Причины возникновения нарушений речи у детей дошкольного возраста.
статья по теме

Цымбалова Татьяна Васильевна

           При  нормальном ходе речевого развития,  к 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если же этого не происходит, то «возрастное косноязычие» уже перестает быть «возрастным». Эта задержка свидетельствует о наличии каких либо причин, мешающих ребенку своевременно овладеть правильным произношением звуков речи. Здесь уже приходится говорить о дефектах звукопроизношения, требующих специальной логопедической помощи.

         С неправильным произношением звуков у детей мы встречаемся очень часто и рано, уже в младших группах дошкольного учреждения. Однако там чаще всего наблюдаются физиологические нарушения звукопроизношения.

        С созреванием речевого аппарата ребенка постепенно совершенствуется и его звукопроизношение, все более и более приближаясь к образцу речи взрослого.

          Совершенно необходимым условием для своевременного исчезновения «возрастного косноязычия» является правильная, отчетливая и неторопливая речь окружающих ребенка взрослых. Это образец для подражания, которому ребенок следует в нелегком для него процессе овладения правильным произношением звуков. Если  такой образец отсутствует, то усвоение ребенком правильной артикуляции звуков резко затрудняется или, в определенных случаях, становится невозможным. Об этом свидетельствуют случаи довольно широко распространенной «семейной картавости», которую ребенок усваивает, подражая своим родителям.

          Недопустимо «сюсюканье» взрослых с ребенком. Ребенок лишается не только правильного образца для подражания, но и стимула для улучшения своего произношения, ведь взрослым нравится его речь, и они сами подражают ей.

          При нормальном ходе речевого развития, к 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если  этого не происходит, «возрастное косноязычие» уже перестает быть «возрастным». Данная задержка свидетельствует о наличии каких-то причин, мешающих ребенку своевременно овладеть правильным произношением звуков речи. Здесь уже приходится говорить о дефектах звукопроизношения, требующих специальной логопедической помощи.

          Причины патологии детской речи:

          1. Неблагоприятные воздействия, как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов.

          От времени поражения зависит характер аномалии развития мозга в целом. Наиболее тяжёлое поражение мозга под влиянием различных вредностей (инфекций, интоксикаций) обычно возникает в период раннего эмбриогенеза, к примеру,  на 3-4 месяце внутриутробной жизни, в период наибольшей дифференциации нервных клеток. В зависимости от того, какие отделы нервной системы наиболее интенсивно развиваются в период влияния того или иного вредного фактора, недоразвитие может касаться преимущественно двигательных, сенсорных, речевых, а так же  интеллектуальных функций. Среди причин, вызывающих недоразвитие мозга, наиболее частыми являются инфекции или интоксикации матери во время беременности, токсикозы, родовая травма, асфиксия, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору, заболевания цнс.

          2. Заболевания в первые годы жизни ребёнка. Особенно пагубными для развития речи являются частые инфекционно–вирусные заболевания, менингоэнцефалиты и ранние желудочно-кишечные расстройства.

          3. Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.

          4. Наследственные факторы. А именно врождённые дефекты речевого аппарата: несращение верхней губы, челюсти, мягкого и твёрдого нёба; массивные и короткие подъязычные уздечки; изменения формы и относительной величины челюстей; патологическое расположение и формы зубов верхней и нижней челюстей.

          Большая роль в возникновении речевых нарушений и общего недоразвития речи, принадлежит генетическим факторам. В этих случаях речевой дефект может возникнуть под влиянием даже самых незначительных неблагоприятных внешних воздействий.

          5. Неблагоприятные социально – бытовые условия, приводящие к педагогической запущенности, нарушениям эмоционально – волевой сферы и дефициту в развитии речи.

          Если влияние этих факторов сочетается хотя бы с нерезко выраженной органической недостаточностью цнс или с генетической предрасположенностью, то нарушения речевого развития приобретают более стойкий характер и проявляются в виде общего недоразвития речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные причины патологии речи у детей дошкольного возраста.

           При  нормальном ходе речевого развития,  к 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если же этого не происходит, то «возрастное косноязычие» уже перестает быть «возрастным». Эта задержка свидетельствует о наличии каких либо причин, мешающих ребенку своевременно овладеть правильным произношением звуков речи. Здесь уже приходится говорить о дефектах звукопроизношения, требующих специальной логопедической помощи.

          С неправильным произношением звуков у детей мы встречаемся очень часто и рано, уже в младших группах дошкольного учреждения. Однако там чаще всего наблюдаются физиологические нарушения звукопроизношения.

        С созреванием речевого аппарата ребенка постепенно совершенствуется и его звукопроизношение, все более и более приближаясь к образцу речи взрослого.

          Совершенно необходимым условием для своевременного исчезновения «возрастного косноязычия» является правильная, отчетливая и неторопливая речь окружающих ребенка взрослых. Это образец для подражания, которому ребенок следует в нелегком для него процессе овладения правильным произношением звуков. Если  такой образец отсутствует, то усвоение ребенком правильной артикуляции звуков резко затрудняется или, в определенных случаях, становится невозможным. Об этом свидетельствуют случаи довольно широко распространенной «семейной картавости», которую ребенок усваивает, подражая своим родителям.

          Недопустимо «сюсюканье» взрослых с ребенком. Ребенок лишается не только правильного образца для подражания, но и стимула для улучшения своего произношения, ведь взрослым нравится его речь, и они сами подражают ей.

          При нормальном ходе речевого развития, к 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если  этого не происходит, «возрастное косноязычие» уже перестает быть «возрастным». Данная задержка свидетельствует о наличии каких-то причин, мешающих ребенку своевременно овладеть правильным произношением звуков речи. Здесь уже приходится говорить о дефектах звукопроизношения, требующих специальной логопедической помощи.

          Причины патологии детской речи:

          1. Неблагоприятные воздействия, как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов.

          От времени поражения зависит характер аномалии развития мозга в целом. Наиболее тяжёлое поражение мозга под влиянием различных вредностей (инфекций, интоксикаций) обычно возникает в период раннего эмбриогенеза, к примеру,  на 3-4 месяце внутриутробной жизни, в период наибольшей дифференциации нервных клеток. В зависимости от того, какие отделы нервной системы наиболее интенсивно развиваются в период влияния того или иного вредного фактора, недоразвитие может касаться преимущественно двигательных, сенсорных, речевых, а так же  интеллектуальных функций. Среди причин, вызывающих недоразвитие мозга, наиболее частыми являются инфекции или интоксикации матери во время беременности, токсикозы, родовая травма, асфиксия, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору, заболевания цнс.

          2. Заболевания в первые годы жизни ребёнка. Особенно пагубными для развития речи являются частые инфекционно–вирусные заболевания, менингоэнцефалиты и ранние желудочно-кишечные расстройства.

          3. Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.

          4. Наследственные факторы. А именно врождённые дефекты речевого аппарата: несращение верхней губы, челюсти, мягкого и твёрдого нёба; массивные и короткие подъязычные уздечки; изменения формы и относительной величины челюстей; патологическое расположение и формы зубов верхней и нижней челюстей.

          Большая роль в возникновении речевых нарушений и общего недоразвития речи, принадлежит генетическим факторам. В этих случаях речевой дефект может возникнуть под влиянием даже самых незначительных неблагоприятных внешних воздействий.

          5. Неблагоприятные социально – бытовые условия, приводящие к педагогической запущенности, нарушениям эмоционально – волевой сферы и дефициту в развитии речи.

          Если влияние этих факторов сочетается хотя бы с нерезко выраженной органической недостаточностью цнс или с генетической предрасположенностью, то нарушения речевого развития приобретают более стойкий характер и проявляются в виде общего недоразвития речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация по развитию речи в старшем дошкольном возрасте на тему: "Моделирование, как средство совершенствования связной речи у детей старшего дошкольного возраста".

Моделирование - одно из наиболее эффективных приемов для совершенствования связной речи детей старшего дошкольного возраста....

Рецензия на программу по развитию мелкой моторики "Очумелые ручки" для детей дошкольного возраста с нарушением зрения

Рецензия на программу   по развитию мелкой моторики учителя - тифлопедагога МАДОУ №3 "Надежда" Казеевой Ларисы Геннадьевны....

Картотека игр по развитию речи для детей дошкольного возраста

Картотека включает игры на развтие речевого внимания, на развитие артикуляционного аппарата, на втоматизацию звуков и смену силы голоса для детей разных возрастных групп....

Консультация для родителей «Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста» с 3-7 лет.

Консультация для родителей «Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста» Здоровый позвоночник, правильная осанка, хорошо сформированная грудная клет...

Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста.

Формирование звуковой культуры речиу детей дошкольного возраста         Подготовила: Балакина .Л.П.      2020г.Звуковая куль...

Консультация для родителей "Проблемы формирования связной речи у детей дошкольного возраста"

Развитие связной речи является одной из важнейших актуальных задач в дошкольном учреждении, так как именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для начала формирования правильной речи....