Целесообразность введения факультатива по анатомии при прохождении медицинской практики в больнице.
материал

Муратова Ирина Шарифовна

 Представления о будущей специальности корректируются по мере накопления опыта за время производственной практики и общения спациентами, а  также приходит понимание о широте области применения анатомических знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bene_diagnoscitur_bene_curatur_2.docx26.79 КБ

Предварительный просмотр:

Целесообразность введения факультатива по анатомии при прохождении медицинской практики в больнице.

Одной из основных дисциплин, которую изучают студенты медицинского колледжаза время первого года обучения по специальности «Лечебное дело», является анатомия. Несомненно, знание анатомии и физиологии человека необходимы для изучения всех дальнейших специальных дисциплин, для понимания физиологических и патологических процессов, для диагностики и лечения пациентов. Согласно учебному плану в течение первого года студенты должны пройти также производственную практику в больнице по учебному модулю «Сестринское дело», и это имеет важное значение не только для приобретения профессиональных навыков, но и для формирования представления о будущей специальности и навыков общения с пациентами и медицинскимперсоналом.  В качестве примера понимания актуальности знаний по анатомии можно привести выдержку из эссе студентки I курсаМалеевой Татьяны, специальность Лечебное дело ГБОУ СПО «Свердловский областной медицинский колледж»:

«Будучи биологической дисциплиной, анатомия человека составляет одну из основ медицины. С анатомии начинается медицинское образование. Необходимость анатомических знаний для врачей осознавалась и подчеркивалась во все времена. Знания анатомии необходимы при осмотре и обследовании пациента, проведении элементарных медицинских манипуляций и при хирургических операциях. В моей будущей профессии знания анатомии просто необходимы, они будут помогать мне в спасении жизни людей. К примеру, приеду я на вызов к пациенту, а у него боли в грудной полости, и мне срочно нужно снять электрокардиограмму. В этой ситуации без анатомии не обойтись, нужно знать проекцию клапанов, где нужно выслушивать клапаны сердца при помощи фонендоскопа. Или, к примеру, у пациента боли в животе. В этом случае мне придется пальпировать его, а в документах указать, в какой области ощущаются боли и в каком органе. И тут мне пригодятся знания анатомии. При хирургических операциях эта наука особенно важна, так как нужно знать, где располагается орган, какие функции выполняет, его расположение относительно других органов. Я считаю, что анатомия будет играть особую роль в моей профессии. Без этой науки нет ни хирургов, ни терапевтов, ни других врачей. Изучение анатомии поможет мне стать хорошим врачом.»

На мой взгляд, необходимо подчеркнуть, что представления о будущей специальности корректируются по мере накопления опыта за время производственной практики и общения, а  также понимание о широте области применения анатомических знаний.

В соответствии с действующим федеральным государственным образовательным стандартом по учебному модулю студенты должны: знать анатомию и физиологию человека и уметь использовать знания анатомии и физиологии для обследования пациента, постановки предварительного диагноза. В сферу компетенции фельдшера входят: диагностическая деятельность, лечебная деятельность, неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе.Государственным образовательным стандартом также указан список по видам деятельности и необходимым для фельдшера навыкам.Ниже привожу выдержку для более детального рассмотрения.

Диагностическая деятельность.

ПК 1.1. Планировать обследование пациентов различных возрастных групп.

ПК 1.2. Проводить диагностические исследования.

ПК 1.3. Проводить диагностику острых и хронических заболеваний.

ПК 1.4. Проводить диагностику беременности.

ПК 1.5. Проводить диагностику комплексного состояния здоровья ребёнка.

ПК 1.6. Проводить диагностику смерти.

ПК 1.7. Оформлять медицинскую документацию.

Лечебная деятельность.

ПК 2.1. Определять программу лечения пациентов различных возрастных групп.

ПК 2.2. Определять тактику ведения пациента.

ПК 2.3. Выполнять лечебные вмешательства.

ПК 2.4. Проводить контроль эффективности лечения.

ПК 2.5. Осуществлять контроль состояния пациента.

ПК 2.6. Организовывать специализированный сестринский уход за пациентом.

ПК 2.7. Организовывать оказание психологической помощи пациенту и его окружению.

ПК 2.8. Оформлять медицинскую документацию.

Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе.

ПК 3.1. Проводить диагностику неотложных состояний.

ПК 3.2. Определять тактику ведения пациента.

ПК 3.3. Выполнять лечебные вмешательства по оказанию медицинской помощи на догоспитальном этапе.

ПК 3.4. Проводить контроль эффективности проводимых мероприятий.

ПК 3.5. Осуществлять контроль состояния пациента.

ПК 3.6. Определять показания к госпитализации и проводить транспортировку пациента в стационар.

ПК 3.7. Оформлять медицинскую документацию.

ПК 3.8. Организовывать и оказывать неотложную медицинскую помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.

На основании широкого спектра обязанностей и высокой ответственности фельдшера и необходимости хорошей подготовки за время обучения студентов можно поставить цели, которые легли в основу этой работы:

-необходимость хорошего усвоения материала по предметам и, в частности, анатомии;

- необходимостьформирования ответственного отношения к обучению, с пониманием ответственности за жизнь и здоровье пациентов.

А также, стоит заметить, что формирование «живого» представления о будущей профессии может стимулировать процесс обучения.

В медицинских институтах проводят занятия в анатомических театрах или патологоанатомических лабораториях, где студенты могут ознакомиться с биологическим материалом, присутствовать на вскрытии или проводить манипуляции на занятиях по хирургии или гистологии. Также они проходят подготовку по патологической анатомии. Этонаучно-прикладная дисциплина, изучающая патологические процессы и болезни с помощью научного, главным образом микроскопического, исследования изменений, возникающих в клетках и тканях организма, органах и системах органов.Знания, получаемые таким образом,имеют не только специализированное предметное значение, но и необходимы для формирования целостного образного представления о внутреннем строении человека, топографическом расположения органов и взаимосвязи органов и тканей.Подобной практики в медицинском колледже на данный момент нет. Есть возможность работать с муляжами отдельных органов или частей тела человека, но они не дают натуралистического совокупного представления. Проведение занятий в морге позволит частично компенсировать существующую неполноценность образования.

 Рассмотрим также возможность улучшения усвояемости знаний.

Деятельность памяти начинается с запоминания, т.е. с закрепления тех образов и впечатлений, которые возникают в сознании под воздействием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия.
Таким образом, запоминание можно определить как процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее.Успешность запоминания определяется в первую очередь возможностью включения нового материала в систему осмысленных связей. Различают произвольное и непроизвольное запоминание. В случае непроизвольного запоминания человек не ставит перед собой задачу запомнить тот или иной материал. Связанные с памятью процессы выполняют здесь операции, обслуживающие другие действия. В результате запоминание носит относительно непосредственный характер и осуществляется без специальных волевых усилий, предварительного отбора материала и сознательного применения каких-либо мнемонических приемов. Произвольное запоминание является специальным действием, конкретная задача которого - запомнить точно, на максимально продолжительный срок, с целью последующего воспроизведения или просто узнавания - определяет выбор способов и средств запоминания, а тем самым влияет и на его результаты. Таким образом, возможность проведения практических занятий в морге или анатомическом театре позволяет сочетать произвольное и непроизвольное запоминание учебного материала. Сама способность к запоминанию улучшается, так как в  данном случае происходит связывание теоретического материала с наглядно получаемой информацией.Также в процесс вовлекается когнитивная память. К примеру, по ходу учебного процесса по анатомии к моменту прохождения практики были изучены системы: кровообращения и дыхания. Соответственно, при проведении вскрытия патологоанатом может подробно показать топографию расположения относительно тела вообще и относительно других органов, варианты нормы или патологии. Интересно на наглядном примере понять расположение брюшины и  увидеть прикрепление к ней органов, связочные аппараты. Потому что изучить, как устроен орган, его функцию можно, используя лекции и теоретический материал. Однако для того, чтобы представить и запомнить расположение в теле, требуется хорошо развитое воображение и пространственное мышление. Уровень подготовки и способностей у студентов разный, иметь же четкое представление и знания необходимо, особенно для диагностики заболеваний, а также при использовании современных методов диагностических исследований (УЗИ, ренгенологические, КТ и пр.).

Еще один важный аспект памяти, который будет активно задействован при проведений занятий в морге, это эмоциональная. Эмоциональная память  сохранение в сознании переживаний и чувств. Эмоциональная память на пережитое — непременное условие для развития способности к сопереживанию. Поэтому необходимо проведение соответствующей подготовки учащихся к факультативу. Существенной задачей является просвещения студентов по вопросам этического поведения и отношения медицинских работников к телам умерших, формирование представлений о медицинской деонтологии.

Медицинская деонтология  —  дисциплина, раздел прикладной этики, изучающий медицинскую этику, правила и нормы взаимодействия врача с коллегами и пациентом. 

Вполне естественным кажется предположение, что посещение морга может вызвать чувство страха, как при столкновении с ранее незнакомыми переживаниями, так и некрофобии, одного из видов фобии. В таком случае, проведение подготовки будет смягчать остроту первых впечатлений, а выявление страха является необходимым для решения вопроса правильного выбора специальности (В.Н.Николенко, 2017).  Формирование правильного отношения к смерти у студентов позволит повысить уровень ответственности к будущей профессии и осознанность в отношении приобретения профессиональных навыков и знаний.

Профессиональная компетентность будущего врача — это совокупность знаний, умений и навыков, объединенных гуманно-ценностным отношением к больным и коллегам по работе, направленных на личностное и профессиональное совершенствование (И.Е. Булыгина, 2009).

В настоящий момент в нашей стране продолжается модернизация системы здравоохранения и ее существенные реформы. Модернизация – это создание условий для равного доступа каждого гражданина к качественной медицинской помощи именно в том месте, где он живет. Проведение реструктуризации системы оказания медицинской помощи включает:

- перемещение части объемов медицинской помощи со стационарного на амбулаторный этап;

- сокращение части излишних мощностей больниц, использование их для оказания медико-социальной помощи;

- обеспечение первоочередного развития первичной медико-санитарной помощи;

- осуществление широкой программы развития общих врачебных практик;

- обеспечение перехода от принципа содержания медицинских учреждений к принципу оплаты конкретных объемов медицинской помощи;

- переход к новым методам оплаты труда медицинских работников;

- преобразование значительной части медицинских учреждений в альтернативные организационно-правовые формы государственных (муниципальных) автономных учреждений и автономных некоммерческих организаций, обладающие большей самостоятельностью в использовании ресурсов и получающие эти ресурсы за результаты своей деятельности. Главная цель реформ - приблизить медицинскую помощь к населению, сделать ее более доступной и качественной. В условиях современных реорганизаций фельдшер должен быть разносторонне подготовленным специалистом с учетом широкой потребности сельского населения в использовании доступной и своевременной медицинской помощи.Введение факультатива по патологической анатомии во время прохождения практики способствуют закреплению теоретических знаний, формированию образного представления и развитию медицинской этики, что увеличивает профессиональную компетентность будущего мед.работника.

1.Байбаков С.Е. Роль анатомии человека в формировании клинического мышления студентов младших курсов медицинского вуза // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 4. – С. 35-36

2.  Методологические принципы и инновационные методы преподавания

дисциплины анатомия человека / Артюхина А.И., Агеева В.А., Горелик

Е.В., Багрий Е.Г., Чеканин И.М., Федотова Ю.М., Орехов С.Н., Мат-

веев С.В. // Научное обозрение. Педагогические науки. 2016.

3.Друшевская В.Л. Некоторые аспекты преподавания патологической анатомии в медицинском вузе в современных условиях // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 4-2. – С. 72-74

4.Николенко В.Н., Оганесян М.В., Кудряшова В.А., Ризаева Н.А., Шумак А.В. что может приблизить преподавание анатомии к потребностям практической медицины? // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 3. ;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для студентов по прохождению учебной практики для получения первичных профессиональных навыков (“оператор ЭВМ”)

Методические рекомендации для студентов специальности  09.02.03 Программирование в компьютерных системах по прохождению учебной  практики для получения первичных професс...

Методические рекомендации для студентов по прохождению технологической практики по профилю специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах

Методические рекомендации для студентов по прохождению технологической  практики по профилю специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системахНастоящие методические у...

Методические рекомендации по прохождению производственной практики

Гуманитарный профиль. Для студентов очной формы....

Методические указания по организации и прохождению производственной практики по профессиональному модулю ПМ 02 «Участие в диагностике и лечении заболеваний сель-скохозяйственных животных» по специальности 111801 «Ветеринария»

Методические указания составлены на основе федерального государственного образовательного стандарта СПО по специальности 111801 «Ветеринария» для преподавателей, руководителей практики и  обучающ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ ПМ 08. Выполнение работ по профессии бармен в горно-туристских комплексах

Практика обучающихся по программе ПМ 08 Выполнение работ по профессии бармен в горно-туристских комплексах разработана в соответствии с требованиями к вариативной части с учетом ФГОС СПО по специ...

Методические рекомендации по прохождению преддипломной практики

p { text-indent: -0.6cm; margin-top: 0.42cm; margin-bottom: 0.42cm; background: rgb(255, 255, 255) none repeat scroll 0% 0%; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 0.57cm; text-align: c...