Главные вкладки
Обдирщикова Наталья Михайловна
сайт учителя географии
Профессия: учитель
Профессиональные интересы: география
Увлечения: путешествия
Регион: Самарская область
Населенный пункт: город Тольятти
Место работы: МБУ школа № 90
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/obdirshchikova-natalya-mihaylovnaОб этом я подумаю завтра!
Учитель обязан управлять процессом обучения, в ходе которого он передает учащимся знания, формирует приемы и навыки практической и умственной работы; он должен организовать обучение так, чтобы развивались умственные силы учащихся, формировались научные знания, взгляды и убеждения, складывался характер человека коммунистического общества, воспитывалось правильное отношение к природе, к людям, к труду и его произведениям. Для этого он отбирает основной и дополнительный материал, определяет дидактические цели перед уроком и экскурсией, отбирает средства обучения, выбирает методы и приемы передачи знаний, формы организации умственной и практической деятельности учащихся, устанавливает степень их самостоятельности, намечает пути проверки приобретаемых ими знаний и навыков.
Одна из главных причин недочетов организации обучения географии — это слабая разработка проблемы взаимосвязей и взаимодействия компонентов процесса обучения и в первую очередь между деятельностью учителя и учащегося. Неразработанность проблемы выражается, в частности в том, что не установлены соотношения между понятиями «процесс преподавания» и «усвоение знаний учащимися».
О себе
Я Обдирщикова Наталья Михайловна родилась в городе Тольятти. В школе работаю с 1997 года учителем географии. в 2004 году защитила первую категорию. Работаю во всех пареллелях.
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Пауло Коэльо" книга воина света"
А.С Макаренко "Флаги на башнях".Книги великого пкдагога и новатора своего времени Ш.Амонашвили. Замечательная книга о сильной женщине М.Митчел "Унесенные ветром""Трудные дети и трудные взрослые" В.И. Чередниченко, Автор - учитель (преподаватель "Этики и психологии семейной жизни") рассказывает о свой работе в колонии для несовершеннолетних девушек. "Проживая" с автором день за днем в колонии, читатели волей-неволей вовлекаются в борьбу за этих, казалось бы, пропащих девушек. Рукопись носит характер педагогических размышлений, особое внимание автор уделяет анализу причин, приведших девушек к преступлениям, чтобы обратить внимание родителей и учителей на процессы формирования трудных характеров.Книга, предназначенная учителю, будет полезна и родителям.
Мой взгляд на мир
Мир прекрасен и его надо познавать!
Мои достижения
В 2013 ГОДУ МОЙ УЧЕНИК ВОРОБЬЕВ ДМИТРИЙ ЗАНЯЛ 5 МЕСТО В РОССИЙСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ОЛИМПИАДЕ ПО ГЕОГРАФИИ.
Моё портфолио
Учитель обязан управлять процессом обучения, в ходе которого он передает учащимся знания, формирует приемы и навыки практической и умственной работы; он должен организовать обучение так, чтобы развивались умственные силы учащихся, формировались научные знания, взгляды и убеждения, складывался характер человека коммунистического общества, воспитывалось правильное отношение к природе, к людям, к труду и его произведениям. Для этого он отбирает основной и дополнительный материал, определяет дидактические цели перед уроком и экскурсией, отбирает средства обучения, выбирает методы и приемы передачи знаний, формы организации умственной и практической деятельности учащихся, устанавливает степень их самостоятельности, намечает пути проверки приобретаемых ими знаний и навыков.
Одна из главных причин недочетов организации обучения географии — это слабая разработка проблемы взаимосвязей и взаимодействия компонентов процесса обучения и в первую очередь между деятельностью учителя и учащегося. Неразработанность проблемы выражается, в частности в том, что не установлены соотношения между понятиями «процесс преподавания» и «усвоение знаний учащимися».
Поиски и некоторые пути решения проблемы взаимодействия учителя и ученика в учебном процессе в общедидактическом плане отражены М. А. Даниловым в книге «Процесс обучения в советской школе».
Методист-географ Н. Н. Студенцов средством разграничения действий учителя и учащихся считает четкое определение целей, стоящих перед учителем и учащимся.
Приемы работы учителя обычно не совпадают с приемами работы учащегося, поскольку первые характеризуют, как учитель обучает, а вторые — как ребенок усваивает, т. е. вопрос стоит о двух разных, хотя и тесно взаимодействующих, видах деятельности. К первым прежде всего относятся методические приемы, которыми пользуется учитель. Например, на уроке, посвященном климату Европейской части РСФСР, он использует эвристическую беседу и рассказ, применяет план-таблицу для характеристики климата данной местности. На конкретных примерах он объясняет, как пользоваться этим планом, как сравнивать климат одной территории с другой, как осуществлять наложение климатической карты на физическую. Все эти приемы входят в работу учителя, необходимую для раскрытия темы. Приемы учебной работы школьников зависят от того, чему его учат и какие задачи ставят перед ним. Так, в ответ на вопросы учителя, учащиеся воспроизводят план, по которому надо рассказывать о климате заданной местности, описывают, каким способом следует работать с этим планом, используя наложение карт, и т. д.
Содержание предмета в значительной степени направляет ход учебного процесса. Это выражается прежде всего в подходе к отбору источников познания (подбор карт, картин, географических объектов на местности и т. п.) и соответствующих методов обучения, в организации познавательной деятельности учащихся при изучении того или иного материала. Содержание географии влияет также и на формы организации обучения: невозможно представить процесс обучения географии только на уроках, в условиях класса. Совершенно необходимы экскурсии и практические работы на местности.
Учителя географии уделяют большое внимание отбору содержания, ориентируясь в первую очередь на программу и учебники. Однако специфика содержания географии требует привлечения и дополнительного материала, необходимого для более глубокого познания сущности объектов и явлений, для усиления воспитательного воздействия на учащихся. Поэтому учителя географии используют хрестоматии, научно-популярную и художественную литературу, краеведческие материалы, а также сообщения периодической печати, отражающие особо яркие явления (например, тайфуны, землетрясения), современные события из экономической и политической жизни СССР и других стран, новейшие достижения географической науки и т. д. Дополнительный материал повышает идейную направленность преподавания и способствует расширению географического кругозора учащихся.
Методика, опираясь на опыт передовых учителей, достигла значительных успехов в разработке отдельных методов преподавания. В многотысячной армии советских учителей географии есть подлинные мастера, владеющие в совершенстве методом образного географического рассказа, применения рисунка. Многие учителя умело организуют работу с картами, практические работы учащихся на местности, создают и используют наглядные пособия.
В значительно меньшей степени разработан вопрос о том, как учитель географии ведет ученика от незнания к знанию, как он направляет его умственную и практическую работу, развивает познавательные силы, формирует взгляды и убеждения, как осуществляет индивидуальный подход. В методической литературе чаще всего освещается лишь внешняя сторона деятельности учителя и ученика. Уровень изученности данных вопросов методикой географии не является исключением из общего положения, сложившегося в педагогике, психологии и в методиках других учебных предметов.
Односторонний подход к процессу обучения в методической литературе и в практике преподавания географии проявляется в недооценке целенаправленной организации познавательной деятельности учащихся. И хотя в последние годы учителя географии ведут большие творческие поиски путей активизации процесса обучения, в частности усиливая роль самостоятельных работ в классе, на географической площадке, на местности, тем не менее нередки случаи, когда учитель возлагает непосильный труд на плечи учащихся, требуя от них самостоятельного выполнения практических работ (например, составление описаний по картам) без достаточной предварительной подготовки или же предлагает для самостоятельного изучения по учебнику текст, в котором учащиеся не в состоянии разобраться, без его помощи.
Нередко учитель высказывает искреннее удивление и возмущение тем, что учащиеся после интересного и образного его рассказа, иллюстрированного картинами и другими пособиями, на следующем уроке отвечают слабо, заученными по учебнику фразами. Иногда, характеризуя ответ учащегося, учитель произносит «приговор»: «Не учил, не умеешь сравнивать, не умеешь рассказывать...» Но если бы этот учитель поставил перед собой вопрос: «Все ли я сделал для того, чтобы научить детей сравнивать объекты, давать полные описания по карте и вскрывать взаимосвязи между элементами природы? Научил ли их производить все действия с планшетом?» Вряд ли этот учитель с уверенностью ответит утвердительно.
Недооценка взаимосвязи компонентов процесса обучения со стороны некоторых учителей выражается в том, что при изучении любого географического материала используется главным образом метод рассказа или беседы; Так, например, и об элементах погоды (V класс), и о свойствах воздушных масс (VII класс) учащиеся узнают, только слушая объяснения учителя и читая учебник, затем отвечают «выученный» по учебнику материал, не устанавливая связи с наблюдаемыми ежедневно явлениями погоды. То есть при выборе методов учителя часто исходят не из специфики содержания изучаемого материала, а останавливаются на внешне наиболее легком и экономном пути (внешне потому, что фактически этот путь не обеспечивает сознательного глубокого усвоения знаний).
В организации процесса усвоения знаний по географии чрезвычайно большую роль играет наглядность. Пожалуй, ни один вопрос методики географии не привлекает к себе такого внимания учителей, как осуществление принципа наглядности. Наряду с этим задачи, стоящие перед школьной географией, в настоящее время требуют его дальнейшего развития и углубления. В частности, возникает проблема, требующая исследования по отбору комплекса наглядных пособий в тесной связи с содержанием изучаемого материала, который обеспечивает восприятие конкретных объектов, обобщение и применение знаний, способствует умственному развитию учащихся. Не менее важной является проблема сочетания слова и наглядности на разных этапах усвоения материала. В опыте преподавания географии не всегда устанавливается правильное соотношение между чувственными и мыслительными процессами в сознании учащихся при использовании средств наглядности.
Учителя исходят из правильного положения: мышление учащихся должно быть обеспечено конкретным наглядным материалом, облегчающим понимание сущности предметов и явлений. Но они не всегда учитывают, что при некоторых условиях наглядность может оказывать и отрицательное влияние на усвоение знаний. В одних случаях оно выражается в том, что при использовании слишком большого числа пособий без специального отбора, учащиеся не успевают их глубоко проанализировать и сделать по ним выводы. В других случаях, вместо того чтобы создать у учащихся образы воображения (по описательному тексту, по плану местности), учитель показывает картины и тем самым снижает активную деятельность их воображения.
Наиболее распространенная форма отрицательного влияния средств наглядности — «связанность» учащегося частным случаем.
Например, учащиеся в начальной школе и в следующих классах рассматривают картину «Степь» при изучении природы степной зоны и устанавливают связь между общим понятием о степи и образом картины. Изучая в старших классах сельское хозяйство степной зоны СССР, учащиеся анализируют эту картину при изучении различных районов, расположенных в степи; их мышление оказывается «связанным» данной картиной. Все многообразие степей: украинской, западносибирской и других, встречающихся в Советском Союзе, — они зрительно представляют так, как она изображена на этой картине.
Преподавание географии без достаточных средств наглядности приводит к тому, что учащиеся механически запоминают слова, за которыми в их сознании нет соответствующих образов, т. е. знания носят формальный характер и поэтому быстро утрачиваются. Каковы средства активизации познавательной деятельности учащихся при обучении географии? Наряду с общеизвестными в педагогике (четкая постановка цели, наглядность, самостоятельные работы, требовательность, систематический контроль и др.) география по сравнению с другими учебными предметами имеет такие преимущества, как широкие возможности устанавливать тесную связь изучаемого с окружающей природой, с богатой событиями жизнью народов в СССР и зарубежных странах, с величайшими достижениями науки, с трудовой деятельностью учеников и их родителей.
Особо важную роль играет показ практического значения географии как науки в использовании природы, в преобразовании и использовании природных богатств. Вместе с тем очень важно раскрыть значение получаемых учащимися знаний по географии для учебной и общественно полезной работы, для понимания экономических и политических событий в изучаемых странах. Учителя географии все больше и больше убеждаются в том, насколько важна для сознательного усвоения знаний постановка перед учащимися познавательных задач. Если перед учащимися поставлена конкретная задача, то она пробуждает потребность приобрести знания и стремление их применить. География располагает особо благоприятным материалом, позволяющим показать, что именно знают учащиеся и что необходимо узнать, какими приемами и навыками работы надо овладеть, где и как их использовать.
Можно использовать жизненный опыт учащихся, например: каждый день, выходя на улицу, вы видите, какая погода. Она может быть неприятной для вас или, наоборот, хорошей. А что же такое погода? Почему она бывает хорошей и плохой? Можно ли предсказать погоду? Для формулировки познавательной задачи используются ранее полученные знания, пример: вы знаете особенности рек Европы. А каковы реки самой большой части света Азии, в которой возвышаются самые высокие горы, где необыкновенно разнообразен климат?
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты