Сценарий внеаудиторного мероприятия (лекция пресс-конференция) по дисциплине ОП.07. Фармакология "Особенности и риски лекарственной терапии беременных"
учебно-методический материал

Сценарий составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело, 31.02.01 Лечебное дело. Данное внеаудиторное мероприятие, представленное в форме лекции пресс-конференции, позволяющей максимально совместить последовательное изложение материала с ответами на актуальные вопросы аудитории

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент здравоохранения города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж № 2»

С.Р. Платонова

Особенности и риски лекарственной терапии беременных.

Сценарий внеаудиторного мероприятия (лекция пресс-конференция)

по дисциплине ОП.07. Фармакология

Москва, 2021


РАССМОТРЕНО

Протокол заседания

Цикловой методической

комиссии № 2

от «     »             2022 г. №    

УТВЕРЖДЕНО

Методическим советом

Протокол заседания

№ ___ от «___» _______ 20 __ г. № ___

Сценарий составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело, 31.02.01 Лечебное дело.

Аннотация: целью данного сценария является оформление внеаудиторного мероприятия. Задачи данного сценария – дать подробное описание хода проведения лекции пресс-конференции. Работа позволит систематизировать опыт проведения внеаудиторного мероприятия он-лайн; работа предназначена для преподавателей общепрофессиональных дисциплин.

Составители: Платонова С.Р., преподаватель первой квалификационной категории  ГБПОУ ДЗМ «Медицинский колледж №2»

                Пономарев Д.В., преподаватель  ГБПОУ ДЗМ «Медицинский колледж №2»

.


СОДЕРЖАНИЕ

Раздел

Стр.

Пояснительная записка

4

Ход лекции

6

Заключение

11


Пояснительная записка

Данное внеаудиторное мероприятие, представленное в форме лекции пресс-конференции, позволяющей максимально совместить последовательное изложение материала с ответами на актуальные вопросы аудитории.

Сценарий предполагает как очный, так и дистанционный формат на базе платформы ZOOM.

Целью лекции Пресс-конференции является углубление знаний по теме безопасности ЛС, расширение общего профессионального кругозора у обучающихся и повышения мотивации к изучению материала на занятиях по дисциплине Фармакология, так как успешное освоение позволит в дальнейшем получить более грамотных специалистов способных ориентироваться в изменчивых современных условиях. Знание предмета позволит в дальнейшем успешному освоению учебной программы по другим специальностям.Данная лекция, «Нежелательные лекарственные реакции. Особенности и риски лекарственной терапии беременных», дает возможность расширить представление о особенностях фармакодинамики и фармакокинетики у женщины и плода, действии ЛС на беременную и плод, возможных нежелательных лекарственных реакций.

Для достижения поставленной цели было необходимо решить ряд задач:

1. Собрать и обработать информацию об особенностях физиологии беременной и плода;

2. Собрать и обработать информацию об особенностях ФД и ФК ЛС при фармакотерапии беременной;

3. Систематизировать информацию о современных системах градации действия ЛС на плод, системах учета тератогенности;

4. Получить предварительную обратную связь от целевой аудитории (обучающихся) в виде интересующих их вопросов по теме.

5. Обобщить полученную информацию и, с учетом полученной обратной связи, представить в форме презентации.

6. Оформить в соответствии с современными требованиями.

Форма проведения: Лекция пресс-конференция.

Место  проведения: ГБПОУ ДЗМ МК№2

Организаторы: Платонова С.Р., Пономарев Д.В.

Участники: обучающиеся  очных отделений по специальностям «Сестринское дело» 2 курса , «Лечебное дело» 1 курса  ГБПОУ ДЗМ МК№2

Техническое оснащение:

- ПК

- проектор (при очной форме проведения)

- доступ к платформе видеосвязи (Zoom и др.) (при дистанционной форме проведения).

Учебно-методическое оснащение:

-сценарий

-презентация


Ход мероприятия

1. Вступительное слово  организаторов. (1й слайд)

Такая характеристика ЛС как безопасность является важнейшей при использовании препарата. Никогда не потеряет своей актуальности девиз «Primum non nocere! (Не навреди!)»! Нежелательные лекарственные реакции являются первостепенным объектом исследований, основным ограничительным фактором приема лекарств. А при таком состоянии как беременность, безопасность требует особого контроля.

2. Аудитория озвучивает свои вопросы, которые фиксируются организаторами

(1.В чем причина этих сложностей? Только в ребенке? Женщина же остается той же.

2. Все лекарства нельзя беременной? Что-то же им назначают в женской консультации!

3. Как может прием «неправильных» лекарств отразиться на ребенке после рождения

4. Понятно, что лекарством можно навредить ребенку. А беременной? Что будет с ней?  

 5. Откуда берется информация о том, что можно, а что нельзя?)

3. Лекционная часть.

2. слайд.  Немного истории. Отношение к беременной всегда было особенным.

3. слайд.

- Талмуд указывает, что будущую мать должны постоянно защищать от нечистой силы не менее трёх человек.  Народы Крайнего севера: будущая мама не должна была присутствовать на похоронах, а также переступать через охотничье снаряжение, поскольку беременность считали нечистым периодом.

 - В Индии (Аюрведа) молодой маме следует сохранять спокойствие, быть красивой, наслаждаться музыкой и медитацией. Демонстрировать свою беременность на людях не следовало, чтобы избежать сглаза.

- У индейцев племени шошонов - индианки рожали в специальных постройках, а молодой отец старался пить много воды и ограничивать себя в еде.
Обычаи Древнего Китая требовали, чтобы будущая мать вершила добро, никогда не испытывала утомления и грусти, а кроме того, не употребляла пустых слов.
В Корее считали знания, полученные ребёнком во внутриутробном периоде, очень важны для его последующей жизни. Поэтому беременная, а также её близкие родственники стремились ещё не рождённому человечку положительные эмоции: занимались музыкой, пением, чтением, а начиная с пятого месяца беременности, и йогой.

- На Руси считалось, что ребёнок – это земное воплощение души какого-то предка, а беременность – связь с потусторонним миром. В этот период беременная становится весьма подверженной порче. Поэтому даты зачатия и родов тщательно скрывались. Роды на Руси проводились только в нежилых помещениях, как правило, в бане. Какое-то время после родов женщину считали нечистой.

4. слайд. Но и сегодня:
Перед родами нельзя стричь волосы: ребенок может родиться мертвым. 
Беременной нельзя смотреть на страшных зверей, уродцев, на убийства.
Беременная не должна ничего шить, резать и латать. Как видим, речь идет об острых предметах: ноже, ножницах, иголке.
Беременная не должна сидеть на пороге.
Нельзя беременной через окно перелезать: роды трудными будут.  
Нельзя при беременности ругаться: ребенок с изъяном родится.
Нельзя вязать, плести, завязывать шнурки  
Делать покупки до 5\8 месяцев, до родов.
Качать пустую коляску или колыбель

5. слайд. Ключевые моменты:

Беременность - не патология, а нормальный физиологический процесс.
Но болезни могут возникать и во время беременности, и их необходимо лечить.

Кинетика и динамика ЛС во время беременности изучена мало по этическим соображениям.

Экспериментальные исследования на животных часто не коррелируют с эффектами в организме человека.

Особую важность приобретает критерий «польза/риск».

6. слайд. Интересные проценты современности:

1% серьезных аномалий обусловлено применением ЛС.

90% беременных женщин принимают ЛС и социально значимые химические субстанции (алкоголь, никотин, различные стимуляторы)

30% новорожденных демонстрируют реакции различной интенсивности - результат лечения матери во время беременности

7. слайд. Что принимает будущая мама наиболее часто?

Поливитамины

Антимикробные препараты

Психотропные препараты

Препараты для лечения патологий сердечно-сосудистой и дыхательной систем

НПВП (нестероидные противовоспалительные средства)

Дерматотропные препараты

Антиконгестанты (заложенный нос – актуальнейшая из проблем)

8. слайд. Возможные НР лекарственной терапии во время беременности:

Выкидыш

Смерть плода и новорожденного

Внутриутробная гипотрофия

Пороки развития (тератогения)

Недоношенность

Переношенность

В постнатальном периоде:

Нарушение со стороны дыхательной, сердечной-сосудистой и нервной систем в постнатальном периоде

Расстройство функции эндокринной системы

Повышенный риск развития онкологической патологии

9. слайд. Система «Мать-плацента-плод»

10. слайд. Факторы, влияющие на ФК и ФД: мать. Формирование плода, амниона, плаценты. Плацента – временный гистогематический барьер.

11. слайд. Ослабление перистальтики и секреции ЖКТ-замедление всасывания ЛС.

Механическое давление беременной матки на систему venae cavae inferioris. Следствие - застой крови и замедление всасывания при введении ЛС per rectum.

Увеличение подкожной жировой клетчатки-уменьшение всасывания при введении п/к.

12 слайд. Появление дополнительного-плацентарного круга кровообращения.

Увеличение ОЦК на 30%

Увеличение ЧСС на 15%

Увеличение кровотока на 50%

Увеличение скорости клубочковой фильтрации (СКФ)

Увеличение дыхательного объема-увеличение всасывания ЛС при ингаляциях.

НО!!! Метаболизм в печени снижается из-за действия стероидов

13. слайд. Факторы, влияющие на ФК и ФД: плацента.

Физико-химические свойства ЛС: молекулярная масса, гидро-, липофильность.

Морфология плаценты (строение и состояние).

Плацентарный кровоток.

Пиноцитоз, активный транспорт, диффузия.

Липофильные (димедрол) проходят лучше, гидрофильные (лоратадин)-гораздо хуже.

Чем дольше ЛС находится в крови матери

 (T1\2 выше), тем больше вероятность прохождения его через плаценту.

14. слайд. Факторы, влияющие на ФК и ФД: плод.

Особенности кровообращения у плода.

При росте - снижается содержание жидкости в организме.

При гипоксии  - кровоток к мозгу увеличивается, метаболизм снижен.

Центр метаболизма  - надпочечники.

Органы выделения - плацента и почки.

Почки - амниотическая жидкость - ЖКТ (возможна циркуляция ЛС)

15. слайд. Особенности кровообращения у плода.

16. слайд. Действия ЛС на плод.

Не проникают через плаценту.

Проникают через плаценту, но не оказывают вредного воздействия.

Проникают через плаценту и наносят вред.

Повышают на тонус сосудов.
        Повышают тонус миометрия (алкалоиды Secale cornutum).

17. слайд. Критические периоды:

Предшествующий зачатию (ретиноиды).

С момента зачатия до 11-го дня (предимплантационный период). Состояние «все или ничего».

C 11-го дня до 3-х недель (начало органогенеза) – велика вероятность тератогенеза.

С 4-й по 9-ю неделю.

С 9-й недели до родов.

18. слайды. Критические периоды.

Самый опасный период – «11 дней-12 недель»-I триместр (максимальные противопоказания к лекарственной терапии).

19. Типы повреждающего воздействия ЛП.

Эмбриолетальный (гибель эмбриона после имплантации);

Тератогенный (с греч. - чудовище, урод, уродство).

Эмбриотоксический (нарушения, но без уродств).

Фетотоксический ( нарушения в период от 12-недель до родов).

Наибольшая чувствительность 3-9 недель.

Самые уязвимые: ЦНС, сердце, нёбная пластинка, ухо, почки. После 9-ти недель ЛС, как правило, не вызывают врожденных дефектов.

20. слайд. Тератогенный потенциал. Токсичноть + седативный эффект = тератогенность.

21. слайд. Наиболее опасные тератогены:

Фенобарбитал (входит в состав препаратов «Корвалол», «Валокордин»

Вальпроевая кислота (противосудорожное ЛС)

Статины и фибраты ( снижают уровень холестерола)

Хинолоны и фторхинолоны (СПМС),

Ганцикловир, рибавирин (противовирусные ЛС)

Цитостатики (противоопухолевые препараты)

Ингибиторы АПФ (гипотензивные препараты)

Аспирин и другие НПВС (противовоспалительные ЛС)

Кортикостероиды (гормональные ЛС)

Тетрациклины и сульфаниламиды (антибиотики и СПМС)

22. слайд. Регулирование лекарственной терапии беременных. Мировые классификации категорий риска: 1978г. Швеция (FASS), 1979г. США (FDA), 1989г. Австралия (ADEC). У каждой классификации есть свои «слабости или перегибы».

23. слайд. Самая используемая классификация в мире
А        Адекватные, хорошо контролируемые исследования у беременных не продемонстрировали повышенного риска аномалий плода

В        Исследования на животных выявили отсутствие вреда для плода; однако не проводилось адекватных, хорошо контролируемых исследований у беременных ИЛИ Исследования на животных выявили риск для плода, но адекватные, хорошо контролируемые исследования у беременных не выявили риска для плода

С        Исследования на животных выявили риск для плода; при этом не проводилось адекватных, хорошо контролируемых исследований у беременных ИЛИ Исследования на животных не проводились и не проводилось адекватных, хорошо контролируемых исследований у беременных - лекарство следует давать в случае, если польза оправдывает возможный риск для плода

D        Исследования у беременных женщин выявили риск для плода, однако польза терапии может преобладать над возможным риском

X        Исследования у животных или беременных женщин выявили аномалии развития плода. Возможный риск при применении вещества у беременных женщин определенно превосходит любую возможную пользу.

24. слайд. Обеспечение лекарственной безопасности:

При назначении необходимо учитывать все «за» и «против» «польза/риск», избегать применение ЛС в I триместре, избегать полипрагмазии, применять минимальную терапевтическую дозу, отдавать предпочтение наружным и местным лекарственным формам, информировать беременных о необходимости консультации с врачом при ответственном самолечении, при неизбежности терапии контролировать состояние здоровья матери и плода.

4. ответы на дополнительные вопросы аудитории. (25.слайд. «С удовольствием ответим на Ваши вопросы»)

5. Заключительное слово организаторов. (Мы благодарим  уважаемых слушателей за профессиональный и человеческий интерес сегодня. И обещаем продолжить лекции на актуальные темы современной фармакологии.)


Заключение.

Платформы для видеосвязи позволяют значительно увеличить аудиторию внеаудиторных мероприятий. А это, в свою очередь, дает возможность значительно увеличить объем и глубину знаний обучающихся по актуальным  темам.

При подготовке к лекции пресс-конференции:

был собрана и обработана информацию об особенностях физиологии беременной и плода, особенностях ФД и ФК ЛС при фармакотерапии беременной;

систематизирована информация о современных системах градации действия ЛС на плод, системах учета тератогенности;

была получена предварительная обратная связь от целевой аудитории (обучающихся) в виде интересующих их вопросов по теме;

обобщена полученная информацию и, с учетом полученной обратной связи, представлена в форме презентации, оформлен в соответствии с современными требованиями сценарий.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия. Пресс-конференция на тему: «ВИЧ! Скрытая угроза – открытая борьба!»

Всемирный день борьбы со СПИДом отмечается 1 декабря.  В декабре 1988 г состоялась встреча министров здравоохранения всех стран, во время которой прозвучал призыв к усилению мер профилактики ВИЧ-...

Сценарий внеаудиторного мероприятия

Данный материал собран в помощь преподавателям, работающим по специальному циклу. Разработанный сценарий удовлетворяет необходимость проводить на старших курсах интеллектуальные викторины в рамках Фес...

Сценарий внеаудиторного мероприятия для студентов специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)

В колледже ежегодно проходят полигоны для Чемпионов по всем специальностям колледжа. Полигон длится пять дней и каждый день насыщен интересными мероприятиями, которые готовят студенты, совместно с пре...

Сценарий внеаудиторного мероприятия "1 декабря - день борьбы со СПИДом"

Произнося слова ВИЧ/СПИД, мы отчетливо осознаем проблему нашего общества - социальную болезнь. Широкое распространение этой болезни среди молодых людей должно тревожить каждого из нас. Поэтому проблем...

Сценарий внеаудиторного мероприятия (лекция-поединок) по дисциплине ОП.07. Фармакология "Витамины из пищи против витаминов из аптеки"

Сценарий составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело, 31.02.01 Ле...

Сценарий внеаудиторного мероприятия (круглый стол) по дисциплине ОП.04. Фармакология "Фармакотерапия ССС"

Данное внеаудиторное мероприятие, представленное в форме круглого стола, позволяющей максимально охватить вопрос, представить обучающимся возможность, прослушав предложенный материал, в процессе диску...