Конспект урока по теме:Географические координаты
план-конспект урока по географии (5 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
00012687-5d3d30b8.docx | 47.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока : Географические координаты
Цель урока:
Урок формирования новых знаний по определению географических координат. Урок построен с требованием ФГОС
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 5А
Краткое описание:
Данный урок формирует у учащихся знание содержания терминов «географические координаты», «географическая широта», «географическая долгота», навыки определения географических координат.
Цель урока
|
Содействовать формированию у обучающихся целостной системы знаний по определению географических координат. | ||
Задачи урока | обучающие
| развивающие | воспитательные |
- обеспечить усвоение и закрепление понятий «географическая широта», «географическая долгота», «географические координаты»; - создать условия для формирования и закрепления умений определять географические координаты объектов на картах полушарий | - совершенствовать умение ориентироваться по географической карте; - продолжить формирование картографической грамотности; | - воспитывать чувство ответственности в работе, чувство уверенности в себе, самостоятельность, навыки самоконтроля, - воспитывать уважение к мнению других, толерантность в отношениях в паре | |
Основное содержание темы, термины и понятия | Основное содержание: градусная сетка. Географические координаты: широта и долгота, их сокращенное обозначение, диапазоны изменений величин. Определение географических координат. Основные термины и понятия: градусная сетка; географические координаты; широта; долгота. Опорные знания: параллели; меридианы; географические полюсы; экватор; стороны горизонта. | ||
Планируемые результаты | личностные | метапредметные
| предметные |
- понимание значимости знаний о географических координатах для практической жизни людей; - осознание необходимости понимать и читать карту - стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий | - познавательные умение давать определения понятиям, выявлять их главные признаки, сравнивать объекты; -развитие интеллектуальных способностей - регулятивные вырабатывание умения управлять своей познавательной деятельностью, выполнять учебные действия в соответствие с заданием; самостоятельное приобретение практических умений по работе с картой - коммуникативные умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение работать индивидуально и в паре | - усвоение понятий «географическая широта», «географическая долгота», «географические координаты»: - умение работать с картой (развитие картографической грамотности); - умение определять географические координаты объектов; - использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного поиска географической информации | |
Организация образовательного пространства
| |||
Оборудование |
Ресурсы | ||
мультимедийный проектор, глобусы |
учебник географии, географический атлас для 5 класса, настенная физическая карта полушарий
| ||
Межпредметные связи | - математика (модуль «Геометрия») - тема «Окружность и круг»,5 класс | ||
Формы организации учебной деятельности | - фронтальная; - в паре; - в группах. | ||
Методы обучения | - репродуктивный, частично-поисковый (эвристический), применение элементов сингапурского метода обучения |
Технология изучения темы
Структурные элементы урока | Цели | Планируемые результаты | Форма работы
| Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I этап. Самоопределение к деятельности (целеполагание) | -актуализировать имеющиеся знания о географической карте, градусной сетке -мотивировать обучающихся к изучению темы | личностные -проявление интереса к поставленной проблеме регулятивные - умение планировать деятельность в соответствии с поставленной целью коммуникативные - вступать в речевое общение, участвовать в диалоге предметные предметные знание понятий и терминов «экватор», «меридиан», «параллель», «нулевой меридиан», «градусная сетка» умение описывать и обобщать результаты образовательного опыта, связанного с содержанием темы
|
фронталь- ная работа
| - настраивает учащихся на работу, создает благоприятные условия для деятельности - сообщает тему урока - раскрывает цели учебного занятия -сообщает о значимости содержания урока - актуализирует знания и умения уч-ся по вопросам и заданиям (повторение и систематизация ранее изученных знаний) - формулирует проблему: -Вспомните тему прошлого урока. - Параллели и меридианы, градусную сетку. - Для чего люди придумали градусную сетку? - Для ориентирования и определения своего геогр. положения. -Как это можно сделать? Ученики предлагают свои варианты ответов. - Следовательно, что нам необходимо узнать? - сегодня мы будем учиться определять координаты для определения географического положения. - Как вы думаете, что для этого нужно? - Географическая карта и градусная сетка. «Каждый из нас имеет домашний адрес. А как узнать «географический адрес» нашего населенного пункта?» | - настраиваются на восприятие темы и деятельность на уроке
отвечают на вопросы учителя,
- записывают тему урока в тетрадь Отвечают на вопросы |
II этап. Учебно-познавательная деятельность.
ПЕРВИЧНОЕ УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ, первичная проверка понимания и первичное закрепление Изучение терминов «географическая широта»: выводим содержание понятия через выполнение практических заданий
Первичное закрепление изученного.
| - создать условия для усвоения обучающимися понятий «географическая широта», «географическая долгота», «географические координаты» -формировать умение определять координаты географических объектов | личностные понимать значимость знаний о географических координатах для практической жизни людей; - осознавать необходимость понимать и читать карту регулятивные - организовывать свою деятельность в соответствии с поставленной целью, оценивать достигнутые результаты -осуществлять преобразование информации коммуникативные -умение организовывать учебное сотрудничество, работать в паре предметные знание - понятий и терминов «долгота»,«широта», «географические координаты» умение - определять координаты географических объектов |
Работа фронтальная
индивидуа- льная работа Работа в группе
Индивидуальная работа Работа в группе Работа в группе | - обращает внимание обучающихся на план изучения нового материала: 1.Географическая широта и способ её определения. 2.Географическая долгота и способ её определения. 3.Определение географических координат географических объектов. 4.Определение географических объектов по заданным координатам. Актуализация знаний - Что такое параллель и какие направления она показывает? - Что такое меридиан и какие направления он показывает? - Какую форму имеют параллели на глобусе и какую – на карте? - Какую форму имеют меридианы на глобусе и какую – на карте? Какова их градусная мера? Изучение терминов «географическая широта»: выводим содержание понятия через выполнение практических заданий: -Учащиеся выполняют задание №1 усвоение новых понятий через самостоятельную работу обучающихся - при необходимости оказывает консультативную помощь Сделайте вывод, что необходимо знать для определения географической широты местности? Выполните задание №2 и дайте определение термина «географическая широта» Изучение термина «географическая долгота»: выводим содержание понятия через выполнение практических заданий: Учащиеся выполняют задание №3 Сделайте вывод, что необходимо знать для определения географической долготы местности? Выполните задание №4 и дайте определение термина «географическая долгота» Учитель проводит разминку |
- комплектование обучающихся в пары, группы Отвечают на вопросы Выполняют задание №1 индивидуально
Озвучивают свои дейтсвия по определению географической широты. Выполняют задание и озвучивают полученные результаты: что такое широта и ее основные характеристики Озвучивают свои дейтсвия по определению географической долготы. Озвучивают полученные результаты: что такое долгота и ее основные характеристики Определяют координаты, проверка в группе- задание №5 Выполняют упражнения |
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность.
| - организовать деятельность обучающихся по применению географических знаний и умений, полученных в процессе изучения темы - стимулировать интерес обучающихся к выполнению заданий на применение знаний и умений | личностные устойчивый познавательный интерес регулятивные умение выполнять учебные действия в соответствии с планом коммуникативные умение работать в парах предметные использовать приобретенные знания и умения в самостоятельной практической деятельности | работа в паре | - организует деятельность обучающихся по применению новых знаний
- заслушивает, корректирует ответы, делает выводы | -применяют полученные знания в новой ситуации - самопроверка
|
IV этап. Диагностика качества освоения темы. Обучающая структура СИНГЛ_РАУНД_РОБИН. КОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ, ОБСУЖДЕНИЕ ДОПУЩЕННЫХ ОШИБОК И ИХ КОРРЕКЦИЯ
| - установить степень изучения темы «Географические координаты» | Личностные устойчивый познавательный интерес регулятивные умение выполнять задание в соответствии с целью, оценивать достигнутые результаты коммуникативные умение выполнять учебные задания в паре предметные - использование приобретенных знания и умения в самостоятельной практической деятельности
| работа в паре | Направляет работу с обучающей структуре СИНГ_РАУНД_РОБИН
Итак, подведите итог: как определять по карте используя градусную сетку географические координаты? | Выполняют задание №6 Проговаривают правила определения координат по кругу Объясните партнеру по плечу:
Выполняют задание №7 и обсуждают результат в группе ( СТРУКТУРА КУИЗ-КУИЗ-ТРЕД)
|
V этап. Рефлексивная деятельность.
| - научить обучающихся: соотносить полученный результат с поставленной целью; оценивать результат своей деятельности
| личностные - эмоционально-ценностное отношение к изучаемой темерегулятивные - умение осуществлять самоанализ своей деятельности и соотносить полученный результат с поставленной целью коммуникативные -умение осознанно использовать средства устной речи для представления результата предметные умение систематизировать знания по теме «Географические координаты» |
фронталь- ная | - совместно с учащимися подводит итог урока, - оценивает деятельность каждой пары - оценивает индивидуальную деятельность каждого ученика | -дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения - обмениваются мнениями |
VI этап. Домашнее задание
| - отработка навыков в определении географических координат объектов | -учитель предлагает, а обучающиеся записывают в дневник домашнее задание: - §18 - придумать и записать в тетрадь задания на определение: а) координат объектов б) объекта по координатам -узнать принципы работы навигаторов. |
Задания для учащихся
Задание №1
Работа в парах:
1. На к.к стрелкой показать по меридиану расстояние от экватора до городов Москва, Сидней, Бразилиа, Мехико.
2. Определить в градусах расстояние от экватора до каждого города.
3. На какой параллели находится каждый город?
4. В каком полушарии (северном или южном) находится каждый город?
Так вы определили широту города.
Задание №2
Используется обучающая структура МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР:
Учащиеся записывают обязательные, необязательные характеристики географической широты, примеры и антипримеры.
Сравнивают свои ответы с ответом в учебнике на стр.67
Задание №3
Работа в парах:
1. На к.к стрелкой показать расстояние от нулевого меридиана до городов Москва, Сидней, Бразилиа, Мехико.
2. Определить в градусах расстояние от нулевого меридиана до каждого города.
3. На какой меридиане находится каждый город?
4. В каком полушарии (западном или восточном ) находится каждый город?
Задание №4
Используется обучающая структура МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР:
Учащиеся записывают обязательные, необязательные характеристики географической широты, примеры и антипримеры.
Сравнивают свои ответы с ответом в учебнике на стр.67.
Задание №5
Первичное закрепление изученного.
Определите географическую широту следующих объектов:
г. Берлина (53с.ш.
г. Аддис-Абеба 9 с.ш.
г. Бразилиа 16 ю.ш.
г. Кейптаун 34 ю.ш.
г. Сан – Франциско 38 с.ш.
Определите географическую долготу следующих объектов:
г. Берлина ( 160 в.д..)
г. Аддис-Абеба 390 в.д..)
г. Бразилиа 470з.д.
г. Кейптаун 190 в.д.
г. Сан - Франциско(1210 з.д.)
!!!Разминка
Повторяйте движения руками
С. ш.- вверх;
Ю. ш – вниз;
З.д.- влево;
В.д. - вправо;
Усложним задание (показ точек)
С. Ш.; В.д.;
Ю. ш.; В.д.;
Ю. ш.; З.д.;
С. ш.; З.д.;
Молодцы!
Задание №6
Обучающая структура СИНГЛ_РАУНД_РОБИН. Объясните партнеру по плечу:
Итак, подведите итог: как определять по карте используя градусную сетку географические координаты? Чтобы определить географическую широту, надо :
Чтобы определить географическую долготу, надо
Задание №7
- Потерялись африканский львёнок, североамериканский медвежонок и австралийский кенгурёнок. Помогите им.
Кого вы вернёте на материк с координатами 37° с.ш., 34° ю.ш.; 17° з.д., 51° в.д.?
Кого – на материк с координатами 71° с.ш., 7° с.ш.; 168° з.д., 55° з.д.?
Кого – на материк с координатами 10° ю.ш., 39° ю.ш.; 113° в.д., 153° в.д.?
2.Первый лётчик получил задание лететь над Землёй всё время на восток, второй – всё время на север. Кто из лётчиков не смог выполнить задание? Почему?
- Каждый из трёх друзей провёл лето на берегу моря: Миша – с координатами 55° с.ш., 20° в.д.; Женя – 45° с.ш., 38° в.д.; Коля – 65° с.ш., 40° в.д.
Один всё время купался, другой купался иногда при хорошей погоде, а третий в воду не заходил, было холодно. Кто на каком море побывал?
Рефлексивная деятельность.
Ученики дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения
- обмениваются мнениями
Дополнительные задания для тех, кто быстро усвоил:
3. По физической карте мира определите координаты географических объектов: г. Каир ; г.Париж ; г. Берлин, г.Вашингтон , вулкан Камерун; вулкан Котопахи
Что находится в точке с координатами:
35 ю.ш., 59 з.д.
9 с.ш., 39 в.д.
63 с.ш., 152 з.д.
6 с.ш., 62 з.д.
- А) Каир – 31º с.ш. 32º в.д.;
Париж - 48º с.ш. 3º в.д.;
Мельбурн - 38º ю.ш. 146º в.д.;
Вашингтон - 39º с.ш. 77º з.д.
Б) Суэцкий канал – 31º с.ш. 33º в.д.;
Панамский канал - 9º с.ш. 79º з.д..
В) вулкан Камерун – 4º с.ш. 9º в.д.;
вулкан Ключевская Сопка – 57º с.ш. 162º в.д.
- 2. По физической карте мира определите координаты географических объектов: Кейптаун, вулкан Эребус, устье реки Амазонка.
ОТВЕТЫ:
Кейптаун - 33º ю.ш. 19º в.д.;
Эребус - 79º ю.ш. 169º в.д.;
устье реки Амазонка - 6º с.ш. 61º з.д..
- 3. Где на Земле можно построить дом, у которого все четыре стороны будут обращены на юг?
ОТВЕТ: на Северном полюсе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока на тему"Географическое положение и история открытия материка Южная Америка".7 класс.
Предлагаю конспект урока....
Конспект урока на тему: " Географические карты ", 6 класс
формировать знания о географической карте ка источнике географической информации....
План-конспект урока по теме: «Географическое положение и история исследования Антарктиды»
План-конспект урока по теме: «Географическое положение и история исследования Антарктиды»...
Конспект урока на тему: Географическое положение России
Конспект урока включает в себя изучение нового материала, практическую работу "Определение географического положения России", домашнее задание.На уроке обучающиеся работают...
Конспект урока на тему " Географическое положение Африки"
Конспект урока на тему "Географическое положени Африки". Данный урок проводился в 8 классе коррекционный школы 8 вида в 2017-2018 учебном году....
План конспект урока по теме: Географическое положение."Исследование Северной Америки."
географическое положение " Северная Америка"...
конспект урока по теме "Географическое положение. История открытия Антарктиды" 7 класс
конспект урока по теме "Географическое положение. История открытия Антарктиды" 7 класс...