Научно-практическая конференция «Компьютер и здоровье»
статья

Янковская Ольга Геннадьевна

 

Сегодня невозможно представить жизнь современного человека без компьютера. Благодаря ему мы приобретаем новые знания и расширяем свой кругозор, развлекаемся, общаемся. Это неизбежно и необходимо, так как компьютер помогает человеку более быстро и точно находить решения различных задач, позволяет хранить и получать необходимую инфор

Скачать:


Предварительный просмотр:

Научно-практическая конференция

«Компьютер и здоровье»

Сегодня невозможно представить жизнь современного человека без компьютера. Благодаря ему мы приобретаем новые знания и расширяем свой кругозор, развлекаемся, общаемся. Это неизбежно и необходимо, так как компьютер помогает человеку более быстро и точно находить решения различных задач, позволяет хранить и получать необходимую информацию.

Владение компьютером для каждого человека становится насущной потребностью. Вместе с тем необходимо понимать, что, работая на компьютере, следует соблюдать определенные меры предосторожности, чтобы не причинить вреда своему здоровью. Эпоха компьютерных технологий дала человеку множество возможностей, но одновременно с этим создала условия для вредного воздействия на организм.

Компьютер столь же безопасен, как и любой другой бытовой прибор. Но, как и в случае с другими бытовыми приборами, существуют потенциальные угрозы для здоровья, связанные с его применением. Рассматривая влияние компьютеров на здоровье, отмечают несколько факторов риска. В каждом из этих случаев степень риска прямо пропорциональна времени, проводимому за компьютером и вблизи него.

Длительное пребывание у экрана компьютера не безвредно для здоровья человека. Опасность представляет электромагнитное излучении от различных деталей компьютера, в первую очередь от монитора.

Из-за мерцания экрана и разницы в интенсивности свечения экрана и освещения в помещении возникает сильная нагрузка на глаза. Появляется дополнительная нагрузка на позвоночник из-за неподвижности позы работающего за компьютером и неправильной подготовки рабочего места.

Медики и специалисты в области производственной гигиены традиционно выделяют пять основных групп, так называемых «компьютерных» заболеваний, возникновение и развитие которых люди зачастую сами провоцируют у себя, проводя необоснованно много времени в общении с монитором и клавиатурой ПК.

К ним относятся:

  • заболевания органов зрения;

  • заболевания опорно-двигательной системы (включая болезни суставов и мышц кистей и предплечий рук вследствие их хронического переутомления);

  • заболевания желудочно-кишечного тракта или половых органов (включая анорексию и геморрой);

  • заболевания сердечнососудистой системы (включая болезни, обусловленные гиподинамией и гиповолемией);

  • нервные расстройства и заболевания различной этиологии (включая эпилептические статусы (припадки) различной природы).

Проектировщики и производители компьютеров, а также ученые - гигиенисты традиционно выделяют множество факторов способных в случае чрезвычайной интенсивности проявления создать окружающую среду рабочей зоны компьютера неблагоприятной для здоровья пользователя, а при комбинированном воздействии–даже агрессивной.

Влияние электромагнитного излучения.

Как и все приборы, потребляющие электроэнергию, компьютер испускает электромагнитное излучение, причём из бытовых приборов с ПК по силе этого излучения могут сравниться разве что микроволновая печь или телевизор. Однако в непосредственной близости с ними мы не проводим очень много времени, а электромагнитное излучение имеет меньшее воздействие с увеличением расстояния от источника до объекта. Таким образом, компьютер является самым опасным источником электромагнитного излучения.

Компьютер и зрение.

Под влиянием излучения, идущего от монитора, зернистости изображения и не плоскости экрана монитора, у компьютерщиков наблюдается необратимые изменения в роговице глаза. В результате этих изменений изображение начинает фокусироваться оптической системой глаза не в круглую точку, а в овал. Таким образом, пользователь ПК наблюдает изменение формы объектов, нерезкие края, удвоение мелких изображений.

Заболевания, связанные с мышцами и суставами.

У людей, зарабатывающих на жизнь работой на компьютерах, наибольшее число жалоб на здоровье связано с заболеваниями мышц и суставов. Чаще всего это просто онемение шеи, боль в плечах и пояснице или покалывание в ногах. Но бывают, однако, и более серьезные заболевания.  Боль в руках, особенно в кисти правой руки, вызванная долгой работой за компьютером приобрела название туннельного синдрома или синдрома запястного канала. Причиной возникновения боли является защемление нерва в запястном канале, вызванное постоянной статической нагрузкой на одни и те же мышцы, которая может быть вызвана большим количеством однообразных движений или неудобным положением рук, во время работы с клавиатурой. Основными заболеваниями позвоночника, развивающимися вследствие долгого нахождения за компьютером, являются: остеохондроз и искривления позвоночника.

Стресс, бессонница, нервные расстройства.

Длительная работа за компьютером связанна с постоянным раздражением, источником которого могут быть разные ситуации. Наверное, нет такого человека, у которого никогда не зависал компьютер, с потерей, не сохраненной информации, не было проблем с какими-либо программами и т.д. Еще один важный фактор - нервно-эмоциональное напряжение у детей. Не секрет, что общение с компьютером, особенно с игровыми программами, сопровождается сильным нервным напряжением, поскольку требует быстрой ответной реакции.

Воздействие пыли и грязи.

Ученые утверждают, что на клавиатуре микробов в сотни раз больше, чем на крышке унитаза – отсюда так называемая «болезнь грязных рук». А пыль в системном блоке может привести к различным аллергическим реакциям.

Основным нормативным документом, определяющим гигиенические требования к организации труда на компьютере, являются Санитарные правила и нормы СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».

Все гигиенические требования к организации труда с применением компьютеров условно можно разделить на три группы:

  1. требования к помещениям, где организована и осуществляется подобная трудовая или учебная деятельность;

  1. требования к оборудованию индивидуального рабочего или учебного места;

  1. требования к организации труда или учебного процесса с использованием компьютерной техники.

Каждое производственное или учебное помещение, в котором осуществляется работа с компьютерами, должно иметь комбинированное естественное и искусственное освещение. Поэтому не допускается размещение рабочих мест, оборудованных компьютерами, в подвальных помещениях, а в образовательных учреждениях всех видов - еще и на цокольных этажах (в полуподвалах), причем высота потолков в компьютерных аудиториях или классах должна быть не менее 4 м, а сами они не должны располагаться вблизи помещений, в которых «уровни шума и вибрации превышают нормируемые значения» (механические цеха, мастерские, гимнастические залы и т.п.).

Все подобные производственные помещения и учебные классы должны быть оснащены принудительной приточно-вытяжной вентиляцией и увлажнителями воздуха, заправляемыми ежедневно дистиллированной или прокипяченной питьевой водой.

Для отделки интерьера производственных и учебных помещений, в которых эксплуатируются компьютеры, запрещается использовать полимерные строительные материалы (древесностружечные плиты, слоистый бумажный пластик, синтетические стеновые и ковровые покрытия и др.), выделяющие в воздух вредные химические вещества.

Особые требования предъявляются к микроклимату помещений, в которых пользователи работают с компьютерами: оптимальная температура нормативно должна составлять от 18 до 25°С, а относительная влажность воздуха – от 40 до 60 % при его движении в 0,1-0,2 м/с.

Для образовательных учреждений всех видов Правила устанавливают более жесткие санитарно-гигиенические нормы микроклимата: температура воздуха в компьютерных классах должна поддерживаться в рамках 19-21°С, а относительная влажность в пределах 55-62%.

В целях поддержания микроклимата в пределах, установленных санитарными нормами, в учебных классах, в которых расположены компьютеры, ежедневно должна проводиться влажная уборка и заправка увлажнителей воздуха.

В течение учебного дня – регулярно осуществлять аэрацию: соответствующие помещения перед началом и после каждого часа учебных занятий должны быть проветрены, что обеспечивает улучшение качественного состава воздуха, в том числе и аэроионный режим.

Помимо гигиенических требований к микроклимату Правила содержат также предельно допустимые уровни шума компьютерной техники на рабочих местах пользователей. В частности, согласно им во всех учебных помещениях уровень шума на рабочем месте не должен превышать 50 ДБА, в офисных и производственных помещениях, где работа с компьютером не является основной, 60 ДБА.

Чтобы избежать осложнений здоровья психосоматической или гипокинезической этиологии (происхождения) у всех категорий работников, чья трудовая деятельность связана с работой с компьютером, существуют некоторые гигиенические требования к организации режима труда и отдыха таких людей.

В течение рабочего дня для всех пользователей компьютеров, непосредственно и постоянно работающих с этой техникой, помимо обязательного обеденного перерыва, устанавливаемого федеральным законодательством о труде, «для обеспечения оптимальной работоспособности и сохранения здоровья профессиональных пользователей, на протяжении рабочей смены должны устанавливаться регламентированные перерывы».

10 важнейших гигиенических требований при работе с компьютером:

  1. Расположите компьютер или его монитор к окну боком, чтобы свет на него падал слева.

  1. При организации и оборудовании рабочего места приобретайте мебель в соответствии с ростом пользователя компьютера.

  1. Ежедневно перед началом работы обязательно убирайте пыль на рабочем месте.

  1. Перед началом и по окончании работы, а также в обеденный перерыв проводите аэрацию (проветривание) помещения, где работает компьютер.

  1. Ежедневно проводите влажную уборку в помещении, где работает компьютер.

  1. При непрерывной работе с компьютером каждые 2 часа делайте перерыв на 15 минут для отдыха и выполнения комплекса физкультурно-оздоровительных упражнений.

  1. Следите за соотношением освещенности экрана монитора компьютера и окружающего пространства, оно не должно быть меньше, чем 5 : 1.

  1. При работе с компьютером расстояние от глаз пользователя до монитора должно составлять 600-700 мм, но не менее 500 мм.

  1. Следите за осанкой: спина должны быть прямая, руки в локтях должны быть согнуты под прямым углом.

  1. Регулярно проходите профилактический врачебный осмотр.

Комплекс упражнений для рук и плечевого пояса

  1. Поднять плечи, опустить плечи. Повторить 6-8 раз. Расслабить плечи.

  1. Руки согнуть перед грудью. На счет 1-2 – пружинящие рывки назад согнутыми руками, на счет 3-4 – то же прямыми. Повторить 4-6 раз. Расслабить плечи.

  1. Ноги врозь. На счет 1, 2, 3, 4 – последовательные круговые движения руками назад; 5, 6, 7, 8 – вперед. Руки не напрягать, туловище не поворачивать. Повторить 4-6 раз. Расслабиться.

  1. Руки вперед. На счет 1-2 – ладони вниз, 3-4 – ладони вверх. Повторить 4-6 раз. Расслабиться.

  1. На счет 1 махом развести руки в стороны, слегка прогнуться. На счет 2, расслабляя мышцы плеч, уронить руки и, скрестив, приподнять их перед грудью. Повторить 6-8 раз.

Комплекс упражнений для туловища и ног

  1. На счёт 1-2 – шаг влево, руки к плечам, прогнуться. На счёт 3-4 – то же, но в другую сторону. Повторить 6-8 раз.

  1. Ноги врозь, руки за голову. На счёт 1 – резкий поворот налево, на счет 2 – направо. Повторить 6-8 раз.

  1. Ноги врозь, руки на поясе. На счёт 1-2 – наклон туловища налево, 3-4 – направо. Повторить 6-8 раз.

  1. Ноги врозь, руки на поясе. На счёт 1-2 – прогнуться назад, 3-4 – наклониться вперёд. Повторить 4-6 раз.

  1. Ноги врозь, руки в стороны. На счёт 1-2 – резкий поворот направо, 3-4 – налево. Повторить 4-6 раз.

Гимнастика для глаз

  1. Сидя на стуле, закройте глаза, расслабьте мышцы лица, свободно, без напряжения откиньтесь на спинку стула, положите руки на бедра. Оставайтесь в таком положении 10-15 секунд.
  2. Продолжая держать глаза закрытыми, выполните пальцами лёгкие круговые поглаживающие движения надбровных дуг и нижней части глазниц (20-30 секунд). Затем посидите с закрытыми глазами ещё 10-15 секунд.
  3. Откройте глаза и посмотрите вдаль перед собой (2-3 секунды). Переведите взгляд на кончик носа на 3-5 секунд. Повторите 6-8 раз.

Профилактика заболеваний органов дыхания.

  1. Как можно чаще делайте влажную уборку помещения и проветривайте его.
  2. Для увеличения влажности можно ставить открытую емкость с водой. Например: аквариум с рыбками (во-первых, увеличивает влажность, во-вторых, рыбки успокаивают нервы), декоративные водопады (опять же, повышают влажность, а падающая вода является естественным ионизатором воздуха).
  3. После покупки компьютера, желательно включить и оставить его, на несколько часов, в проветриваемом помещении, так как новые платы и новый пластик, из которого сделан корпус монитора, при нагревании выделяют очень большое количество вредных веществ.

Профилактика нервных расстройств.

  1. Постарайтесь сделать так, что бы при работе компьютер давал как можно меньше сбоев и меньше раздражал вас. Например: структурируйте информацию для того, что бы её было легко найти, почаще чистите мышку, что бы не бесил непослушный курсор и т.д.
  2. Интернет: не ждите долго загрузки страницы, посмотрите в это время другую.
  3. Как можно чаще прерывайте работу с компьютером, по возможности проводите больше времени на улице.

ЗАПОМНИТЕ! Правильное поведение при работе за компьютером уменьшит его вредное воздействие на ваш организм.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. https://04.rospotrebnadzor.ru/index.php/san-nadzor/2015-10-01-05-48-10/10547-28032019.html

  1. https://s-ba.ru/conf-posts-2021-01/tpost/1yjctm4351-kompyuter-i-ego-vliyanie-na-zdorove-chel

  1. http://www.crblen.ru/dlya-pacientov/meditsinskaya-profilaktika/528-kompyuter-i-zdorove-cheloveka


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-практическая краеведческая конференция "Их имена мы в сердце сохраним"

Областная научно-практическая конференция, проводилась среди студентов Барышского индустриально-технологического техникума и Жадовского сельскохозяйственного техникума. Были подготовлены рефераты об у...

«Технология развития критического мышления как способ организации активного обучения»: электронное научное издание статей участников научно-практической онлайн - конференции

В периодическом сборнике научных статей преподавателей спецдисциплин образовательных учреждений среднего профессионального образования Донецкой Народной Республики освещаются современные подходы для п...

«Внедрение опыта работы с использованием инновационных технологий при подготовке специалистов среднего звена»: материалы ІІ научно-практической интернет- конференции преподавателей Горловского территориального образовательного округа

В сборнике представлены научные доклады участников региональной научно-практической конференции «Внедрение опыта работы с использованием инновационныхтехнологий при подготовке специалистов среднего зв...

"Развитие". Сборник материалов II-й международной научно-практической студенческой конференции, г.Липецк, 2017

Научно-исследовательский центр «Аксиома»Сборник содержит тексты научных докладов студентов - участников II-й между- народной научно-практической студенческой конференции «Развитие&ra...

Методическая разработка научно-практической студенческой конференции: "Профилактика гриппа в работе среднего медицинского персонала"

Методическая разработка создана для проведения студенческой научно-практической конференции по теме: "Профилактика гриппа в работе среднего медицинского персонала". Актуальность выбора темы ...

ПОЛОЖЕНИЕ О МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «НАУКА, ТВОРЧЕСТВО, МОЛОДЁЖЬ – УСПЕХ БУДУЩЕГО», ПРОВОДИМОЙ В РАМКАХ IX ВСЕРОССИЙСКОГО ФЕСТИВАЛЯ НАУКИ «НАУКА 0+» Рославль 2019

Настоящее положение определяет порядок проведения международной научно-практической студенческой конференции «Наука, творчество, молодёжь – успех будущего», проводимой в рамках IX Вс...