Методические разработки
методическая разработка

Тернавская Алефтина Михайловна

  Методическая разработка Мастер-класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 01.07.2019_metod._posobie_master-klassa_2019.doc362 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж № 2»

Березина Т.В.,

Кузнецова И.Н.,

Линькова В.И.,

Тернавская А.М.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Мастер – класс

Москва, 2019 г.


Рассмотрено и утверждено

методическим советом «МК №2»

Протокол №8

от    «01». 07 2019 г.

Составлено на основе Федерального Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело

Одобрено

ЦМК №4

Протокол №

от «     »   ___________2019  г.

Председатель ЦМК №4

Кузнецова И.Н./ _______________

                                     подпись

Согласовано

Зам. директор по УР

Воронова Е.В./________________

                                подпись

Авторы:  

Березина Т.В., преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «МК № 2»

Кузнецова И.Н., преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «МК № 2»

Линькова В.И., преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ  «МК № 2»

Тернавская А.М., преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «МК № 2»

Содержание

Пояснительная записка                                                                                      Стр. 4

Цели и задачи мастер-класса                                                                             Стр. 5

Технологическая карта мастер-класса                                                              Стр. 5

Оснащение                                                                                                           Стр. 7

Сценарий                                                                                                              Стр. 11

Источники информации                                                                                      Стр. 20

Приложение. Алгоритмы манипуляций                                                             Стр. 21

Пояснительная записка

Данное методическое пособие  разработано преподавателями для проведения  мастер-класса по профессиональному модулю ПМ 04.«Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (Младшая медицинская сестра по уходу за больными)», МДК.04.02 «Младшая медицинская сестра по уходу за больными», ПМ 07.«Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (Младшая медицинская сестра по уходу за больными)», МДК.07.02 «Младшая медицинская сестра по уходу за больными».

Методическое пособие предназначено для передачи педагогического опыта и выработки единых требований к выполнению практических манипуляций по уходу за тяжелобольным.

Цель данного методического пособия – показать методику проведения мастер-класса по теме «Личная гигиена тяжелобольного» в рамках проведения предметной недели по ПМ.04.

На данном мастер-классе преподаватели демонстрируют и обсуждают алгоритмы по уходу за тяжелобольным.

Данный мастер-класс необходим для того, чтобы выработать единые требования к выполнению манипуляций.  

Методическое пособие составлено в соответствии с ФГОС по профессиональному модулю ПМ 04. специальности 34.02.01. Сестринское дело, по профессиональному модулю ПМ 07. специальности 31.02.01. Лечебное дело.

        Участники: преподаватели и сотрудники практического и методического отделов колледжа.

Тема: Личная гигиена тяжелобольного.

Время: - 90 минут.

Место проведения: кабинет Сестринское дело

Вид мероприятия: мастер-класс для преподавателей профессиональных модулей

Методика проведения: лекция с мультимедийной презентацией, демонстрация практических навыков, работа в группах; интерактивная методика проведения.

Цель:         обобщение  и передача педагогического опыта, выработка единых требований к выполнению практических манипуляций по уходу за тяжелобольным.

Задачи:

- отработать алгоритмы ухода за тяжелобольным;

- рассмотреть теоретические аспекты  ухода за тяжелобольными;

- продемонстрировать современные профессиональные средства по уходу за тяжелобольными и обучить слушателей правилам их применения;

- создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью единых требований к выполнению манипуляций по чек-листам.

        

Технологическая карта

Этапы работы мастер-класса

Содержание этапа

Время

Деятельность участников – преподавателей профессионального модуля

Подготовительно-организационный этап

Приветствие, вступительное слово преподавателей.

Постановка цели и задач.  

3

Вступают в диалог, проявляют активную позицию по вопросам проведения манипуляций по уходу за тяжелобольным и применению современных средств по уходу за кожей.

Актуализация темы

Постановка проблемного вопроса: «Почему выбрана данная тема?» «Мозговой штурм»

2

Совместный ответ на вопрос с преподавателем

Работа с теоретическим материалом по теме мастер-класса

Демонстрация презентации теоретического материала по личной гигиене тяжелобольного с наглядным информационным материалом:

- «Уход за естественными складками у тяжелобольного»;

- «Применение памперсов тяжелобольному»;

- «Применение судна и туалет наружных половых органов у тяжелобольного».

15

Слушают доклады, задают вопросы.

Демонстрация алгоритмов проведения манипуляций.

Работа в группах: совместное выполнение манипуляций в соответствии с чек-листами

Демонстрация оснащения и техники выполнения алгоритмов манипуляций по уходу за тяжелобольными:

- уход за естественными складками кожи;

- смена подгузников тяжелобольному;

- помощь пациенту в использовании судна или мочеприёмника;

- уход за промежностью и наружными половыми органами у женщины;

- уход за промежностью и наружными половыми органами у мужчины.

30

Выполнение манипуляции в соответствии с обозначенной задачей. Представление выполненных слушателями манипуляций: «Уход за естественными складками кожи», «Смена подгузников тяжелобольному», «Помощь пациенту в использовании судна или мочеприёмника», «Уход за промежностью и наружными половыми органами у женщины», «Уход за промежностью и наружными половыми органами у мужчины» в соответствии с требованиями алгоритмов.

Обсуждение и выработка единых требований к алгоритмам по чек-листам.  

Рефлексия участников мастер-класса.

Подведение итогов.

Дискуссия.

Обмен мнениями участников по содержанию алгоритмов, их достоинств и недостатков, выработка единых требований в соответствии с ГОСТом, по поводу значимости проведённого мастер-класса.

10

Рефлексия – активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на мастер-классе по выполнению манипуляций по уходу за тяжелобольными. Утверждение предложенных алгоритмов в виде чек-листов.

        Оснащение:      

 1. Методическое обеспечение:

  • методическое  пособие по проведению мастер-класса
  • раздаточный материал для слушателей: алгоритмы манипуляций, чек-листы, программа проведения мастер-класса.

2. Материальное обеспечение:

  • Предметы ухода за тяжелобольным: памперсы, впитывающие одноразовые пелёнки, рукавички, судно (для женщин) или мочеприемник (для мужчин), кувшин.
  • Стерильный перевязочный материал
  • Лотки, пинцеты
  • Ширма
  • Водный термометр
  • Современные средства профессиональной косметики по уходу за тяжелобольным
  • Функциональная кровать
  • Манипуляционный столик
  • Перчатки, одноразовые фартуки
  • Контейнеры и мешки для утилизации отходов класса А, Б, мешок для грязного белья
  • Кожный антисептик.

3. Технические средства:

        компьютер, телевизор или мультимедийная установка

Введение

С целью вовлечения преподавателей профессиональных модулей в учебный процесс и обсуждения алгоритмов манипуляций по определению единых требований к обучающимся  проведен мастер-класс по теме «Личная гигиена тяжелобольного», преподавателями ПМ. 04 высшей квалификационной категории Березиной Татьяной Вадимовной, Кузнецовой Ириной Николаевной, Линьковой Верой Ивановной, Тернавской Алефтиной Михайловной.

Мастер-класс проведен в рамках недели ПМ. 04 как открытое мероприятие с приглашением коллег преподавателей и обсужден на заседании «Круглого стола» по итогам предметной недели.

Мероприятие разработано совместно. В ходе мастер-класса познакомили преподавателей с особенностями ухода за тяжелобольными. Материал мастер-класса систематизирован в виде алгоритмов манипуляций и чек-листов.

В ходе мастер-класса преподаватели неоднократно опирались на жизненный опыт коллег, что актуализировало их профессиональное самоопределение, повысило внутреннюю готовность к осознанному и самостоятельному планированию, коррекции и реализации перспектив своего развития.

Использование на мастер-классе презентации, демонстрация манипуляций внесло непринужденность и интерес участников. Так же на мастер-классе была создана возможность присоединиться к ведущим и стать участником по отработке манипуляций  и обсуждению алгоритмов, которая способствовала формированию активной позиции. В ходе мероприятия ведущие продемонстрировали формирование положительной мотивации участников в утверждении алгоритмов манипуляций, показали хорошее владение приёмами целеполагания.

Учебно-воспитательный процесс – процесс творческий. Здесь не может быть рецептов и инструкций, сковывающих деятельность преподавателей. Дальнейшее совершенствование обучения и воспитания будущих специалистов в области сестринского дела во многом зависит от творческой деятельности педагогических работников, профессионального мастерства каждого из них.

В ходе обучения реализуются многие цели, главная из которых – передача опыта от одного поколения к другому. На своих занятиях с обучающимися весь свой практический опыт, знания и умения мы стремимся передать своим обучающимся, применяя различные формы и методы обучения. Применение методов обучения, активизирующих учебную деятельность, позволяет обучающимся стать настоящими партнёрами преподавателя по

творчеству в атмосфере сотрудничества.

Задача педагога - формировать у обучающихся способности решать

практические задачи сегодняшнего дня. Активное обучение полностью отвечает

этому требованию. Обучение является активным процессом, нуждающимся в

личном участии обучающегося, которое является необходимым условием

эффективности обучения.

Возможности практического занятия неисчерпаемы. Всё от него: общая культура и

дружелюбие в отношении обучающихся с преподавателями, от него зависит осуществление пусть крошечной, но такой значительной в жизни приставки «СО»: сотворчество, сотрудничество, соучастие в учебном процессе.

Данное мероприятие является необходимым и было разработано совместно преподавателями в рамках проведения предметной недели ПМ.04.

Сценарий разработали преподаватели Березина Татьяна Вадимовна, Кузнецова Ирина Николаевна, Линькова Вера Ивановна, Тернавская Алефтина Михайловна.

При разработке мероприятия учитывались следующие особенности: в качестве участников выступают преподаватели ПМ.04, сотрудники методического и практического отделов; в качестве ведущих выступают преподаватели ПМ.04.

Затраченное время – 90 мин.

Дата: 19.03.2019 г.

Аудитория: преподаватели ПМ.04 и сотрудники практического и методического отделов колледжа.

Сценарий мастер-класса

ВЕДУЩИЙ 1: Уважаемые коллеги! Хотим начать мастер-класс со слов В. Хендерсон «Больной человек часто нуждается в помощи при осуществлении личной гигиены: умывании, бритье, уходе за полостью рта, волосами, ногтями, подмывании, приеме ванны, а также при осуществлении продуктов жизнедеятельности. В этой части ухода руки сестры становятся руками пациента. Но, помогая пациенту, нужно максимально стремиться к его самостоятельности и поощрять это желание».

ВЕДУЩИЙ 2: Цель: передача педагогического опыта и выработка единых требований к выполнению практических манипуляций по уходу за тяжелобольным. 

ВЕДУЩИЙ 1: Задачи: рассмотреть алгоритмы ухода за тяжелобольным; рассмотреть  некоторые аспекты  применения профессиональных средств по уходу за тяжелобольным; создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью единых требований к выполнению манипуляций.

ВЕДУЩИЙ 2:  Актуализация темы:         Старение общества усиливает проблемы ухода за растущим количеством больных и инвалидов, а данные проблемы давно вышли за рамки просто медицинской помощи. Пациентам и их семьям лучше всего известен масштаб этих проблем. Уход за пациентом требует не только помощи со стороны медицинского персонала, но и родственников, особенно когда стоимость ухода за больным превышает его финансовые возможности либо возможности близких родственников обеспечить пациенту соблюдение всех правил личной гигиены с применением современных средств ухода за тяжелобольными. Пациенты и их родственники, при растущих проблемах, зачастую неправильно ухаживают за кожей, естественными складками, проводят профилактику опрелостей. Чувство беспомощности при развивающейся болезни, нарастает в виду недостатка знаний о современных средствах по уходу за тяжелобольным. Возникает страх перед трудностями. Получение умений по уходу за тяжелобольными, а также ответа на вопрос, какими должны быть технологии профилактики осложнений в результате хронического заболевания, помогают освоиться в трудной ситуации и противостоять новым вызовам. Ежедневные гигиенические мероприятия тяжелобольному снизят риск возникновения ИСМП. На мастер-классе мы попробуем рассмотреть алгоритмы ухода за тяжелобольным, рассмотреть  некоторые аспекты  применения профессиональных средств по уходу за тяжелобольным с целью определения единых требований к выполнению манипуляций.

ВЕДУЩИЙ 1: Существует понятие ТЯЖЕЛОБОЛЬНОЙ. Тяжелобольной пациент – это человек, у которого имеются значительные нарушения функций органов и систем и который нуждается в медицинской помощи и интенсивном сестринском уходе. Часто больные с хроническими заболеваниями или осложнениями не нуждаются в повседневном врачебном наблюдении и активном лечении.  Они нуждаются в уходе, создании благоприятных условий, соблюдении гигиены и психологической поддержке.

        ВЕДУЩИЙ 2: Неподвижный пациент — это человек, у которого нарушено удовлетворение потребности двигаться из-за тяжести состояния или вследствие предписанного режима.  Медицинской сестре часто приходится в стационаре и на дому осуществлять уход за неподвижным пациентом.  Она должна обеспечить выполнение пациентом назначенного режима двигательной активности, объяснить его значение и роль.

ВЕДУЩИЙ 1: У тяжелобольного и неподвижного пациента нарушено удовлетворение следующих потребностей: в движении; осуществлении личной гигиены;  способности одеваться, раздеваться, нормальном дыхании; адекватном питании и питье; выделении продуктов жизнедеятельности; отдыхе, сне; общении; преодолении боли; способности поддерживать собственную безопасность. В связи с этим возможен риск дефицита самоухода  личной гигиены.

        ВЕДУЩИЙ 2: Принципы ухода: Безопасность (предупреждение травматизма пациента); Конфиденциальность (подробности личной жизни не должны быть известны посторонним); Уважение чувства достоинства (выполнение всех процедур с согласия пациента, обеспечение уединения, если необходимо); Общение (расположение пациента и членов его семьи к беседе, обсуждение хода предстоящей процедуры и плана ухода в целом); Независимость (поощрение каждого пациента к самостоятельности); Инфекционная безопасность (осуществление соответствующих мероприятий).

         Цель помощи пациенту – осуществление личной гигиены, обеспечение комфорта, чистоты и безопасности.

ВЕДУЩИЙ 1:  Личная гигиена - это содержание в чистоте тела (кожи, волос, полости рта, зубов) человека, его постельного и нательного белья, одежды, обуви, жилища. Соблюдение личной гигиены способствует выздоровлению, сохранению и укреплению здоровья.  У лежачего тяжелобольного выполняют туалет всего тела или частичный (отдельных частей тела), например, в случае осуществления физиологических отправлений).

ВЕДУЩИЙ 2: При осуществлении личной гигиены тяжелобольному нужно выполнить следующие манипуляции: умывание больного; уход за глазами;
уход за ротовой полостью; уход за носом; очищение наружного слухового прохода;
бритье лица; уход за волосами; уход за ногами; уход за наружными половыми органами и промежностью. Уход за кожей — для профилактики пролежней, опрелостей.
Смена нательного и постельного белья — для создания комфорта, профилактики осложнений.

ВЕДУЩИЙ 1: Значение личной гигиены: одним из важнейших условий сохранения здоровья является соблюдение правил личной гигиены, еще большее значение приобретает личная гигиена для больных, ослабленных людей, соблюдение личной гигиены больными способствует их быстрейшему выздоровлению и предупреждает развитие многих осложнений.

ДОКЛАДЧИК 1: Гигиенический уход за кожей тяжелобольного способствует загрязнению кожи выделения сальных и потовых желез, роговые чешуйки, пыль, особенно под мышечных впадинах и складках кожи под молочными железами у женщин.  Кожа промежности дополнительно загрязняется выделениями из мочеполовых органов и кишечника.  Подмышечные и паховые области, складки кожи под молочными железами следует мыть ежедневно, особенно у тучных людей, страдающих повышенной потливостью, так как на этих участках тела быстро образуются гнойничковая сыпь, шелушение, опрелости, изъязвления, пролежни.   Чтобы поддерживать кожу в чистоте необходимо ежедневно проводить её утренний и вечерний туалет, а также по мере её загрязнения.  Правильный уход за кожей выполняется в следующей последовательности:

 1- й шаг: нежное очищение кожи от загрязнений, пота, слущенного эпидермиса.  Выполняется средствами для применения с водой или без воды, не содержащие мыло (лосьон, пенка, моющий крем, влажные салфетки).

 2- й шаг: Помощь в регенерации и активизации эпидермиса кожи через соответствующее увлажнение и массаж кожи (бальзам для тела, для сухой кожи, эмульсия для тела, масло для ухода).

3 – й шаг: Защита кожи  средствами с защитными и питающими свойствами (защитный крем с окисью цинка или с аргинином).

ДОКЛАДЧИК 2: Опрелости    это  воспалительное поражение складок кожи, развивающееся в результате раздражающего и длительного увлажняющего влияния продуктов кожной секреции (кожного сала, пота), а также трения соприкасающихся между собой поверхностей кожи или кожи и одежды. Образуются: под молочными железами; в межьягодичной складке; в подмышечных впадинах; между пальцами ног при повышенной потливости; в паховых складках. Причины образования опрелостей: усиленном потоотделении (лихорадящие больные, местный или общий перегрев кожи); усиленном салоотделении (ожирение);  плохой вентиляции воздуха в области кожных складок;  недержании мочи; выделениях из свищей;  геморрое;  недостаточном обсушивании складок кожи после купания тяжелобольного;  аллергических реакциях на мыло, другие средства для ухода за больным, пищевые продукты. Пот и сало тяжелобольных особенно агрессивны по отношению к коже больного, так как содержат большое количество раздражающих кожу продуктов обмена. Опрелость может развиваться очень быстро, иногда в течение нескольких часов. Опрелости развиваются при трении соприкасающихся поверхностей кожи, когда к механическому раздражению присоединяется действие пота, мацерация (разбухание кожи и зуд), местные выделения, брожение и вторичная инфекции при расчёсывании пациентом области поражения.

        Механизм образования опрелостей сложный. Возбудителями, вызывающими прогрессирование инфекции и воспаления в области опрелости являются стрептококки и часто дрожжеподобные грибы. Возникновению опрелости способствуют нарушение обмена веществ, диабет, ожирение, подагра, гипергидроз,  плохой гигиенический уход за тяжелобольным.  К механически вызванному раздражению кожи присоединяется действие распада отторгающихся слоев эпидермиса, выделений, пота и т. п. Описанная картина опрелости может осложняться присоединением гнойничков, воспалениями лимфатических путей, появлением мокнутия, что затягивает течение процесса. 

        При опрелости кожа краснеет, её роговой слой как бы размокает и отторгается, появляются мокнущие участки с неровными контурами (мацерация), в глубине кожной складки могут образоваться трещины. Нередко опрелости осложняются гнойничковой инфекцией, кандидозом.    

        Для предупреждения развития опрелостей  необходимы: регулярный гигиенический уход; лечение потливости.

        При предрасположенности к опрелостям кожные складки после мытья и тщательного просушивания рекомендуется протирать прокипячённым растительным маслом (или детским кремом) и припудривать детской присыпкой.

        Профилактика опрелостей у тяжелобольного: ежедневное промывание естественных складок кожи с последующим их высушиванием с помощью прохладной струи воздуха фена; туалет кожи и складок после непроизвольных испражнений и мочеиспусканий; воздушные ванны для складок кожи: лежать с руками, отведенными в стороны или верх, отводить ноги в сторону или выпрямлять их, выкладывать пациента на живот, прокладывать между пальцами ног или рук небольшие валики, чтобы пальцы были раздвинуты;  использование для лежачих больных чистого и сухого постельного и нательного белья;  борьба с недержанием мочи; отказ от напитков и еды, способствующих возникновению аллергии; устранение причин повышенного потоотделения (например, использование одежды и постельного белья, не вызывающих потения); ношение рациональной одежды и обуви; при недержании мочи и кала - использование памперсов и их частая смена; частые гигиенические ванны.

ДОКЛАДЧИК 3:  Подгузники — это одноразовое нательное бельё, имеющее дополнительный слой для поглощения мочи и других выделений. Впервые они стали использоваться для лечения и реабилитации взрослых пациентов в конце прошлого века, моментально получили широкое распространение в Америке и европейских странах.

Показания к применению: после проведения любых гигиенических мероприятий (подмывание, мытье, обтирание), которые проводятся в области живота, таза и бедер;сразу после каждого опорожнения кишечника (длительное нахождение каловых масс в подгузнике недопустимо);при неконтролируемом и частом излитии мочи из пузыря следует менять подгузник примерно через 4 часа, следя по индикатору; при не частом мочеиспускании минимально дважды в день надо переодевать одноразовое средство гигиены; при наличии осложнений (кровь из прямой кишки или из влагалища, образование потертостей и формирование пролежней) смена памперсов должна производиться максимально часто.

Как выбрать памперсы для лежачих больных: Основные критерии выбора:

форма; способ фиксации на теле; материал изготовления; наличие дополнительных вкладышей, время использования -  ночное или дневное. 

Открытые подгузники. Такие изделия полностью открыты, не имеют застежек — липучек и барьеров, отлично повторяют форму тела. Классические памперсы для лежачих больных. Они отличаются высокой впитывающей способностью, имеют бортики и застежки — липучки. Трусики. Модель для людей, способных самостоятельно двигаться. Представляет собой впитывающее нижнее бельё, которое сложно отличить от обычных трусов.

Размер подгузника. Подгузники для людей с недержанием и лежачих больных необходимо применить только по размеру. Самым оптимальным вариантом послужит размер L. Слишком большой подгузник может стать причиной неудобства и протекания.

Окружность талии. Измерять объем живота надо сантиметровой лентой, на уровне пупка или чуть ниже. Кроме этого, надо измерить окружность каждого бедра чуть ниже промежности. Обязательно надо учитывать возможность небольшого увеличения объема талии после приема пищи. Поэтому следует немного добавить к полученной цифре (2-3 см), чтобы пациенту было комфортно как до, так и после еды. Вес больного человека.

Желательно знать точную цифру. Если нет возможностей для взвешивания, то вполне можно использовать последнее измерение, чтобы иметь предположительный вес.

По размеру можно выделить:

  • Очень большие (размер 4) – для людей с окружностью талии от 130 см и выше;
  • Большие (размер 3) с объемом талии свыше 100 см;
  • Средние (размер 2) с окружностью в районе талии более 75 см;
  • Маленькие (размер 1) – свыше 55 см в талии;
  • Очень маленькие (размер 0) – более 40 см.

По весовым параметрам памперсы для взрослых разделяются на следующие варианты:

  • с весом пациента до 60 кг;
  • 55-75 кг;
  • более 75 кг;
  • вес больного свыше 110 кг.

По форме подгузника выделяют:

  • памперс с фиксаторами-липучками, что значительно удобнее в использовании;
  • подгузник без липучек, что дешевле, но менее комфортно в применении.

От уровня впитываемости зависит комфортность, поэтому памперсы подразделяются:

  • на обычный уровень поглощения жидкости;
  • повышенный уровень;
  • высокий уровень;
  • очень высокий уровень впитываемости.

Учитывая особенности анатомии, все подгузники для взрослых разделяются:

  • на мужские, имеющие спереди специальную кармановидную вкладку;
  • на женские, более плоские.

Самым надежным вариантом являются застежки-липучки. С ними замена изделий окажется легким и быстрым процессом.

ДОКЛАДЧИК 4: Тяжелобольной пациент при необходимости опорожнить кишечник пользуется в постели судном, а при мочеиспускании - мочеприемником. Судно можно использовать металлическое с эмалевым покрытием, пластмассовое. Отгородить пациента ширмой (при необходимости). Обработать руки гигиеническим способом, осушить. Подготовить всё необходимое оборудование. Надеть перчатки. Ополоснуть судно и оставить в нем немного теплой воды. Убедиться, что поверхность судна, соприкасающаяся с кожей, сухая.  Опустить изголовье кровати до горизонтального уровня. Встать с обеих сторон кровати: медицинский работник помогает пациентке слегка повернуться на бок, лицом к ней, придерживает рукой за плечо и бедро; помощник (вторая медсестра/младший медицинский  персонал/родственник пациента)  – подкладывает и расправляет одноразовую впитывающую пелёнку под ягодицами. Под ягодицы пациентки подвести судно и помочь ей повернуться на спину так, чтобы ее промежность оказалась на судне. Придать положение Фаулера. Согнуть ноги в коленях. Укрыть пациента одеялом. Если судном пользуется мужчина, то одновременно нужно поставить между его ног мочеприемник и бережно опустить в его отверстие половой член, если пациент не может сделать это самостоятельно. Договориться с пациентом о способах связи. Оставить его одного, дать время для осуществления акта дефекации. Снять перчатки. После акта дефекации: Надеть перчатки. Опустить изголовье кровати. Медицинский работник поворачивает пациента на бок и придерживает его за плечи и бедра; помощник – убирает судно (мочеприемник у мужчины) и укрывает спину пациента. Протереть анальное отверстие влажной гигиенической салфеткой. При уходе за половыми органами Баллон с пеной встряхнуть и нанести на грязные участки кожи. Через 2 минуты протирается салфеткой. При необходимости можно повторить.

Преимущества использования пенки: Нет необходимости в воде, Минимальные физические усилия со стороны ухаживающего и пациента ,  Отсутствие неприятного запаха от выделений, Быстрота и удобство в применении . Одноразовые рукавицы для мытья без водонепроницаемой пленки внутри предназначены для проведения гигиенических процедур. Изготовлены из мягкого впитывающего материала. Идеально подходят для использования с очищающей пенкой, моющим кремом и т.п., которые не требуют смывания водой, а также в качестве одноразовой очищающей рукавички с раствором для мытья в постели. Лосьон это самое удобное и простое средство для очищения кожи. Он наносится на любой мягкий материал, желательно на марлю или нетканые салфетки, а затем с их помощью протираются кожные покровы. Лосьоны, представленные в нашем ассортименте, можно применять не только для кожных покровов, но и для очищения кожи головы. В их составе содержатся специальные вещества, уменьшающие раздражение кожи. Кроме того, они гипоаллергенны. Влажные салфетки не сушат кожу и могут использоваться как угодно часто. Кроме того, они обладают свойством  уменьшать выраженность раздражения и мацерации кожных покровов.  Салфетки различных компаний, представленные у нас, содержат в своем составе множество полезных компонентов, таких как экстракт алоэ, витамин Е, пантенол или миндальное масло. Они являются отличной альтернативой мытья различных частей тела у больных, особенно подходят для гигиены после физиологических отправлений. Они достаточно большие и это придает им дополнительное удобство. Крем-гель или моющий крем. Средства этой группы предназначены для разведения водой и последующего протирания кожи. Они не требуют смывания, а также нейтрализуют запахи. 

Демонстрация алгоритмов проведения манипуляций. Работа в группах: совместное выполнение манипуляций в соответствии с чек-листами.

Демонстрация оснащения и техники выполнения алгоритмов манипуляций по уходу за тяжелобольными:

- уход за естественными складками кожи;

- смена подгузников тяжелобольному;

- помощь пациенту в использовании судна или мочеприёмника;

- уход за промежностью и наружными половыми органами у женщины;

- уход за промежностью и наружными половыми органами у мужчины.

Преподаватели-ведущие демонстрируют практические манипуляции и предлагают  участникам показать практические навыки по алгоритмам. Корректируют действия в соответствии с требованиями алгоритмов. Слушатели  обсуждают умения, нюансы техники выполнения практических манипуляций, задают, отвечают на интересующие их вопросы.

Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов. 

        Преподаватели-ведущие просят высказаться каждого участника о проделанной работе, о его ощущениях, о том, что понравилось или не понравилось, о том, что получилось или не получилось, о том, оправдались ли его ожидания.

Проводится в виде дискуссии.

Проводится голосование об утверждении алгоритмов практических манипуляций по чек-листам.

        

        


Источники информации:

Нормативные документы

  • ГОСТ Р 52623.3-2015 Технологии выполнения простых медицинских услуг. Манипуляции сестринского ухода (дата последнего изменения: 10.12.2018)

Периодические издания

  • Долговременный уход и паллиативная помощь в геронтологии. / Сестринское дело, №1, 2019. – с 10-12.
  • Проблемы ухода за пациентом. / Сестринское дело, №6, 2018. – с. 33-36.
  • Материалы сестринской научно-практической конференции «Сестринский уход в паллиативной помощи» - Москва, 2017 г.

Интернет- ресурсы

  • www.rosmedlib.ru – медицинская, студенческая библиотека
  • http://www.fcior.edu.ru/ – ФЦИОР – Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов


Приложение. Алгоритмы манипуляций

Технология выполнения простой медицинской услуги

 СМЕНА ПОДГУЗНИКОВ ТЯЖЕЛОБОЛЬНОМУ

Требования по безопасности труда при выполнении услуги:

  • До и после проведения процедуры провести гигиеническую обработку рук
  • Во время процедуры обязательно использование перчаток

Функциональное назначение простой медицинской услуги: профилактика заболеваний

Материальные ресурсы

Приборы, инструменты, изделия медицинского назначения:

  • защитная простыня (пеленка),      
  • ёмкость для дезинфекции
  • мешок для грязного белья
  • чистый подгузник

 Лекарственные средства

  • кожный антисептик.

Прочий расходуемый материал

  •  перчатки
  •  марлевые салфетки
  •  мешок для мусор

Этапы проведения манипуляции

Форма представления

Примерный текст комментариев обучающегося

Количество баллов

(0 – 1)

Подготовка к процедуре

1

Установить контакт с пациентом: поздороваться, представиться, обозначить свою роль

Сказать

 «Здравствуйте! Я медсестра  терапевтического отделения. Меня зовут ___ (ФИО)»

2

Попросить пациента представиться

Сказать

«Представьтесь, пожалуйста. Как я могу к Вам обращаться?»

3

Сверить ФИО пациента с листом назначений. Сообщить пациенту о  предстоящей процедуре.

Сказать

«Пациент идентифицирован.

Вам необходимо провести  замену  подгузника».

4

Убедиться в наличии у пациента информированного согласия на предстоящую процедуру (замена подгузника).  В случае отсутствия  согласия пациента, уточнить дальнейшие действия у врача.

Сказать

«Вы согласны на проведение такой процедуры?» Ответ: «Возражений пациента на выполнение процедуры нет»  

5

Вымыть руки гигиеническим способом 

Выполнить/Сказать

«Обрабатываю руки гигиеническим способом»

6

Подготовить необходимое оснащение,   надеть перчатки.

Сказать

«Готовлю оснащение»

Выполнение процедуры

7

Опустить поручни, оценить положение и состояние пациента.

Выполнить/Сказать

«состояние пациента позволяет провести замену подгузника»

8

 Из положения пациента «на спине» повернуть  пациента на бок, слегка согнув ноги в коленях. Раздеть пациента, накрыть оголенную часть туловища простыней.

Выполнить

«Поворачиваю вас на бок»

9

 Защитную пеленку свернуть в трубочку до половины по длинной стороне и подсунуть под спину пациента аналогично смене постельного белья.

Выполнить

/Сказать

 «Подкладываю впитывающую пеленку под ягодичную область»

10

 Повернуть пациента на спину. Расправить пеленку. Расстегнуть грязный подгузник, спереди собрать его внутрь. Повернуть пациента на  бок,  извлечь  подгузник из-под пациента. Поместить грязный подгузник в мешок для грязного белья. Провести подмывание пациента.

Выполнить/ Сказать

 «Поворачиваю вас на спину. Расправляю пеленку.  Собираю подгузник спереди между ног, поворачиваю пациента  на бок. Извлекаю подгузник.  Провожу подмывание пациента»

11

Повернуть пациента на спину, его ноги нужно слегка согнуть в коленях. Провести подмывание пациента.

Провожу подмывание пациента.

12

 Взять  чистый подгузник из упаковки, встряхнуть его и потянуть за концы, для того чтобы впитывающий слой распушился, а боковые защитные оборочки приняли вертикальное положение.

Выполнить

«Активирую подгузник»

13

 Повернуть пациента на бок, слегка согнув ноги в коленях, а подгузник подложить под спину таким образом, чтобы липучки-застежки находились со стороны головы, а индикатор наполнения (надпись снаружи подгузника в центральной его части, направленная вдоль подгузника) находился по линии позвоночника.

Выполнить/

Сказать

«Поворачиваю пациента на бок, подгузник подкладываю под спину»

14

Повернуть пациента на спину. Аккуратно расправить подгузник под спиной пациента.

Выполнить

/Сказать

 «Расправляю подгузник под спиной»

15

 Ноги пациента   слегка согнуть в коленях. Протянуть переднюю часть подгузника между ногами пациента на живот и расправить её.

Выполнить

/Сказать

 «Расправляю подгузник  спереди»

16

Опустить ноги пациента.

Выполнить

/Сказать

«Опускаю ноги пациента»

17

Застегнуть липучки: сначала последовательно застегнуть нижние липучки, сначала правую, потом левую, или наоборот, плотно охватывая ноги, направляя липучки поперек тела пациента, слегка снизу вверх; затем закрепить верхние липучки, по направлению поперек тела пациента.

Выполнить

/Сказать

 «Застегиваю липучки на подгузнике»

18

Помочь пациенту занять удобное положение. Убедиться, что он чувствует себя комфортно.

Выполнить

/Сказать

«Придаю удобное положение. Вам комфортно? Ответ – комфортно»

Окончание процедуры

19

Провести дезинфекцию и утилизацию оснащения.

Выполнить

/Сказать

«Использованные материалы погружаю в дезинфицирующее  средство с последующей утилизацией».

20

Снять перчатки и поместить в емкость для дезинфекции.

Выполнить

/Сказать

Поместила перчатки в емкость с дезинфицирующим средством.

21

Вымыть руки (гигиенический способ).

Выполнить

/Сказать

«Обрабатываю руки гигиеническим способом»

22

Уточнить у пациента его самочувствие.

Выполнить

/Сказать

«Обеспечение физического и психологического комфорта»

23

Сделать соответствующую запись о выполненной процедуре в медицинской документации

Выполнить

/Сказать

«Делаю запись о результатах выполнения процедуры в листе назначений»

Всего баллов:

Примечание:

Проблема утилизации подгузников

В бытовых условиях подгузники (особенно детские) сворачиваются в несколько раз и утилизируются с обычными домашними отходами/мусором (отходы твердо-бытовые). В домашних (бытовых) условиях для накопления и утилизации подгузников производители предлагают использовать специальные пакеты, пленки (пропитанные антибактериалным составом, с герметизирующими свойствами и др.), контейнеры, контейнеры-накопители (в т.ч. со съемными кассетами). В контейнерах-накопителях могут быть специальные устройства, которые сворачивают подгузник в брикет (делают его в несколько раз меньше), в результате в один контейнер (в зависимости от объема и производителя) может войти около 180 детских подгузников.

В учреждениях системы здравоохранения и социального типа ситуация осложняется требованиями санитарно-противоэпидемического режима. Нет конкретного документа, регламентирующего действия медицинского персонала (в т.ч. персонала по уходу за больным в социальных учреждениях) по утилизации одноразовых подгузников (и/или абсорбирующего белья). Правила обращения с медицинскими отходами регламентируются санитарными правилами и нормами N2.1.7.2790-10 от 12 декабря 2010 года " Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами" и четких разъяснений по данному вопросу не дают. Моча, кал являются биологическими выделениями организма и в соответствии с классификацией относятся к классу Б – эпидемиологически опасным отходам, которые в свою очередь в соответствии с п 4.10. подлежат обязательному обеззараживанию (дезинфекции)/обезвреживанию.

В соответствии с п. 4.11 для сбора органических, жидких отходов класса Б должны использоваться одноразовые непрокалываемые влагостойкие емкости с крышкой (контейнеры), обеспечивающей их герметизацию и исключающей возможность самопроизвольного вскрытия. Но в п. 5.7 вышеуказанного документа указано, что жидкие отходы класса Б (рвотные массы, моча, фекалии) и аналогичные биологические жидкости больных, в т.ч. туберкулезом, допускается сливать без предварительного обеззараживания в систему централизованной канализации.

 В случаях, когда подгузники можно отнести к отходам класса В, то в соответствии с п. 4.20. работа по обращению с медицинскими отходами организуется в соответствии с требованиями к работе с возбудителями 1–2 групп патогенности, к санитарной охране территории и профилактике туберкулеза. Отходы класса В в соответствии с п. 4.21. подлежат обязательному обеззараживанию (дезинфекции) физическими методами (термические, микроволновые, радиационные и другие).

Критерии оценки

Оценка

«2»

«3»

«4»

«5»

% %

0 - 59

60 - 80

81 - 90

91 - 100

Баллы

0 -  14

15 - 18

19 - 21

 22 - 23

Технология выполнения простой медицинской услуги

ПОМОЩЬ ПАЦИЕНТУ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ СУДНА ИЛИ МОЧЕПРИЕМНИКА

Требования по безопасности труда при выполнении услуги:

  • До и после проведения процедуры провести гигиеническую обработку рук
  • Во время процедуры обязательно использование перчаток

Функциональное назначение простой медицинской услуги: профилактика заболеваний

Материальные ресурсы

Приборы, инструменты, изделия медицинского назначения:

  • Подкладное судно (для женщин) или мочеприемник (для мужчин).
  • Лоток.
  • Ширма.

Лекарственные средства

Прочий расходуемый материал

  • нестерильные перчатки
  • клеёнка или впитывающая пеленка
  • чистые салфетки  
  • ёмкость  с теплой водой

 

Этапы проведения манипуляции

Форма представления

Примерный текст комментариев

обучающегося

 Количество баллов

(0 – 1)

Подготовка к процедуре

1.

Идентифицировать пациента, представиться, объяснить ход и цель процедуры. Получить её согласие.

Сказать

«Представьтесь, пожалуйста. Как я могу к Вам обращаться?» «Пациент идентифицирован»

 «Я медсестра  терапевтического отделения. Меня зовут ___ (ФИО)»

«Я  подам Вам  судно (мочеприемник)    для удовлетворения физиологических потребностей.

В течение процедуры прошу Вас сообщать мне о любых изменениях Вашего состояния»

«Вы согласны на проведение такой процедуры?»

Ответ: «Возражений пациента на выполнение процедуры нет»  

2.

Отгородить пациента ширмой (при необходимости)

Выполнить/

Сказать

«Ставлю ширму»

3.

Обработать руки гигиеническим способом, осушить. Подготовить всё необходимое оборудование. Надеть перчатки.

Сказать/

Выполнить

«Обрабатываю руки гигиеническим способом»

4.

 Ополоснуть судно и оставить в нем немного теплой воды. Убедиться, что поверхность судна, соприкасающаяся с кожей, сухая.

Выполнить/

Сказать

«Ополаскиваю судно теплой водой, убеждаюсь, что поверхность судна, соприкасающаяся с кожей, сухая».

5.

Опустить изголовье кровати до горизонтального уровня.

Выполнить/

Сказать

«Опускаю изголовье кровати до горизонтального уровня».

Выполнение процедуры

6.

 Встать с обеих сторон кровати: медицинский работник помогает пациентке слегка повернуться на бок, лицом к ней, придерживает рукой за плечо и бедро; помощник (вторая медсестра/младший медицинский  персонал/

родственник пациента)  – подкладывает и расправляет одноразовую впитывающую пелёнку под ягодицами.

Выполнить

 

7.

Под ягодицы пациентки подвести судно и помочь ей повернуться на спину так, чтобы ее промежность оказалась на судне. Придать положение Фаулера. Согнуть ноги в коленях. Укрыть пациента одеялом.

 Примечание:

Если судном пользуется мужчина, то одновременно нужно поставить между его ног мочеприемник и бережно опустить в его отверстие половой член, если пациент не может сделать это самостоятельно.

Примечание: 

Помощь пациенту в использовании судна должны оказывать два медицинских работника или необходимо прибегнуть к помощи родственника пациента. Если пациент в состоянии помочь медицинскому работнику, то оказать помощь в использовании судна или мочеприемника может   один медицинский работник

Выполнить

8

Договориться с пациентом о способах связи. Оставить его одного. Снять перчатки.

Выполнить/Сказать

9

Надеть перчатки. Опустить изголовье кровати. Медицинский работник поворачивает пациента на бок и придерживает ее за плечи и бедра; помощник – убирает судно (мочеприемник у мужчины) и укрывает спину пациента.

Выполнить

10

Осмотреть выделенную мочу, измерить ее количество.

Выполнить/

Сказать

«Осматриваю выделенную мочу, измеряю её количество»

11

 Подмыть его (ее). Тщательно осушить промежность.

Выполнить/

Сказать

 «Провожу подмывание пациента»

12

 Убрать одноразовую впитывающую пелёнку.

Выполнить

Окончание процедуры

13

 Поместить в емкость для дезинфекции использованный материал и оснащение

Снять перчатки и поместить их в емкость для использованного материала.

Выполнить/

Сказать

«Использованный материал отправляю на дезинфекцию»

14

Обеспечить пациенту возможность вымыть руки или протереть их антисептическим раствором.

Выполнить/

Сказать

«Обрабатываю руки   пациенту антисептическим раствором»

15

Укрыть пациента одеялом, придать ему удобное положение.

Выполнить/

Сказать

«Укрываю пациента одеялом. Придаю удобное положение»

16

Обработать руки гигиеническим способом, осушить.

Выполнить

«Мою  руки гигиеническим способом»

17

Уточнить у пациента о его самочувствии.

Сказать

«Как Вы себя чувствуете?»

Ответ: «Чувствую себя комфортно»

18

Сделать соответствующую запись о выполненной процедуре в медицинской документации.

Выполнить/

Сказать

«Делаю запись о результатах выполнения процедуры в листе назначений»

Всего баллов

Критерии оценки

Оценка

«2»

«3»

«4»

«5»

% %

0 - 59

60 - 80

81 - 90

91 - 100

Баллы

0 -  10

11 - 14

15 - 16

  17-18

Технология выполнения простой медицинской услуги

Уход за естественными складками кожи

        

Требования по безопасности труда при выполнении услуги:

  • До и после проведения процедуры провести гигиеническую обработку рук
  • Во время процедуры обязательно использование перчаток

Функциональное назначение простой медицинской услуги: профилактиказаболеваний

Материальные ресурсы

Приборы, инструменты, изделия медицинского назначения:

  • 2  лотка
  • корнцанг
  • пинцет
  • ёмкость для дезинфекции

Лекарственные средства

  • присыпка или стерильное растительное масло

Прочий расходуемый материал

  • кипячёная вода
  • перчатки
  • стерильные марлевые салфетки

Этапы проведения манипуляции

Форма представления

Примерный текст комментариев

обучающегося

 Количество баллов

(0 – 1)

Подготовка к процедуре

1

Идентифицировать пациента, представиться, объяснить цель и ход процедуры. Убедиться в наличии у пациента добровольного информированного согласия на предстоящую процедуру.

Примечание. В случае отсутствия такового уточнить дальнейшие действия у врача.

Сказать

«Представьтесь, пожалуйста. Как я могу к Вам обращаться?» «Пациент идентифицирован»

 «Я медсестра  терапевтического отделения. Меня зовут ___ (ФИО)»

«Я проведу Вам уход за кожей и естественными складками с целью соблюдения личной гигиены.

В течение процедуры прошу Вас сообщать мне о любых изменениях Вашего состояния»

«Вы согласны на проведение такой процедуры?»

Ответ: «Возражений пациента на выполнение процедуры нет»  

2

Обработать руки гигиеническим способом, осушить. Подготовить всё необходимое оборудование. Надеть перчатки.

Сказать/Выполнить

«Обрабатываю руки гигиеническим способом»

3

Осмотреть складки в области подмышечных впадин, паховой области, между ягодицами, грудных желез пациента.

Выполнить

Выполнение процедуры

4

При отсутствии патологии со стороны кожи, смочить марлевую салфетку кипяченой водой, слегка отжать.

Выполнить

5

Обработать марлевой салфеткой промокательными движениями естественные складки (шейные, подмышечные, под грудными железами, паховые, межъягодичную) и сбросить его в лоток для отработанного материала. По мере загрязнения – менять салфетки.

Выполнить

6

Вытереть естественные складки насухо салфетками и обработать складки присыпкой или салфеткой, смоченной стерильным растительным маслом.

Выполнить

Окончание процедуры

7

Собрать принадлежности по уходу и доставить в специальную комнату для дальнейшей обработки.

Выполнить

8

Снять перчатки, поместить их в контейнер для дезинфекции.

Выполнить

9

Обработать руки гигиеническим способом, осушить.

Сказать

«Обрабатываю руки гигиеническим способом»

10

Уточнить у пациента о его самочувствии.

Сказать

«Как Вы себя чувствуете?»

Ответ: «Изменений самочувствия не отмечено»

11

Сделать соответствующую запись о выполненной процедуре в медицинской документации.

Выполнить/Сказать

«Делаю запись о результатах выполнения процедуры в листе назначений»

Всего баллов

Критерии оценки

Оценка

«2»

«3»

«4»

«5»

% %

0 - 59

60 - 80

81 - 90

91 - 100

Баллы

0 -  5

6 - 7

8 - 9

10 - 11

Технология выполнения простой медицинской услуги

Уход за промежностью и наружными половыми органами у женщины

        

Требования по безопасности труда при выполнении услуги:

  • До и после проведения процедуры провести гигиеническую обработку рук
  • Во время процедуры обязательно использование перчаток

Функциональное назначение простой медицинской услуги: профилактиказаболеваний

Материальные ресурсы

Приборы, инструменты, изделия медицинского назначения:

  • Судно
  • Корнцанг
  • Водный термометр
  • Контейнер для дезинфекции

Лекарственные средства

Антисептический раствор

Прочий расходуемый материал

  • перчатки
  • одноразовая впитывающая пелёнка
  • ватно-марлевые тампоны
  • фартук одноразовый
  • кувшин с водой
  • водный термометр
  • судно
  • марлевые салфетки
  • ширма (если процедура выполняется в общей палате)

Этапы проведения манипуляции

Форма представления

Примерный текст комментариев

обучающегося

 Количество баллов

(0 – 1)

Подготовка к процедуре

1

Идентифицировать пациентку, представиться, объяснить ход и цель процедуры.Получить её согласие.

Сказать

«Представьтесь, пожалуйста. Как я могу к Вам обращаться?» «Пациент идентифицирован»

 «Я медсестра  терапевтического отделения. Меня зовут ___ (ФИО)»

«Я проведу Вам уход за промежностьюс целью соблюдения личной гигиены.

В течение процедуры прошу Вас сообщать мне о любых изменениях Вашего состояния»

«Вы согласны на проведение такой процедуры?»

Ответ: «Возражений пациента на выполнение процедуры нет»  

2

Отгородить пациентку ширмой (при необходимости)

Выполнить

3

Обработать руки гигиеническим способом, осушить. Подготовить всё необходимое оборудование.

Сказать/Выполнить

«Обрабатываю руки гигиеническим способом»

4

Надеть одноразовый фартук и перчатки.

Выполнить

5

Налить в ёмкость тёплую воду 350-370С.

Выполнить

6

Подложить под тазодноразовую пелёнку и судно. По возможности согнуть ноги в коленях и слегка развести в тазобедренных суставах.

Выполнить

Выполнение процедуры

7

Встать сбоку от пациентки, в одну руку взять ёмкость с тёплой водой, в другую руку – корнцанг с ватно-марлевым тампоном.

Выполнить

8

Поливать из ёмкости на половые органы женщины. Последовательно обработать наружные половые органы в направлении к анальному отверстию: область лобка, наружные (большие) половые губы, паховые складки, промежность, область анального отверстия, межъягодичную складку. Ватно-марлевые тампоны менять по мере загрязнения.

Выполнить

9

Просушить ватно-марлевыми тампонами в той же последовательности.

Примечание. Процедура выполняется тяжелобольным пациенткам, находящимся на строгом постельном и постельном режиме.

  Подмывание проводится 2 раза в сутки, а также после каждого акта дефекации всех больных, у женщин – после каждого мочеиспускания.

   Естественные складки у тучных людей обрабатывать при увлажнении – присыпкой, при сухости кожи – использовать увлажняющий крем.

Выполнить

10

Использованные марлевые салфетки поместить в контейнер для дезинфекции.

Выполнить

Окончание процедуры

11

Убрать судно, пелёнку.

Выполнить

12

Обработать руки гигиеническим способом, осушить.

Сказать

«Обрабатываю руки гигиеническим способом»

13

Уложить пациентку удобно, накрыть её простыней, одеялом.

Выполнить

14

Уточнить у пациентки о её самочувствии.

Сказать

«Как Вы себя чувствуете?»

Ответ: «Изменений самочувствия не отмечено»

15

Подвергнуть использованный материал, в т. ч. и перчатки, дезинфекции.

Выполнить

16

Сделать соответствующую запись о выполненной процедуре в медицинской документации.

Выполнить/Сказать

«Делаю запись о результатах выполнения процедуры в листе назначений»

Всего баллов

Критерии оценки

Оценка

«2»

«3»

«4»

«5»

% %

0 - 59

60 - 80

81 - 90

91 - 100

Баллы

0 -  6

7 - 10

11 - 14

15 - 16

Технология выполнения простой медицинской услуги

Уход за промежностью и наружными половыми органами у женщины (2)

        

Требования по безопасности труда при выполнении услуги:

  • До и после проведения процедуры провести гигиеническую обработку рук
  • Во время процедуры обязательно использование перчаток

Функциональное назначение простой медицинской услуги: профилактиказаболеваний

Материальные ресурсы

Приборы, инструменты, изделия медицинского назначения:

  • Контейнер для дезинфекции

Лекарственные средства

Антисептический раствор

Средство по уходу за кожей

Прочий расходуемый материал

  • перчатки
  • одноразовая впитывающая пелёнка
  • одноразовая рукавичка
  • ширма (если процедура выполняется в общей палате)

Этапы проведения манипуляции

Форма представления

Примерный текст комментариев

обучающегося

 Количество баллов

(0 – 1)

Подготовка к процедуре

1

Идентифицировать пациентку, представиться, объяснить ход и цель процедуры.Получить её согласие.

Сказать

«Представьтесь, пожалуйста. Как я могу к Вам обращаться?» «Пациент идентифицирован»

 «Я медсестра  терапевтического отделения. Меня зовут ___ (ФИО)»

«Я проведу Вам уход за промежностьюс целью соблюдения личной гигиены.

В течение процедуры прошу Вас сообщать мне о любых изменениях Вашего состояния»

«Вы согласны на проведение такой процедуры?»

Ответ: «Возражений пациента на выполнение процедуры нет»  

2

Отгородить пациентку ширмой (при необходимости)

Выполнить

3

Обработать руки гигиеническим способом, осушить. Подготовить всё необходимое оборудование.

Сказать/Выполнить

«Обрабатываю руки гигиеническим способом»

4

Надеть одноразовый фартук и перчатки.

Выполнить

5

Подготовить средство по уходу за кожей (пенка, лосьон), одноразовые рукавички.

Выполнить

6

Подложить под тазодноразовую пелёнку. По возможности согнуть ноги в коленях и слегка развести в тазобедренных суставах.

Выполнить

Выполнение процедуры

7

Встать сбоку от пациентки, надеть рукавичку на доминирующую руку.

Выполнить

8

Нанести на рукавичку средство по уходу (лосьон, пенка).

Примечание.Нанести средство по уходу на кожу, если это предусмотрено инструкцией.

Выполнить

9

Последовательно обработать наружные половые органы в направлении к анальному отверстию (меняя рукавички в зависимости от степени загрязнения): область лобка, наружные (большие) половые губы, паховые складки, промежность, область анального отверстия, межъягодичную складку.

Примечание. Процедура выполняется тяжелобольным пациенткам, находящимся на строгом постельном и постельном режиме.

  Подмывание проводится 2 раза в сутки, а также после каждого акта дефекации всех больных, у женщин – после каждого мочеиспускания.

   Естественные складки у тучных людей обрабатывать при увлажнении – присыпкой, при сухости кожи – использовать увлажняющий крем.

Выполнить

10

Использованные рукавички поместить в контейнер для дезинфекции.

Выполнить

Окончание процедуры

11

Убрать пелёнку. Снять перчатки.

Выполнить

12

Обработать руки гигиеническим способом, осушить.

Сказать

«Обрабатываю руки гигиеническим способом»

13

Уложить пациентку удобно, накрыть её простыней, одеялом.

Выполнить

14

Уточнить у пациентки о её самочувствии.

Сказать

«Как Вы себя чувствуете?»

Ответ: «Изменений самочувствия не отмечено»

15

Подвергнуть использованный материал, в т. ч. и перчатки, дезинфекции.

Выполнить

16

Сделать соответствующую запись о выполненной процедуре в медицинской документации.

Выполнить/Сказать

«Делаю запись о результатах выполнения процедуры в листе назначений»

Всего баллов

Критерии оценки

Оценка

«2»

«3»

«4»

«5»

% %

0 - 59

60 - 80

81 - 90

91 - 100

Баллы

0 -  6

7 - 10

11 - 14

15 - 16

Технология выполнения простой медицинской услуги

Уход за промежностью и наружными половыми органами у мужчины

        

Требования по безопасности труда при выполнении услуги:

  • До и после проведения процедуры провести гигиеническую обработку рук
  • Во время процедуры обязательно использование перчаток

Функциональное назначение простой медицинской услуги: профилактиказаболеваний

Материальные ресурсы

Приборы, инструменты, изделия медицинского назначения:

  • Судно
  • Водный термометр
  • Контейнер для дезинфекции

Лекарственные средства:

антисептический раствор

Прочий расходуемый материал

  • перчатки
  • впитывающая одноразовая пелёнка
  • марлевые салфетки
  • фартук одноразовый
  • кувшин с водой
  • ширма (если процедура выполняется в общей палате)

Этапы проведения манипуляции

Форма представления

Примерный текст комментариев

обучающегося

 Количество баллов

(0 – 1)

Подготовка к процедуре

1

Идентифицировать пациента, представиться, объяснить ход и цель процедуры.Получить её согласие.

Сказать

«Представьтесь, пожалуйста. Как я могу к Вам обращаться?» «Пациент идентифицирован»

 «Я медсестра  терапевтического отделения. Меня зовут ___ (ФИО)»

«Я проведу Вам уход за промежностьюс целью соблюдения личной гигиены.

В течение процедуры прошу Вас сообщать мне о любых изменениях Вашего состояния»

«Вы согласны на проведение такой процедуры?»

Ответ: «Возражений пациента на выполнение процедуры нет»  

2

Отгородить пациента ширмой (при необходимости)

Выполнить

3

Обработать руки гигиеническим способом, осушить. Подготовить всё необходимое оборудование.

Сказать/Выполнить

«Обрабатываю руки гигиеническим способом»

4

Надеть одноразовый фартук, перчатки.

Выполнить

5

Налить в ёмкость тёплую воду 350-370С.

Выполнить

6

Положить пациента на спину, по возможности согнуть ноги в коленях и слегка развести в тазобедренных суставах. Подложить под таз пациента одноразовую впитывающую пелёнку и судно.

Выполнить/Сказать

Выполнение процедуры

7

Согнуть ноги пациента в коленях и слегка развести в тазобедренных суставах.

Выполнить

8

Встать сбоку от пациента, смочить салфетку водой.

Выполнить

9

Аккуратно отодвинуть пальцами левой руки крайнюю плоть, обнажить головку полового члена.

Выполнить

10

Обработать головку полового члена, кожу полового члена, мошонку, паховые складки, область заднего прохода, межъягодичную складку. Менять салфетки по мере загрязнения.

Выполнить

11

Просушить в той же последовательности.

Примечание. Процедура выполняется тяжелобольным пациентам, находящимся на строгом постельном и постельном режиме.

  Подмывание проводится 2 раза в сутки, а также после каждого акта дефекации всех больных.

   Естественные складки у тучных людей обрабатывать при увлажнении – присыпкой, при сухости кожи – использовать увлажняющий крем.

Выполнить

Окончание процедуры

12

Убрать судно, клеёнку.

Выполнить

13

Обработать руки гигиеническим способом, осушить.

Сказать

«Обрабатываю руки гигиеническим способом»

14

Уложить пациента удобно, накрыть его простыней, одеялом.

Выполнить

15

Уточнить у пациента о её самочувствии.

Сказать

«Как Вы себя чувствуете?»

Ответ: «Изменений самочувствия не отмечено»

16

Подвергнуть использованный материал, в т. ч. и перчатки, дезинфекции.

Выполнить

17

Сделать соответствующую запись о выполненной процедуре в медицинской документации.

Выполнить/Сказать

«Делаю запись о результатах выполнения процедуры в листе назначений»

Всего баллов

Критерии оценки

Оценка

«2»

«3»

«4»

«5»

% %

0 - 59

60 - 80

81 - 90

91 - 100

Баллы

0 -  6

7 - 10

11 - 14

15 - 17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и изданию учебно-методических материалов"

Методические рекомендации предназначены для педагогических работников СПб ГБПОУ  « Колледж» Красносельский».Содержание настоящих методических рекомендаций направлено на обеспече...

Методические рекомендации по самостоятельной работе Обществознание, Методическая разработка кураторского часа "Коррупция как особый вид преступлений", Методическая разработка"Выбор за нами".

Мкетодические разработки необходимы для реализации своих творческих способностей преподавателя и необходимиго обмена методическим опытом для молодых преподавателей и кураторов....

Методическая разработка урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» /методическая разработка дополнительного учебного занятия по учебной дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» /

Методическая разработка  составлена  для обучающихся, изучающих дисциплину «Обществознание (включая экономику и право)» включая раздел «Финансовая грамотность».В ходе...

Классный час "Герои Великой Отечественной войны". Методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку.

Моя методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования ,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку....

Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ СМЕНЫ ЛАГЕРЯ"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ  СМЕНЫ ЛАГЕРЯ...