Методическая разработка "Кость как орган. Соединение костей"
методическая разработка

Сорокина Светлана Александровна

Данная методическая разработка составлена для преподавателя в соответствии с требованиями ФГОС III поколения.

Цели методической разработки совпадают с целями занятия и заключаются в конкретизации и закреплении знаний по теме «Кость как орган. Соединение костей». Методическая разработка включает в себя материал, необходимый для проведения практического занятия по теме: «Кость как орган. Соединение костей».

Данное практическое занятие закрепляет и конкретизирует теоретические знания, что позволяет использовать  их при составлении схем, устном ответе и программированном контроле. В процессе обучения используется образовательная технология: практико-ориентированное обучение с элементами делового подхода; используются следующие методы и приемы обучения: беседа, объяснение, инструктаж, демонстрация, метод работы малыми группами; осуществляется комбинированный метод контроля.

Занятие способствует формированию общих и профессиональных компетенций, развитию познавательной активности студентов, положительному отношению и стремлению к здоровому образу жизни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx993.89 КБ

Предварительный просмотр:

Кыштымский филиал ГБПОУ «Миасский медицинский колледж»

Методическая разработка

практического занятия

По дисциплине: ОП.02 «Анатомия и физиология человека»

Тема: «Кость как орган. Соединение костей»

Специальность: «Сестринское дело»

Кыштым 2022

   Рассмотрено

на заседании ЦМК ОП дисциплин

Протокол № ___от__________2022г

Председатель ЦМК________Т.Ф. Зорина

Утверждаю

Зам. директора по УВР

_________Р.Г. Блиновскова

«___» ___________2022г

Методическая разработка учебной дисциплины составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования «Сестринское  дело».

Организация-разработчик:

Кыштымский филиал ГБПОУ «Миасский медицинский колледж».

Разработчик: Сорокина С.А. преподаватель Кыштымского филиала ГБПОУ «Миасский медицинский колледж».

Рецензент: Пятакова Е.Н. учитель биологии МОУ СОШ №3 г. Кыштым.

Рецензент: Удалова А.Н. методист Кыштымского филиала «Миасского медицинского колледжа».

Методическое пояснение

Данная методическая разработка составлена для преподавателя в соответствии с требованиями ФГОС III поколения.

Цели методической разработки совпадают с целями занятия и заключаются в конкретизации и закреплении знаний по теме «Кость как орган. Соединение костей». Методическая разработка включает в себя материал, необходимый для проведения практического занятия по теме: «Кость как орган. Соединение костей».

Данное практическое занятие закрепляет и конкретизирует теоретические знания, что позволяет использовать  их при составлении схем, устном ответе и программированном контроле. В процессе обучения используется образовательная технология: практико-ориентированное обучение с элементами делового подхода; используются следующие методы и приемы обучения: беседа, объяснение, инструктаж, демонстрация, метод работы малыми группами; осуществляется комбинированный метод контроля.

Занятие способствует формированию общих и профессиональных компетенций, развитию познавательной активности студентов, положительному отношению и стремлению к здоровому образу жизни.

Мотивация темы

Жизнедеятельность человека зависит от многих факторов, которые упорядочены во времени и пространстве и поддерживаются системами жизнеобеспечения организма человека в условиях окружающей среды.

           Чтобы жить, человеку необходимо удовлетворять физиологические потребности в воздухе, пище, воде, сне, выделении продуктов жизнедеятельности, в возможности двигаться, общаться с окружающими. Эти потребности человек самостоятельно удовлетворяет на протяжении всей жизни. Обеспечиваются они функцией различных органов и систем организма. Заболевание, вызывая нарушение функции того или иного органа, той или иной системы, мешает удовлетворению потребностей и приводит, как минимум – к дискомфорту, а в большей части – к наступлению разного рода тяжких последствий.

Одна из функций человеческого организма - изменение положения частей тела, передвижение в пространстве. Движения происходят при участии костей, выполняющих функции рычагов, и скелетных мышц, которые вместе с костями и их соединениями образуют опорно-двигательный аппарат. Кости и соединения костей составляют пассивную часть опорно-двигательного аппарата.        

Практическое занятие по теме: «Кость как орган. Соединение костей» направлено на формирование у студентов анатомо-физиологических понятий о строении и функциях костей и их соединений. Настоящая тема направлена на развитие навыков у студентов работать с наглядным материалом, методическими пособиями, на умение использовать медицинскую терминологию.

Таким образом, становится очевидным изучение анатомии костей и суставов человека очень серьёзно, так как овладение студентами системой знаний по данной теме является необходимым базисом для изучения дисциплины.

Методическая цель занятия

Формирование модели будущего медицинского работника через компетентностный и практикоориентированный подходы.

Цели занятия:

Дидактические: 

2-уровень усвоения

- повторение  строения костей, химического состава костей. (ОК 1)

- повторение видов соединения костей. (ОК 4)

-систематизация знаний по анатомо-физиологическим особенностям строения костей и суставов. (ОК: 2,8,6)

Развивающая цель: продолжение развития  способности к устным и аргументированным выступлениям, применяя полученные теоретические знания на практике. (ОК: 3, 5)

Воспитательная цель: способствование воспитанию коллективизма, культуры общения, стремления к проявлению своих знаний и умения радоваться своим успехам; интереса к профессии, чувства ответственности за здоровье пациента. (ОК 11,12, ПК 1.1, 1.2, 1.3)

Общие компетенции:

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК 11

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

ОК 12

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

Профессиональные компетенции:

ПК 1.1

Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

ПК 1.2

Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

ПК 1.3

Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

Место проведения занятия: кабинет «Анатомия и физиология

человека.

Количество часов: 2 часа

Методы обучения и методические приемы

1 уровень: объяснительно-иллюстративный:

  • Словесные (рассказ, объяснение);
  • наглядные (демонстрация презентации).

2,3 уровень: репродуктивный

  • решение тестов.

3 уровень: частично-поисковый.

  • занятие-исследование.

Междисциплинарные связи

Связи

ПМ, дисциплина

МДК

Тема занятия, курса

Предшествующие

ОУ ОДБ.07 Основы

безопасности жизни

«Первая медицинская помощь»

ОУ ДП.02 Химия

«Химия в медицине».

ОУ ДП.03 Биология

«Развитие жизни на Земле», «Происхождение человека», «Эмбриональное развитие», «Постэмбриональное развитие», «Понятие о наследственных болезнях и их профилактика»

Сопутствующие

ОГСЭ.03 Иностранный язык

«Кости скелета. Глагол tobe в прошедшем времени».

.Последующие

ОГСЭ.03 Иностранный язык

«Переломы. Модальные глаголы must»

ОП.08 Основы патологии

«Повреждения. Патология обмена веществ».

ПМ.01 Проведение профилактических мероприятий

МДК 01.02 Основы профилактики

«Профилактика нарушений костно-мышечной системы»

ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (Сестринская помощь при нарушениях здоровья)

«Анатомо-физиологические особенности органов кроветворения. Основные проблемы пациента с заболеваниями органов кроветворения. Сестринская помощь при анемиях»

МДК 02.01 Сестринская помощь при  нарушениях здоровья

Стоматологические заболевания: «Повреждение костей и мягких тканей лица»

МДК 02.02 Основы реабилитации

«Клинико-физиологическое обоснование применение ЛФК и массажа при заболеваниях и травмах опорно-двигательного аппарата», «Реабилитация больных с заболеваниями и травмами опорно-двигательного аппарата».

Внутридисциплинарные связи:

Связи

МДК и темы курса

Темы занятий

Предшествующие

Раздел 1. Введение. Анатомия и физиология как наука. Учение о тканях. Понятие об органе и системе органов.

Учение о тканях: эпителиальная,

соединительная, мышечная, нервная.

Последующие

Раздел 3. Опорно – двигательный аппарат – структуры, в него входящие.

«Скелет туловища», «Скелет и соединения верхних и нижних конечностей», «Скелет головы – череп».

Раздел 5. Сердечно-сосудистая система.

«Анатомо-физиологические особенности лимфатической системы».

Оснащение

- компьютер;

- экран, проектор;

- презентация.

Требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Уметь:

  • находить и описывать способы соединения костей на модели скелета человека;
  • устанавливать взаимосвязь строения костей и выполняемых ими функций.

Знать:

  • основные функции опорно-двигательной системы;
  • строение, свойства костей, их химический состав, типы соединения костей;
  • особенности их роста в толщину и длину.

Этапы планирования занятия (ООД)

Этап

Время

Содержание

Цель

Реализация ОК и ПК

Приложение

Действие преподавателя

Действие обучающихся

1. Организа

ционный этап

1 мин

Приветствует обучающихся, проверяет подготовленность аудитории и студентов к занятию.

Обучающиеся приветствуют преподавателя.

Подготовить и организовать обучающихся к работе, создать рабочую обстановку. Прививать ответственность, аккуратность к себе и товарищам.

ОК 1,12

2. Изложение целей, плана занятия.

2 мин

Сообщает тему, ее актуальность, цели и план занятия, знакомит с видами деятельности и опроса.

Слушают преподавателя, записывают тему, план занятия, что должны знать, уметь по теме. Осмысливают поставленную мотивацию.

Мобилизовать внимание обучающихся на закрепление и повторение материала, вызвать познавательный интерес к изучению данной темы.

ОК 1,2

3. Проверка исходного уровня знаний  

5

мин.

Проводит задание по составлению схемы по теме. Студенты получают карточки с понятиями, из которых должны составить схему, используя все понятия написанные в карточке.

Составляют схему из предложенных понятий.

Способствует развитию познавательных способностей у студентов. Развивает мыслительную компетенцию (умение классифицировать, сравнивать).

ОК 1,2,3,4,5,6,8

ПК 1.1, 1.2, 1.3

№ 1

4. Демонстрационная часть

15

Преподаватель объясняет обучающимся материал. Рассказывает и показывает на плакатах строение кости и виды соединения. Объясняя, старается опираться на исходные знания студентов по анатомии. В конце объяснения преподаватель отвечает на вопросы, возникшие у обучающихся при повторении темы.

Обучающиеся  внимательно слушают преподавателя, участвуют в обсуждении материала. Обучающиеся  внимательно смотрят на действия преподавателя. После повторения материла, задают вопросы, которые могли возникнуть у них в процессе объяснения преподавателем данной темы.

Способствует развитию внимания, побуждает к самостоятельной учебной деятельности.  

ОК 1,2,3,4,5,6,8

№2

5. Самостоятельная работа обучающихся с раздаточным материалом

60 минут

Преподаватель знакомит с порядком выполнения самостоятельной работы и организует ее.

Группа делится на 4 лаборатории: «Анатомы», «Физиологи», «Конструкторы», «Химики». Каждая группа должна исследовать свой объект.

Анатомы - исследуют строение кости. Физиологи – жизненные функции кости. Химики – химический состав костей. Конструкторы – соединение костей. После чего, каждая группа рассказывает перед студентами об итогах работы.

Самостоятельно работают по плану, предложенному преподавателем.

Формируются учебно-познавательные, информационные компетенции. Развиваются творческие и мыслительные компетенции, умение рационально использовать время. Способствует достижению целей занятия.

ОК: 1,2,8,

11

№3

6. Закрепление полученных знаний.

5 минут

Преподаватель предлагает закрепить пройденный материал с помощью выполнения тестового задания. Затем просит поменяться работами с соседом по парте и оглашает эталон ответов и просит их проверить и выставить оценки.

Обучающиеся  решают задания. После чего обмениваются работами, проверяют ошибки и выставляют оценки. При необходимости задают вопросы, вызвавшие у них затруднения.

Закрепить материал, выявить степень его усвоения. Привитие навыков коллективной работы.

ОК 2

№4

7. Подведение итогов

3 минут

Преподаватель обсуждает итоги работы обучающихся, отмечает отрицательные и положительные моменты в работе каждого обучающего.

Обучающиеся  слушают преподавателя, отмечают для себя свои недочеты, чтобы исправить их в дальнейшем.

Оценить качество работы каждого обучающегося, выставить оценки с комментариями.

ОК 4

ОК 8

8. Домашнее задание.

1 мин

Выучить тему: «Скелет и соединения верхних конечностей».

Записывают домашнее задание, слушают методические указания

Активизируется самоподготовка, воспитывается интерес к учебной деятельности.

ОК 4

ОК 8

Приложение 1

Составление схемы.

Составьте схему из предложенных понятий. Какие понятия объединили, по какому признаку?

1 вариант

Опорно-двигательная система, скелет, связочный аппарат, мышцы, пассивная часть, активная часть, 600, 210.

2 вариант

Функции, биологические, опора, минеральный облик, механические, «депо», Са, Р, Мg, защита, движение, кроветворение.

Приложение 2

Опорно-двигательный аппарат: активная и пассивная части.

Скелет и выполняемые им функции.

Все многообразие функций, выполняемых скелетом, можно объединить в две большие группы – механические функции и биологические функции. К механическим функциям относятся: защитная, опорная, локомоторная и рессорная. Защитная функция скелета состоит в том, что он образует стенки ряда полостей (грудной полости, полости черепа, полости таза, позвоночного канала) и является, таким образом, надежной защитой для располагающихся в этих полостях жизненно важных органов. Опорная функция скелета заключается в том, что он является опорой для мышц и внутренних органов, которые, фиксируясь к костям, удерживаются в своем положении. Локомоторная функция скелета проявляется в том, что кости – это рычаги, которые приводятся в движение мышцами (через нервную систему), обусловливая различные двигательные акты – бег, ходьбу, прыжки и т.п. Рессорная функция скелета обусловлена способностью, его смягчать толчки и сотрясения (благодаря сводчатому строению стопы, хрящевым прокладкам между костями в местах их соединения, связкам внутри соединений костей, изгибам позвоночника и др.). Биологические функции скелета связаны с участием его в обмене веществ, прежде всего в минеральном обмене.

Кости – это депо минеральных солей кальция и фосфора. 99% всего кальция находится в костях. При недостатке в пище солей кальция компенсация их в организме осуществляется за счет кальция костей. Кроме того, кости скелета принимают участие и в кроветворении. Находящийся в них красный костный мозг вырабатывает эритроциты, зернистые формы лейкоцитов и кровяные пластинки. При этом в кроветворной функции участвует не только костный мозг, но и кости в целом, так что усиленная мышечная деятельность, оказывая влияние на кость, способствует и улучшению кроветворения.

Классификация костей: трубчатые, губчатые, плоские, смешанные и воздухоносные кости. Кость как орган.

Форма костей в скелете человека очень разнообразна. Различают: длинные, короткие, плоские и смешанные кости. Кроме того, есть кости пневматические и сесамовидные. Расположение костей в скелете связано с выполняемой ими функцией при общей закономерности: «Кости построены так, что при наименьшей затрате материала обладают наибольшей крепостью, легкостью, по возможности уменьшая влияние толчков и сотрясений» (П.Ф. Лесгафт).

Длинные кости расположены на конечностях, где они, как рычаги, обеспечивают значительный размах движений. В этих костях преобладает продольный размер. В каждой длинной или трубчатой кости различают среднюю часть – тело (диафиз) и 2 конца (эпифизы) – проксимальный и дистальный. Проксимальный эпифиз расположен ближе к оси туловища, а дистальный – дальше от нее. Эпифизы костей утолщены, что увеличивает поверхность соединяющихся костей, а следовательно, создает более прочную опору и увеличивает силу полезного действия мышц, изменяя ее угол подхода к кости. Внутри тела кости находится костномозговая полость, не уменьшающая ее прочности.

Короткие кости находятся там, где вместе с подвижностью и разнообразием движений необходима прочность (позвоночный столб, кости запястья). Размеры коротких костей примерно одинаковы в трех плоскостях. Плоские кости не содержат полости; между двумя пластинками компактного вещества в них располагается губчатое вещество. Они участвуют в образовании полостей для защиты органов (кости черепа, таза и др.).

Смешанные кости – различные части их имеют разную форму (височная кость). Пневматические, или воздухоносные, кости имеют внутри полость, выстланную слизистой оболочкой и заполненную воздухом, что облегчает вес кости, не уменьшая ее прочности (верхнечелюстная, клиновидная и др.).        Сесамовидные кости – они вставлены в сухожилия мышц и способствуют увеличению плеча силы мышц, что приводит к усилению их действия.

Основной структурно-функциональной единицей скелета является кость. Каждая кость в организме человека – это живой, пластичный, изменяющийся орган. Кость как орган состоит из нескольких тканей, имеет свою определенную морфологическую структуру и функционирует как часть целостного организма.

Виды костей | ВКонтакте

Основной тканью в кости является костная ткань, кроме нее имеется плотная соединительная ткань, образующая, например, оболочку кости. Каждая кость снаружи покрыта соединительнотканной оболочкой – надкостницей, в которой различают два слоя: наружный и внутренний. Наружный слой надкостницы состоит из плотной волокнистой соединительной ткани, внутренний – из рыхлой соединительной ткани, в которой имеются клетки – остеобласты, продуцирующие костное вещество (в связи, с чем этот слой называется остеогенным или костеобразующим). За счет внутреннего слоя происходит рост кости в толщину и срастание после нарушения целости (перелом, трещина).

Надкостница богата сосудами и нервами. Надкостница выполняет защитную функцию, питательную (кровеносные сосуды из надкостницы проходят в кость) и костеобразовательную. Отделение надкостницы приводит к омертвению кости.

За надкостницей следует компактное (плотное) вещество кости. Микроскопически компактное вещество состоит из костных пластинок: пластинок остеона, вставочных пластинок и общих пластинок. Пластинки остеона, в виде концентрических кругов окружая костный канал, где проходят сосуды и нервы, образуют структурную единицу кости – остеон. Вставочные пластинки неправильной формы располагаются между остеонами. Общие пластинки (наружные и внутренние генеральные) охватывают кость с наружной поверхности и со стороны костномозговой полости. Компактное вещество в теле длинных трубчатых костей имеет большую толщину, чем в эпифизах, в коротких и плоских костях. Толщина его зависит от нагрузок костей, например, в плечевой кости компактный слой тоньше, чем в бедренной и большеберцовой. За компактным веществом следует губчатое вещество, состоящее из отдельных костных перекладин, расположенных в виде сетки так, что между ними образуются ячейки – полости (что напоминает губку). Перекладины губчатого вещества расположены не беспорядочно, а в определенных направлениях в виде дуг, арок, соответственно действию сил сжатия и растяжения. Если действие силы направлено перпендикулярно кости (например, позвонку), то перекладины расположены почти под прямым углом друг к другу. Если силы действуют под острым углом (сила тяги мышц), то изменяется и направление перекладин, обеспечивая прочность и надежность кости.

Глава 4. Опорно-двигательная система

Все пространство внутри кости заполнено костным мозгом. Он бывает двух видов: красный и желтый. Красный костный мозг находится в ячейках губчатого вещества кости. Следовательно, его много в плоских, коротких, сесамовидных костях и эпифизах длинных трубчатых костей. Он выполняет кроветворную функцию. Желтый костный мозг расположен в костномозговой полости диафизов длинных костей. Он богат жировыми клетками. В период внутриутробного развития все кости содержат только красный костный мозг, а после рождения в полости диафизов костей красный костный мозг постепенно к 12–15 годам замещается желтым. Общее количество красного костного мозга около 1500 см3.

Строение кости: органическая и неорганическая части. Грубоволокнистая и пластинчатая костная ткань. Строение остеона. Рост и развитие кости.

Кости состоят из неорганического вещества и органического. Неорганическое вещество составляет 65–70% сухой массы кости, органическое, представленное оссеином, – 30–35%. В скелете взрослого человека содержится около 1200 г Ca, 530 г P, 11 г Mg. На костную ткань приходится 99% Ca, 87% P и 58% Mg от общего их количества, имеющегося в организме. Минеральные вещества кости представлены в основном кристаллами гидрооксиапатита. Их диаметр составляет 0,0015–0,0075, длина – 0,15 мкм. Кафедра анатомии, физиологии и безопасности человека 46 Помимо Ca, P, Mg, кость содержит более 30 других различных элементов. Содержание их в костной ткани очень невелико (до 0,001%), поэтому они получили название микроэлементов. К ним относятся Al, F, Se, Zn, Сu, Ba и др. Все микроэлементы необходимы для нормального функционирования костной ткани. Так, например, недостаток меди влечет за собой искривление и ломкость костей. Костная ткань содержит около 70% лимонной кислоты от общего количества ее, имеющегося в организме. Лимонная кислоты обладает способностью растворять соли кальция. От этого зависит ее влияние на процессы формирования и рассасывания костной ткани. Органическое вещество костей составляет в основном (95%) фибриллярный белок – коллаген. Коллаген состоит из трех полипептидных цепочек, закрученных друг около друга по спирали. Длина молекулы коллагена достигает 0,28, диаметр – 0,0014 мкм. К органическим веществам скелета относятся, кроме коллагена, углеводы и нуклеиновые кислоты. Удаление из костей органических веществ (путем прокаливания на огне) делает их очень хрупкими, а удаление неорганических веществ (выдерживанием в кислоте) – мягкими. Кости развиваются из среднего зародышевого листка – мезодермы, в их формировании принимает участие зародышевая соединительная ткань – мезенхима. Большинство костей в процессе развития проходят три стадии: соединительнотканную, или перепончатую, хрящевую и костную. И только Кафедра анатомии, физиологии и безопасности человека 47 кости крыши черепа, кости лица, часть ключицы проходят две стадии: перепончатую и костную, минуя хрящевую. Кости, которые развиваются сразу на месте соединительной ткани, называются первичными, а кости, которые развиваются на месте хряща, – вторичными. Развитие первичных костей происходит довольно просто: на месте будущей кости и соединительной ткани возникает ядро окостенения (островок), которое увеличивается в размерах, образуя компактное и губчатое вещество; из наружного слоя мезенхимных клеток формируется надкостница. Развитие вторичных костей происходит более сложно. Вначале соединительная ткань, прообраз будущей кости, становится хрящевой моделью кости. Надхряшница, покрывающая хрящевую модель, превращается в надкостницу, которая начинает образовывать костное вещество с периферии (перихондральное окостенение). Вместе с этим внутри хряща также появляются остеогенные (костеобразующие) островки – ядра окостенения (энхондральное окостенение). Одновременно с образованием кости снаружи идет и обратный процесс – процесс рассасывания ее с внутренней стороны (изнутри), в связи с чем образуется костномозговая полость и ячейки в губчатом веществе. Эти два процесса, обусловливая друг друга, протекают параллельно, формируя кость соответственно ее назначению. К моменту рождения диафизы трубчатых костей уже являются окостеневшими. Окостенение эпифизов происходит после рождения. В прок- Кафедра анатомии, физиологии и безопасности человека 48 симальном эпифизе ядро окостенения появляется обычно в первые месяцы после рождения, а в дистальном – на 2-м году жизни. Это основные ядра окостенения. Между эпифизом и диафизом остается прослойка хряща, за счет которой и осуществляется рост костей в длину. Полное синостозирование дистального эпифиза с телом кости происходит к 21 году, а проксимального к 24 годам. Окостенение может нарушаться при недостатке в пище витаминов, понижении функции желез внутренней секреции (передней доли гипофиза, щитовидной). Рост плоских костей происходит за счет надкостницы и соединительной ткани швов; рост трубчатых костей в толщину – также за счет надкостницы в длину – за счет эпифизарных хрящей, расположенных между эпифизом и диафизом. Рост трубчатых костей в основном заканчивается у женщин в 17–20 лет, у мужчин в 19–23 года. Имеются наблюдения, указывающие на то, что рост костей может происходить и после окостенения эпифизарных хрящей, за счет хряща, покрывающего суставные поверхности костей. С возрастом компактное вещество утолщается, перекладины губчатого вещества становятся крупнее. Мозговая полость с 7 до 10 лет увеличивается мало. К 18–20 годам строение кости становится аналогичным строению кости взрослого, однако внутренняя перестройка ее происходит на протяжении всей жизни человека. Рельеф поверхности кости формируется в основном после рождения. Прилегающие к костям сухожилия, сосуды оставляют на костях отверстия, вырезки, борозды. В Кафедра анатомии, физиологии и безопасности человека 49 местах прикрепления мышц образуются бугорки, бугристости, гребни. Чем сильнее развиты мышцы, тем резче выражен рельеф костей. На рост и развитие костей влияние оказывают социальные факторы, в частности питание. Любой дефицит питательных веществ, солей или нарушение обменных процессов, влияющих на синтез белка, сразу же отражается на росте костей. Так, недостаток витамина С (аскорбиновая кислота) сказывается на синтезе органических веществ (коллагена) костного матрикса. В результате трубчатые кости становятся тонкими и хрупкими. Рост кости зависит от нормального течения процессов обызвествления, который связан с достаточностью уровня кальция и фосфора в крови и тканевой жидкости, с наличием необходимого организму количества витамина D. Таким образом, нормальный рост кости зависит от нормального и сбалансированного течения процессов обызвествления и синтеза белка. Обычно эти два процесса протекают в теле человека синхронно и гармонично. Нарушение нормального питания и обмена веществ вызывает изменения в губчатом и компактном веществе костной системы взрослого человека.

На протяжении всей жизни в костях происходят процессы обновления остеонов (гаверсовых систем). Изменения костей происходят под влиянием физических нагрузок. При высоких механических нагрузках кости приобретают, как правило, большую массивность, а в местах сухожильного прикрепления мышц образуются хорошо выраженные утолщения – костные выступы, бугры, Кафедра анатомии, физиологии и безопасности человека 50 гребни. Статические и динамические нагрузки вызывают внутреннюю перестройку компактного костного вещества (увеличение количества и размеров остеонов), кости становятся прочнее. Правильно дозированная физическая нагрузка замедляет процессы старения костей. На структуру кости оказывает значительное влияние профессия (М.Г. Привес). В зависимости от характера выполняемой работы меняются форма, ширина и длина костей, толщина компактного слоя, размеры костномозговой полости и т.д. У лиц, занимающихся тяжелым физическим трудом, позвонки приобретают клиновидную форму, а у балерин или шоферов грузовых машин, постоянно опирающихся на переднюю часть стопы, плюсневые кости утолщены, а их костно-мозговые полости сужены.

Понятие о соединении костей. Классификация соединений.

Учение о соединении костей в скелете называется артрология (от греч. Arthron – cустав). Скелет выполняет многообразные функции, но основные из них опоры и движения. При этом соединенные между собой кости образуют пассивную, а мышцы – активную часть опорно-двигательного аппарата. Характер соединений в скелете зависит от функции того или иного его звена. В процессе эволюции скелет позвоночных животных прошел три этапа в своем развитии: соединительнотканный (перепончатый), хрящевой и костный. У животных, ведущих водный образ жизни, кости соединены посредством непрерывных соединений. Выход на сушу привел к изменению характера движений, в связи с этим сформировались переходные формы (симфизы) и наиболее подвижные – суставы. В соответствии с этим в онтогенезе человека все соединения костей проходят две стадии развития, напоминающие таковые в филогенезе: вначале непрерывные, часть из которых в дальнейшем преобразуется в синовиальные (суставы). В мезенхиме, соединяющей зачатки костей, на шестой неделе эмбрионального развития формируется щель, затем суставной хрящ, капсула и связки. Выделяют следующие основные типы соединения костей: непрерывные (синартрозы) и прерывные (диартрозы). Кроме этих соединений встречаются менее распространенные виды: полупрерывные (гемиартрозы или симфизы) и с помощью мышц (синсаркоз). Синартрозы. В зависимости от вида соединительной ткани они делятся на фиброзные (синдесмозы), хрящевые (синхондрозы) и костные (синостозы). Подвижность костей при таких видах соединений крайне ограничена или вовсе отсутствует.

Вопрос 6. Соединение костей. | ВКонтакте

Синдесмозы. Соединение костей с помощью плотной соединительной ткани, в которой преобладают коллагеновые волокна. Наиболее распространенным видом этого соединения являются связки. Они могут быть различной толщины и прочности. Например, в соединениях тазовых костей с крестцом, подвздошно-бедренная связка может выдержать груз в 350 кг, а длинная связка подошвы – 200 кг. Связки между поперечными и остистыми отростками позвонков – желтые – обладают меньшей прочностью, но большей упругостью, так как в них больше эластических волокон. Они имеют желтый цвет и называются желтые связки. У многих суставов связки являются вспомогательными аппаратами, укрепляющими сустав. Межкостные перепонки. Связки в виде пластинок шириной до 3-4 см называются межкостными перепонками, или мембранами. Такие образования находятся на предплечье между диафизами лучевой и локтевой костей, на голени между диафизами большеберцовой и малоберцовой костей; в области таза примером такого образования может служить запирательная перепонка. Они увеличивают поверхность для прикрепления мышц голени, предплечья и тазового пояса.

Швы. При помощи них соединяется большинство костей черепа. Между прилегающими друг к другу краями костей находятся прослойки толщиной в 2-3 мм волокнистой соединительной ткани. Выделяют: зубчатые, чешуйчатые и плоские швы. Зубчатым швом называется такое соединение, в котором выступы одной кости входят в промежутки между выступами другой. Примером такого вида соединения является соединение между лобной костью и теменными, левой и правой теменными, теменными и затылочной костями. Если одна кость своим краем накладывается подобно чешуе рыбы на другую, шов называется чешуйчатым (между височной костью и теменной). Некоторые кости лицевого черепа (носовые, верхнечелюстные, слезные и др.) соединяются посредством плоского (гармоничного) шва – смежные поверхности таких костей не имеют выступов.

Синхондрозы. Они представляют собой хрящевые прослойки между костями. Подвижность этого соединения сравнительно невелика и зависит от высоты данной хрящевой прослойки. Различают по характеру хрящевой ткани волокнистые (межпозвоночные диски) и гиалиновые, а по времени нахождения в организме – временные и постоянные. Примерами временных синхондрозов являются соединения крестцовых и копчиковых позвонков, тазовых костей (до 16 лет), костей крыши черепа (до 22–42 лет). В период с 12 до 25 лет волокнистый хрящ, расположенный между телами позвонков в крестце и копчике, заменяется костной тканью. Примерами постоянных синхондрозов служат соединения между височной и затылочной, височной и клиновидной костями черепа, которые остаются хрящевыми до конца жизни. Кость в месте сращения ее с пластинкой обычно шероховата, что способствует большему укреплению соединения. Прочность соединения в синхондрозе усиливается еще тем, что надкостница с одной кости переходит на другую, не прерываясь и плотно облегая расположенный между ними хрящ; она называется здесь надхрящницей. Физические свойства хряща обуславливают упругость соединения, что и определяет значение синхондроза: чем толще хрящевая прослойка, тем больше подвижность, связанная с упругостью, и движения носят пружинящий характер. Соединения из гиалинового хряща более упруги, но обладают меньшей прочностью (например, реберные хрящи); синхондрозы из волокнистого хряща обладают большей прочностью, но менее упруги. Они находятся в участках большей сопротивляемости внешним механическим воздействиям.

Синостозы (от греч. Synostosis, syn – вместе, os – кость) соединения при помощи костной ткани. Больше всего они встречаются в пожилом и старческом возрасте (после 60 лет), так как в этот период заканчивается процесс окостенения соединений между костями крыши черепа, тела клиновидной кости с основной частью затылочной кости и др. Симфизы (от греч. Symphysis – срастание). Они представляют собой фиброзные или хрящевые соединения, в толще которых имеется небольшая щелевидная полость без синовиальной оболочки. Вокруг такого соединения отсутствует околосуставная сумка. В таких соединениях возможны небольшие смещения сочленяющихся костей относительно друг друга.

Симфизы встречаются в грудине – симфиз рукоятки грудины, в позвоночном столбе – межпозвоночные симфизы и в тазу – лобковый симфиз.

Строение сустава. Вспомогательные образования в суставах.

Диартрозы или суставы (diartrosis) – это прерывные соединения костей, имеющие полость. В суставе различают основные или обязательные для него образования – суставную сумку, или капсулу, сочленяющиеся поверхности костей, покрытые суставным хрящом и полость. Суставная сумка (суставная капсула) прикрепляется по краю суставных поверхностей и срастается с надкостницей сочленяющихся костей. Она ограничивает замкнутую суставную полость, которая биологически герметична. В суставной капсуле имеется два слоя: наружный – фиброзный и внутренний – синовиальный, богатый кровеносными сосудами. Коллагеновые пучки фиброзного слоя располагаются в двух направлениях: наружные продольно, внутренние – поперечно, что увеличивает прочность капсулы. На внутренней поверхности капсулы имеются тонкие выросты – синовиальные ворсинки. Секреторные клетки – синовиоциты, расположенные в этой оболочке, выделяют вязкую жидкость – синовию, служащую смазкой для сочленяющихся поверхностей. Главным компонентом синовиальной жидкости является гиалуроновая кислота. Давление в полости сустава ниже атмосферного. В определенных суставах, например в коленном суставе, синовиальная оболочка имеет складки, в которых откладывается жир, увеличивающий амортизационные качества сустава. Синовиальная оболочка в крупных суставах (коленном, плечевом) образует выпячивания, которые между волокнами фиброзного слоя выходят за пределы капсулы – синовиальные сумки. Они заполнены жидкостью (синовией) и служат мягкой подкладкой для проходящих около сустава сухожилий и мышц.

Суставная сумка укрепляется внекапсульными, а в ряде случаев внутрикапсульными связками. Связки не только укрепляют сустав, но и направляют, а также ограничивают движения. Связки очень прочны, например, подвздошно-бедренная связка может выдержать до 350 кг, а длинная связка подошвы – 200 кг на разрыв. Сочленяющиеся поверхности костей покрыты тонкой пластинкой гиалинового (стекловидного) хряща, имеющего значительную упругость и плотность. Исключение составляют височно-нижнечелюстной и грудино-ключичный сустав, сочленяющиеся поверхности которых, покрыты волокнистым хрящом. Толщина хряща колеблется от 0,2 до 6,0 мм и находится в прямой зависимости от функциональной нагрузки, испытываемой суставом – чем больше нагрузка, тем больше толщина хряща. Поверхности суставных хрящей сочленяющихся костей полностью соответствуют одна другой (конгруэнтны) и, увлажненные синовией, плотно прилегают друг к другу. Суставной хрящ лишен кровеносных сосудов и надхрящницы. Он содержит 75–80% воды и 20–25% сухих веществ, из которых около половины – коллаген, соединенный с протеогликанами. Первый придает хрящу прочность, другой – упругость.

Суставная полость – узкая щель расположенная между сочленяющимися поверхностями костей, заполненная синовией. Помимо этих обязательных элементов в суставах (суставные поверхности, суставная сумка и суставная полость) иногда встречаются некоторые вспомогательные аппараты: внутрисуставные связки, суставные губы, внутрисуставные хрящи (диски, мениски), сесамовидные кости.

Внутрисуставные связки могут фиксировать кости или ограничивать движения сустава. Они имеются в некоторых суставах (например, коленном, тазобедренном) и натянуты между сочленяющимися костями. Суставные губы являются добавочными образованиями, расположенными по краю суставной поверхности и увеличивающими ее (например, суставную впадину лопатки, вертлужную впадину тазовой кости). Они построены из волокнистого хряща и большей частью имеют кольцеобразную форму.

Внутрисуставные хрящи – диски и мениски – представляют собой образования из соединительнотканного волокнистого хряща и находятся внутри суставной полости. Диск имеет форму пластинки, которая своими краями срастается с суставной капсулой и располагается между сочленяющимися поверхностями костей. Он разделяет полость сустава на две камеры и создает условия для большего соответствия (конгруэнтности) суставных поверхностей (например, в височно-нижнечелюстном суставе). Мениски располагаются обычно по краю суставных поверхностей, обеспечивая их большую конгруэнтность. Они представляют собой узкие костные пластинки, которые играют в суставе буферную роль, облегчая толчки и сотрясения (например, в коленном суставе), а также содействуют разнообразию движений в суставах. Иногда в суставной капсуле имеются сесамовидные кости (sesamum – семя чечевицы), например, надколенник в коленном суставе. Он служит блоком для сухожилия четырехглавой мышцы бедра, прикрепляющейся к бугристости большеберцовой кости и способствует увеличению силы сокращения этой мышцы. Сесамовидные кости являются также вспомогательными элементами и для мышц. Суставы в организме человека содействуют сохранению положения тела, участвуют в перемещении частей тела в отношении друг друга, являются органами передвижения тела в пространстве.

Классификация суставов.

Для классификации суставов приняты разные признаки: число суставных поверхностей, количество осей вращения и др.

По числу суставных поверхностей различают:

1. Простой сустав, имеющий 2 суставные поверхности (межфаланговые суставы кисти, стопы и др.).

2. Сложный, имеющий более двух сочленовных поверхностей (лучезапястный, локтевой).

3. Комплексный, содержащий внутрисуставной хрящ, который разделяет сустав на 2 камеры – двухкамерный сустав – (височно-нижнечелюстной, коленный, грудино-ключичный суставы).

4. Комбинированный сустав, состоящий из нескольких изолированных друг от друга суставов, но функционирующих вместе (проксимальный и дистальный луче-локтевые, височно-нижнечелюстных суставы).

По количеству осей вращения, форме суставных поверхностей и функциям выделяют:

29. Что такое сустав? Дайте классификацию суставов по строению и по способу  движения.

1. Одноосные суставы – в них выполняются движения: сгибание и разгибание (фронтальная ось в саггитальной плоскости), либо – вращение – супинация и пронация, скручивание (вертикальная ось вращения, горизонтальная плоскость). К ним относятся: а) блоковидный (межфаланговые суставы, плече-локтевой); б) цилиндрический (сочленение между лучевой и локтевой костями), (между зубом осевого позвонка и атлантом).

2. Двухосные суставы – в них возможны движения сгибание-разгибание и отведение-приведение (сагиттальная плоскость, фронтальная плоскость), либо сгибание-разгибание и вращение (пронация-супинация). К ним относятся: а) элипсовидный (лучезапястный сустав); б) мыщелковый (коленный сустав); в) седловидный (запястно-пястное сочленение первого пальца кисти).

3. Многоосные (трехосные) суставы – в них возможны все выше указанные движения и круговое: а) шаровидные (плечевой сустав, пястно-фаланговый); б) плоские (подвздошно-крестцовый, между суставными отростками грудных позвонков). При тренировочном процессе существенное значение имеет знание не только правильного направления движений в каждом суставе, но и величины возможного движения, его размаха, а также анатомических образований, которые могут оказывать влияние на уровень подвижности. На подвижность в суставах влияют: 1) форма суставных поверхностей (в шаровидных суставах подвижность больше); 2) конгруэнтность суставных поверхностей соединяющихся костей (чем соответствие больше, тем подвижность меньше); 3) состояние суставной капсулы (чем она толще и больше натянута, тем подвижность меньше); 4) связочный аппарат (чем толще связки, тем в большей мере они ограничивают подвижность); 5) костные выступы, находящиеся на пути (по направлению) движения (например, большой вертел бедренной кости тормозит отведение бедра); 6) развитие мышц и степень их эластичности (чем сильнее развиты мышцы, окружающие сустав, тем подвижность меньше). Тормозами являются мышцы, находящиеся на стороне, противоположной движению (чем менее эластична мышца, тем больше она тормозит движение); 7) синовиальная жидкость; 8) атмосферное давление; 9) состояние кожи и подкожной жировой клетчатки; 10) возраст и пол. В каждом суставе различают анатомическую, активную и пассивную подвижность. Величина анатомической подвижности определяется разницей дуг кривизны поверхностей сочленяющихся костей. Так, если дуга суставной впадины 1400 , дуга суставной головки 2100 , то дуга движения 700 . Чем больше разность кривизны суставных поверхностей, тем больше размах движения. Пассивная подвижность проявляется в результате действия внешних сил (отягощения снарядом, действия противника и др.). Активная подвижность выполняется за счет мышечных групп, проходящих через данный сустав. Она всегда меньше пассивной, а пассивная меньше анатомической. Разница между величиной активной и пассивной подвижности характеризует резерв (запас) подвижности.

Приложение 3

Карточки для самостоятельной работы студентов

Исследовательская лаборатория «Анатомы»

Цель: исследование внутреннего строения кости (приложение 2).

Ход исследования: 1) изучить информацию по строению кости; 2) ответить на вопросы.

Вопросы:

  1. Чем образована кость?
  2. Что представляет собой костная ткань?
  3. Что такое соединительная ткань? Какие она имеет особенности?
  4. Чем отличается строение наружного слоя кости от строения основной массы костного вещества?
  5. Каково строение основной массы кости?
  6. Какое значение может иметь губчатое строение кости?
  7. Назвать клетки костной ткани и их функции.

Исследовательская лаборатория «Физиологи»

Цель: исследование жизненных функций костей: участие их в минеральном обмене веществ, кроветворении, росте организма (приложение 2).

Ход исследования: 1) изучить информацию; 2) ответить на вопросы; 3) выбрать верные суждения.

Вопросы:

  1. Перечислите основные свойства живого.
  2. Некоторые считают, что кость – это мертвый орган. Правильно ли это утверждение? (ответ обоснуйте).
  3. В какой части расположен красный костный мозг? Какую функцию он выполняет?
  4. Объясните, за счет чего происходит рост кости в длину и толщину?

Выберите верные утверждения:

А) рост кости в длину осуществляется надкостницей;

Б) формирование скелета заканчивается к 17 годам;

В) В костях содержится основной запас минеральных солей: кальция, фосфора, магния и др.

Г) красный костный мозг кости участвует в процессе образования клеток крови;

Д) в длину кости растут за счет деления клеток хрящевой ткани.

Исследовательская лаборатория «Химики»

Цель: исследование жизненных функций костей: участие их в минеральном обмене веществ, кроветворении, росте организма (приложение 2).

Ход исследования: 1) изучить информацию; 2) ответить на вопросы; 3) выбрать верные суждения.

Вопросы:

  1. Перечислите основные свойства живого.
  2. Некоторые считают, что кость – это мертвый орган. Правильно ли это утверждение? (ответ обоснуйте).
  3. В какой части расположен красный костный мозг? Какую функцию он выполняет?
  4. Объясните, за счет чего происходит рост кости в длину и толщину?

Выберите верные утверждения:

А) рост кости в длину осуществляется надкостницей;

Б) формирование скелета заканчивается к 17 годам;

В) В костях содержится основной запас минеральных солей: кальция, фосфора, магния и др.

Г) красный костный мозг кости участвует в процессе образования клеток крови;

Д) в длину кости растут за счет деления клеток хрящевой ткани.

Исследовательская лаборатория «Конструкторы»

Цель: исследование химического состава кости (приложение 2).

Ход исследования: 1) изучить информацию; 2) ответить на вопросы; 3) составить схему.

Вопросы:

  1. Какими веществами образована кость.
  2. Что представляет собой декальцинированная и прокаленная кость?
  3. Почему прокаленная на огне кость становится хрупкой?
  4. Почему кости детей легче деформируются, а кости стариков чаще ломаются?

Составьте схему, характеризующую химический состав кости: вещества органические и неорганические, оссеин, вода, белки, углеводы, кальций, фосфор, магний, твердость и хрупкость, упругость и эластичность.

Приложение 4

Вариант № 1

A1. К числу каких костей относятся кости лопатки?

1) трубчатых
2) коротких
3) длинных
4) плоских

А2. С помощью чего происходит соединение костей в суставе?

1) с помощью мышц
2) с помощью связок
3) с помощью суставной жидкости
4) с помощью сухожилий

А3. Все кости мозговой и лицевой частей черепа соединены неподвижно, за исключением

1) скуловой кости
2) верхней челюсти
3) нижней челюсти
4) теменной кости

А4. Что заполняет головки трубчатых костей?

1) межклеточное вещество
2) губчатое вещество
3) суставной хрящ
4) компактное вещество

В1. Как называется подвижное соединение костей друг с другом?

Вариант 2

А1. К числу каких костей относятся кости черепа?

1) трубчатых
2) коротких
3) плоских
4) длинных

А2. С помощью чего образуются полуподвижные соединения?

1) с помощью связок
2) с помощью мышц
3) с помощью сухожилий
4) с помощью хряща

А3. Почему с возрастом кости становятся более хрупкими?

1) в них увеличивается содержание минеральных солей
2) в них уменьшается содержание минеральных солей
3) в них увеличивается количество органических веществ
4) в них увеличивается количество воды

А4. Что образуется из стволовых клеток красного костного мозга?

1) суставная жидкость
2) клетки крови
3) межклеточное вещество
4) жировые клетки

В1. Как называется оболочка, покрывающая тело кости?

Приложение 5

Эталоны ответов

Задание 1. Составление схем.

Опорно-двигательная система

скелет-210 костей

пассивная часть

мышцы-600

активная часть

связочный аппарат

Функции

Биологические

«депо» ca, p, mg

минеральный обмен

кроветворение

Механические

опора

защита

движение

Эталон ответов на тестовые задания для закрепления знаний.

Вариант № 1

Вариант № 2

Выберите один верный ответ:

А1-4
А2-2
А3-3
А4-2
В1. Сустав

Выберите один верный ответ:

А1-3
А2-4
А3-1
А4-2
В1. Надкостница

Заключение

Нервная система представляет собой главный аппарат управления организма, функционирующий как сложнейшее кибернетическое устройство. Она непрерывно получает закодированную в виде нервных импульсов информацию: через рецепторы внутренних органов, сердца, сосудов, мышц и суставов – о происходящих в них процессах и состоянии внутренней среды организма (температура тела, величина кровяного давления, содержание сахара, гормонов, концентрация различных ионов, степень растяжения скелетных и гладких мышц внутренних органов и т.д.), а через органы чувств, в том числе рецепторы кожи, - о всех воздействиях на организм внешней среды. Внешняя информация для человека включает не только непосредственные раздражения (световые, звуковые, температурные, электростатические и др.), но и устную и письменную речь, смысл воспринимаемых слов.

Нервная система регулирует работу всех органов, согласовывает деятельность разных систем, приспосабливая ее к постоянно меняющимся условиям, в которых оказывается организм.

Черепные нервы - это нервы, отходящие от головного мозга или входящие в него. Различают 12 пар черепных нервов, которые иннервируют кожу, мышцы, железы (слезные и слюнные) и другие органы головы и шеи, а также ряд органов грудной и брюшной полости.

Подводя итоги, можно сказать, что репродуктивный метод – прекрасный метод проверить знания, умения и навыки, полученные студентами в процессе обучения.

Список литературы

Основная:

1. Гайворонский, И.В., Ничипорук, Г.И., Гайворонский, А.И., Анатомия и физиология человека Учебник.  Среднее профессиональное образование. – М.: Академия, 2016г.

2.  Смольяннникова, Н.В., Фалина, Е.Ф. «Анатомия и физиология», М., 2018г.

3. Самусев, Р. Анатомия человека. – М., 1990 и М., 2018.

4. Самусев, Р.П., Липченко В.Я., Атлас анатомии человека. М. Оникс 21 век, 2017г.

5. Федюкович, Н.И. Анатомия и физиология человека: Учебник. Среднее профессиональное образование. – М.: Феникс, 2017г.

6. Брин В.Б. Физиология человека в схемах и таблицах. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2018г.

Дополнительная:

1. Борисович, А.И. Словарь терминов и понятий по анатомии человека.

2. Фениш, Х. Карманный атлас анатомии человека на основе Международной номенклатуры. Пер. с англ. С.Л. Кабака. – Минск.: Высшаяшк., 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекция по анатомии и физиологии человека на тему: «Строение и соединение костей»

Лекция по анатомии и физиологии человека на тему: «Строение и соединение костей»...

Презентация к теоретическому занятию "Соединение костей. Суставы"

Презентация "Соединение костей. Суставы" предназначена для проведения теоретического занятия по данной теме....

Конспект урока по биологии на тему «Скелет человека. Соединение костей. Скелет головы ».

Класс: 8Дата:Тема урока: «Скелет человека. Соединение костей. Скелет головы ».Цель урока: Создать условия для  формирование представление о соединениях костей скелета человека,ск...

Открытое мероприятие "Строение, состав и свойства костей. Типы соединения костей"

middot; обобщить знания обучающихся об основных функциях опорно-двигательной системы, познакомить с классификацией костей;· показать на примере строения трубчатой кости связь макро- ...

Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям по дисциплине ОП.02 «Анатомия и физиология человека», Раздел 3. «Анатомия и физиология опорно-двигательного аппарата. Осевой скелет. Добавочный скелет. Соединения костей»

Практическое занятие относится к основным видам учебных занятий и направлено на формирование учебных и профессиональных умений, освоение общих и профессиональных компетенций. Состав и содержание практ...