Методическая разработка "Сестринская помощь при пиелонефритах"
методическая разработка

Данная методическая разработка предназначена для преподавателей профессиональных модулей, для самостоятельной работы обучающихся 3 курса на практических занятиях по ПМ.02 Участие в лечебно – диагностическом и реабилитационном процессах МДК.02.01  Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях, Раздел 2. Сестринская помощь в терапии.

Составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности среднего профессионального образования 34.02.01 «Сестринское дело» базовой подготовки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pielonefrit_razrabotka.docx729.12 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

3 курс 6 семестр

Тема: «Сестринская помощь при пиелонефритах»

https://xn----8sboambcwfapgfhdwdvm1b2k.xn--p1ai/wp-content/uploads/2017/02/438414075.jpg

Москва 2022 год

Данная методическая разработка предназначена для преподавателей профессиональных модулей, для самостоятельной работы обучающихся 3 курса на практических занятиях по ПМ.02 Участие в лечебно – диагностическом и реабилитационном процессах МДК.02.01  Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях, Раздел 2. Сестринская помощь в терапии.

Составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности среднего профессионального образования 34.02.01 «Сестринское дело» базовой подготовки.

X9IBTCA8NTMGKCABWF4AYCAPOCRE0CAQFG40TCA1BTZ3WCAYZAYSNCATEXXF3CAQUIGFJCAVV7ESQCA48A0O5CAQSBAUBCAT7RHMLCALQVA3HCALM3Y6PCAHP7EEQCAE6IP29CALRIFCRCAD73FN2

Методическая разработка состоит из методического блока, включающая в себя план занятия; информационно-обучающего блока, который включает в себя опорный конспект; блок заданий на усвоение темы; контролирующий блок с эталонами ответов и список используемой литературы, приложения.

Методическая разработка по теме «Сестринская помощь при пиелонефритах» по МДК.02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях, Раздел 2. Сестринская помощь в терапии предназначена для освоения студентом основного вида профессиональной деятельности (ВПД) – решения проблем пациента посредством сестринского ухода и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

  • Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
  • Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
  • Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.
  • Применять медикаментозные средства в соответствии
    с правилами их использования.
  • Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.
  • Вести утвержденную медицинскую документацию.
  • Осуществлять реабилитационные мероприятия.
  • Оказывать паллиативную помощь.

общих компетенций (ОК):

  • Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
  • Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество
  • Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
  • Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
  • Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
  • Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
  • Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий
  • Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать и осуществлять повышение квалификации
  • Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности
  • Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия
  • Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку
  • Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности
  • Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей
  • Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

 Хронический пиелонефрит (ХП) является одной из актуальных проблем современной нефрологии вследствие большой распространенности заболевания, возрастающей частоты скрыто текущих форм и недостаточной эффективности лечения. Медико-социальная значимость данного заболевания определяется и тем, что в последние годы, несмотря на широкое применение антибактериальных препаратов, имеет место рост хронического пиелонефрита среди лиц молодого возраста, приводя к ранней инвалидизации и смертности.

Распространенность инфекций мочевыводящих путей в России ежегодно составляет около 1000 случаев на 100 000 населения. В структуре общей инфекционной заболеваемости инфекции мочевых путей прочно занимают второе место, уступая лишь респираторным заболеваниям. При сравнении показателей первичной инвалидности по основным группам урологических заболеваний хронический пиелонефрит занимает 2-е место (21-23 %), уступая только злокачественным новообразованиям.

В настоящее время имеется достаточно много сведений об этиологии и патогенезе заболевания, исследований о патоморфологических изменениях в мочевыделительной системе у больных. На этом фоне результаты лечения и реабилитации не являются достаточно эффективными. Поэтому особую актуальность приобретают всевозможные попытки улучшить исходы лечения, расширить диапазон помощи.

E:\Методработа 19-20\Человечек\47ee4494ce82515770bfa7c62e4a997c.jpg

E:\Методработа 19-20\Человечек\sm.jpeg

В ходе практического занятия обучающийся должен:

  • дать определение острого и хронического пиелонефрита;
  • перечислить этиологию, патогенез острого и хронического пиелонефритов;
  • знать клиническую картину острой и хронического пиелонефритов;
  • осуществлять сестринскую помощь при остром и хроническом пиелонефрите;
  • консультировать по вопросам питания при пиелонефрите;
  • определять комплекс лабораторных и инструментальных видов исследований при пиелонефрите;
  • осуществлять сестринскую деятельность в медицинской организации и на дому пациентам с пиелонефритом;
  • проводить профилактические мероприятия для пациентов с факторами риска развития пиелонефрита.

E:\Методработа 19-20\Человечек\s1200.jpeg

Дисциплины обеспечивающие

5JI72CA092F1BCAFW5478CAXNHCDQCA5JLG8PCAHTMW6JCAHMCI31CAIB1O56CA346L1CCA3IDW1PCASXB0HOCA8MGRZNCAVDQ98PCA4DAF58CANUSFQ2CAPB2MAICA114IKUCA6IY5VCCA0I35XK.jpg

ПМ.02 «Участие в лечебно – диагностическом и реабилитационном процессах

МДК.02.01 «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях»,

Раздел 2. Сестринская помощь в терапии

Тема: «Сестринская помощь при пиелонефритах»

Дисциплины обеспечиваемые

ОП.01 Основы латинского языка с медицинской терминологией

ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

МДК.02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях

МДК.02.02 Основы реабилитации

ОП.02 Анатомия и физиология человека

ОП.03 Основы патологии

ОП.05 Гигиена и экология человека

ОП.09 Психология

ПМ.03 Оказание довра-чебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях

МДК.03.01 Основы реанимации

МДК.03.02 Медицина катастроф

ПМ.01 Проведение про-филактических мероприятий

  1. Информационные средства:
  • Э.В. Смолина, «Сестринское дело в терапии с курсом первичной медико-санитарной помощи», «Феникс», Ростов-на-Дону, 2019 год;
  • Методическаяразработка по теме «Сестринская помощь при пиелонефритах»;
  • Документация к осуществлению сестринского ухода.
  1. Методические материалы:

  • Тестовый контроль для проверки и коррекции исходного уровня знаний;

  • Тестовые задания на закрепление темы «Сестринская помощь при пиелонефритах»;

  • Ситуационные задачи.
  1. Технические средства:
  •    Компьютер;
  •    Проектор.

4.Учебно-наглядные пособия:

  • Мультимедийная презентация на тему: «Сестринская помощь при пиелонефритах».

.http://www.ukazka.ru/img/g/uk29794.jpg

WIAWCCA5V3LOVCAC0SOOECA5FSJHSCAMO01PACAQ8ZUYDCAS6MW2UCAMW0FYHCAVQHHSGCAAY90SYCAW421Z6CA1PQPSDCAHH9SFVCASYZ2KICAXCD5H6CAFHW45QCANI05RFCACXKQIOCA0I7C4R

п/п

Этапы уроков

Время

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Методы, формы,

приемы

Средства

обучения

1.

Организационный момент

5 минут

Проверка готовности студентов к занятию, сообщение  темы и целей занятия.

Знакомство с целью и темой урока, подготовка  к восприятию учебного материала.

Фронтальный опрос.

Информационные средства, методические материалы. (Методическаяразработка для студентов  «Сестринская помощь при пиелонефритах»).

2.

Контроль исходного уровня знаний

15 минут

Проверка знаний студентов.

Коррекция и закрепление знаний, полученных  на занятиях по теме  «Сестринская помощь при пиелонефритах».

Тестовый контроль.

Методическаяразработка для студентов  «Сестринская помощь при пиелонефритах».

3.

Изучение нового материала

10 минут

Изложение нового материала.

Коррекция конспекта.

Объяснительно – иллюстративные методы обучения.

Мультимедийная презентация с изложением лекции по теме «Сестринская помощь при пиелонефритах».

4.

Контроль усвоения  темы «Сестринская помощь при пиелонефритах»

20 минут

Проверка знаний учащихся.

Коррекция и закрепление знаний по теме «Сестринская помощь при пиелонефритах».

Тестовые задания по теме «Сестринская помощь при пиелонефритах».

Тестовые задания  по теме

«Сестринская помощь при пиелонефритах».

Опорный конспект по теме

«Сестринская помощь при пиелонефритах».

5.

Самостоятельная работа

30 минут

Проверка знаний учащихся.

Решение ситуационных задач, заполнение таблиц

Задания по теме «Сестринская помощь при пиелонефритах»

Опорный конспект по теме

«Сестринская помощь при пиелонефритах», методическая разработка для студентов  «Сестринская помощь при пиелонефритах».

6.

Заключительная часть

10 минут

Подведение итогов: оценка выполнения заданий, выставление оценок.

Задание на дом:

Составление памяток по питанию, ситуационных задач, листа диспансерного наблюдения по теме

«Сестринская помощь при пиелонефритах».

Анализ работы, применение знаний и умений в самостоятельной деятельности.

Заключительный инструктаж, анализ качества выполнения заданий и тестовых заданий, поощрение студентов.

Учебник

Э.В. Смолина, «Сестринское дело в терапии с курсом первичной медико-санитарной помощи», «Феникс», Ростов-на-Дону, 2019 год

E:\Методработа 19-20\Человечек\942050_original.jpg

Пиелонефрит – это неспецифическое воспалительное заболевание почек с поражением канальцевой системы органа, почечной паренхимы и чашечно-лоханочной области. Представляет собой инфекционный процесс, проявляется болью в области поясницы и высокой температурой тела. При остром течении требует срочной госпитализации, без должного лечения приводит к серьезным осложнениям.

Пиелонефрит – что это за болезнь?

Инфекция поражает самый верхний отдел мочевыделительной системы – почки.

С учетом этиологии, течения болезни и площади охвата пиелонефрит может быть:

  • первичным или вторичным – самостоятельным или возникшим на фоне предшествующих патологий (аномалий развития, инфекций, травм);
  • острым или хроническим – ярко выраженным ил вяло текущим;
  • односторонним или двусторонним – с поражением одной или обеих почек.

В 80% случаев острая форма переходит в хроническую, которая в 70% случаев протекает бессимптомно. Очаг инфекции может сохраняться на протяжение всей жизни, даже если пациент не испытывает выраженных симптомов почечной патологии. При этом достаточно незначительного сбоя в работе иммунной системе или ее ослабления, чтобы спровоцировать обострение болезни.

Симптомы пиелонефрита

Острая форма имеет характерную клиническую картину:

  • болезненные, «грызущие» ощущения в области поясницы; при обструкции мочевыводящих путей характерна почечная колика с нестерпимой болью;
  • высокая температура на уровне 39-40 С;
  • озноб, лихорадка, общая слабость, отсутствие аппетита;
  • тошнота, в некоторых случаях до рвоты;
  • помутнение мочи – при активном гнойном процессе она становится белесой, при обширном поражении почек, а также при сопутствующей мочекаменной болезни наблюдается гематурия (наличие крови в моче);
  • отечность;
  • нарушения мочеиспускания или ощущение болезненности в процессе (характерно при повреждении или инфицировании мочевыводящих путей).

При хронической форме признаки пиелонефрита несколько смазаны, симптоматика видоизменена:

  • периодические слабо выраженные приступы боли в пояснице;
  • частые позывы к мочеиспусканию;
  • повышение артериального давления.

При отсутствии лечения хроническая форма приводит к перерождению почечной ткани в соединительную, что приводит к почечной недостаточности.

Причины заболевания

Основная причина – агрессия патогенной или условно-патогенной флоры (протей, кишечная палочка, энтерококки, стафилококки, синегнойная палочка и др.). В абсолютно здоровом организме их активность автоматически подавляет иммунная система. При ее нарушении защитные силы слабеют, и болезнь активизируется.

Факторы развития инфекционного процесса:

Возраст – более подвержены болезни дети до 7 лет и пожилые люди.

Женский пол – частые колебания гормонального фона провоцируют вспышки инфекционных заболеваний. Анатомическое строение (короткая уретра) является причиной легкого проникновения для урогенитальных инфекций.

Уровень интимной гигиены – несоблюдение ее правил, особенно в период начала половой жизни, становится причиной первых острых приступов пиелонефрита.

Переохлаждение – резкая смена температур, сидение на холодной поверхности, мокрые ноги в осенне-зимний период способны вызвать всплеск инфекционных заболеваний.

Застой мочи и привычка «терпеть до последнего» способствуют размножению бактерий.

Везикуло-уретральный рефлюкс – обратный заброс мочи из мочевого пузыря в мочеточники. Патология часто развивается у детей, организм которых еще не в состоянии контролировать работу клапанов; в некоторых случаях является следствием врожденных аномалий.

Беременность — дает повышенную нагрузку на почки, вызывает перестройку гормональной системы и повышает уязвимость организма.

Иммунодефицитные состояния - лишают организм естественной защиты от любых внешних инфекций.

Наличие очагов внутренней инфекции – тонзиллиты, гаймориты, ЗППП – способны «перекинуться» на другие ткани и органы, в том числе на почки.

Гормональные патологии – сахарный диабет, заболевания щитовидной железы

Предшествующие заболевания почек, в том числе мочекаменная болезнь и почечная недостаточность, — повышают уязвимость органа к инфекциям.

Медицинские манипуляции – катетеризация, хирургическое вмешательство, бужирование — способны стать причиной заражения синегнойной палочкой, стафилококком, протеем.

Врожденные аномалии и травмы органов мочевыделительной системы затрудняют их нормальное функционирование, вызывая застой мочи и развитие бактерий.

Травмы спинного мозга нарушают иннервацию почек и естественный процесс мочеобразования и мочевыделения.

У женщин заболевание диагностируют в 3-5 раз чаще, нежели у мужчин.

Инфекция может попадать в организм по восходящему пути (через уретру и мочевой пузырь) или используя гематогенный и лимфогенный пути распространения – мигрируя в почки из других очагов инфекции в организме.

Диагностика

Острый пиелонефрит почек требует срочной госпитализации, поэтому основная диагностика проходит в условиях стационара. Помимо общего осмотра с измерением температуры, простукиванием поясничной зоны и пальпацией брюшины, врач назначает инструментальные методы обследования и лабораторные анализы.

Инструментальная диагностика:

рентген с контрастом — делают в виде нескольких последовательных снимков – это позволяет оценить форму почечных чашечек и лоханок, выявить характер движения мочи, наличие обструкций в мочеточниках, присутствие камней;

УЗИ почек – открывает вид на состояние органа в динамике (на мониторе он увеличен в объеме, расширена область лоханок, паренхима имеет повышенную плотность);

КТ и МРТ дают возможность с высокой точностью изучить не только строение самих почек, но и их сосудистой системы, включая мельчайшие аномалии и обструкции, которые не покажет УЗИ или рентген.

Список лабораторных анализов:

  • общий анализ крови – СОЭ, уровень лейкоцитов;
  • биохимический анализ крови – уровень креатинина, мочевины, калия;
  • серологические анализы на специфические антитела к возбудителю;
  • ПЦР-диагностика с выявлением генного материала возбудителей;
  • бактериологическое исследование мочи;
  • общий анализ мочи с определением физико-химических показателей;
  • анализы мочи по Нечипоренко (утренний), Аддис-Каковскому (суточный) Амбурже (трехчасовой) – дают более четкие значения показателей;
  • проба по Зимницкому позволяет оценить способность почек фильтровать кровь по концентрации мочи, взятой через каждые 3 часа.

Осложнения

Заболевание опасно для маленьких детей, пожилых и ослабленных людей. В этих случаях ослабление иммунной системы может стать причиной серьезных патологий. Среди них:

  • абсцесс почки;
  • заражение крови (сепсис);
  • нефронекроз;
  • почечная недостаточность.

Среди особо тяжелых форм выделяют ксантогранулематозный пиелонефрит и апостематозный нефрит – агрессивные формы заболевания, которые способны привести к замещению функциональной почечной ткани фиброзными веществом с частичной или полной потерей работоспособности почек.

Лечение

Консервативное лечение включает медикаментозную терапию, диету, фитотерапию, физиотерапию, соблюдение щадящего режима.

Медикаментозное лечение

антибиотики;

сульфаниламиды и нитрофураны – антибактериальные средства широкого спектра;

спазмолитики;

мочегонные препараты;

пре- и пробиотики для устранения негативного эффекта антибиотиков.

При хроническом пиелонефрите назначают индивидуальную программу лечения на основании результатов бакпосева и анализа устойчивости возбудителя к антибактериальным препаратам.

Особенности:

индивидуально подобранные антибиотики рассчитаны на длительный период приема, поэтому их назначают в форме таблеток;

подключают методы физиотерапии (электрофорез улучшает усвоение лекарственных средств и тем самым позволяет снизить их начальную дозировку);

обязательно подбирают комплекс средств для укрепления иммунной системы: витамины, иммуностимуляторы, иммуномодуляторы.

Физиотерапия

При длительном лечении хронических форм позволяет снизить проявление «побочек», усилить положительный эффект лекарств и улучшить общее состояние организма. Назначают:

электрофорез – действие электрического тока увеличивает подвижность частиц лекарственных растворов и тем самым повышает их химическую активность, обеспечивая более глубокое проникновение с минимальным негативным влиянием на весь организм;

гальванизация – стимулирует работу мышечных структур, тем самым улучшает отток мочи и предотвращает застойные явления;

амплипульс – воздействие синусоидальными модулированными токами – снимает боль, воспаление, улучшает периферическое кровообращение, лимфоток;

магнитотерапия – активизирует иммунные механизмы, улучшает нервно-мышечную передачу импульсов, снимает боль, воспаление, ускоряет регенеративные процессы в тканях;

бальнеотерапия – лечение минеральными водами в виде ванн и напитков нормализует минеральный обмен, снимает воспаление, усиливает регенерацию;

УВЧ – лечение электромагнитным полем высокой частоты – снижает воспаление, устраняет боль и отечность, улучшает кровообращение, ускоряет восстановление.

Фитотерапия

Использование трав при пиелонефрите снижает токсическую нагрузку на печень за счет растительных средств с противовоспалительным, детоксикационным, заживляющим, мочегонным эффектом. Активно используют препараты эрвы шерстистой, ортосифона тычиночного (почечный чай), ромашки, толокнянки, хвоща полевого, брусничника, укропа, шиповника, овса, череды и др. Травяные составы особенно эффективны в период ремиссии.

Коррекция питания

Диету желательно соблюдать весь период до полного выздоровления. Это дает возможность ослабить нагрузку на почки и снизить активность факторов воспаления. Базовые требования к рациону:

  • полностью исключить соль, острые специи и блюда с их содержанием;
  • максимально отказаться от алкоголя и стимулирующих напитков – крепкого чая, кофе, энергетиков;
  • сократить потребление кислых овощей и фруктов; предпочтение отдается щелочным или слабокислым плодам с мочегонным действием – арбуз, тыква, морковь;
  • уменьшить потребление белка, особенно мяса, в первую очередь красного;
  • увеличить объем потребления жидкости до 2,5-3 литров в сутки для «промывания» почек от инфекций и токсинов.

Лечение пиелонефрита осложнено риском сохранения остаточных очагов воспаления, что приводит к рецидивам.

Профилактика

Общие рекомендации профилактики пиелонефрита:

Соблюдение гигиенических мер, регулярный и тщательный туалет половых органов.

Укрепление иммунитета.

Предупреждение дисбактериоза.

Соблюдение питьевого режима (если нет иных показаний, то около двух литров воды в день).

Своевременная профилактика и лечение инфекций, передающихся половым путем.

Туалет после полового акта.

Профилактическое УЗИ почек.

Ежегодная диспансеризация, включающая лабораторную диагностику (общий анализ крови, общий анализ мочи, посев на флору).

E:\Методработа 19-20\Человечек\right-or-wrong-127879.jpg

3.1 Тестовые задания по проверке и коррекции исходного уровня

знаний по теме «Сестринская помощь при пиелонефритах»

Выбрать один правильный ответ

1.        Основная причина острого пиелонефрита

а) восходящая инфекция мочевых путей

б) нерациональное питание

в) переохлаждение

г) стрессы

2.        При пиелонефрите преимущественно поражаются почечные

а) канальцы

б) клубочки

в) канальцы и клубочки

г) чашечки

3.        При остром пиелонефрите обычно выявляются

а) слабость, кожный зуд, артралгии

б) жажда, полиурия, полидипсия

в) диспепсия, боль в правом подреберье

г) боль в пояснице, дизурия, лихорадка

4.        При остром пиелонефрите в анализе мочи определяются

а) гематурия, протеинурия

б) лейкоцитурия, бактериурия

в) глюкозурия, цилиндрурия

г) глюкозурия, протеинурия

5.        При остром пиелонефрите медсестра рекомендует пациенту суточное употребление жидкости (в миллилитрах)

а) 500

б) 1000

в) 1500

г) 2500

6.        При лечении острого пиелонефрита используются

а) ампициллин, нитроксолин

б) корвалол, нитроглицерин

в) дибазол, папаверин

г) мезатон, кордиамин

7.        Потенциальная проблема пациента с хроническим пиелонефритом

а) лихорадка

б) слабость

б) боль в пояснице

г) почечная недостаточность

8.        Заболевание, сопровождающееся пиурией

а) гломерулонефрит

б) почечнокаменная болезнь

в) пиелонефрит

г) ХПН

9.        Мочу для общего клинического анализа медсестра должна доставить в лабораторию в течение

а) 1 часа

б) 3 часов

в) 5 часов

г) 7 часов

10.        Для сбора мочи на общий анализ медсестра должна обеспечить пациента

а) сухой банкой

б) сухой пробиркой

в) стерильной банкой

г) стерильной пробиркой

11.        Анализ мочи по методу Нечипоренко проводится для определения в единице объма

а) белка, глюкозы

б) солей, билирубина

в) ацетона. глюкозы

г) лейкоцитов, эритроцитов

12.        Для проведения анализа мочи по методу Нечипоренко медсестра отправляет в лабораторию

а) 50 мл свежевыделенной теплой мочи

б) 100-200 мл из суточного количества

в) 10-часовую порцию

г) 3-5 мл из средней порции

13.        Для проведения анализа мочи по методу Зимницкого медсестра готовит пациенту

а) сухую банку

б) стерильную банку

в) сухую пробирку

г) 8 сухих банок

14.        Для оценки функционального состояния почек медсестра готовит пациента к проведению анализа мочи

а) общего

б) по методу Зимницкого

в) по методу Нечипоренко

г) бактериологического

15.        При проведении анализа мочи по методу Зимницкого определяют

а) ацетон, сахар

б) билирубин, белок

в) лейкоциты, эритроциты

г) количество, относительная плотность мочи

3.2Задание для закрепления знаний по теме «Сестринская помощь при пиелонефритах»

Ситуационная задача

Пациент Р., 30 лет поступил в нефрологическое отделение с диагнозом обострение хронического пиелонефрита.

Жалобы на повышение температуры, тянущие боли в поясничной области, частое и болезненное мочеиспускание, общую слабость, головную боль, отсутствие аппетита. В анамнезе у пациента хронический пиелонефрит в течение 6 лет. Пациент беспокоен, тревожится за свое состояние, сомневается в успехе лечения.

Объективно: температура 38,8°С. Состояние средней тяжести. Сознание ясное. Гиперемия лица. Кожные покровы чистые, подкожно-жировая клетчатка слабо развита. Пульс 98 уд./мин., напряжен, АД 150/95 мм рт. ст. Язык сухой, обложен белым налетом. Живот мягкий, безболезненный, симптом Пастернацкого положительный с обеих сторон.

Пациенту назначена экскреторная урография.

Задания

  1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

Неудовлетворенные потребности пациента

Обоснование

План сестринского ухода

Проблема

Сестринское вмешательство

E:\Методработа 19-20\Человечек\clipboard-check-list-1024x768-1-02072018.jpg

4.1 Эталоны ответов к тестовым заданиям по проверке и коррекции исходного уровня знаний по теме «Сестринская помощь при пиелонефритах»

1         а

2         г

3         г

4         б

5        г

6         а

7         г

8         в

9         а

10         а

11         г

12         г

13         г

14         б

15         г

Критерии оценки для тестовых заданий

по теме «Сестринская помощь при пиелонефритах»

«5» - 90% правильных ответов –0-1 ошибка

«4» - 80% правильных ответов –2-3 ошибки

«3» - 70% правильных ответов –4-5 ошибки

«2» - менее 70% правильных ответов – более 5 ошибок

4.2 Эталон ответадля закрепления знаний по теме

 «Сестринская помощь при пиелонефритах»

Неудовлетворенные потребности пациента

Обоснование

В поддержании нормальной температуры тела

температура 38,80С.

В безопасности

тянущие боли в поясничной области, общую слабость, головную боль. Пациент беспокоен, тревожится за свое состояние, сомневается в успехе лечения.

В физиологических отправлениях

частое и болезненное мочеиспускание

В адекватном питании и питье

отсутствие аппетита

План сестринского ухода

Проблема

Сестринское вмешательство

Приоритетная

частое и болезненное мочеиспускание

  1. Мотивировать пациента на выполнение назначений врача и действия медицинской сестры
  2. Помогать при приеме пищи
  3. Рассказать о питании при заболевании, контролировать передачи от родственников
  4. Проводить уход при лихорадке
  5. Рассказать о применении лекарственных препаратов, осложнениях
  6. Рассказать о вторичной профилактике и диспансеризации при заболевании

Настоящая (действительная)

температура 38,80С.

общая слабость, головная боль, тянущие боли в поясничной области, отсутствие аппетита. Пациент беспокоен, тревожится за свое состояние, сомневается в успехе лечения.

  1. Потенциальная
  2. Риск развития осложнений

https://praktika.ru/wp-content/uploads/2017/06/8475621_m.jpg

Методические рекомендации по самоподготовке

1. Для усвоения темы Вам предлагается использовать учебную литературу Э.В. Смолина, «Сестринское дело в терапии с курсом первичной медико-санитарной помощи», «Феникс», Ростов-на-Дону, 2019 год;

2.Для усвоения и закрепления данной темы составьте памятки по профилактике для пациента с факторами риска развития острого пиелонефрита.

3. Составьте план диспансеризации для пациента с хроническим пиелонефритом.

4.Составьте памятку для пациента с хроническим пиелонефритом по питанию, подготовки к инструментальным методам диагностики.

http://www.clipartsuggest.com/images/98/different-directions-wondering-which-way-to-go-over-white-background-Q21tOA-clipart.jpg

Литература

Основная:

  • Смолина Э.В., «Сестринское дело в терапии с курсом первичной медико-санитарной помощи», «Феникс», Ростов-на-Дону, 2019 год.

Дополнительная:

  • Отвагина Т.В. «Терапия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2019 г.

http://sosch16.ru/uploads/news/big_5432591cd32a8e9dek.jpg

Приложение 1

Лист оценки

Техника измерения артериального давления

Cтудент (ка)_________________________________________Группа____________________

Алгоритм действия

Исходный

балл

Полученный балл

1.

Оснащение:

Тонометр. Фонендоскоп. Ручка. Бумага. Температурный лист.

Салфетка со спиртом.

2

Подготовка к процедуре

2.

Предупредить пациента о предстоящем исследовании за 5 - 10 минут до его начала.

Уточнить у пациента понимание цели исследования и получить его согласие.

1

3.

Попросить пациента лечь или сесть к столу.

1

4.

Вымыть и осушить руки. Обработать мембрану стетофонендоскопа и ушки антисептиком.

2

Выполнение процедуры

5.

Помочь снять одежду с руки.

1

6.

Положить руку пациента в разогнутом положении ладонью вверх, на уровне сердца, мышцы расслаблены.

1

7.

Наложить манжету на 2,5 см выше локтевой ямки (одежда не должна сдавливать плечо выше манжеты). Закрепить манжету так, чтобы между манжетой и поверхностью плеча проходили два пальца

1

8.

Проверить положение стрелки манометра относительно нулевой отметки.

1

9.

Найти (пальпаторно) пульс на лучевой артерии, быстро нагнетать воздух в манжету пока не исчезнет пульс, посмотреть на шкалу и запомнить показания манометра (уровень систолического давления), быстро выпустить весь воздух из манжеты.

2

10.

Найти место пульсации плечевой артерии в области локтевой ямки и плотно поставить на это место мембрану стетофонендоскоп.

1

11.

Закрыть вентиль на груше и накачать в манжету воздух. Воздух нагнетать до тех пор, пока давление в манжетке по показаниям тонометра не превысит на 30 мм рт. ст., тот уровень, при котором перестает определяться пульсация артерии или тоны Короткова.

1

12.

Открыть вентиль и медленно, со скоростью 2-3 мм рт.ст. в секунду, выпускать воздух из манжетки. Одновременно стетофонендоскопом выслушивать тоны на плечевой артерии и следить за показаниями шкалы манометра.

1

13.

При появлении над плечевой артерией первых звуков отметить уровень систолического давления.

2

14.

Продолжая выпускать воздух из манжеты отметить уровень диастолического давления, который соответствует моменту полного исчезновения тонов на плечевой артерии.

2

15.

Повторить процедуру через 2-3 минуты.

1

Завершение процедуры

16.

Данные измерения округлить до ближайшего чётного числа, записать в виде дроби (в числителе – систолическое АД, в знаменателе – диастолическое АД).

1

17.

Протереть мембрану фонендоскопа и ушки салфеткой, смоченной спиртом.

2

18.

Вымыть и осушить руки.

2

19.

Записать данные исследования в температурный лист (протокол к плану ухода, амбулаторную карту).

1

                                                                          ВСЕГО:

26 баллов

Подпись преподавателя_________________________

 Оценка_________________________

Приложение 2

Измерение температуры в подмышечной впадине

Cтудент _________________________________________Группа____________________

Алгоритм действия

Исходный балл

Полученный балл

1.

Оснащение:

Часы. Медицинский максимальный термометр. Ручка. Температурный лист. Полотенце. Емкость для дезинфекции термометров

2

Подготовка к процедуре

2.

Предупредить пациента о предстоящем исследовании за 5 - 10 минут до его начала и получить его согласие.

1

3.

Вымыть и осушить руки.

2

4.

Пациент должен лежать в постели или сидеть.

1

5.

Убедиться в целостности термометра и в том, что показания на шкале не превышают 35°С. В противном случае встряхнуть термометр так, чтобы столбик ртути опустился ниже 35 °С.

1

Выполнение процедуры

6.

Осмотреть подмышечную область, при необходимости - протереть насухо полотенцем или попросить пациента сделать это. При наличии гиперемии, местных воспалительных процессов измерение температуры в данной области проводить нельзя.

2

7.

Поместить резервуар термометра в подмышечную область так, чтобы он со всех сторон плотно соприкасался с телом пациента (прижать плечо к грудной клетке).

1

8.

Оставить термометр не менее чем на 10 минут.

1

9.

Извлечь термометр. Оценить показатели, держа термометр горизонтально на уровне глаз.

1

10.

 Сообщить пациенту результаты термометрии.

1

Завершение процедуры

11.

Погрузить термометр в дезинфицирующий раствор.

2

12.

Вымыть и осушить руки.

2

13.

Сделать отметку показателей температуры в температурном листе.

1

ВСЕГО:

18 баллов

Подпись преподавателя _________________

Оценка_________________

Приложение 3

 «Набор лекарственного препарата в шприц из флакона»

1.

Требования к обеспечению безопасности труда медицинского персонала

Максимальный

балл

Набранный балл

1.1.

Требования по безопасности труда при выполнении услуги

  1. До и после процедуры проводить гигиеническую обработку рук

1

  1. Использование перчаток во время процедуры

1

  1. Обязательно использование непрокалываемого контейнера для использованных игл

1

  1. Во время процедуры использовать средства индивидуальной защиты

1

2.

Материальные ресурсы

2.1.

Приборы, инструменты, изделия медицинского назначения

  1. Манипуляционный столик

1

  1. Лоток стерильный

1

  1. Лоток нестерильный для расходуемого материала

1

  1. Шприц одноразовый требуемого объема

1

  1. Стерильная сменная игла требуемой длины

1

  1. Нестерильные ножницы или пинцет (для открытия флакона)

1

  1. Емкости с дезинфицирующим раствором

1

  1. Непромокаемый пакет (мешок) белого цвета для медицинских отходов класса А

1

  1. Непромокаемый пакет (мешок) желтого цвета для медицинских отходов класса Б

1

2.2.

Прочий расходуемый материал

1.Жидкое мыло

1

2.Одноразовое полотенце

1

3.Антисептик для обработки кожи рук

1

4.Салфетки инъекционные стерильные (ватные шарики, смоченные кожным антисептиком)

1

5.Перчатки медицинские (нестерильные)

1

3.

Характеристика методики выполнения простой медицинской услуги

3.1.

Алгоритм набора лекарственного препарата из флакона

  1. Подготовка к процедуре:

  1. Обработать руки гигиеническим способом, осушить

1

  1. Надеть нестерильные перчатки

1

  1. Подготовить шприц с иглой (проверить срок годности и герметичность упаковки)

1

  1. Прочитать на флаконе название лекарственного препарата, дозировку, срок годности, визуально оценить пригодность препарата: нет осадка.

1

  1. Подготовить инъекционные стерильные салфетки (ватные шарики, смоченные кожным антисептиком)

1

II. Выполнение процедуры:

  1. Отогнуть нестерильными ножницами или пинцетом часть крышки флакона, прикрывающую резиновую пробку

1

  1. Обработать резиновую пробку ватным шариком или салфеткой, смоченной антисептическим раствором

1

  1. Сбросить использованный ватный шарик в лоток для отработанного материала

1

  1. Ввести иглу под углом 90° во флакон

1

  1. Перевернуть флакон вверх дном

1

  1. Набрать в шприц нужное количество лекарственного препарата, слегка оттягивая поршень

1

  1. Извлечь иглу из флакона, сбросить в нестерильный лоток для расходуемого материала или в специализированную емкость

1

  1. Сменить иглу на новую стерильную иглу, проверить ее проходимость

1

  1. Положить собранный шприц и стерильные шарики в стерильный лоток.

Поместить шприц в стерильный лоток таким образом, чтобы поршень находился на бортике лотка

1

III. Окончание процедуры:

  1. Сбросить использованные расходные материалы в пакет для отходов класса А, Б

1

  1. Снять перчатки и сбросить их в пакет для отходов класса Б

1

  1. Обработать руки гигиеническим способом, осушить

1

ИТОГО:

35

Подпись преподавателя (эксперта) _______________

Оценка __________________

Приложение 4

 «Взятие крови из периферической вены»

(с помощью закрытых вакуумных систем)

1.

Требования к обеспечению безопасности труда медицинского персонала

Максимальный балл

Набранный балл

1.1.

Требования по безопасности труда при выполнении услуги

1.До и после процедуры проводить гигиеническую обработку рук

1

2.Использование перчаток во время процедуры

1

3.При угрозе разбрызгивания биологических жидкостей обязательно использование маски, специальных защитных очков

1

4.Использовать непрокалываемые контейнеры, деструкторы для использованных игл

1

2.

Функциональное назначение простой медицинской услуги (цель):

2.1.

  1. Диагностическое

1

3.

Материальные ресурсы

3.1.

Приборы, инструменты, изделия медицинского назначения

1.Манипуляционный столик

1

2.Лоток нестерильный для расходуемого материала

1

3.Кушетка/кровать/стол/стул (в зависимости от положения во время процедуры)

1

4.Ветошь

1

5.Фантом «Руки»

1

6.Закрытая система для забора крови (двухсторонняя игла, иглодержатель)

1

7.Пробирки с крышкой (вакуумные)

1

8.Подушечка из влагостойкого материала (или подлокотник для стабилизации руки)

1

9.Емкости с дезинфицирующим раствором

1

10.Непромокаемый пакет (мешок) белого цвета для медицинских отходов класса А

1

11.Непромокаемый пакет (мешок) желтого цвета для медицинских отходов класса Б

1

3.2.

Прочий расходуемый материал

  1. 1.Жидкое мыло

1

2.Одноразовое полотенце

1

3.Антисептик для обработки кожи рук

1

4.Салфетки инъекционные стерильные

1

5.Салфетки марлевые стерильные

1

6.Перчатки медицинские (нестерильные)

1

7.Штатив для пробирок

1

8.Жгут венозный

1

9.Маска

1

10.Бинт или пластырь

1

11.Лента со штрих-кодом

1

4.

Характеристика методики выполнения простой медицинской услуги

4.1.

Алгоритм взятия крови из периферической вены

(с помощью закрытых вакуумных систем)

I. Подготовка к процедуре:

1.Идентифицировать пациента, представиться ему

1

2.Объяснить пациенту ход и цель предстоящей процедуры

1

3.Получить информированное согласие на предстоящую медицинскую процедуру. В случае отсутствия такого уточнить дальнейшие действия врача

1

4.Предложить/помочь пациенту занять удобное положение (сидя или лежа)

1

5.Промаркировать пробирки (наклеить штрих-код)

1

6.Обработать руки гигиеническим способом, осушить

1

7.Обработать руки антисептиком

1

8.Надеть нестерильные перчатки

1

9.Выбрать и осмотреть/пальпировать область предполагаемой инъекции

1

10.Предложить пациенту максимально разогнуть

руку в локтевом суставе, для чего подложить под локоть пациента клеенчатую подушечку

1

11.Наложить жгут (на рубашку или салфетку) в средней трети плеча так, чтобы пульс на лучевой артерии пальпировался, и попросить пациента сжать кисть в кулак не давая нагрузку

1

II. Выполнение процедуры:

12.Взять иглу и снять защитный колпачок с нее. Если используется двусторонняя игла, снять защитный колпачок серого или белого цвета

1

13.Вставить иглу в иглодержатель и завинтить до упора

1

14.Определить наиболее наполненную вену

1

15.Обработать инъекционное поле не менее чем двумя салфетками с антисептиком, делая движения в одном направлении

1

16.Подождать до полного испарения кожного антисептика

1

17.Снять колпачок с другой стороны иглы

1

18.Натянуть кожу в области венепункции другой рукой, фиксируя вену

1

19.Держать иглу срезом вверх пунктировать вену

1

20.Вставить заранее приготовленную пробирку в иглодержатель до упора и удерживать ее, пока кровь не перестанет поступать в пробирку

1

21.Снять жгут сразу же после начала поступления крови в пробирку

1

22.Убедиться, что пациент разжал кулак

1

23.Набрать необходимое количество крови

1

24.Извлечь пробирку из держателя (по необходимости вставить следующую пробирку с учетом рекомендаций по последовательности заполнения пробирок)

1

25.Перевернуть аккуратно заполненную пробирку, если этого требует наполнитель пробирки, смешивая наполнитель с пробой

1

26.Приложить сухую стерильную салфетку к месту венепункции

1

27.Извлечь иглу

1

28.Попросить пациента держать салфетку у места венепункции 5-7 мин., прижимая большим пальцем второй руки, или забинтовать место инъекции

1

29.Убедиться, что у пациента наружного кровотечения в области венепункции нет

1

III. Окончание процедуры:

30.Сбросить использованные расходные материалы в пакет для отходов класса А, Б

1

31.Поместить многоразовый материал в емкости с дезинфицирующим раствором

1

32.Снять перчатки и сбросить их в пакет для отходов класса Б

1

33.Обработать руки гигиеническим способом

1

34.Уточнить у пациента его самочувствие

1

35.Сделать соответствующую запись о результатах выполнения в медицинской документации

1

36.Организовать доставку пробирок с полученным лабораторным материалом в лабораторию

1

ИТОГО:

63

Подпись преподавателя (эксперта) _______________

Оценка __________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие для самостоятельной работы студентов по ПМ 02 МДК 02.01 Раздел 1 "Сестринская помощь в терапии" Тема: "Сестринская помощь при неотложных состояниях в терапии"

В данном     методическом пособии для самостоятельной работы студентов  представлены алгоритмы оказания доврачебной помощи по дисциплине «Сестринский уход в терапии», составле...

Методические рекомендации предназначены для оказания методической помощи студентам в выполнении самостоятельной внеаудиторной работы при изучении дисциплины ОУД.15 Биология

Методичсекие указания по выполнения задания для внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД.15 Биология...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПМ 03 Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях МДК 03.03 Неотложная помощь на догоспитальном этапе по специальности 34.02.01 Сестринское дело углубленной подготовки

Методическая разработка учебного занятия по теме: «Острые аллергозы» входит в состав МДК 03.03 Неотложная помощь на догоспитальном этапе. Данная тема является актуальной, так как высокая а...

Методическая разработка к практическому занятию «Оказание медицинской помощи на догоспитальном этапе с поражениями аварийно-химически опасными веществами» ПМ 03 «Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе». МДК 03.02. Медицина катастроф

В сфере промышленного, оборонно-промышленного и топливно-энергетического комплексов в настоящее время функционируют химически опасные объекты, перерабатывающие, получающие, использующие или хранящие в...

Методическое пособие для студентов по Пм 03. Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе. Раздел 03.01.2 Дифференциальная диагностика и оказание неотложной медицинской помощи на догоспитальном этапе в педиатрии, фтизиатрии.

Методическое пособие для студентов по Пм 03. Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе. Раздел 03.01.2  Дифференциальная диагностика и оказание неотложной медицинской помощи на  ...