Методическая разработка практического занятия по дисциплине ОП.07. Фармакология "Химиотерапевтические средства из других групп"
методическая разработка

Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия, рассчитанного на 2 академических часа, по теме «Химиотерапевтические средства из других групп» и составлена в соответствии с рабочей программой и календарно-тематическим планом для специальности 34.02.01. Сестринское дело. Формируемые знания, умения и навыки включены в минимальный перечень знаний и умений рабочей программы по дисциплине и соответствуют требованиям ФГОС СПО.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент здравоохранения города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж № 2»

С.Р. Платонова

Химиотерапевтические средства из других групп

Методическая разработка практического занятия

по дисциплине ОП.07. Фармакология

Москва, 2022


РАССМОТРЕНО

Протокол заседания

Цикловой методической

комиссии № 2

от «21» ноября 2022 г. № 4 

УТВЕРЖДЕНО

Методическим советом

Протокол заседания

№  4  от «30» ноября 2022г.

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело.

Аннотация: целью данной методической разработки является оформление практического занятия. Задачи данной методической разработки – описание применяемых на данном занятии педагогических  методов и приемов, описание содержание обучения в соответствии с темой по КТП, описание  контрольно-оценочного материала, заданий для самостоятельной аудиторной работы обучающихся.  Работа позволит систематизировать методический материал по теме в соответствии с особенностями проведения занятия он-лайн в дистанционном режиме. Работа полностью адаптирована для проведения занятия как очно, так и дистанционно в режиме он-лайн на платформах видеосвязи, 1С; работа предназначена для преподавателей общепрофессиональных дисциплин.

Составитель: Платонова С.Р., преподаватель первой квалификационной категории  ГБПОУ ДЗМ «Медицинский колледж №2.

Рецензент: Майорова М.Е., преподаватель высшей квалификационной категории, председатель ЦМК 2 ГБПОУ ДЗМ «Медицинский колледж №2»


СОДЕРЖАНИЕ

Раздел

Стр.

Пояснительная записка

4

1. Организационно-методический блок

5

1.1. Мотивация

5

1.2. Внутри- и междисциплинарные связи

6

1.3. Технологическая карта занятия

8

2. Информационный блок

12

3. Контролирующий блок

25

4. Внеаудиторная самостоятельная работа

31

5. Заключение

Приложение

33

34


Пояснительная записка

Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия, рассчитанного на 2 академических часа, по теме «Химиотерапевтические средства из других групп» и составлена в соответствии с рабочей программой и календарно-тематическим планом для специальности 34.02.01. Сестринское дело. Формируемые знания, умения и навыки включены в минимальный перечень знаний и умений рабочей программы по дисциплине и соответствуют требованиям ФГОС СПО.

В методической разработке представлены следующие блоки:   организационно-методический блок, информационный блок, контролирующий блок, приложение.

Методическая разработка предполагает как очный, так и дистанционный формат на базе платформ видеосвязи, использование разных форм контроля знаний обучающихся во время занятия, в том числе он-лайн тестирование на базе платформы 1С: Электронное обучение, которые позволяют активизировать учебную деятельность обучающихся, использовать индивидуальный подход, ряд обучающих заданий, в том числе практико-ориентированных ситуационных задач с видео визуализацией.

Основной целью данной методической разработки является создание практико-ориентированного учебного инструмента, годного как для очной так и для дистанционной формы обучения. Для этого были поставлены  задачи:

- сформулировать практико-ориентированные обучающие задания для самостоятельной работы обучающихся, реализовать визуализацию;

- создать блок заданий для контроля исходного уровня и усвоения знаний для онлайн и офлайн работы;

- оформить в соответствии с современными требованиями.


1.Организационно-методический блок

1.1. Мотивация темы

На протяжении все своей истории человечество ведет борьбу с инфекционными заболеваниями, изыскивая для этого лекарственные средства – противомикробные химиотерапевтические препараты. При этом вирусные инфекции - считаются наиболее частыми инфекционными заболеваниями. Нерациональное применение этой группы препаратов - приводит к резистентности микроорганизмов и, как следствие, к неэффективности  лечебных мероприятий, увеличения числа неподдающихся терапии ИСМП.

Химиотерапевтические средства из других групп – противовирусные, противогрибковые, антигельминтные и антипротозойные – могут обладать  выраженными токсическими эффектами, ограничивающими их применение, и требующими дополнительного внимания медицинской сестры к пациентам, вынужденным принимать данные препараты.

Особо ответственную роль играет медицинская сестра при лечении и профилактике СПИД, а также при постконтактной профилактике (ПКП) ВИЧ-инфекции – в том числе среди медработников. Растущая заболеваемость, растущая резистентность возбудителя, длительные курсы терапии требуют от медицинской сестры полных знаний о антиретровирусной фармакотерапии.

Противогрибковые средства широко применимы в медицинской практике. Широко распространена кандидозная инфекция, часто ИСМП (инфекция связанная с оказанием медицинской помощи) имеет грибковую этиологию.

Все вышеперечисленное требует от медицинской сестры обширных  знаний принципов фармакотерапии вирусных, грибковых, протозойных инфекций, глистных инвазий.

Знание основных представителей фармакологической группы Химиотерапевтические средства из других групп, спектра их побочных эффектов, области применения, умение грамотно применять препараты по назначению врача, а также – дать профессиональную консультацию пациенту о принимаемом препарате – неотъемлемая часть оказания квалифицированной сестринской помощи, предусмотренная федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело.


 Внутридисциплинарные

связи

Обеспечивающие

Рисунок 1.1 – Блок-схема внутридисциплинарных связей


Междисциплинарные

связи

Рисунок 1.2 – Блок-схема междисциплинарных связей


В. Технологическая карта занятия

1.        Дисциплина        ОП.07 Фармакология

2.        Тема (название)         Химиотерапевтические средства из других групп.

3.        Занятие №        7

4.        Тип занятия:        усвоение новых знаний

5.        Форма проведения:        занятие применения новых знаний, умений, навыков

6.        Время проведения:        90 мин.

7.        Место проведения:        кабинет фармакологии

8.        Цели занятия:

- Знать: Действие, применение, побочные эффекты и противопоказания к применению антивирусных, противогрибковых, антигельминтных и антипротозойных средств, пропись препаратов в рецептах с использованием справочной литературы.

- Уметь: Пользуясь справочной литературой выписать рецепты и дать рекомендации по правильному применению назначенных лекарственных средств; проводить  профилактику побочных действий.

9.        Уровень освоения: 2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

10.        Работа по достижению данных целей обеспечивает формирование следующих компетенций: 

Таблица 1 – Формируемые компетенции

Компетенция

Содержание

Пути формирования компетенции

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Устные ответы, участие в обсуждении вопросов.

Соблюдение норм речевого этикета

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.  

Анализ ответов обучающихся. Взаимооценка

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы


Продолжение таблицы 1

1

2

3

ПК 2.1

Представлять информацию в понятном для пациента виде,

объяснять ему суть вмешательств

Развитие речи: работа с текстом, подготовка устных ответов

ПК 2.2

Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

Выполнение самостоятельной работы, работа в малых группах

ПК 2.3.

Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.

Выполнение самостоятельной работы, работа в малых группах

ПК 2.4.

Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

Решение ситуационных задач

ПК 2.6

Вести утвержденную медицинскую документацию

Заполнение таблиц, оформление работы

11. Оборудование к занятию: компьютер, медиапроектор, презентация,

рабочие тетради для лекционных занятий по дисциплине ОП.07 Фармакология

12. Учебная литература:

Основная литература

Харкевич, Д.А. Фармакология с общей рецептурой: учебник / Д.А. Харкевич. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 464 с.

Дополнительная литература

1.        Аляутдин, Р.Н. Фармакология: учебник / Р.Н. Аляутдин, Н.Г. Преферанский, Н.Г. Преферанская. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 704 с.

2.        Аляутдин, Р.Н. Фармакология: учебник для специальностей «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Акушерское дело» / Р.Н. Аляутдин, Н.Г. Преферанский, Н.Г. Преферанская. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 320 с.

3.        Справочник ВИДАЛЬ. Лекарственные препараты в России. – Москва: Видаль Рус, 2021. – 1120 с.

4.        Регистр лекарственных средств России. Энциклопедия лекарств / под ред. Г.Л. Вышковского. – Москва: Ведана, 2019. – 860 с

Государственный реестр лекарственных средств ГРЛС – URL: https://grls.rosminzdrav.ru/ 

13.        Ход занятия:

Таблица 2 – Ход занятия

№ п/п

Этап занятия

Время

(мин)

Методы

обучения

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающегося

1

Организационный момент

3

-

Заполняет журнал, сообщает обучающимся тему, цели и план занятия. Комментирует присланное ВСР к занятию.

Записывают тему и цели занятия.

2

Мотивация учебной деятельности

3

Объяснительно-иллюстративный

Мотивирует обучающихся к выполнению практической работы.

Анализируют, задают вопросы.

3

Актуализация и коррекция опорных знаний

5

Фронтальный опрос (устный и письменный)

Проводит устный (в т.ч. он-лайн) фронтальный опрос, и  письменный опрос (он-лайн - ответы обучающиеся фиксируют в чате конференции)  корректирует ответы обучающихся, организует самопроверку выполнения письменного задания.

Отвечают на вопросы, анализируют его выполнение, оценивают свои работы, участвуют он-лайн в обсуждении результатов.

4

Разъяснение содержания и последовательности практических действий

4

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Инструктирует обучающихся, разъясняет особенности выполнения заданий практической работы. Отвечает на вопросы обучающихся.

Изучают задания практической работы, уточняют алгоритмы выполнения заданий.

5

Аудиторная самостоятельная работа под контролем преподавателя

45

Частично-поисковый

Контролирует работу обучающихся путем поэтапной проверки корректности выполнения (в Zoom с помощью функций доски объявлений демонстрации экрана и др)

Выполняют задания, отвечают на вопросы преподавателя.

Продолжение таблицы 2

1

2

3

4

5

6

6

Контроль выполнения аудиторной самостоятельной работы

15

Комбинированный

Задает вопросы. Разъясняет индивидуальные ошибки отвечающих.

Отвечают на контрольные вопросы.

7

Контроль усвоения знаний

10

Тестирование (он -лайн тестирование на платформе 1С

Наблюдает за работой обучающихся по средством камер.

Выполняют тестовые задания (оф-лайн или он-лайн)

8

Рефлексия

3

Проблемный

Предлагает  обучающимся обобщить изученное на занятии, проанализировать допущенные ошибки, оценить степень достижения целей.

Обобщают изученное на занятии, анализируют допущенные ошибки, оценивают индивидуальную степень достижения целей (в том числе он-лайн с помощью «Реакций»)

9

Итоги занятия

2

-

Выставляет оценки за занятие, комментирует их Дает задание на дом.

Записывают задание на дом.

Общее время занятия (мин)

90

14.        Задание на дом (опережающее):

Задание для самостоятельной работы №8:

Составление сводных таблиц по теме «Средства, действующие на афферентную иннервацию» с использованием учебной литературы        

ОЛ.1: стр. 57 – 72

Харкевич, Д.А. Фармакология с общей рецептурой: учебник / Д.А. Харкевич. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 464 с.


2. Информационный блок

2.1. Противовирусные средства

2.2 Средства, применяемые для лечения протозойных инфекций

2.2.1. Антималярийные средства.

2.2.2. Противоамебные средства

2.2.3. Средства, применяемые при трихомониазе, лямблиозе и др.

2.3. Противомикозные средства

2.4. Противогельминтные средства.

2.1. Противовирусные средства

Противовирусные средства — ЛВ, тормозящие процессы адсорбции, проникновения и размножения вирусов, выхода зрелых вирионов из клетки.

Рисунок 2.1 – Строение вируса

Для профилактики и лечения вирусных инфекций применяют химиотерапевтические препараты, интерфероны (ИФН) и индукторы ИФН.

Причины сложности противовирусной терапии: а) внутриклеточная инфекция и б) сложно  обеспечить избирательность действия («сложная мишень»)

Классификация химиотерапевтических противовирусных средств основана на торможении цикла развития вируса – показан на рис. 2.2:

Средства, нарушающие адсорбцию и проникновение вируса в клетку:

Препараты иммуноглобулинов. (иммуноглобулин человека нормальный, энфувиртид).

Средства, нарушающие депротеинизацию вирусов (производные адамантана: амантадин, римантадин).

Ингибиторы репликации вирусного генома (Ацикловир, Валацикловир, Рибавирин).

Ингибиторы РНК-полимеразы (Софосбувир (Совальди).

Ингибиторы обратной транскриптазы (Зидовудин, Невирапин, Делавиридин, Эфавиреин).

Ингибиторы ДНК полимеразы (Фоскарнет).

Средства, нарушающие образование активных белков из неактивного полипротеина (ингибиторы вирусной протеазы Индинавир, Саквинавир, Даруновир (Презиста).

Средства, нарушающие выход вирионов из клетки (ингибиторы нейраминидазы  Занамивир, Осельтамивир (тамифлю).

Рисунок 2.2 – Цикл развития вируса

Средства, нарушающие адсорбцию и проникновение вируса в клетку.

Первым шагом для проникновения вириона в клетку является его адсорбция, поэтому нарушение этого этапа фактически предотвращает развитие инфекции. К этим препаратам относят препараты иммуноглобулинов и некоторые антиретровирусные средства.  

Иммуноглобулин человека нормальный - это специфические антитела к поверхностным вирусным антигенам. Механизм представлен на рис. 2.3. Препарат вводят внутримышечно 1 раз в 2-3 недели для профилактики гриппа и кори (в период эпидемии). Существуют также Иммуноглобулин антирабический и др. в том числе антибактериальные лечебные сыворотки.

 

Рисунок 2.3 – Образование иммуноглобулинового покрова

При применении препаратов возможно развитие аллергических реакций, рекомендуют вводить по Безредко.

Энфувиртид (Фузеон®) и Маравирок угнетают вход вирионов ВИЧ в клетку. Показания - лечение ВИЧ-1-инфекции в комбинации с другими антиретровирусными средствами.

Средства, нарушающие депротеинизацию вирусов.

Римантадин - препятствует депротеинизации вируса гриппа А в клетке. Препарат назначают внутрь; используют в основном для профилактики гриппа. Сходен с Амантадином (Мидантаном), но превосходит его по противовирусному действию.

На сегодняшний день  - для профилактики и лечения гриппа используются

средства, блокирующие вирусный фермент нейраминидазу  и нарушающие высвобождение вирионов из клеток, - Занамивир (Реленза) и Осельтамивир (Тамифлю).

Ингибиторы репликации вирусного генома

К ним относят Ацикловир, Валацикловир, Фамцикловир, Рибавирин - синтетические производные нуклеотидов (гуанина, аденина, тимидина), нарушающие синтез ДНК или РНК вирусов.

Ацикловир проникает в клетки, зараженные вирусом, образуется активная форма, которая ингибирует ДНК-полимеразу вируса и встраивается в ДНК вируса. В результате синтез вирусной ДНК прекращается. Показания – инфекции, вызванные Herpes simplex (вирус простого герпеса) и Herpes zoster (вирус, вызывающий опоясывающий лишай и ветряную оспу). Применяют внутрь, а также местно в виде крема, мази; в тяжелых случаях вводят внутривенно.

Валацикловир — пролекарство. По сравнению с ацикловиром обладает более высокой биодоступностью, в организме превращается в ацикловир. Препарат назначают внутрь. Показания к применением - см. Ацикловира.

Ганцикловир эффективен при цитомегаловирусной инфекции (ретинит, пневмония). Препарат может вызывать нарушения системы крови, функций печени. Назначают внутривенно и внутрь по жизненным показаниям.

Рибавирин (Рибамидил“) ингибирует синтез вирусных ДНК и РНК.
Эффективен в отношении вирусов герпеса, вирусных гепатитов, гриппа. Назначают внутрь и внутривенно. Показан препарат для лечения инфекций, вызванных респираторно-синцитиальным вирусом (в том числе тяжелых пневмоний у новорожденных). В этом случае препарат назначают в виде аэрозоля.

Фоскарнет (Фоскавир) образует неактивные комплексы с ДНК-полимеразой герпетических вирусов, цитомегаловируса. Показан -  - Цитомегаловирусная инфекция (ретинит, поражения легких, ЖКТ (при неэффективности ганцикловира или наличии противопоказаний к нему); при персистирующем или рецидивирующем ретините возможно сочетание с ганцикловиром; H.simplex инфекции, резистентные к ацикловиру; инфекции Varicella-Zoster, резистентные к ацикловиру. Применяют внутривенно  и местно, токсичен: вызывает флебит, тромбофлебит, нефротоксичен, нарушает электролитный баланс - может сопровождаться аритмиями, судорогами, нарушениями психики; головной болью (у 25% пациентов), галлюцинациями, депрессией, тремором, судорогами; гематотоксичен (анемия, гранулоцитопения), лихорадкой; изъязвлениями слизистой гениталий.

Противовирусные средства, применяемые при ВИЧ-инфекции (антиретровирусные).

Выделяют три основных «слабых» звена в цикле развития вируса иммунодефицита человека (ВИЧ): проникновение, транскрипция и сборка Средства, нарушающие адсорбцию и проникновение вируса в клетку: Энфувиртид (Фузеон® ), Маравирок° угнетают вход вирионов ВИЧ в клетку. Показания - лечение ВИЧ-1-инфекции в комбинации с другими антиретровирусными средствами. Механизм показан на рис. 2.4.

Рисунок 2.4 – Действие Энфувертида

Ингибиторы репликации вирусного генома: ингибиторы обратной транскриптазы: Зидовудин, Ламивудин, Диданозин, Абакавир и их комбинации, Невирапин, Эфавиренз.

Средства, нарушающие образование активных белков из неактивного полипротеина: ингибиторы вирусной протеазы (Индинавир, Саквинавир, Ритонавир, Лопинавир, Калетра). Механизм предстаклен на рис. 2.5.

Рисунок 2.5 – Действие ингибиторов протеазы ВИЧ

Ингибиторы ВИЧ-протеазы. Этот фермент перед сборкой вирионов «разрезает» созданный в клетке вирусный полипротеин на отдельные ферменты. Ингибиторы интегразы, блокирующие интеграцию ДНК вируса в ДНК клетки (Ралтегравир (Инсентресс), Долутегравир - механизм на рис. 2.6

Рисунок 2.6 – Действие ингибиторов интегразы ВИЧ

В связи с нарушением иммунных реакций СПИД сопровождается бактериальными, грибковыми, вирусными и протозойными инфекциями. Поэтому при лечении СПИДа наряду с препаратами, действующими на ВИЧ, назначают другие химиопрепараты (в том числе противовирусные, антибактериальные, противогрибковые и противопротозойные средства).

Средства, нарушающие выход вирионов из клетки.

Ингибиторы нейраминидазы: Занамивир (Реленза), Осельтамивир (Тамифлю) – противогриппозные средства.

Интерфероны.

Интерфероны (ИНФ) — группа эндогенных низкомолекулярных гликопротеинов, вырабатываемых клетками организма при воздействии на них вирусов и некоторых биологически активных веществ эндогенного и экзогенного происхождения. Интерфероны считают одним из важнейших эндогенных факторов защиты организма от первичной вирусной инфекции.

Обнаружили в 1957 г. интересный факт: клетки, инфицированные вирусом гриппа, начинают вырабатывать и выделять в окружающую среду особый белок (Интерфероны), препятствующий размножению вирионов в клетках.

Выделяют

- Интерферон -α (и его разновидности) – продуцируется лейкоцитами;

- Интерферон-β, который продуцируется фибробластами;

- Интерферон-γ, который продуцируется Т-лимфоцитами.

Они стимулируют выработку ферментов, ингибирующих трансляцию вирусной мРНК и, соответственно, синтез вирусных белков. В результате угнетается репродукция вируса. Интерфероны обладают широким спектром противовирусного действия.

В качестве противовирусных средств назначают в основном препараты Интерферона-α.

Интерферон альфа (интерферон человеческий лейкоцитарный») получают из донорской крови человека , применяют для профилактики и лечения гриппа и других ОРВИ,  нозально. Интерферон альфа в форме препарата «Интерлок» (очищенный ИФН-α, полученного из донорской крови человека с помощью биосинтетических технологий) применяют как глазные капли для лечения заболеваний глаз (кератитов, конъюнктивитов), вызванных герпетической инфекцией. Интерферон альфа-2 (реаферон“) рекомбинантный Интерферон-α, получают генно-инженерным способом (при вирусных и опухолевых заболеваниях (вирусный гепатит, конъюнктивит, кератит, хроническом миелолейкозе). рассеянном склерозе. Применяют внутримышечно, субконъюнктивально и местно.  Интерферон альфа-2b (интрон А*) — рекомбинантный ИФН-а – при множественной миеломе, саркоме Капоши, волосатоклеточном лейкозе и других онкологических заболеваниях, гепатите А, хроническом гепатите В, синдроме приобретенного иммунодефицита. Подкожно и внутривенно. Интерферон бета-1b (бетаферон“) негликозилированная форма человеческого ИФН-р — лиофилизированный белковый продукт, получаемый методом рекомбинации ДНК (комплексная терапия рассеянного склероза, Вводят подкожно.

При применении интерферонов иногда развиваются гематологические нарушения (лейкопения и тромбоцитопения), кожные аллергические реакции, гриппоподобные состояния (повышение температуры тела, озноб, миалгия, головокружение).

Индукторы интерферона.

Интерфероногены - вещества, которые при введении их в организм стимулируют образование эндогенного ИНФ.

Прoдигиозан - бактериальной природы; низкомолекулярные полифенолы -Бендазол (Дибазола“).

Полудан показан взрослым при вирусных заболеваниях глаз (глазные капли и субконъюнктивальные инъекции).  Неовир используют для лечения хламидийной инфекции. Вводят внутримышечно.

Кагоцел, Тилоран – применяют для лечения и профилактики ОРВИ, гриппа.

2.2. Средства, применяемые для лечения протозойных инфекций

Противопротозойные средства используют для лечения заболеваний, вызываемых различными видами (более 1000) патогенных простейших. Простейшие - особый тип микроскопических одноклеточных живых организмов, имеющих более сложную, чем у бактерий, клеточную организацию и способных паразитировать и размножаться в органах и тканях организма человека.

2.2.1. Антималярийные средства.

Для предупреждения заболевания малярией используют средства, которые действуют на преэритроцитарные формы плазмодиев. Чтобы предупредить распространения протозооза больным малярией назначают препараты, действующие на гамонты (общественная химиопрофилактика).

Хлорохин (хингамин) - противомалярийное, противоамебное, иммуносупрессивное и противовоспалительное средство. Действует на эритроцитарные формы плазмодиев; назначают для купирования и предупреждения приступов малярии. Применяют внутрь и внутривенно. При устойчивости плазмодиев к хлорохину применяют Мефлохин, Хинин (алкалоид коры хинного дерева), Фансидар (комбинированный препарат Пириметамина и Сульфадоксина), Доксициклин. Пириметамин (хлоридин) - нарушает обмен фолиевой кислоты плазмодиев, эффективен в отношении преэритроцитарных, эритроцитарных форм плазмодиев и гамонтов. Эффективность препарата повышается в сочетании с сульфаниламидами (Фансидар). Применяют в основном для индивидуальной химиопрофилактики.

2.2.2. Противоамебные средства.

Различают две формы дизентерийной амебы: вегетативные формы (трофозоиты), которые могут находиться в просвете кишечника, в стенке кишечника и в печени; и цисты, которые могут существовать вне организма.

На амебы в просвете кишечника действуют Дилоксанид и Хинофон. Кроме того, непрямое действие оказывают тетрациклины, которые, подавляя нормальную микрофлору кишечника, нарушают условия для существования дизентерийных амеб.

На амебы в стенке кишечника и в печени действует Эметин (алкалоид Ипекакуаны), на амебы в печени - хлорохин. Универсальное действие на амебы любой локализации (за исключением цист) оказывают Метронидазол и орнидазол (Тиберал, Лорнизол).

Метронидазол (Трихопол, Флагил) обладает протозооцидным и бактерицидным действием, что ведет к гибели микроорганизмов. Активен в отношении простейших  (трихоманада, амебы) , а также грамотрицательных анаэробов и некоторых грамположительных анаэробов. Не чувствительны к Метронидазолу аэробные микроорганизмы и факультативные анаэробы, но в присутствии смешанной флоры (аэробы и анаэробы) Метронидазол действует синергидно с антибиотиками, эффективными против обычных аэробов.

Метронидазол быстро и почти полностью всасывается. Прием пищи не влияет на абсорбцию метронидазола. Показан при протозойных инфекциях: внекишечном амебиазе (включая амебный абсцесс печени), кишечном амебиазе (амебная дизентерия), трихомониазе, инфекции, вызываемой Bacteroides, для эрадикации H. pylori. Может окрашивать мочу в красно-коричневый цвет

2.2.3. Средства, применяемые при трихомониазе, лямблиозе и др Трихомониаз - заболевание органов мочеполовой системы, передаваемое, главным образом, половым путем. Проявляется в виде воспаления органов мочеполовой системы (уретрит, кольпит, вульвовагинит, цистит и другие). Средствами лечения трихомониаза являются Ниморазол, Аминитрозол и те же Метронидазол, Орнидазол и Тинидазол. – таблетки и вагинальные формы. Лечение должны проходить оба партнера.

Средства, применяемые при лямблиозе – это Метронидазол, Нитрофураны — Фуразолидон, Энтерофурил.

При таксоплахмозе  - Пиритамин, СА (Сульфаниламиды), Фансидар; лейшманиозе (системном и кожном) - препараты сурьмы (солюсурьмин) ,мономицин.

2.3. Противомикозные средства (антимикотики)

Противогрибковые средства - средства, которые применяют для лечения микозов — заболеваний, вызываемых патогенными или условно-патогенными грибами. Приметы дерматомикозов – на рис. 2.7.

Изображение выглядит как текст  Автоматически созданное описание

Рисунок 2.7 – Дерматомикозы

Классификация клиническая:

1) Средства для лечения системных микозов (При системных (глубоких) микозах поражаются внутренние органы и ЦНС - кокцидиомикоз, криптококкоз, гистоплазмоз, бластомикоз и др.):

Амфотерицин В; Миконазол;        Кетоконазол; флуконазол; Итраконазол;

2) Средства для лечения дерматомикозов (Для поверхностных микозов (дерматомикозов) характерны грибковые поражения кожи, ногтей, волос, вызванные дерматофитами.К дерматомикозам относятся трихофития, микроспория,).

Гризеофульвин; Тербинафин; Клотримазол; Миконазол; Кетоконазол; Итраконазол.

3) Средства для лечения кандидамикозов (Возбудитель кандидамикозов- Candida albicans. Чаще всего кандидамикоз поражает слизистые оболочки пищеварительного тракта, бронхов, половых органов. В редких случаях при выраженном иммунодефиците может возникнуть грибковая септицемия). Нистатин; Леворин; Амфотерицин В; Флуконазол; Клотримазол, Итраконазол.

Классификация фармакологическая

Антибиотики: - Амфотерицин В, Нистатин, Леворин; - Гризеофульвин.

Синтетические средства:— Кетоконазол (Низорал“), Клотримазол, др.

Флуконазол (Дифлюкан), Итраконазол (Орунгал); Тербинафин (Ламизил“);Ундецин, Цинкундан, Микосептин и многие другие

Полиеновые антибиотики связываются с эргостеролом — основным компонентом клеточной стенки клетки гриба, в результате чего в оболочке образуются поры, через которые из клетки выходят ионы и низкомолекулярные вещества. Это приводит к гибели клетки (фунгицидное действие). Избирательны – нет специфической токсичности для человека.

Амфотерицин  В обладает- широким спектр противогрибковой активности, не всасывается в ЖКТ (вводят в\в капельно в течение 4-6 ч); проникает во многие органы и ткани, но плохо проходит в ЦНС; выводится из организма почками. При систематическом применении накапливается в тканях. Показан - по жизненным показаниям при тяжелых формах системных микозов. Очень токсичен: лихорадка, артериальная гипотония, аллергические реакции, диспепсия, местнораздражающее действие (флебиты); нефротоксичен – не липидные формы (гипокалиемия, гипомагниемия), нейротоксичен (парезы, тремор, судороги), гематотоксичен (анемия). Противопоказан  при заболеваниях печени и почек, при беременности, лактации, для детей.

Нистатин и леворин наиболее активно действуют на дрожжеподобные грибы рода Candida. Нистатин принимают внутрь (почти не всасываются в ЖКТ - местное действие), местно в виде мази, в свечах. Показания - кандидомикозы слизистых оболочек рта, влагалища, внутренних органов (ЖКТ, легких, почек); для предупреждения развития кандидоза при длительном применении антибиотиков широкого спектра действия. Может вызывать диспепсические расстройства и повышение температуры тела.

Гризеофульвин — антибиотик, по строению отличается от Нистатина; имеет узкий спектр активности (грибы - дерматофиты) и эффективен только при дерматомикозах, нарушает процесс деления грибковых клеток и оказывает фунгистарическое действие. Хорошо всасывается из ЖКТ, особенно с жирной пищей, и накапливается в кератинсодержащих тканях (коже, ногтях, волосах), не убивает внедрившиеся в кератин грибы, а предотвращает инфицирование вновь образующегося кератина, выздоровление наступает при полной замене кератина. Применяется поражения стоп, кистей, кожи головы, волос и ногтей.

Синтетические средства:

- производные имидазола — Кетоконазол, Клотримазол, Миконазол, Эконазол; и - триазола — Флуконазол (Дифлюкан“), Итраконазол (Орунгал).

- производные N-метилнафталина — Тербинафин (Ламизил, лак).

Механизм действия азолов (производные имидазола и триазола) и Тербинафина - ингибирование ключевых ферментов биосинтеза эргостерина в грибковой клетке. Тип действия этих препаратов зависит от концентрации: в малых дозах они оказывают фунгистатическое действие, в больших фунгицидное.

Производные имидазола и триазола — широкого спектра действия. Резистентность грибов к этой группе встречается редко; являются препаратами для местного и системного применения.

Применяют Кетоконазол (Низорал) при поверхностных и системных микозах; он хорошо всасывается из ЖКТ, метаболизируется в печени, выделяется преимущественно через ЖКТ. Токсичен! Нейротоксическое действие проявляется в поражении печени, нарушении биосинтеза стероидных гормонов, что приводит к гинекомастии, импотенции (антиандрогенное действие).

Клотримазол и Эконазол применяют местно при дерматомикозах.

Миконазол применяют при грибковых инфекциях кожи и слизистых оболочек - местно, при системных микозах — внутрь и внутривенно. При приеме препарата возможны диспепсия и аллергические сыпи.

Флуконазол (Дифлюкан) применяют при кандидозе, при системных микозах, назначают внутрь, внутривенно, местно (свечи, крем) Хорошо переносится.

Итраконазол (Орунгал) при системных и поверхностных микозах. Внутрь.

Побочные эффекты: диспепсия, нарушение функций печени (при длительном применении), аллергические реакции, головная боль, головокружение. Для снижения побочных эффектов разработана «Пульс-терапия» онихомикозов итраканазолом.

Один курс пульс-терапии заключается в ежедневном приеме по 2 капс. препарата Орунгал 2 раза в сутки (по 200 мг 2 раза в сутки) в течение 1 нед. Для лечения грибковых поражений ногтевых пластинок кистей рекомендуется 2 курса. Для лечения грибковых поражений ногтевых пластинок стоп рекомендуется 3 курса. Промежуток между курсами, в течение которого не нужно принимать препарат, составляет 3 недели. Клинические результаты станут очевидны после окончания лечения, по мере отрастания ногтей.

 Тербинафин (Ламизил) —ингибитор скваленэпоксидазы, способствует дефициту эргостерола в грибковой клетке и тормозит репликацию грибов, внутриклеточное накопление сквалена, приводящее к гибели грибковой клетки (фунгицидное действие). Накапливается в коже, подкожной жировой ткани, ногтевых пластинках. Метаболизируется в печени. Применяют внутрь (в виде таблеток) и местно (в виде крема и лака для ногтей). Показания – дерматомикозы, трихофития, микроспория, онихомикозы (грибковые поражения ногтей), отрубевидный (разноцветный) лишай. При приеме внутрь возможны потеря аппетита, тошнота, боли в животе, диарея, кожные реакции (например, сыпь).

При применении крема и лака возможно появление гиперемии, зуда,  жжения, аллергических реакций.

Наружные противогрибковых препараты «Ундецин», «Цинкундан», «Микосептин» применяют при микозах стоп, трихофитии, микроспории, паховой эпидермофитии, для их профилактики.

Декамин  - детергент широкого спектра  – Г+, Г-, грибы, вирусы. Обладает противовоспалительным и гемостатическим действием. Показаниями является кандидоз кожи, ногтевых валиков, слизистой оболочки полости рта; воспалительные процессы в полости рта и глотки (тонзиллит, стоматит, в т.ч. афтозный, глоссит, фарингит).

2.4. Противогельминтные (противоглистные) средства.

Среди глистных инвазий различают кишечные и внекишечные нематодозы, цестодозы и трематодозы.

В европейских странах встречаются в основном кишечные нематодозы и цестодозы, а также трематодозы печени.

Средства, применяемые при кишечных нематодозах

Нематоды (круглые гельминты) кишечника аскариды, острицы, анкилостомы, власоглав (представлены на рис. 2.8).

Изображение выглядит как текст  Автоматически созданное описание

Рисунок 2.8 – Нематоды (власоглав, острица, аскарида)

Мебендазол (Вермокс) применяют при аскаридозе, энтеробиозе (инвазии острицами), анкилостомидозе, трихоцефалезе (инвазии власоглавом).

Пирантел применяют при энтеробиозе, аскаридозе, анкилостомидозе. Вызывает вначале сокращения, а затем паралич мышц у гельминтов. Пиперазина адипинат нарушает нервно-мышечную передачу у гельминтов и вызывает паралич. Применяют при аскаридозе и энтеробиозе.

Левамизол (Декарис) эффективен при аскаридозе и анкилостомидозе, вызывает спастический паралич у гельминтов. Является иммуномодулятором.

Средства, применяемые при кишечных цестозах

Цестоды (ленточные гельминты) - бычий и свиной цепни, широкий лентец, карликовый цепень, эхинококк.

Празиквантел вызывает спастический паралич у гельминтов. Применяют при тениаринхозе (инвазия бычьим цепнем), тениозе (инвазия свиным цепнем), дифиллоботриозе (инвазия широким лентецом), гименолепидозе (инвазия карликовым цепнем). Кроме того, Празиквантел эффективен при трематодозах печени (клонорхоз, описторхоз).

Никлозамид (Фенасал) обездвиживает гельминтов. Применяют при тениаринхозе, дифиллоботриозе, гименолепидозе. При тениозе препарат можно применять только в сочетании с солевыми слабительными для предупреждения возможного цистицеркоза. При эхинококкозе применяют Албендазол или Мебендазол.


3. Контролирующий блок

3.1. Вопросы контроля исходного уровня знаний

Задание 1. Блиц-опрос

Инструкция: ответьте на поставленный вопрос.

1. Что такое спектр противомикробного действия?

2. Что такое токсический эффект?

3. Каковы основные причины сложности противовирусной терапии(2)? 

4. Каковы основные группы антигрибковых средств (согласно клинической классификации) – (3)?

5. Какие средства рекомендуют применять совместно с противоглистными препаратами? Зачем?

Эталоны ответов

Задание 1. Блиц-опрос

1. Число видов микроорганизмов, чувствительных к данному средству.

2. Тяжелые нарушения органов и систем органов, для большинства ЛС – при превышении терапевтических доз или – в пределах терапевтических доз.

3. 1. Внутриклеточная инфекция; 2. Сложно  обеспечить избирательность действия («сложная мишень»).

4. 1. Средства для лечения дерматомикозов; 2. Средства для лечения системных микозов; 3. Средства для лечения кандидамикозов.

5. Слабительные. Для ускорения выведения гельминта из организма.

Критерии оценки (задания со свободным ответом)

Правильные ответы на:

5 вопросов – 5 баллов

4 вопроса – 4 балла

3 вопроса – 3 балла

2 вопроса – 2 балла

1 вопрос – 1 балл


3.2. Контроль усвоения знаний

Тестовый контроль по теме «Химиотерапевтические средства из других групп»

Вариант 1

Часть А

Инструкция: Выберите  правильный ответ

  1. К лекарственным формам интерферонов относится

           1. интраназальные капли

           2. таблетки

           3. капсулы

           4. суспензия для приема внутрь

2.  Рекомендуют применять слабительные (н.п., солевые) совместно с препаратами

1. антигрибковыми

2. антипротозойными

3. противовирусными

4. противоглистными

3. Вызывает паралич мускулатуры гельминта

1. сульфадиметоксин

2. Мебендазол (Декарис)

3. метронидазол

4. Нистатин

4. Cредство для лечения дерматомикозов

1. Флуканазол (Дифлюкан)

2. Метронидазол

3. Итраканазол (Орунгал)

4. Ампициллин

5. Нарушают адсорбцию и проникновение вируса в клетку

1. Ремантадин

2. Осельтамивир (тамифлю)

3. препараты иммуноглобулинов

4. ацикловир

6. К противовирусным препаратам эффективным против грипп относится

1. Ацикловир

2. Занамивир (Реленза)

3. Индинавир

4. Зидовудин

7. Средства для лечения кандидамикозов

1. Гризеофульвин

2. Нистатин

3. Тербинафин

4. Этамбутол

8. Не всасывается из ЖКТ, используют для лечения различных кишечных инфекций, в том числе лямблиоза

1. Зидовудин

2.Мирамистин

3. Нифуроксазид (эрцефурил)

4. АмфотерицинВ

Часть В

Инструкция: выберите несколько правильных ответов из представленных

9.  Характеристики Метронидазола это:

1. нельзя совмещать с алкоголем

2. применяется как антипротозойное средство

3. применяется как противомикобактериальное

4. применяется как противовирусное средство

5. не всасывается из ЖКТ

6. хорошо всасывается из ЖКТ

8. окрашивает мочу в красно- коричневый цвет

9. относится к противогрибковым средствам

Дополните фразу:

10.  В силу особенностей возбудителя противогрибковая терапия характеризуется 1. Длительными курсами, 2. Высокими дозами и 3. ___________________.

11.  Для профилактики и лечения вирусных инфекций применяют химиотерапевтические препараты,________________ и их индукторы.

Выпишите

12. Таблетки «Ко-тримаксозола», 20 шт,   («Co-trimoxazolum»). По 2 таблетки 2 раза в день.


Тестовый контроль по теме «Химиотерапевтические средства из других групп»

Вариант 2

Часть А

Инструкция: Выберите  один правильный ответ

  1. Вызывает паралич мускулатуры гельминта

1. энтерофурил

2. метронидазол

3. пирантел

4. хинин

  1. Является иммуномодулятором (усиливает иммунитет)

1. Фоскарнет

2. Левомезол (Декарис)

3. АмфотерицинВ

4. энтерофурил

3. К лекарственным формам интерферонов относится

1. суспензия для приема внутрь

2. таблетки

3. капсулы

4. свечи ректальные

4. . Средства для лечения кандидамикозов

1. Метронидазол

2. Этамбутол

3. Тербинафин (Ламизил)

4. Флуканазол (Дифлюкан)

5. Не всасывается из ЖКТ, используют для лечения различных кишечных инфекций, в том числе лямблиоза

1. Ацикловир

2. Нифуроксазид (эрцефурил)        

3. Нитрофурал (фурациллин)

4. Орунгал

6. Средства, нарушающие выход вирионов из клетки

1.Ремантадин

2.Осельтамивир (Тамифлю)

3.Препараты иммуноглобулинов

4.Ацикловир

7. К противовирусным препаратам эффективным против ВИЧ относится

1. Ацикловир

2. Занамивир (Реленза)

3. Ремантадин

4. Зидовудин  

8. Cредство для лечения дерматомикозов

1. Нистатин

2. Амфотерицин В

3. Ампициллин

4. Тербинафин (Ламизил)

Часть В

Инструкция: выберите несколько правильных ответов из представленных

9. Характеристики Амфотерицина В это

1. обладает широким спектром антигрибковой активности

2. относится к респираторным фторхинолонам

3. применяется как противомикобактериальное

4. несовместимы с молокопродуктами при приеме внутрь

5. не всасывается из ЖКТ

6. нарушает синтез пептидогликана

7. применяется как противоглистное средство

8. очень токсичен (нефротоксичность, гепатотоксичность)

9. относится к противогрибковым средствам

Дополните фразу

10. Сложность противовирусной химиотерапии объясняется  сложностью обеспечения ______________ («сложная мишень»)

11. Группа эндогенных низкомолекулярных гликопротеинов, вырабатываемых клетками организма при воздействии на них вирусов и некоторых биологически активных веществ эндогенного и экзогенного происхождения это ______________

Выпишите

12. Капсулы Дифлюкана (Diflucanum), 7 шт, по 50 мг. По 1 капсуле 1 раз в день.


Эталон ответа

Таблица 4 – Эталон ответа к тестовым заданиям контроля усвоения знаний

Вар1

Вар2

Баллы

1

1

3

1

2

4

2

1

3

2

4

1

4

3

4

1

5

3

2

1

6

2

2

1

7

2

4

1

8

3

4

1

9

1268

1,5,8,9

3

10

Токсическими.эффектами/ПЭ

избирательность

2

11

интерфероны

интерфероны

2

12

Rp.:Tab. “Co-trimoxazolum” № 20
D.S. По 2 таблетки 2 раза в день.
При остром бронхите бактериальной природы

Rp: Diflucani 0,05
D.t.d. № 7 in caps.
S. По 1 капсуле 1 раз в день.

3

Критерии оценки

«5» - (100% -91%) – 19 –18 балла

«4» - (90% - 81%)  - 17– 15 баллов

«3» - (80% - 70%)  - 14 – 12 баллов

«2» - менее 11 баллов


4. Внеаудиторная самостоятельная работа

СР № 7

Составление сводных таблиц по теме «Химиотерапевтические средства из других групп».

Рекомендации по составлению сводной таблицы (указаны в материалах практической работы)

Таблица 3 – ВСР «Химиотерапевтические средства из других групп»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

МНН (Международное непатентованное наименование)

Торговое наименование

Фарм группа

формы выпуска

фармакологическое действие, фармакодинамика

показания к применению

ПЭ

противопоказания

пути введения

передозировка

примечание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Инструкция по заполнению:

Пишите тезисно, кратко; пользуйтесь общеупотребимыми сокращениями:  

ПЭ – побочные эффекты,

АД – артериальное давление, ЧСС – частота сердечных сокращений, ЦНС – центральная нервная система, ОЦК – объем циркулирующей крови, ОПСС -  общее периферическое сопротивление сосудов и др.

делайте ссылки на другие препараты, не переписывайте одно и то же. (н.п. «см. амоксиклав», «см. выше»).

Рекомендуемая литература

Основная литература

Харкевич, Д.А. Фармакология с общей рецептурой: учебник / Д.А. Харкевич. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 464 с.

Дополнительная литература

1.        Аляутдин, Р.Н. Фармакология: учебник / Р.Н. Аляутдин, Н.Г. Преферанский, Н.Г. Преферанская. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 704 с.

2.        Аляутдин, Р.Н. Фармакология: учебник для специальностей «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Акушерское дело» / Р.Н. Аляутдин, Н.Г. Преферанский, Н.Г. Преферанская. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 320 с.

3.        Справочник ВИДАЛЬ. Лекарственные препараты в России. – Москва: Видаль Рус, 2021. – 1120 с.

4.        Регистр лекарственных средств России. Энциклопедия лекарств / под ред. Г.Л. Вышковского. – Москва: Ведана, 2019. – 860 с

Государственный реестр лекарственных средств ГРЛС – URL: https://grls.rosminzdrav.ru/ 


5. Заключение

Преподаватель общепрофессиональных дисциплин должен иметь в своем методическом арсенале практико-ориентированные инструменты эффективные как он-лайн так и оф-лайн. Это касается так методов подачи учебного материала, так методов контроля качества его усвоения. Таким образом, в процессе работы над методической разработкой практического занятия были сделаны выводы

-    при дистанционном формате обучения целесообразно пользоваться платформами для видеоконференцсвязи (позволяют активно вовлекать обучающихся в процесс - «Реакции», передача роль организатора), платформы для электронного тестирования (1С);

- самостоятельная работа обучающихся при освоении общепрофессиональных дисциплин эффективна при использовании практико-ориентированных обучающих заданий (которые представлены в разработке, Приложение А) под контролем преподавателя;

- для контроля исходного уровня и уровня усвоения знаний эффективно использовать в том числе тестовые многоуровневые задания.


Приложение


ПРИЛОЖЕНИЕ А

Задание для самостоятельной аудиторной работы

Тема: Химиотерапевтические средства из других групп

Цели самостоятельной работы:
1. Систематизировать и закрепить знания по Химиотерапевтические средства из других групп.

Контрольные вопросы по теме:

  1. Противовирусные средства, какова классификация группы? Каковы фармакотерапевтическое действие лекарственных средств, принцип действия, применение, побочные эффекты, их профилактика?
  2. Какова характеристика отдельных препаратов группы противовирусных средств? Каковы фармакотерапевтическое действие лекарственных средств, принцип действия, применение, побочные эффекты?
  3. Какие вы знаете средства, применяемые для лечения протозоонозов, какова классификация группы? Каковы фармакотерапевтическое действие лекарственных средств, принцип действия, применение, побочные эффекты, их профилактика?
  4. Какова характеристика отдельных средств, применяемые для лечения протозоонозов? Каковы фармакотерапевтическое действие лекарственных средств, принцип действия, применение, побочные эффекты?
  5. Какие вы знаете противогрибковые средства, классификация группы? Каковы фармакотерапевтическое действие лекарственных средств, принцип действия, применение, побочные эффекты, их профилактика?
  6. Какие вы знаете противоглистные средства, классификация группы? Каковы фармакотерапевтическое действие лекарственных средств, принцип действия, применение, побочные эффекты, их профилактика?


Учебная литература:
Опорный конспект лекции по теме.

  1. Фармакология с общей рецептурой: учебник        Харкевич Д.А.        М.:. «ГЭОТАР - Медиа»,  2018 г
  2. Лекарственные средства: в 2 т.        Машковский, М.Д.        - М.: Медицина, 2016
  3. Лекарственные препараты в России        Справочник Видаль         М: Астра Фарм Сервис, 2017.-1728 с.
  4. www.rlsnet.ru Энциклопедия лекарств и товаров www.rlsnet.ru Энциклопедия лекарств и товаров аптечного ассортимент

Алгоритм Ваших действий:
1. Ознакомьтесь с целями самостоятельной работы и контрольными вопросами по изучаемой теме.
2. Повторите учебный материал по теме.
3. Выполните практические задания. Записи производите на линованных строчках и предоставленных таблицах, ответы на тестовые задания обводите кружком.


  1. Дайте определение понятию, подчеркните ключевые слова.

Противовирусные средства — _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Интерфероны (ИФН) – ___________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Гельминтозы-  __________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

2. Укажите показания к приему ЛС (поставьте «+»)

А.

Противовирусное спредство

грипп

Герпесвирусная инфекция

ВИЧ

Цитомегаловирусная инфекция

Энфувиртид

Ацикловир

Римантадин

Маравирок

Занамивир (Реленза)

Осельтамивир (Тамифлю).

Ганцикловир

Зидовудин

Фоскарнет(Фоскавир)

Индинавир

В.

Противогрибковое средство

Системные микозы

Дерматомикозы

Кандидозы

Кетоконазол

Тербинафин

Нистатин

Клотримазол

Гризеофульвин

Амфотерицин В

Флуконазол

Итраконазол

3. Дополните фразу

Для профилактики и лечения вирусных инфекций применяют    ___________________________, ________________________________ и ______________________________.

Одним из важнейших эндогенных факторов защиты организма от первичной вирусной инфекции считают _____________________________________.

Инфекции, вызванные грибками, часто возникают при снижении _____________________ - при длительных, вялотекущих инфекциях, фармакотерапии глюкокортикоидами, противоопухолевой терапии.

4. соотнесите  препараты с механизмом действия

ЛВ

СПЕКТР ДЕЙСТВИЯ

1.Левамезол

А. Нарушает синтез вирусной ДНК герпеса

2. Пирантел

Б. Нарушают целостность оболочки клетки грибков

3. Амфотерицин  В

В. Стимулирует иммунитет

4.  Ацикловир

Г. нарушает выход вирионов гриппа из клетки

5. Тамифлю

Д. Вызывает паралич мышц гельминтов

  1. Решите ситуационную задачу.

Пациентка N (58 лет) пульмонологического отделения, госпитализирована с тяжелым приступом бронхиальной астмы, выраженной дыхательной недостаточностью, астмой страдает 17 лет, получает терапию глюкокортикостероидами (преднизолон внутрь). По результатам микробиологического лабораторного обследования мокроты (обнаружены грибки рода Кандида)  был назначен  Дифлюкан. Пациентка беспокоится, выражает недовольство: «Сколько можно таблеток?!!! Я к вам сюда без инфекций попала, это вы меня заразили! Пила я Нистатин 5 лет назад, горечь во рту такая, есть не могла! Отрава это все!»

Предположите, почему был назначен Дифлюкан. К какой группе он относится?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Объясните пациентке причину и цель назначения препарата.

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

6. Решите задачи на определение препарата

Препарат, образуемый лейкоцитами донорской крови человека в ответ на воздействие вируса. Предназначается для профилактики гриппа, а также других вирусных респираторных заболеваний. Закапывается в носовые ходы или используется в виде ингаляций. Кроме подавления вирусной репродукции способен повышать иммунитет ____________________

Активное противогерпетическое средство. Избирательно проникает в клетки, инфицированные вирусом, где быстро останавливает репликацию вируса, прекращая таким образом инфекционный процесс. Назначают при инфекциях, вызванных вирусами Herpes symplex типов 1 и 2, Varicella zoster, внутрь и в вену капельно. (Следует помнить, что вирус герпеса переносится контактным путем. После прикосновения к инфицированным участкам кожи тщательно вымыть руки.  Особенно уязвимы слизистая половых органов и роговица глаза) _____________________________

Препарат полиенового ряда. Действует на грибы рода Candida. Практически не всасывается в желудочно-кишечном тракте. Показан при кишечном кандидозе. При оральном кандидозе — применяют после еды, таблетку держат во рту не менее 2 мин. Форма выпуска: таблетки по 500 000 ЕД; мазь. ____________________________
Антигельминтное средство, применяемое однократно\двукратно. Также используется в качестве иммуностимулятора ____________
7. Выпишите (Обратите внимание - наименования ЛВ указаны в именительном падеже!)

Таблетки Левомезола 50 мг 2 шт. Один раз в день, 2я таблетка через 7 дней.
о

Интерферона бета (Interferonum beta) 21 флакон ампулу по 1 000 000 ME. Содержимое флакона развести в прилагаемом растворителе.
Вводить внутримышечно по 2 флакона в сутки в течение 10 сут.

 

ДЗ.

Пользуясь справочниками (в т.ч. электронными, см. лист 1)  Заполните таблицу (приложение 1) по следующим препаратам:

Перекись водорода, Ацикловир, Метронидазол, Левамизол (декарис), Нистатин, Флюканазол (Дифлюкан),  Амфотерицин В, Виферон, Итраканазол (Орунгал)


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Сводная таблица по ЧФЛ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

мнн

торговое наименование

фарм группа

формы выпуска

фармакологическое действие, фармакодинамика

показания к применению

ПЭ

противопоказания

пути введения, дозы

передозировка

примечание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Инструкция по заполнению:

Пишите тезисно, кратко; пользуйтесь общеупотребимыми сокращениями:  

ПЭ – побочные эффекты,

АД – артериальное давление, ЧСС – частота сердечных сокращений, ЦНС – центральная нервная система и др.

делайте ссылки на другие препараты, не переписывайте одно и то же. (н.п. «см. амоксиклав»)


ПРИЛОЖЕНИЕ Б.

Задание для самостоятельной аудиторной работы

Практическое занятие 7

Эталон ответов

1. Дайте определение понятию, подчеркните ключевые слова.

Противовирусные средства — ЛВ, тормозящие процессы адсорбции, проникновения и размножения вирусов, выхода зрелых вирионов из клетки __________________________________________________________________________________

Интерфероны (ИФН) - группа эндогенных низкомолекулярных гликопротеинов, вырабатываемых клетками организма при воздействии на них вирусов и некоторых биологически активных веществ эндогенного и экзогенного происхождения.___________________________________________________________________________________

Гельминтозы – заболевания, вызванные гельминтами, глистные инвазии.

2. Укажите показания к приему ЛС (поставьте «+»)

А

Противовирусное спредство

грипп

Герпесвирусная инфекция

ВИЧ

Цитомегаловирусная инфекция

Энфувиртид

+

Ацикловир

+

Римантадин

+

Маравирок

+

Занамивир (Реленза)

+

Осельтамивир (Тамифлю).

+

Ганцикловир

+

Зидовудин

+

Фоскарнет(Фоскавир)

+

+

Индинавир

+

В.

Противогрибковое средство

Системные микозы

Дерматомикозы

Кандидозы

Кетоконазол

+

+

Тербинафин

+

Нистатин

+

Клотримазол

+

+

Гризеофульвин

+

Амфотерицин В

+

+

Флуконазол

+

+

Итраконазол

+

+

+

3. Дополните фразу

Для профилактики и лечения вирусных инфекций применяют    химиотерапевтические препараты, интерфероны (ИФН) и индукторы ИФН.

Одним из важнейших эндогенных факторов защиты организма от первичной вирусной инфекции считают ИФН.

Инфекции, вызванные грибками, часто возникают при снижении иммунитета - при длительных, вялотекущих инфекциях, фармакотерапии глюкокортикоидами, противоопухолевой терапии.

4. соотнесите  препараты со спектром действия

ЛВ

СПЕКТР ДЕЙСТВИЯ

1.Левамезол

А. Нарушает синтез вирусной ДНК герпеса

2. Пирантел

Б. Нарушают целостность оболочки клетки грибков

3. Амфотерицин  В

В. Стимулирует иммунитет

4.  Ацикловир

Г. нарушает выход вирионов гриппа из клетки

5. Тамифлю

Д. Вызывает паралич мышц гельминтов

1 – д, в 2 – д, 3 – б, 4 – а, 5  - г.

  1. Решите ситуационную задачу.

Пациентка N (58 лет) пульмонологического отделения, госпитализирована с тяжелым приступом бронхиальной астмы, выраженной дыхательной недостаточностью, астмой страдает 17 лет, получает терапию глюкокортикостероидами (преднизолон внутрь). По результатам микробиологического лабораторного обследования мокроты (обнаружены грибки рода Кандида) был назначен  Дифлюкан. Пациентка беспокоится, выражает недовольство: «Сколько можно таблеток?!!! Я к вам сюда без инфекций попала, это вы меня заразили! Пила я Нистатин 5 лет назад, горечь во рту такая, есть не могла! Отрава это все!»

Предположите, почему был назначен Дифлюкан. К какой группе он относится?

Грибковая инфекция, пневмокандидоз, вызванный снижением иммунитета на фоне терапии преднизолоном. Противогрибковое средство широкого спектра.

Объясните пациентке причину и цель назначения препарата.

Причина грибковой инфекции - снижение иммунитета на фоне терапии преднизолоном, «заражения» не было, источник инфекции – собственная микрофлора слизистых, цель терапии – подавить кандидозную инфекцию, не допустить тяжелой грибковой пневмонии.

6. Решите задачи на определение препарата

Препарат, образуемый лейкоцитами донорской крови человека в ответ на воздействие вируса. Предназначается для профилактики гриппа, а также других вирусных респираторных заболеваний. Закапывается в носовые ходы или используется в виде ингаляций. Кроме подавления вирусной репродукции способен повышать иммунитет _____ИНФ_______

Активное противогерпетическое средство. Избирательно проникает в клетки, инфицированные вирусом, где быстро останавливает репликацию вируса, прекращая таким образом инфекционный процесс. Назначают при инфекциях, вызванных вирусами Herpes symplex типов 1 и 2, Varicella zoster, внутрь и в вену капельно. (Следует помнить, что вирус герпеса переносится контактным путем. После прикосновения к инфицированным участкам кожи тщательно вымыть руки.  Особенно уязвимы слизистая половых органов и роговица глаза) ____ацикловир

Препарат полиенового ряда. Действует на грибы рода Candida. Практически не всасывается в желудочно-кишечном тракте. Показан при кишечном кандидозе. При оральном кандидозе — применяют после еды, таблетку держат во рту не менее 2 мин. Форма выпуска: таблетки по 500 000 ЕД; мазь. ___Нистатин___________

Антигельминтное средство, применяемое однократно/двукратно. Также используется в качестве иммуностимулятора левомизол (Декарис)

7. Выпишите (Обратите внимание - наименования ЛВ указаны в именительном падеже!)

Таблетки кислоты налидиксовой (Acidum nalidixici)  500 мг N. 56. По 1 таблетке 4 раза в сутки.
о

Rp.: Tab. Acidi nalidixici 0,5 N. 56
D. S. По 1 таблетке 4 раза в сутки.

Интерферона бета (Interferonum beta) 21 флакон ампулу по 1 000 000 ME. Содержимое флакона развести в прилагаемом растворителе.
Вводить внутримышечно по 2 флакона в сутки в течение 10 сут.

Rp.: Interferoni beta 1 000 000 ME
D. td. N. 21
S. Содержимое флакона развести в прилагаемом растворителе.
Вводить внутримышечно по 2 флакона в сутки в течение 10 сут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка практического занятия по фармацевтической химии для преподавателя Тема: «Внутриаптечный контроль лекарственных форм с лекарственными средствами IV и III групп периодической системы» Специальность 33.01.02«Фармация» II курс

Методическая разработка практического занятия по теме: «Внутриаптечный контроль лекарственных форм с лекарственными средствами IV и III групп периодической системы. Концентрированный раствор натрия ги...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия для обучающегося Тема: Лекарственные средства, влияющие на функции исполнительных органов. Средства, влияющие на дыхательную систему.

Заболевания системы органов дыхания – самая большая, по числу вновь заболевающих, группа. Болезни органов дыхания развиваются на фоне инфекционных процессов, вызванных микробами, вирусами или гр...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия для обучающегося Тема: Лекарственные средства, влияющие на функции исполнительных органов. Лекарственные средства, влияющие на сердечно -

Сердечно-сосудистая система, как и другие системы организма, имеет большой, но не беспредельный запас прочности. К естественному старению, обусловленному снижением скорости обновления клеток, добавляю...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия для обучающегося Тема: Лекарственные средства, влияющие на функции исполнительных органов. Лекарственные средства, регулирующие водно-солевой обмен.

Мочегонные средства, или диуретики, применяются для коррекции нарушений водно-солевого обмена. В практической медицине мочегонные средства широко применяются при отеках различного происхождения (серде...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПМ.01.Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента МДК.01.02.02.Организация работы аптек по отпуску товаров аптечного ассортимента 3 курс, специальность 33.02.01.Фармация ТЕМА: «Органи

Актуальность изучения данной темы обусловлена тем, что правильная  организация  работы по приему рецептов и отпуску лекарственных средств является одной из главных функций аптеки и требует о...