Разработка теоретического занятия Изготовление порошков с трудноизмельчаемыми, красящими, легковесными веществами
методическая разработка

Сухова Людмила Павловна

Разработка по МДК Технология изготовления лекарственных форм специальности Фармация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10._poroshki_s_razn.veshchestvami.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство здравоохранения  Амурской области

Государственное автономное учреждение Амурской области

профессиональная образовательная организация

Амурский медицинский колледж

Методическая разработка

теоретического занятия для преподавателя

Тема: «Изготовление порошков с веществами  трудноизмельчаемыми, красящими, легковесными, с полуфабрикатами»

Междисциплинарный курс: «Технология изготовления лекарственных форм»

П.М. 02. « Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля»

Специальность: 060301 «Фармация»

                                                                                                     Составлена: Суховой Л.П.,

                                                                                                     преподавателем технологии

                                                                                                     изготовления лекарственных

                                                                                                     форм

                                                            г. Благовещенск

                                                                    2014г.

 

Тема № 8: Изготовление порошков с веществами трудноизмельчаемыми, красящими, легковесными, с полуфабрикатами.

Время занятия: 90 минут.

Вид занятия : теоретическое

Тип занятия: урок передачи и усвоения новых знаний

Цель занятия:

- Сформировать у студентов знания по приготовлению порошков с веществами, обладающими различными физико-химическими свойствами

Задачи:

- Повторить материал по правилам выписывания порошков в рецептах

- Дать студентам представление о красящих, пахучих, трудноизмельчаемых, легковесных веществах и особенностях изготовления порошков с ними.

- Развивать способность к мышлению, логике

- Воспитывать организованность, внимательность

Место проведения: кабинет технологии изготовления лекарственных форм

Дидактическое оснащение:

 - методическая разработка теоретического занятия для преподавателя

- презентация

 Студенты должны знать:

- правила прописывания порошков в рецептах

- технологию изготовления порошков с красящими веществами

- технологию изготовления порошков с трудноизмельчаемыми веществами

- технологию порошков с легковесными веществами

- преимущества использования порошковых полуфабрикатов

- правила упаковки и оформления порошков к отпуску

 Студенты должны уметь:

- определять способ прописывания порошков

- анализировать свойства лекарственных веществ

- производить необходимые расчеты

- упаковывать и оформлять лекарственную форму к отпуску

 В результате обучения студент должен овладеть общими компетенциями:

- ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии

- ОК.2. Организовывать собственную деятельность

- ОК.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

- ОК.6.Уметь работать в коллективе

Студент должен овладеть профессиональными компетенциями:

- ПК.2.1. Изготавливать лекарственные формы по рецептам

- ПК.2.3. Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств

- ПК.2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности

- ПК.2.5. Оформлять документы первичного учета

Внутрипредметные связи:

- дозирование по массе

- изготовление сложных дозированных порошков

- упаковка и оформление лекарственных форм

Межпредметные связи:

- латинский язык ( чтение и перевод рецептов)

- фармакология (правила выписывания рецептов)

- контроль качества лекарственных средств (свойства лекарственных веществ)

Литература:

  1. Погорелов В.И. Фармацевтическая технология. Феникс. 2002г.
  2. Краснюк И.И., Михайлова Г.В. Фармацевтическая технология. М. 2004г.

Структура занятия

 1. Организационный момент  -                                      3 мин.

 2. Повторение пройденного материала –                      10мин.

 3. Изучение нового материала-                                      70 мин.

.4. Закрепление –                                                              5мин.

 5. Задание на дом -                                                          2мин.

Содержание занятия

I . Организационный момент. Преподаватель отмечает отсутствующих, опоздавших студентов, готовность аудитории к занятию. Сообщает тему и план занятия:

1. Изготовление порошков с красящимивеществами

2. Изготовление порошков с трудноизмельчаемыми веществами

3. Изготовление порошков с легковесными веществами

4. Порошки с полуфабрикатами

II. Повторение пройденного материала:

1. Что собой представляют порошки как лекарственная форма?

2. Какими достоинствами обладают порошки как лекарственная форма?

3. Что значит распределительный способ выписывания порошков?

4. Что значит разделительный способ выписывания порошков?

5. Каковы правила измельчения лекарственных веществ при изготовлении сложных порошков?

6. Каковы правила смешивания лекарственных веществ в сложных порошках?

7. Какие средства используют для упаковки порошков?

III. Изучение нового материала. Преподаватель  излагает новый материал в сочетании с актуализацией базовых знаний  по предыдущим изученным темам (приложение 1)

IV. Закрепление изученного материала: Преподаватель проводит фронтальный опрос по основным вопросам, изученным на данном занятии (приложение № 2)

     

V. Задание на дом:                                                                                                   Преподаватель обращает внимание студентов на основные вопросы, которые необходимо повторить к следующему занятию ( приложение № 3 )                                                                                                                            

                                                                                                                     Приложение № 1

Содержание нового материала:

.

Порошки с красящими веществами (рибофлавин, фурацилин, этакридина лактат, метиленовый синий, бриллиантовый зеленый). Хранят в отдельном шкафу, отвешивают на отдельных весах в специально отведенном месте. В состав порошков эти вещества вводят методом «трехслойности»- между слоями неокрашенных веществ.

При таком порядке введения уменьшаются потери красящего вещества (их в рецептах выписывают, как правило, в небольших количествах), меньше загрязняется поверхность ступки и пестика.

           Rp: Riboflavini 0,005

                   Acidi nicotinici 0,01

                   Acidi ascorbinici 0,1

                   Glucosi 0,2

                   M.f.p.

                   D.t.d.  № 30

                   S. По 1 порошку 3 раза в день    

Выписан сложный, дозированный порошок распределительным способом для внутреннего применения. Содержит красящее вещество- рибофлавин, сильнодействующее вещество- кислоту никотиновую. Все компоненты совместимы между собой. На обратной стороне ППК производим расчеты.

Обратная сторона ППК:

Проверка доз кислоты никотиновой:

РД = 0,01;  СД = 0,03;    ВРД = 0,1; ВСД = 0, 5

                   Расчеты:

Рибофлавин: 0,005 х 30 = 0,15

Кислота никотиновая: 0,01 х 30 = 0,3

Кислота аскорбиновая: 0,1 х 30 = 3,0

Глюкоза: 0,2 х 30 = 6,0

          Общ. масса = 9,45

          развеска = 0,315 № 30

Технология: В ступку отвешивают 6,0 глюкозы и 3,0 кислоты аскорбиновой (количества приблизительно равные), растирают, часть отсыпают на капсулу, оставив в ступке небольшое количество (не < 0,1). Затем добавляют 0,3 кислоты никотиновой (вещество сп.Б), перемешивают. На отдельных весочках отвешивают 0,15 рибофлавина, добавляют в ступку. На поверхность рибофлавина насыпают   небольшое количество отсыпанной смеси глюкозы с аскорбиновой кислотой и аккуратно перемешивают. Затем по частям добавляют остальное количество отсыпанной смеси, все тщательно перемешивают до однородности. Дозируют по 0,31 в вощеные или парафинированные капсулы № 30, помещают в бумажный пакет, оформляют. Оформляют лицевую сторону ППК

Следует отличать красящие вещества от окрашенных (дерматол, меди сульфат, сера и др.). Порошки с этими веществами готовят по общим правилам.

 Порошки с легковесными веществами ( магния оксид, тальк, ксероформ, панкреатин и др.)- вводят в сложные порошки в самую последнюю очередь при аккуратном перемешивании в связи с легкой распыляемостью

         Порошки с трудноизмельчаемыми веществами:

             Летучие, пахучие                          Нелетучие и непахучие

                       /                                                                       \

Камфора, ментол, тимол, йод,                  

фенилсалицилат                                   пентоксил, натрия тетраборат, борная

                  |                                                 кислота, стрептоцид

                                                                                             |

Спирт этиловый 95 %                                  Спирт этиловый 95 %

10 капель на 1,0 вещества                         5 капель на 1,0 вещества

Вещества пахучие отвешивают на отдельных весах, хранят в отдельном шкафу, используют отдельную ступку с пестиком. Вопрос: Как вы думаете, почему для растирания всех этих веществ используют этанол? Правильно, в процессе растирания этанол ввиду своей летучести испаряется, а трудноизмельчаемое вещество перекристаллизовывается, становится более мелким и равномерно распределяется во всей массе порошка.

             Rp: Camphorae 0,04

                     Glucosi 0,5

                     M.f.p.

                     D.t.d.  № 20

                     S. По 1 порошку 2 раза в день

Выписан сложный дозированный порошок распределительным способом. Камфора- имеет крупные кристаллы, вещество летучее, обладает сильным запахом, трудноизмельчаемое.

    Расчеты:

Камфора: 0,04 х 20 = 0,8

Глюкоза: 0,5 х 20 = 10,0

Этанол 95 %:  1,0 – 10 кап

                           0,8 – х кап;    х = 8 капель

Общая масса: 10,8

Развеска: 0,54 № 20

В ступку помещают 10, глюкозы, растирают и полностью высыпают на капсулу. На отдельных весах, в специально отведенном месте, отвешивают 0,8 камфоры, помещают в затертую ступку, на ее поверхность, по всему периметру, откапывают 8 капель 95 % этанола и растирают. В процессе растирания  этанол улетучивается. Затем по частям добавляют отсыпанную глюкозу с капсулы, все тщательно перемешивают до однородности. Развешивают по 0,54 в пергаментные капсулы № 20, упаковывают в бумажный пакет, оформляют. Заполняют лицевую сторону ППК, при этом количество этанола не указывают, т.к. оно незначительно.

Порошки с полуфабрикатами. Полуфабрикаты – заранее приготовленные порошковые смеси из 2-3 ингредиентов, взятых в соотношениях, наиболее часто встречающихся в прописях рецептов.

Например, оксид цинка, тальк, крахмал поровну; кислота аскорбиновая 0,1 и глюкоза 0,25 и др. Готовит полуфабрикаты провизор-технолог, а фармацевт отвешивает его необходимое количество. Использование готовых полуфабрикатов ускоряет отпуск лекарственного препарата, в случае совпадения дозировки сам полуфабрикат может быть готовой лекарственной формой; облегчает работу фармацевта. Ядовитые и наркотические вещества для приготовления полуфабрикатов не используют.

 

IV. Закрепление изученного материала                                                    Приложение № 2

      1.  В чем заключается распределительный способ выписывания порошков?

2.  Каковы правила хранения и работы с красящими веществами?

  1. Какие лекарственные вещества относят к трудноизмельчаемым?
  2. Какова особенность изготовления порошков с трудноизмельчаемыми веществами?
  3. Какие вещества относят к легковесным и как их вводят в сложные порошки?
  4. Как упаковывают порошки с пахучими веществами?

 

V. Задание на дом: Повторить:                                                                   Приложение № 3

1. Какими способами прописывают порошки в рецептах и чем они отличаются?

2. Какие лекарственные вещества относят к красящим, каковы правила их хранения и работы с ними?

3. Каковы правила работы и хранения пахучих и летучих лекарственных веществ?

4. В чем преимущества использования порошковых полуфабрикатов?

5. Как упаковывают и оформляют порошки?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка теоретического занятия Тема 9. Сестринская помощь при заболеваниях органов пищеварения, нарушениях питания и обмена веществ

Предназначение: для преподавателей Профессионального модуля 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах и студентов 2-3 курса специальности  34.02.01 Сестринское дело...

Методическая разработка теоретического занятия "Изготовление суппозиториев методом ручного выкатывания и выливания"

Методическая разработка теоретического занятия по МДК 02.01 Технология изготовления лекарственных форм специальности 33.02.01 Фармация. Рассматриваются общие стадии и особенности изготовления суппозит...

Разработка теоретического занятия Порошки как лекарственная форма. Способы выписывания

разработка теоретического занятия для специальности Фармация по МДК Технология изготовления лекарственных форм...

Разработка теоретического занятия Изготовление простых и сложных порошков

Разработка теоретического занятия по МДК Технология изготовления лекарственных форм специальности Фармация...

Разработка теоретического занятия Изготовление порошков с лекарственными средствами сп.А и Б

Разработка теоретического занятия по МДК Технология изготовления лекарственных форм специальности Фармация...

Разработка практического занятия "Изготовление порошков с трудноизмельчаемыми, красящими, легковесными веществами"

Разработка практического занятия по теме "Изготовление порошков с трудноизмельчаемыми, красящими, легковесными веществами" предназначена для студентов 2 курса специальности Фармация. Разрабо...

Изготовление порошков с веществами трудноизмельчаемыми, красящими, легковесными, с полуфабрикатами

Изготовление порошков с веществами  трудноизмельчаемыми, красящими, легковесными, с полуфабрикатами...