рабочая программа кружка
рабочая программа

     В результате освоения учебной дисциплины обучающийся долженуметь:

  • консультировать пациента и его семью по вопросам профилактики осложнений неврологических заболеваний;
  • определять симптомы основных заболеваний нервной системы с целью выявления противопоказаний к массажу на момент проведения процедуры;
  • анализировать влияние проведенной процедуры массажа и ЛФК на
  •  состояние нервной системы пациента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka.docx42.02 КБ

Предварительный просмотр:

_____________________________________________________________________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Квалификация: Медицинская сестра/медицинский брат                 

Рославль –2022

Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования: (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению).

Квалификация «Медицинская сестра/медицинский брат »

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

16

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

16


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОСНОВЫ НЕВРОЛОГИИ»

  1. 1.1. Область применения программы.

Программа учебной дисциплины «Основы неврологии» является частьюосновной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 34.02.02. «Медицинский массаж» (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению).

Программа учебной дисциплины может быть использованапри реализации программ дополнительного профессионального образования.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.

Дисциплина «Основы неврологии» входит в состав раздела «Общепрофессиональные дисциплины» профессионального цикла.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • консультировать пациента и его семью по вопросам профилактики осложнений неврологических заболеваний;
  • определять симптомы основных заболеваний нервной системы с целью выявления противопоказаний к массажу на момент проведения процедуры;
  • анализировать влияние проведенной процедуры массажа и ЛФК на состояние нервной системы пациента.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные причины, клинические проявления, методы диагностики, осложнения, принципы лечения и профилактики заболеваний нервной системы;
  • формы и методы реабилитации при заболеваниях нервной системы;
  • организацию и правила проведения мероприятий по реабилитации пациентов с заболеваниями нервной системы;
  • возможности применения массажа и ЛФК в профилактике и лечении заболеваний нервной системы;
  • динамические изменения в состоянии здоровья пациента вовремя и после процедуры массажа и ЛФК.


1.4.ПК И ОК, КОТОРЫЕ АКТУАЛИЗИРУЮТСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОСНОВЫ НЕВРОЛОГИИ»

Код

Наименование результата обучения

ПК 1.2.

Выполнять лечебный классический массаж по показаниям при определенной патологии

ПК 2.2.

Выполнять соединительно-тканный массаж по показаниям при определенной патологии

ПК 4.1.

Проводить лечебную физическую культуру по показаниям при определенной патологии

ПК 4.2.

Проводить лечебную физическую культуру в целях укрепления и сохранения здоровья и профилактики заболеваний

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6.

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды(подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 9.

Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности

ОК 11.

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку

2. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины по специальности СПО 34 (для лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению):

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 54 часа, в том числе

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 36 часов,

самостоятельной работы обучающегося – 18 часов.

3.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ НЕВРОЛОГИИ

3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе

   теоретические занятия

8

   практические занятия

28

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

18

в том числе

написание доклада, реферата;

домашняя работа (подготовка к практическим занятиям, работа с учебником, лекционным материалом, решение ситуационных задач, составление алгоритмов действий);

поиск информации в периодической печати, работа в сети Internet, создание презентации.

        

3.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОСНОВЫ НЕВРОЛОГИИ»

Наименование тем

Содержание учебного материала, практические занятия,

самостоятельная работа обучающихся

Объем

часов

Уровень восприятия

1

2

3

4

Тема 1. Введение в неврологию. Основные симптомы неврологических заболеваний

Содержание учебного материала

Введение в неврологию. Определение неврологии как медицинской дисциплины. Организация неврологической помощи в РФ.  Роль медицинской сестры по массажу в организации неврологической помощи.

Основные симптомы неврологических заболеваний. Характеристика двигательных нарушений. Корково-спинномозговой путь: определение пареза, паралича, понятие о моно-, геми-, тетрапарезе (плегии). Симптомы центрального (спастического) паралича (пареза). Симптомы периферического (вялого) паралича (пареза), 5-балльная шкала оценки объема активных движений и силы мышц.

1

1

2

Практическое занятие

Ознакомление с методикой обследования пациентов с неврологическими заболеваниями, дополнительными методами обследования в неврологии (рентгенография, люмбальная пункция, РЭГ, УЗДГ, ЭЭГ, КТ, МРТ и др.).

Корково-ядерный путь: симптомы поражения черепно-мозговых нервов в т. ч. центральный парез VII и XII пар, бульбарный паралич. Патология экстрапирамидной системы: гиперкинезы, паркинсонизм. Симптомы поражения мозжечка: атаксия статическая, динамическая. Чувствительные расстройства: гиперестезия, гипостезия, анестезия, дизестезия, парестезии, гиперпатия, каузалгия, фантомная боль, иррадиирующая боль, отраженная боль. Понятие об очаговых симптомах. Расстройства речи. Тазовые расстройства. Симптомы поражения мозговых оболочек.

Определение объема активных движений конечностей. Определение силы мышц конечностей. Распознавание пареза, паралича. Оценка мышечного тонуса при выполнении пассивных движений. Оценка мышечного тонуса пальпаторно. Определение наличия синкинезий. Определение наличия атрофии мышц. Различение центрального и периферического пареза (паралича). Оценка объема активных движений и силы мышц по 5-балльной шкале при периферическом параличе.

4

Самостоятельная работа обучающихся

Домашняя работа (подготовка к практическим занятиям, работа с учебником, лекционным материалом).

  Подготовка доклада по темам:

 «Роль массажа в реабилитации пациентов с двигательными нарушениями (парезами, параличами)».  

«Роль ЛФК в реабилитации пациентов с двигательными нарушениями (парезами, параличами)».

3

Тема 2. Нарушения мозгового кровообращения

Содержание учебного материала

Социальная значимость нарушений мозгового кровообращения. Классификация нарушений мозгового кровообращения. Начальные проявления недостаточности мозгового кровообращения: причины, основные проявления. Острые нарушения мозгового кровообращения. Геморрагический инсульт, ишемический инсульт: причины, основные клинические проявления, принципы лечения. Неотложная помощь при инсульте. Хронические прогрессирующие заболевания головного мозга: дисциркуляторная энцефалопатия, стадии течения.

1

1

2

Практическое занятие

Демонстрация пациентов с нарушениями мозгового кровообращения (при проведении занятия в неврологическом отделении). Разбор проблемно – ситуационных задач, деловые игры (при проведении занятия в учебной аудитории).

Принципы ухода при инсульте, реабилитационные мероприятия, принципы использования лечебной физкультуры и массажа (двигательный режим, лечение положением, уменьшение спастичности мышц, профилактика контрактур, синкинезий, профилактика растяжения суставной сумки плечевого сустава, восстановление бытовых навыков после инсульта). Понятие о малом инсульте, преходящих нарушениях мозгового кровообращения.

4

Самостоятельная работа обучающихся

Домашняя работа (подготовка к практическим занятиям, работа с учебником, лекционным материалом).

Подготовка к деловой игре «Приемы ухода за больными с гемипарезом».

Подготовка к деловой игре «Восстановление бытовых навыков у больных после инсульта».

Подготовка аргументированного плана беседы с пациентом по профилактике нарушений мозгового кровообращения. Оценка двигательных функций (сила, тонус, объем движений).

2,5

Тема 3.  Инфекционные заболевания ЦНС. Нервно-мышечные заболевания

Содержание учебного материала

Понятие о первичных и вторичных нейроинфекциях. Менингит: основные проявления, санэпидрежим при менингококковом менингите. Клещевой энцефалит: основные проявления, принципы профилактики, неотложная помощь при укусе клеща. Миелит: основные проявления. Принципы реабилитации, роль массажа и ЛФК при инфекционных заболеваниях ЦНС.

1

1

2

Практическое занятие

Демонстрация пациентов (при проведении занятия в неврологическом отделении). Разбор проблемно – ситуационных задач, деловые игры (при проведении занятия в учебной аудитории).

Понятие о медленных инфекциях ЦНС. Рассеянный склероз: причины, основные проявления, принципы лечения, ухода, применение массажа и ЛФК, профилактика обострений.  

4

Самостоятельная работа обучающихся

Домашняя работа (подготовка к практическим занятиям, работа с учебником, лекционным материалом).

Подготовка сообщений по темам:

«Роль массажа в реабилитации пациентов с рассеянным склерозом»;

«Роль ЛФК в реабилитации пациентов с рассеянным склерозом»;

«Постгерпетическая невралгия»

2,5

Тема 4.         

Заболевания периферической нервной системы

Содержание учебного материала

Вертеброгенные поражения периферической нервной системы: Остеохондроз позвоночника: саногенетические и патогенетические механизмы. Протрузия диска, грыжа диска. Методы обследования при дорсопатиях. Компрессионные синдромы (радикулопатия, миелопатия): клинические проявления. Рефлекторные синдромы: цервикаго, цервикалгия, цервикокраниалгия, цервикобрахиалгия, торакалгия, люмбалгия, люмбоишиалгия, сакралгия, кокцигодиния. Нейродистрофические синдромы: плечелопаточный периартроз, эпикондилез плеча. Тактика ведения пациентов с острой болью в спине. Невертеброгенные заболевания нервных корешков, сплетений и спинномозговых нервов: диагностические критерии, принципы лечения, применение массажа и ЛФК.

Первичная головная боль. Мигрень: причины, провоцирующие приступ факторы основные клинические проявления, неотложная помощь при мигренозном приступе, применение массажа. Головная боль напряжения: причины, диагностические критерии, принципы лечения.

2

1

2

Практическое занятие

Демонстрация пациентов (при проведении занятия в неврологическом отделении). Разбор проблемно – ситуационных задач, деловые игры (при проведении занятия в учебной аудитории).

Вторичная профилактика мигрени и головной боли напряжения: ведение дневника головной боли, рациональная психотерапия, обучение ауторелаксации перикраниальных мышц, оптимизация двигательного стереотипа, применение массажа, исключение абузусного фактора (злоупотребления аналгетиками). Ситуации, сопровождающиеся головной болью, требующие экстренной диагностики

4

Самостоятельная работа обучающихся

Домашняя работа (подготовка к практическим занятиям, работа с учебником, лекционным материалом).

Ознакомление с дополнительной литературой по теме «Миофасциальный болевой синдром», «Вертеброгенные поражения периферической нервной системы».

Подготовка докладов по темам:

«Массаж при миофасциальном болевом синдроме»;

«Роль ЛФК при лечении миофасциального болевого синдрома«Немедикаментозное лечение головной боли напряжения».

Подготовка аргументированного плана беседы с пациентом по профилактике вертеброгенных заболеваний нервной системы.

Подготовка реферативных сообщений по темам:

«Неоптимальный двигательный стереотип»;

«Роль лечебного массажа при дорсалгиях»;

«ЛФК при дорсопатиях»;

 «Профилактика вертеброгенных заболеваний нервной системы»

3

Тема 5. Поражения нервной системы при заболеваниях внутренних органов

Содержание учебного материала

В целях своего адекватного жизнеобеспечения нервная система регулирует деятельность всех органов и систем организма. Основные симптомокомплексы, имеющие значение в развитии неврологических проявлений: заболевания сердца и сосудов, заболевания органов пищеварения, почек, легких и других соматических заболеваниях

1

1

2

Практическое занятие

Демонстрация пациентов (при проведении занятия в неврологическом отделении) с пороками сердца, хронической почечной недостаточностью, болезнях крови и др.

Решение ситуационных задач.

4

Самостоятельная работа обучающихся

Домашняя работа (подготовка к практическим занятиям, работа с учебником, лекционным материалом).

Подготовка сообщений на темы:

«Причины неврологических проявлений у пациентов с хронической соматической патологией»

«Особенности неврологических проявлений у больных с заболеваниями сердца»

«Особенности неврологических проявлений у больных с заболеваниями легких»

«Особенности неврологических проявлений у больных с эндокринной патологией»

2

Тема 6. Заболевания черепно-мозговых и периферических нервов

Содержание учебного материала

Понятие о неврите, невропатии, невралгии, туннельном синдроме.

Заболевания черепно-мозговых нервов. Невропатия (неврит) лицевого нерва: причины, основные клинические проявления, осложнения, вторичная контрактура мимических мышц, принципы лечения, профилактика вторичной контрактуры мимических мышц, сестринский процесс. Невралгия тройничного нерва, причины, основные клинические проявления, принципы лечения. заболеваний периферических нервов.

1

1

2

Практическое занятие

Демонстрация пациентов (при проведении занятия в неврологическом отделении). Разбор проблемно – ситуационных задач, деловые игры (при проведении занятия в учебной аудитории).

Заболевания периферических нервов (плечевая плексопатия, невропатия лучевого нерва, невропатия срединного нерва, невропатия локтевого нерва, синдром запястного канала, невропатия бедренного нерва, невропатия наружного кожного нерва бедра, невропатия малоберцового нерва, невропатия большеберцового нерва, полиневропатия (полиневрит)): основные клинические проявления, принципы лечения, применение массажа и ЛФК. Принципы первичной и вторичной профилактики

4

Самостоятельная работа обучающихся

Домашняя работа (подготовка к практическим занятиям, работа с учебником, лекционным материалом).

   Подготовка сообщений по темам:

  «Профилактика контрактуры мимических мышц»,

  «Неблагоприятные позные нагрузки, ведущие к формированию туннельных синдромов»

2,5

Тема 7.  Поражения нервной системы при воздействии экстремальных факторов

Содержание учебного материала

К экстремальным факторам относят такие воздействия, которые по своей интенсивности и характеру находятся на крайних границах или за пределами физиологических возможностей адаптационных реакций организма. Виды экстремальных воздействий. Особенности преморбидного состояния организма при воздействии экстремальных факторов.

Общее охлаждение и нервная система. Перегревание и тепловой удар. Ожоговая болезнь и нервная система. Воздействие сверхвысокочастотного электромагнитного поля на нервную систему. Радиационное поражение нервной системы. Кислородное голодание и нервная система. Кессонная болезнь. Последствия экстремальных воздействий на нервную систему.

1

1

Практическое занятие

Демонстрация пациентов (при проведении занятия в неврологическом отделении). Разбор проблемно–ситуационных задач, деловые игры (при проведении занятия в учебной аудитории).

3 степени переохлаждения. Вегетативные нарушения при переохлаждении. Легкие, среднетяжелые и тяжелые формы теплового удара. Поражения локтевого, срединного и малоберцового нервов при ожоговой болезни. Признаки энцефалопатии при ожоговой болезни.

Основные неврологические синдромы при радиационных поражениях нервной системы.

Поражение спинного и головного мозга при кессонной болезни.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Домашняя работа (подготовка к практическому занятию, работа с учебником, лекционным материалом).

   Подготовка сообщений по темам:

  «Кессонная болезнь»,

  «Радиационная невралгия и полиневропатия»

2,5

Дифференцированный зачет

2

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

Реализация программы дисциплины «Основы неврологии» требует наличия учебного кабинета основ неврологии.

Оборудование учебного кабинета:

        Кушетка

        Сантиметровая лента        

        Динамометр

        Камертон        

        Неврологический молоток детский

        Неврологический молоток для взрослых

        Учебно-наглядные пособия: набор таблиц (микротаблиц)

Технические средства обучения.

Мультимедийные средства обучения (презентации, видеофильмы), лекционный материал, рентгеновские снимки черепа, позвоночника, томограммы.

4.2. Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий.

  1. Бортникова С.М.Сестринское дело в невропатологии и психиатрии - Ростов- н/Д, Феникс, 2012.
  2. Спринц А.М., Сергеева Г.Н., Гольдблат Ю.В. Нервные болезни. Учебник для средних медицинских учебных заведений. – СПб, 2006.
  3. Чеканова М.М. Сестринское дело в неврологии: учебник. – ГЭОТАР. М., 2014.

Перечень дополнительной литературы.

  1. Бортникова С.М. Нервные и психические болезни: учебное пособие. – Феникс, Ростов н/Д, 2014.
  2. Бортникова С.М. Квалификационные тесты по неврологии. – Медпресс-информ. М., 2013.
  3. Жулев Н.М. Цефалгии. Головная боль (диагностика и лечение). – СПб, МАПО, 2005.
  4. Жулев Н.М. Сестринское дело в неврологии. – ГЭОТАР-Медиа, 2008.
  5. Триумфов А.В. Топическая диагностика заболеваний нервной системы. – Медпресс-информ, М., 2014.
  6. Журналы «Сестринское дело», «Медицинскаясестра.

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контрольи оценка результатов освоения учебной дисциплины «Основы неврологии» осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

     В результате освоения учебной дисциплины обучающийся долженуметь:

  • консультировать пациента и его семью по вопросам профилактики осложнений неврологических заболеваний;
  • определять симптомы основных заболеваний нервной системы с целью выявления противопоказаний к массажу на момент проведения процедуры;
  • анализировать влияние проведенной процедуры массажа и ЛФК на
  •  состояние нервной системы пациента.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные причины, клинические проявления, методы диагностики, осложнения, принципы лечения и профилактики заболеваний нервной системы;
  • формы и методы реабилитации при заболеваниях нервной системы;
  • организацию и правила проведения мероприятий по реабилитации пациентов с заболеваниями нервной системы;
  • возможности применения массажа и ЛФК в профилактике и лечении заболеваний нервной системы;
  • динамические изменения в состоянии здоровья пациента во время процедуры и после процедуры массажа и ЛФК.

При изучении дисциплины «Основы неврологии» следует использовать следующие формы контроля знаний:

  • индивидуальный;
  • групповой;
  • комбинированный;
  • самоконтроль;
  • фронтальный;

Методы контроля знаний:

  • устный опрос;
  • тестирование;
  • практический;
  • поурочный балл (оценивается деятельность студентов на всех этапах занятия и выводится итоговая оценка);


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа кружка "Художественная композиция"

Программа кружка «Художественная композиция» предназначена для учреждений среднего профессионального образования.Основная цель данной программы – обеспечение условий для творческой активности и саморе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «ЖИВАЯ СТАЛЬ»

Программа кружка может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих: слеса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «ЖИВАЯ СТАЛЬ»

Программа кружка может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих: слеса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «WorldSkills. Графический дизайн. Работа в графических редакторах»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа кружка «WorldSkills. Графический дизайн. Работа в графических редакторах»Программа кружка является частью примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО....

рабочая программа кружка "Пресс-клуб"

авторская программа, разработана и введена в 2013-2014 учебном году. Результатом работы является выпуск газеты "Диктофон"....

Рабочая программа кружка "Мир компьютерной графики"

Основное назначение кружка «Мир компьютерной графики» — углубленное и расширенное изучение методов кодирования, создания, редактирования, хранения изобра­жений в памяти компьютера.Предлагаемый курс пр...