Методическая разработка открытого бинарного урока "Анатомия головного мозга. Мозговая организация психических процессов".
учебно-методический материал

Свинина Татьяна Михайловна

В методической разработке представлено бинарное занятие - одна из современных форм реализации метапредметных связей, а, именно, ОП.01 Анатомия и физиология человека с курсом биомеханики зубочелюстной системы и ОП.08 Психология. Тема занятия «Анатомия головного мозга. Мозговая организация психических процессов». Занятие позволяет обнаружить связь анатомии и психологии, делает восприятие темы целостным и структурированным, способствует формированию синергетического мышления, развитию внимания, памяти, речи, восприятия, воображения, применению полученных знаний в жизненных и профессиональных ситуациях.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_zanyatiya_golovnoy_mozg.odt66.15 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент здравоохранения города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Медицинский колледж №5»

Т.М. Свинина

А.Б. Хачикян

Анатомия головного мозга

Мозговая организация психических процессов

Методическая разработка

комплексного занятия

Москва, 2023

Оглавление

  1. Введение……………………………………………………3-6 стр.
  2. Хронометраж занятия………………………………………7 стр.
  3. Сценарий занятия…………………………………………8-20 стр.
  4. Заключение…………………………………………………22 стр.
  5. Обозначения и сокращения………………………………23-24 стр.
  6. Список литературы……………………………………….25 стр.
  7. Приложения………………………………………………26-30 стр.

Введение

В методической разработке представлено бинарное занятие - одна из современных форм реализации метапредметных связей, а, именно, ОП.01 Анатомия и физиология человека с курсом биомеханики зубочелюстной системы и ОП.08 Психология. Тема занятия «Анатомия головного мозга. Мозговая организация психических процессов».

Актуальность: Бинарное занятие позволяет обнаружить связь анатомии и психологии, делает восприятие темы целостным и структурированным. Оно способствует формированию широкого синергетического мышления, развитию внимания, памяти, речи, восприятия, воображения, применению полученных знаний в жизненных и профессиональных ситуациях.

Новизна: бинарное занятие подразумевает кооперацию творческих усилий двух педагогов, и одновременно сотворчество с обучающимися. Это позволяет на более высоком уровне вести занятие, т.к. достоинства и компетенция одного педагога дополняются достоинствами и компетенциями другого. Новизна проявляется и в различных компонентах занятия. Это новизна речевых ситуаций (например, рассуждение, смена проблемы обсуждения, комментарий проведенного опыта). Это и новизна теоретического материала, и самой формы занятия, и разнообразие приемов и методов работы на занятии.

Практическая значимость: формирование профессиональной идентичности является актуальной задачей среднего профессионального образования и представляет практическую ценность для повышения качества учебного процесса. Под профессиональной идентичностью понимается развитие и применение полученных знаний, умений и навыков в условиях образовательной деятельности. В процессе бинарного занятия обучающийся конструирует свое взаимодействие с окружающими людьми, обретает самоуважение, идентифицирует себя с будущей профессией, которая предполагает разные умения и навыки. Следовательно, профессиональная идентичность выступает в качестве важного элемента развития личности, ведущего фактора будущей карьеры, что дает возможность осознавать свое место в профессиональной и социальной среде.

В процессе бинарного занятия возможно комплексное сочетание различных методов обучения: наглядного, вербального, информационно-рецептивного, исследовательского, анализа, контроля, объяснительно-иллюстративного.

В рамках аудиторной самостоятельной работы обучающиеся имеют возможность работать с муляжами, рисунками, таблицами, что позволяет разнообразить академический материал, повысить мотивацию учебной деятельности, интеллектуальный интерес к исследовательской и поисковой работе.

        Цели учебного занятия:

Учебная (дидактическая): формирование умений и навыков в соответствии с требованиями ФГОС: 

- знать: будущему зубному технику о строении, развитии органов и систем организма в целом, а именно, строение и функции головного мозга человека.: ОК 1- ОК 2., ОК 5., ОК 7-8., ОК 11. - ОК.14.

- уметь: использовать знания по анатомии, психологии в будущей профессии; пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности.: ПК 1.1 - 5.2.

Развивающая:

- развивать способность принятия решений в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК 3);

- развивать способность искать и использовать информацию, необходимую для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4);

- развивать способность работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями (ОК 6).

Воспитательная:                        

- воспитывать готовность брать на себя нравственные обязательства по отношению к человеку (ОК.11)

- воспитывать готовность оказать первую (доврачебную) медицинскую помощь при неотложных состояниях (ОК 12).

- воспитывать потребность вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей (ОК14)

Ожидаемые результаты:

- развитие умения самостоятельно определять цели и задачи познавательной деятельности; 

- развитие умения самостоятельно планировать пути достижения целей и осознанно выбирать эффективные способы решения познавательных задач; 

- овладение навыками принятия решений, основами самоконтроля и самооценки в процессе познавательной деятельности; 

- развитие умения разработать индивидуально, организовывать сотрудничество с преподавателем и сверстниками, аргументировать свое мнение, находить общее решение на основе согласования позиций; 

- развитие интеллектуальных способностей (аналитическое мышление, памяти, внимания, воображения), умения анализировать информацию и работать с различными источниками информации.

Обеспечение занятия:

1. Наглядные пособия и ТСО: компьютер, экран, мультимедийная презентация, муляжи.

Методический материал: методическая разработка, хронология занятия и конспект преподавателя.

Возрастная группа. Обучающиеся первого курса специальности 31.02.05 Стоматология ортопедическая. Однако может применяться и в других медицинских специальностях (при корректировке в соответствии с рабочей программой).

Место проведения: аудитория № 316 ГБПОУ ДЗМ МК 5 ОП 2.

Хронометраж учебного занятия

Этапы учебного занятия

Время

(в мин.)

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

ОК, ПК,

формирующиеся на данном

этапе

1.Организационный момент

5

Приветствие обучающихся, проверка готовности к занятию (внешний вид, наличие конспектов), отметка отсутствующих в журнале.

Готовятся к занятию, староста называет отсутствующих.

ОК.11, ОК.14

2. Мотивация, целеполагание

5

Знакомит с темой и планом занятия – мотивация, информация о целях и методике занятия.

Слушают, записывают в тетради.

ОК.3, ОК.4, ОК.6

3. Актуализация знаний.

5

Проводит интеллектуальную разминку

(7 тестовых вопросов)

Выполняют тестовое задание

ОК 1- ОК 2., ОК 5., ОК 7-8., ОК 11. - ОК.14.

ПК 1.1 - 5.2.

4. Процесс закрепления знаний и навыков, осмысление новой информации.

55

Практическая и теоретическая работа

Изучение 5 отделов мозга. продолговатый

мозг; задний (мост и мозжечок); средний мозг; промежуточный мозг; конечный мозг

(большие полушария) с точки зрения анатомии и психологии (согласно сценарию занятия)

Ведение диалога, объяснительно-иллюстративная деятельность.

Наглядно показывают зоны мозга, выражают свое мнение, дискутируют, анализируют, отвечают на вопросы, участвуют в небольших опытах.

4. Закрепление материала.

10

Викторина, оценивающая конечные знания темы занятия у обучающихся

5. Рефлексия.

5

Обобщение результатов работы, достижение целей занятия. Комментарий о работе отдельных студентов и группы в целом.

Проставление оценок в журнал.

Осознание студентами своей работы и значимости полученных оценок.

ОК 1- ОК 2., ОК 5., ОК 7-8., ОК 11. - ОК.14.

ПК 1.1 - 5.2.

6. Домашнее задание

5

Объясняет домашнее задание.

Осознание целей домашнего задания.

ОК.4

Сценарий учебного занятия

Слайд 1. I этап. Организационный момент

Преподаватель анатомии. Здравствуйте, уважаемые студенты! Просим Вас привести себя в соответствии с деловым этикетом. Приготовить рабочие тетради. Спасибо. Старосту просим озвучить отсутствующих на занятии.

Преподаватель ставит отметку «нб» в журнал.

II Этап. Мотивация к занятию, целеполагание

Преподаватель психологии. Дорогие ребята, сегодня нам предстоит необычное путешествие в мир анатомии и психологии. И связано оно с тайнами головного мозга, которые невозможно отгадать, изучая только анатомию.  Тема нашего практического занятия: «Анатомия головного мозга. Мозговая организация психических процессов». Почему мы решили провести такое занятие? Потому что мозг и психика взаимосвязаны. Эта идея возникла еще в древности. Ее поддерживал сам Гиппократ. А сегодня это утверждение уже ни у кого из ученых не вызывает сомнений.

Слады 2-4: Цели нашего занятия:

Учебная (дидактическая): формирование умений и навыков в соответствии с требованиями ФГОС: 

- знать: будущему зубному технику о строении, развитии органов и систем организма в целом, а именно, строение и функции головного мозга человека.: ОК 1- ОК 2., ОК 5., ОК 7-8., ОК 11. - ОК.14.

- уметь: использовать знания по анатомии, психологии в будущей профессии; пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности.: ПК 1.1 - 5.2.

Развивающая:

- развивать способность принятия решений в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК 3);

- развивать способность искать и использовать информацию, необходимую для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4);

- развивать способность работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями (ОК 6).

Воспитательная:                        

- воспитывать готовность брать на себя нравственные обязательства по отношению к человеку (ОК.11)

- воспитывать готовность оказать первую (доврачебную) медицинскую помощь при неотложных состояниях (ОК 12).

- воспитывать потребность вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей (ОК14)

III Этап. Актуализация знаний.

Преподаватель анатомии. Ребята, сейчас мы проведем «Интеллектуальную разминку» и посмотрим, что вы уже знаете о центральной нервной системе. Раздайте пожалуйста бланки с вопросами ребятам. Вопросов всего 7 (см. Приложение №1). На ответ по каждому вопросу дается 1 минута. Приступайте к выполнению.

Преподаватель анатомии. А теперь проверим правильные ответы.

(Слайды 5-6. Эталоны ответов выведены на экран).

Ну что же, все, спасибо! Все готовы к дальнейшей работе!

IV Этап. Практикум (с освоением новой информацией)

1. Практикум (см. Приложение №2)

Слайд 7. Преподаватель анатомии.  Итак, начнем. Мы с вами изучили головной мозг человека. Сегодня повторим и закрепим эти знания на нашем практикуме.

Слайд 8. Сколько в головном мозге отделов? Верно – 5.

Слайд 9. Наряду с приведенным выше делением на отделы весь мозг разделяют на 2 большие части. Скажите, какие?

Примерные ответы обучающихся: (передний мозг (большие полушария), ствол мозга.

Помните, из чего состоит ствол мозга? Примерные ответы обучающихся: продолговатый мозг; мост и мозжечок; средний мозг.

Каковы функции выполняет ствол мозга? Примерные ответы обучающихся: Служит для передачи сигналов из высших отделов мозга в спинной мозг и обратно. Регулирует базовые витальные функции – дыхание, кровяное давление, частоту сердечных сокращений. Регулирует рефлексы – глазодвигательный, рвотный и т.д.

  1. Теперь обсудим продолговатый мозг. Продолговатый мозг содержит важные центры регуляции: дыхания, работы сердца, температуры тела, тонуса сосудов (изменение кровяного давления), защитных рефлексов — чихания, кашля, слезоотделения, мигания. В продолговатом мозге находится ретикулярная формация.

Слайд 12. Кто помнит, что такое ретикулярная формация? 

Примерные ответы обучающихся: клетки и нервные волокна, расположенные на всем протяжении ствола мозга и в центральных отделах спинного мозга.

Какие функции исполняет ретикулярная формация?

Примерные ответы обучающихся:

  • регулирует сознание, например, сон и бодрствование;
  • рефлексы: кашель, чихание и т. п.;
  • витальные рефлексы: дыхание;
  • движения.

Опыт №1. Преподаватель психологии. Давайте попробуем сглотнуть несколько раз в хорошем темпе. Раза 3-4. Чувствуете, как только слюна закончилась глотать стало невозможно. Глотание является рефлексом, который возникает при попадании слюны, пищи, лекарств на корень языка.

Вопрос: Подумайте, почему маленьким детям нельзя давать мелкие предметы?

Примерные ответы обучающихся: дети могут проглотить.

Преподаватель психологии. Древние ученые называли продолговатый мозг «жизненным узлом». Вопрос: Зная функции этой зоны мозга, почему его так называли?

Примерные ответы обучающихся: Потому что в продолговатом мозге находятся жизненно-важные центры: дыхательный, глотательный и т.д. При повреждении этой части мозга наступают состояния, не совместимые с жизнью, и больной погибает.

Спасибо! Продолжим наше путешествие.

  1. Слайд 13. Преподаватель анатомии. А теперь варолиев мост. Давайте вспомним, откуда происходит это название?  Примерные ответы обучающихся: От имени итальянского анатома Констанзо Варолия, назвавшего и описавшего эту структуру мозга в 1573 г.  Имеет вид поперечного валика, расположенного между средним мозгом сверху (спереди) и продолговатым мозгом снизу (сзади). Вопрос: Что вы помните о функциях Варолиева моста? Ответы:
  • передача информации из спинного мозга в отделы головного мозга;
  • сознательный контроль за движениями тела;
  • восприятие положения тела в пространстве;
  • чувствительность языка, кожи лица, слизистой носа, глаз;
  • мимика;
  • акт принятия пищи.        
  1. Слайд 14. Преподаватель анатомии. На задней поверхности моста и продолговатого мозга в задней черепной ямке лежит мозжечок.  Он состоит из двух полушарий и червя, который соединяет полушария между собой. Белое вещество мозжечка покрыто корой из серого вещества. Поверхность мозжечка испещрена бороздами. Нервные ядра лежат внутри полушарий мозжечка, масса которых в основном представлена белым веществом.

Какие функции у мозжечка? Примерные ответы обучающихся:

  • координация движений;
  • поддержание мышечного тонуса.

Опыт №2. Преподаватель психологии. Проведем небольшой эксперимент. Закройте глаза и указательным пальцем коснитесь кончика носа. Координация у всех отличная!

Слайд 15. Преподаватель анатомии: Теперь обсудим средний мозг — самый маленький, всего 2 сантиметра.  Средний мозг соединяет задний мозг с промежуточным. На крыше среднего мозга находится четверохолмие:

2 зрительных холмика — центры рефлексов на зрительные раздражители;

2 слуховых холмика — центры рефлексов на звуковые раздражители.

Каковы его функции? Примерные ответы обучающихся:

Средний мозг контролирует движения и защитные реакции организма, например, реакцию на страх. Он отвечает за зрение, слух, концентрацию внимания, биоритмы, ощущения боли, поддерживает терморегуляцию тела.

Этот отдел перерабатывает всю входящую информацию. Его основная функция — способность адаптироваться, приспосабливаться к окружающей среде.

Кроме того, средний мозг отвечает за некоторые жизненно важные рефлексы, например, за ориентировочный. Например, он обеспечивает изменение величины зрачка в зависимости от яркости света или поворот головы, глаз в сторону источника раздражителя.

Опыт №3. Преподаватель психологии. Громкий хлопок указкой.

Вздрогнули? Все верно. Сработал ориентировочный рефлекс. На резкий звук мы поворачиваемся в сторону шума.

Слайд 16. Преподаватель анатомии.  Передний мозг включает в себя промежуточный мозг и конечный мозг, состоящий из больших полушарий.

  1. Слайд 17. Промежуточный мозг состоит: гипоталамус, таламус, метаталамус, эпиталамус.

Метаталамус — подкорковый центр зрения и слуха.

Эпиталамус — надбугорная область промежуточного мозга. К эпиталамусу относится эндокринная железа, функционально связанная с гипофизом и надпочечниками. Как эта железа называется? Примерные ответы обучающихся: Эпифиз (шишковидная железа). 

Преподаватель анатомии: Какие важные функции у эпифиза?

Примерные ответы обучающихся: развитие половых признаков (особенно в детском и пубертатном возрасте); регуляция гормональной функции надпочечников (управление выведением калия и натрия из организма); регуляция сна (синтез гормона мелатонина).

Слайд 18. Обсудим таламус (зрительный бугор). В таламусе можно выделить 4 основных ядра серого вещества:

  • ядро, перераспределяющее зрительную информацию;
  • ядро, перераспределяющее слуховую информацию;
  • ядро, перераспределяющее тактильную информацию;
  • ядро, перераспределяющее чувство равновесия и баланса.

После того как информация о каком-либо ощущении поступила в ядро таламуса, там происходит ее первичная обработка, то есть впервые осознается температура, зрительный образ и т. д.

Функции таламуса:

  • первичная обработка зрительных, слуховых и вкусовых сигналов;
  • запоминание;
  • двигательные реакции: сосание, жевание, глотание, смех;
  • центр организации и реализации инстинктов, влечений, эмоций.

Преподаватель психологии. Повреждение таламуса может привести к амнезии, вызвать тремор (непроизвольную дрожь конечностей в состоянии покоя). С таламусом связано редкое заболевание, называемое фатальная семейная бессонница.

Слайд 19. Гипоталамус является главным подкорковым центром регуляции вегетативных функций организма;

  • способен воздействовать на вегетативные функции организма с помощью гормонов и нервных импульсов;
  • в гипоталамусе располагаются центры гомеостаза, теплорегуляции, голода и насыщения, жажды и ее удовлетворения, полового поведения, страха, ярости;
  • является также центром регуляции сна и бодрствования. При этом задний гипоталамус активизирует бодрствование; передний — сон. Повреждение заднего гипоталамуса может вызвать так называемый летаргический сон;
  • регулирует деятельность гипофиза;
  • в гипоталамусе и гипофизе образуются нейрорегуляторные пептиды — энкефалины и эндорфины, способствующие снижению стресса.

Преподаватель психологии. Исследования ученых показывают, что у человека раздражение гипотоламуса вызывает эйфорию, может вызывать ярость, страх, агрессию, расширение зрачков, повышение кровяного давления, сужение просвета артериальных сосудов.

Диалог: Ребята, вы есть хотите? Именно в гипоталамусе формируются: (жажда, голод, насыщение). Ну что же, надеюсь, несмотря на голод, вы готовы к дальнейшей работе? Спасибо за позитивное настроение! Кстати, вспомним, ваше эмоциональное поведение контролируется таламусом.

Слайд 20. Преподаватель анатомии. Гипофиз. Нижний придаток мозга, расположенный в нижней части гипоталамуса. Гипофиз является одной из важнейших эндокринных желез; в функциональном отношении он тесно связан с гипоталамусом. В гипофизе различают переднюю долю (аденогипофиз), заднюю долю (нейрогипофиз).

Функции гипофиза: рост, обмен веществ, репродуктивная функция.

  1. 2. Теория (новая информация)
  2. Слайд 21. Преподаватель психологии. Конечный мозг состоит из двух полушарий. Полушария разделены продольной щелью, в углублении которой содержится мозолистое тело, которое их соединяет. Состав полушарий:
  • серое вещество образует кору полушарий и подкорковые ядра;
  • белое вещество образует проводящие нервные пути.

Слайд 22. Левое полушарие головного мозга управляет правой половиной тела, а правое — левой.  К настоящему времени в науке укрепилось мнение, что полушария мозга   различаются своими функциями. Отсюда и возник термин — полушарная асимметрия.

Левое полушарие мыслительное, логическое, и отвечает за регуляцию речевой деятельности, устной речи, письма, счета, создание схем, классификаций, понятий, суждений (доминантное у правшей).  Левое полушарие более тесно связано с логикой.

Правое полушарие художественное, эмоциональное, и участвует в распознавании зрительных и музыкальных образов, формы предметов, в сознательной ориентации в пространстве. Правое полушарие имеет большее отношение к искусству и рождению новых идей.  

Интересен факт, что ученые считают, что если левое полушарие у ребенка развивается быстрее, то обедняется работа правого полушария. Например, в детстве мы верим в сказки, деда Мороза, чудо. Но, если правое полушарие запаздывает в развитии, то в старшем возрасте «чудо» будет подвергаться отрицанию. Это лишает человека подсознательной поддержки в трудные минуты жизни, которая называется надеждой. Верящий в чудо надеется, а кто не верит «впадает в депрессию». Кроме того, мышление ребенка, у которого рано созрело левое полушарие, часто принимают за опережающее развитие. Однако, как показывает практика, большинство детей-вундеркиндов не оправдывает надежды. Бедность правого полушария лишает их творческого импульса. Опираясь только на логику, невозможно создать что-либо по-настоящему новое. Запаздывание левополушарного развития приводит к задержке психического развития. И, казалось бы, разумные в 3-5 летнем возрасте дети, к 6—7 годам не могут усвоить букву и цифру, что делает проблематичным их обучение в школе.

К вопросу о левополушарном развитии прямое отношение имеет вопрос левшества и амбидекстрии. Левшество понимается как предпочтение в различных действиях левой рукой, а амбидекстрия — как двуручие, т.е. приблизительно равная заинтересованность обеих рук (ambi — «одинаковый», dextrum — «правый»).

Руки не являются единственным показателем. Речь идет о «сторонности» в целом, т.е. о предпочитаемой ноге, глазе, ухе. Еще в младенчестве можно заметить, что одни дети чаще тянут к игрушке, ложке, карандашу одну ручку, а другие — другую. Одни дети чаще поворачивают голову в левую сторону, другие — в правую.

Вопрос: Ребята, а как вы думаете, надо ли переучивать ребенка, приучать его действовать правой рукой? Ответы обучающихся.

Преподаватель психологии. Ученые дают такой         ответ: если можно переучить ребенка безболезненно, без негативных реакций с его стороны, то лучше это сделать, и как можно раньше. Если же ребенок упорно не желает это делать, то переучивание следует немедленно прекратить.

Природа, как правило, не прощает насилия. Поэтому резкая, грубая форма воспитательных мер чрезвычайно опасна. Само по себе левшество не является дефектом. Просто левше труднее жить в мире праворуких на бытовом уровне, ведь весь мир создан под правую руку. В остальном не имеет значения, какой именно рукой действует человек - левой или правой. Такое отношение к проблеме переучивания - достаточно новое. До последнего времени в научно-популярной, психологической литературе пропагандировался категорический отказ от переучивания.

Опыт №5. Преподаватель психологии. Как отличить правшу от левши?

- Ловите мячик!

- Поаплодируйте!

- Развяжите узел на веревке.

Вывод: правша все будет делать правой рукой.

Слад 23. Преподаватель психологии. Идем дальше. Общая поверхность коры головного мозга увеличивается за счет многочисленных борозд, которые делят всю поверхность полушария на доли.

Три главные борозды - центральная, боковая и теменно-затылочная - делят каждое полушарие на четыре доли: лобную, теменную, затылочную и височную.

Кора головного мозга функционально состоит из 3-х зон:

  • сенсорная зона получает сигналы от рецепторов и передает в ассоциативную зону;
  • моторная зона— управление движениями, адекватными полученной информации;
  • ассоциативная зона связывает поступающую сенсорную информацию с хранящейся в памяти; сравнивает информацию, получаемую от разных рецепторов. Сенсорные сигналы интерпретируются и передаются в связанную с ней двигательную зону.
  1. Слайд 24. Ассоциативные зоны коры больших полушарий

Преподаватель психологии. У человека ассоциативная зона занимает около 75 % коры головного мозга. Ассоциативная зона получает и перерабатывает информацию из сенсорной зоны и формирует осмысленное поведение.

Лобная доля:

  • произвольные движения;
  • речь (речедвигательный центр — зона Брока);
  • регуляция сложных форм поведения;
  • мышление.

Теменная доля:

  • восприятие и анализ кожно-мышечных раздражений;
  • пространственная ориентация;
  • регуляция целенаправленных движений.

Височная доля:

  • восприятие слуховых, вкусовых, обонятельных ощущений;
  • восприятие речи (центр Вернике);
  • память.

Островок (закрытая долька) (расположен в глубине латеральной борозды):

  • восприятие вкуса.

Затылочная доля:

  • восприятие и переработкой зрительной информации.

Гиппокамп (подкорковая зона) (парная структура, расположен в глубине височных долей):

  • перекодировка информации краткосрочной памяти человека для ее последующей записи в долговременной памяти.

Таким образом, ассоциативные зоны участвуют в процессах мышления, речи, запоминания и обучения.

В завершении, предлагаю познакомиться с пятью научными фактами о головном мозге. Внимание на экран. Демонстрация презентации «5 научных фактов о мозге». Обсуждение.

V Этап. Закрепление материала

 (см. Приложение №3)

Преподаватель анатомии. Итак, в заключении давайте еще раз повторим:

1.Из чего состоит головной мозг?

2.Что относится к отделам ствола?

3. Где находятся центры жажды, голода и поддержания постоянства внутренней среды организма?

4. Где находятся центры, которые связаны с мимикой и жевательными функциями?

5. Какая часть мозга связывает кору со спинным мозгом?

6. Что соединяет между собой полушария большого мозга?

7.Что обеспечивает изменение величины зрачка?

8.Что проводит импульсы к коре больших полушарий от рецепторов кожи, органов чувств?

9. Эта часть принимает участие в координации движений.

10. Где расположена зрительная зона коры?

11. Продолжением чего является продолговатый мозг?

12. Где расположены центры управления сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной системами?

13. Какой отдел головного мозга является самым маленьким?

14. Что осуществляет координацию движений и поддержание тонуса скелетных мышц?

15. Что отвечает за образное мышление, восприятие музыки и творческие способности?

VI Этап. Рефлексия

Преподаватель психологии. Уважаемые студенты, перед Вами цветные карточки (красная, желтая, зеленая). Посмотрите на экран и с помощью одного цвета оцените свои чувства по отношению к занятию.

VII Этап. Домашнее задание

Преподаватель анатомии. Необходимо в рабочих тетрадях схематично зарисовать полости головного мозга (желудочки головного мозга и центральный канал спинного мозга). Подписать. Прошу пользоваться цветными карандашами.

Преподаватель психологии. Прочитайте главу «Мозговая организация высших психических функций», учебник Визель Т. Г. «Основы нейропсихологии», страницы 33-55.

Заключение

Создание методической разработки учебного занятия позволило систематизировать необходимый дидактический материал выстроить структуру занятия, на основе целей и задач определиться с выбором методов и средств обучения, методов контроля знаний обучающихся.

Методическая разработка отражает особенности ведения бинарного занятия на принципах сотворчества двух преподавателей и обучающихся: использование иллюстративного, вербального методов; метода анализа, контроля, интерактивных приемов обучения, сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы, рефлексии.  

Все это позволило формировать у обучающихся общие и профессиональные компетенции, что отвечает требованиями ФГОС.

Обозначения и сокращения

1. Амнезия - заболевание с симптомами потери памяти.

2. Гипоталамус - нижний отдел промежуточного мозга.                                                                  

3. Гипофиз - железа внутренней секреции, связан с гипоталамусом при помощи воронки.

4. Желудочки мозга - остатки переднего отдела нервной трубки после развития головного мозга. Это полости внутри головного мозга, в которых циркулирует ликвор.

5. Хиазма - перекрест зрительных нервов (II пары черепных нервов), часть гипоталамуса.

6. Нежные (тонкие) пучки - белое вещество, восходящие проводящие пути, чувствительные.

7. Клиновидные (латеральные) пучки - белое вещество, восходящие проводящие пути, чувствительные.

8. Красное ядро - серое вещество, подкорковый двигательный центр «автопилот».

9. Левшество – предпочтение различных действий левой рукой.

10. Амбидекстрия – двуручье, т.е. приблизительно равная заинтересованность в обех руках.

11. Метаталамус - заталамическая область, коленчатые тела, серое вещество, подкорковые центры слуха и зрения.

12. Мозжечок - часть заднего мозга, отвечает за координацию и плавность движений тела в пространстве.

13. Мозолистое тело - белое вещество, спайка, соединяющая левое и правое полушария головного мозга.

14. Нейрон - нервная клетка, выполняющая специфические функции возбуждения и проведения нервного импульса.

15. Ножки мозга - часть среднего мозга, белое вещество: восходящие (чувствительные) и нисходящие (двигательные) проводящие пути.

16. Пирамиды - часть продолговатого мозга, белое вещество, нисходящие (двигательные) проводящие пути.

17. Проводящие пути ЦНС - совокупность отростков нейронов, белое вещество головного и спинного мозга.

18. Продолговатый мозг - часть ствола головного мозга, продолжение спинного мозга, переход спинного мозга в головной мозг.

19. Промежуточный мозг - часть ствола головного мозга, расположен впереди от среднего мозга под мозолистым телом.

20. Рецептор - чувствительное нервное окончание, концевое разветвление дендритов чувствительных нейронов в коже, мышцах и внутренних органах, которые непосредственно воспринимают раздражения и переводят их в энергию нервного импульса.

21. Средний мозг - часть ствола головного мозга, расположен между мостом и промежуточным мозгом.

22. Таламус - центральная часть промежуточного мозга, зрительный бугор, серое вещество, подкорковый чувствительный центр.

23. Тремор – непроизвольная дрожь конечностей в состоянии покоя.

24. ЦНС - спинной и головной мозг.

25. Эпиталамус - часть промежуточного мозга, надталамическая область - эпифиз, железа внутренней секреции.

Список литературы

1. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов / Т. Г. Визель. – Москва: В.  Секачев, 2013. – 263 с.

2. Гайваронский И.В Анатомия и физиология: учебник для медицинских училищ и колледжей / И.В. Гайваронский - Москва: издательская группа ГЭОТАР-Медиа, 2019, 672 с.

3. Гайворонский И.В., Анатомия и физиология человека/ И.В. Гайворонский, Г.И. Нечипорук, А.И. Гайворонский. – М.: Академия, 2020.

4. Матвиенко С.В. Бинарные занятия в системе современного образования// Вестник науки и образования, 2020. № 4. с. 64 - 68.

5. Никитюк Д.Б. Анатомия и физиология человека: атлас. / Д.Б. Никитюк, Н.Т. Алексеева, С.В. Клочкова – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020.

6. Самусев Р.П. Атлас анатомии и физиологии человека: учебное пособие / Р.П. Самусев.

7. Федюкович Н.И., Анатомия и физиология человека. / Н.И.Федюкович – Ростов н/Д: Феникс. 2020, 573 с.

8. Перечень ресурсов и информационных справочных систем информационно-

телекоммуникационной сети «Интернет»:

9. www.studentlibrary.ru

10. www.medcollegelib.ru

        

Приложения

Приложение 1

Вопросы к «Интеллектуальной разминке»

1. Какими 2-мя функциональными свойствами обладает нервная ткань?

-в………ю

- пр……..ю

2. Нервные импульсы от тела нейрона идут по:

1. аксону

3. одному дендриту

2. миелиновой оболочке

4. всем дендритам

З. Назовите скорость проведения нервного импульса по чувствительным волокнам:

3. 0,5 - 1 м/сек

1. 50 - 100 m/сек

2. 5 - 10 м/cek

4. 5 - 10 мм/сек

4. Скорость проведения нервного импульса по двигательным волокнам составляет:

1.60 - 120 м/сек

3. 0,6 -1,2 м/сек

2. 6-12 м/сек

4. 6 - 12 м.м/сек

5. Сколько звеньев имеет простая рефлекторная дуга?

1. 2 звена

3. 4 звена

2. 3 звена

4. 5 звеньев

6. Соматическая нервная система иннервирует

к..., м . ... и подчиняется сознанию.

7. Вегетативная нервная система иннервирует внутренние о . . . . . , Ж. . . .. , С . . . . . U не подчиняется сознанию.

Эталоны ответов к «Интеллектуальной разминке»:

1.Нервная ткань обладает 2-мя функциональными свойствами:

- возбудимость

- проводимость

2.Нервные импульсы от тела нейрона идут по:

1. аксону

3. Скорость проведения нервного импульса по чувствительным волокнам составляет:

2. 5-10 м/сек

4. Скорость проведения нервного импульса по двигательным

волокнам составляет: 1. 60- 120 м/сек

5. Простая рефлекторная дуга имеет:

4. 5 звеньев

6. Соматическая нервная система иннервирует кожу, мышцы и подчиняется сознанию.

7. Вегетативная нервная система иннервирует внутренние органы, железы, сосуды и не подчиняется сознанию.

Приложение 2

Вопросы и ответы к практикуму

1. Сколько в головном мозге отделов?

Ответ: 5 отделов.

2. Наряду с приведенным выше делением на отделы весь мозг разделяют на 2 большие части. Какие?

Ответ: передний мозг (большие полушария), ствол мозга.

3. Из чего состоит ствол мозга?

Ответ: продолговатый мозг; мост и мозжечок; средний мозг.

4. Каковы функции выполняет ствол мозга?

Ответ: служит для передачи сигналов из высших отделов мозга в спинной мозг и обратно. Регулирует базовые витальные функции – дыхание, кровяное давление, частоту сердечных сокращений. Регулирует рефлексы – глазодвигательный, рвотный и т.д.

5. Назовите важные центры регуляции продолговатого мозга?

Ответ: центры дыхания, работы сердца, температуры тела, тонуса сосудов (изменение кровяного давления), защитных рефлексов — чихания, кашля, слезоотделения, мигания. В продолговатом мозге находится ретикулярная формация.

6. Что такое ретикулярная формация? Какие функции исполняет ретикулярная формация?

Ответ: клетки и нервные волокна, расположенные на всем протяжении ствола мозга и в центральных отделах спинного мозга. Ретикулярная формация регулирует -

  • сознание, например, сон и бодрствование;
  • рефлексы: кашель, чихание и т. п.;
  • витальные рефлексы: дыхание;
  • движения.

7. Что такое Варолиев мост? Откуда происходит название?  Функции?

Ответ: расположен между средним мозгом сверху (спереди) и продолговатым мозгом снизу (сзади), имеет вид поперечного валика. Название происходит от имени итальянского анатома Констанзо Варолия, описавшего эту структуру мозга в 1573 г.  Функции:

  • передача информации из спинного мозга в отделы головного мозга;
  • сознательный контроль за движениями тела;
  • восприятие положения тела в пространстве;
  • чувствительность языка, кожи лица, слизистой носа, глаз;
  • мимика;
  • акт принятия пищи.        

8. Какие функции у мозжечка?

Ответ: координация движений; поддержание мышечного тонуса.

9. Функции среднего мозга?

Ответ: средний мозг контролирует движения и защитные реакции организма, например, реакцию на страх. Он отвечает за зрение, слух, концентрацию внимания, биоритмы, ощущения боли, поддерживает терморегуляцию тела. Этот отдел перерабатывает всю входящую информацию. Его основная функция — способность адаптироваться, приспосабливаться к окружающей среде.  Кроме того, средний мозг отвечает за некоторые жизненно важные рефлексы, например, за ориентировочный. Например, он обеспечивает изменение величины зрачка в зависимости от яркости света или поворот головы, глаз в сторону источника раздражителя.

10. Строение промежуточного мозга?

Ответ: гипоталамус, таламус, метаталамус, эпиталамус.

11. Какие важные функции у эпифиза?

Ответ: развитие половых признаков (особенно в детском и пубертатном возрасте); регуляция гормональной функции надпочечников (управление выведением калия и натрия из организма); регуляция сна (синтез гормона мелатонина).

12. Строение и функции таламуса?

Ответ: в таламусе можно выделить 4 основных ядра серого вещества:

  • ядро, перераспределяющее зрительную информацию;
  • ядро, перераспределяющее слуховую информацию;
  • ядро, перераспределяющее тактильную информацию;
  • ядро, перераспределяющее чувство равновесия и баланса.

Функции таламуса:

  • первичная обработка зрительных, слуховых и вкусовых сигналов;
  • запоминание;
  • двигательные реакции: сосание, жевание, глотание, смех;
  • центр организации и реализации инстинктов, влечений, эмоций.

13. Строение и функции гипоталамуса?

Ответ: является главным подкорковым центром регуляции вегетативных функций организма; способен воздействовать на вегетативные функции организма с помощью гормонов и нервных импульсов; в гипоталамусе располагаются центры гомеостаза, теплорегуляции, голода и насыщения, жажды и ее удовлетворения, полового поведения, страха, ярости; является также центром регуляции сна и бодрствования. При этом задний гипоталамус активизирует бодрствование; передний — сон. регулирует деятельность гипофиза; в гипоталамусе и гипофизе образуются нейрорегуляторные пептиды — энкефалины и эндорфины, способствующие снижению стресса.

14. Строение и функции гипофиза?

Ответ: Нижний придаток мозга, расположенный в нижней части гипоталамуса. Является одной из важнейших эндокринных желез отвечает за рост, обмен веществ, репродуктивную функцию.

Приложение №3

Эталоны ответов к закреплению материала

1. Ствола, мозжечок, полушария головного мозга

2. Продолговатый мозг, мост, средний мозг, промежуточный мозг.

3. В промежуточном мозге.

4. Мост.

5. Мост.

6. Мозолистое тело

7. Средний мозг

8. Промежуточный мозг

9. Мозжечок

10. В затылочной доле

11. Продолжением спинного мозга.

12. В продолговатом мозге.

13. Средний мозг.

14. Мозжечка.

15. Правое полушарие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Определение ведущего полушария головного мозга".

В презентации подобран материал по определению ведущего полушария головного мозга. Полученные результаты полезны не только самим студентам, но и работающим с ними преподавателям, так как данная информ...

Классный час "Определение ведущего полушария головного мозга"

Для классного часа выбран материал по определению ведущего полушария головного мозга, так как студентам в этом возрасте интересно узнавать особенности своей личности, а также они любят разнообразные т...

Презентация "Строение и функции головного мозга"

Презентация "Строение и функции головного мозга"...

Важные зоны головного мозга человека для развития речи.

Важные зоны головного мозга человека для развития речи....

Тема 4.1 "Первая помощь при сотрясениях и ушибах головного мозга, при переломах и электротравме".

Первая помощь:— обезболить;— наложить фиксирующую повязку по типу «пращевидной» или «уздечки»;— обеспечить холод к месту травмы; — при подозрении н...

Тема 4.2 "Первая помощь при сотрясениях и ушибах головного мозга, при переломах и электротравме".

Первая помощь:— обезболить;— наложить фиксирующую повязку по типу «пращевидной» или «уздечки»;— обеспечить холод к месту травмы;— при подозрении на...

Нервная система. Головной мозг. Фрагменты рабочей тетради

Рабочая тетрадь составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 31.02.01 Лечебное делоАннотаци...