Главные вкладки

    Причины возникновения нарушений речи у детей дошкольного возраста.
    статья по теме

    Цымбалова Татьяна Васильевна

               При  нормальном ходе речевого развития,  к 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если же этого не происходит, то «возрастное косноязычие» уже перестает быть «возрастным». Эта задержка свидетельствует о наличии каких либо причин, мешающих ребенку своевременно овладеть правильным произношением звуков речи. Здесь уже приходится говорить о дефектах звукопроизношения, требующих специальной логопедической помощи.

             С неправильным произношением звуков у детей мы встречаемся очень часто и рано, уже в младших группах дошкольного учреждения. Однако там чаще всего наблюдаются физиологические нарушения звукопроизношения.

            С созреванием речевого аппарата ребенка постепенно совершенствуется и его звукопроизношение, все более и более приближаясь к образцу речи взрослого.

              Совершенно необходимым условием для своевременного исчезновения «возрастного косноязычия» является правильная, отчетливая и неторопливая речь окружающих ребенка взрослых. Это образец для подражания, которому ребенок следует в нелегком для него процессе овладения правильным произношением звуков. Если  такой образец отсутствует, то усвоение ребенком правильной артикуляции звуков резко затрудняется или, в определенных случаях, становится невозможным. Об этом свидетельствуют случаи довольно широко распространенной «семейной картавости», которую ребенок усваивает, подражая своим родителям.

              Недопустимо «сюсюканье» взрослых с ребенком. Ребенок лишается не только правильного образца для подражания, но и стимула для улучшения своего произношения, ведь взрослым нравится его речь, и они сами подражают ей.

              При нормальном ходе речевого развития, к 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если  этого не происходит, «возрастное косноязычие» уже перестает быть «возрастным». Данная задержка свидетельствует о наличии каких-то причин, мешающих ребенку своевременно овладеть правильным произношением звуков речи. Здесь уже приходится говорить о дефектах звукопроизношения, требующих специальной логопедической помощи.

              Причины патологии детской речи:

              1. Неблагоприятные воздействия, как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов.

              От времени поражения зависит характер аномалии развития мозга в целом. Наиболее тяжёлое поражение мозга под влиянием различных вредностей (инфекций, интоксикаций) обычно возникает в период раннего эмбриогенеза, к примеру,  на 3-4 месяце внутриутробной жизни, в период наибольшей дифференциации нервных клеток. В зависимости от того, какие отделы нервной системы наиболее интенсивно развиваются в период влияния того или иного вредного фактора, недоразвитие может касаться преимущественно двигательных, сенсорных, речевых, а так же  интеллектуальных функций. Среди причин, вызывающих недоразвитие мозга, наиболее частыми являются инфекции или интоксикации матери во время беременности, токсикозы, родовая травма, асфиксия, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору, заболевания цнс.

              2. Заболевания в первые годы жизни ребёнка. Особенно пагубными для развития речи являются частые инфекционно–вирусные заболевания, менингоэнцефалиты и ранние желудочно-кишечные расстройства.

              3. Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.

              4. Наследственные факторы. А именно врождённые дефекты речевого аппарата: несращение верхней губы, челюсти, мягкого и твёрдого нёба; массивные и короткие подъязычные уздечки; изменения формы и относительной величины челюстей; патологическое расположение и формы зубов верхней и нижней челюстей.

              Большая роль в возникновении речевых нарушений и общего недоразвития речи, принадлежит генетическим факторам. В этих случаях речевой дефект может возникнуть под влиянием даже самых незначительных неблагоприятных внешних воздействий.

              5. Неблагоприятные социально – бытовые условия, приводящие к педагогической запущенности, нарушениям эмоционально – волевой сферы и дефициту в развитии речи.

              Если влияние этих факторов сочетается хотя бы с нерезко выраженной органической недостаточностью цнс или с генетической предрасположенностью, то нарушения речевого развития приобретают более стойкий характер и проявляются в виде общего недоразвития речи.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Основные причины патологии речи у детей дошкольного возраста.

               При  нормальном ходе речевого развития,  к 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если же этого не происходит, то «возрастное косноязычие» уже перестает быть «возрастным». Эта задержка свидетельствует о наличии каких либо причин, мешающих ребенку своевременно овладеть правильным произношением звуков речи. Здесь уже приходится говорить о дефектах звукопроизношения, требующих специальной логопедической помощи.

              С неправильным произношением звуков у детей мы встречаемся очень часто и рано, уже в младших группах дошкольного учреждения. Однако там чаще всего наблюдаются физиологические нарушения звукопроизношения.

            С созреванием речевого аппарата ребенка постепенно совершенствуется и его звукопроизношение, все более и более приближаясь к образцу речи взрослого.

              Совершенно необходимым условием для своевременного исчезновения «возрастного косноязычия» является правильная, отчетливая и неторопливая речь окружающих ребенка взрослых. Это образец для подражания, которому ребенок следует в нелегком для него процессе овладения правильным произношением звуков. Если  такой образец отсутствует, то усвоение ребенком правильной артикуляции звуков резко затрудняется или, в определенных случаях, становится невозможным. Об этом свидетельствуют случаи довольно широко распространенной «семейной картавости», которую ребенок усваивает, подражая своим родителям.

              Недопустимо «сюсюканье» взрослых с ребенком. Ребенок лишается не только правильного образца для подражания, но и стимула для улучшения своего произношения, ведь взрослым нравится его речь, и они сами подражают ей.

              При нормальном ходе речевого развития, к 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если  этого не происходит, «возрастное косноязычие» уже перестает быть «возрастным». Данная задержка свидетельствует о наличии каких-то причин, мешающих ребенку своевременно овладеть правильным произношением звуков речи. Здесь уже приходится говорить о дефектах звукопроизношения, требующих специальной логопедической помощи.

              Причины патологии детской речи:

              1. Неблагоприятные воздействия, как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов.

              От времени поражения зависит характер аномалии развития мозга в целом. Наиболее тяжёлое поражение мозга под влиянием различных вредностей (инфекций, интоксикаций) обычно возникает в период раннего эмбриогенеза, к примеру,  на 3-4 месяце внутриутробной жизни, в период наибольшей дифференциации нервных клеток. В зависимости от того, какие отделы нервной системы наиболее интенсивно развиваются в период влияния того или иного вредного фактора, недоразвитие может касаться преимущественно двигательных, сенсорных, речевых, а так же  интеллектуальных функций. Среди причин, вызывающих недоразвитие мозга, наиболее частыми являются инфекции или интоксикации матери во время беременности, токсикозы, родовая травма, асфиксия, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору, заболевания цнс.

              2. Заболевания в первые годы жизни ребёнка. Особенно пагубными для развития речи являются частые инфекционно–вирусные заболевания, менингоэнцефалиты и ранние желудочно-кишечные расстройства.

              3. Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.

              4. Наследственные факторы. А именно врождённые дефекты речевого аппарата: несращение верхней губы, челюсти, мягкого и твёрдого нёба; массивные и короткие подъязычные уздечки; изменения формы и относительной величины челюстей; патологическое расположение и формы зубов верхней и нижней челюстей.

              Большая роль в возникновении речевых нарушений и общего недоразвития речи, принадлежит генетическим факторам. В этих случаях речевой дефект может возникнуть под влиянием даже самых незначительных неблагоприятных внешних воздействий.

              5. Неблагоприятные социально – бытовые условия, приводящие к педагогической запущенности, нарушениям эмоционально – волевой сферы и дефициту в развитии речи.

              Если влияние этих факторов сочетается хотя бы с нерезко выраженной органической недостаточностью цнс или с генетической предрасположенностью, то нарушения речевого развития приобретают более стойкий характер и проявляются в виде общего недоразвития речи.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНУ ПО МЕТОДИКЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Настоящее учебно-методическое пособие позволит студентам по специальности 44.02.01 Дошкольное образование систематизировать знания в области методики развития речи детей дошкольного возраста.Структура...

    ЛЕКЦИЯ по дисциплине ОП.01 ПЕДАГОГИКА для проведения занятия со студентами по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» Тема: "Экскурсия как форма обучения детей дошкольного возраста"

    Цель: ·         дать знания студентам о такой форме обучения в ДОУ, как экскурсия, её цели и задачи в организации педагогического процесса;·...

    Консультация по развитию речи в старшем дошкольном возрасте на тему: "Моделирование, как средство совершенствования связной речи у детей старшего дошкольного возраста".

    Моделирование - одно из наиболее эффективных приемов для совершенствования связной речи детей старшего дошкольного возраста....

    Рецензия на программу по развитию мелкой моторики "Очумелые ручки" для детей дошкольного возраста с нарушением зрения

    Рецензия на программу   по развитию мелкой моторики учителя - тифлопедагога МАДОУ №3 "Надежда" Казеевой Ларисы Геннадьевны....

    ВКР: Произведения живописи как средство развития образной речи в старшем дошкольном возрасте

    Студентка четвёртого курса Власова Юля Анатольевна в своей выпускной квалификационной работе считает необходимым выяснить, насколько целесообразно использование пр...

    Карта профессионального развития "Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста"

    центр для несовершеннолетних»(Стационарное отделение с. Красный Яр)  Карта профессионального развития Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста и младшего школьного возра...