Конспект урока по теме:Географические координаты
план-конспект урока по географии (5 класс)

Обдирщикова Наталья Михайловна
Урок формирования новых знаний по определению географических координат. Урок построен с требованием ФГОС Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Учащихся в классе (аудитории): 5 Краткое описание: Данный урок формирует у учащихся знание содержания терминов «географические координаты», «географическая широта», «географическая долгота», навыки определения географических координат.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 00012687-5d3d30b8.docx47.7 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока :  Географические координаты

Цель урока: 

Урок  формирования новых  знаний по определению географических координат. Урок построен с требованием ФГОС

Тип урока: 

 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории):  5А

Краткое описание: 

 Данный урок формирует у учащихся знание содержания терминов «географические координаты», «географическая широта», «географическая долгота», навыки определения географических координат.

 

 

Цель урока

 

 

Содействовать формированию у обучающихся целостной системы знаний по определению географических координат.

Задачи урока

обучающие

 

развивающие

воспитательные

- обеспечить усвоение и закрепление понятий «географическая широта», «географическая долгота», «географические координаты»;

- создать условия для формирования и закрепления умений определять географические координаты объектов на картах

 полушарий

- совершенствовать умение ориентироваться по географической карте;

- продолжить формирование картографической грамотности;

- воспитывать чувство ответственности в работе, чувство уверенности в себе, самостоятельность, навыки самоконтроля,

- воспитывать уважение к мнению других, толерантность в отношениях в паре

Основное содержание темы, термины и понятия

Основное содержание: градусная сетка. Географические координаты: широта и долгота, их сокращенное обозначение, диапазоны изменений величин. Определение географических координат.

Основные термины и понятия: градусная сетка; географические координаты; широта; долгота.

Опорные знания: параллели; меридианы; географические полюсы; экватор; стороны горизонта.

Планируемые результаты

личностные

метапредметные

 

предметные

- понимание значимости знаний о географических координатах для практической жизни  людей;

- осознание необходимости

понимать и читать карту

- стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий

познавательные

умение давать определения понятиям, выявлять их главные признаки, сравнивать объекты;

-развитие интеллектуальных способностей

регулятивные

вырабатывание умения управлять своей познавательной деятельностью,

выполнять учебные действия в соответствие с заданием;

самостоятельное приобретение практических умений по работе с картой

коммуникативные

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

умение работать индивидуально и в паре

- усвоение понятий «географическая широта», «географическая долгота», «географические координаты»:

- умение  работать с картой (развитие картографической грамотности);

- умение определять географические координаты объектов;

- использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного поиска географической информации

 

Организация образовательного пространства

 

 

Оборудование

 

Ресурсы

 

мультимедийный проектор, глобусы

 

 учебник географии, географический атлас  для 5 класса, настенная физическая карта полушарий

 

Межпредметные связи

- математика (модуль «Геометрия») - тема «Окружность и круг»,5 класс

Формы организации учебной деятельности

- фронтальная;

 - в паре;

- в группах.

Методы обучения

- репродуктивный, частично-поисковый (эвристический), применение элементов сингапурского метода обучения

 

 

 

                                                                                    

 

                                                                                            Технология изучения темы

 

Структурные элементы урока

Цели

Планируемые результаты

Форма работы

 

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

I этап.

Самоопределение к деятельности

(целеполагание)

-актуализировать имеющиеся знания  о географической карте,

градусной сетке

-мотивировать обучающихся к изучению темы

личностные

-проявление интереса к поставленной проблеме

регулятивные

- умение планировать деятельность в соответствии с поставленной целью

коммуникативные

- вступать в речевое общение, участвовать в диалоге

предметные

предметные

знание

понятий и терминов «экватор», «меридиан», «параллель»,

«нулевой меридиан»,

«градусная сетка»

умение                    

описывать и обобщать результаты образовательного опыта, связанного с содержанием темы

 

 

фронталь-

ная

работа

 

 

 

- настраивает учащихся на работу, создает благоприятные условия для деятельности

- сообщает тему урока

- раскрывает цели учебного занятия

-сообщает о значимости содержания урока

- актуализирует знания и умения уч-ся по вопросам и заданиям (повторение и систематизация ранее изученных знаний)

- формулирует проблему:

-Вспомните тему прошлого урока.  -   Параллели и меридианы, градусную сетку.

- Для чего люди придумали градусную сетку?    - Для ориентирования и определения своего геогр. положения.

-Как это можно сделать?  Ученики предлагают свои варианты ответов.  - Следовательно, что нам необходимо узнать?  - сегодня мы будем учиться

определять координаты для определения географического положения.

- Как вы думаете, что для этого нужно?  - Географическая карта и градусная сетка.

«Каждый из нас имеет домашний адрес. А как узнать «географический адрес» нашего населенного пункта?»

- настраиваются на восприятие темы и деятельность на уроке

 

 

 

 

 

 

отвечают на вопросы учителя,

 

- записывают тему урока в тетрадь

Отвечают на вопросы

 

 

 

II этап.

Учебно-познавательная деятельность.

 

 ПЕРВИЧНОЕ УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ, первичная проверка понимания и первичное закрепление

Изучение терминов «географическая широта»: выводим содержание понятия через выполнение практических заданий

 

Первичное закрепление изученного.

   

 

 

- создать условия для усвоения обучающимися понятий «географическая широта», «географическая долгота»,

«географические координаты»

-формировать  умение определять координаты географических объектов

личностные

понимать

значимость знаний о географических координатах для практической жизни  людей;

- осознавать необходимость понимать и читать карту

регулятивные

- организовывать свою деятельность в соответствии с поставленной целью, оценивать достигнутые результаты

-осуществлять преобразование информации

коммуникативные

-умение организовывать учебное сотрудничество, работать  в паре

предметные

знание

- понятий и терминов «долгота»,«широта»,

«географические координаты»

умение

- определять координаты географических объектов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа фронтальная 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

индивидуа-

льная

работа

Работа в группе

 

 

Индивидуальная работа

Работа в группе

Работа в группе

- обращает внимание обучающихся на план изучения нового материала:

1.Географическая широта и способ её определения.

2.Географическая долгота и способ её определения.

3.Определение географических координат географических объектов.

4.Определение географических объектов по заданным координатам.

  Актуализация знаний

- Что такое параллель и какие направления она показывает?

-  Что такое меридиан  и какие направления он показывает?

- Какую форму имеют параллели на глобусе и какую – на карте?

-  Какую форму имеют меридианы на глобусе и какую – на карте? Какова их градусная мера?

Изучение терминов «географическая широта»: выводим содержание понятия через выполнение практических заданий:

  -Учащиеся выполняют задание №1

усвоение новых понятий через самостоятельную

работу обучающихся

-  при необходимости оказывает консультативную помощь

Сделайте вывод, что необходимо знать для определения географической широты местности?

Выполните задание №2  и дайте определение термина «географическая широта»

Изучение термина «географическая долгота»: выводим содержание понятия через выполнение практических заданий:

Учащиеся выполняют задание №3

Сделайте вывод, что необходимо знать для определения географической долготы местности?

Выполните задание №4  и дайте определение термина «географическая долгота»

Учитель проводит разминку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- комплектование обучающихся в пары, группы

Отвечают на вопросы

Выполняют задание №1 индивидуально

 

 

 

Озвучивают свои дейтсвия по определению  географической широты.

Выполняют задание и озвучивают полученные результаты: что такое широта и ее основные характеристики

Озвучивают свои дейтсвия по определению  географической долготы.

Озвучивают полученные результаты: что такое долгота и ее основные характеристики

Определяют координаты, проверка в группе- задание №5

Выполняют упражнения

 

III этап.

Интеллектуально-преобразовательная деятельность.

 

 

 

 

 

- организовать деятельность обучающихся по применению географических знаний и умений, полученных в процессе изучения темы

- стимулировать интерес обучающихся к выполнению заданий на применение знаний и умений

личностные

устойчивый познавательный интерес

регулятивные

умение выполнять учебные действия в соответствии с планом

коммуникативные

умение работать в парах

предметные

использовать приобретенные знания и умения в самостоятельной практической деятельности

работа в паре

- организует деятельность обучающихся по применению новых знаний

 

 

 

 

 

 

- заслушивает,

корректирует ответы, делает выводы

-применяют полученные знания в новой ситуации

- самопроверка

 

IV этап.

Диагностика качества освоения темы.

 Обучающая структура СИНГЛ_РАУНД_РОБИН.

КОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ, ОБСУЖДЕНИЕ ДОПУЩЕННЫХ ОШИБОК И ИХ КОРРЕКЦИЯ

 

- установить степень изучения темы «Географические координаты»

Личностные

устойчивый познавательный интерес

регулятивные

умение выполнять задание в соответствии с целью, оценивать достигнутые результаты

коммуникативные

умение выполнять учебные задания в паре

предметные

- использование

приобретенных

знания и умения в самостоятельной

практической деятельности

 

работа в паре

Направляет работу с обучающей структуре СИНГ_РАУНД_РОБИН 

 

 

 Итак, подведите итог: как определять по карте используя градусную сетку географические координаты?

Выполняют задание №6

Проговаривают правила определения координат по кругу

Объясните партнеру по плечу:

  1. Чтобы определить географическую широту,  надо :
  2. Чтобы определить географическую долготу,  надо

Выполняют задание №7 и обсуждают результат в группе            ( СТРУКТУРА  КУИЗ-КУИЗ-ТРЕД)

 

 

 

 

 

 

V этап.

Рефлексивная деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

научить обучающихся: соотносить полученный результат с поставленной целью;

оценивать результат своей деятельности

 

личностные

- эмоционально-ценностное отношение к изучаемой темерегулятивные

- умение осуществлять самоанализ своей деятельности и соотносить полученный результат с поставленной целью

коммуникативные

-умение осознанно использовать средства устной речи для представления результата

предметные

умение

систематизировать знания по теме «Географические координаты»

 

 

фронталь-

ная

- совместно с учащимися подводит итог  урока,

- оценивает деятельность каждой пары

- оценивает индивидуальную деятельность каждого ученика

-дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения

- обмениваются мнениями

VI этап.

Домашнее задание

 

- отработка навыков в определении географических координат объектов

-учитель предлагает, а обучающиеся записывают в дневник домашнее  задание:

- §18

- придумать и записать в тетрадь задания на определение: а) координат объектов б) объекта по  координатам

-узнать принципы работы навигаторов.

 

Задания для учащихся

Задание №1

Работа в парах:

1. На к.к стрелкой показать по меридиану расстояние от экватора до городов Москва, Сидней, Бразилиа, Мехико.

2. Определить в градусах расстояние от экватора до каждого города.

3. На какой параллели находится каждый город?

4. В каком полушарии (северном или южном) находится каждый город?

Так вы определили широту города.

Задание №2

Используется обучающая структура МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР:

Учащиеся записывают обязательные, необязательные характеристики географической широты, примеры и антипримеры.

Сравнивают свои ответы с ответом в учебнике на стр.67

Задание №3

Работа в парах:

1. На к.к стрелкой показать расстояние от нулевого меридиана  до городов Москва, Сидней, Бразилиа, Мехико.

2. Определить в градусах расстояние от нулевого меридиана  до каждого города.

3. На какой меридиане  находится каждый город?

4. В каком полушарии (западном или восточном ) находится каждый город?

Задание №4

Используется обучающая структура МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР:

Учащиеся записывают обязательные, необязательные характеристики географической широты, примеры и антипримеры.

Сравнивают свои ответы с ответом в учебнике на стр.67.

Задание №5

Первичное закрепление изученного.

    Определите географическую широту следующих объектов:

                      г. Берлина (53с.ш.

                    г. Аддис-Абеба 9 с.ш.

                     г.         Бразилиа 16 ю.ш.

                     г. Кейптаун  34 ю.ш.

                    г. Сан – Франциско 38 с.ш.

Определите географическую долготу следующих объектов:

                      г. Берлина ( 160 в.д..)

                    г. Аддис-Абеба  390 в.д..)

                     г.         Бразилиа  470з.д.

                     г. Кейптаун  190 в.д.

                    г. Сан - Франциско(1210 з.д.)

!!!Разминка
Повторяйте движения руками
С. ш.- вверх;
Ю. ш – вниз;
З.д.- влево;
В.д. - вправо;
Усложним задание (показ точек)
С. Ш.; В.д.;
Ю. ш.; В.д.;
Ю. ш.; З.д.;
С. ш.; З.д.;
Молодцы!

Задание №6

Обучающая структура СИНГЛ_РАУНД_РОБИН. Объясните партнеру по плечу:

Итак, подведите итог: как определять по карте используя градусную сетку географические координаты? Чтобы определить географическую широту,  надо :

     Чтобы определить географическую долготу,  надо

Задание №7

  1. Потерялись африканский  львёнок, североамериканский медвежонок и австралийский кенгурёнок. Помогите им.

Кого вы вернёте на материк с координатами 37° с.ш., 34° ю.ш.; 17° з.д., 51° в.д.?

Кого – на материк с координатами 71° с.ш., 7° с.ш.; 168° з.д., 55° з.д.?

Кого – на материк с координатами 10° ю.ш., 39° ю.ш.; 113° в.д., 153° в.д.?

2.Первый лётчик получил задание лететь над Землёй всё время на восток, второй – всё время на север. Кто из лётчиков не смог выполнить задание? Почему?

  1. Каждый из трёх друзей провёл лето на берегу моря: Миша – с координатами 55° с.ш., 20° в.д.; Женя – 45° с.ш., 38° в.д.; Коля – 65° с.ш., 40° в.д.

Один всё время купался, другой купался иногда при хорошей погоде, а третий в воду не заходил, было холодно. Кто на каком море побывал?

Рефлексивная деятельность.

Ученики дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения

- обмениваются мнениями

Дополнительные задания для тех, кто быстро усвоил:

 3.  По физической карте мира определите координаты географических объектов:   г.  Каир ;    г.Париж ; г. Берлин, г.Вашингтон , вулкан Камерун; вулкан Котопахи

 Что находится в точке с координатами:

35 ю.ш., 59 з.д.

9 с.ш., 39 в.д.

63 с.ш., 152 з.д.

6 с.ш., 62 з.д.

  1. А)  Каир – 31º с.ш. 32º в.д.;          

     Париж - 48º с.ш. 3º в.д.;

     Мельбурн - 38º ю.ш. 146º в.д.;    

    Вашингтон - 39º с.ш. 77º з.д.

            Б)  Суэцкий канал – 31º с.ш. 33º в.д.;

                        Панамский канал - 9º с.ш. 79º з.д..

           В) вулкан Камерун – 4º с.ш. 9º в.д.;

                        вулкан Ключевская Сопка – 57º с.ш. 162º в.д.

  • 2. По физической карте мира определите координаты географических объектов:   Кейптаун,  вулкан Эребус,  устье реки Амазонка.

                                                      ОТВЕТЫ:    

                    Кейптаун - 33º ю.ш. 19º в.д.;    

                    Эребус - 79º ю.ш. 169º в.д.;

                    устье реки Амазонка - 6º с.ш.  61º з.д..

  • 3. Где на Земле можно построить дом, у которого все четыре стороны будут   обращены на юг?            

                      ОТВЕТ:  на Северном полюсе

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему: " Географические карты ", 6 класс

формировать знания о географической карте ка источнике географической информации....

План-конспект урока по теме: «Географическое положение и история исследования Антарктиды»

План-конспект урока по теме: «Географическое положение и история исследования Антарктиды»...

Конспект урока на тему: Географическое положение России

​Конспект урока включает в себя изучение нового материала, практическую работу "Определение географического положения России", домашнее задание.На уроке обучающиеся  работают...

Конспект урока на тему " Географическое положение Африки"

Конспект урока на тему "Географическое положени Африки". Данный урок проводился в 8 классе коррекционный школы 8 вида в 2017-2018 учебном году....

конспект урока по теме "Географическое положение. История открытия Антарктиды" 7 класс

конспект урока по теме "Географическое положение. История открытия Антарктиды" 7 класс...