Методическая разработка к конкурсу "Лучший фармацевт"
методическая разработка

Вахитова Элиза Данисовна

Данное занятие проводится с целью изучения и закрепления теоретических знаний и практических навыков, полученных студентами при изучении ПМ 01. «Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента», повышения интереса к изучаемой дисциплине и будущей профессии в целом. Выбранная форма проведения занятия позволяет оценить освоенные профессиональные и общие компетенции, а также позволяет оценить личностные результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mr_luchshiy_farmatsevt.docx41.62 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЗЛАТОУСТОВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Методическая разработка внеклассного занятия

«Лучший фармацевт»

ПМ 01. «Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента»

Специальность 33.02.01. «Фармация»

Курс: 3

Семестр: V

Составили: преподаватели

Храмцова Анастасия Викторовна,

Вахитова Элиза Данисовна,

Шишкина Марина Федоровна

Златоуст

2023

Пояснительная записка

Внеклассное занятие проводится в рамках предметной недели отделения «Фармация» для студентов 3 курса специальности «Фармация» с применением Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ - технологии). Данное занятие проводится с целью изучения и закрепления теоретических знаний и практических навыков, полученных студентами при изучении ПМ 01. «Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента», повышения интереса к изучаемой дисциплине и будущей профессии в целом. Выбранная форма проведения занятия позволяет оценить освоенные профессиональные и общие компетенции, а также позволяет оценить личностные результаты.

На занятии группа делится на 3 команды. Для подведения итогов занятия создается компетентное жюри в составе 3-5 человек.

Занятие проводится на 3-х станциях. На каждой станции подводится предварительный итог, затем полученные результаты по каждому студенту суммируются и подсчитывается окончательный итог.

Студент, набравший большее количество баллов, считается победителем.

Тема занятия: «Лучший фармацевт».

Цели занятия:

Образовательная

  • обобщить знания по пройденным темам ПМ 01. «Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента», выявление готовности учащихся успешно применять полученные знания на практике, позволяющие обеспечить обратную связь и оперативную корректировку учебного процесса.

Развивающая

  • развитие критического мышления, развитие творческого мышления, самостоятельности и способности к рефлексии;
  • повысить интерес студентов к изучению дисциплин, входящих в ПМ 01. «Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента».

Воспитательная

  • воспитание положительной мотивации учения, правильной самооценки и чувства ответственности.

Задачи:

  • закрепить теоретические знания и практические навыки, полученные при изучении ПМ 01. «Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента»;
  • развивать внимательность, аккуратность, сообразительность;
  • воспитывать чувство профессиональной ответственности, понимания важности своей профессии, умение работать в команде, взаимоуважение, интерес к будущей профессии.

Студент должен овладеть общими компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение своей квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК 12. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

профессиональными компетенциями:

ПК 1.2. Отпускать лекарственные средства населению, в том числе по льготным рецептам и требованиям учреждений здравоохранения.

ПК 1.3. Продавать изделия медицинского назначения и другие товары аптечного ассортимента.

ПК 1.4. Участвовать в оформлении торгового зала.

ПК 1.5. Информировать население, медицинских работников учреждений здравоохранения о товарах аптечного ассортимента.

ПК 1.6. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.

ПК 1.7. Оказывать первую медицинскую помощь.

ПК 1.8. Оформлять документы первичного учета.
Оборудование: муляжи лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, образцы лекарственного растительного сырья, проектор.

Вид занятия: внеклассное занятие с применением ТРИЗ – технологии.

Форма занятия: конкурс.

Продолжительность занятия: 2 академических часа.

Ход занятия.

Структура занятия:

  1. Организационный момент — 5 мин.
  2. Мотивация занятия: 5 мин.
  3. Проведение конкурса на станциях -70 мин.
  4. Подведение итогов 10 мин.

Содержание занятия

Организационный момент:

Преподаватели приветствуют учащихся, проверяют готовность аудитории и учащихся к занятию.

Преподаватель предлагает группе поделится на 3 команды, представляет команды, жюри, знакомит с ходом проведения внеклассного занятия.

Мотивация занятия:

Преподаватель объявляет тему занятия, говорит об актуальности данной темы.

Изучение ПМ 01. «Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента» нужно фармацевтам для получения знаний:

 - о различных группах лекарственных средств, их механизмах действия, фармакологических эффектах, показаниях и противопоказаниях;

- о различных группах лекарственного растительного сырья, их свойствах, оказываемых фармакологических эффектах, сфере применения и изготавливаемых из них препаратов;

- о правилах хранения и отпуска лекарственных препаратов и других товаров аптечного ассортимента.

В дальнейшем эти знания необходимы в профессиональной деятельности для грамотного и квалифицированного фармацевтического информирования и консультирования клиентов аптеки.

Проведение конкурса на станциях.

На каждой станции путём жеребьёвки каждый студент получает индивидуальное задание. На выполнение задания даётся 2 минуты. По истечении времени руководитель станции проверяет правильность выполнения и начисляет баллы студентам.

Критерии оценивания

Станция «Фармакология»

Из набора упаковок от препаратов нужно выбрать 2, соответствующие выпавшим в результате жеребьёвки, классификационным группам. За каждую правильно выбранную упаковку начисляется 1 балл. Максимально можно получить 2 балла.

Станция «Фармакогнозия»

Из представленных образцов лекарственного растительного сырья нужно найти 1, соответствующий выпавшему в результате жеребьёвки номеру, и ответить на вопросы:

1. Название сырья, производящее растение (русское, латинское название).

2. Какое фармакологическое действие оказывает данное сырье?

3. Назовите лекарственные препараты, получаемые из данного вида сырья.

За каждый правильный ответ на вопрос начисляется 1 балл. Максимально 3 балла.

Станция «Отпуск лекарственных препаратов»

Путём жеребьёвки определяются 2 товара аптечного ассортимента, которые нужно определить на правильное место хранения в аптеке (шкаф для ЛП, шкаф для БАД, сейф, холодильник, витрина). За каждый правильно расположенный товар начисляется 1 балл. Максимально 2 балла.

Максимальное число баллов, которое может получить студент, 7 баллов.

  Подведение итогов.

После прохождения всех станций итоговые баллы по каждому студенту подсчитывает жюри. Результаты конкурса оцениваются в личном зачёте. По итогам определяются победители и награждаются.

Приложение 1

Станция «Фармакология»

Команда 1

1

Выбрать упаковку адсорбирующего антидиарейного препарата и упаковку муколитического препарата

2

Выбрать упаковку β-адреномиметика и упаковку спазмолитического препарата

3

Выбрать упаковку антацидного препарата и упаковку

β-адреноблокатора

4

Выбрать упаковку слабительного препарата и упаковку растительного гепатопротектора

5

Выбрать упаковку желчегонного препарата и упаковку препарата, нормализующего микрофлору

6

Выбрать упаковку ветрогонного препарата и упаковку антихолинэстеразного средства

7

Выбрать упаковку противодиарейного средства и упаковку ингибитора протонной помпы

8

Выбрать упаковку ферментного препарата и упаковку раздражающего средства

9

Выбрать упаковку α-адреномиметика и упаковку желчегонного средства, содержащего дополнительно ферменты

Команда 2

1

Выбрать упаковку гастропротекторного препарата и упаковку α-адреномиметика

2

Выбрать упаковку холелитолитического препарата и упаковку отхаркивающего муколитического препарата

3

Выбрать упаковку ферментного препарата и упаковку М-холиноблокатора

4

Выбрать упаковку антацидного препарата и упаковку слабительного препарата

5

Выбрать упаковку препарата, нормализующего микрофлору и упаковку противорвотного препарата

6

Выбрать упаковку Н2-гистаминоблокатора и упаковку селективного β1-адреноблокатора

7

Выбрать упаковку противодиарейного средства, агониста опиоидных рецепторов, и упаковку желчегонного препарата

8

Выбрать упаковку α-адреноблокатора и упаковку комбинированного бронхолитика

9

Выбрать упаковку β -адреномиметика и упаковку противодиарейного средства, нормализующего микрофлору кишечника

Команда 3

1

Выбрать упаковку ингибитора протонной помпы

 и упаковку β -адреномиметика

2

Выбрать упаковку ферментного препарата и упаковку М-холиноблокатора

3

Выбрать упаковку гастропротекторного препарата и упаковку

муколитического препарата

4

Выбрать упаковку антацидного препарата и упаковку β1-адреноблокатора

5

Выбрать упаковку слабительного препарата и упаковку желчегонного препарата

6

Выбрать упаковку препарата, нормализующего микрофлору кишечника и упаковку противорвотного прокинетического средства

7

Выбрать упаковку противодиарейного средства, агониста опиоидных рецепторов, и упаковку гепатопротекторного препарата

8

Выбрать упаковку местного анестетика и упаковку препарата противокашлевого центрального действия

9

Выбрать упаковку спазмолитика и упаковку ферментного препарата растительного происхождения

Эталоны ответов Фармакология

№п/п

1 команда

2 команда

3 команда

1

Смекта, АЦЦ

Де-Нол, Визин

Рабепрозол, Називин

2

Риностоп, Тримедат

Урсосан, Амброксол

Панкреатин, Атропин

3

Маалокс, Окумед

Эрмиталь, Тропикамид

Новобисмол, Флуимуцил

4

Бисакодил, Шрот расторопши

Ренни, Слабилен

Гастал, Вазокардин

5

Аллохол, Ацилакт

Линекс, Церукал

Глицериновые суппозитории, Хофитол

6

Боботик, Прозерин

Фамотидин, Бисопролол

Аципол, Мотилиум

7

Диара, Омепразол

Лопедиум, Аллохол

Лоперамид, Эссенциале форте

8

Мезим форте, Аммиак

Ницерголин, Беродуал

Лидокаин, Коделак Нео

9

Бебифрин, Холензим

Ринонорм, Энтерол

Но-Шпа, Юниэнзим

Приложение 2

Станция «Фармакогнозия»

Вопросы по фармакогнозии

1. Название сырья, производящее растение (русское, латинское название).

2. Какое фармакологическое действие оказывает данное сырье?

3. Назовите лекарственные препараты, получаемые из данного вида сырья.

Сырье

1. Пустырник сердечный (пятилопастной)

2. Черемуха обыкновенная

3. Мята перечная

4. Валериана лекарственная

5. Мелисса лекарственная

6. Эвкалипт прутовидный

7. Лен посевной

8. Дуб обыкновенный (черешчатый)

9. Сосна обыкновенная

10. Элеутерококк колючий

Эталоны ответов

1.  1. Трава пустырника сердечного (пятилопастного) Herba Leonuri

         Пустырник сердечный - Leonurus cardiaca

    2. Седативное (успокоительное), гипотензивное

    3. Настой из травы пустырника, настойка пустырника, входит в состав седативных и гипотензивных сборов и в состав БАД, пустырник форте Эвалар, экстракт травы пустырника и др.

2. 1. Плоды черемухи обыкновенной (Fructus Padus avium)

        Черемуха обыкновенная (Padus avium)

     2. Вяжущее, противовоспалительное, антимикробное

     3. Отвар из плодов черемухи

3. 1. Листья мяты перечной (Folia Menthae piperitae)    

        Мята перечная - Mentha piperita

    2. Раздражающее, успокаивающие, спазмолитическое, болеутоляющие, желчегонное, антисептическое, коронарорасширяющие    

3. Настой из листьев мяты, настойка мяты, эфкамон, валидол, мятные таблетки, валокордин, валосердин, корвалол, меновазин, пектусин, капли для носа, входит в состав желудочных, ветрогонных, желчегонных сборов и др.

4. 1.  Корневища с корнями валерианы лекарственной (Rhizomata cum radicibus  Valerianae            

         Валериана лекарственная - Valeriana officinalis

    2. Седативное (успокаивающее), транквилизирующее, спазмолитическое, желчегонное, гипотензивное

    3. Настой из корневищ валерианы, настойка валерианы, экстракт валерианы, кардиовален, валокордин, валидол, корвалол, валосердин, персен, санасон, входит в состав успокоительных (седативных) сборов и др.

5. 1. Трава мелиссы - Herba Melissae

        Мелисса лекарственная - Melissa officinalis

    2. Успокаивающее, спазмолитическое, болеутоляющее, гипотензивное, улучшающее пищеварение средство, противомикробное

    3. Настой из травы мелиссы, персен, ново-пассит, сухой экстракт, масло эфирное мелиссы и др.

6. 1. Листья эвкалипта прутовидного (Folia Eucalypti)

        Эвкалипт прутовидный - Eucalyptus viminalis

     2. Раздражающее, противовоспалительное, антисептическое, антимикробное

     3. Отвар из листьев эвкалипта, настойка эвкалипта, ингалипт, каметон, хлорофилипт, сбор Элекасол, таблетки эвкалипта, эвкалимин, масло эфирное эвкалипта и др.

7. 1. Семена льна обыкновенного (Semina Lini)

        Лён обыкновенный – Linum usitatissimum      

     2. Обволакивающее, противовоспалительное, слабительное, противосклеротическое.

      3.  Льняное масло, линетол, масло льняное в капсулах, винизоль, ливиан, лифузоль, настой из семян льна и др.

8. 1. Кора дуба обыкновенного (cortex Quércus róbur)

        Дуб обыкновенный (черешчатый) Quércus róbur

     2. Вяжущее, противовоспалительное, антисептическое

     3. Отвар из коры дуба, стоматофит, ополаскиватели для полости рта и др.

9.  1. Почки сосны обыкновенной (Gemmae Pini)

         Сосна обыкновенная (Pinus sylvestris)

     2. Раздражающее, противовоспалительное, антисептическое, отхаркивающее – фармакологические действия.

     3. Настой, отвар из почек сосны, пиносол, входят в состав отхаркивающих сборов и др.

10. 1. Корневища и корни элеутерококка колючего - Rhizomata et radices Eleutherococci senticosi

            Элеутерококк колючий - Eleutherococcus senticosus

        2. Тонизирующее, адаптогенное, при умственном и физическом переутомлении.

        3. Жидкий и сухой экстракты элеутерококка, входит в состав БАД и др.

 Приложение 3 Станция «Отпуск лекарственных средств и других товаров аптечного ассортимента»

Группа

№ п/п

Наименование ЛП, медицинского изделия

Правильный ответ

Балл ответа

1.

1.

Аципол

Холодильник

2.

Вата

Шкаф для хран. ЛП и ИМН

3.

Виталэнд кидс

Шкаф для БАД

4.

Гептрал

Шкаф для хран. ЛП и ИМН

5.

Грелка резиновая

Шкаф для хран. ЛП и ИМН

6.

Гриппол плюс

Холодильник

7.

Ингавирин

Витрина

8.

Лоратадин

Витрина

9.

Магний+Витамин В6

Шкаф для БАД

10.

Мезим форте

Витрина

11.

Пенталгин-Н

Сейф

12.

Супракс

Шкаф для хран. ЛП и ИМН

13.

Флемоксин Солютаб

Шкаф для хран. ЛП и ИМН

14.

Эутирокс

Шкаф для хран. ЛП и ИМН

2.

1.

Азитромицин

Шкаф для хран. ЛП и ИМН

2.

Бинт медицинский

Шкаф для хран. ЛП и ИМН

3.

Биосулин Р

Холодильник

4.

Блогир-3

Витрина

5.

Глицин

Шкаф для БАД

6.

Гриппферон

Холодильник

7.

Менопауза

Шкаф для БАД

8.

Панцеф

Шкаф для хран. ЛП и ИМН

9.

Преднизолон

Шкаф для хран. ЛП и ИМН

10.

Римантадин

Витрина

11.

Спринцовка

Шкаф для хран. ЛП и ИМН

12.

Трамал ретард

Сейф

13.

Фестал

Витрина

14.

Эссенциале Форте Н

Витрина

3.

1.

Амиксин

Витрина

2.

Анауран

Шкаф для хран. ЛП и ИМН

3.

Комплекс Иммунитет

Шкаф для БАД

4.

Лютеин с черникой

Шкаф для БАД

5.

Манинил

Шкаф для хран. ЛП и ИМН

6.

Но-шпа

Витрина

7.

Пипетка медицинская

Шкаф для хран. ЛП и ИМН

8.

Ринсулин НПХ

Холодильник

9.

Салфетки марл.мед.стерильные

Шкаф для хран. ЛП и ИМН

10.

Седал-М

Сейф

11.

Фосфоглив

Витрина

12.

Цитовир

Витрина

13.

Эритромицин

Шкаф для хран. ЛП и ИМН

14.

Эриус

Витрина

Приложение 4

Лист оценки результатов конкурса «Лучший фармацевт»

Фамилия Имя

Фармакология

Фармакогнозия

Отпуск ЛП

Итого

Приложение 5

Сценарий к конкурсу «Лучший фармацевт»

Вступление

Добрый день всем присутствующим! Сегодня мы проводим конкурс профмастерства «Лучший фармацевт» для студентов 3 курса специальности Фармация. Участниками являются студенты группы 3фм9. В качестве жюри у нас присутствуют …

Целью конкурса является проверка полученных знаний в ходе изучения ПМ.01«Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента», в который входят МДК. 01.01 Лекарствоведение (разделы Фармакология и Фармакогнозия) и МДК 01.02. Отпуск лекарственных препаратов и товаров аптечного ассортимента.

Итоги конкурса нам покажут, насколько эффективно были изучены темы 5 семестра студентами по фармакологии, фармакогнозии и отпуску Лекарственных препаратов.

Конкурс представлен 3 станциями, соответствующими предметам «Фармакология», «Фармакогнозия» и «Отпуск ЛП». Станцию «Фармакология» представляет преподаватель фармакологии Храмцова Анастасия Викторовна. Станцию «Фармакогнозия» представляет преподаватель фармакогнозии Шишкина Марина Фёдоровна. Станцию «Отпуск ЛП» представляет преподаватель спец.дисциплин Вахитова Элиза Данисовна.

Группа делится на 3 бригады. Бригады по очереди должны посетить все станции. На каждой станции путём жеребьёвки каждый студент получает индивидуальное задание. На выполнение задания даётся 2 минуты. По истечении времени руководитель станции проверяет правильность выполнения и начисляет баллы студентам.  После прохождения всех станций итоговые баллы подсчитывает жюри. Результаты конкурса оцениваются в личном зачёте. По итогам определяются победители и награждаются.

Критерии оценивания

Станция «Фармакология»

Из набора упаковок от препаратов нужно выбрать 2, соответствующие выпавшим в результате жеребьёвки, классификационным группам. За каждую правильно выбранную упаковку начисляется 1 балл. Максимально можно получить 2 балла.

Станция «Фармакогнозия»

Из представленных образцов лекарственного растительного сырья нужно найти 1, соответствующий выпавшему в результате жеребьёвки номеру, и ответить на вопросы:

1. Название сырья, производящее растение (русское, латинское название).

2. Какое фармакологическое действие оказывает данное сырье?

3. Назовите лекарственные препараты, получаемые из данного вида сырья.

За каждый правильный ответ на вопрос начисляется 1 балл. Максимально 3 балла.

Станция «Отпуск лекарственных препаратов»

Путём жеребьёвки определяются 2 товара аптечного ассортимента, которые нужно определить на правильное место хранения в аптеке (шкаф для ЛП, шкаф для БАД, сейф, холодильник, витрина). За каждый правильно расположенный товар начисляется 1 балл. Максимально 2 балла.

Максимальное число баллов, которое может получить студент, 7 баллов.

Итак, мы начинаем конкурс!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и изданию учебно-методических материалов"

Методические рекомендации предназначены для педагогических работников СПб ГБПОУ  « Колледж» Красносельский».Содержание настоящих методических рекомендаций направлено на обеспече...

Методические рекомендации по самостоятельной работе Обществознание, Методическая разработка кураторского часа "Коррупция как особый вид преступлений", Методическая разработка"Выбор за нами".

Мкетодические разработки необходимы для реализации своих творческих способностей преподавателя и необходимиго обмена методическим опытом для молодых преподавателей и кураторов....

Методическая разработка урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» /методическая разработка дополнительного учебного занятия по учебной дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» /

Методическая разработка  составлена  для обучающихся, изучающих дисциплину «Обществознание (включая экономику и право)» включая раздел «Финансовая грамотность».В ходе...

Классный час "Герои Великой Отечественной войны". Методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку.

Моя методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования ,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку....

Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ СМЕНЫ ЛАГЕРЯ"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ  СМЕНЫ ЛАГЕРЯ...