Порошки как лекарственная форма. Способы выписывания
методическая разработка

Порошки как лекарственная форма. Способы выписывания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poroshki_kak_lekarstvennaya_forma._sposoby_vypisyvaniya.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБПОУ « РОСЛАВЛЬСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Рассмотрено                                                 УТВЕРЖДАЮ

На заседании ЦМК ОПД                             Заместитель директора

Протокол №__ от ______2022                        по учебно-воспитательной работе

Председатель ЦМК: ____                           _______________________

                                                                     /Н.В. Некрашевич/

                                                                     «___» _____________2022

Методическая разработка

теоретического занятия для преподавателя

Тема: « Порошки как лекарственная форма. Способы выписывания»

МДК 02.01. « Технология изготовления лекарственных форм»

ПМ 02. «Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля»

                                                                                                                                           Составитель: Бойко А.А.,

преподаватель технологии

изготовления лекарственных форм

г.Рославль

2022г.

Теоретическое занятие № 3

 Тема: Порошки как лекарственная форма.

Продолжительность занятия: 90 мин.

Цели занятия:

- Сформировать у студентов теоретические знания о порошках как о лекарственной форме;

- Развивать логическое мышление, внимание;

- Воспитать умение слушать, дисциплинированность, вызвать интерес к данной теме.

Задачи:

- Дать студентам представление о порошках, их классификации

- Объяснить способы прописывания порошков в рецептах

- Раскрыть общую технологию изготовления порошков

Студент должен знать:

- определение порошков как лекарственной формы

- классификацию порошков

- способы выписывания порошков в рецептах

-  стадии изготовления порошков

Студент должен уметь:

- определять способ выписывания порошков в рецепте

- рассчитывать количества лекарственных веществ, находить общую массу порошка

Студент должен обладать общими компетенциями:

ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии

ОК.2. Организовывать собственную деятельность

ОК.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК.6. Уметь работать в коллективе

Студент должен обладать профессиональными компетенциями:

ПК.2.1. Изготавливать лекарственные формы по рецептам

ПК.2.3. Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств

ПК.2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности

ПК.2.5. Оформлять документы первичного учета

Вид занятия: теоретическое

Тип занятия: урок передачи и усвоения новых знаний

Место проведения: кабинет технологии изготовления лекарственных форм

Литература:

  1. Погорелов В.И. Фармацевтическая технология. Феникс. 2002г.
  2. Синева Д.Н. Справочное пособие по аптечной технологии лекарств. С-П. 2001г.

Оснащение занятия:

- методическая разработка теоретического занятия для преподавателя

- мультимедиа

Внутрипредметные связи:

- Нормирование качества лекарственных средств

- Дозирование по массе

Межпредметные связи:

- Латинский язык (чтение и перевод рецептов)

- Контроль качества лекарственных форм (знание физико-химических свойств лекарственных веществ)

- Фармакология (правила выписывания рецептов на твердые лекарственные формы)

Структура занятия

1. Организационный момент    - 2 мин.

2.Мотивация и постановка целей   - 3мин.

3.Изложение нового материала - 80 мин.

4.Закрепление материала - 3мин.

5.Задание на дом - 2 мин.

Содержание занятия

  1. Организационный момент. Преподаватель приветствует студентов, обращает внимание на внешний вид, готовность к занятию, отмечает отсутствующих. Студентам сообщается тема занятия, план.

План изложения нового материала:

  1. Определение порошков как лекарственной формы согласно государственной фармакопеи.
  2. Достоинства и недостатки порошков как лекарственной формы.
  3. Требования, предъявляемые к порошкам.
  4. Классификация порошков по применению, способу дозирования, составу.
  5. Способы прописывания порошков: распределительный и разделительный.
  6. Общая технология порошков.
  7. Хранение, отпуск порошков.

  1. Мотивация и постановка целей. Преподаватель сообщает цели  и задачи занятия, отмечает значение данной темы в будущей практической деятельности: В аптеки достаточно часто поступают рецепты, в которых выписаны порошки, как для взрослых, так и для детей. Поэтому, для обеспечения больных качественными лекарственными препаратами фармацевт должен знать основные правила изготовления порошков и их отпуска из аптеки. По данной теме проводится несколько практических занятий, на которых студенты, изучив предложенные лекарственные формы, физико-химические свойства лекарственных веществ, пользуясь таблицами, самостоятельно изготавливают данную лекарственную форму и оформляют к отпуску.

  1. Содержание нового материала

Порошки – твердая, официальная лекарственная форма ,состоящая из одного или нескольких лекарственных веществ и обладающая свойством сыпучести.

Широкое применение порошков можно объяснить их преимуществами перед другими лекарственными формами:

  1. Высокая фармакологическая активность, связанная с тонким измельчением веществ;
  2. Несложность изготовления (по сравнению с таблетками);
  3. Портативность и большая устойчивость при хранении (по сравнению с ЖЛФ);
  4. Универсальность состава – в них могут входить вещества с разными физико-химическими свойствами (органические и неорганические, жидкие, вязкие).

Но вместе с тем порошки могут иметь и недостатки:

  1. Более медленное по сравнению с растворами действие лекарственных веществ, т.к. прежде чем всосаться, порошки должны раствориться;
  2. Некоторые вещества могут изменять свои свойства под воздействием внешних факторов (кислорода воздуха, влаги, терять кристаллизационную воду, поглощать углекислый газ и др.);
  3. Некоторые вещества могут оказывать раздражающее действие на слизистую оболочку (натрия и калия бромид);
  4. Вещества с горьким вкусом, пахучие и красящие неудобны при приеме.

Как к любой лекарственной форме, ГФ ХI предъявляет к порошкам определенные требования:

- однородность

- сыпучесть

- допустимые нормы отклонения в массе отдельных доз

- цвет, запах, вкус

- упаковка и оформление

По указанию ГФ XI порошки должны быть однородными при рассмотрении невооруженным глазом. Порошки, применяемые для лечения ран, слизистых оболочек, для новорожденных и детей до 1 года жизни должны быть стерильными и готовиться в асептических условиях.

Классификация порошков:

  1. По способу применения-

- внутренние

- наружные (присыпки, нюхательные, для вдуваний)

2. По составу-

- простые (состоят из одного вещества)

- сложные (состоят из 2-х и более веществ)

3. По характеру дозирования-

- неразделенные (недозированные)- отпускаются больному общей массой, больной сам осуществляет дозирование

- разделенные (дозированные)- дозирование производится в аптеке

   Рецепты на недозированные порошки выписывают простым перечислением названий лекарственных веществ, их количеств и способа применения. Например:

Rp: Acidi borici 25,0

D.S. По 1 чайной ложке на стакан воды для полосканий

Существует 2 способа прописывания порошков в рецепте – разделительный и распределительный.

(слайд 8) 1. Распределительный – в рецепте указывают название лекарственного вещества, его количество на 1 дозу и сколько таких доз нужно взять:

Rp: Glucosi 0,25                                           Возьми: Глюкозы 0,25

       Da tales doses № 30                              Дай таких доз № 30

       Signa. По 1 порошку 3 раза в день .    Обозначь.

(слайд 9) 2. Разделительный – указываются название лекарственного вещества, его количество на все приемы и на сколько доз нужно разделить эту массу:

Rp: Glucosi 25,0                                           Возьми: Глюкозы 25,0

Divide in partes aequales № 20                    Раздели на равные части № 20

Da.Signa. По 1 порошку 3 раза в день .     Дай. Обозначь.

Если в рецепте выписан сложный порошок, то после перечисления ингредиентов врач обращается фразой «пусть будет сделан порошок» -

Rp: Magnii oxydi 0,3

       Natrii hydrocarbonatis 0,5

       Misce, fiat pulvis

       Da tales doses № 10

       S. По 1 порошку 2 раза в день

 

           Общая технология порошков

 

Технология порошков включает подготовительные стадии (измельчение и просеивание) и основные (смешивание, дозирование и упаковка).

Измельчение: Имеет большое значение для лучшего смешивания и точного дозирования. При измельчении размер частиц выравнивается, после чего они легко смешиваются и не расслаиваются при дозировании. Тонко измельченные порошки быстрее растворяются, всасываются, полнее участвуют в химических процессах и т.д. Степень измельчения порошков оценивается визуально, невооруженным глазом – не должно обнаруживаться отдельных частиц, блестков во всей массе. В аптеке для измельчения лекарственных веществ используют аптечные ступки с пестиками (7 номеров). Для каждого размера ступки имеются максимумы загрузок, которые не должны превышать 1/20 ее объема. При измельчении небольшое количество лекарственного вещества теряется в порах ступки, поэтому необходимо знать величину потерь лекарственных веществ в ступках. Разработана таблица потерь лекарственных веществ при растирании в ступке № 1. Для ступок других размеров величину потери, рассчитанную для ступки № 1, умножают на коэффициент рабочей поверхности. Учитывая величину относительных потерь, измельчение следует начинать с вещества, имеющего наименьшие потери при растирании, простого списка, выписанного в большем количестве. Кроме ступок, для растирания веществ в аптеках можно использовать кофемолки, аппарат Исламгулова.

Просеивание – в аптеках встречается редко, в основном просеивают измельченное растительное сырье.

 Смешивание – равномерное распределение частиц одного вещества с частицами другого, при этом достигается однородность порошка. Различают 2 вида смешивания:

  1. ингредиенты порошка выписаны в равных или приблизительно равных количествах
  2. ингредиенты выписаны в разных количествах

Если вещества выписаны в равных (приблизительно равных) количествах, то:

А) если их физико-химические свойства одинаковы, то смешивание начинают с вещества, у которого наименьшие потери при растирании в ступке

Б) если свойства веществ сильно отличаются, то измельчение и смешивание начинают с крупнокристаллического вещества

В) если содержатся легкораспыляющиеся вещества, то их добавляют в последнюю очередь

Если вещества выписаны в разных количествах, то смешивание начинают с вещества, выписанного в меньшем количестве (по принципу от меньшего к большему). Но сначала поры ступки затирают веществом, прописанным в большем количестве, простого списка, высыпают его на капсулу, оставив в ступке примерно столько, сколько следует взять вещества в меньшем количестве, но не меньше 0,1.

Важно не вообще длительно перемешивать порошковую массу, а длительно измельчать и тщательно перемешивать первые порции лекарственных веществ в малых количествах.

Дозирование – это разделение массы порошка на отдельные дозы. Дозируются порошки на аптечных ручных весах, затем высыпаются на капсулы. Для дозирования больших количеств порошка используют ложки-дозаторы. Точность дозирования зависит от чувствительности весов, степени измельчения порошка, точности взвешивания.

До начала работы на аптечных весах и после ее окончания весы протирают салфеткой, смоченной раствором спирто-эфирной смеси 1:1 или раствором перекиси водорода 3%.

Упаковка и оформление порошков – в зависимости от физико-химических свойств лекарственных веществ порошки, содержащие пахучие и летучие вещества, упаковывают в пергаментные капсулы; выветривающиеся и гигроскопичные – в вощеные или парафинированные; остальные- в бумажные капсулы. Расфасованные порошки помещают в бумажный пакет или коробочку и оформляют основной этикеткой «Внутреннее» или «Наружное» в зависимости от способа назначения. Недозированные порошки можно отпускать в баночках, полиэтиленовых пакетиках, красящие порошки отпускают в желатиновых капсулах. При необходимости наклеивают дополнительные (предупредительные) этикетки (например, «Детское»).

  1. Закрепление материала. С целью актуализации опорных моментов темы, выяснения понимания нового материала преподаватель задает вопросы:

- Что собой представляют порошки как лекарственная форма?

- Какие виды порошков бывают?

- Какими способами могут быть выписаны дозированные порошки?

- В чем заключается распределительный способ выписывания порошков?

- В чем заключается разделительный способ выписывания порошков?

- Для чего производят измельчение лекарственных веществ?

- В чем заключается процесс смешивания лекарственных веществ?

- Что такое дозирование порошка и с помощью чего его производят?

  1. Задание на дом. Преподаватель обращает внимание студентов на основные вопросы, необходимые для повторения к следующему занятию по данной теме:

 - Что собой представляют порошки как лекарственная форма?

- Какими достоинствами и недостатками обладают порошки?

- Какова классификация порошков?

- Какими способами могут быть выписаны дозированные порошки?

- В чем заключается распределительный способ выписывания порошков?

- В чем заключается разделительный способ выписывания порошков?

- Для чего производят измельчение лекарственных веществ?

- В чем заключается процесс смешивания лекарственных веществ?

- Что такое дозирование порошка и с помощью чего его производят?

- Как упаковывают и оформляют порошки?

Рекомендуемая литература:

- Аванесьянц Э.М. Технология изготовления лекарственных форм. Феникс.2002г.

- Лекционный материал

- Погорелов В.И.Фармацевтическая технология.Феникс.2002г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые виды лекарственных форм, применяемые в медицине Лекарственные формы длительного действия - пролонги

Доклад преподавателя Рощак О.Г. на засидании ЦМК «Клинических дисциплин»Новые виды лекарственных форм, применяемые в медицинеЛекарственные формы длительного действия - пролонги...

Презентация по учебной дисциплине Фармакология, раздел 2. Рецептура, тема: "Твердые лекарственные формы. Мягкие лекарственные формы"

Электронная презентация подготовлена для проведения теоретических занятий по учебной дисциплине Фармакология в учебных группах специальностей 31.02.01 Лечебное дело, 34.02.01 Сестринское дело....

Таксировка рецептов на готовые лекарственные формы и на лекарственные формы экстемпорального изготовления.

     Практическое руководство для студентов профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального обр...

Разработка теоретического занятия Порошки как лекарственная форма. Способы выписывания

разработка теоретического занятия для специальности Фармация по МДК Технология изготовления лекарственных форм...

Разработка теоретического занятия Изготовление порошков с лекарственными средствами сп.А и Б

Разработка теоретического занятия по МДК Технология изготовления лекарственных форм специальности Фармация...

Теоретическое занятие "Истинные растворы. Способы изготовления жидких лекарственных форм"

В разработке рассматриваются вопросы определения растворов как лекарственной формы, способы изготовления растворов, определение процентной концентрции, общего объема ЖЛФ...

Методическая разработка практического занятия «Выписывание в рецепте лекарственных форм»

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к результатам освоения рабочей учебной программы по фармакологии, предусмотренных Федеральным Государственным образовательным стандарто...