Эмоциональные нарушения и нарушения поведения у детей.
презентация к уроку на тему

Грушкина Татьяна Викторовна

Презентацияна тему: Эмоциональные нарушения. Нарушения настроения. Неврозы(психология).

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эмоциональные нарушения и нарушения поведения у детей Подготовила: Грушкина Т.В.

Слайд 2

Эмоциональные расстройства у детей Детская неврология и психиатрия выявляет немало эмоциональных расстройств, которые развиваются у детей в пубертатный период. Эмоциональные колебания могут вызвать нарушения поведения, психические болезни. Расстройства аффективного характера у детей проявляются в виде мании, страхов и депрессии. Реже наблюдаются астения и невротические расстройства Признаки эмоциональных расстройств: Первые признаки депрессии наблюдаются у детей старше пяти-шести лет. Выражается тревожное состояние в чувстве угнетенности и подавленности, реже тоски. Дети становятся вялыми, жалуются на слабость, отсутствие энергии. Меланхолическая депрессия наблюдается уже в старшем подростковом возрасте, чаще у девочек. Подростки начинают жаловаться на ухудшение памяти, труднее усваивается школьная программа. Появляются мысли о собственной никчемности, беспричинная тревога и различные страхи. По-разному проявляются нарушения сна: возникают трудности засыпания, возможны ранние пробуждения, нарушается глубина сна. Проявления мании — это необычная веселость, переоценка собственных возможностей, повышенное стремление к общению, многоречивость. У детей нет чувства усталости, наблюдается короткий сон. Несмотря на резкое повышение аппетита, ребенок склонен к быстрому похуданию. В подростковом возрасте наиболее часто встречается биполярное течение эмоциональных расстройств. Депрессии периодически чередуются с маниакальными состояниями. В классическом проявлении маниакальные фазы проявляются чаще, чем депрессивные.

Слайд 4

Нарушения поведения Нарушение поведения – это отклонение от нормы внешне наблюдаемых действий или поступков, в которых реализуются внутренние побуждения человека. Они могут проявляться как в практических действиях (реальное нарушение поведения), так и в высказываниях, суждениях (вербальные нарушения поведения ). Такое поведение в своей наиболее крайней степени доходит до выраженного нарушения соответствующих возрасту социальных норм и является поэтому более тяжелым, чем обычный ребяческий злой умысел или подростковое бунтарство. Изолированные диссоциальные или криминальные акты сами по себе не являются основанием для диагноза, подразумевающего постоянный тип поведения. Признаки расстройства поведения могут также быть симптомами других психических состояний, при которых должен кодироваться основной диагноз. В некоторых случаях нарушения поведения могут перейти в диссоциальное расстройство личности. Расстройство поведения часто сочетается с неблагоприятным психосоциальным окружением, включая неудовлетворительные семейные взаимоотношения и неудачи в школе; оно чаще отмечается у мальчиков. Хорошо обосновано его отличие от эмоционального расстройства, а его отличие от гиперактивности менее ясно, и они часто совпадают.

Слайд 5

Нарушения поведения С точки зрения деструктивной направленности различают: нарушения поведения – одиночный агрессивный тип; нарушения поведения – групповой агрессивный тип и нарушения поведения в виде непокорности и непослушания.

Слайд 6

Характеристика детей младшего школьного возраста: Младшие школьники очень эмоциональны. Эта эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что восприятие, наблюдение, воображение, умственная деятельность младших школьников обычно окрашены эмоциями . Во-вторых, младшие школьники (особенно I и II классов) не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, дети очень непосредственны и откровенны в выражении радости, горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих , младшие школьники отличаются большой эмоциональной неустойчивостью , частой сменой настроений, склонностью к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления . Именно поэтому дети младшего школьного возраста так подвержены расстройствам настроения.

Слайд 7

Для детей с нарушением поведения характерна полярность психики: Целеустремленность, настойчивость и импульсивность . Неустойчивость может смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать. Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе. Потребность в общении сменяется желанием уединиться. Развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью. Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью. Нежность , ласковость бывают на фоне недетской жестокости

Слайд 8

Динамика распространённости психических расстройств и расстройств поведения в РФ (на 100 000 населения) 2005 -2009г.г. 2005г. 2006г. 2007г. 2008г. 2009г. Всего 5413,2 5349,4 5310,5 5250,4 5191,3 Взрослые 5694,5 5642,6 5633 5783,3 5577,5 Дети(0-14) 3395,5 3359,3 3512,4 3521,4 3385,8

Слайд 9

Неврозы у детей Невроз — обратимое расстройство психической деятельности, обусловленное воздействием психотравмирующих факторов. При заболевании неврозом нервные клетки головного мозга не разрушаются, расстраивается только их функция. Поэтому невроз называют функциональным нарушением. У детей неврозы возникают в результате взаимодействия ряда причин, каждая из которых в отдельности заболевания может еще не вызвать. По ведущим фактором в сочетании этих причин будет психогенный. Большое значение имеют особенности ребенка, находящегося под воздействием определенного раздражителя, имеющего травмирующий, неблагоприятный эффект и тем больший, чем значительнее сам раздражитель для конкретной личности. Детская нервность связана с болезнями, травмами (психическими и физическими) пли неправильным воспитанием. Многие проявления нервности у ребенка остаются на всю жизнь. Предупреждение патологических симптомов в раннем детстве и своевременное урегулирование отклонений в поведении ребенка могут в значительной степени устранить развитие нервности и у взрослого. Деятельность головного мозга проявляется в двухосновных процессах — возбуждении и торможении. Для нормальной деятельности головного мозга характерно равновесие этих процессов. Периной системе детей свойственно преобладание процесса возбуждения над торможением.

Слайд 10

В первый период развития с 1,5 до 5 месяцев жизни у ребенка возникает «реакция оживления» на общение со взрослыми. Улыбка, глубокие вздохи, вскидывание рук и энергичные движения ногами — все это психомоторные проявления положительных эмоций, первые попытки общения. Уже с 2—3,5 месяца ребенок протестует против пассивного положения в постели, спокоен на руках, кричит при укладывании, ибо его первостепенная потребность (наряду, разумеется, с удовлетворением биологических потребностей) в психическом развитии зависит от его активности и количества поступающей информации. На четвертом месяце жизни наступает «предречевой период», когда общение приобретает характер «переклички» между взрослым и ребенком (на ласковые слова матери ребенок отвечает радостным гулянием и лепетом). Возникает реакция удивления. Окружающая ребенка среда полна звуков, приятных, успокаивающих и раздражающих; он удовлетворен или недоволен, радуется или пугается, прислушивается, поворачивает голову на звук. В возрасте от 3 до 6 месяцев у ребенка уже можно отметить психомоторные проявления, соответствующие страху и гневу. С этого времени и наблюдается реакция невротического типа на испуг. К 5 месяцам узнает близких ему детей, реагирует на чужих, различает тон, с которым к нему обращаются; улыбается ласковому голосу, а на строгий отвечает гримасой обиды. В этом периоде развития закладываются важные по своим последствиям основы взаимоотношений в системе мать — дитя. Во втором периоде (6—12 месяцев) бурно развивается моторика ребенка. Вначале он ползает, затем встает и, наконец, ходит. В движениях ребенка, энергичных или осторожных (прием пищи, манипуляции с игрушкой, реагирование), отчетливо прослеживаются особенности темперамента, сохраняющиеся в последующие периоды жизни. Ребенок настойчиво изучает взрослого человека —его лицо, речь, жесты, поведение, настроение. Он требует к себе внимания. Его потребность в общении со взрослыми и неудовлетворенность лежат в основе различных нарушений настроения этого периода.

Слайд 11

В 7 месяцев ребенок лепечет, ползает, садится, встает, держась за пальцы взрослого, старается не потерять ни минуты бодрствования без общения. Он ищет радость в этом общении. И если его насильно кормят или моют, он отстраняет руку с ложкой или мылом, отворачивает лицо, кричит, протестует. В этом не хочу» — начало формирования «Я». Игнорирование желаний ребенка, нетерпеливая властность авторитетных, сверхрешительных и энергичных взрослых, насилие, грубость уже в этом возрасте подготавливают возникновение нарушений взаимоотношений в системе мать — дитя, взрослые — ребенок, начало формирования преневротического характерологического поведения. В этом возрасте ребенок адекватно реагирует на настроение матери. Если раньше он испытывал при необычном ее поведении только страх, то теперь он улавливает множество более сложных и тонких оттенков ее переживаний. Испытывающая страх, смятение, горе, нестабильная, неуверенная в себе, а тем более невротичная мать может способствовать формированию чувства тревоги, неуверенности в характере ребенка .

Слайд 12

В период от 8 до 12 месяцев ребенок совершенствует речь, используя к году жизни необходимые для общения слова — обращения, обозначения, требования. Неотрывно наблюдает он за действиями взрослых и охотно следит за поведением сверстников. Он знает имена нескольких близких родственников. Начинается период игр-общений: «догоню-догоню», «ку-ку» и т. п.; по просьбе взрослого ребенок находит игрушку, выполняет поручения ( спокатай зайчика», «покажи, где у бабушки глаза»), усваивает смысл важнейших понятий, формирующих поведение и волю («можно» и «нельзя»), радуется похвале и огорчается порицанию. К году жизни ребенок все больше стремится к общению со сверстниками. При отсутствии должного контроля взрослых общение с ними уже на этом этапе может принести невосполнимый ущерб формирующейся системе отношений: дети конфликтуют, отнимают друг у друга игрушки, возникает взаимная боязнь, непр ;: язнь к другим детям, ощущение неуверенности и страха.

Слайд 13

Итак, первый возрастной период —период становления взанмоотношенги в системе мать — дитя, второй — период становления общения с родными и развития двигательных функций. Таким образом, уже в возрасте до года возможны проявления последствий неправильного воспитания, воздействие различных психотравмирующих факторов, формирование преневротических характерологических черт и невротических реакций. Третий период развития — от 12 до 20—21 месяца жизни— период формирования фразовой речи, важный этап развития системы отношений. Своевременность становления фразовой речи является важнейшим показателем нормального интеллектуального развития. Ребенок использует к концу этого периода до 300 слов и среди них — до 70 глаголов. Этот отрезок времени в развитии ребенка является важным этапом становления внутрисемейных отношении. Реакции на внимание со стороны матери становятся не только более сложными, но и оречевленнымн . Ребенок ревнует мать к взрослым, детям (чужим и младшим братьям, сестрам). Ревность этого периода развития отражает формирование «Я» как понятия о собственной личности в отношении к другим .

Слайд 14

Четвертый период — от 21 до 30 месяцев (до 2,5 года) — это период развития отношений со сверстниками. Именно в этом отрезке времени возникает истинное, фактическое общение с ровесниками. Дети начинают играть друг с другом, возникает эмоционально насыщенное общение ребенка с другими детьми. Этот первый опыт межличностного общения имеет большое значение для ребенка. Искусственная изоляция в это время при жесткой регламентации, неприятии, тревожной опеке может осложнить общение на последующих этапах, положив начало невротическим реакциям. В этот период дети по собственной инициативе следуют друг за другом, заинтересованно следят за действиями других детей, получают большое удовольствие от индивидуальной игры, если она проходит среди сверстников. Совместно со взрослыми дети строят, роют песок, пытаются уступать один другому, помогать, учатся играть, не обижая друг друга, не отнимать игрушки и делиться ими, т. е. учатся сотрудничать. К году жизни ребенок способен различать до 15 лиц, а к двум годам узнает несколько десятков человек. В игре, в общении ребенок осваивает до 100 слов в месяц. Он учится не только говорить, ной внимательнослушать . В играх дети уже проявляют элементы самолюбия, стремление сохранить чувство собственного достоинства. Выявляется и избирательное отношение к другим детям, возникают симпатии и антипатии, привязанности, соревнование, ревность к успехам других. В этом периоде происходит формирование таких ведущих характеристик личности, как самооценка, эмоциональная основа личности и эмоциональный стереотип отношений к людям. Период с 2,5 до 4 лет-ключевой, узловой в развитии личности. Это период упрямства, негативизма, оппозиции, самоутверждения, становления личности, ее самооценки и системы отношений. Самоутверждение ребенка, становление его «Я» протекает в это время на основе сознательного взаимодействия с окружающей средой, с миром взрослых и сверстников. Постепенно накапливается опыт общения, ребенок познает самого себя, выявляет свои истинные возможности. Он постоянно присматривается к себе и другим, критичен и самокритичен, хотя весьма элементарно и несовершенно. Ребенок в этот период способен к глубокому переживанию горечи неудач, разочарования и радости побед. Он учится адекватно оценивать явления и делать выводы.

Слайд 15

Неврозы у детей дошкольного возраста: В три года проявляется такое сложное переживание, как стыд. Ребенок впервые осознает свои поступки с позиции добра и зла, к нему приходит такое глубокое человеческое чувство, как сострадание. Он проявляет сочувствие к больному, способен заплакать при виде страданий другого человека, понимает иронию и насмешки, воспринимает юмор. Долго помнит обиду, зло, плачет, будучи униженным. На четвертом году жизни ребенок способен и к двуличности, хитрости, может делать вид, что предлагает свои игрушки, но лишь для того, чтобы более успешно отобрать игрушки у других. Он начинает понимать, чего от него ждут, каким ему следует казаться, оставаясь таким, какой он есть на самом деле, отлично ориентируется, «кто есть кто» в семье. Неправильное воспитание в этот период может привести к формированию преневротических характерологических признаков тревожной мнительности и зависимости. Открывается возможность возникновения невроза навязчивых состояний. В возрасте от года до 3 лет весьма частой причиной невроза служит эмоциональное потрясение, вызванное столкновением искусственно изолированного от природы и испытывающего страх перед ней ребенка, например, при встрече с животными, насекомыми, домашней птицей. Собака, обнюхавшая ребенка, нападение гуся или петуха, неожиданно увиденная лошадь, корова— довольно частая причина возникновения заикания и тиков, недержания мочи и других невротических проявлений. Потрясающей психической травмой для ребенка является неадекватное, пугающее поведение взрослых: драки, ссоры, необычное поведение близких людей и особенно отца (в состоянии алкогольного опьянения и т. п.). В ряде случаев невроз у детей дошкольного возраста начинался после потери любимой игрушки, животного или после того, как их у него отобрали.

Слайд 16

Проявление нервности у ребенка: Расстройство сна Летательные нарушения Тики Паталогические привычки Детские страхи Нарушение функции органов дыхания и сердечно-сосудистого аппарата Нарушение функции органов пищеварения и др.

Слайд 17

Расстройство сна Расстройство сна— частое проявление нервности ребенка. Сон, согласно учению И. П. Павлова, имеет «спасительное», охранительное значение для мозга. Благодаря сну утомленная нервная система восстанавливается. Здоровый ребенок сохраняет во сне спокойное выражение лица, мышцы его тела расслаблены, он дышит глубоко и ровно, лицо розовеет. Новорожденный спит почти круглые сутки; к концу 2-го месяца у него устанавливается регулярная смена сна и бодрствования. Ребенок к этому времени больше спит ночью, а днем дольше бодрствует. В течение первого года жизни ребенок спит днем 3 раза по 2 часа, в начале 2-го года — 2 раза по 2 часа, а к полутора годам — один раз в день. Школьник спит только ночью 9—10 часов. Нарушения сна проявляются в разных формах: либо ребенок долго не может уснуть, либо, заснув, просыпается от страшных снов, либо чрезмерно мало спит и рано встает. Здоровый ребенок испытывает к вечеру естественное утомление и у него появляется готовность ко сну. Уложенный в постель, он быстро засыпает. Ребенок, находящийся в невротическом состоянии, не может заснуть, ворочается, проявляет беспокойство, просит мать посидеть около него, почитать ему, спит мало и рано просыпается. Систематическое недосыпание детей истощает их нервную систему. Они встают вялыми, днем хотят спать, появляются головные боли, ночные страхи, рассеянность, раздражительность, снижается успеваемость в школе. Большое значение в нарушении сна ребенка имеют прочитанные перед сном или просмотренные по телевизору возбуждающие нервную систему сцены, шумные игры. Яркий свет, громкий неприятный разговор, особенно ведущийся между близкими людьми, высокая или низкая температура в комнате, кожный зуд, боль также мешают засыпанию. Нервный ребенок спит неспокойно, просыпается, а засыпая, жалуется, что у него болят руки, ноги, спина, хочет пить, просит высадить его на горшок, требует игрушек, хочет, чтобы мать взяла его себе в кровать. Иногда среди ночи возникают страхи. Ребенок вскакивает, дрожит всем телом, глаза его широко раскрыты, на лице выражение ужаса. Лицо бледнеет или краснеет, покрывается капельками пота. Отдельные выкрикивания («боюсь», «дядя там» и т. д.) свидетельствуют о том, что он кого-то боится. Наутро, как правило, он не помнит о случившемся. Такие приступы повторяются по нескольку раз в ночь. Беспокоящие сновидения связаны с возбуждающими впечатлениями дня. Если ребенок пережил тяжелую семейную сцену между родителями, если он был свидетелем потрясшего его события или если его запугивают {в воспитательных целях), например тем, что «его заберет дядя в мешок» или «придет волк из леса» и т. п., поведение ребенка ночью может непосредственно отразить травмирующее его переживание. В более старшем возрасте сон может быть поверхностным вследствие школьных впечатлений, являющихся очагом возбуждения. Дети во сне продолжают отиечать уроки, держать экзамены и т. д. В отдельных случаях наблюдается снохождение. Дети встают с постели с закрытыми глазами или с отсутствующим взором, ходят по комнате, производят как будто целесообразные движения (перекладывают вещи в комнате, собирают постельные принадлежности и т. д.). Если дверь открыта, они могут выйти на улицу. Все эти действия чаше производятся молча, иногда же ребенок говорит что-нибудь, не относящееся к данной ситуации. Если ребенка не остановить и не уложить в постель, он в конце концов ляжет сам и уснет, а утром ничего не будет помнить о случившемся. Правильный сон имеет большое значение для здоровья ребенка. Систематическое недосыпание истощает нервную систему, появляются головные боли, нарастает утомляемость. Повышенная утомляемость и непереносимость шума заставляют ребенка избегать детского общества, уединяться и тем самым лишать себя детских развлечений. Появляется неуверенность в себе, пассивность, угнетенность, легко возникают вспышки гнева, раздражение, обычно заканчивающееся слезами («раздражительная слабость»). Следовательно, своевременное предупреждение расстройств сна является одним из существенных условий развития здорового ребенка.

Слайд 18

Одним из проявлений невротического состояния у детей являются страхи. Ребенок раннего детства, не обладая жизненным опытом, часто не видит реальной опасности там, где она есть, и, наоборот, боится всего нового, незнакомого, даже не таящего в себе никакой опасности. Любое явление окружающей жизни, если оно незнакомо ребенку и возникла неожиданно, может стать источником страха: внезапно выскочившая из-за угла с громким лаем собака, прыгнувшая в кровать к ребенку кошка, увиденные в зоопарке животные, человек, надевший противогаз, маску и т. д. У ребенка раннего возраста отмечается повышенная чувствительность слухового аппарата к звуковым раздражителям, поэтому неожиданно громкие звуки, внезапное нарушение равновесия могут вызвать страх. Особенно большую роль играет запугивание детей взрослыми. Неопытные в деле воспитания матери, стремясь заставить ребенка слушаться, пугают его «волком, который унесет его в лес», «бабой-ягой» и т. д. Запугивают ребенка и тогда, когда он не хочет одеваться, чтобы идти на прогулку, когда плохо ест, предлагают его взять чужим людям и т. д. Если ребенок находится непрерывно в травмирующей его ситуации, у него проявляются так называемые – чертыпатологического развития чувства тревоги, заторможенность, боязливость, нерешительность, угнетенность, мнительность. Отсюда возникает настоятельная необходимость при воспитании ребенка раз и навсегда отказаться от приемов запугивания. Детские страхи

Слайд 19

Тики Тики— довольно распространенный симптом невротического состояния в детском возрасте. Это судорожные сокращения, чаще всего встречающиеся у детей в мышцах лица, шеи, головы, рук, происходящие по типу целенаправленного движения. Например, ребенок подергивает плечом, точно его стесняет платье, моргает глазом, будто желая смахнуть соринку, производит движение рукой, как бы отбрасывая мешающие ему волосы. Приведем следующий пример : Мать Коли Б. обратилась к врачу по поводу того, что у ребенка в течение последнего года после испугавших его прививок появилось подергивание головой. Ребенок живет с матерью. Отец оставил семью. В возрасте года перенес травму головы с легкими явлениями сотрясения мозга. Развивался нормально. В контакт с врачом вступает охотно, разговорчив. В разговоре с врачом сказал: «Отец нас прогнал», после того сильно затормозился, появились движения головой, стал жаловаться на головную боль. В отделении был аккуратен, упрям, на предложение оправить свою постель ответил: «Вы здесь работаете, вы и оправляйте, а я не работаю здесь». Ребенок, видимо, тяжело травмирован разлукой с отцом. Любовь к отцу и вместе с тем отрицательное отношение к нему за то, что он оставил семью, и явились причиной возникновения насильственного движения головой у мальчика. Тики возникают чаще в определенные возрастные кризы: 4—7 и 13—15 лет. В этот период наблюдается большая чувствительность ребенка к раздражителям окружающей его обстановки.

Слайд 20

КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ НЕВРОЗА? Лечением неврозов занимается врач- психотерапевт. Методик избавления от невроза довольно много, среди них и медикаментозное лечение, гомеопатия, гипноз и т.д.. Широко применяются игровая терапия, сказкотерапия и т.д. Каждая ситуация индивидуальна. Главное, никакое лечение не будет эффективным, если не менять жизнь ребёнка. Неразделима триада "смех - радость - счастье". Если отрицательные эмоции ( страх, агрессия) формируют отрицательные стрессы, то положительные - смех и радость - создают положительные стрессы. Смех является механизмом стирания ненужных стереотипов. В жизни каждого ребёнка должна быть радость, и чем больше, тем лучше!

Слайд 21

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины возникновения нарушений речи у детей дошкольного возраста.

         При  нормальном ходе речевого развития,  к 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если же этого не происходит, ...

Психолого-педагогическая работа по коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей с агрессивностью

В настоящее время вниманию педагога-психолога представлено большое количество форм и методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья....

семинар для педагогов "Эмоциональные нарушения в детском возрасте"

Спектр эмоциональных нарушений в детском возрасте чрезвычайно велик. Это могут быть тяжелые невротические конфликты, неврозоподобные состояния у ребенка вследствии органического поражения центральной ...

Презентация к лекционному занятию "Нарушение осанки у детей".

Данная презентация составлена для сопровождения лекционного занятия по теме "Нарушение осанки у детей". Это позволяет лучше визуализировать данные, что в свою очередь улучшает...

Урок по коррекционной и специальной педагогике с использованием технологии проблемного обучения на тему: "Специфические и неспецифические методы коррекции нарушения поведения"

Урок по коррекционной и специальной педагогике с использованием технологии проблемного обучения на тему: "Специфические и неспецифические методы коррекции нарушения поведения" для студентов, обучающих...

Методическая разработка теоретического занятия "Массаж и гимнастика при нарушении осанки и сколиозе у детей".

Методическая разработка занятия по МДК 03.01 "Теория и практика массажа в педиатрической практике". В методической разработке представлена хронокарта занятия по этапам, вопросы к входному фронтальному...