ПМ02.МДК.02.01 «Лечение пиелонефрита у детей»
методическая разработка

Бирт Марина Александровна

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение студентом видом профессиональной деятельности (ВПД) «Лечебная деятельность», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями.


 

Вид занятия: семинарско-практическое

Форма занятия: групповое

Тип занятия: урок закрепления знаний и формирование умений и навыков.

МДК 02.04. Лечение пациентов детского возраста

Специальность: 31.02.01 «Лечебное дело»

Длительность занятия: 270 минут

Место проведения: ОДБ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lechenie_pielonefrita_u_detey.docx232.46 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент  охраны  здоровья  населения  Кемеровской  области

Государственное  бюджетное  профессиональное

образовательное  учреждение

«Кемеровский  областной  медицинский  колледж»

Ленинск-Кузнецкий  филиал

(ЛКФ  ГБПОУ    «КОМК»)

Методическая  разработка    практического  занятия

                                                 Раздел  ПМ02.МДК.02.01 

Составлен  в  соответствии  с  ФГОС  специальности  31.02.01  Лечебное  дело.

                                     Тема: «Лечение пиелонефрита у  детей»

Заболевания почек - по каким признакам можно определить болезнь http://arthuntere4.tk/QGcP/ Заболевания почек. Симптомы самых распространенных болезней. Как узнать, какая из болезней почек угрожает вашему здоровью. Советы по питанию и диетологии.  При лабораторных исследованиях в моче обнаруживается протеин, эритроциты и цилиндрические тела. На появление гломерулонефрита могут повлиять такие заболевания, как ангина и импетиго (гнойничковое заболевание кожи).  Поводом беспокойства за здоровье может стать появление в моче примесей крови (гематурия), песка или камней.

                                                                                                                                                                                             

                                                                                        Составлен  преподавателем

                                                                                                                                                                                         

                                                                                                                   Бирт  М.А.

                                                               2019    г.

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение студентом видом профессиональной деятельности (ВПД) «Лечебная деятельность», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 2.1.

Определять программу лечения пациентов различных возрастных групп.

ПК 2.2.

Определять тактику ведения пациента.

ПК 2.3.

Выполнять лечебные вмешательства.

ПК 2.4.

Проводить контроль эффективности лечения.

ПК 2.5.

Осуществлять контроль состояния пациента.

ПК 2.6.

Организовывать специализированный сестринский уход за пациентом.

ПК 2.7.

Организовывать оказание психологической помощи пациенту и его окружению.

ПК 2.8.

Оформлять медицинскую документацию.

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10.

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11.

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

ОК 12.

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13.

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Методические указания для преподавателя

Цель составления методической разработки: 

  • Повышать качество и эффективность обучения студентов.
  • Оказать студентам методическую и практическую помощь в усвоении учебного материала.
  • Оказать методическую помощь преподавателям при подготовке к занятию.
  • Обмен опытом работы с другими преподавателями.

Методическая разработка составлена в соответствии с рабочей программой ПМ 02. Лечебная  деятельность МДК 02.04. Лечение пациентов детского возраста

План занятия

Вид занятия: семинарско-практическое

Форма занятия: групповое

Тип занятия: урок закрепления знаний и формирование умений и навыков.

МДК 02.04. Лечение пациентов детского возраста

Специальность: 31.02.01 «Лечебное дело»

Длительность занятия: 270 минут

Место проведения: ОДБ

Цель

Задачи

  1. Обеспечить запоминание и воспроизведение изучаемого материала

Студент должен знать:

  • АФО органов мочевыделения.
  • Острый пиелонефрит, цистит, гломерулонефрит.
  • Причины, факторы риска, возможные проблемы, ранние клинические признаки, осложнения, принципы лечения, особенности ухода.
  • Современные методы лабораторной и инструментальной диагностики и подготовка ребенка к ним.
  • Тактика при заболеваниях органов мочевыделения.
  • Принципы этики и деонтологии при работе с больным ребенком.
  1. Способствовать усвоению учебного материала.

Студент должен:

  • Понимать механизмы, лежащие в основе заболеваний мочевыделительной системы.
  1. Сформировать умение применять изученный материал в типовых и нестандартных клинических ситуациях.

Студент должен уметь:

  • Применять правила обследования пациента в конкретных практических ситуациях.
  • Определять тактику ведения детей с заболеваниями мочевыделительной системы.
  • Назначить лечение  ребенку  при патологии мочевыделительной системы.
  • Проводить контроль  эффективности лечения.
  1. Способствовать развитию клинического мышления (анализа, синтеза, оценки).

Студент должен уметь:

  • Устанавливать взаимосвязи между субъективными и объективными симптомами заболевания у конкретного пациента.
  • Оценивать значимость симптомов.
  • Формулировать предварительный диагноз.
  1. Развивать познавательные и созидательные способности личности, общекультурные ценности.

Студент должен:

  • Осознать потребность в познавательной деятельности и практическом применении полученных знаний.
  • Осознать необходимость саморазвития и самореализации.

  1. Формировать и развивать профессионально значимые качества.

Студент должен:

  • Быть ответственным за своевременное и правильное выполнение практической работы.
  • Быть аккуратным и точным при выполнении медицинских манипуляций и обследовании пациента.
  • Уметь работать индивидуально и сообща, взаимодействовать с другими.

Методы обучения:

Метод обучения

Форма реализации метода

Репродуктивный:

инструктивно-репродуктивный

Беседа репродуктивного характера.

Продуктивный: частично-поисковый

Решение проблемных задач.

Проблемные тестовые задания.

Межпредметные связи:  

Дисциплина

Тема

Анатомия и физиология

Анатомия и физиология органов мочевыделения

ЗЧО “Здоровый ребенок”

АФО мочевыделительной системы у детей

Основы СД

Асептика, антисептика, водный баланс, сестринский процесс

Клиническая фармакология

Препараты, используемые для лечения заболеваний органов мочевыделения

Методическое обеспечение занятия:

  • Рабочая программа дисциплины
  • Календарно – тематический план.
  • Методическая разработка практического занятия для преподавателя.
  • Учебно-методическое пособие для самоподготовки студентов к занятию.
  • Дидактические средства информации  и контроля:
  • Ситуационные задачи, задания тестового контроля;
  • Наборы оснащения для выполнения практических манипуляций;
  • Лекарственные препараты;
  • Предметы ухода.

На занятии студенты должны овладеть:

знаниями

умениями

  • АФО органов мочевыделения.
  • Острый пиелонефрит, цистит, гломерулонефрит.
  • Причины, факторы риска, возможные проблемы, ранние клинические признаки, осложнения, принципы лечения, особенности ухода.
  • Современные методы лабораторной и инструментальной диагностики и подготовка ребенка к ним.
  • Тактика при заболеваниях органов мочевыделения.
  • Принципы этики и деонтологии при работе с больным ребенком.
  • Студенты наблюдают детей с патологией почек и мочевыводящих путей,
  • определяют  тактику ведения пациента при остром гломерулонефрите,  пиелонефритах, инфекции мочевыводящих путей,
  • назначают немедикаментозное и меди-каментозное лечение, определяют  показания, противопоказания к применению лекарственных средств, применяют лекарственные средства при болезнях почек и мочевыводящих путей у детей, острой и хронической почечной недостаточности,
  • определяют показания к госпитализации пациента и организуют транспортировку  в лечебно-профилактическое учреждение,
  • проводят лечебно-диагностические манипуляции,
  • проводят контроль эффективности  лечения.
  • Сбор мочи на ОАМ, по Нечипоренко, по Зимницкому; выписывание направлений;
  • неотложная помощь при почечной колике, острой задержке мочи, при гипертермии, судорогах, анафилактическом шоке

Основная литература для студентов:

  • Лекционный материал по данной теме
  • Методическое пособие для самоподготовки студентов.
  • Запруднов А.М., Григорьев К.И. Педиатрия с детскими инфекциями: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012.

Дополнительная литература для студентов:

  • Н.П. Шабалов. Детские болезни. - Санкт-Петербург. «Сотис», 2012 г.

Ход занятия:

Элементы занятия

время

примечания

1.

Организационный момент:

проверить готовность аудитории к занятию;

проверить присутствующих студентов;

сообщить тему занятия;

сообщить план занятия;

сообщить цель занятия.

10 минут

Внешний вид студентов; подготовка доски к занятию;

работа с журналом;

на доске

на доске

мотивация, цель (приложение № 1)

2.

Актуализация опорных знаний:

  1. Тест-контроль
  2. Индивидуальный опрос.
  3. Подведение итогов

15 минут

 55 минут

5 минут

Приложение № 2,3

Приложение № 4

3.

Практическая часть.

  1. Решение ситуационных задач.
  2. Выполнение практических манипуляций:
  • Курация пациентов с патологией органов мочевыделения.
  1. Выполнять манипуляции:
  • Работа на посту  и в процедурном кабинете под контролем  м/с.
  • Ведение документации.
  • Выполнение врачебных назначений.
  • Выполнение манипуляций: сбор общего анализа мочи;
  • Взятие пробы  по Нечипоренко, Зимницкому у детей различного возраста, бактериологическое исследование мочи.
  • Определение суточного диуреза и водного баланса, измерение АД, забор крови из вены на биохимический анализ (на фантомах);  
  • Оформление направлений на различные исследования.  
  • Подготовка ребёнка к рентгенологическому обследованию

35 минут

50 минут

75 минут

Приложение № 5

Приложение № 6

4.

Подведение итогов.

10 минут

5.

Домашнее задание.

Подготовить тему: Лечение заболеваний  эндокринной системы.

10 минут

                                    Всего:

270 минут

Частое мочеиспускание у мужчин: патологии почек, инфекция http://arthuntere4.tk/QGcP/ Частое мочеиспускание при простатите, инфекции, проблемах почек, нарушении гормонов и болезнях.  При наличии воспалительного процесса в почках на фоне учащения мочеиспускания возникает еще и боль в пояснице, недомогание, лихорадка и тошнота. При цистите типичны боли над лобком, температура и недомогание, ощущение постоянного наполнения пузыря с императивными (ложными) позывами к мочеиспусканию. Если страдают почки и мочевой пузырь, выделяющаяся моча может быть мутной, с примесью хлопьев, гноя, крови, она пенится и плохо пахнет. Могут возникать отеки, повышаться давление, особенно если страдают клубочки почки.  Нередко учащают мочеиспускание у мужчин различные соматические болезни и патологические состояния, приводящие к нарушениям водно-солевого баланса и воспалительным процессам мочевых путей. Так, частым воспалительным процессам способствует наличие железодефицитной анемии, при которой слизистые мочевой системы становятся уязвимыми для инфекции.

Приложение № 1

В структуре болезней мочевой системы у детей микробно – воспалительная патология стоит на 1 месте и составляет от 32 до 40% всей патологии органов мочевой системы. В последние годы многими авторами отмечается рост распространенности болезней мочевой системы у детей, причем преимущественно за счет латентных и малосимптомных форм. Пиелонефритами заболевают в детском возрасте и болеют всю жизнь, с другой стороны, своевременная диагностика микробно - воспалительной патологии органов мочевой системы в детском возрасте может значительно улучшить прогноз на выздоровление, предотвратить раннее развитие гипертонической болезни и ХПН. Умение своевременно диагностировать, предупреждать осложнения и лечить эту патологию у детей является показателем квалификации врача семейной практики. 

Приложение № 2

Тест-контроль

Выбрать один или несколько правильных ответов.

1. Наиболее частой причиной развития пиелонефрита является:

  1. кишечная палочка
  2. синегнойная палочка
  3. стафилококк
  4. протей

2. Характерным мочевым синдромом пиелонефрита является:

  1. лейкоцитурия, бактериурия
  2. протеинурия, глюкозурия
  3. гематурия, цилиндрурия

3. Вторичный пиелонефрит возникает:

  1. впервые
  2. на фоне врожденной патологии почек
  3. через две недели после перенесенной ангины, скарлатины, ОРЗ

4. Концентрационная функция почек определяется  следующими пробами:

  1. по Зимницкому
  2. Нечипоренко
  3. ортостатической
  4. Сулковича

5. Проба Зимницкого собирается в течение:

  1. суток в одну посуду
  2. трех часов в одну посуду
  3. суток каждые три часа в отдельную посуду

6. Больному с острым пиелонефритом необходимы:

  1. сухая теплая постель,
  2. диета с исключением острых,  жареных блюд,
  3. принудительный ритм мочеиспускания,
  4. обильное питье

7. Заражение при пиелонефрите происходит путем:

  1. гематогенным
  2. восходящим
  3. лимфогенным

8. В острый период пиелонефрита больному необходимо назначить в диете:

  1. ограничение углеводов
  2. ограничение соли
  3. обильное питье

9. Для клиники острого пиелонефрита характерно:

  1. повышение температуры тела, дизурические расстройства, боли в животе
  2. положительный симптом Пастернацкого, бледность кожных покровов, мутная моча
  3. тошнота, рвота, повышение температуры тела, отеки, снижение диуреза, моча красного цвета

10. Моча по Нечипоренко собирается:

  1. одномоментно средняя порция
  2. за три часа в одну посуду
  3. в течение суток каждые три часа

11. Для латентного течения пиелонефрита характерно:

  1. непостоянные боли в животе, субфибрильная температура тела, снижение аппетита, утомляемость, нарушение сна
  2. непостоянная лейкоцитурия, протеинурия
  3. непостоянная гематурия, отеки на лице, ногах

12. В острый период пиелонефрита больному назначают строгий постельный режим:

  1. после исчезновения экстраренальных проявлений
  2. до исчезновения экстраренальных проявлений
  3. на весь период лечения в стационаре

13.  Дизурический синдром проявляется:

  1. протеинурией
  2. гематурией
  3. частыми болезненными мочеиспусканиями
  4. лейкоцитурией

14. Для гематурической формы гломерулонефрита наиболее характерно:

  1. макрогематурия
  2. лейкоцитурия
  3. отеки, гипертензия

15. Для некротической формы гломерулонефрита наиболее характерно:

  1. появление отеков
  2. повышение АД
  3. протеинурия
  4. повышение диуреза

16. Плотность мочи в норме у дошкольников:

  1. 1004-1006
  2. 1006-1016
  3. 1020-1034

17. Больному с гломерулонефритом в острый период необходимо назначать:

  1. стол № 7, постельный режим, ограничить жидкость, фруктовая диета
  2. а/б, гипотензивные, мочегонные, гормоны, препараты калия
  3. сердечные глюкозиды, цитостатики, альбумин, гемодез

Эталоны ответов

Тест-контроль

1. а

4. а

7. а, б, в

10. а

13. в

16. б

2. а

5. в

8. б, в

11. а, б

14. а

17. а, б

3. б

6. а, б, в, г

9. а, б

12. в

15. а, б, в

Признаки заболевания почек: какие симптомы воспаления, как понять, что болят почки у человека http://arthuntere4.tk/QGcP/ Какие симптомы и признаки говорят о проблемах с почками, на что нужно обратить особое внимание  Существуют признаки, появление которых является характерным для того или иного заболевания. При болезнях почек симптомы могут быть разнообразными, и не всегда больной может отнести их к патологии этого парного органа. Есть такие патологии почек, симптомы при которых просто отсутствуют, то есть болезнь протекает бессимптомно, что затрудняет диагностику. Как быть, если вас что-то беспокоит и когда необходимо обратиться к врачу?  >Вопрос: как часто вы мочитесь в ночное время?

Воспаление почек и мочевого пузыря: причины, симптомы, лечение http://arthuntere4.tk/QGcP/ Как и почему возникает воспаление почек и мочевого пузыря? Чаще всего возникает восходящая инфекция, но существуют и другие виды распространения патологии.  Сбои в работе почек, пузыря и выводящих путей возникают часто. Существует много заболеваний ненагноительного характера, поликистоз, мочекаменная болезнь, несколько видов воспаления инфекционной природы, а также туберкулез и опухоли органов мочевыделительной системы. Для всех форм потребуется разное лечение.     снижение иммунного барьера;   недостаточная интимная гигиена;   инфицирование мочевых путей при инструментальном обследовании;   проявления аллергии;   сахарный диабет.

Приложение № 3

Индивидуальный опрос

  1. Анатомо-физиологические особенности органов мочевыделения.
  2. Классификация гломерулонефритов. Причины, факторы риска, возможные проблемы, ранние клинические признаки, осложнения, принципы лечения, особенности ухода.
  3. Современные методы лабораторной и инструментальной диагностики и роль медсестры при подготовке ребенка к ним;
  4. Диспансерное наблюдение за детьми при гломерулонефрите.
  5. Острый пиелонефрит, цистит. Причины, факторы риска, нарушенные потребности, проблемы, ранние клинические признаки (ренальные и мочевой синдром), осложнения.
  6. Современные методы лабораторной и инструментальной диагностики и роль медсестры при подготовке ребенка к ним.

Приложение № 4

Задачи

Задача № 1

Родители Саши М., 3-х лет, обратились к нефрологу с жалобами на вялость, отеки в области лица и ног, снижение аппетита, боли в животе.

Из анамнеза выявлено, что мальчик часто болеет простудными заболеваниями, а две недели назад перенес ангину. Лечение на дому: бисептол, фарингосепт, поливитамины. Генеалогический и социальный анамнез без особенностей.

Объективно: состояние средней тяжести, кожа бледная, синева под глазами, веки отечны, отеки на ногах. В зеве -  слизистые физиологической окраски, лимфатические узлы до 0,5 см в диаметре, слегка болезненны, не спаяны с окружающей тканью. Подкожно-жировой слой развит удовлетворительно. Со стороны сердца и органов дыхания патологии не выявлено. Живот мягкий при пальпации, отмечается небольшая болезненность, печень и селезенка не увеличены.

В общем анализе мочи: белок 14г/л, относительная плотность 1030, реакция щелочная, эритроциты до 20 в поле зрения, лейкоциты 8-10 в поле зрения гиалиновые цилиндры.

В общем анализе крови: Э-4,0х1012/л, Нв-100 г/л, L-4,7х109/л, СОЭ-69 мм/час. Биохимия крови: остаточный азот 35,7 ммоль/л, мочевина 13,48 ммоль/л, общий белок в крови 46,8 г/л.

Задания

1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

2. Назовите дополнительные симптомы для уточнения диагноза, расскажите о методике их выявления.

3. Расскажите об объеме доврачебной помощи и правилах транспортировки по назначению.

4. Составьте план диагностических исследований в стационаре, расскажите о подготовке к ним пациента и принципах лечения.

 

Задача № 2

На прием в детскую поликлинику обратилась мама с 5-летней девочкой. У ребенка - слабость, боли в животе, снижение аппетита, по вечерам температура повышается до 37,9º С. Мать заметила, что девочка часто мочится, моча мутная. Язык сухой, обложен белым налетом. В легких дыхание везикулярное, тоны сердца приглушены. Живот мягкий, безболезненный. Печень, селезенка не увеличены.

Задания

1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

2. Назовите дополнительные симптомы для уточнения диагноза и методы исследования данного заболевания.

3. План диагностического исследования в стационаре.

4. Расскажите о принципах лечения заболевания.

Задача № 3

Мама, с девочкой 2,5 лет, обратилась к участковому врачу по поводу учащенного и болезненного мочеиспускания у ребенка, болей в животе и повышения температуры до 37,5º С. Осмотрена хирургом, хирургическая патология исключена. Эти симптомы наблюдались в течение года дважды, и после обследования был выставлен диагноз "цистит". Лечение проводилось амбулаторно. В анамнезе частые простудные заболевания (7 раз ОРЗ за последний год). Родители здоровы, но у бабушки со стороны мамы заболевание почек.

Объективно: масса 11,5 кг, длина 85 см. Состояние удовлетворительное. Астеническое телосложение. Кожа и видимые слизистые чистые. Лимфоузлы: тонзиллярные безболезненные, размером до 0,8 см, не спаянные с окружающей тканью. Подкожно-жировой слой развит удовлетворительно. Над легкими перкуторный звук легочный, выслушивается пуэрильное дыхание. Границы сердца соответствуют возрасту. Тоны ясные, ритмичные. Живот мягкий, болезненный над лоном. Печень и селезенка не  увеличены. Симптом Пастернацкого положительный с обеих сторон. Мочеспускание  болезненное, 15 раз в день.

В общем анализе мочи реакция щелочная, относительная плотность мочи 1012, моча мутная, лейкоциты = 20-25, плоский эпителий = 3-5 в поле зрения. Анализ крови: СОЭ-25 мм в час, Л-12х109 /л, Нв-108 г/л. Проба Зимницкого: дневной диурез 300 мл, ночной диурез 500 мл, колебания удельного веса 1005-1012.

УЗИ почек: размеры соответствуют возрасту, положение и подвижность обычные, отмечается уплотнение стенок чашечно-лоханочной системы с обеих сторон, удвоение почки справа.

Задания

1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

2. Назовите дополнительные симптомы для уточнения диагноза, расскажите о методике их выявления.

3. Расскажите об объеме доврачебной помощи и правилах транспортировки по назначению.

4. Составьте план диагностических исследований в стационаре, расскажите о подготовке к ним пациента и принципах лечения.

Эталон ответа к задаче № 1

1. Острый гломерулонефрит. Заключение основано на данных анамнеза и жалоб: отеки в области лица и ног, вялость, снижение аппетита, боли в животе. Провоцирующим фактором возникновения данного заболевания послужила перенесенная 2 недели тому назад ангина. Данные объективного обследования: бледность кожных покровов, "синева" под глазами, отечность век, ног, умеренная болезненность при пальпации живота. Данные лабораторного исследования: в анализе мочи повышенное содержание белка до 14 г/л, появление эритроцитов до 20 в поле зрения, гиалиновых цилиндров, в анализе крови СОЭ-69 мм/час (резко ускорена), Нв-100 г/л (снижен), биохимическом анализе крови остаточный азот повышен до 35,7 ммоль/л, повышение мочевины до 13,48 ммоль/л, снижение общего белка до 46,8 г/л.

2. Дополнительные симптомы которые можно выявить: повышение АД, головная боль, олигоурия, дизурические проявления, повышение температуры тела.

3. Ребенка необходимо госпитализировать. Доврачебная помощь заключается в симптоматическом лечении и транспортировке больного в стационар в положении лежа.

4. Диагностическая и лечебная программа в стационаре:

диагностическая программа

  • общий анализ крови;
  • общий анализ мочи;
  • анализ мочи по Зимницкому и Аддису-Каковскому;
  • суточная экскреция белка;
  • биохимический анализ крови (определение общего белка и белковых фракций мочевины, креатинина, остаточного азота, СРБ);
  • клиренс креатинина;
  • коагулограмма;
  • УЗИ почек;
  • экскреторная урография;
  • биопсия почек по показаниям;
  • консультация ЛОР, генетика, уролога;

лечебная программа

  • постельный режим 3-4 недели;
  • из диеты исключить поваренную соль, раздражающие, экстрактивные, аллергизирующие продукты, потребление белка уменьшить, количество жидкости ограничить;
  • базисная терапия: диуретики, гипотензивные средства, антибиотики, аскорутин;
  • в тяжелых случаях патогенетическая терапия: кортикостероиды.

После выписки из стационара ребенок должен наблюдаться у нефролога, с диспансерного учета снимать через 5 лет, если в течение последнего года отмечается ремиссия.

Эталон ответа к задаче № 2

1. Острый первичный пиелонефрит.

Диагноз обоснован данными анамнеза и жалобами: у ребенка слабость, боли в животе, повышение температуры по вечерам, частое мочеспускание, мутная моча.

2. Дополнительными симптомами заболевания являются симптомы интоксикации: утомляемость, снижение аппетита, бледность кожных покровов, боли в поясничной области, наличие отеков.

3. Диагностические исследования в стационаре: общий анализ мочи, анализ мочи на флору и чувствительность к антибиотикам, анализ мочи Нечипоренко, проба по Зимницкому, рентгеноурологические методы исследования, УЗИ почек.

4. Лечение пиелонефрита комплексное. Ребенку назначают соответствующие его состоянию режим и диету, антибактериальные и стимулирующие препараты. Строгий постельный режим в острый период заболевания.

Назначают антибиотики. Проводят фитотерапию. В качестве иммунокорригирующих средств применяют лизоцим, продигиозан, метилурацил, пентоксил, нуклеинат натрия.

При повышении артериального давления назначают гипотензивные препараты.

Лечебное питание строится по принципам молочно-растительной диеты с умеренным количеством белка и соли. Не разрешаются жареные блюда, мясные бульоны. По мере стихания проявлений пиелонефрита ребенка переводят на стол № 5. При наличии обменных нарушений ограничивают применение рыбы и мяса до 2 раз в неделю, преимущественно в отварном, тушеном виде с использованием картофельно-капустной диеты. Показано обильное питье.

Эталон ответа к задаче № 3

1. У больной заболевание мочевой системы — хронический пиелонефрит на фоне врожденной патологии почек.

Заключение основано на данных анамнеза и жалоб, типичных для данного заболевания:

  • учащенное и болезненное мочеиспускание;
  • боли в животе, повышение температуры тела;
  • симптомы наблюдались в течение года.

В анамнезе жизни частые простудные заболевания, у бабушки со стороны матери заболевание почек.

Данные объективного обследования: ребенок астенического телосложения, в массе отстает от нормы, живот при пальпации болезнен над лоном, положительный симптом Пастернацкого с обеих сторон; учащено мочеспускание до 15 раз;

Лабораторные данные. В анализах мочи (общий, проба по Зимницкому): низкий удельный вес, лейкоцитурия; никтурия. В крови повышена СОЭ до 25 мм/час, незначительный лейкоцитоз, снижен гемоглобин.

При обследовании на УЗИ отмечается уплотнение стенок чашечно-лоханочной системы с обеих сторон, удвоение почки справа.

2. Для уточнения диагноза необходимо проверить наличие отеков (отечности век, голеней), проводить контроль АД.

3. При заболевании почек ребенка необходимо госпитализировать в стационар.

4. В стационаре необходимо провести: анализы мочи по Нечипоренко, Аддису-Каковскому для исследования осадка мочи и подсчета форменных элементов; функциональную пробу по Зимницкому, отражающую сниженную способность почек концентрировать мочу. Информативны рентгеноурологические методы обследования -экскреторная урография, микционная цистоурография, выявляющие размер, контуры и расположение почек, неравномерность поражения их паренхимы, рефлюксы, препятствия оттоку мочи. Необходимо провести бактериологическое исследование мочи, на чувствительность к антибиотикам; постоянно следить за артериальным давлением и количеством выпитой и выделенной жидкости.

Лечебная программа в стационаре:

  • постельный режим в течение всего лихорадочного периода;
  • диета: в острый период стол N 7, затем стол N 5 (молочно-растительный) с ограничением острого и соленого. Дополнительное количество жидкости за счет арбуза, соков, клюквенного и брусничного морсов, щелочных минеральных вод;
  • антибактериальная терапия 10-15 дней: полусинтетические пенициллины, аминогликозиды, цефалоспорины, нитрофурановые препараты (фурадонин, фуразолидон; невиграмон, 5-НОК);
  • витамины С, группы В.

При достижении ремиссии после стационарного лечения назначают фитотерапию (лечебные сборы трав) по схеме.

Приложение № 5

Выполнение манипуляций согласно стандартам действий

Подготовка больного к экскреторной урографии.

Цель обследования: установить положение почек, их величину, функциональную способность, состояние чашечно-лоханочной системы, аномалии развития: расширение чашечно-лоханочной системы, дивертикулы, сужение и расширение мочеточников. Выявить наличие конкриментов в системе мочевыделительной системы.

Подготовка больного: важно, чтобы кишечник был свободен от газов и каловых масс. Это необходимо для четкой визуализации почек.

  • Накануне исследования из рациона ребёнка следует исключить пищу, вызывающую повышенное газообразование: молоко, яблоки, капусту, черный хлеб.
  • Вечером сделать очистительную клизму.
  • Чтобы выяснить, нет ли у больного повышенной чувствительности к препаратам йода, необходимо по назначению врача, за день до обследования, ввести 1 мл контрастного вещества (тест-ампула).
  • Если в течение суток, возникает положительная реакция на контрастное вещество, рентгенологическое обследование, если оно необходимо, проводится после специальной подготовки.
  • Перед обследованием проводится обзорный снимок, с помощью которого оценивают степень подготовки кишечника к обследованию.

Функциональные методы исследования почек

Проба по Зимницкому. ( Исследование концентрационной функции способности концентрировать мочу).

Оценка результатов пробы:

  • Суточный диурез должен быть не менее 70-75% выпитой жидкости.
  • Дневной диурез должен  преобладать  над ночным в соотношении 3:1, 2:1.
  • Колебания удельного веса не менее – 12
  • Функция почек считается сохранной, если удельный вес мочи составляет –1020 и выше, при диурезе  1 литр не больше

  Сбор мочи на общий анализ у девочки раннего возраста.

Цель: определить патологические изменения в моче.

Оснащение: резиновые перчатки, полотенце, резиновый круг и 2 пеленки, тарелка, клеенка, сухая чистая баночка для мочи с этикеткой, бланк-направление в лабораторию.

Обязательное условие: не допускать длительного хранения мочи, так как при ее хранении происходит разложение форменных элементов, изменяется реакция мочи, вследствие чего значительно искажаются результаты исследования.

Этапы

Обоснование

Подготовка к процедуре

  1. Объяснить маме/родственникам цель и ход проведения процедуры, получить согласие.

- Обеспечение права на информацию.

  1. Подготовить необходимое оснащение.
  2. Выписать направление в клиническую лабораторию.

- Обеспечение четкости выполнения процедуры.

  1. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки.

- Обеспечение инфекционной безопасности.

  1. Положить на постель клеенку.

- Предупреждение попадания мочи на постель.

  1. Слегка надуть резиновый круг и обернуть его пеленками.

- Исключение негативной реакции ребенка при соприкосновении с холодной резиновой поверхностью.

  1. Поставить на клеенку тарелку и положить на нее обернутый пеленками резиновый круг (края  пеленок не должны попадать в тарелку).

- Необходимое условие для сбора мочи у девочек грудного возраста.

  1. Подмыть девочку под проточной водой в направлении спереди назад.

- Исключение побочного загрязнения мочи и получение достоверных результатов.

  1. Просушить половые органы полотенцем промокательными движениями.

- Профилактика раздражения кожи.

Выполнение процедуры

  1. Уложить девочку на резиновый круг.
  2. Открыть кран или попоить ребенка.

- Стимуляция мочеиспускания.

  1. После мочеиспускания снять девочку с круга.
  2. Пеленкой или полотенцем осушить половые органы ребенка промокательными движениями.

- Создание гигиенического комфорта.

  1. Завершение процедуры
  1. Осторожно слить из тарелки собранную мочу в чистую сухую баночку.

- Обеспечение достоверности результатов.

  1. Снять перчатки, вымыть и осушить руки.

- Обеспечение инфекционной безопасности.

  1. Организовать транспортирование полученного материала в лабораторию не позднее 1 часа после сбора.

- Обеспечение достоверности результатов исследования.

Сбор мочи для исследования по методу Нечипоренко

Цель: получить достоверную информацию о количественном составе лейкоцитов, эритроцитов и цилиндров в моче.

Оснащение: чистая сухая стеклянная банка ёмкостью 100-200 мл. с крышкой, направление по форме.

Этапы

Примечание

Подготовка к процедуре

1. Обучить пациента правилам подготовки посуды для сбора мочи: подготовить сухую чистую стеклянную баночку ёмкостью 100-200 мл, вымытую с содой (без мыла).

В условиях стационара:

- оформить направление на исследование по форме;

- дать чистую сухую стеклянную банку ёмкостью 100-200 мл с направлением.

2. Обучить пациента технике подмывания перед сбором мочи: см. алгоритм «Подмывание пациентов».

3. Оформить направление на исследование.

Выполнение процедуры

Обучить пациента технике сбора мочи на исследование:

- после подмывания:

- выделить первую струю мочи в унитаз (или судно) на счёт «1», «2»;

- задержать мочеиспускание;

- выделить мочу в баночку в количестве не менее 10 мл;

- задержать мочеиспускание, отставить баночку;

- завершить мочеиспускание в унитаз.

Для исследования собрать 2-3 мл мочи.

Окончание процедуры

1. Закрыть баночку крышкой.

2. Попросить пациента повторить всю полученную информацию.

Обеспечить письменной информацией, если пациент имеет трудности в обучении.

Объяснить пациенту или его родственникам, куда и в какое время отнести баночку с мочой и направлением.

В стационарных условиях: объяснить, где поставить баночку с мочой и направлением.

Сбор мочи для исследования по методу Зимницкого

Цель: оценка функциональной способности почек.

Оснащение: 8 чистых сухих стеклянных банок ёмкостью 200-500 мл с этикетками с указанием номера порции, 2-3 дополнительные стеклянные банки.

Этапы

Примечания

Подготовка к процедуре

1. Объяснить пациенту, что он должен соблюдать обычный водно-солевой и двигательный режим, не принимать диуретики (мочегонные средства).

Диуретики искажают суточный диурез.

2. Обучить пациента правилам подготовки посуды для сбора мочи: подготовить 8-10 чистых стеклянных банок ёмкостью 200-500 мл с этикетками, оформленными по форме, с указанием времени сбора мочи: 6-9. 9-12. 12-15. 15-18. 18-21. 21-24. 24-3. 3-6 часов следующего дня. Дополнительные банки оформить после сбора мочи.

Выполнение процедуры

Объяснить пациенту, что сбор мочи будет проходить в течение суток:

- в 6.00 предложить пациенту выпустить мочу в унитаз;

- собирать каждые 3 часа в отдельную банку;

- объяснить, что при отсутствии мочи за временной промежуток, соответствующая банка остаётся пустой (на этикетке отмечается «отсутствие порции мочи») и доставляется вместе с остальными в лабораторию;

-  предупредить пациента, что ночью его разбудят для сбора соответствующей порции мочи (родственники или медсестра).

Объяснить, что при частых мочеиспусканиях или выделении большего количества мочи её следует собирать в дополнительную посуду и указать временной промежуток на направлении (этикетке).

2. Объяснить и показать, куда ставить банки с мочой.

3. Учитывать всю жидкость, принятую за сутки (вести лист учёта водного баланса).

4. Попросить пациента повторить всю полученную от мед. сестры информацию.

Обеспечить пациента письменной информацией, если он  имеет трудности в обучении.

Окончание процедуры

Объяснить пациенту, куда и в какое время он или его родственники должны принести все порции с направлениями на каждой банке, заполнив их по форме.

В условиях стационара: доставить все порции в лабораторию.

Обучение пациента (пациентки) сбору мочи для бактериологического исследования

Цель: получить достоверную информацию о виде микрофлоры в моче для контроля над распространением инфекции.

Оснащение: стерильная  с крышкой из крафт-бумаги, стеклянная баночка ёмкостью 200 мл, полученная в бактериологической лаборатории, направление по форме, бумажное полотенце, три салфетки.

Этапы

Примечания

Подготовка к процедуре

1. Объяснить смысл и необходимость предстоящего исследования и получить согласие на процедуру.

В случае неинформированности пациента- уточнить у врача дальнейшую тактику.

2. Уточнить понимание цели исследования и объяснить последовательность процедуры.

Обеспечить письменной информацией, если пациент имеет трудности в обучении.

3. Обучить технике подмывания перед сбором мочи:

- зайти в туалетную комнату и раздеться до пояса;

- вымыть руки;

- расстелить бумажное полотенце на тумбочке;

- положить на него салфетки и поставить закрытую баночку;

- сесть как можно ближе к спинке унитаза и развести ноги;

Подготовка женщины:

- Раздвинуть половые губы пальцами и держать их раздвинутыми до окончания процедуры;

- подмыть половые губы кипячёной водой с мылом, проводя рукой в направлении спереди назад;

- осушить половые губы и наружное отверстие мочеиспускательного канала, меняя салфетки.

Подготовка мужчины:

- взять половой член, как при мочеиспускании, освободить головку, отодвинуть крайнюю плоть и вымыть её водой с мылом;

- высушить головку полового члена, используя три салфетки.

Выбросить салфетки в унитаз после однократного промокания.

Выполнение процедуры

Обучить пациента технике сбора мочи на исследование:

– после подмывания:

- взять баночку, открыть крышку так, чтобы не касаться внутренней поверхности крышки и баночки;

- положить крышку внутренней поверхностью вверх на бумажное полотенце;

- выделить первую струю мочи в унитаз (или судно) на счет «1», «2»;

- задержать мочеиспускание;

- подставить баночку;

      - выделить мочу в баночку в количестве не менее 10 мл и задержать мочеиспускание.

2. Закрыть баночку крышкой, не касаясь внутренней поверхности крышки и баночки, оставить баночку.

3. Завершить мочеиспускание в унитаз.

4. вымыть руки, осушить.

5. Одеться.

Окончание процедуры

Объяснить пациенту, что утром он или его близкие родственники должны принести три ёмкости с мочой в клиническую лабораторию, на направлении – этикетке которых указано количество мочи за временной промежуток.

В условиях стационара: доставить в лабораторию ёмкости, плотно закрытые крышками с этикетками – направлениями.

Измерение артериального давления.

Цель: определение показателей артериального давления и оценка результатов исследования

Показания:  назначение врача

Оснащение: тонометр, фонендоскоп, ручка с черными чернилами, температурный лист, 70 % спирт, ватные шарики, емкость для отработанного материала, пинцет

Обязательные условия: для исследования АД важно учитывать следующие факторы: размер манжетки, состояние мембраны и трубок фонендоскопа, время измерения АД не должна превышать 1-2 минут. При нарушении этих факторов АД может быть недостоверным.

Этапы

Обоснование

  1. Доброжелательно и уважительно представиться. Уточнить, как обращаться к пациенту
  • Установление контакта с пациентом
  1. Объяснить пациенту суть и ход процедуры
  • Психологическая подготовка пациента к предстоящей процедуре
  1. Получить согласие пациента на процедуру
  • Соблюдение прав пациента
  1. Предупредить пациента о предстоящей процедуре за 15 минут до ее начала
  • Психологическая и эмоциональная подготовка пациента к манипуляции
  1. Подготовить  необходимое оснащение
  • Проведение и документирование результата процедуры
  1. Вымыть и осушить руки индивидуальным полотенцем
  • Обеспечение инфекционной безопасности
  1. Наложить манжету на обнаженное плечо пациента на 2-3 см выше локтевого сгиба (!!!одежда не должна сдавливать плечо выше манжеты); закрепить манжету так, чтобы между ней и плечом проходил только один палец.
  • Обеспечение достоверности результата. Исключение лимфостаза, возникающего при нагнетании воздуха в манжету и при пережатии сосудов.
  1. Предложить пациенту правильно положить руку: в разогнутом положении ладонью вверх, подложить под локоть подушечку или кулак свободной руки
  • Обеспечение наилучшего разгибания конечности
  1. Соединить манометр с манжетой им проверить положение стрелки манометра относительно нулевой отметки
  • Проверка исправности и готовности аппарата к работе
  1. Протереть мембрану фонендоскопа спиртом
  • Обеспечение инфекционной безопасности
  1. Найти место пульсации плечевой артерии в области локтевой ямки поставить на это место мембрану фонендоскопа
  • Обеспечение достоверности результата
  1. Закрыть вентиль на «груше», повернув его вправо, нагнетать в манжету воздух под контролем фонендоскопа до тех пор, пока давление в манжете по показаниям манометра не превысит 20 мм рт. ст. – тот уровень, при котором исчезают тоны Короткова
  • Исключение дискомфорта, связанного
  • с чрезмерным пережатием артерии и
  • обеспечение достоверности результата
  1. Выпускать воздух из манжеты со скоростью 2 мм рт. ст. в 1 секунду, повернув вентиль влево. Одновременно фонендоскопом выслушивать тоны на плечевой артерии и следить за показателем на шкале манометра
  • При такой скорости увеличивается  достоверность результата
  1. При появлении над плечевой артерией первых звуков (тоны Короткова) «отметить» на шкале и запомнить цифру, соответствующую систолическому давлению.
  • Необходимое условие для выполнения манипуляции, четкость проведения процедуры
  1. Продолжая выпускать воздух, отметить величину диастолического давления, которая соответствует ослаблению или полному исчезновению тонов Короткова
  1. Оценивая результаты, следует учитывать величину окружности плеча. При измерении на худощавой руке АД будет ниже, на полной – выше истинного. Значение систолического АД не требует коррекции при окружности плеча около 30 см, диастолического – 15-20 см. При величине окружности плеча 15-30 см рекомендуется к показателю систолического давления прибавить 15 мм рт. ст., при окружности 45-50 – вычесть из полученного результата 25 мм рт. ст.
  • С учетом этих показаний обеспечивается достоверность
  1. Данные измерения округлить до нуля или «5», записать в виде дроби (в числителе – систолическое давление, в знаменателе – Диастолическое давление) Например, 120/75 мм рт. ст.
  • Документирование результата измерения АД, обеспечение преемственности наблюдения
  1. Сообщить пациенту результат измерения
  • Обеспечение права пациента на информацию
  1. Повторить пп. 12-15 еще 2 раза с интервалом в 2-3 минуты
  • Обеспечение достоверности результата измерения АД
  1. Протереть мембрану фонендоскопа спиртом
  • Обеспечение инфекционной безопасности
  1. Записать данные исследования в необходимую документацию
  • Документирование результата измерения АД
  1. Вымыть и осушить руки
  • Обеспечение инфекционной безопасности

Взятие крови из вены для биохимического исследования

Накануне объясните пациенту цель исследования и предупредите, что кровь для биохимического исследования берется натощак. Заручитесь его согласием.

Приготовьте все необходимое для венепункции: иглу, чистую сухую пробирку в штативе, стерильные ватные шарики и салфетки, 70-градусный спирт, жгут, клеенчатую подушечку.

Оформите направление:

№ отделения                 № палаты

НАПРАВЛЕНИЕ

В биохимическую лабораторию

Кровь из вены на сахар

ИВАНОВ Иван Петрович        

Дата                                                                 Подпись м/с

  1. Вымыть руки с мылом и щеткой, осушить под электросушилкой или полотенцем.
  2. Обработать руки двумя ватными шариками, смоченными спиртом.
  3. Надеть перчатки.
  4. Под локоть пациента подложить клеенчатую подушечку.
  5. Завязать жгут на средней трети плеча, используя салфетку.
  6. Обработать перчатки спиртом.
  7. Попросить пациента сжать и разжать кулак несколько раз.
  8. Найти наиболее наполненную вену, обработать область локтевого сгиба последовательно тремя шариками, смоченными спиртом.
  9. Натянуть кожу локтевого сгиба левой рукой и фиксировать вену (кулак пациента при этом сжат).
  10. Пунктировать вену так же, как для внутривенной инъекции: иглу держать за канюлю срезом вверх, параллельно коже. Под иглу, чтобы не испачкать руку пациента кровью, следует подложить стерильную салфетку.
  11. Подставить к канюле иглы чистую сухую пробирку, набрать нужное количество крови (5-10 мл).
  12. Снять жгут, предложить пациенту разжать кулак.

ЗАПОМНИТЕ!

При взятии крови для исследования жгут снимают по окончании процедуры, перед извлечением иглы.

  1. Извлечь иглу, прижав место пункции ватным тампоном.
  2. Попросить пациента согнуть руку в локтевом суставе на 5минут.
  3. Закрыть пробирку, прикрепить направление.
  4. Поместить иглу, перчатки, испачканные кровью ватные шарики и салфетки в емкость с 3% раствором хлорамина.
  5. Поместить пробирку в штатив или контейнер и доставить в лабораторию.

Частые позывы к мочеиспусканию: симптомы и причины http://arthuntere4.tk/QGcP/ Что является причиной частых позывов к мочеиспусканию? Симптомами каких заболеваний может быть малый объем мочевыделений у мужчин и женщин?  Когда мы здоровы, наша моча стерильна, но микробактерии могут проникать в мочеточники и кровеносную систему, размножаясь там. Пиелонефрит бывает и в тех случаях, когда бактерии проникают в почки из крови. Симптомы похожи и на уретрит, и на мочекаменную болезнь.  Болят мочеиспускательные нити после мочеиспускания. Наблюдается подтекание, капает вещество, имеющее аморфные выделения, в моче растворен жир. Мочи выделяется мало, наблюдаются постоянные боли внизу живота.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка по ПМ02 МДК 02.01. "Лечение гастритов, язвенной болезни"

материал предназначен для студентов СПО специальность "Лечебное дело"...

Методическая разработка "Сестринская помощь при пиелонефритах"

Данная методическая разработка предназначена для преподавателей профессиональных модулей, для самостоятельной работы обучающихся 3 курса на практических занятиях по ПМ.02 Участие в лечебно – диа...