку в иглодержатель до упора и удерживать ее, пока кровь не перестанет поступать в пробирку

1

21.Снять жгут сразу же после начала поступления крови в пробирку

1

22.Убедиться, что пациент разжал кулак

1

23.Набрать необходимое количество крови

1

24.Извлечь пробирку из держателя (по необходимости вставить следующую пробирку с учетом рекомендаций по последовательности заполнения пробирок)

1

25.Перевернуть аккуратно заполненную пробирку, если этого требует наполнитель пробирки, смешивая наполнитель с пробой

1

26.Приложить сухую стерильную салфетку к месту венепункции

1

27.Извлечь иглу

1

28.Попросить пациента держать салфетку у места венепункции 5-7 мин., прижимая большим пальцем второй руки, или забинтовать место инъекции

1

29.Убедиться, что у пациента наружного кровотечения в области венепункции нет

1

III. Окончание процедуры:

30.Сбросить использованные расходные материалы в пакет для отходов класса А, Б

1

31.Поместить многоразовый материал в емкости с дезинфицирующим раствором

1

32.Снять перчатки и сбросить их в пакет для отходов класса Б

1

33.Обработать руки гигиеническим способом

1

34.Уточнить у пациента его самочувствие

1

35.Сделать соответствующую запись о результатах выполнения в медицинской документации

1

36.Организовать доставку пробирок с полученным лабораторным материалом в лабораторию

1

ИТОГО:

63

Подпись преподавателя (эксперта) _______________

Оценка __________________

Приложение 2

«Измерение массы тела»

1.

Требования к обеспечению безопасности труда медицинского персонала

Максимальный балл

Набранный балл

1.1.

Требования по безопасности труда при выполнении услуги

1. До и после проведения исследования провести гигиеническую обработку рук

1

2.

Функциональное назначение простой медицинской услуги (цель):

2.1.

Диагностическое

1

3.

Материальные ресурсы

3.1.

Приборы, инструменты, изделия медицинского назначения

1. Медицинские весы любой модификации с диапазоном измерений, соответствующим возрастным характеристикам пациента, поверенные и разрешенные к применению в медицинской практике

1

2. Емкость с дезинфицирующим раствором

1

3. Непромокаемый пакет (мешок) белого цвета для медицинских отходов класса А

1

4. Непромокаемый пакет (мешок) желтого цвета для медицинских отходов класса Б

1

3.2.

Прочий расходуемый материал

  1. Жидкое мыло

1

2. Одноразовое полотенце

1

3. Антисептик для обработки кожи рук

1

4. Перчатки медицинские (нестерильные)

1

5.Одноразовая салфетка (или чистый лист бумаги для поверхности весов)

1

6. Ветошь

1

4.

Характеристика методики выполнения простой медицинской услуги

4.1.

Алгоритм измерения массы тела ребенку старше 2 лет

I. Подготовка к процедуре:

  1. Подготовить необходимое оснащение

1

  1. Проверить исправность и точность медицинских весов в соответствии с инструкцией по их применению

1

  1. Установить равновесие весов (для механических конструкций), закрыть затвор

1

  1. Постелить одноразовую салфетку на площадку весов

1

5. Идентифицировать пациента, представиться ему

1

6. Объяснить пациенту ход и цель предстоящей процедуры

1

7.Получить информированное согласие на предстоящую медицинскую процедуру. В случае отсутствия такого уточнить дальнейшие действия врача

1

8. Обработать руки гигиеническим способом, осушить

1

II. Выполнение процедуры:

9. Предложить и помочь пациенту раздеться до нательного белья, и осторожно встать (без обуви) на центр площадки весов

1

10. Придерживать пациента за руку в момент вставания на измерительную панель весов и следить за его равновесием в процессе проведения измерения

1

11. Открыть затвор весов (для механических конструкций), провести определение массы тела пациента (в соответствии с инструкцией по применению), закрыть затвор весов (для механических конструкций)

1

III. Окончание процедуры:

12. Сообщить результат исследования веса пациенту

1

13. Помочь пациенту сойти с площадки весов, придерживая его за руку

1

14. Обработать руки гигиеническим способом, осушить

1

15. Надеть нестерильные перчатки

1

16.Снять салфетку с площадки весов и поместить ее в пакет для отходов класса Б

1

17. Провести дезинфекцию поверхности весов

1

18. Снять перчатки и сбросить их в пакет для отходов класса А

1

19. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.

1

20.Сделать соответствующую запись о результатах выполнения в медицинской документации

1

Итого:

32

Подпись преподавателя (эксперта) _______________

Оценка __________________

Приложение 3

«Исследование пульса»

1.

Требования к обеспечению безопасности труда медицинского персонала

Максимальный балл

Набранный балл

1.1.

Требования по безопасности труда при выполнении услуги

1. До и после процедуры проводить гигиеническую обработку рук

1

2.

Функциональное назначение простой медицинской услуги (цель):

Диагностическое /профилактическое

1

3.

Материальные ресурсы

3.1.

Приборы, инструменты, изделия медицинского назначения

1. Часы или секундомер

1

2. Кушетка/кровать

1

3.Стол/стул

1

4. Ветошь

1

3.2.

Прочий расходуемый материал

1.Жидкое мыло

1

2.Одноразовое полотенце

1

3.Антисептик для обработки кожи рук

1

4.

Характеристика методики выполнения простой медицинской услуги

4.1.

Алгоритм исследования пульса

I. Подготовка к процедуре:

1. Проверить исправность часов (или секундомера) соответствии с инструкцией по его применению.

1

2.Идентифицировать пациента, представиться ему

1

3.Объяснить пациенту ход и цель предстоящей процедуры

1

4.Получить информированное согласие на предстоящую медицинскую процедуру. В случае отсутствия такого уточнить дальнейшие действия врача

1

5.Обработать руки гигиеническим способом, осушить

1

6. Придать пациенту удобное положение, усадить или уложить его (руки расслаблены, не должны быть на весу, ладонями вверх).

1

II. Выполнение процедуры:

7. Прижать 2, 3, 4 пальцами (1 палец должен находиться со стороны тыла кисти) лучевые артерии на обеих руках пациента и почувствовать пульсацию

1

8. Определить ритм пульса в течение 30 секунд.

1

9. Выбрать одну удобную руку пациента для дальнейшего исследования пульса

1

10. Взять часы или секундомер и исследовать пульсацию лучевой артерии в течение 30 секунд, умножить на два (если пульс ритмичный). Если пульс не ритмичный – считать в течение 1 минуты

1

11. Прижать артерию сильнее, чем прежде, к лучевой кости и определить напряжение пульса (если пульсация исчезает при умеренном нажатии – напряжение умеренное; если пульсация не ослабевает – пульс напряжённый, твердый; если пульсация полностью прекратилась - напряжение слабое или мягкое).

1

12. Определить наполнение пульса: если пульсовая волна четкая, то пульс полного наполнения, если пульсовая волна слабая, то пульс неполного наполнения.

 1

III. Окончание процедуры:

13. Сообщить пациенту результат исследования пульса.

1

14. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.

1

15. Сделать соответствующую запись о выполненной процедуре в медицинской документации

1

ИТОГО:

24

Подпись преподавателя (эксперта) _______________

Оценка __________________

Приложение 4

        «Измерение частоты дыхания»

1.

Требования к обеспечению безопасности труда медицинского персонала

Максимальный балл

Набранный балл

1.1.

Требования по безопасности труда при выполнении услуги

1. До и после процедуры проводить гигиеническую обработку рук

1

2.

Функциональное назначение простой медицинской услуги (цель):

Диагностическое /профилактическое

1

3.

Материальные ресурсы

3.1.

Приборы, инструменты, изделия медицинского назначения

1. Часы или секундомер

1

2. Кушетка/кровать

1

3.Стол/стул

1

4. Ветошь

1

5.Непромокаемый пакет (мешок) белого цвета для медицинских отходов класса А

1

6.Непромокаемый пакет (мешок) желтого цвета для медицинских отходов класса Б

1

3.2.

Прочий расходуемый материал

  1. Жидкое мыло

1

2. Одноразовое полотенце для рук персонала

1

3. Антисептическое средство для обработки рук

1

4.

Характеристика методики выполнения простой медицинской услуги

4.1.

Алгоритм измерение

частоты дыхания

I. Подготовка к процедуре:

1. Проверить исправность часов (или секундомера) соответствии с инструкцией по его применению.

1

2.Идентифицировать пациента, представиться ему

1

3.Объяснить пациенту ход и цель предстоящей процедуры

1

4.Получить информированное согласие на предстоящую медицинскую процедуру. В случае отсутствия такого уточнить дальнейшие действия врача

1

5. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.

1

6. Придать пациенту удобное положение, усадить или уложить его, чтобы видеть верхнюю часть его грудной клетки и/или живота.

1

II. Выполнение процедуры:

7. Взять пациента за руку так, как для исследования пульса, держать руку пациента за запястье.

1

8.  Положить руки (свою и пациента) на грудную клетку (у женщин) или на эпигастральную область (у мужчин), имитируя исследование пульса и считать дыхательные движения за 30 секунд, умножив результат на два или осуществлять подсчет за 1 минуту.

1

III. Окончание процедуры:

9. Сообщить пациенту результат исследования.

1

10. Помочь пациенту принять удобное для него положение.

1

11. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.

1

12. Записать результаты в соответствующую медицинскую документацию.

1

ИТОГО:

23

Подпись преподавателя (эксперта) _______________

Оценка __________________

_____________________________________________________________________________

Приложение 5

 «Измерение артериального давления на периферических артериях»

1.

Требования к обеспечению безопасности труда медицинского персонала

Максимальный

балл

Набранный балл

1.1.

Требования по безопасности труда при выполнении услуги

1. До и после проведения исследования провести гигиеническую обработку рук

1

2.

Функциональное назначение простой медицинской услуги (цель):

2.1.

Диагностическое /профилактическое

1

3.

Материальные ресурсы

3.1.

Приборы, инструменты, изделия медицинского назначения

1.Прибор для измерения артериального давления (прошедший ежегодную поверку средств измерения), соответствующий росто-возрастным показателям пациента, разрешенный к применению в Российской Федерации и поверенный

1

2.Стетофонендоскоп (при аускультативном определении тонов Короткова)

1

3.Кушетка/стул (в зависимости от положения пациента)

1

4.Стол

1

5.Салфетки инъекционные стерильные (ватные шарики, смоченные кожным антисептиком)

1

3.2.

Прочий расходуемый материал

1.Жидкое мыло

1

2.Одноразовое полотенце для рук персонала

1

3.Медицинская документация для регистрации полученных данных

1

4.

Характеристика методики выполнения простой медицинской услуги

4.1.

Алгоритм исследования артериального давления на периферических артериях

I. Подготовка к процедуре:

1.Проверить исправность прибора для измерения артериального давления в соответствии с инструкцией по его применению

1

2.Идентифицировать пациента, представиться ему

1

3.Объяснить пациенту ход и цель предстоящей процедуры

1

4.Получить информированное согласие на предстоящую медицинскую процедуру. В случае отсутствия такого уточнить дальнейшие действия врача

1

5.Предложить/помочь пациенту занять удобное положение (выбор положения зависит от состояния пациента)

1

6.Уточнить у пациента его рабочее давление

1

7.Обработать руки гигиеническим способом, осушить

1

II. Выполнение процедуры:

8.Обнажить руку пациента, расположив ее ладонью вверх, на уровне сердца

1

9.Наложить манжету прибора для измерения артериального давления на плечо пациента (между манжетой и поверхностью плеча должно помещаться два пальца (для детей и взрослых с маленьким объемом руки - один палец), а ее нижний край должен располагаться на 2,5 см выше локтевой ямки)

1

10.Наложить два пальца левой руки на предплечье в месте прощупывания пульса

1

11.Закрыть вентиль груши прибора для измерения артериального давления

1

12.Произвести нагнетание воздуха грушей прибора для измерения артериального давления до исчезновения пульса (этот уровень давления, зафиксированный на шкале прибора для измерения артериального давления, соответствует систолическому давлению)

1

13.Спустить воздух из манжеты прибора для измерения артериального давления и подготовить прибор для повторного накачивания воздуха

1

14.Поместить мембрану стетофонендоскопа у нижнего края манжеты над проекцией плечевой артерии в области локтевой впадины, слегка прижав к коже, но не прилагая для этого усилий

1

15.Накачать повторно манжету прибора для измерения артериального давления до уровня, превышающего полученный результат при пальцевом измерении по пульсу на 30 мм рт.ст.

1

16.Начать спускать воздух из манжеты со скоростью 2-3 мм рт.ст./с. сохраняя положение стетофонендоскопа

1

17.Запомнить по шкале на приборе для измерения артериального давления появление первого тона Короткова - это систолическое давление, значение которого должно совпадать с оценочным давлением, полученным пальпаторным путем по пульсу

 1

18.Отметить по шкале на приборе для измерения артериального давления прекращение громкого последнего тона Короткова - это диастолическое давление.

1

19.Продолжать аускультацию до снижения давления в манжете на 15-20 мм рт.ст. относительно последнего тона (для контроля полного исчезновения тонов)

1

20.Снять манжету прибора для измерения артериального давления с руки пациента

1

III. Окончание процедуры:

21.Сообщить пациенту результат измерения артериального давления.

1

22.Обработать мембрану прибора для измерения артериального давления антисептическим средством.

1

23.Обработать руки гигиеническим способом, осушить.

1

24.Записать результаты в соответствующую медицинскую документацию. Об изменении артериального давления у пациента сообщить врачу

1

ИТОГО:

34

Подпись преподавателя (эксперта) _______________

Оценка __________________

Приложение 6

«Внутривенное введение лекарственных препаратов»

1.

Требования к обеспечению безопасности труда медицинского персонала

Максимальный балл

Набранный балл

1.1.

Требования по безопасности труда при выполнении услуги

1.До и после процедуры проводить гигиеническую обработку рук

1

2.Использование перчаток во время процедуры

1

3.Использовать непрокалываемые контейнеры, деструкторы для использованных игл

1

4.При угрозе разбрызгивания биологических жидкостей обязательно использование маски, специальных защитных очков

1

2.

Функциональное назначение простой медицинской услуги (цель):

2.1.

  1. Лечебное /диагностическое

1

3.

Материальные ресурсы

3.1.

Приборы, инструменты, изделия медицинского назначения

1.Манипуляционный столик

1

2.Лоток стерильный

1

3.Лоток нестерильный для расходуемого материала

1

4.Кушетка/кровать/стол/стул (в зависимости от положения во время введения лекарственного препарата)

1

5.Ветошь

1

6.Фантом «Руки»

1

7.Шприц одноразовый объемом от 10 до 20 мл

1

8.Игла инъекционная 21G – 0,8х40 (0,8х38мм) или 22G – 0,7х40 (0,7х38мм)

1

9.Жгут венозный

1

10.Подушечка из влагостойкого материала (или подлокотник для стабилизации руки)

1

11.Емкости с дезинфицирующим раствором

1

12.Непромокаемый пакет (мешок) белого цвета для медицинских отходов класса А

1

13.Непромокаемый пакет (мешок) желтого цвета для медицинских отходов класса Б

1

3.2.

Прочий расходуемый материал

1.Жидкое мыло

1

2.Одноразовое полотенце

1

3.Антисептик для обработки кожи рук

1

4.Салфетки инъекционные стерильные (ватные шарики, смоченные кожным антисептиком)

1

5.Перчатки медицинские (нестерильные)

1

6.Маска

1

7.Бинт или пластырь

1

4.

Характеристика методики выполнения простой медицинской услуги

4.1.

Алгоритм внутривенного введения лекарственных препаратов (струйно)

I.Подготовка к процедуре:

1.Идентифицировать пациента, представиться ему

1

2.Объяснить пациенту ход и цель предстоящей процедуры

1

3.Получить информированное согласие на предстоящую медицинскую процедуру. В случае отсутствия такого уточнить дальнейшие действия врача

1

4.Предложить/помочь пациенту занять удобное положение (выбор положения зависит от состояния пациента)

1

5.Обработать руки гигиеническим способом, осушить

1

6.Обработать руки антисептиком

1

7.Надеть нестерильные перчатки

1

8.Поместить шприц с лекарственным средством и стерильные шарики, смоченные антисептиком в стерильный лоток

1

9.Выбрать и осмотреть/пальпировать область предполагаемой инъекции

1

10.Предложить пациенту максимально разогнуть

руку в локтевом суставе, для чего подложить под локоть пациента клеенчатую подушечку

1

11.Наложить жгут (на рубашку или салфетку) в средней трети плеча так, чтобы пульс на лучевой артерии пальпировался, и попросить пациента несколько раз сжать кисть в кулак и разжать ее

1

II. Выполнение процедуры:

12.Определить наиболее наполненную вену

1

13.Обработать инъекционное поле не менее чем двумя салфетками (ватными шариками, смоченными кожным антисептиком), делая движения в одном направлении

1

14.Подождать до полного испарения кожного антисептика

1

15.Взять шприц, снять колпачок с иглы, зафиксировать указательным пальцем канюлю иглы. Остальные пальцы охватывают цилиндр шприца сверху

1

16.Натянуть кожу в области венепункции другой рукой, фиксируя вену

1

17.Держать иглу срезом вверх параллельно коже проколоть ее, затем ввести иглу в вену до ощущения «попадания в пустоту» (не более чем на ½ длины иглы)

1

18.Перенести на упор штока-поршня и потянуть его на себя рукой, которой натягивала кожу в области венепункции (убедиться, что игла в вене). При этом в шприц должна поступить кровь (темная, венозная)

1

19.Развязать или ослабить жгут. Для контроля нахождения иглы в вене еще раз потянуть поршень на себя, т. к. в момент ослабления жгута игла может выйти из вены

1

20.Ввести медленно лекарственное средство в вену, не меняя положения шприца, оставив в шприце незначительное количество раствора

1

21.Приложить салфетку с кожным антисептиком (или ватный шарик, смоченный кожным антисептиком) к месту инъекции

1

22.Извлечь иглу

1

23.Попросить пациента держать салфетку или ватный шарик у места инъекции 5-7 мин., прижимая большим пальцем второй руки, или забинтовать место инъекции

1

24.Убедиться, что наружного кровотечения в области венепункции нет

1

III. Окончание процедуры:

25.Сбросить использованные расходные материалы в пакет для отходов класса А, Б

1

26.Поместить многоразовый материал в емкости с дезинфицирующим раствором

1

27.Снять перчатки и сбросить их в пакет для отходов класса Б

1

28.Обработать руки гигиеническим способом

1

29.Уточнить у пациента его самочувствие

1

30.Сделать соответствующую запись о результатах выполнения в медицинской документации

1

ИТОГО:

55

Подпись преподавателя (эксперта) _______________

Оценка __________________

Приложение 7

«Внутримышечное введение лекарственных препаратов»

1.

Требования к обеспечению безопасности труда медицинского персонала

Максимальный балл

Набранный

балл

1.1.

Требования по безопасности труда при выполнении услуги

1.До и после процедуры проводить гигиеническую обработку рук

1

2.Использование перчаток во время процедуры

1

3.Использовать непрокалываемые контейнеры, деструкторы для использованных игл

1

2.

Функциональное назначение простой медицинской услуги (цель):

2.1.

Лечебное /профилактическое/ реабилитационное диагностическое

1

3.

Материальные ресурсы

Приборы, инструменты, изделия медицинского назначения

  1. Манипуляционный столик

1

  1. Лоток стерильный

1

  1. Лоток нестерильный для расходуемого материала

1

  1. Кушетка/кровать/стол/стул (в зависимости от положения во время введения лекарственного препарата)

1

  1. Фантом «Ягодицы»

1

  1. Шприц одноразовый объемом от 5 до 10 мл

1

  1. Игла инъекционная 21G – 0,8х40 (0,8х38мм) или 22G – 0,7х40 (0,7х38мм)

1

  1. Емкости с дезинфицирующим раствором

1

  1. Непромокаемый пакет (мешок) белого цвета для медицинских отходов класса А

1

  1. Непромокаемый пакет (мешок) желтого цвета для медицинских отходов класса Б

1

3.2.

Прочий расходуемый материал

1.Жидкое мыло

1

2.Одноразовое полотенце

1

3.Антисептик для обработки кожи рук

1

4.Салфетки инъекционные стерильные (ватные шарики, смоченные кожным антисептиком)

1

5.Перчатки медицинские (нестерильные)

1

4.

Характеристика методики выполнения простой медицинской услуги

4.1.

Алгоритм выполнения внутримышечного введения лекарственных средств

I. Подготовка к процедуре:

1.Идентифицировать пациента, представиться ему

1

2.Объяснить пациенту ход и цель предстоящей процедуры

1

3.Получить информированное согласие на предстоящую медицинскую процедуру. В случае отсутствия такого уточнить дальнейшие действия врача

1

4.Предложить/помочь пациенту занять удобное положение (выбор положения зависит от состояния пациента)

1

5.Обработать руки гигиеническим способом, осушить

1

6.Обработать руки антисептиком

1

7.Надеть нестерильные перчатки

1

8.Поместить шприц с лекарственным средством и стерильные шарики, смоченные антисептиком в стерильный лоток

1

9.Выбрать и осмотреть/пальпировать область предполагаемой инъекции

1

II. Выполнение процедуры:

10.Обработать инъекционное поле не менее чем двумя салфетками (ватными шариками, смоченными кожным антисептиком), делая движения в одном направлении

1

11.Подождать до полного испарения кожного антисептика

1

12.Взять шприц и снять колпачок с иглы

1

13.Растянуть кожу инъекционной области между большим и указательным пальцами (что позволит обеспечить более легкий доступ к мышце). У пациентов со слабо выраженной мышечной массой захватить кожу и мышцу в складку (что увеличит объем мышечной массы в месте инъекции). При нормально развитой мышечной массе данные приемы не использовать.

1

14.Ввести иглу на 2/3, придерживая канюлю иглы, под углом 900

1

15.Перенести на упор штока-поршня и потянуть его на себя рукой, которой растягивали кожу или собирали в складку (убедиться, что игла не попала в сосуд)

1

16.Ввести медленно лекарственное средство

1

17.Приложить салфетку с кожным антисептиком к месту инъекции. Извлечь иглу

1

18.Провести легкий массаж места инъекции не отнимая салфетки с антисептиком от кожи

1

III. Окончание процедуры:

19.Сбросить использованные расходные материалы в пакет для отходов класса А, Б

1

20.Поместить многоразовый материал в емкости с дезинфицирующим раствором

1

21.Снять перчатки и сбросить их в пакет для отходов класса Б

1

22.Обработать руки гигиеническим способом

1

23.Уточнить у пациента его самочувствие

1

24. Сделать соответствующую запись о результатах выполнения процедуры в медицинской документации

1

ИТОГО:

43

Подпись преподавателя (эксперта) _______________

Оценка __________________

Приложение 8

 «Непрерывное внутривенное введение лекарственных препаратов» (капельно, с помощью системы для вливания инфузионных растворов)

1.

Требования к обеспечению безопасности труда медицинского персонала

Максимальный балл

Набранный балл

1.1.

Требования по безопасности труда при выполнении услуги

1.До и после процедуры проводить гигиеническую обработку рук

1

2.Использование перчаток во время процедуры

1

3.Использовать непрокалываемые контейнеры, деструкторы, для использованных игл.

1

2.

Функциональное назначение простой медицинской услуги (цель):

2.1.

Лечебное/диагностическое/реабилитационное/профилактическое

1

3.

Материальные ресурсы

3.1.

Приборы, инструменты, изделия медицинского назначения

  1. Манипуляционный столик

1

  1. Лоток стерильный

1

  1. Лоток нестерильный для расходуемого материала

1

  1. Система для вливания инфузионных растворов

1

  1. Пинцет нестерильный

1

  1. Кушетка/кровать/стол/стул (в зависимости от положения во время введения лекарственного препарата)

1

  1. Фантом «Руки»

1

  1. Жгут венозный

1

  1. Подушечка из влагостойкого материала (или подлокотник для стабилизации руки)

1

  1. Стойка для системы для внутривенного капельного вливания

1

  1. Емкости с дезинфицирующим раствором

1

  1. Непромокаемый пакет (мешок) белого цвета для медицинских отходов класса А

1

  1. Непромокаемый пакет (мешок) желтого цвета для медицинских отходов класса Б

1

3.2.

Лекарственные препараты

1. Флакон с физиологическим раствором

1

3.3.

Прочий расходуемый материал

1.Жидкое мыло

1

2.Одноразовое полотенце

1

3.Антисептик для обработки кожи рук

1

4.Салфетки инъекционные стерильные (ватные шарики, смоченные кожным антисептиком)

1

5.Перчатки медицинские (нестерильные)

1

6.Маска

1

7.Бинт или пластырь

1

8.Салфетки марлевые стерильные

1

4.

Характеристика методики выполнения простой медицинской услуги

4.1.

Алгоритм введения лекарственных средств внутривенно капельно (с использованием системы для внутривенных вливаний)

I. Подготовка к процедуре:

1.  Идентифицировать пациента, представиться ему

1

2. Объяснить пациенту ход и цель предстоящей процедуры

1

  1. Получить информированное согласие на предстоящую медицинскую процедуру. В случае отсутствия такого уточнить дальнейшие действия врача

1

4. Предложить/помочь пациенту занять удобное положение (выбор положения зависит от состояния пациента)

1

5.Обработать руки гигиеническим способом, осушить

1

6.Обработать руки антисептиком

1

7.Заполнить систему для внутривенного капельного вливания. Закрепить ее в штатив-стойку

1

8.Поместить в стерильный лоток стерильные шарики, смоченные антисептиком/ или подготовить салфетки с кожным антисептиком и сухие марлевые салфетки

1

9.Надеть нестерильные перчатки

1

10.Выбрать и осмотреть/пальпировать область предполагаемой инъекции

1

11.Предложить пациенту максимально разогнуть руку в локтевом суставе, для чего подложить под локоть пациента клеенчатую подушечку

1

12.Наложить жгут (на рубашку или салфетку) в средней трети плеча так, чтобы пульс на лучевой артерии пальпировался, и попросить пациента несколько раз сжать кисть в кулак и разжать ее

1

II. Выполнение процедуры:

13.Обработать инъекционное поле не менее чем двумя салфетками (ватными шариками, смоченными кожным антисептиком), делая движения в одном направлении

1

14.Подождать до полного испарения кожного антисептика

1

15.Определить наиболее наполненную вену

1

16.Взять систему, снять колпачок с иглы, зафиксировать указательным пальцем канюлю иглы

1

17.Натянуть другой рукой кожу в области венепункции, фиксируя вену. На расстоянии примерно 5 см ниже места венепункции, кожу в области локтевого сгиба натянуть (зафиксировать) свободной рукой по направлению к периферии

1

18.Пунктировать вену иглой с подсоединенной к ней системой, держа иглу срезом вверх параллельно коже. проколоть ее, затем ввести иглу в вену до ощущения «попадания в пустоту» (не более чем на ½ длины иглы). В канюле иглы должна появиться кровь

1

19.Развязать или ослабить жгут

1

20.Открыть винтовой зажим капельной системы и отрегулировать скорость капель (согласно назначению врача)

1

21.Закрепить иглу и систему лейкопластырем (под канюлю иглы можно положить стерильную салфетку), прикрыть иглу стерильной салфеткой, закрепить ее лейкопластырем

1

22. Снять перчатки и сбросить их в пакет для отходов класса Б

1

23.Обработать руки гигиеническим способом, осушить

1

24.Наблюдать за состоянием пациента на протяжении всей процедуры

1

III. Окончание процедуры:

25.Обработать руки гигиеническим способом, осушить

1

26.Надеть нестерильные перчатки

1

27.Закрыть винтовой зажим

1

28.Приложить салфетку с кожным антисептиком (или ватный шарик, смоченный кожным антисептиком) к месту инъекции

1

29.Извлечь иглу

1

30.Попросить пациента держать салфетку или ватный шарик у места инъекции 5-7 мин., прижимая большим пальцем второй руки, или забинтовать место инъекции

1

31. Сбросить использованные расходные материалы в пакет для отходов класса Б

1

32. Снять перчатки и сбросить их в пакет для отходов класса Б

1

33.Обработать руки гигиеническим способом, осушить

1

34.Спросить пациента о самочувствии

1

35.Сделать соответствующую запись о результатах выполнения в медицинской документации

1

ИТОГО:

61

Подпись преподавателя (эксперта) _______________

Оценка __________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "В помощь куратору"

В разработку включены авторские тексты к колледжным мероприятиям на мотивы популярных песен....

Методическая разработка "Первая помощь"

Данное учебно-методическое пособие для преподавателей соответствует требованиям ФГОС СПО по специальностям 060501 Сестринское дело  (базовый уровень среднего профессионального образования) ...

Методическая разработка "В помощь молодому специалисту"

В помощь молодому специалисту.Методические рекомендации предназначены для преподавателей и мастеров производственного обучения, которые впервые пришли работать в образовательное учреждение. Данное пос...

Методическое пособие "Сестринская помощь при бронхоэктатической болезни"

Данное методическое пособие предназначено для преподавателей профессиональных модулей, для самостоятельной работы обучающихся 3 курса на практических занятиях по ПМ.02 Участие в лечебно – диагно...

Методическое пособие "Сестринская помощь при деформирующем остеоартрозе"

Данное методическое пособие предназначено для преподавателей профессиональных модулей, для самостоятельной работы обучающихся 3 курса на практических занятиях по ПМ.02 Участие в лечебно – диагно...

Методическая разработка "Оказание помощи при тазовых предлежаниях"

Для студентов и преподавателей медицинских колледжей практическое занятие"Оказание помощи при тазовых предлежаниях" МДК.02.03. «Оказание акушерско-гинекологической помощи»...

Методическая разработка "Сестринская помощь при пиелонефритах"

Данная методическая разработка предназначена для преподавателей профессиональных модулей, для самостоятельной работы обучающихся 3 курса на практических занятиях по ПМ.02 Участие в лечебно – диа...