Разработка теоретического занятия Изготовление порошков с лекарственными средствами сп.А и Б
методическая разработка

Сухова Людмила Павловна

Разработка теоретического занятия по МДК Технология изготовления лекарственных форм специальности Фармация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8-9._poroshki_sp._a_i_b.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство здравоохранения  Амурской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего специального образования

Амурский медицинский колледж

Методическая разработка

теоретического занятия для преподавателя

Тема: «Изготовление порошков с веществами сп.А и сп.Б»

Междисциплинарный курс: «Технология изготовления лекарственных форм»

П.М. 02. « Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля»

Специальность: 060301 «Фармация»

                                                                                                     Составлена: Суховой Л.П.,

                                                                                                     преподавателем технологии

                                                                                                     изготовления лекарственных

                                                                                                     форм

                                                            г. Благовещенск

                                                                    2013г.

 Тема: Изготовление порошков с веществами сп.А и сп.Б.

Время занятия: 90 минут.

Вид занятия : теоретическое

Тип занятия: урок передачи и усвоения новых знаний

 Цель занятия:

- Сформировать у студентов знания по приготовлению порошков с сильнодействующими и ядовитыми веществами

Задачи:

- Объяснить технологию изготовления суспензионных и эмульсионных мазей

- Повторить материал по правилам выписывания порошков в рецептах

- Развивать способность к мышлению, логике

- Воспитывать организованность, внимательность

Место проведения: кабинет технологии изготовления лекарственных форм

Дидактическое оснащение:

 - методическая разработка теоретического занятия для преподавателя

- презентация

 Студенты должны знать:

- правила прописывания порошков в рецептах

- технологию изготовления порошков с сильнодействующими веществами

- технологию изготовления порошков с ядовитыми и наркотическими веществами

- понятие «тритурация»

- правила оформления порошков к отпуску

 Студенты должны уметь:

- определять способ прописывания порошков

- анализировать свойства лекарственных веществ

- производить необходимые расчеты

- оформлять лекарственную форму к отпуску

 В результате обучения студент должен овладеть общими компетенциями:

- ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии

- ОК.2. Организовывать собственную деятельность

- ОК.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

- ОК.6.Уметь работать в коллективе

Студент должен овладеть профессиональными компетенциями:

- ПК.2.1. Изготавливать лекарственные формы по рецептам

- ПК.2.3. Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств

- ПК.2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности

- ПК.2.5. Оформлять документы первичного учета

Внутрипредметные связи:

- дозирование по массе

- мягкие лекарственные формы

- упаковка и оформление лекарственных форм

Межпредметные связи:

- латинский язык ( чтение и перевод рецептов)

- фармакология (правила выписывания рецептов)

- контроль качества лекарственных средств (свойства лекарственных веществ)

Литература:

  1. Погорелов В.И. Фармацевтическая технология. Феникс. 2002г.
  2. Краснюк И.И., Михайлова Г.В. Фармацевтическая технология. М. 2004г.

Структура занятия

 1. Организационный момент  -                                      3 мин.

 2. Повторение пройденного материала –                      10мин.

 3. Изучение нового материала-                                      70 мин.

.4. Закрепление –                                                              5мин.

 5. Задание на дом -                                                          2мин.

Содержание занятия

I . Организационный момент. Преподаватель отмечает отсутствующих, опоздавших студентов, готовность аудитории к занятию. Сообщает тему и  план занятия:

1. Изготовление порошков с сильнодействующими веществами

2. Изготовление порошков с веществами сп.А

3. Тритурация – определение, случаи ее использования

II. Повторение пройденного материала:

1. Что собой представляют порошки как лекарственная форма?

2. Какими способами выписывают порошки в рецептах?

3. Какие вещества относят к сп.Б и каковы правила хранения и работы с ними?

4. Какие вещества относят к сп.А и каковы условия их хранения?

5. Каковы правила работы с ядовитыми и наркотическими веществами?

6. Как оформляют к отпуску порошки с веществами сп.А?

III. Изучение нового материала. Преподаватель  излагает новый материал в сочетании с актуализацией базовых знаний  по предыдущим изученным темам (приложение 1)

IV. Закрепление изученного материала:

      1. В чем заключается распределительный способ выписывания порошков?

2. Что такое тритурация?

  1. В каких случаях используют тритурацию?
  2. Каковы правила введения сильнодействующих веществ в состав сложных порошков?
  3. Как вводят ядовитые и наркотические вещества в сложные порошки?
  4. Как оформляют порошки с веществами сп.А?

V. Задание на дом: Повторить -

1. Как прописывают порошки в рецептах?

2. Какие лекарственные вещества относятся к сп. Б и сп.А?

3. Каковы правила работы и хранения лекарственных веществ сп.Б.?

4. Каковы правила хранения веществ сп. А?

5. Каковы правила работы с веществами сп. А?

6. Каковы правила измельчения и смешивания веществ в сложных порошках?

7. Как упаковывают и оформляют порошки с веществами сп.А?

                                                                                                                     Приложение № 1

Содержание нового материала:

Лекарственные средства сп.Б – это сильнодействующие вещества, обращаться с которыми нужно с предосторожностью. Обычно эти вещества выписывают в рецептах в сотых (0,01) и десятых (0,1) долях грамма. В состав сложных порошков сильнодействующие вещества вводят сразу после затирания пор ступки веществом простого списка по принципу «от меньшего к большему». Особенно тщательно нужно производить смешивание ингредиентов. Если в прописи рецепта выписаны только сильнодействующие вещества и в малых количествах, то, чтобы уменьшить их потери, поры ступки затирают индифферентным веществом (сахаром) и высыпают его остаток из ступки. Перед изготовлением порошков проверяют дозы.

             Rp: Dibazoli 0,01

                     Papaverini hydrochloridi 0,02

                     Glucosi 0,2

                     M.f.p

                     D.t.d.  30

                     S. По 1 порошку 2 раза в день

Выписан сложный дозированный порошок для внутреннего применения распределительным способом. Содержит вещества сп.Б – дибазол и папаверина гидрохлорид. На обратной стороне ППК проверяем дозы этих веществ и делаем расчеты.

Обратная сторона ППК:

              Проверка доз:

  Дибазол: РД= 0,01; СД= 0,01 х 2 = 0.02. По ГФ Х ВРД= 0,05; ВСД= 0,15.

  Папаверина г/хл.: РД= 0,02; СД= 0,02 х 2= 0.04. По ГФ ВРД=0.2; ВСД=0.6.

              Расчеты:

  Дибазол: 0,01 х 30 = 0,3

  Папаверина г/хл.: 0,02 х 30 = 0,6

  Глюкоза: 0,2 х 30 = 6,0

  Общ.масса= 0,3+0,6+6,0 = 6,9

  Развеска (масса одного порошка) - 6,9 : 30= 0,23

В ступке растирают 6,0 глюкозы (вещество простого списка),часть отсыпают на капсулу, оставив в ступке не менее 0,1.Добавляют 0,3 дибазола (по принципу от меньшего к большему), растирают с глюкозой, затем добавляют 0,6 папаверина гидрохлорида, перемешивают и по частям, в 2-3 приема, при перемешивании, добавляют отсыпанную часть глюкозы с капсулы, перемешивают до однородности, На весах ВР-1 дозируют по 0,23 в вощеные или парафинированные капсулы № 30, помещают в бумажный пакет, оформляют этикеткой «Внутреннее», «Беречь от детей». Заполняют лицевую сторону ППК.

                       Лицевая сторона ППК:

            Дата                                         № Rp

                     Glucosi 6,0

                     Dibazoli 0,3

                     Papaverini hydrochloridi 0,6

                             Общ.м.= 6,9

                         Развеска 0,23 № 30

                     Приготовил

                     Проверил

                     Отпустил

Лекарственные средства сп.А – это ядовитые и наркотические вещества, хранение, работа и отпуск которых должны проводиться с осторожностью. В рецептах эти вещества обычно выписывают в тысячных, десятитысячных долях грамма, иногда- в сотых долях.

            Rp: Promedoli 0,01

                    Glucosi 0,25

                    M.f.p.

                    D.t.d. № 10

                    S. По 1 порошку при болях

Выписан сложный дозированный порошок для внутреннего применения распределительным способом. Содержит наркотическое вещество- промедол. Проверяем наличие печати и подписи врача на рецепте, штампа ЛПУ, дату выписывания рецепта (годен 5 дней). На обратной стороне ППК проверяем дозы и делаем расчеты.

                              Обратная сторона ППК:

               Промедол: РД= 0,01; СД не указана. По ГФ Х ВРД= 0,05; ВСД= 0,2.

                             Расчеты:

               Промедол: 0,01 х 10= 0,1

               Глюкоза: 0,25 х 10 = 2,5

               Общ.м.= 2,6

               Развеска: 2,6:10= 0,26

В ступке растирают 2,5 глюкозы, часть отсыпают на капсулу, оставив не менее 0,1. Провизор-технолог в присутствии фармацевта отвешивает 0,1 промедола на отдельных весочках. Фармацевт помещает отвешенную дозу вещества в ступку и перемешивает с частью глюкозы. Штанглас убирается обратно в сейф, провизор-технолог на обратной стороне рецепта расписывается в отпуске, а фармацевт в получении 0,1 промедола. Затем по частям добавляют отсыпанную глюкозу с капсулы, все тщательно перемешивают до однородности. Дозируют по 0,26 в вощеные или парафинированные капсулы № 10, помещают в пакет. Основная этикетка «Внутреннее», дополнительные «Беречь от детей», «Обращаться осторожно». Пакет опечатывается, выписывается сигнатура (точная копия рецепта). Заполняется лицевая сторона ППК:

                              Дата                         № Rp

                                         Glucosi 2,5

                                         Promedoli 0,1

                                           Общ.м. 2,6

                                           0,26 № 10

                                         Приготовил

                                         Проверил

                                         Отпустил

Если количество ядовитого или наркотического вещества на все дозы

 выписано меньше, чем 0,05, то для точного дозирования применяют тритурацию.

 Тритурация – это смесь ядовитого (наркотического) вещества с молочным сахаром в соотношении 1:10 или 1:100. Готовит тритурацию провизор-технолог в количестве месячной потребности по правилам изготовления порошков с веществами сп.А. Штанглас с тритурацией оформляется этикеткой, на которой указывают наименование тритурации, ее соотношение и количество вещества в 0,1 тритурации. Молочный сахар используют для приготовления тритурации потому, что он не гигроскопичен, наиболее индифферентен, без запаха, сладкого вкуса, нетиксичен, его плотность близка к плотности многих ядовитых веществ, что предотвращает расслаивание порошка. Чтобы рассчитать количество тритурации, необходимо количество ядовитого вещества на все дозы умножить на разведение тритурации (10 или 100).

                Rp: Plathyphyllini  hydrotartratis 0,002

                        Papaverini hydrochloridi 0,02

                        Natrii hydrocarbonatis 0,3

                        M.f.p.

                        D.t.d. №  20

                        S. По 1 порошку 3 раза в день

Выписан сложный дозированный порошок для внутреннего применения распределительным способом, содержит ядовитое вещество- платифиллина гидротартрат и вество сп.Б – папаверина гидрохлорид. Проверяем дозы и делаем расчеты.

Обратная сторона ППК:

                 Платифил. г/тартр. РД= 0,002; СД= 0,006.  ВРД= 0,01; ВСД= 0,03.

                 Папаверин г/хл.      РД= 0,02;   СД= 0,06.    ВРД=0,2; ВСД=0,6.

                                                       Расчеты:

                 Платифиллина г/тартрата: 0,002 х 20= 0,04 (меньше 0,05)

                 Тритурации платифиллина г/т (1:10) = 0,04 х 10= 0,4

                 Папаверина г/хлорида: 0,02 х 20= 0,4

                 Натрия гидрокарбоната: 0,3 х 20= 6,0

                 Общ.м.=0,4+0,4+6,0= 6,8

                 Развеска 0,34 (6,8:20)

           В ступке растирают 6,0 натрия гидрокарбоната (вещество простого списка, выписано в большем количестве), часть отсыпают на капсулу, оставив в ступке не < 0,1. Провизор-технолог в присутствии фармацевта отвешивает 0,4 тритурации платифиллина гидротартрата (оба расписываются на обратной стороне рецепта). Фармацевт перемешивает (по принципу от меньшего к большему) тритурацию с частью натрия гидрокарбоната в ступке, затем добавляют 0,4 папаверина гидрохлорида, перемешивают, по частям, перемешивая, добавляют отсыпанную часть натрия гидрокарбоната, все тщательно перемешивают до однородности, дозируют по 0,34  в вощеные капсулы, помещают в пакет, оформляют (предыдущий рецепт).

                       Лицевая сторона ППК

                  Дата                                   № Rp

                  Natrii hydrocarbonatis 6,0

                  Triturationis Plathyphyllini hydrotartratis (1:10) 0,4

                  Papaverini hydrochloridi 0,4

                  Общ.м. 6,8

                  0,34 № 20

                  Приготовил

                  Проверил

                  Отпустил

               Rp: Atropini sulfatis 0,0003

                       Sacchari 0,3

                       M.f.p.

                       D.t.d. №  30

                       S. По 1 порошку 3 раза в день

Выписан сложный дозированный порошок для внутреннего применения распределительным способом, содержит ядовитое вещество- атропина сульфат.

                        Обратная сторона ППК

              Атропина сульфат: РД= 0,0003; СД= 0,0009. ВРД= 0,001; ВСД= 0,003

                                       Расчеты:

              Атропина сульфат: 0,0003 х 30= 0,009 (<0,05)

              Тритурация атропина сульфата (1:100) = 0,009 х 100= 0,9

              Сахар: 0,3 х 30= 9,0;  9,0 – 0,9 = 8,1

              Общ.м.= 8,1 + 0,9=9,0

              Развеска 0,3 (9,0:30)

Так как в состав тритурации входит сахар, то чтобы не увеличивать массу одного порошка за счет сахара, входящего в тритурацию, общую массу сахара на все дозы уменьшаем на массу тритурации. В ступке растирают 8,1 сахара, часть отсыпают на капсулу. Добавляют 0,9 тритурации атропина сульфата 1:100, перемешивают, добавляют отсыпанную часть сахара и перемешивают до однородности, дозируют по 0,3 в капсулы, упаковывают, оформляют (аналогично предыдущему рецепту)

                                     Лицевая сторона ППК:

                            Дата                                                 № Rp

                            Sacchari 8,1

                            Triturationis Atropini sulfatis 1:100 – 0,9

                                                Общ.м. 9,0

                                                 0,3 № 30

                             Приготовил

                             Проверил

                             Отпустил

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка теоретического занятия Государственное нормирование качества лекарственных средств

Разработка теоретического занятия "Государственное нормирование качества лекарственных средств" для специальности Фармация...

Разработка теоретического занятия Дозирование в технологии лекарственных форм

Разработка теоретического занятия для специальности Фармация...

Разработка теоретического занятия Изготовление простых и сложных порошков

Разработка теоретического занятия по МДК Технология изготовления лекарственных форм специальности Фармация...

Разработка теоретического занятия Изготовление порошков с трудноизмельчаемыми, красящими, легковесными веществами

Разработка по МДК Технология изготовления лекарственных форм специальности Фармация...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия для обучающегося Тема: Лекарственные средства, влияющие на функции исполнительных органов. Лекарственные средства, влияющие на сердечно -

Сердечно-сосудистая система, как и другие системы организма, имеет большой, но не беспредельный запас прочности. К естественному старению, обусловленному снижением скорости обновления клеток, добавляю...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия для обучающегося Тема: Лекарственные средства, влияющие на функции исполнительных органов. Лекарственные средства, регулирующие водно-солевой обмен.

Мочегонные средства, или диуретики, применяются для коррекции нарушений водно-солевого обмена. В практической медицине мочегонные средства широко применяются при отеках различного происхождения (серде...

Разработка практического занятия "Изготовление порошков с трудноизмельчаемыми, красящими, легковесными веществами"

Разработка практического занятия по теме "Изготовление порошков с трудноизмельчаемыми, красящими, легковесными веществами" предназначена для студентов 2 курса специальности Фармация. Разрабо...