Методическое пособие по ПМ.02 МДК.02.01. Тема 1.11. Сестринская помощь при инфекционных заболеваниях и во фтизиатрии. Тема " Обучение особенностям сестринской помощи при коклюше и эпидемическом паротите"
методическая разработка

Ирина Викторовна Петранова

методическое пособие

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент здравоохранения города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж № 1»

(ГБПОУ ДЗМ «МК №1»)

     

Учебно - методическая разработка

Для практического занятия

ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

Раздел 1. Участие в лечебно-диагностическом процессе при оказании сестринской помощи людям разного возраста в стационарных и амбулаторно-поликлинических условиях

МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях

Тема 1.11. Сестринская помощь при инфекционных заболеваниях и во фтизиатрии

Тема практического занятия:

«Обучение особенностям сестринской помощи при эпидемическом паротите,  коклюше»

Специальность 34.02.01  Сестринское дело

Москва

2019

РАССМОТРЕНО

Составлена в соответствии

Протокол заседания  

с требованиями ФГОС

Цикловой методической комиссии № 4

по специальности

34.02.01 Сестринское дело

Составитель:

Петранова И.В.

преподаватель первой квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «МК №1»

Рецензент:

Серов А.Ю.

       

 

преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «МК №1»

Пояснительная записка

Эпидемический паротит и коклюш являются инфекционными заболеваниями, передающимися воздушно-капельным путем. Поэтому они и называются воздушно - капельными инфекциями (далее ВКИ). Чаще этим инфекционным заболеваниям подвержены дети (детские инфекции).

Учебно- методическая разработка  представлена на 48 листах. Содержание работы состоит из 4 частей:

1 часть: контроль исходного уровня- задание в виде тестового контроля разного типа, заполнение таблицы;

2 часть посвящена основным понятиям темы (теоретический материал)- задание в виде заполнения пустограф, контрольная работа в виде тестовых заданий разной сложности;

3 часть посвящена роли медицинской сестры в уходе за больными детьми ВКИ;

4 часть: манипуляционная техника, контроль освоения компетенций;

Данное учебно- методическая разработка может использоваться преподавателями для ведения практических занятий по теме: «Тема 13. Сестринская помощь при инфекционных заболеваниях и во фтизиатрии» и студентами для получения знаний, как теоретических, так и практических. На тему выделено 4 часа в соответствии с рабочей программой ФГОСа. 2 часа на тему: «СП при кори и краснухе» и 2 часа на тему: «СП при коклюше и эпидемическом паротите»

Каждая часть содержит задания для наилучшего усвоения материала, а также контрольные задания для закрепления материала и получения оценки за занятие. Студентам легко ориентироваться в данном учебно- методической разработке, т.к. на каждое задание и часть даны четкие инструкции.

Изложен практический материал для освоения компетенций в виде заданий и алгоритмов выполнения манипуляций, которые студенты могут использовать при самостоятельной работе малыми группами и как самоконтроль.

В учебно- методической разработке используется множество заданий разного вида и различной сложности: заполнение таблиц, тестовые задания, дополнение фраз и т.д.

На каждое задание приложены эталоны ответа и критерии оценок.

Мотивация

Изучаемые заболевания относятся к группе детских инфекций. Благодаря профилактическим прививкам уровень заболеваемости в целом снизился, но увеличилось количество случаев в подростковом возрасте и у взрослого населения.  За 2013 год было зарегистрировано 200 случаев заражения корью, из них 18 были «привезены» из Тайланда, Азербайджана, Египта, Украины, Франции и Италии. Также  этому способствовал бойкот иммунопрофилактики, снижение уровня здоровья детей. Из 10-1 в 1 группе здоровья. Призываю вас обратить особое внимание на изучение данных инфекций и их профилактику.

ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

Раздел 1. Участие в лечебно-диагностическом процессе при оказании сестринской помощи людям разного возраста в стационарных и амбулаторно-поликлинических условиях

МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях

Тема 1.11. Сестринская помощь при инфекционных заболеваниях и во фтизиатрии

Цель:

  • Формирование навыков ухода за детьми с воздушно-капельными инфекциями (коклюш, эпидемический паротит);

По окончанию изучения данной темы студент будет уметь:

  • Осуществлять профилактику кори, краснухи, эпидемического паротита и коклюша
  • Осуществлять уход за детьми с ВКИ, давать рекомендации родителям

По окончанию изучения данной темы студент будет знать:

  • Возбудителей воздушно-капельных инфекций
  • Свойства возбудителей ВКИ
  • Пути и механизмы передачи ВКИ
  • Клинические проявления ВКИ
  • Осложнения ВКИ
  • Диагностику ВКИ
  • Лечение ВКИ

Тема: «Обучение особенностям сестринской помощи при эпидемическом паротите, коклюше»

Тип занятия: Практическое занятие – 2 часа

Методика проведения: практическое занятие с использованием наглядных пособий, проблемно-поисковых методов, ТСО

Цель занятия: Учебная – организация и осуществление принципов сестринской помощи при кори, краснухе, эпидемическом паротите, коклюше

Воспитательная – Воспитание чувства ответственности, профессионализма

Междисциплинарные связи:

Обеспечивающие: Анатомия, физиология, ПМ 01, ПМ 02 Тема 01, ПМ 04

Результатом освоения темы «СП при кори, краснухе, эпидемическом паротите и коклюше» профессионального модуля «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах»  является овладение обучающимися следующими компетенциями:

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии
с правилами их использования.

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

Данная часть посвящена закреплению темы и отработке манипуляций.

Развитие компетенций: ОК 2.1-2.14

Обеспечение занятия

  1. Наглядные пособия
  2. Учебные места: кабинет доклиники
  3. Литература В.Д. Тульчинская «СД в педиатрии»
  4. Домашнее задание В.Д. Тульчинская «СД в педиатрии» стр. 193-197, 187-190, 180-183, конспект лекции, ВСР - составить презентацию на тему: «Эпидемический паротит», «Коклюш»

ХОД ЗАНЯТИЯ

Тема: «Обучение оказанию сестринской помощи  при коклюше, эпидемическом паротите»

№ п/п

Дидактическая  структура занятия

Описание деятельности

Цель деятельности

Время

Преподавателя

Студентов

1.

Организационный момент

Проверяет внешний вид студентов, наличие тетрадей, отмечает отсутствующих

Готовятся к занятию

Воспитание организованности, ответственности студентов

2 мин.

2.

Мотивация. Цели занятия

Сообщает тему занятия, ее значимость и конкретные цели для ее усвоения

Слушают, записывают в тетради темы и цели занятия

Привлечь внимание, вызвать интерес к проблеме. Аргументировать о необходимости знаний-умений, полученных на занятиях для будущей деятельности

3 мин.

3.

Контроль усвоения материала по предыдущей теме

Дает задание части 3, 4: тесты, заполнить таблицу, ответить на вопросы, выполнить манипуляции. Оценивает результаты и ошибки

Выполняют задание части 3,4, осуществляют взаимоконтроль, оценивают результаты

Актуализация знаний, выявление готовности студентов к занятию

10 мин.

4.

Инструктаж преподавателя для самостоятельной работы студентов

Инструктирует о проведении самостоятельной работы с методическим пособием

Знакомится с заданиями по самостоятельной работе студентов (получают инструкцию)

Мотивация самостоятельной деятельности и знаний студентов, наглядно иллюстрационный метод обучения

5 мин.

5.

Самостоятельная работа студентов

Корректирует, помогает выполнять самостоятельную работу студентов. Оценивает качество выполнения работы

Работают самостоятельно с методическим пособием, выполняют задания части 3,4,5

Ознакомление с новым материалом, закрепление теоретического материала

65 мин.

6.

Контроль усвоения материала

Предлагает выполнить задание для усвоения пройденного материала. Корректирует ошибки

Выполняют задание

Получение объективной информации о степени усвоения учебного материала, коррекция выявленных недостатков и проблем

7.

Подведение итогов занятия

Оценивает работу группы с обоснованием ошибок.

Сверяют цели занятия и их выполнение.

Используется поэтапная оценка работы студентов.

3 мин.

8.

Домашнее задание

Задает домашнее задание

Записывают домашнее задание

2 мин.

Оснащение:

  • Учебно-методическая рекомендация
  • Учебник В. Тульчинская «Сестринское дело в педиатрии»
  • Набор инструментов, предметов медицинского назначения для проведения АКДС, , ПЖС, перевязочный материала, набор инструментов, предметов медицинского назначения для проведения взятия мазка на коклюш
  • Учетная документация: форма 112/у, 063/у, журнал учета вакцин, журнал учета мазков

ОГЛАВЛЕНИЕ

        

Страница

              Технологическая карта занятия

2-6

Часть 1

Задание № 1 для контроля усвоения пройденного материала по теме: «Обучение особенностям сестринской помощи при ветряной оспе скарлатине, полиомиелите» (тестовые задания)

Задание № 2 для контроля усвоения пройденного материала по теме: «Обучение особенностям сестринской помощи при ветряной оспе скарлатине, полиомиелите» (заполнение таблицы)

Задание № 3 исходного уровня по данной теме

6-14

Часть 2

Задание для закрепления теоретического материала

Контрольная работа в виде тестовых заданий различной сложности (А, Б, С)

15-25

Часть 3

Сестринский уход при ВКИ

25-32

Часть 4

Задания на усвоение компетенций

33-45

ЧАСТЬ 1

КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ

Цель:

  • Контроль усвоения пройденного материала по теме: «Обучение особенностям сестринской помощи  при ветряной оспе, скарлатине, полиомиелите»
  • Определение исходного уровня студентов по данной теме

ИНСТРУКЦИЯ

  1. Ознакомьтесь с заданием №1 и критерием оценки к заданию части 1. Выполнив работу, сверьте ее с эталоном ответа.
  2. При получении неудовлетворительной оценки, повторите материал.
  3. Ознакомьтесь с критерием оценки и заданием №2. Выполните. Сверьте работу с эталоном ответа. Проведите коррекцию знаний.
  4. При получении удовлетворительной оценки, приступайте к заданию №3, 1 части.
  5. Ознакомьтесь с заданием №3 и критерием оценки к заданию части 1. Выполнив работу, сверьте е с эталоном ответа.
  6. Проведите коррекцию ошибок.

ЗАДАНИЕ №1

Задания для контроля усвоения пройденного материала по теме «при ветряной оспе, скарлатине, полиомиелите»

Выберите один правильный ответ

  1. Пути передачи при ветряной оспе:

А. воздушно-капельный

Б. пищевой

В. контактно-бытовой

Г. трансплацентарный

      2.   Характер сыпи при ветряной оспе:

А. везикуло-папулезная

Б. пятнисто-папулезная

В. геморрагическая, звездчатая

 Г. мелкоточечная на гиперемированном фоне

Выберите 2 правильных ответа

       3.   Пути передачи инфекции при скарлатине:

 А. воздушно-капельный

Б. контактно-бытовой

В. парентеральный

 Г. трансплацентарный

      4. Характер сыпи при скарлатине:

А. мелкоточечная на гиперемированном фоне

Б. везикуло-папулезная

В. геморрагическая, звездчатая

Г. полиморфная

Д. пластинчатое крупное шелушение

Выберите 3 правильных ответа

       5.Сестринский процесс при ветряной оспе:

А. проводить туалет кожи, слизистых

Б. обрабатывать элементы сыпи 1% раствором бриллиантового зеленого

В. обеспечить строгий постельный режим 10 дн.

Г. обеспечить термически и химически щадящее питание

Д. дать концентрированный сок

Выберите 4 правильных ответа

        6.Основные симптомы скарлатины:

А. ангина

Б. «малиновый» язык

В. мелкоточечная сыпь на гиперемированом фоне

Г. крупно - точечная сыпь на обычном фоне

Д. энантема

Е.бледный носогубный треугольник

Установите последовательность

  1. Периоды развития инфекционного заболевания:

А. продромальный

Б. разгара

В. инкубационный

Г. реконвалесценции

      8.    Этапы развития сыпи при ветряной оспе:

А. везикула

Б. папула

В. макула

Г. корочка

Д. рубчик

Дополните фразы

       9.Скарлатины без ____________ не бывает

      10. Поражение ядра лицевого нерва – это ________ форма полиомиелита

Критерии оценки:

24-23 правильных ответов - отлично

22-20 правильных ответов - хорошо

19-16 правильных ответов - удовлетворительно

15 и менее правильных ответов -     неудовлетворительно

ЭТАЛОН ОТВЕТА К ЗАДАНИЮ №1

Задания для контроля усвоения пройденного материала по теме «СП при ветряной оспе, скарлатине, полиомиелите»

Выберите один правильный ответ

  1. Пути передачи при ветряной оспе:

А. воздушно-капельный

Б. пищевой

В. контактно-бытовой

Г. трансплацентарный

      2.   Характер сыпи при ветряной оспе:

А. везикуло-папулезная

Б. пятнисто-папулезная

В. геморрагическая, звездчатая

 Г. мелкоточечная на гиперемированном фоне

Выберите 2 правильных ответа

       3.   Пути передачи инфекции при скарлатине:

 А. воздушно-капельный

Б. контактно-бытовой

В. парентеральный

 Г. трансплацентарный

      4. Характер сыпи при скарлатине:

А. мелкоточечная на гиперемированном фоне

Б. везикуло-папулезная

В. геморрагическая, звездчатая

Г. полиморфная

Д. пластинчатое крупное шелушение

Выберите 3 правильных ответа

       5.Сестринский процесс при ветряной оспе:

А. проводить туалет кожи, слизистых 

Б. обрабатывать элементы сыпи 1% раствором бриллиантового зеленого

В. обеспечить строгий постельный режим 10 дн.

Г. обеспечить термически и химически щадящее питание

Д. дать концентрированный сок

Выберите 4 правильных ответа

        6.Основные симптомы скарлатины:

А. ангина

Б. «малиновый» язык

В. мелкоточечная сыпь на гиперемированом фоне

Г. крупно - точечная сыпь на обычном фоне

Д. энантема

Е.бледный носогубный треугольник

Установите последовательность

      7.Периоды развития инфекционного заболевания:

В, А, Б, Г

  1. Этапы развития сыпи при ветряной оспе:

В, Б, А, Г, Д

Дополните фразы

       9.Скарлатины без ангины не бывает

      10. Поражение ядра лицевого нерва – это понтинная форма полиомиелита

Критерии оценки:

24-23 правильных ответа - отлично

22-20 правильных ответов - хорошо

19-16 правильных ответов - удовлетворительно

15 и менее правильных ответов -     неудовлетворительно

             

ЗАДАНИЕ №2

Задание для контроля усвоения пройденного материала по теме «СП при ветряной оспе, скарлатине, полиомиелите»

Заполните таблицу

Особенности клинического течения различных паралитических форм при полиомиелите

Форма

Пораженный орган

Критерии оценки:

8 правильных ответов - отлично

7 правильных ответов – хорошо

6 правильных ответов – удовлетворительно

5 и менее правильных ответов – неудовлетворительно

ЭТАЛОН ОТВЕТА К ЗАДАНИЮ № 2

Задание для контроля усвоения пройденного материала по теме «СП при ветряной оспе, скарлатине, полиомиелите»

Заполните таблицу

Особенности клинического течения различных паралитических форм при полиомиелите

Форма

Пораженный орган

Спинальная

Мышцы конечностей, спины, диафрагмы

Понтинная

Поражение ядра лицевого нерва

Бульбарная

Нарушение жизненно-важных функций с развитием угрожающих жизни состояний

Смешанная

Сочетание форм

Критерии оценки:

8 правильных ответов - отлично

7 правильных ответов – хорошо

6 правильных ответов – удовлетворительно

5 и менее правильных ответов – неудовлетворительно

ЗАДАНИЕ № 3

Исходного уровня по данной теме

Ответьте на вопросы тестов

Верны или неверны следующие утверждения

да

нет

  1. Корь - это высококонтагиозное заболевание

  1. При краснухе не поражаются заднешейные лимфатические узлы

  1. При краснухе появляются пятна Филатова- Бельского – Коплика

  1. Возбудителем эпидемического паротита является палочка Борде- Жангу

  1. Реприз возникает при коклюше

  1. Для кори характерна этапность возникновения сыпи: лицо, туловище, конечности

  1. Орхит возникает при коклюше

  1. Боль при жевании возникает у детей с эпидемическим паротитом

  1. Краснуха передается трансплацентарным путем

  1. Конъюнктивит, серозные выделения из носа, першение в горле характерны для кори

 Критерии оценки:

9-10 правильных ответов – отлично

8-7 правильных ответов – хорошо

6- 5 правильных ответов – удовлетворительно

4 и менее правильных ответов – неудовлетворительно

Сверьте работу с эталоном ответа

ЭТАЛОН ОТВЕТА К ЗАДАНИЮ №3

Исходного уровня по данной теме

Ответьте на вопросы тестов

Верны или неверны следующие утверждения

да

нет

  1. Корь- это высококонтагиозное заболевание

+

  1. При краснухе не поражаются заднешейные лимфатические узлы

+

  1. При краснухе появляются пятна Филатова- Бельского – Коплика

+

  1. Возбудителем эпидемического паротита является палочка Борде- Жангу

+

  1. Реприз возникает при коклюше

+

  1. Для кори характерна этапность возникновения сыпи: лицо, туловище, конечности

+

  1. Орхит возникает при коклюше

+

  1. Боль при жевании возникает у детей с эпидемическим паротитом

+

  1. Краснуха передается трансплацентарным путем

+

  1. Конъюнктивит, серозные выделения из носа, першение в горле характерны для эпидемического паротита

+

 Критерии оценки:

9-10 правильных ответов – отлично

8-7 правильных ответов – хорошо

6- 5 правильных ответов – удовлетворительно

4 и менее правильных ответов – неудовлетворительно

ЧАСТЬ 2

Цель:

Данная часть посвящена основным понятиям темы: возбудителей воздушно-капельных инфекций, свойства возбудителей ВКИ, пути и механизмы передачи ВКИ, клинические проявления ВКИ, осложнения ВКИ, диагностику ВКИ, лечение ВКИ. По окончании изучения темы вы должны знать клинические проявления ВКИ, основные методы лечения и диагностики.

ИНСТРУКЦИЯ

  1. Прочитайте учебник «Сестринское дело в педиатрии» В. Тульчинская стр. 180-183, 187- 190, 193-197, 197-200
  2. Выполните задание данной части. Заполните таблицу
  3. Сверьте свою работу с эталоном ответа. Проведите коррекцию ошибок.
  4. Выполнив работу на удовлетворительную оценку,  приступайте к заданию № 2- контрольная работа: решение тестовых заданий. Сверьте ее с эталоном ответа. Проведите коррекцию ошибок

ЗАДАНИЕ № 1

(ЧАСТЬ 2)

ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ

Сводная таблица по кори, краснухе, эпидемическому паротиту и коклюшу

(старайтесь заполнять таблицу, используя тезисы)

Признаки

Корь

Краснуха

Эпидемический паротит

Коклюш

Определение

Возбудитель

Свойства возбудителя

Механизмы передачи (пути передачи)

Инкубационный период

Клиника

Характер сыпи

Специфическая профилактика

Неспецифическая профилактика

Лечение

Мероприятие с больным

Мероприятие с контактным

Критерии оценки:

48-44 правильных ответов – отлично

43-39 правильных ответов – хорошо

38- 34 правильных ответов - удовлетворительно

33 и менее правильных ответов - неудовлетворительно

Сверьте работу с эталоном ответа

ЭТАЛОН ОТВЕТА К ЗАДАНИЮ № 1, ЧАСТИ 2

ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ

Сводная таблица по кори, краснухе, эпидемическому паротиту и коклюшу

(старайтесь заполнять таблицу, используя тезисы)

Признаки

Корь

Краснуха

Эпидемический паротит

Коклюш

Определение

Острое высококонтагиозное инфекционное заболевание, характеризующееся цикличностью течения

Острое инфекционное заболевание, характеризующееся кореподобной сыпью

Инфекционное заболевание, характеризующееся преимущественным поражением железистых органов

Острое инфекционное заболевание, проявляющееся спазматическим кашлем

Возбудитель

вирус

вирус

вирус

Палочка Борде- Жангу

Свойства возбудителя

Неустойчив  во внешней среде, обладает значительной летучестью

Неустойчив во внешней среде, обладает незначительной летучестью

Малоустойчив во внешней среде, обладает незначительной летучестью

Не устойчива и не летуча

Механизмы передачи (пути передачи)

Воздушно-капельный путь

Воздушно-капельный путь,

трансплацентарный путь

Воздушно-капельный путь

Воздушно-капельный путь

Инкубационный период

7-21 день (при введении иммуноглобулина)

18-23 дня

11-23 дня

3-15 дней

Клиника

- пятна Филатова- Бельского- Коплика

- выраженные

катаральные явления

- конъюнктивит, сопровождающийся светобоязнью

- пятнисто-папулезная сыпь

- пигментация сыпи

- увеличение и болезненность заднешейных и затылочных лимфоузлов,

- слабовыраженные катаральные явления

- пятнисто-папулезная сыпь

- припухлость области околоушной слюнной железы,

- боль при жевании и глотании,

- отечность, гиперемия стенонова протока,

- орхит- воспаление яичек,

- панкреатит – воспаление поджелудочной железы

-упорный прогрессирующий кашель, постепенно переходящий в приступы спазматического кашля с репризами

- одутловатость лица, кровоизлияния в склеры

- язвочка на уздечке языка

- удовлетворительное состояние ребенка в межприступный период

Характер сыпи

Пятнисто-папулезная, склонна к слиянию, появляется поэтапно (лицо, туловище, конечности), переходит в пигментацию

Пятнисто-папулезная сыпь, не склонна к слиянию, на неизмененном фоне кожи, бледно-розовая, не крупная, не оставляет пигментации и шелушения

нет

нет

Специфическая профилактика

ККЖС (культурная коревая живая сухая вакцина) или тримовакс , MMR II (комбинированные вакцины), вводят в 12 месяцев- вакцинация и в 6 лет ревакцинация, при низком содержании коревых антител

Рудивакс(краснуха) или тримовакс , MMR II (комбинированные вакцины), вводят в 12 месяцев- вакцинация, в 6 лет ревакцинация, и в 13 лет девочкам, не привитым ранее и не болевшим

ПЖС (паротитная живая сухая вакцина) или тримовакс , MMR II (комбинированные вакцины), вводят в 12 месяцев- вакцинация и в 6 лет ревакцинация

АКДС (адсорбированная коклюшно-дифтерийно-столбнячная вакцина), вакцинная в 3; 4,5;6 месяцев, ревакцинация в 18 месяцев

Неспецифическая профилактика

Регулярное проветривание помещений , проведение ежедневной влажной уборки, предотвращение скученности, обучение детей дисциплине кашля, соблюдение режима, закаливание, курсы витаминотерапии, осуществлять рациональное питание.

Мероприятия в отношении источников инфекции заключается в выявлении и изоляции больных и учете контактировавших, определение спец. Антител в случае контакта с больными краснухой беременных женщин.

Проведение комплекса мероприятий с больным и контактным, предотвращение скученности людей, регулярное проветривание помещений, проведение влажной уборки, обучение детей дисциплине кашля, внедрение в быт правил личной гигиены, использование индивидуальных средств гигиенического ухода, повышение неспецифического иммунитета ребенка путем рационального питания, организация здорового образа жизни, закаливание.

Частое проветривание помещений, предупреждение скученности людей, обучение детей дисциплине кашля, повышение неспецифического иммунитета.

Лечение

Лечение назначается противокорьевой иммуноглобулин, проводится детоксикационная, симптоматическая терапия, местное лечение, использование антибиотиков.

Специального лечения не требуется, при необходимости назначаются симптоматические средства

Лечение в домашних условиях , показаны сухое тепло на область пораженной железы, симптоматическая терапия.

Лечение коклюша предусматривает в ведение противококлюшнго иммуноглобулина в качестве специфического лечения, назначение антибиотиков (предпочтение следует отдавать эритромецину, рулиду), широкое использование кислорода, симптоматическое лечение.

Мероприятие с больным

1)Госпитализация необязательна.

2) изоляция больного до 5 дней от начала высыпания.

3) организуют масочный режим при уходе за больным, регулярное проветривание, влажную уборку помещения.

1. Госпитализация не обязательна

2. изоляция больного до 5 дня от начала высыпаний

3. Организуют масочный режим при уходе за больным. Регулярное проветривание, влажную уборку помещения

1)Госпитализация необязательна.

2.Сроки изоляции 9 дней.

3.текущую дезинфекцию проводят систематически, организуют масочный, хлорный режим при уходе за больным.

4.После изоляции или выписки больного заключительная инфекция не проводится, но следует проветрить помещение. Провести влажную уборку с использование дезинфицирующих средств.

1. госпитализация не обязательна.

2.изоляция больного 30 дней от начала заболевания.

3.организут масочный режим при уходе за больным, регулярное проветривание, влажную уборку помещения.

Мероприятие с контактным

1. выявить всех контактных.

2 установить карантин на все детское учреждение на 21 день.

3. установить наблюдение за контактными (  температура, кожа и т.д.)

4.контактным ослабленным детям ввести внутримышечно не позднее 3-5 дней после контакта противокеревой имуноглобулин

1. Выявить всех контактных

2. Карантин не накладывать

1.Выявить всех контактных.

2.устоновить карантин на 21 день (карантин можно снять при отсутствии новых случаев эпидемии)

3.установитьтт наблюдении за контактными (термометрия осмотр области околоушных слюнных желез, слизистых оболочек, щек, учет симптомов интоксикации)

1.Выявить всех контактных.

2.установить карантин на 14 дней (предусматривается только для детей до 7 лет).

3.Контактным детям 1го года жизни, ослабленным детям ввести внутримышечно противококлюшный иммуноглобулин.

4.уствновить наблюдение за контактными (выявить группу кашляющих.).

5.Обследовать кашляющих детей методом кашлевых пластинок.

Критерии оценки:

48-44 правильных ответов – отлично

43-39 правильных ответов – хорошо

38- 34 правильных ответов - удовлетворительно

33 и менее правильных ответов - неудовлетворительно

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Ответьте на вопросы тестового задания

Выберите один правильный ответ

  1. Характер сыпи при краснухе:

А. пятнисто-папулезная, мелкая на неизмененном фоне кожи

Б. геморрагическая, звездчатая

В. везикуло-папулезная

Г. мелкоточечная, на гиперемированном фоне кожи

      2.  Возбудителем коклюша является:

А. бацилла Леффлера

Б. менингококк

В. шигелла

Г. вирус

Д. палочка Борде-Жангу

      3.  Пути передачи инфекции при коклюше:

А. воздушно-капельный

Б. контактно-бытовой

В. парентеральный

Г. трансплацентарный

      4.  Возбудитель эпидемического паротита:

А. бацилла Леффлера

Б. менингококк

В. шигелла

Г. вирус

      5.  Пути передачи инфекции при эпидемическом паротите:

А. воздушно-капельный

Б. контактно-бытовой

В. парентеральный

Г. трансплацентарный

      6.  Пути передачи инфекции при кори:

А. воздушно-капельный

Б. контактно-бытовой

В. парентеральный

Г. трансплацентарный

Выберите 2 правильных ответа

      7.  Основные симптомы краснухи:

А. увеличение затылочных лимфоузлов

Б. пятнисто-папулезная мелкая сыпь

В. увеличение околоушных слюнных желез

Г. спазматический кашель

Д. пятна Филатова-Коплика

Выберите три правильных ответа

      8.  Характер сыпи при  кори:

А. пятнисто- папулезная, крупная на неизмененном фоне кожи

Б. везикуло-папулезная, поэтапность высыпания

В. мелкоточечная на гиперемированном фоне

Г. геморрагическая, звездчатая сыпь

Д. склонность сыпи к слиянию

Е. высыпает поэтапно сверху вниз

      9.  Основные симптомы  при  кори:

А. пятна Филатова- Коплика

Б. геморрагическая сыпь

В. рино - конъюнктивит, светобоязнь

Г. пятнисто-папулезная, крупная сыпь

Д. ангина

Е. мелкоточечная сыпь на гиперемированном фоне

      10.  Основные симптомы  эпидемического паротита:

А. увеличение околоушных слюнных желез

Б. боль при жевании

В. спазматический кашель

Г. налеты на миндалинах

Д. увеличение затылочных лимфоузлов

Е. орхит

      11.  Противоэпидемические мероприятия в очаге бактериальных воздушно-капельных инфекций:

А. карантин 7-14 дней

Б. бактериологическое  обследование больных

В. плановая вакцинация

Г. текущая и заключительная дезинфекция

Д. химиопрофилактика

Выберите четыре правильных ответа

      12.  Основные симптомы коклюша:

А. спазматический кашель

Б. язвочка на уздечке языка

В. увеличение околоушных слюнных желез

Г. боль при жевании

Д. склерит

Е. репризы

Установите соответствие

13.

Заболевание

Возбудитель

  1. Краснуха

А. вирус

  1. Корь

Б. микобактерия

  1. Скарлатина

В. менингококк

  1. Дифтерия

Г. в- гемолитический стрептококк

  1. Эпидемический паротит

Д. бактерия Леффлера

14.

Заболевание

Сроки изоляции заболевших

  1. Корь

А. 4 дня с момента высыпания

  1. Ветряная оспа

Б. 7 дней

  1. Эпидемический паротит

В. 9 дней

  1. Краснуха

Г. 10 дней

15.

Заболевание

Сроки карантина

  1. Корь

А. не накладывают

  1. Ветряная оспа

Б. 7 дней

  1. Эпидемический паротит

В. 21 день

  1. Краснуха

Г. 35 дней

Дополните  фразы

16. После перенесенной кори вырабатывается ________________________ иммунитет

17. Для ___________характерна пигментация сыпи

18. Орхит – это воспаление ____________

19. Панкреатит- это воспаление __________

20. Орхит и панкреатит характерны для ________________________

Критерии оценки:

43- 38 правильных ответов - отлично

37- 34 правильных ответов - хорошо

33-30 правильных ответов - удовлетворительно

29 и менее правильных ответов – неудовлетворительно

ЭТАЛОН ОТВЕТА

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Ответьте на вопросы тестового задания

Выберите один правильный ответ

  1. Характер сыпи при краснухе:

А. пятнисто-папулезная, мелкая на неизмененном фоне кожи

Б. геморрагическая, звездчатая

В. везикуло-папулезная

Г. мелкоточечная, на гиперемированном фоне кожи

      2.  Возбудителем коклюша является:

А. бацилла Леффлера

Б. менингококк

В. шигелла

Г. вирус

Д. палочка Борде-Жангу

      3.  Пути передачи инфекции при коклюше:

А. воздушно-капельный

Б. контактно-бытовой

В. парентеральный

Г. трансплацентарный

      4.  Возбудитель эпидемического паротита:

А. бацилла Леффлера

Б. менингококк

В. шигелла

Г. вирус

      5.  Пути передачи инфекции при эпидемическом паротите:

А. воздушно-капельный

Б. контактно-бытовой

В. парентеральный

Г. трансплацентарный

      6.  Пути передачи инфекции при кори:

А. воздушно-капельный

Б. контактно-бытовой

В. парентеральный

Г. трансплацентарный

Выберите 2 правильных ответа

      7.  Основные симптомы краснухи:

А. увеличение затылочных лимфоузлов

Б. пятнисто-папулезная мелкая сыпь

В. увеличение околоушных слюнных желез

Г. спазматический кашель

Д. пятна Филатова-Коплика

Выберите три правильных ответа

      8.  Характер сыпи при  кори:

А. пятнисто- папулезная, крупная на неизмененном фоне кожи

Б. везикуло-папулезная, поэтапность высыпания

В. мелкоточечная на гиперемированном фоне

Г. геморрагическая, звездчатая сыпь

Д. склонность сыпи к слиянию

Е. высыпает поэтапно сверху вниз

      9.  Основные симптомы  при  кори:

А. пятна Филатова- Коплика

Б. геморрагическая сыпь

В. рино - конъюнктивит, светобоязнь

Г. пятнисто-папулезная, крупная сыпь

Д. ангина

Е. мелкоточечная сыпь на гиперемированном фоне

      10.  Основные симптомы  эпидемического паротита:

А. увеличение околоушных слюнных желез

Б. боль при жевании

В. спазматический кашель

Г. налеты на миндалинах

Д. увеличение затылочных лимфоузлов

Е. орхит

      11.  Противоэпидемические мероприятия в очаге бактериальных воздушно-капельных инфекций:

А. карантин 7-14 дней

Б. бактериологическое  обследование больных

В. плановая вакцинация

Г. текущая и заключительная дезинфекция

Д. химиопрофилактика

Выберите четыре правильных ответа

      12.  Основные симптомы коклюша:

А. спазматический кашель

Б. язвочка на уздечке языка

В. увеличение околоушных слюнных желез

Г. боль при жевании

Д. склерит

Е. репризы

Установите соответствие

13.

Заболевание

Возбудитель

  1. Краснуха

А. вирус

  1. Корь

А. вирус

  1. Скарлатина

Г. в- гемолитический стрептококк

  1. Дифтерия

Д. бактерия Леффлера

  1. Эпидемический паротит

А. вирус

14.

Заболевание

Сроки изоляции заболевших

  1. Корь

А. 4 дня с момента высыпания

  1. Ветряная оспа

Г. 10 дней

  1. Эпидемический паротит

В. 9 дней

  1. Краснуха

А. 4 дня с момента высыпания

15.

Заболевание

Сроки карантина

  1. Корь

В. 21 день

  1. Ветряная оспа

В. 21 день

  1. Эпидемический паротит

В. 21 день

  1. Краснуха

А. не накладывают

Дополните  фразы

16. После перенесенной кори вырабатывается прочный иммунитет

17. Для кори характерна пигментация сыпи

18. Орхит – это воспаление яичек

19. Панкреатит- это воспаление поджелудочной железы

20. Орхит и панкреатит характерны для эпидемического паротита

Критерии оценки:

43- 38 правильных ответов – «отлично»

37- 34 правильных ответов – «хорошо»

33-30 правильных ответов – «удовлетворительно»

29 и менее правильных ответов – «неудовлетворительно»

ЧАСТЬ 3

Цель:

Данная часть посвящена роли медицинской сестры при уходе за детьми больными эпидемическим паротитом и коклюшем. Изучив данную часть, вы научитесь правильно проводить уход за детьми с ВКИ

ИНСТРУКЦИЯ

  1. Прочитайте и кратко запишите в тетради основные принципы ухода при кори, краснухе, эпидемическом паротите и коклюше.
  2. Выполните задание данной части. Ответьте на вопросы тестов открытого типа
  3. Сверьте свою работу с эталоном ответа. Проведите коррекцию ошибок.
  4. Выполнив работу на удовлетворительную оценку,  приступайте к заданиям части 4

Уход при коклюше.

Цель: - исключить распространение инфекции,- организовать максимальный комфорт ребенку, - уменьшить число приступов спазматического кашля, - предупредить развития осложнений.

План сестринских вмешательств

Обоснования

1.Информировать больного и его родственников о заболевании.

-Обеспечивается право пациента и информацию.

-Ребенок и его родственники понимают целесообразность выполнения всех мероприятий ухода.

2.Изолировать больного на 30  дней, от начала заболевания.

-Обеспечивается профилактика распространения инфекции.

3.Организовать масочный режим при контакте с больным.

-Предупреждается воздушно-капельный механизм передачи инфекции.

4.Следить за регулярным проветриванием помещения, проведение влажной уборки не менее 2 раз в день.

-Уменьшается концентрация возбудителей во внешней среде, обеспечивается чистота воздуха.

5. Кормить ребенка небольшими порциями, механически щадящей пищей (без крошек, не должна содержать раздражающих веществ)

-Предупреждается развитие приступов кашля в результате действия дополнительных раздражителей.

6.Обеспечить охранительный режим, максимальный покой ребенку.

-Предупреждаются приступы спазматического кашля.

7.Организовать сон на свежем воздухе, прохладный свежий воздух в помещении.

-Уменьшается количество приступов кашля.

8.Организовать интересный досуг ребенка.

-Действенное средство предотвращения приступов кашля в результате отвлечения ребенка.

9.Провести мероприятия по профилактике присоединения инфекций, простудных заболеваний.

-Предупреждает развитие пневмоний, бронхитов и т.п. осложнений коклюша.

Уход при эпидемическом паротите.

Цель: исключить распространение инфекции, обеспечить благоприятный исход заболевания, организовать максимальный комфорт ребенку.

План сестринских вмешательств

Обоснования

1.Информировать больного и его родственников о заболевании.

-Обеспечивается право пациента и информацию.

-Ребенок и его родственники понимают целесообразность выполнения всех мероприятий ухода.

2.Изолировать больного на 9 дней.

-Обеспечивается профилактика распространения инфекции.

3.Организовать масочный режим при контакте с больным.

-Предупреждается воздушно-капельный механизм передачи вируса эпид. паротита.

4.Следить за регулярным проветриванием помещения, проведение влажной уборки не менее 2 раз в день.

-Уменьшается концентрация возбудителей во внешней среде, обеспечивается чистота воздуха.

5.Организовать хлорный режим

-Возбудители эпид. паротита устойчивы во внешней среде, что делает возможным передачи инфекции через предметы третьего лица.

6.Оббеспечиитть ребенку правильное питание. Пища должна быть:

-механически щадящей.

-легкоусвояемой, нежирной.

-Содержать кислые соки (пить их через соломинку, так как они раздражают воспаленный стенонов проток)

- при эпид. паротите в результате воспаления околоушной слюнной железы отмечается болезненность при жеванее и глотании

-легкоусвояемая пища не нагружает поджелудочную железу, а значит, предупреждается развитие панкреатита.

-предупреждаются застойные процессы в слюнных железах.

7.Тщательно ухаживать за полостью рта.

-Заболевание сопровождается снижением выделения слюны

8.Организовать и следить за соблюдением в течение острого периода постельного режима. Обеспечить его постепенное расширение по мере улучшения состояния ребенка

-Физ. нагрузки увеличивают частоту появления панкреатита, орхита(воспаление яичка).

9.Следить за ношением суспензория.

-Ношение суспензория при орхите облегчает течение заболевания, предотвращает переход патологического процесса на другую сторону.

ЗАДАНИЕ № 1

Части 3

Ответьте на вопросы тестового задания в открытой форме

  1. Предупреждать контакт _____________________ с больными краснухой детьми

  1. Проводить влажную уборку в палате или дома при ВКИ не менее _________ раз в день

  1. Организовать ______________ режим при контакте с больными ВКИ

  1. При эпидемическом паротите изолировать больного на ______ дней

  1. Тщательно ухаживать за _____________ при эпидемическом паротите

  1. При коклюше изолировать больного на _______________ дней

  1. При коклюше обеспечить __________ режим, максимальный покой ребенку

  1. При кори изолировать больного до _________ дня от начала высыпания

  1. Обеспечить при кори охранительный режим для ___________

  1. Организовать ___________ питание при кори и обильное питье

Критерии оценки:

9-10 правильных ответов – «отлично»

7-8 правильных ответов – «хорошо»

6 правильных ответов – «удовлетворительно»

5 правильных ответов – «неудовлетворительно»

Сверьте свою работу с эталоном ответа

ЭТАЛОН ОТВЕТА К ЗАДАНИЮ № 1, ЧАСТИ 3

Ответьте на вопросы тестового задания в открытой форме

  1. Предупреждать контакт беременных женщин с больными краснухой детьми

  1. Проводить влажную уборку в палате или дома при ВКИ не менее 2-х  раз в день

  1. Организовать масочный режим при контакте с больными ВКИ

  1. При эпидемическом паротите изолировать больного на 9 дней

  1. Тщательно ухаживать за полостью рта при эпидемическом паротите

  1. При коклюше изолировать больного на 30 дней

  1. При коклюше обеспечить охранительный режим, максимальный покой ребенку

  1. При кори изолировать больного до 5 дня от начала высыпания

  1. Обеспечить при кори охранительный режим для глаз

  1. Организовать щадящее питание при кори и обильное питье

Критерии оценки:

9-10 правильных ответов – «отлично»

7-8 правильных ответов – «хорошо»

6 правильных ответов – «удовлетворительно»

5 правильных ответов – «неудовлетворительно»

ЧАСТЬ 4

Цель:

Результатом освоения темы «СП при эпидемическом паротите и коклюше» профессионального модуля «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах»  является овладение обучающимися следующими компетенциями:

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии
с правилами их использования.

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

Данная часть посвящена закреплению темы и отработке манипуляций.

ИНСТРУКЦИЯ

  1. Выберите билет. Выполните задание, указанное в билете. С помощью ролевой игры продемонстрируйте манипуляцию и дайте рекомендации.
  2. Сверьте свою работу с эталон ответа. Проведите коррекцию ошибок.

ЗАДАНИЕ на усвоение компетенций

С помощью ролевой игры выполните задания

Задача № 1

К Вам, медицинской сестре прививочного кабинета пришла мама с ребенком 6 месяцев для проведения вакцинации против коклюша.

Задание:

  • Проведите вакцинацию против коклюша
  • Дайте рекомендации

Задача № 2

К Вам, медицинской сестре прививочного кабинета пришла мама с ребенком 12 месяцев для проведения вакцинации против эпидемического паротита.

Задание:

  • Проведите вакцинацию против эпидемического паротита
  • Дайте рекомендации

Задача № 3

Вы участковая медицинская сестра пришли на патронаж к ребенку 6 лет, больному коклюшем для контроля назначенного лечения и взятия мазка на коклюш. Жалобы на: приступообразный кашель 6-8 раз в сутки, часто с рвотой. Объективно: t 36.6, ребенок  испытывает страх перед едой из-за рвоты. В комнате жарко, душно, из-за боязни осложнений мать не проветривает комнату.

Задание:

  • Проведите забор материала на коклюш
  • Дайте рекомендации маме при уходе за ребенком с коклюшем

Задача № 4

К Вам, участковой медицинской сестре детской поликлиники, обратилась мама за советом по уходу за 5 летним сыном больным эпидемическим паротитом. Жалобы: t 38.2, затруднение при приеме пищи, припухлость в околоушной области с двух сторон. Объективно: кожные покровы горячие на ощупь, кожа над припухлостями не изменена. Из анамнеза: эпидемический паротит в детском саду. Мама просит у вас совета, как поставить полу спиртовой компресс на припухшую область.

Задание:        

  • Дайте рекомендации
  • Поставьте компресс

ЭТАЛОН ОТВЕТА К ЗАДАНИЮ ДЛЯ УСВОЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ

Задача № 1

К Вам, медицинской сестре прививочного кабинета пришла мама с ребенком 6 месяцев для проведения вакцинации против коклюша.

Задание:

  • Проведите вакцинацию против коклюша
  • Дайте рекомендации

Эталон ответа к задаче № 1

Задание №1 Вакцинация против коклюша - Вакцина АКДС

Цель:

Профилактика коклюша, дифтерии, столбняка                                          0-1

Оснащение:                                                                                                    0-1

Стерильный столик с ватными шариками, салфетками, пинцетом

Перчатки

Вакцина АКДС

Мензурка для помещения в нее ампулы с вакциной

Шприц,  игла

Желтый пакет

70% этиловый спирт

Емкость с дезинфецирующим раствором

Журнал проведения АКДС - вакцины

Карта развития ребенка (ф112/у)

Карта проф. Прививок (ф063/у)

Действие

Обоснование

Баллы

Подготовка к процедуре

1 Проверяет в форме 112/У наличие осмотра врача, нормальную температуру тела, разрешение на проведение АКДС Вакцины

Профилактика осложнений после вакцинации

0-1

2 Получает информированное согласие мамы

Обеспечение права на информацию

0-1

3 Просит маму оголить ягодицу или бедро ребенка и фиксировать его

Обеспечение четкости выполнения манипуляции

0-1

4 Достает из холодильника вакцину, проверяет маркировку и годность.  

Обеспечение четкости выполнения манипуляции

0-1

5 Моет руки и осушает, надевает перчатки

Обеспечение инфекционной безопасности

0-1

               Проведение процедуры

6 Достает из упаковки ампулу с вакциной , надрезает шейку, протирает ваткой со спиртом. Сухой салфеткой надламывает ампулу

Обеспечивается профилактика инфицирования во время инъекции. Вскрытие ампул с использованием салфетки предупреждает попадание сухой вакцины в окружающую среду

0-2

7 Отработанные ватные шарики, салфетку сбрасывает в желтый пакет

8 Ампулу поставить в мензурку

Обеспечение инфекционной безопасности

0-2

9 Вскрывает упаковку шприца , фиксирует иглу на канюле, снимает с иглы колпачок и набирает в шприц 0,5 препарата из ампулы (строгий учет вакцин)

Обеспечение четкости выполнения манипуляции

0-1

10 Регулирует дозу,  вытесняет воздух, избыток вакцины в стерильную салфетку   или колпачок

Обеспечение четкости выполнения манипуляции

0-2

11 Кладет шприц внутрь, стерильного латка

Обеспечение инфекционной безопасности

0-1

12 Обрабатывает место введения 70% этиловым спиртом (двухкратно). Детям до 2-х лет вакцина вводится в латеральную широкую мышцу бедра

Вакцина АКДС вводится в/м в латеральную широкую мышцу бедра детям до 2-х лет, так как она больше развита

0-2

13Вводит вакцину в/м

Выполнение процедуры

0-1

Завершение процедуры

14 Извлекает иглу

Профилактика постинъекционного абсцесса

0-1

15 Обрабатывает место инъекции ватным шариком, смоченный спиртом

Профилактика постинъекционного абсцесса

0-1

16 Сбрасывает ватный шарик и шприц в желтый пакет, а иглы в  контейнер для игл

Обеспечение инфекционной безопасности

0-2

17 Заполняет журнал проведения АКДС-вакцины,

карту развития ребенка (112/У)

Карту прививок (063/у), стат. Талон

Четкая регистрация введенной вакцины

Учет поствакцинальных осложнений

0-3

Критерии:

Компетенция освоена - 17-25 баллов

Компетенция частично освоена – 14-16 баллов

Компетенция не освоена – 13 и менее баллов

Задание № 2 Рекомендации после проведенной вакцинации АКДС

Действие

Баллы

После проведения вакцинации АКДС, ребенок находится в поликлинике 30 минут, для профилактики ранних осложнений

0-1

Следить за температурой  в течение 1-3 дней

0-2

Не тереть, не мочить место инъекции 2 дня

0-1

Не гулять в день вакцинации

0-1

При повышении температуры свыше 38.5 или появления необычных явлений обратится к врачу

0-1

Сроки ревакцинации: 18 месяцев

0-1

Критерии:

Компетенция освоена – 7-5 баллов

Компетенция частично освоена – 4 балла

Компетенция не освоена – 3 и менее баллов

Задача № 2

К Вам, медицинской сестре прививочного кабинета пришла мама с ребенком 12 месяцев для проведения вакцинации против эпидемического паротита.

Задание:

  • Проведите вакцинацию против эпидемического паротита
  • Дайте рекомендации

Эталон ответа на задачу № 3

Задание № 1 ВВЕДЕНИЕ МОНОВАЛЕНТНОЙ ПАРОТИТНОЙ ВАКЦИНЫ

Цель: - профилактика эпидемического паротита                                                         0-1 балл

Оснащение:                                                                                                                      0-1 балл

-стерильный столик с ватными шариками, салфетками, пинцетом, перчатки, светозащитный конус

-ПЖС вакцина, растворитель для ПЖС вакцины

-мензурка для помещения в нее ампулы с вакциной, шприц

-желтый пакет

-70%этиловый спирт

Емкость с дезинфецирующим раствором

Журнал проведения ПЖС - вакцины

Карта развития ребенка (ф112/у)

Карта проф. Прививок (ф063/у)

Действие

Обоснование

Баллы

Подготовка к процедуре

1 Проверяет в форме 112/У наличие осмотра врача, нормальную температуру тела, разрешение на проведение ПЖС вакцины

Профилактика осложнений после вакцинации

0-1

2. Получает информированное согласие мамы

Обеспечение права на информацию

0-1

3. Просит маму оголить плечо ребенка и фиксировать его

Обеспечение четкости выполнения манипуляции

0-1

4.  Достает из холодильника вакцину и растворитель, проверяет маркировку и годность.  

Обеспечение четкости выполнения манипуляции

0-1

5.  Моет руки и осушает, надевает перчатки

Обеспечение инфекционной безопасности

0-1

Проведение процедуры

4.Рассчитать количество растворителя с учетом числа доз используемой расфасовки коревой вакцины

На 1 дозу с сухой коревой вакцины берется 0.5 мл растворителя

Количество доз сухой вакцины в одной ампуле указанно на упаковке или на ампуле

0-1

5.Достать из упаковки ампулы с вакциной и растворителем

Обеспечивается профилактика инфицирования во время инъекции

0-1

6.Протереть шейки ампул ватным шариком со спиртом надрезать наждачным диском

Накрыть стерильной салфеткой и надломить

Вскрытие ампул с использованием салфетки предупреждает попадание сухой вакцины в окружающую среду

0-1

7.Отработанные ватные шарики, салфетку сбросить в желтый пакет

Все что касалось вакцины должно обеззараживаться

0-1

8.Вскрытые ампулы с сухой живой вакциной обязательно поставить в мензурку и накрыть марлевым шарик и светозащитным колпаком

Предотвращение падения ампулы и предотвращение попадания живой вакцины в окружающую среду

0-1

9.Вскрыть упаковку шприца надеть на него иглу с колпачком, зафиксировать иглу на канюле шприца

Снять с иглы колпачок

Предупреждение падения иглы во время работы

0-1

10.Взять ампулу с растворителем и набрать его в шприц в количестве рассчитанном ранее

На 1 дозу сухой коревой вакцины берется 0.5 мл растворителя

0-1

11.Ввести растворитель осторожно по стеночке в ампулу с вакциной (ампулу с вакциной в руки не брать!)

Перемещать вакцину возвратно-поступательными движениями поршня в шприце

Набрать в шприц 0.5 растворенной коревой вакцины

Предупреждение распыления вакцины и попадания ее в окружающую среду

0-1

12.Ампулу с оставшейся растворенной вакциной прикрыть стерильным марлевым колпачком и в светозащитном конусе

Строгий учет вакцины

0-1

13.Выпустить воздух из шприца в колпачок. Поместить шприц обратно в крафт-пакет

Предупреждение попадания живой вакцины в окружающую среду

0-1

14.Обработать кожу средней трети плеча 70% этиловым спиртом (двухкратно, а затем сухим ватным шариком)

Эта зона наиболее богата подкожно-жировой клетчаткой и имеют мало сосудов, нервных волокон- наиболее часто используют для подкожных инъекций

0-1

15.Участок кожи схватить между 1 и 2 пальцами

В образовавшуюся складку ввести иглу, направленную под углом 45 градусов

Коревая вакцина должна вводиться только подкожно

0-1

16.Ввести вакцину

0-1

17.Извлечь иглу, обработать место инъекции ватным  шариком

Профилактика постинъекционного абсцесса

0-1

18.Сбросить ватные шарики и шприц в желтый пакет

Все что касалось вакцины должно быть обезврежено.

0-1

Завершение процедуры

19.Снять перчатки и сбросить их в желтый пакет

Все что касалось вакцины должно быть обезврежено

0-1

20. Заполняет журнал проведения ПЖС -вакцины,

карту развития ребенка (112/У)

Карту прививок (063/у), стат. талон

Четкая регистрация введенной вакцины

Учет поствакцинальных осложнений

0-2

Критерии:

Компетенция освоена - 17-25 баллов

Компетенция частично освоена – 14-16 баллов

Компетенция не освоена – 13 и менее баллов

Задание № 2 Рекомендации после проведенной вакцинации против эпидемического паротита

Действие

Баллы

После проведения вакцинации против кори, ребенок находится в поликлинике 30 минут, для профилактики ранних осложнений

0-1

Следить за температурой  в течение 3-5 дней

0-1

Следить за поведением

0-1

Не гулять в день вакцинации

0-1

При повышении температуры выше 38.5 и  появления необычных явлений обратится к врачу

0-1

Не тереть, не мочить место инъекции 2 дня

0-1

Прийти на ревакцинацию против эпидемического паротита в 6 лет

0-1

Критерии:

Компетенция освоена – 7-5 баллов

Компетенция частично освоена – 4 балла

Компетенция не освоена – 3 и менее баллов

Задача № 3

Вы участковая медицинская сестра пришли на патронаж к ребенку 6 лет, больному коклюшем для контроля назначенного лечения. Мама в течение 2-х дней не дает антибиотики, так боится дизбактериоза. Жалобы на: приступообразный кашель 6-8 раз в сутки, часто с рвотой. Объективно: t 36.6, ребенок  испытывает страх перед едой из-за рвоты. В комнате жарко, душно, из-за боязни осложнений мать не проветривает комнату.

Задание:

  • Проведите забор материала на коклюш
  • Дайте рекомендации маме по уходу за ребенком с коклюшем

Эталон ответа к задаче № 5

Задание №1 Проведение забора материала на коклюш

Цель:

Диагностическая                                                                                            0-1

Оснащение:                                                                                                    0-1

Резиновые перчатки, маска

Стерильная пробирка с сухим ватным изогнутым тампоном

Стерильная пробирка с угольной средой

Чашка Петри с угольной средой

Штатив для пробирок

Стерильный шпатель

Бланк-направление в лабораторию

Обязательные условия:                                                                             0-1

- пробирки с тампонами на металлической петле хранить в холодильнике и использовать в течение 2-3 дней (на пробирке должна быть указана дата изготовления)

- забор материала производится натощак, до орошения или полоскания горла и до антибиотикотерапии

Действие

Обоснование

Баллы

Подготовка к процедуре

  1. Объяснить маме/ребенку цель и ход проведения исследования, получить согласие

Обеспечение прав на информацию, участие в исследовании

0-1

  1. Подготовить необходимое оснащение. Промаркировать пробирки.

Обеспечение четкости выполнения манипуляции

0-1

  1. Вымыть и осушить руки, надеть маску, перчатки

Обеспечение инфекционной безопасности

0-1

  1. Поставить на инструментальный столик необходимое оснащение

Создание удобства при проведении исследования

0-1

  1. Усадить ребенка лицом к источнику света и при необходимости зафиксировать его с помощью помощника

Необходимое условие для проведения исследования

0-1

               Проведение процедуры

  1. Попросить ребенка широко открыть рот

Обеспечение доступа для проведения манипуляции

0-2

  1. Извлечь правой рукой сухой ватный тампон из пробирки и осторожно, не касаясь языка, зубов и щек, вместе со шпателем ввести ватный сухой тампон:

изогнутым концом вниз

Место максимальной локализации палочки Борде-Жангу

0-2

  1. Двумя-тремя легкими движениями собрать слизь с задней стенки глотки

Условие, обеспечивающее эффективность

0-1

  1. Извлечь тампон из ротовой полости, приоткрыть чашку Петри с угольной средой на 45 градусов и нанести насечки ватным тампоном на угольную среду: 4 точки, посередине зигзаг. Вернуть ватный тампон в пробирку

Условие, обеспечивающее эффективность. Обеспечение четкости выполнения манипуляции

0-3

  1. Извлечь правой рукой ватный тампон с угольной средой из пробирки и осторожно, не касаясь языка, зубов и щек, вместе со шпателем ввести ватный тампон:

изогнутым концом вниз

  1. Двумя-тремя легкими движениями собрать слизь с задней стенки глотки

Условие, обеспечивающее эффективность

0-3

  1. Извлечь тампон с угольной средой из ротовой полости и поместить в пробирку, не касаясь ее краев

Обеспечение достоверности результата

0-2

Завершение процедуры

  1. Вымыть и осушить руки. Перчатки скинуть в желтый мешок. Снять маску

Обеспечение инфекционной безопасности

0-1

  1. Заполнить направление и доставить материал в бактериологическую лабораторию в сопровождении направления при температуре 37-38 градусов (в термоконтейнере) не позднее 2 часов

Обеспечение достоверности исследования. Палочка Борде-Жангу неустойчива во внешней среде

0-1

  1. Результат посева получают через 72 часа

Обеспечение достоверности исследования.

0-2

Критерии:

Компетенция освоена - 17-25 баллов

Компетенция частично освоена – 14-16 баллов

Компетенция не освоена – 13 и менее баллов

Задание № 2 Рекомендации маме по уходу за ребенком с коклюшем

План сестринских вмешательств

Обоснования

Баллы

1.Информировать больного и его родственников о заболевании.

-Обеспечивается право пациента и информацию.

-Ребенок и его родственники понимают целесообразность выполнения всех мероприятий ухода.

0-1

2.Изолировать больного на 30  дней, от начала заболевания.

-Обеспечивается профилактика распространения инфекции.

0-1

3.Организовать масочный режим при контакте с больным.

-Предупреждается воздушно-капельный механизм передачи инфекции.

0-1

4.Следить за регулярным проветриванием помещения, проведение влажной уборки не менее 2 раз в день.

-Уменьшается концентрация возбудителей во внешней среде, обеспечивается чистота воздуха.

0-2

5. Кормить ребенка небольшими порциями, механически щадящей пищей (без крошек, не должна содержать раздражающих веществ)

-Предупреждается развитие приступов кашля в результате действия дополнительных раздражителей.

0-1

6.Обеспечить охранительный режим, максимальный покой ребенку.

-Предупреждаются приступы спазматического кашля.

0-1

7.Организовать сон на свежем воздухе, прохладный свежий воздух в помещении.

-Уменьшается количество приступов кашля.

0-1

8.Организовать интересный досуг ребенка.

-Действенное средство предотвращения приступов кашля в результате отвлечения ребенка.

0-1

9.Провести мероприятия по профилактике присоединения инфекций, простудных заболеваний.

-Предупреждает развитие пневмоний, бронхитов и т.п. осложнений коклюша.

0-1

Критерии:

Компетенция освоена – 10-7  баллов

Компетенция частично освоена – 6 баллов

Компетенция не освоена – 5 и менее баллов

Задача № 4

К Вам, участковой медицинской сестре детской поликлиники, обратилась мама за советом по уходу за 5 летним сыном больным эпидемическим паротитом. Жалобы: t 38.2, затруднение при приеме пищи, припухлость в околоушной области с двух сторон. Объективно: кожные покровы горячие на ощупь, кожа над припухлостями не изменена. Из анамнеза: эпидемический паротит в детском саду. Мама просит у вас совета, как поставить полу спиртовой компресс на припухшую область.

Задание:        

  • Дайте рекомендации маме по уходу за ребенком с эпидемическим паротитом
  • Поставьте компресс

Эталон ответа к задаче № 8

Задание № 1 Рекомендации маме по уходу за ребенком с эпидемическим паротитом

План сестринских вмешательств

Обоснования

Баллы

1.Информировать больного и его родственников о заболевании.

-Обеспечивается право пациента и информацию.

-Ребенок и его родственники понимают целесообразность выполнения всех мероприятий ухода.

0-1

2.Изолировать больного на 9 дней.

-Обеспечивается профилактика распространения инфекции.

0-1

3.Организовать масочный режим при контакте с больным.

-Предупреждается воздушно-капельный механизм передачи вируса эпид. паротита.

0-1

4.Следить за регулярным проветриванием помещения, проведение влажной уборки не менее 2 раз в день.

-Уменьшается концентрация возбудителей во внешней среде, обеспечивается чистота воздуха.

0-1

5.Организовать хлорный режим

-Возбудители эпид. паротита устойчивы во внешней среде, что делает возможным передачи инфекции через предметы третьего лица.

0-1

6.Оббеспечиитть ребенку правильное питание. Пища должна быть:

-механически щадящей.

-легкоусвояемой, нежирной.

-Содержать кислые соки (пить их через соломинку, так как они раздражают воспаленный стенонов проток)

- при эпид. паротите в результате воспаления околоушной слюнной железы отмечается болезненность при жеванее и глотании

-легкоусвояемая пища не нагружает поджелудочную железу, а значит, предупреждается развитие панкреатита.

-предупреждаются застойные процессы в слюнных железах.

0-2

7.Тщательно ухаживать за полостью рта.

-Заболевание сопровождается снижением выделения слюны

0-1

8.Организовать и следить за соблюдением в течение острого периода постельного режима. Обеспечить его постепенное расширение по мере улучшения состояния ребенка

-Физ. нагрузки увеличивают частоту появления панкреатита, орхита(воспаление яичка).

0-1

9.Следить за ношением суспензория.

-Ношение суспензория при орхите облегчает течение заболевания, предотвращает переход патологического процесса на другую сторону.

0-1

Критерии:

Компетенция освоена – 10 -7  баллов

Компетенция частично освоена – 6 баллов

Компетенция не освоена – 5 и менее баллов

Задание № 2 Постановка компресса

При эпидемическом паротите запрещается использовать согревающий компресс. Только сухое тепло

Цель: - лечебная                                                                                                             0-1 балл

Оснащение:                                                                                                                     0-1 балл

-вата

-косынка или широкий бинт

-лекарственные препараты

-ножницы

-резиновые перчатки

Действие

Обоснование

Баллы

Подготовка к процедуре

  1. Объяснить маме или ребенку цель и ход манипуляции, получить согласие

Обеспечение права пациента на информацию

0-1

  1. Вымыть и осушить руки

Обеспечение инфекционной безопасности

0-1

  1. Приготовить кусок ваты и бинт

Оптимальные условия для выполнения манипуляции

0-1

Проведение процедуры

  1. Положить слой ваты толщиной 2-3 см на пораженную (припухшую) область

Выполнение манипуляции

0-1

  1. Зафиксировать вату косынкой или широким бинтом плотно, но не туго. В соответствии с требованиями десмургии

Оптимальные условия для выполнения манипуляции

0-2

Завершение процедуры

  1. Вымыть и осушить руки

Обеспечение инфекционной безопасности

0-1

Критерии:

Компетенция освоена – 7-5 баллов

Компетенция частично освоена – 4 балла

Компетенция не освоена – 3 и менее баллов

Инструкция

для внеаудиторной самостоятельной работы студентов

«Презентация к теме»

Тема: «СП при кори, краснухе, эпидемическом паротите и коклюше»

Мотивация

Выполнив данную работу, Вы сможете:

  • Развить инициативу и способность к творчеству;
  • Систематизировать, закрепить знания и глубже разобраться в учебном материале;
  • Легче усвоить текущую информацию
  • Развить способность анализировать и обобщать учебный материал
  • Развить мыслительную познавательную активность
  • Закрепить навыки самостоятельной работы с текстом и компьютером
  • Проанализировать и конкретизировать материал

Инструкция

Для того, чтобы выполнить поставленную задачу, следует:

1. Ознакомиться с требованиями к выполнению работы, критериями оценки и рекомендациями

2. Подобрать литературу и изучить ее по данной теме

3. Составьте план выполнения работы

4. Тема презентации должна четко определять рамки исследуемой проблемы

5. Составление  презентации должно быть последовательным и включать в себя следующие пункты:

- определение заболевания

- причины заболевания

- механизм развития заболевания

- клиническую картину заболевания

- основные методы лечения

- сестринский уход при данном заболевании

6. Оформить презентацию согласно требованиям, следуя определенному Вами плану, на листе А4 и в электронном варианте, преподавателю в указанный срок

Требования к выполнению работы:

  • Работа выполняется на компьютере, с использованием программы Power Point (презентация)
  • Количество слайдов определяется намеченным планом, но не менее 6 слайдов
  • На работу отводится 2 часа

Критерии оценки

Своевременное выполнение работы

2 балла

(0-2)

Оформление работы согласно требованиям

2 балла

(0-2)

Полный охват основных понятий содержания

5 баллов

(0-5)

Полный объем элементов информации

5 баллов

(0-5)

Оригинальные идеи, неординарность

3 балла

(0-3)

Эстетика выполнения

3 балла

(0-3)

 Максимально 15 баллов

15-14 баллов - отлично

13-12 баллов - хорошо

11-10 баллов – удовлетворительно

9 и менее баллов – следует повторить материал и выполнить работу заново


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях Раздел 4. МДК 02.01 Сестринский уход при инфекционных заболеваниях

Рабочая тетрадь  составлена для студентов 4 курса специальности  060501 Сестринское дело  для организации работ по прохождению  учебной практики по ПМ 02. Участие в лечебно – диагн...

Учебное пособие "Сестринский уход при инфекционных заболеваниях".

УчУчебное пособие по ПМ 02. "Участие в лечебно – диагностическом и реабилитационном процессах",МДМДК 02.01. Сестринский уход при различных состояниях и заболеваниях. Сестринский уход при инфекцио...

Контроль знаний: ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационных процессах МДК 02.01 "Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях.Сестринский уход при инфекционных заболеваниях".

Контроль знаний: ПМ. 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02.01 "Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях. Сестриский уход при инфекционных заболевания...

Технологические карты занятий по профессиональному модулю ПМ.02 специальности Сестринское дело Тема 12 Сестринская помощь при инфекционных заболеваниях и во фтизиатрии

Запись хода  практических занятий по ПМ.02 специальности сестринское дело теме12: "Сестринская помощь при инфекционных заболеваниях и во фтизиатрии" в форме технологической карты дает п...