Методические разработки
методическая разработка

Тернавская Алефтина Михайловна

методическое пособие мастер-класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж № 2»

Березина Т.В.,

Линькова В.И.,

Тернавская А.М.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Мастер – класс

Личная гигиена тяжелобольного: смена постельного белья.

2022 год


Рассмотрено и утверждено

методическим советом «МК №2»

Протокол №

от « 26 » 11. 2022 г.

Составлено на основе Федерального Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело

Одобрено

ЦМК №4

Протокол №

от «     »   ___________2022  г.

Председатель ЦМК №4

Рамазанова И.А./ _______________

                                     подпись

Согласовано

Начальник отдела организации и планирования образовательного процесса

Пекова Т.А./________________

                                подпись

Авторы:  

Березина Т.В., преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «МК № 2»

Линькова В.И., преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ  «МК № 2»

Тернавская А.М., преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «МК № 2»

Содержание

Пояснительная записка                                                                                      Стр. 4

Цели и задачи мастер-класса                                                                             Стр. 5

Технологическая карта мастер-класса                                                              Стр. 5

Оснащение                                                                                                           Стр. 7

Сценарий                                                                                                              Стр. 11

Источники информации                                                                                      Стр. 20

Приложение. Алгоритмы манипуляций                                                             Стр. 21

Пояснительная записка

Данное методическое пособие  разработано преподавателями для проведения  мастер-класса по профессиональному модулю ПМ 04 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих», МДК 04.02 «Младшая медицинская сестра по уходу за больными», ПМ 07 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих», МДК 07.02 «Младшая медицинская сестра по уходу за больными».

Методическое пособие предназначено для передачи педагогического опыта и выработки единых требований к выполнению практических манипуляций по уходу за тяжелобольным.

Цель данного методического пособия – показать методику проведения мастер-класса по теме «Личная гигиена тяжелобольного: смена постельного белья» в рамках проведения предметной недели по ПМ.04.

На данном мастер-классе преподаватели демонстрируют и обсуждают алгоритм смены постельного белья тяжелобольному.

Данный мастер-класс необходим для того, чтобы выработать единые требования к выполнению манипуляции.  

Методическое пособие составлено в соответствии с ФГОС по профессиональному модулю ПМ 04. специальности 34.02.01. Сестринское дело, по профессиональному модулю ПМ 07. специальности 31.02.01. Лечебное дело.

        Участники: преподаватели и сотрудники практического и методического отделов колледжа.

Тема: Личная гигиена тяжелобольного: смена постельного белья.

Время: - 90 минут.

Место проведения: кабинет Сестринское дело

Вид мероприятия: мастер-класс для преподавателей профессиональных модулей

Методика проведения: лекция с мультимедийной презентацией, демонстрация практических навыков, работа в группах; интерактивная методика проведения.

Цель:         обобщение и передача педагогического опыта, выработка единых требований к выполнению практических манипуляций по уходу за тяжелобольным (смена постельного белья).

Задачи:

  • рассмотреть алгоритм смены постельного белья тяжелобольному;
  • рассмотреть  некоторые аспекты бельевого режима стационара;
  • создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью единых требований к выполнению манипуляций.

        

Технологическая карта

Этапы работы мастер-класса

Содержание этапа

Время

Деятельность участников – преподавателей профессионального модуля

Подготовительно-организационный этап

Приветствие, вступительное слово преподавателей.

Постановка цели и задач.  

3

Вступают в диалог, проявляют активную позицию по вопросам проведения манипуляций по уходу за тяжелобольным и применению современных подходов к смене постельного белья тяжелобольному.

Актуализация темы

Постановка проблемного вопроса: «Почему выбрана данная тема?» «Мозговой штурм»

2

Совместный ответ на вопрос с преподавателем

Работа с теоретическим материалом по теме мастер-класса

Демонстрация презентации теоретического материала по личной гигиене тяжелобольного с наглядным информационным материалом:

- «Смена постельного белья тяжелобольному».

15

Слушают доклады, задают вопросы.

Демонстрация алгоритмов проведения манипуляций.

Работа в группах: совместное выполнение манипуляций в соответствии с чек-листами

Демонстрация оснащения и техники выполнения алгоритмов манипуляций по уходу за тяжелобольными:

- смена постельного белья тяжелобольному.

30

Выполнение манипуляции в соответствии с обозначенной задачей. Представление выполненных слушателями манипуляций: «Смена постельного белья тяжелобольному

в соответствии с требованиями алгоритмов.

Обсуждение и выработка единых требований к алгоритмам по чек-листам.  

Рефлексия участников мастер-класса.

Подведение итогов.

Дискуссия.

Обмен мнениями участников по содержанию алгоритмов, их достоинств и недостатков, выработка единых требований в соответствии с ГОСТом, по поводу значимости проведённого мастер-класса.

10

Рефлексия – активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на мастер-классе по выполнению манипуляций по уходу за тяжелобольными. Утверждение предложенных алгоритмов в виде чек-листов.

        Оснащение:      

 1. Методическое обеспечение:

  • методическое  пособие по проведению мастер-класса
  • раздаточный материал для слушателей: алгоритмы манипуляций, чек-листы, программа проведения мастер-класса.

2. Материальное обеспечение:

  • Ширма
  • Функциональная кровать
  • Манипуляционный столик
  • Перчатки нестерильные
  • пелёнка
  • простыни
  •  наволочка
  •  пододеяльник
  • Контейнеры и мешки для утилизации отходов класса Б
  • мешок для грязного белья
  • Кожный антисептик.

3. Технические средства:

        - компьютер, Zoom-платформа.

Введение

С целью вовлечения преподавателей профессиональных модулей в учебный процесс и обсуждения алгоритма манипуляции по определению единых требований к обучающимся  проводится мастер-класс по теме «Личная гигиена тяжелобольного: смена постельного белья», преподавателями ПМ. 04 высшей квалификационной категории Березиной Татьяной Вадимовной, Линьковой Верой Ивановной, Тернавской Алефтиной Михайловной.

Мастер-класс проводится в рамках недели ПМ. 04 как открытое мероприятие с приглашением коллег преподавателей и обсуждением на заседании «Круглого стола» по итогам предметной недели.

Мероприятие разработано совместно. В ходе мастер-класса участников знакомят с особенностями смены белья у тяжелобольного в постели. Материал мастер-класса систематизирован в виде алгоритма манипуляции и чек-листа.

В ходе мастер-класса преподаватели неоднократно опираются на жизненный опыт коллег, что актуализирует их профессиональное самоопределение, повышает внутреннюю готовность к осознанному и самостоятельному планированию, корректирует  и реализует перспективы своего развития.

Использование на мастер-классе презентации, демонстрация манипуляции вносит непринужденность и интерес участников. Так же на мастер-классе создаётся возможность присоединиться к ведущим и стать участником по отработке манипуляции  и обсуждению алгоритма, которая способствует формированию активной позиции. В ходе мероприятия ведущие продемонстрируют формирование положительной мотивации участников в утверждении алгоритма манипуляции, показывают хорошее владение приёмами целеполагания.

Учебно-воспитательный процесс – процесс творческий. Здесь не может быть рецептов и инструкций, сковывающих деятельность преподавателей. Дальнейшее совершенствование обучения и воспитания будущих специалистов в области сестринского дела во многом зависит от творческой деятельности педагогических работников, профессионального мастерства каждого из них.

В ходе обучения реализуются многие цели, главная из которых – передача опыта от одного поколения к другому. На своих занятиях с обучающимися весь свой практический опыт, знания и умения мы стремимся передать своим обучающимся, применяя различные формы и методы обучения. Применение методов обучения, активизирующих учебную деятельность, позволяет обучающимся стать настоящими партнёрами преподавателя по

творчеству в атмосфере сотрудничества.

Задача педагога - формировать у обучающихся способности решать

практические задачи сегодняшнего дня. Активное обучение полностью отвечает

этому требованию. Обучение является активным процессом, нуждающимся в

личном участии обучающегося, которое является необходимым условием

эффективности обучения.

Возможности практического занятия неисчерпаемы. Всё от него: общая культура и

дружелюбие в отношении обучающихся с преподавателями, от него зависит осуществление пусть крошечной, но такой значительной в жизни приставки «Со»: сотворчество, сотрудничество, соучастие в учебном процессе.

Данное мероприятие является необходимым и разработано совместно преподавателями в рамках проведения предметной недели ПМ.04.

Сценарий разработали преподаватели Березина Татьяна Вадимовна, Линькова Вера Ивановна, Тернавская Алефтина Михайловна.

При разработке мероприятия учитывались следующие особенности: в качестве участников выступают преподаватели ПМ.04, сотрудники методического и практического отделов; в качестве ведущих выступают преподаватели ПМ.04.

Затраченное время – 60 мин.

Дата: март, 2021 г.

Аудитория: преподаватели ПМ.04 и сотрудники практического и методического отделов колледжа (платформа Zoom).

Сценарий мастер-класса

ВЕДУЩИЙ 1: Уважаемые коллеги! Хотим начать мастер-класс со слов старинной пословицы «Лечит врач, вылечивает ухаживающий».

ВЕДУЩИЙ 2: Цель: передача педагогического опыта и выработка единых требований к выполнению практических манипуляций по уходу за тяжелобольным (смена постельного белья). 

ВЕДУЩИЙ 1: Задачи: рассмотреть алгоритм смены постельного белья тяжелобольному; рассмотреть  некоторые аспекты бельевого режима стационара; создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью единых требований к выполнению манипуляций.

ВЕДУЩИЙ 2:  Актуализация темы:         Хронизация заболеваний усиливает проблемы ухода за растущим количеством больных и инвалидов, а данные проблемы давно вышли за рамки просто медицинской помощи. Пациентам и их семьям лучше всего известен масштаб этих проблем. Уход за пациентом требует не только помощи со стороны медицинского персонала, но и родственников, особенно когда стоимость ухода за больным превышает его финансовые возможности либо возможности близких родственников обеспечить пациенту соблюдение всех правил личной гигиены с применением современных средств ухода за тяжелобольными. Пациенты и их родственники, при растущих проблемах, зачастую неправильно ухаживают за кожей, естественными складками, проводят профилактику опрелостей. Чувство беспомощности при развивающейся болезни, нарастает в виду недостатка знаний о современных средствах по уходу за тяжелобольным. Возникает страх перед трудностями. Получение умений по уходу за тяжелобольными, а также ответа на вопрос, какими должны быть технологии профилактики осложнений в результате хронического заболевания, помогают освоиться в трудной ситуации и противостоять новым вызовам. Ежедневные гигиенические мероприятия тяжелобольному снизят риск возникновения ИСМП. На мастер-классе мы попробуем рассмотреть алгоритм смены постельного белья тяжелобольному, рассмотреть  особенности бельевого режима стационара с целью определения единых требований к выполнению манипуляций.

ВЕДУЩИЙ 1: Существует понятие ТЯЖЕЛОБОЛЬНОЙ. Тяжелобольной пациент – это человек, у которого имеются значительные нарушения функций органов и систем и который нуждается в медицинской помощи и интенсивном сестринском уходе. Часто больные с хроническими заболеваниями или осложнениями не нуждаются в повседневном врачебном наблюдении и активном лечении.  Они нуждаются в уходе, создании благоприятных условий, соблюдении гигиены и психологической поддержке.

        ВЕДУЩИЙ 2: Неподвижный пациент — это человек, у которого нарушено удовлетворение потребности двигаться из-за тяжести состояния или вследствие предписанного режима.  Медицинской сестре часто приходится в стационаре и на дому осуществлять уход за неподвижным пациентом.  Она должна обеспечить выполнение пациентом назначенного режима двигательной активности, объяснить его значение и роль.

ВЕДУЩИЙ 1: У тяжелобольного и неподвижного пациента нарушено удовлетворение следующих потребностей: в движении; осуществлении личной гигиены;  способности одеваться, раздеваться, нормальном дыхании; адекватном питании и питье; выделении продуктов жизнедеятельности; отдыхе, сне; общении; преодолении боли; способности поддерживать собственную безопасность. В связи с этим возможен риск дефицита самоухода  личной гигиены.

        ВЕДУЩИЙ 2: Принципы ухода: Безопасность (предупреждение травматизма пациента); Конфиденциальность (подробности личной жизни не должны быть известны посторонним); Уважение чувства достоинства (выполнение всех процедур с согласия пациента, обеспечение уединения, если необходимо); Общение (расположение пациента и членов его семьи к беседе, обсуждение хода предстоящей процедуры и плана ухода в целом); Независимость (поощрение каждого пациента к самостоятельности); Инфекционная безопасность (осуществление соответствующих мероприятий).

         Цель помощи пациенту – осуществление личной гигиены, обеспечение комфорта, чистоты и безопасности.

ВЕДУЩИЙ 1:  Личная гигиена - это содержание в чистоте тела (кожи, волос, полости рта, зубов) человека, его постельного белья, одежды, обуви, жилища. Соблюдение личной гигиены способствует выздоровлению, сохранению и укреплению здоровья.  У лежачего тяжелобольного выполняют смену постельного белья, например, в случае осуществления физиологических отправлений.

ВЕДУЩИЙ 2: При осуществлении личной гигиены тяжелобольному нужно выполнить следующие манипуляции: смена белья, умывание больного; уход за глазами;
уход за ротовой полостью; уход за носом; очищение наружного слухового прохода;
бритье лица; уход за волосами; уход за ногами; уход за наружными половыми органами и промежностью. Уход за кожей — для профилактики пролежней, опрелостей.
Смена постельного белья — для создания комфорта, профилактики осложнений.

ВЕДУЩИЙ 1: Значение личной гигиены: одним из важнейших условий сохранения здоровья является соблюдение правил личной гигиены, еще большее значение приобретает личная гигиена для больных, ослабленных людей, соблюдение личной гигиены больными способствует их быстрейшему выздоровлению и предупреждает развитие многих осложнений.

ВЕДУЩИЙ 2: ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА. Использовать ширму/перегородку; снабдить средством связи; расположить тумбочку со всем  необходимым в пределах  досягаемости руки; обеспечить доступ к кровати с трех сторон; использовать приспособления  для присаживания и поворотов; использовать необходимое  количество подушек.

ВЕДУЩИЙ 1:  В медицинской организации бельевой режим включает:

  •   смену,
  •  хранение,
  •  транспортировку,
  • глажение,
  • ремонт и списание.

  На каждом этапе работники обязаны соблюдать санитарные правила (Сан ПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к     организациям, осуществляющим медицинскую деятельность») и методические указания (МУ 3.5.736-99 «Технология обработки белья в медицинских учреждениях»).

ВЕДУЩИЙ 2: Требования к постельному белью: Постельное белье - простыни, пододеяльники, наволочки — должно быть из хлопка, чистыми. Простыни на постелях тяжелобольных не должны иметь рубцов и швов, а наволочки — узлов и застежек на стороне, обращенной к больному. Простыня должна быть такого размера, чтобы матрац был закрыт ею сверху, по бокам и со стороны торцов. Края простыни следует подогнуть под матрац. Постель больного регулярно — утром, на ночь и перед дневным отдыхом — необходимо перестилать. Санитарка стряхивает крошки с простыни, расправляет ее, взбивает подушки. Больного на это время можно посадить на стул. Если же пациенту нельзя двигаться, то нужно переложить его вдвоем на край кровати, затем, расправив на освободившейся половине матрац и простыню, удалить с них крошки и переложить больного на убранную половину постели.  То же самое проделать с другой стороны.

ВЕДУЩИЙ 1:  Ответственность за организацию бельевого режима в отделении несет старшая сестра (акушерка) отделения. Бельевой режим в стационаре предполагает смену постельного белья:  не реже 1 раза в неделю; ежедневно у послеоперационных больных до прекращения выделений из ран; родильницам смену белья проводят раз в три дня, нательного белья и полотенец — ежедневно;  при каждом случае загрязнения белья выделениями больного; перед заключительной дезинфекцией, в случае возникновения инфекционных заболеваний в  отделении; в акушерских стационарах (родильный зал, отделение новорожденных)   применяется стерильное белье. Загрязненное выделениями белье подлежит замене немедленно!

ВЕДУЩИЙ 2: На этапе сортировки грязного белья: необходимо использовать барьерные средства защиты (маска, резиновые перчатки, халат, косынка) при разборе и сортировке грязного белья; сортировать грязное белье с учетом степени загрязнения, сворачивая загрязненными частями
внутрь; складывать в специально предназначенные для этих целей мешки из клеенки (плотной ткани,
полипропилена); погрузить перчатки по окончании разбора белья в пакет для отходов класса Б.

Демонстрация алгоритма проведения манипуляции. Работа в группах: совместное обсуждение манипуляции в соответствии с чек-листом.

Демонстрация оснащения и техники выполнения алгоритма манипуляции:

 смена постельного белья тяжелобольному поперечным способом.

Преподаватели-ведущие демонстрируют практическую манипуляцию и предлагают  участникам обсудить алгоритм. Корректируют действия в соответствии с требованиями алгоритмов. Слушатели  обсуждают умения, нюансы техники выполнения практических манипуляций, задают, отвечают на интересующие их вопросы.

Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов. 

        Преподаватели-ведущие просят высказаться каждого участника о проделанной работе, о его ощущениях, о том, что понравилось или не понравилось, о том, что получилось или не получилось, о том, оправдались ли его ожидания.

Проводится в виде дискуссии.

Проводится голосование об утверждении алгоритма практической манипуляции по чек-листу.

        

        


Источники информации:

Нормативные документы

  • ГОСТ Р 52623.3-2015 Технологии выполнения простых медицинских услуг. Манипуляции сестринского ухода (дата последнего изменения: 10.12.2018)

Периодические издания

  • Долговременный уход и паллиативная помощь в геронтологии. / Сестринское дело, №1, 2019. – с. 10-12.
  • Проблемы ухода за пациентом. / Сестринское дело, № 6, 2018. – с. 33-36.
  • Материалы сестринской научно-практической конференции «Сестринский уход в паллиативной помощи» - Москва, 2017 г.

Интернет- ресурсы

  • www.rosmedlib.ru – медицинская, студенческая библиотека
  • http://www.fcior.edu.ru/ – ФЦИОР – Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов


Приложение. Алгоритм манипуляции

Технология выполнения простой медицинской услуги

Приготовление и смена постельного белья тяжелобольному

Требования по безопасности труда при выполнении услуги:

  • До и после проведения процедуры провести гигиеническую обработку рук
  • Во время процедуры обязательно использование перчаток

Функциональное назначение простой медицинской услуги: профилактика ИМСП

Материальные ресурсы

Приборы, инструменты, изделия медицинского назначения:

  • Мешок для грязного белья

Прочий расходуемый материал

  • Перчатки нестерильные
  • пелёнка
  • комплект чистого белья

Этапы проведения манипуляции

Форма представления

Примерный текст комментариев

обучающегося

 Количество баллов

(0 – 1)

Подготовка к процедуре

1

Идентифицировать пациента, представиться, объяснить ход и цель процедуры, получить его согласие.

Примечание. При выполнении данной услуги может использоваться помощник из числа медицинского персонала или родственник пациента.

Сказать

«Представьтесь, пожалуйста. Как я могу к Вам обращаться?» «Пациент идентифицирован».

 «Я медицинская сестра  терапевтического отделения. Меня зовут ___ (ФИО)».

«Я проведу Вам смену постельного белья с целью соблюдения личной гигиены.

В течение процедуры прошу Вас сообщать мне о любых изменениях Вашего состояния».

«Вы согласны на проведение такой процедуры?»

Ответ: «Возражений пациента на выполнение процедуры нет».  

2

Обработать руки гигиеническим способом, осушить.

Выполнить

«Обрабатываю руки гигиеническим способом»

3

Подготовить комплект чистого белья (простыни, наволочка, пододеяльник), убедиться, что в кровати нет личных вещей больного.

Выполнить

4

Надеть перчатки.

Выполнить

Выполнение процедуры

5

Опустить поручни, оценить положение и состояние пациента.

Выполнить/ Сказать

«Положение пациента в постели и его состояние позволяют его перемещать».

6

Осторожно вынуть подушку из-под головы пациента и сменить наволочку. Грязную наволочку поместить в мешок для белья.

Выполнить

 

7

Снять пододеяльник, убрать одеяло и накрыть пациента пододеяльником на время смены белья.

Выполнить

8

Повернуть пациента на бок по направлению к себе.

Выполнить

9

Скатать валиком грязную простыню, подложить этот валик под спину пациенту. Если бельё сильно загрязнено, положить на валик пелёнку.

Выполнить

10

Положить сложенную вдвое чистую простыню на свободную сторону постели, заправить её под матрас с противоположной от больного стороны.

Выполнить

11

Помочь пациенту перекатиться через валик на чистую сторону.

Выполнить/Сказать

«Перевернитесь, пожалуйста, на другую сторону».

12

Скатать грязную простыню и положить её в мешок для белья.

Выполнить

13

Расправить чистую простыню и заправить её под матрас с другой стороны постели.

Выполнить

14

Надеть чистый пододеяльник на одеяло. Накрыть пациента одеялом, извлекая грязный пододеяльник, которым он был укрыт.

Примечание. В ходе процедуры необходимо контролировать состояние имеющихся дренажных трубок, катетеров, повязок.

Если пациент не может менять положение в постели, необходимо выполнять процедуру вместе с одним-двумя помощниками. При этом головной конец и таз пациента держать «на вису» и грязная простыня скатывается под ним сверху вниз.

Выполнить

15

Поместить грязный пододеяльник в мешок для белья.

Выполнить

Окончание процедуры

16

Удобно расположить пациента в постели. Осторожно поместить подушку обратно.

Выполнить

17

Снять перчатки, поместить их в ёмкость для отходов класса Б.

Выполнить

18

Обработать руки гигиеническим способом, осушить.

Сказать

«Обрабатываю руки гигиеническим способом»

19

Уточнить у пациента о его самочувствии.

Сказать

«Как Вы себя чувствуете?»

Ответ: «Изменений самочувствия не отмечено»

20

Сделать соответствующую запись о результатах выполнения в медицинскую документацию.

Выполнить/Сказать

«Делаю запись о результатах выполнения процедуры в листе назначений»

Всего баллов

Критерии оценки

Оценка

«2»

«3»

«4»

«5»

% %

0 - 59

60 - 80

81 - 90

91 - 100

Баллы

0 -  11

12 - 16

17 - 18

 19 - 20



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж № 2»

Березина Т.В.,

Линькова В.И.,

Тернавская А.М.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Мастер – класс

Личная гигиена тяжелобольного: смена постельного белья.

2022 год


Рассмотрено и утверждено

методическим советом «МК №2»

Протокол №

от « 26 » 11. 2022 г.

Составлено на основе Федерального Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело

Одобрено

ЦМК №4

Протокол №

от «     »   ___________2022  г.

Председатель ЦМК №4

Рамазанова И.А./ _______________

                                     подпись

Согласовано

Начальник отдела организации и планирования образовательного процесса

Пекова Т.А./________________

                                подпись

Авторы:  

Березина Т.В., преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «МК № 2»

Линькова В.И., преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ  «МК № 2»

Тернавская А.М., преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «МК № 2»

Содержание

Пояснительная записка                                                                                      Стр. 4

Цели и задачи мастер-класса                                                                             Стр. 5

Технологическая карта мастер-класса                                                              Стр. 5

Оснащение                                                                                                           Стр. 7

Сценарий                                                                                                              Стр. 11

Источники информации                                                                                      Стр. 20

Приложение. Алгоритмы манипуляций                                                             Стр. 21

Пояснительная записка

Данное методическое пособие  разработано преподавателями для проведения  мастер-класса по профессиональному модулю ПМ 04 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих», МДК 04.02 «Младшая медицинская сестра по уходу за больными», ПМ 07 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих», МДК 07.02 «Младшая медицинская сестра по уходу за больными».

Методическое пособие предназначено для передачи педагогического опыта и выработки единых требований к выполнению практических манипуляций по уходу за тяжелобольным.

Цель данного методического пособия – показать методику проведения мастер-класса по теме «Личная гигиена тяжелобольного: смена постельного белья» в рамках проведения предметной недели по ПМ.04.

На данном мастер-классе преподаватели демонстрируют и обсуждают алгоритм смены постельного белья тяжелобольному.

Данный мастер-класс необходим для того, чтобы выработать единые требования к выполнению манипуляции.  

Методическое пособие составлено в соответствии с ФГОС по профессиональному модулю ПМ 04. специальности 34.02.01. Сестринское дело, по профессиональному модулю ПМ 07. специальности 31.02.01. Лечебное дело.

        Участники: преподаватели и сотрудники практического и методического отделов колледжа.

Тема: Личная гигиена тяжелобольного: смена постельного белья.

Время: - 90 минут.

Место проведения: кабинет Сестринское дело

Вид мероприятия: мастер-класс для преподавателей профессиональных модулей

Методика проведения: лекция с мультимедийной презентацией, демонстрация практических навыков, работа в группах; интерактивная методика проведения.

Цель:         обобщение и передача педагогического опыта, выработка единых требований к выполнению практических манипуляций по уходу за тяжелобольным (смена постельного белья).

Задачи:

  • рассмотреть алгоритм смены постельного белья тяжелобольному;
  • рассмотреть  некоторые аспекты бельевого режима стационара;
  • создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью единых требований к выполнению манипуляций.

        

Технологическая карта

Этапы работы мастер-класса

Содержание этапа

Время

Деятельность участников – преподавателей профессионального модуля

Подготовительно-организационный этап

Приветствие, вступительное слово преподавателей.

Постановка цели и задач.  

3

Вступают в диалог, проявляют активную позицию по вопросам проведения манипуляций по уходу за тяжелобольным и применению современных подходов к смене постельного белья тяжелобольному.

Актуализация темы

Постановка проблемного вопроса: «Почему выбрана данная тема?» «Мозговой штурм»

2

Совместный ответ на вопрос с преподавателем

Работа с теоретическим материалом по теме мастер-класса

Демонстрация презентации теоретического материала по личной гигиене тяжелобольного с наглядным информационным материалом:

- «Смена постельного белья тяжелобольному».

15

Слушают доклады, задают вопросы.

Демонстрация алгоритмов проведения манипуляций.

Работа в группах: совместное выполнение манипуляций в соответствии с чек-листами

Демонстрация оснащения и техники выполнения алгоритмов манипуляций по уходу за тяжелобольными:

- смена постельного белья тяжелобольному.

30

Выполнение манипуляции в соответствии с обозначенной задачей. Представление выполненных слушателями манипуляций: «Смена постельного белья тяжелобольному

в соответствии с требованиями алгоритмов.

Обсуждение и выработка единых требований к алгоритмам по чек-листам.  

Рефлексия участников мастер-класса.

Подведение итогов.

Дискуссия.

Обмен мнениями участников по содержанию алгоритмов, их достоинств и недостатков, выработка единых требований в соответствии с ГОСТом, по поводу значимости проведённого мастер-класса.

10

Рефлексия – активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на мастер-классе по выполнению манипуляций по уходу за тяжелобольными. Утверждение предложенных алгоритмов в виде чек-листов.

        Оснащение:      

 1. Методическое обеспечение:

  • методическое  пособие по проведению мастер-класса
  • раздаточный материал для слушателей: алгоритмы манипуляций, чек-листы, программа проведения мастер-класса.

2. Материальное обеспечение:

  • Ширма
  • Функциональная кровать
  • Манипуляционный столик
  • Перчатки нестерильные
  • пелёнка
  • простыни
  •  наволочка
  •  пододеяльник
  • Контейнеры и мешки для утилизации отходов класса Б
  • мешок для грязного белья
  • Кожный антисептик.

3. Технические средства:

        - компьютер, Zoom-платформа.

Введение

С целью вовлечения преподавателей профессиональных модулей в учебный процесс и обсуждения алгоритма манипуляции по определению единых требований к обучающимся  проводится мастер-класс по теме «Личная гигиена тяжелобольного: смена постельного белья», преподавателями ПМ. 04 высшей квалификационной категории Березиной Татьяной Вадимовной, Линьковой Верой Ивановной, Тернавской Алефтиной Михайловной.

Мастер-класс проводится в рамках недели ПМ. 04 как открытое мероприятие с приглашением коллег преподавателей и обсуждением на заседании «Круглого стола» по итогам предметной недели.

Мероприятие разработано совместно. В ходе мастер-класса участников знакомят с особенностями смены белья у тяжелобольного в постели. Материал мастер-класса систематизирован в виде алгоритма манипуляции и чек-листа.

В ходе мастер-класса преподаватели неоднократно опираются на жизненный опыт коллег, что актуализирует их профессиональное самоопределение, повышает внутреннюю готовность к осознанному и самостоятельному планированию, корректирует  и реализует перспективы своего развития.

Использование на мастер-классе презентации, демонстрация манипуляции вносит непринужденность и интерес участников. Так же на мастер-классе создаётся возможность присоединиться к ведущим и стать участником по отработке манипуляции  и обсуждению алгоритма, которая способствует формированию активной позиции. В ходе мероприятия ведущие продемонстрируют формирование положительной мотивации участников в утверждении алгоритма манипуляции, показывают хорошее владение приёмами целеполагания.

Учебно-воспитательный процесс – процесс творческий. Здесь не может быть рецептов и инструкций, сковывающих деятельность преподавателей. Дальнейшее совершенствование обучения и воспитания будущих специалистов в области сестринского дела во многом зависит от творческой деятельности педагогических работников, профессионального мастерства каждого из них.

В ходе обучения реализуются многие цели, главная из которых – передача опыта от одного поколения к другому. На своих занятиях с обучающимися весь свой практический опыт, знания и умения мы стремимся передать своим обучающимся, применяя различные формы и методы обучения. Применение методов обучения, активизирующих учебную деятельность, позволяет обучающимся стать настоящими партнёрами преподавателя по

творчеству в атмосфере сотрудничества.

Задача педагога - формировать у обучающихся способности решать

практические задачи сегодняшнего дня. Активное обучение полностью отвечает

этому требованию. Обучение является активным процессом, нуждающимся в

личном участии обучающегося, которое является необходимым условием

эффективности обучения.

Возможности практического занятия неисчерпаемы. Всё от него: общая культура и

дружелюбие в отношении обучающихся с преподавателями, от него зависит осуществление пусть крошечной, но такой значительной в жизни приставки «Со»: сотворчество, сотрудничество, соучастие в учебном процессе.

Данное мероприятие является необходимым и разработано совместно преподавателями в рамках проведения предметной недели ПМ.04.

Сценарий разработали преподаватели Березина Татьяна Вадимовна, Линькова Вера Ивановна, Тернавская Алефтина Михайловна.

При разработке мероприятия учитывались следующие особенности: в качестве участников выступают преподаватели ПМ.04, сотрудники методического и практического отделов; в качестве ведущих выступают преподаватели ПМ.04.

Затраченное время – 60 мин.

Дата: март, 2021 г.

Аудитория: преподаватели ПМ.04 и сотрудники практического и методического отделов колледжа (платформа Zoom).

Сценарий мастер-класса

ВЕДУЩИЙ 1: Уважаемые коллеги! Хотим начать мастер-класс со слов старинной пословицы «Лечит врач, вылечивает ухаживающий».

ВЕДУЩИЙ 2: Цель: передача педагогического опыта и выработка единых требований к выполнению практических манипуляций по уходу за тяжелобольным (смена постельного белья). 

ВЕДУЩИЙ 1: Задачи: рассмотреть алгоритм смены постельного белья тяжелобольному; рассмотреть  некоторые аспекты бельевого режима стационара; создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью единых требований к выполнению манипуляций.

ВЕДУЩИЙ 2:  Актуализация темы:         Хронизация заболеваний усиливает проблемы ухода за растущим количеством больных и инвалидов, а данные проблемы давно вышли за рамки просто медицинской помощи. Пациентам и их семьям лучше всего известен масштаб этих проблем. Уход за пациентом требует не только помощи со стороны медицинского персонала, но и родственников, особенно когда стоимость ухода за больным превышает его финансовые возможности либо возможности близких родственников обеспечить пациенту соблюдение всех правил личной гигиены с применением современных средств ухода за тяжелобольными. Пациенты и их родственники, при растущих проблемах, зачастую неправильно ухаживают за кожей, естественными складками, проводят профилактику опрелостей. Чувство беспомощности при развивающейся болезни, нарастает в виду недостатка знаний о современных средствах по уходу за тяжелобольным. Возникает страх перед трудностями. Получение умений по уходу за тяжелобольными, а также ответа на вопрос, какими должны быть технологии профилактики осложнений в результате хронического заболевания, помогают освоиться в трудной ситуации и противостоять новым вызовам. Ежедневные гигиенические мероприятия тяжелобольному снизят риск возникновения ИСМП. На мастер-классе мы попробуем рассмотреть алгоритм смены постельного белья тяжелобольному, рассмотреть  особенности бельевого режима стационара с целью определения единых требований к выполнению манипуляций.

ВЕДУЩИЙ 1: Существует понятие ТЯЖЕЛОБОЛЬНОЙ. Тяжелобольной пациент – это человек, у которого имеются значительные нарушения функций органов и систем и который нуждается в медицинской помощи и интенсивном сестринском уходе. Часто больные с хроническими заболеваниями или осложнениями не нуждаются в повседневном врачебном наблюдении и активном лечении.  Они нуждаются в уходе, создании благоприятных условий, соблюдении гигиены и психологической поддержке.

        ВЕДУЩИЙ 2: Неподвижный пациент — это человек, у которого нарушено удовлетворение потребности двигаться из-за тяжести состояния или вследствие предписанного режима.  Медицинской сестре часто приходится в стационаре и на дому осуществлять уход за неподвижным пациентом.  Она должна обеспечить выполнение пациентом назначенного режима двигательной активности, объяснить его значение и роль.

ВЕДУЩИЙ 1: У тяжелобольного и неподвижного пациента нарушено удовлетворение следующих потребностей: в движении; осуществлении личной гигиены;  способности одеваться, раздеваться, нормальном дыхании; адекватном питании и питье; выделении продуктов жизнедеятельности; отдыхе, сне; общении; преодолении боли; способности поддерживать собственную безопасность. В связи с этим возможен риск дефицита самоухода  личной гигиены.

        ВЕДУЩИЙ 2: Принципы ухода: Безопасность (предупреждение травматизма пациента); Конфиденциальность (подробности личной жизни не должны быть известны посторонним); Уважение чувства достоинства (выполнение всех процедур с согласия пациента, обеспечение уединения, если необходимо); Общение (расположение пациента и членов его семьи к беседе, обсуждение хода предстоящей процедуры и плана ухода в целом); Независимость (поощрение каждого пациента к самостоятельности); Инфекционная безопасность (осуществление соответствующих мероприятий).

         Цель помощи пациенту – осуществление личной гигиены, обеспечение комфорта, чистоты и безопасности.

ВЕДУЩИЙ 1:  Личная гигиена - это содержание в чистоте тела (кожи, волос, полости рта, зубов) человека, его постельного белья, одежды, обуви, жилища. Соблюдение личной гигиены способствует выздоровлению, сохранению и укреплению здоровья.  У лежачего тяжелобольного выполняют смену постельного белья, например, в случае осуществления физиологических отправлений.

ВЕДУЩИЙ 2: При осуществлении личной гигиены тяжелобольному нужно выполнить следующие манипуляции: смена белья, умывание больного; уход за глазами;
уход за ротовой полостью; уход за носом; очищение наружного слухового прохода;
бритье лица; уход за волосами; уход за ногами; уход за наружными половыми органами и промежностью. Уход за кожей — для профилактики пролежней, опрелостей.
Смена постельного белья — для создания комфорта, профилактики осложнений.

ВЕДУЩИЙ 1: Значение личной гигиены: одним из важнейших условий сохранения здоровья является соблюдение правил личной гигиены, еще большее значение приобретает личная гигиена для больных, ослабленных людей, соблюдение личной гигиены больными способствует их быстрейшему выздоровлению и предупреждает развитие многих осложнений.

ВЕДУЩИЙ 2: ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА. Использовать ширму/перегородку; снабдить средством связи; расположить тумбочку со всем  необходимым в пределах  досягаемости руки; обеспечить доступ к кровати с трех сторон; использовать приспособления  для присаживания и поворотов; использовать необходимое  количество подушек.

ВЕДУЩИЙ 1:  В медицинской организации бельевой режим включает:

  •   смену,
  •  хранение,
  •  транспортировку,
  • глажение,
  • ремонт и списание.

  На каждом этапе работники обязаны соблюдать санитарные правила (Сан ПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к     организациям, осуществляющим медицинскую деятельность») и методические указания (МУ 3.5.736-99 «Технология обработки белья в медицинских учреждениях»).

ВЕДУЩИЙ 2: Требования к постельному белью: Постельное белье - простыни, пододеяльники, наволочки — должно быть из хлопка, чистыми. Простыни на постелях тяжелобольных не должны иметь рубцов и швов, а наволочки — узлов и застежек на стороне, обращенной к больному. Простыня должна быть такого размера, чтобы матрац был закрыт ею сверху, по бокам и со стороны торцов. Края простыни следует подогнуть под матрац. Постель больного регулярно — утром, на ночь и перед дневным отдыхом — необходимо перестилать. Санитарка стряхивает крошки с простыни, расправляет ее, взбивает подушки. Больного на это время можно посадить на стул. Если же пациенту нельзя двигаться, то нужно переложить его вдвоем на край кровати, затем, расправив на освободившейся половине матрац и простыню, удалить с них крошки и переложить больного на убранную половину постели.  То же самое проделать с другой стороны.

ВЕДУЩИЙ 1:  Ответственность за организацию бельевого режима в отделении несет старшая сестра (акушерка) отделения. Бельевой режим в стационаре предполагает смену постельного белья:  не реже 1 раза в неделю; ежедневно у послеоперационных больных до прекращения выделений из ран; родильницам смену белья проводят раз в три дня, нательного белья и полотенец — ежедневно;  при каждом случае загрязнения белья выделениями больного; перед заключительной дезинфекцией, в случае возникновения инфекционных заболеваний в  отделении; в акушерских стационарах (родильный зал, отделение новорожденных)   применяется стерильное белье. Загрязненное выделениями белье подлежит замене немедленно!

ВЕДУЩИЙ 2: На этапе сортировки грязного белья: необходимо использовать барьерные средства защиты (маска, резиновые перчатки, халат, косынка) при разборе и сортировке грязного белья; сортировать грязное белье с учетом степени загрязнения, сворачивая загрязненными частями
внутрь; складывать в специально предназначенные для этих целей мешки из клеенки (плотной ткани,
полипропилена); погрузить перчатки по окончании разбора белья в пакет для отходов класса Б.

Демонстрация алгоритма проведения манипуляции. Работа в группах: совместное обсуждение манипуляции в соответствии с чек-листом.

Демонстрация оснащения и техники выполнения алгоритма манипуляции:

 смена постельного белья тяжелобольному поперечным способом.

Преподаватели-ведущие демонстрируют практическую манипуляцию и предлагают  участникам обсудить алгоритм. Корректируют действия в соответствии с требованиями алгоритмов. Слушатели  обсуждают умения, нюансы техники выполнения практических манипуляций, задают, отвечают на интересующие их вопросы.

Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов. 

        Преподаватели-ведущие просят высказаться каждого участника о проделанной работе, о его ощущениях, о том, что понравилось или не понравилось, о том, что получилось или не получилось, о том, оправдались ли его ожидания.

Проводится в виде дискуссии.

Проводится голосование об утверждении алгоритма практической манипуляции по чек-листу.

        

        


Источники информации:

Нормативные документы

  • ГОСТ Р 52623.3-2015 Технологии выполнения простых медицинских услуг. Манипуляции сестринского ухода (дата последнего изменения: 10.12.2018)

Периодические издания

  • Долговременный уход и паллиативная помощь в геронтологии. / Сестринское дело, №1, 2019. – с. 10-12.
  • Проблемы ухода за пациентом. / Сестринское дело, № 6, 2018. – с. 33-36.
  • Материалы сестринской научно-практической конференции «Сестринский уход в паллиативной помощи» - Москва, 2017 г.

Интернет- ресурсы

  • www.rosmedlib.ru – медицинская, студенческая библиотека
  • http://www.fcior.edu.ru/ – ФЦИОР – Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов


Приложение. Алгоритм манипуляции

Технология выполнения простой медицинской услуги

Приготовление и смена постельного белья тяжелобольному

Требования по безопасности труда при выполнении услуги:

  • До и после проведения процедуры провести гигиеническую обработку рук
  • Во время процедуры обязательно использование перчаток

Функциональное назначение простой медицинской услуги: профилактика ИМСП

Материальные ресурсы

Приборы, инструменты, изделия медицинского назначения:

  • Мешок для грязного белья

Прочий расходуемый материал

  • Перчатки нестерильные
  • пелёнка
  • комплект чистого белья

Этапы проведения манипуляции

Форма представления

Примерный текст комментариев

обучающегося

 Количество баллов

(0 – 1)

Подготовка к процедуре

1

Идентифицировать пациента, представиться, объяснить ход и цель процедуры, получить его согласие.

Примечание. При выполнении данной услуги может использоваться помощник из числа медицинского персонала или родственник пациента.

Сказать

«Представьтесь, пожалуйста. Как я могу к Вам обращаться?» «Пациент идентифицирован».

 «Я медицинская сестра  терапевтического отделения. Меня зовут ___ (ФИО)».

«Я проведу Вам смену постельного белья с целью соблюдения личной гигиены.

В течение процедуры прошу Вас сообщать мне о любых изменениях Вашего состояния».

«Вы согласны на проведение такой процедуры?»

Ответ: «Возражений пациента на выполнение процедуры нет».  

2

Обработать руки гигиеническим способом, осушить.

Выполнить

«Обрабатываю руки гигиеническим способом»

3

Подготовить комплект чистого белья (простыни, наволочка, пододеяльник), убедиться, что в кровати нет личных вещей больного.

Выполнить

4

Надеть перчатки.

Выполнить

Выполнение процедуры

5

Опустить поручни, оценить положение и состояние пациента.

Выполнить/ Сказать

«Положение пациента в постели и его состояние позволяют его перемещать».

6

Осторожно вынуть подушку из-под головы пациента и сменить наволочку. Грязную наволочку поместить в мешок для белья.

Выполнить

 

7

Снять пододеяльник, убрать одеяло и накрыть пациента пододеяльником на время смены белья.

Выполнить

8

Повернуть пациента на бок по направлению к себе.

Выполнить

9

Скатать валиком грязную простыню, подложить этот валик под спину пациенту. Если бельё сильно загрязнено, положить на валик пелёнку.

Выполнить

10

Положить сложенную вдвое чистую простыню на свободную сторону постели, заправить её под матрас с противоположной от больного стороны.

Выполнить

11

Помочь пациенту перекатиться через валик на чистую сторону.

Выполнить/Сказать

«Перевернитесь, пожалуйста, на другую сторону».

12

Скатать грязную простыню и положить её в мешок для белья.

Выполнить

13

Расправить чистую простыню и заправить её под матрас с другой стороны постели.

Выполнить

14

Надеть чистый пододеяльник на одеяло. Накрыть пациента одеялом, извлекая грязный пододеяльник, которым он был укрыт.

Примечание. В ходе процедуры необходимо контролировать состояние имеющихся дренажных трубок, катетеров, повязок.

Если пациент не может менять положение в постели, необходимо выполнять процедуру вместе с одним-двумя помощниками. При этом головной конец и таз пациента держать «на вису» и грязная простыня скатывается под ним сверху вниз.

Выполнить

15

Поместить грязный пододеяльник в мешок для белья.

Выполнить

Окончание процедуры

16

Удобно расположить пациента в постели. Осторожно поместить подушку обратно.

Выполнить

17

Снять перчатки, поместить их в ёмкость для отходов класса Б.

Выполнить

18

Обработать руки гигиеническим способом, осушить.

Сказать

«Обрабатываю руки гигиеническим способом»

19

Уточнить у пациента о его самочувствии.

Сказать

«Как Вы себя чувствуете?»

Ответ: «Изменений самочувствия не отмечено»

20

Сделать соответствующую запись о результатах выполнения в медицинскую документацию.

Выполнить/Сказать

«Делаю запись о результатах выполнения процедуры в листе назначений»

Всего баллов

Критерии оценки

Оценка

«2»

«3»

«4»

«5»

% %

0 - 59

60 - 80

81 - 90

91 - 100

Баллы

0 -  11

12 - 16

17 - 18

 19 - 20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и изданию учебно-методических материалов"

Методические рекомендации предназначены для педагогических работников СПб ГБПОУ  « Колледж» Красносельский».Содержание настоящих методических рекомендаций направлено на обеспече...

Методические рекомендации по самостоятельной работе Обществознание, Методическая разработка кураторского часа "Коррупция как особый вид преступлений", Методическая разработка"Выбор за нами".

Мкетодические разработки необходимы для реализации своих творческих способностей преподавателя и необходимиго обмена методическим опытом для молодых преподавателей и кураторов....

Методическая разработка урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» /методическая разработка дополнительного учебного занятия по учебной дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» /

Методическая разработка  составлена  для обучающихся, изучающих дисциплину «Обществознание (включая экономику и право)» включая раздел «Финансовая грамотность».В ходе...

Классный час "Герои Великой Отечественной войны". Методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку.

Моя методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования ,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку....

Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ СМЕНЫ ЛАГЕРЯ"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ  СМЕНЫ ЛАГЕРЯ...