Главные вкладки

    Статья по теме:
    Причины возникновения нарушений речи у детей дошкольного возраста.

    Цымбалова Татьяна Васильевна

               При  нормальном ходе речевого развития,  к 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если же этого не происходит, то «возрастное косноязычие» уже перестает быть «возрастным». Эта задержка свидетельствует о наличии каких либо причин, мешающих ребенку своевременно овладеть правильным произношением звуков речи. Здесь уже приходится говорить о дефектах звукопроизношения, требующих специальной логопедической помощи.

             С неправильным произношением звуков у детей мы встречаемся очень часто и рано, уже в младших группах дошкольного учреждения. Однако там чаще всего наблюдаются физиологические нарушения звукопроизношения.

            С созреванием речевого аппарата ребенка постепенно совершенствуется и его звукопроизношение, все более и более приближаясь к образцу речи взрослого.

              Совершенно необходимым условием для своевременного исчезновения «возрастного косноязычия» является правильная, отчетливая и неторопливая речь окружающих ребенка взрослых. Это образец для подражания, которому ребенок следует в нелегком для него процессе овладения правильным произношением звуков. Если  такой образец отсутствует, то усвоение ребенком правильной артикуляции звуков резко затрудняется или, в определенных случаях, становится невозможным. Об этом свидетельствуют случаи довольно широко распространенной «семейной картавости», которую ребенок усваивает, подражая своим родителям.

              Недопустимо «сюсюканье» взрослых с ребенком. Ребенок лишается не только правильного образца для подражания, но и стимула для улучшения своего произношения, ведь взрослым нравится его речь, и они сами подражают ей.

              При нормальном ходе речевого развития, к 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если  этого не происходит, «возрастное косноязычие» уже перестает быть «возрастным». Данная задержка свидетельствует о наличии каких-то причин, мешающих ребенку своевременно овладеть правильным произношением звуков речи. Здесь уже приходится говорить о дефектах звукопроизношения, требующих специальной логопедической помощи.

              Причины патологии детской речи:

              1. Неблагоприятные воздействия, как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов.

              От времени поражения зависит характер аномалии развития мозга в целом. Наиболее тяжёлое поражение мозга под влиянием различных вредностей (инфекций, интоксикаций) обычно возникает в период раннего эмбриогенеза, к примеру,  на 3-4 месяце внутриутробной жизни, в период наибольшей дифференциации нервных клеток. В зависимости от того, какие отделы нервной системы наиболее интенсивно развиваются в период влияния того или иного вредного фактора, недоразвитие может касаться преимущественно двигательных, сенсорных, речевых, а так же  интеллектуальных функций. Среди причин, вызывающих недоразвитие мозга, наиболее частыми являются инфекции или интоксикации матери во время беременности, токсикозы, родовая травма, асфиксия, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору, заболевания цнс.

              2. Заболевания в первые годы жизни ребёнка. Особенно пагубными для развития речи являются частые инфекционно–вирусные заболевания, менингоэнцефалиты и ранние желудочно-кишечные расстройства.

              3. Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.

              4. Наследственные факторы. А именно врождённые дефекты речевого аппарата: несращение верхней губы, челюсти, мягкого и твёрдого нёба; массивные и короткие подъязычные уздечки; изменения формы и относительной величины челюстей; патологическое расположение и формы зубов верхней и нижней челюстей.

              Большая роль в возникновении речевых нарушений и общего недоразвития речи, принадлежит генетическим факторам. В этих случаях речевой дефект может возникнуть под влиянием даже самых незначительных неблагоприятных внешних воздействий.

              5. Неблагоприятные социально – бытовые условия, приводящие к педагогической запущенности, нарушениям эмоционально – волевой сферы и дефициту в развитии речи.

              Если влияние этих факторов сочетается хотя бы с нерезко выраженной органической недостаточностью цнс или с генетической предрасположенностью, то нарушения речевого развития приобретают более стойкий характер и проявляются в виде общего недоразвития речи.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Основные причины патологии речи у детей дошкольного возраста.

               При  нормальном ходе речевого развития,  к 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если же этого не происходит, то «возрастное косноязычие» уже перестает быть «возрастным». Эта задержка свидетельствует о наличии каких либо причин, мешающих ребенку своевременно овладеть правильным произношением звуков речи. Здесь уже приходится говорить о дефектах звукопроизношения, требующих специальной логопедической помощи.

              С неправильным произношением звуков у детей мы встречаемся очень часто и рано, уже в младших группах дошкольного учреждения. Однако там чаще всего наблюдаются физиологические нарушения звукопроизношения.

            С созреванием речевого аппарата ребенка постепенно совершенствуется и его звукопроизношение, все более и более приближаясь к образцу речи взрослого.

              Совершенно необходимым условием для своевременного исчезновения «возрастного косноязычия» является правильная, отчетливая и неторопливая речь окружающих ребенка взрослых. Это образец для подражания, которому ребенок следует в нелегком для него процессе овладения правильным произношением звуков. Если  такой образец отсутствует, то усвоение ребенком правильной артикуляции звуков резко затрудняется или, в определенных случаях, становится невозможным. Об этом свидетельствуют случаи довольно широко распространенной «семейной картавости», которую ребенок усваивает, подражая своим родителям.

              Недопустимо «сюсюканье» взрослых с ребенком. Ребенок лишается не только правильного образца для подражания, но и стимула для улучшения своего произношения, ведь взрослым нравится его речь, и они сами подражают ей.

              При нормальном ходе речевого развития, к 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если  этого не происходит, «возрастное косноязычие» уже перестает быть «возрастным». Данная задержка свидетельствует о наличии каких-то причин, мешающих ребенку своевременно овладеть правильным произношением звуков речи. Здесь уже приходится говорить о дефектах звукопроизношения, требующих специальной логопедической помощи.

              Причины патологии детской речи:

              1. Неблагоприятные воздействия, как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов.

              От времени поражения зависит характер аномалии развития мозга в целом. Наиболее тяжёлое поражение мозга под влиянием различных вредностей (инфекций, интоксикаций) обычно возникает в период раннего эмбриогенеза, к примеру,  на 3-4 месяце внутриутробной жизни, в период наибольшей дифференциации нервных клеток. В зависимости от того, какие отделы нервной системы наиболее интенсивно развиваются в период влияния того или иного вредного фактора, недоразвитие может касаться преимущественно двигательных, сенсорных, речевых, а так же  интеллектуальных функций. Среди причин, вызывающих недоразвитие мозга, наиболее частыми являются инфекции или интоксикации матери во время беременности, токсикозы, родовая травма, асфиксия, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору, заболевания цнс.

              2. Заболевания в первые годы жизни ребёнка. Особенно пагубными для развития речи являются частые инфекционно–вирусные заболевания, менингоэнцефалиты и ранние желудочно-кишечные расстройства.

              3. Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.

              4. Наследственные факторы. А именно врождённые дефекты речевого аппарата: несращение верхней губы, челюсти, мягкого и твёрдого нёба; массивные и короткие подъязычные уздечки; изменения формы и относительной величины челюстей; патологическое расположение и формы зубов верхней и нижней челюстей.

              Большая роль в возникновении речевых нарушений и общего недоразвития речи, принадлежит генетическим факторам. В этих случаях речевой дефект может возникнуть под влиянием даже самых незначительных неблагоприятных внешних воздействий.

              5. Неблагоприятные социально – бытовые условия, приводящие к педагогической запущенности, нарушениям эмоционально – волевой сферы и дефициту в развитии речи.

              Если влияние этих факторов сочетается хотя бы с нерезко выраженной органической недостаточностью цнс или с генетической предрасположенностью, то нарушения речевого развития приобретают более стойкий характер и проявляются в виде общего недоразвития речи.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Оздоровительные интегрированные занятия. (из опыта работы).

    В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с...

    Курсовая работа Развитие творческой активности у детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности

    Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективным средством дост...

    Развитие фонематических функций у детей дошкольного возраста через игру

    Данная презентация разработана   для проведения семинара - практикума с воспитателями ДОУ по теме Развитие Фонематических функций у детей дошкольного возраста через игру.В презентации можно ...

    Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"

    Что такое мелкая моторика и как ее развивать у детей дошкольного возраста...

    Карта профессионального развития "Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста"

    центр для несовершеннолетних»(Стационарное отделение с. Красный Яр)  Карта профессионального развития Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста и младшего школьного возра...