Презентация "Хромосомная теория наследственности" по дисциплине ОП.06 "Генетика с основами медицинской генетики"
презентация к уроку
Цель занятия: сформировать у обучающихся представления о хромосомной теории наследственности.
Учебные вопросы:
1. Исследования У.Сеттона, Т.Моргана. Понятие кроссинговер.
2. Наследование признаков, сцепленных с полом
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.4 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема Цель изучения Задачи Объекты оценивания Кол-во ак . часов Раздел 3. Наблюдение и уход за детьми раннего возраста Хромосомная теория наследственности Сформировать у обучающихся представления о хромосомной теории наследственности 1.Ознакомиться с исследованиями У.Сеттона , Т.Моргана . Понятие кроссинговер Презентация Контрольный опрос Аргументированные ответы на вопросы преподавателя 1 ак . час 2. Наследование признаков, сцепленных с полом Презентация Аргументированные ответы на вопросы преподавателя Матрица изучения темы учебного занятия
План занятия № Этап занятия / содержание занятия Время 1. Организационный момент 3 минуты 2. Целеполагание 3 минуты 3. Актуализация опорных знаний (входной контроль, проверка домашнего задания) 5 минут 4. Мотивация учебной деятельности 3 минуты 5. Изучение нового материала 20 минут 6. Обобщение и систематизация знаний/Освоение и закрепление практических умений). 5 минут 7. Подведение итогов занятия 2 минуты 8. Рефлексия. 2 минуты 9 Домашнее задание 2 минуты
Критерии оценки Устный ответ «5» (Отлично) В ответе полно раскрыто содержание учебного материала; правильно и полно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использована терминология; для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов; ответ самостоятельный. «4» (Хорошо) В ответе раскрыто содержание материала, правильно даны определения, понятия и использованы научные термины, ответ в основном самостоятельный, но допущена неполнота определений, не влияющая на их смысл, и/или незначительные нарушения последовательности изложения, и/или незначительные неточности при использовании терминологии или в выводах, ответ самостоятельный или с незначительной помощью преподавателя. «3» (Удовлетворительно) В ответе продемонстрировано усвоение основного содержания учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно, определения понятий недостаточно четкие, не использованы выводы и обобщения из наблюдения и опытов, допущены существенные ошибки при их изложении, допущены ошибки и неточности в использовании терминологии, определении понятий. «2» (Неудовлетворительно) В ответе основное содержание учебного материала не раскрыто, не даны ответы на вспомогательные вопросы преподавателя, допущены грубые ошибки в определении понятий и в использовании терминологии
Критерии оценки Решение тестовых заданий: «5» (Отлично) Количество правильных ответов составляет не менее 90% заданий. «4» (Хорошо) Количество правильных ответов составляет 80% - 89% заданий. «3» (Удовлетворительно) Количество правильных ответов составляет 70% - 79% заданий. «2» (Неудовлетворительно) Количество правильных ответов составляет 69% и менее заданий.
Проверочная работа 6
7 альбинизм Тема: Хромосомная теория наследственности Наследственность - это способность организмов передавать свои признаки и особенности развития потомству. Изменчивость - это способность организмов приобретать новые признаки и свойства в процессе индивидуального развития под влиянием внешних и внутренних факторов.
8 альбинизм Тема: Хромосомная теория наследственности В начале XX века стали накапливаться сведения о том, что в некоторых случаях расщепление не подчиняется законам Г.Менделя
9 альбинизм Тема: Хромосомная теория наследственности В 1902 году предположил, что гены, могут располагаться в хромосомах Так у человека около 60 тыс. генов, а хромосом только 23. Таким образом все десятки тысяч генов умещаются в этих хромосомах. Уильям Сеттон
10 альбинизм Тема: Хромосомная теория наследственности Исследовал принципы наследования генов, расположенных в одной хромосоме Томас Морган Объект: мушка дрозофила Кол-во хромосом: 8 Закон Моргана: гены, находящиеся в одной хромосоме при мейозе попадают в одну хромосому, т.е. наследуются сцепленно
11 альбинизм Тема: Хромосомная теория наследственности Исследование Моргана Скрещивая мушку дрозофилу с серым телом и нормальными крыльями с мушкой, имеющей темную окраску тела и зачаточные крылья, в первом поколении Морган получал гибридов, имеющих серое тело и нормальные крылья. При проведении анализирующего скрещивания самки F1 с самцом, имевшим рецессивные признаки, теоретически ожидалось получить потомство с комбинациями этих признаков в соотношении 1:1:1:1.
12 альбинизм Тема: Хромосомная теория наследственности Исследование Моргана Однако в потомстве было 41,5% серых длиннокрылых и 41,5% черных с зачаточными крыльями и лишь незначительная часть мушек имела перекомбинированные признаки (8,5% черные длиннокрылые и 8,5% серые с зачаточными крыльями). Морган пришел к выводу, что гены, обусловливающие развитие серой окраски тела и длинных крыльев, локализованы в одной хромосоме, а гены, обусловливающие развитие черной окраски тела и зачаточных крыльев, — в другой.
13 альбинизм Тема: Хромосомная теория наследственности Исследование Моргана Явление совместного наследования признаков Морган назвал сцеплением . Гены, локализованные в одной хромосоме, наследуются совместно и образуют одну группу сцепления. Явление совместного наследования генов, локализованных в одной хромосоме, называют сцепленным наследованием. Сцепленное наследование генов, локализованных в одной хромосоме, называют законом Моргана.
14 альбинизм Тема: Хромосомная теория наследственности Исследование Моргана Появление особей с перекомбинированными признаками Морган объяснил кроссинговером во время мейоза. В результате кроссинговера в некоторых клетках происходит обмен участками хромосом между генами А и В , появляются гаметы Ав и аВ , и, как следствие, в потомстве образуются четыре группы фенотипов, как при свободном комбинировании генов. Но поскольку кроссинговер происходит не во всех гаметах , числовое соотношение фенотипов не соответствует соотношению 1:1:1:1.
15 альбинизм Тема: Хромосомная теория наследственности Исследование Моргана В зависимости от особенностей образования гамет, различают: некроссоверные гаметы — гаметы с хромосомами, образованными без кроссинговера кроссоверные гаметы — гаметы с хромосомами, претерпевшими кроссинговер
16 альбинизм Тема: Хромосомная теория наследственности Пример кроссинговера Гены, определяющие цвет волос и глаз, находятся в одной хромосоме и наследуются сцеплено. Сочетание признаков: темные волосы и серые глаза, светлые волосы и карие глаза – появляются благодаря кроссинговеру
17 альбинизм Тема: Хромосомная теория наследственности Наследование признаков, сцепленных с полом Все хромосомы, кроме одной пары, у мужских и женских организмов одинаковы – аутосомы . Одна пара различна – половые хромосомы Расположение гена в половой хромосоме называют сцеплением гена с полом.
18 альбинизм Тема: Хромосомная теория наследственности Сцепление гена с полом. Гемофилия Гемофилия – сцепленный с полом рецессивный признак, при котором нарушается образование фактора VIII, ускоряющего свёртывание крови. Генотип Фенотип X H X H Здоровая женщина X H X h Здоровая женщина (носитель) X H Y Здоровый мужчина X h Y Мужчина – гемофилик X h X h Ген гемофилии в гомозиготном состоянии - летален .
19 альбинизм Тема: Хромосомная теория наследственности Наследование гена гемофилии, сцепленного с Х - хромосомой Задача 1: У мужа и жены нормальная свертываемость крови, а сын – гемофилик . Определите генотипы родителей, их сына и вероятность рождения больных детей. Дано : Н – нормальная свертываемость крови h – гемофилия Найти: P – ? F 1 – ? Решение: Р - ♀Х Н Х? х ♂Х Н Y здорова здоров G - F 1 - Ответ: Генотипы родителей: ♀Х Н Х h , ♂Х Н Y Генотип сына: Х h Y Вероятность больных детей 25%
20 альбинизм Тема: Хромосомная теория наследственности Наследование гена дальтонизма, сцепленного с Х - хромосомой Задача 2: Дальтоник женился на полностью здоровой женщине. Определите состояние зрения и пол детей Дано: D – норма d – дальтонизм Найти: F 1 – ? Решение: Р - G - F 1 - Ответ: 50% девочек с нормальным зрением, носительниц гена дальтонизма 50% абсолютно здоровых мальчиков
Подведение итогов учебного занятия Вопросы для рефлексии: 21 1. Как Вы можете оценить свою работу на учебном занятии? 3. Какие разделы изученной темы требуют дополнительного разъяснения? Сформулируйте вопрос, направленный на углубление Вашего понимания материала. 4. Каким образом учебное занятие повлияло на Вашу мотивацию к дальнейшему изучению данной дополнительной программы? Какие новые образовательные задачи Вы определили для себя? 2. Что нового Вы узнали на учебном занятии? Изменилось ли что-то в Вашем понимании темы?
Домашнее задание и рекомендуемая литература 22 1. Генетика человека с основами медицинской генетики : учебник / С . С . Жилина , Т . В . Кожанова , М . Е . Майорова [ и др . ]. - 4- е изд . , перераб . и доп . - Москва : ГЭОТАР - Медиа , 2022, стр . 91, 136,150 3. Нарисовать простую родословную своей семьи 2. Подготовить примеры применения различных методов 4.
Учебная дисциплина: «Генетика с основами медицинской генетики» ОП.06 Специальность: 34.02.01 Сестринское дело Преподаватель: Иванова Ирина Викторовна Тема: Хромосомная теория наследственности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА С ОСНОВАМИ МЕДИЦИНСКОЙ ГЕНЕТИКИ» ДЕЛОВАЯ ИГРА «ПРОВЕДЕНИЕ КРУГЛОГО СТОЛА «СУЩЕСТВУЕТ ЛИ НАУКА ТЕЛЕГОНИЯ?»
Хотите увидеть увлечённо работающих студентов? Предложите им участие в диспуте "Существует ли наука "телегония"?" Накануне дня влюблённых так актуально вспомнить о нравственности, верности и чистоте. ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ Дисциплина ОП.04. Генетика человека с основами медицинской генетики Тема: «Биохимические и молекулярные основы наследственности»
Методическая разработка по дисциплине ОП.04. Генетика человека с основами медицинской генетики разработана преподавателем Фоминой Л.Н. по теме «Биохимические и молекулярные основы наследственности» дл...

КОНТРОЛЬНО – ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОП.04.Генетика человека с основами медицинской генетики
Личностно-ориентированное обучение строится на принципе вариативности, т.е. признании разнообразия содержания и форм учебного процесса, выбор которых делает преподаватель с уче...

КОС по дисциплине Генетика человека с основами медицинской генетики
Назначение диагностической работы Диагностическая работа входного тестирования по дисциплине «Генетика человека с основами медицинской генетики» проводится с целью:Оценить уровень го...

Мультимедийная презентация для сопровождения теоритического занятия дисциплины ОП 04 "Генетика человека с основами медицинской генетики", специальность 34.02.01 "Сестринское дело"
Мультимедийная презентация на тему "Методы исследования в генетики"...

Рабочая тетрадь по дисциплине Генетика человека с основами медицинской генетики
Данная рабочая тетрадь поможет студентам в подготовке к практическим занятиям, и изучению данной дисциплины....

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по дисциплине: «Генетика человека с основами медицинской генетики» Тема занятия: «Наследственное предрасположение к болезням»
Болезни с наследственной предрасположенностью обусловлены как наследственными факторами, так и факторами внешней среды. В настоящее время эта группа болезней составляет 92% от общего числа наследствен...
