Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста.
статья

Балакина Лидия Павловна

 

Формирование звуковой культуры речи

у детей дошкольного возраста    

 

 

 

 

 

Подготовила: Балакина .Л.П.

 

 

 

 

 

 

2020г.

Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: 

  • правильное произношение звуков,
  • правильное произношение слов,
  • громкость и скорость речевого высказывания,
  • ритм,
  • паузы,
  • тембр,
  • логическое ударение и пр.,
  • нормальное функционирование речедвигательного аппарата,
  • нормальное функционирование слухового аппарата,
  • наличие полноценной окружающей речевой среды. 

В процессе воспитания у детей звуковой культуры речи в детском саду педагог решает задачи :

  • формирования у них правильного звукопроизношения,
  • четкого и ясного произнесения слов в соответствии с языковыми нормами,
  • развития голосового и речевого аппарата (умения регулировать громкость произнесения слов и фраз),
  • выработки умеренного темпа речи,
  • формирования правильного речевого дыхания,
  • формирования навыков умелого использования интонационных средств выразительности (изменение в зависимости от содержания высказывания высоты и силы голоса, темпа речи и т. д.),
  • воспитание звуковой культуры речи тесно связано с развитием слухового внимания и речевого слуха.

Реализация задач воспитания звуковой культуры речи осуществляется по двум основным направлениям:

1) развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха, включая его компоненты — фонематический, звуковысотный, ритмический слух, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи);

2) развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи (произношения звуков, четкой дикции и т. д.).

Работа по формированию звуковой культуры речи проводится в различных формах :

  • на занятиях, которые могут проводиться как самостоятельные занятия по звуковой культуре речи;
  • различные разделы звуковой культуры речи могут быть включены в содержание других занятий;
  • отдельные разделы работы по звуковой культуре речи включаются в музыкальные занятия (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения);
  • интегрированные занятия со специалистами ДОУ;
  • дополнительная работа по звуковой культуре речи включается в режимные моменты (различные игры, упражнения в игровой форме и др.).
  • прогулки.

Утренняя речевая гимнастика, приход и уход детей домой также используются педагогом для воспитания звуковой культуры речи. Так, во время утренней речевой гимнастики можно потренировать артикуляционный аппарат детей, уточнить и закрепить в игровой форме произношение того или иного звука. На прогулке и в другие режимные моменты — поупражнять отдельных детей в отчетливом произношении слов, в правильном употреблении интонационных средств выразительности. В вечерние часы организуются индивидуальные и групповые подвижные (с произнесением слов) сюжетно-ролевых, словесные, хоровые, речевые дидактические игры, например, с целью закрепления правильного произношения звуков, тренировки детей в длительном выдохе воздуха через рот. Работа вне занятий может быть организована с подгруппой детей, а также в индивидуальном порядке. Задача воспитателя заключается в том, чтобы помочь детям своевременно овладеть всеми сторонами звучащей речи. Высокая культура речи взрослых, постоянное общение с ребенком, организация и проведение речевых игр — все это залог успешного формирования правильной устной речи детей.

Используется разнообразный речевой материал:

  • звукоподражательные слова, потешки, поговорки, половицы, чистоговорки, скороговорки, стихотворения, небольшие сказки, рассказы;
  • специальные игры и упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, артикуляционного и голосового аппаратов;
  • сопровождается показом наглядного материала: предметных и сюжетных картинок, игрушек, муляжей, настольных игр, кинофильмов, видеофильмов, презентаций, театров, диафильмов и т.д..

Работа по воспитанию звуковой культуры речи в детском саду тесно связана с формированием словаря (активного и пассивного), грамматического строя, связной речи, с решением задач подготовки детей к школе.

Формирование звуковой культуры речи детей в разных возрастных группах воспитателями ДОУ с учетом ФГОС.

Первая младшая группа (от двух до трех лет).

Задачи воспитания звуковой культуры речи у детей третьего года жизни. 

Основной задачей воспитания звуковой культуры речи у детей третьего года жизни является обучение их правильному произношению звуков (знакомство с понятием  “звук”).

Поэтому большая часть заданий должна быть направлена на уточнение и закрепление правильного произношения гласных и согласных звуков, которые следует давать в определенной последовательности, с учетом их артикуляционной трудности. В этом возрасте уточняется произношение почти всех звуков русского языка, кроме группы шипящих, свистящих и соноров.

Далее проводится обучение воспроизведению звукоподражаний, а затем обучение отчетливому и внятному произнесению слов. Однако, чтобы научить детей четко и ясно воспроизводить звуки и слова, правильно пользоваться голосовым аппаратом (менять громкость и скорость речи, точно употреблять интонационные средства выразительности), необходимо прежде всего научить их внимательно вслушиваться в речь окружающих, то есть развивать слуховое восприятие. Эта работа является важной предпосылкой для формирования звуковой (произносительной) стороны речи. Функция речедвигательного анализатора формируется и развивается на базе слухового. Поэтому другой и не менее важной задачей воспитания звуковой культуры речи является развитие у детой слухового восприятия. Голосовой аппарат детей третьего года жизни еще недостаточно окреп. Малыши не всегда могут правильно им пользоваться, часто говорят тихо (или, наоборот, крикливо), не умеют понижать голос до шепота, когда этого требует обстановка. Поэтому следующая задача, которая стоит перед воспитателем, — научить детей регулировать громкость голоса, то есть развивать их голосовой аппарат. В связи с тем, что дети уже строят фразы из 34 и более слов, отвечают на вопросы, рассказывают об увиденном и услышанном, следует учить их пользоваться умеренным темпом речи, то есть говорить не торопясь. Приучая детей менять громкость голоса, темп речи, воспитатель тем самым подготавливает их к правильному использованию интонационных средств выразительности. Как известно, речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слитное и плавное произнесение слов и фраз. У детей третьего года жизни выдох, как правило, ослаблен, укорочен, поэтому некоторым детям трудно произносить ряд фрикативных звуков ([с], [з] и др.). Задача педагога заключается в том, чтобы научить малышей свободно, долго и плавно производить выдох через рот.

Таким образом, воспитание звуковой культуры речи у детей третьего года жизни должно быть направлено на усвоение и закрепление правильного произношения звуков, на выработку у них отчетливого и внятного произнесения слов и фраз, на развитие слухового восприятия, речевого слуха, на укрепление артикуляционного и голосового аппаратов, развитие речевого слуха.

Вторая младшая группа (от трех до четырех лет).

Задачи воспитания звуковой культуры у детей четвертого года жизни .

На четвертом году жизни детей работа по воспитанию звуковой культуры речи продолжается. Ее задача сводится к тому, чтобы не только уточнять и закреплять с дошкольниками уже знакомые им звуки, способствовать четкому и ясному их произношению в словах, фразах, но и помогать усваивать новые звуки, предупреждать закрепление их неправильного произношения, дифференцировать звуки на слух. Во второй младшей группе педагог продолжает развивать артикуляционный (координировать движения мышц языка, губ, нижней челюсти) и голосовой аппарат (научить дошкольников в повседневном общении и на занятиях четко отвечать на вопросы, произносить звуки, звукосочетания, слова и фразы с различной громкостью), развивает речевой слух (воспитатель продолжает учить детей вслушиваться в звучание звуков, слов, помогает им осознавать звуковую сторону слова, слышать в словах отдельные звуки), развивает слуховое восприятие и темп речи (научить детей говорить не спеша, пользоваться интонационными средствами выразительности). А также воспитатель развивает речевое дыхание (выработка продолжительного и плавного выдоха через рот, рационально расходовать воздух при произнесении изолированных звуков, на одном выдохе протяжно произносить гласные, некоторые фрикативные согласные ([в], [ф], [с], [з]) и учит детей правильно пользоваться интонационными средствами выразительности.

Показатели развития. Ребенок к концу года должен :

- правильно и четко произносить гласные звуки “А”, “О”, “У”, “Ы”, “И” - изолированно, в словах и фразовой речи;

- правильно и четко произносить согласные звуки “М”, “Б”, “П”, “”Т”, “Д”, “Н”, “К”, “Г”, “Х”, “Ф”, “В”, “Л”, “С”, “Ц” - изолированно, в словах и фразовой речи;

- уметь произвольно регулировать силу голоса (громко — тихо), темп речи (быстро — медленно), речевое дыхание;

- использовать выразительные средства речи — темп и ритм, паузы, разнообразные интонации;

- понимать значение терминов “звук” и “слово”.

Средняя группа (от четырех до пяти лет).

Задачи воспитания звуковой культуры речи у детей пятого года 

       Воспитание звуковой культуры речи в средней группе проводится с учетом тех навыков, которые были получены детьми в младших группах. На данном возрастном этапе педагог учит детей правильно и четко произносить все звуки родного языка (На пятом году жизни у большинства детей, при систематических и планомерных занятиях в предшествующих группах, завершается процесс овладения звуками родного языка.). Необходимо уделять особое внимание сложным звукам: свистящим, шипящим, звукам [л] и [р]; отчетливо произносить слова и фразы; формировать навык умелого пользования интонационными средствами выразительности (пользоваться умеренным темпом речи, менять громкость своего голоса с учетом содержания высказывания). Формировать высокий уровень развития у дошкольников речевого слуха, который дает им возможность и самим шире применять разные средства выразительности: повышать и понижать тон голоса, выделять во фразах отдельные слова и группы слов, правильно выдерживать паузы, выражать эмоционально-волевое отношение к произносимому, точно использовать литературные нормы произношения слов. Развивать речевое дыхание (удлиняется выдох, гласные звуки они способны произносить в течение 3-7 секунд, свободный выдох при дутье на султанчик несколько короче — от 2 до 5 секунд, дети произносят фразы, состоящие из большего количества слов). Совершенствовать работу артикуляционного и голосового аппаратов (достаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата у детей  этого возраста дает им возможность осуществлять более точные движения языком, губами, которые создают условия для правильного произношения трудных звуков). Развивать фонематическое восприятие (формирование правильного звукопроизношения тесно связано с развитием фонематического восприятия). Сформированность фонематического восприятия имеет большое значение не только для правильного овладения звуками, дикцией, но и для подготовки детей к усвоению грамоты. Дети способны узнавать на слух тот или иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук. Дети вслушиваются в слова, пытаются найти сходство в их звучании (они способны и сами подбирать близкие по звучанию слова), при интонационном выделении звука могут установить его наличие в слове, часто играют со звуками, неоднократно повторяя заинтересовавшие их, порой даже бессмысленные звукосочетания. Воспитатель продолжает развивать речевой слух (развитый речевой слух дает возможность детям различать повышение и понижение громкости голоса в речи взрослых, замечать ускорение и замедление темпа речи, улавливать различные интонационные средства выразительности, дети неплохо подражают взрослым, точно передавая их интонацию, улавливая на слух различные оттенки их речи).

Ребенок к концу года должен уметь : 

  • правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах и во фразовой речи;
  • различать короткие и длинные слова, похожие и непохожие, звонкие, громкие и тихие;
  • делить слова на слоги;
  • дифференцировать твердые и мягкие согласные, называть их изолированно;
  • определять и называть первый звук в слове (без призвука гласного);
  • произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание.

Старшая группа (от пяти до шести лет).

Задачи воспитания звуковой культуры речи у детей шестого года жизни 

  • продолжать укреплять артикуляционный аппарат;
  • упражнять в правильном произношении звуков (особенно группы свистящих и шипящих, звуков [л] и [р]), в четком и ясном произнесении слов;
  • продолжать развивать фонематический слух учить различать на слух и в произношении звуки, близкие по звучанию и произношению,
  • учить определять место звука в слове (начало, середина, конец),
  • правильно использовать различную громкость голоса, темп речи, интонационные средства выразительности;
  • совершенствовать фонематическое восприятие, речевое дыхание;
  • показывать образцы литературного произношения слов;
  • устранять недостатки звукопроизношения, другие дефекты речи.

Показатели развития. К концу учебного года ребенок должен : 

  • понимать и использовать в речи термины “звук” и “слово”, “предложение”;
  • определять место звука в слове: в начале, в середине и в конце;
  • различать гласные, согласные; твердые и мягкие согласные; звонкие и глухие согласные звуки;
  • пользоваться графическим обозначением звуков (гласные — красные, твердые согласные — синие, мягкие согласные — зеленые);
  • проводить звуковой анализ слов;
  • читать слова, слоги, предложения, небольшие стихотворные тексты;
  • составлять предложение из двух, трех слов, анализировать его.

Дети имеют хорошо развитый фонематический слух: могут выделять определенные звуки, вычленять из фраз слова с заданными звуками, находящимися даже в определенной позиции, подбирать слова на названный звук и пр.

Подготовительная к школе группа (от шести до семи лет).

Задачи воспитания звуковой культуры речи у детей седьмого года жизни.

К моменту поступления в подготовительную группу у большинства детей, как правило, звуковая сторона речи развита достаточно хорошо. Они верно произносят все звуки родного языка, достаточно четко — слова, соблюдая при этом нормы литературного произношения; отвечают на вопросы, не торопясь; изменяют в зависимости от содержания высказывания голос, темп речи; правильно пользуются интонационными средствами выразительности. На данном возрастном этапе дети имеют хорошо развитый фонематический слух. При полноценном обучении в предшествующих возрастных группах шестилетние дети овладевают элементарными навыками звукового анализа слова: могут выделять определенные звуки, вычленять из фраз слова с заданными звуками, находящимися даже в определенной позиции, подбирать слова на названный звук и пр. При специальном обучении способны к концу учебного года произвести полный звуковой анализ слова. Возможные недочеты произносительной стороны речи в этом возрасте выражаются в том, что некоторые дети недостаточно четко дифференцируют отдельные звуки (как на слух, так и в произношении), невнятно произносят слова, не всегда регулируют громкость голоса, темп речи, не умеют правильно пользоваться интонацией. В подготовительную к школе группу иногда поступают дети, имеющие дефекты в произношении звуков, неясно произносящие слова, что связано с вялой артикуляцией, с разнообразными дефектами речи (косноязычие и пр.). На данном возрастном этапе воспитатель продолжает совершенствовать произносительную сторону речи, развивать

фонематическое восприятие детей, голосовой аппарат. 

Развитие звуковой культуры речи на музыкальных занятиях.

Особое внимание следует обратить на возможность использования музыкальных занятий в работе над звуковой культурой речи. Эта работа должна проводиться согласованно воспитателем и музыкальным работником, так как отдельные элементы музыкального занятия (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения) развивают у детей речевой слух, речевое дыхание, голос, дикцию, темп, ритм и интонационную выразительность речи.

Музыкальный работник может во многом помочь в развитии звуковой культуры речи детей, правильно используя различные части музыкальных занятий для достижения поставленной цели.

Так, развитию речевого слуха способствуют попевки, проводимые на различных звуках, пение песен, проведение игр-хороводов. Для развития речевого дыхания большое значение имеет пение. Оно приучает детей рассчитывать выдох на музыкальную фразу, не нарушая мелодии песни.

Попевки и песни приучают пользоваться естественным голосом без напряжения и крика, вырабатывают умение владеть голосом; петь громко или тихо. Пение дает также возможность вырабатывать у детей протяжное произнесение гласных звуков и четкое, внятное, но не утрированное произнесение согласных звуков, приучает детей ясно и четко, без лишнего напряжения произносить слова песни, т, е. помогает вырабатывать хорошую дикцию, Все части музыкального занятия способствуют развитию у детей нормального темпа и ритма, вырабатывают слитность и плавность речи, умение пользоваться интонационными средствами выразительности. 

 

Литература. 

  1. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. — 64 с.
  2. Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб.пособие для студентов пед.ин-тов по спец. “Дошкольная педагогика и психология”. / А.М. Бородич - 2-е изд. - М.:

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Оздоровительные интегрированные занятия. (из опыта работы).

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с...

Причины возникновения нарушений речи у детей дошкольного возраста.

         При  нормальном ходе речевого развития,  к 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если же этого не происходит, ...

Формирование звуковой культуры речи дошкольников

Ваш малыш растет, открывает для себя мир, ищет себя в многообразии отношений, самоутверждается. И так хочется, чтобы он, делая первые, самые важные шаги в своей жизни, чувствовал себя комфортно и увер...

Формирование ИКТ - компетентности будущего воспитателя детей дошкольного возраста в период производственной практики

В статье раскрывается опыт работы подготовки студентов в области ИКТ – компетенций в ходе учебной и производственной практики ПМ 03 «Организация занятий по основным общеобразовательным программам...

Формирование ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью

Анализ наблюдений показывает, что схема собственного тела с трудом усваивается детьми с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью) в старшем дошкольном возрасте. Ориентировка на себе ф...

Картотека игр по развитию речи для детей дошкольного возраста

Картотека включает игры на развтие речевого внимания, на развитие артикуляционного аппарата, на втоматизацию звуков и смену силы голоса для детей разных возрастных групп....

Консультация для родителей "Проблемы формирования связной речи у детей дошкольного возраста"

Развитие связной речи является одной из важнейших актуальных задач в дошкольном учреждении, так как именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для начала формирования правильной речи....