Нарушение терморегуляции
презентация к уроку

Бояджан Наталья Николаевна

Презентация "Нарушение терморегуляции" по дисциплине " Основы патологии" включается информацию по данному вопросу согласно рабочей прграммы по дисциплине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narusheniya_termoregulyatsii._lektsiya_12._boyadzhan_n.n.pptx392.46 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж №5 Обособленное подразделение №3 (ГБПОУ ДЗМ «МК №5 ОП №3) Автор: преподаватель Бояджан Н.Н. Нарушения терморегуляции. лекция 12 Утверждена на ЦК. Протокол №7 от 24.04.2023

Слайд 2

Содержание учебного материала: 1. Нейрогуморальная регуляция постоянства температуры тела. 2. Характеристика гипертермии: этиология, патогенез, клиническое значение. 3. Характеристика гипотермии: этиология, патогенез, клиническое значение. 4. Характеристика лихорадки. Виды, проявления, причины, механизмы развития, принципы оказания помощи, значение для организма.

Слайд 3

Учебная цель: 1. Формирование у студентов представлений о влиянии на организм человека высокой и низкой температуры окружающей среды и изменении функций внутренних органов при лихорадке.

Слайд 4

Температура тела человека поддерживается на постоянном уровне, независимо от температуры окружающей среды, благодаря обменным процессам в организме: теплопродукции и теплоотдаче Тепло образуется в тканях при окислительно-восстановительных реакциях и в результате распада АТФ В основном тепло образуется в тканях с активным обменом веществ: в мышечной, железистом эпителии и др. Отдача тепла в окружающую среду происходит в результате испарения, теплоизлучения, конвекции Отдаче тепла способствует разветвлённая сосудистая сеть кожи. Чем медленнее кровоток и шире кровеносные сосуды, тем быстрее происходит теплоотдача

Слайд 5

Процессы теплопродукции и теплоотдачи поддерживаются на определённом уровне системой терморегуляции , к которой относятся: Эффекторные органы, обеспечивающие усиление теплопродукции при снижении температуры окружающей среды Эффекторные органы, обеспечивающие усиление теплоотдачи при повышении температуры окружающей среды центр терморегуляции в гипоталямусе центр терморегуляции в гипоталямусе центр терморегуляции в гипоталамусе терморецепторы в тканях и органах Функция системы терморегуляции при патологии может нарушаться

Слайд 6

гипертермия – нарушение теплового баланса организма с повышением температуры тела Возникает вследствие ограничения теплоотдачи при нахождении в жарком, тесном, непроветриваемом помещении. В озникает вследствие повышения теплопродукции при повышении основного обмена в результате эндокринных заболеваний (гипертиреоз) в результате психо-эмоционального перенапряжения под влиянием химических веществ, способных нарушить синтез АТФ и усилить её распад с избыточным образованием энергии Экзогенная гипертермия Эндогенная гипертермия

Слайд 7

Развитие гипертермии происходит в три стадии: Активируется центр терморегуляции, в результате усиливается потоотделение и вентиляция лёгких - возрастает теплоотдача Температура тела остаётся нормальной Перевозбуждение центра терморегуляции, усиленное потоотделение и гипервентиляция лёгких не обеспечивают необходимую теплоотдачу - преобладает теплопродукция Температура тела начинает повышаться Происходит угнетение центра терморегуляции, возникают тяжёлые нарушения кровообращения и дыхания, возможно развитие гипертермической комы Температура тела достигает температуры окружающей среды

Слайд 10

гипотермия – нарушение теплового баланса организма с понижением температуры тела Возникает вследствие усиленной теплоотдачи при отсутствии тёплой одежды в холодное время года при расширении сосудов кожи в результате приёма алкоголя и лекарственных препаратов Возникает вследствие снижения теплопродукции при понижении основного обмена в результате эндокринных заболеваний (гипотиреоз) в результате длительного обездвиживания при введении лекарственных препаратов: адреноблокаторов , наркотиков и др. Экзогенная гипотермия Эндогенная гипотермия

Слайд 11

Развитие гипотермии происходит в три стадии: Активируется центр терморегуляции, в результате возрастает теплопродукция (мышечная дрожь) и ограничивается теплоотдача (спазм сосудов кожи) Температура тела остаётся нормальной При чрезмерно низкой температуре окружающей среды преобладает теплоотдача, процессы обмена веществ в тканях не дают достаточного количества тепла Температура тела начинает снижаться Происходит угнетение центра терморегуляции, возникает апатия, мышечная слабость, редкое дыхание , брадикардия и снижение артериального давления Температура тела достигает температуры окружающей среды

Слайд 12

лихорадка –типовой патологический процесс, возникающий как защитная реакция организма в ответ на действие пирогенных раздражителей; проявляется временным повышением температуры тела вне зависимости от температуры окружающей среды Вызывают лихорадку возбудители инфекционных заболеваний, их продукты жизнедеятельности и распада собственные белки организма, изменённые в результате ожога, облучения, при злокачественной опухоли Первичные пирогены захватываются лейкоцитами при фагоцитозе лейкоциты образуют вещества, возбуждающие центр терморегуляции Первичные пирогены Вторичные пирогены

Слайд 13

В развитии лихорадки выделяют три стадии: Активируется центр терморегуляции, в результате возрастает теплопродукция (озноб) и ограничивается теплоотдача (спазм сосудов кожи) Тепловой баланс положительный Повышены и теплопродукция и теплоотдача Тепловой баланс нормальный, но поддерживается на более высоком уровне Нормализуется работа центра терморегуляции; повышается теплоотдача и снижается теплопродукция Тепловой баланс отрицательный Температура тела возвращается к нормальному уровню

Слайд 15

Самостоятельная работа Обучающий уровень Задание 1 Определить цепь последовательных звеньев рефлекторной дуги при понижении температуры окружающей среды: А. Окисление в мышцах с образование тепла Б. Раздражение холодовых рецепторов В. Раздражение тепловых рецепторов Г. Проведение информации по чувствительным нервным волокнам в центре терморегуляции Д. Проведение информации по двигательным волокнам к рабочим органам Е. возбуждение центра теплообразования

Слайд 16

Задание 2 Определите последовательность развития лихорадки: А. Изменение чувствительности центра теплообразования Б. Возбуждение нейронов гипоталамуса В. Нейтрофильный фагоцитоз токсинов Г. Выделение эндогенного пирогена ( Вторичного пирогена ) Д. Повышение окисления в мышцах

Слайд 17

Этап закрепления новой темы: Задание 1 Постоянством температуры тела называют ____________ Задание 2 Тепло образуется главным образом: А) в почках Б) в мышцах В) в печени Задание 3 Отдача тепла в окружающую среду происходит тремя способами: А) _____________ Б) _____________ В) _____________ Задание 4 Переохлаждение с понижением температуры тела называют _____

Слайд 18

Задание 5 Способствуют перегреванию организма: А) ветер Б) Отсутствие движения воздуха В) высокая влажность Г) Низкая влажность Задание 6 Теплоотдача путем конвекции и радиации невозможна при температуре окружающей среды выше температуры тела: А) да Б) нет Задание 7 Теплоотдача повышается при: А) Расширение сосудов кожи м усилению притока крови Б) Сужении сосудов кожи и уменьшении притока крови Задание 8 Токсины и продукты распада белка, вызывающие лихорадку, называют __________________

Слайд 19

Задание 9 Различают три стадии лихорадки: А) ________________ Б) ________________ В) ________________ Задание 10 Для суточных колебаний температуры при лихорадке подберите соответствующие характеристики: Кризис Лизис а) постепенное падение температуры в течении нескольких дней б) резкое падение температуры в течении дня Задание 11 Тип температурной кривой с разницей температуры между утренней и вечерней не более 1℃: А) послабляющая лихорадка Б) Постоянная лихорадка В) перемежающаяся лихорадка Г) изнуряющая лихорадка

Слайд 20

Домашнее задание: Составить памятку по уходу за пациентом при лихорадке. Выучить термины по теме.

Слайд 21

Литература Основная литература: Швырев А.А. Анатомия и физиология человека с основами общей патологии. Ростов-на-Дону « Феникс» стр.364 – 368

Слайд 22

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эмоциональные нарушения и нарушения поведения у детей.

Презентацияна тему: Эмоциональные нарушения. Нарушения настроения. Неврозы(психология)....

Методическая разработка "Физические основы теплолечения.Физическая терморегуляция организма"

Физические основы теплолечения.Физическая терморегуляция организма...

ПРОГРАММА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 1 класс (вариант 2) ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ, ТЯЖЕЛОЙ И ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ), ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Обучающийся с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой или глубокой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить АООП (в...

Рабочая программа "Биомедицинская этика и деонтология. Ответственность медицинского работника при нарушении этических норм. Профилактика нарушений»

Целью реализации учебного предмета программы это совершенствование и получение новой компетенции в области этического образования и культуры этического мышления, необходимой для профессиональной деяте...

Патология терморегуляции (лекционный материал)

Лекционный материал для студентов специальности 34.02.01 "Сестринское дело"...

Терморегуляция (дисциплина "Анатомия и физиология человека")

Лекционный материал по теме "Терморегуляция" (дисциплина "Анатомия и физиология человека")...

Тестовые задания по теме "Терморегуляция" (дисциплина "Анатомия и физиология человека")

Тестовые задания по теме "Терморегуляция" (дисциплина "Анатомия и физиология человека")...