Олимпиады

Яконюк Вера Сергеевна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Всероссийская олимпиада школьников по биологии. 2014 – 2015 учебный год.

 Школьный этап  11 класс.

Задание 1

Выберите один правильный ответ.

  1. Соплодие характерно для                  

 1) банана     2) груши      3) ананаса    4)  айвы                          

      2.  Закон Харди-Вайнберга описывает

  1. механизм естественного отбора у насекомых
  2. условия, в которых популяция достигает генетического равновесия
  3. максимально возможный размер генома у эукариот
  4. механизм генетических рекомбинаций у эукариот

3  Для каких организмов характерно хемотрофное питание                                                                        

          1) гетеротрофов   2) консументов   3) паразитов   4) автотрофов

      4.  Вириоиды – это                                                                                      

  1. мертвые вирусы  
  2. вирусы, сконструированные методами нанотехнологии
  3. маленькие геномы, состоящие из РНК
  4. мутированные клетки

5  К концентрационной функции живого вещества биосферы относят

  1. образование озонового экрана            
  2. накопление СО2  в атмосфере                
  3. образование кислорода при фотосинтезе                  
  4. способность хвощей накапливать кремний                    

6.  Овощи следует чистить перед самой варкой и варить в кастрюле, закрытой крышкой, так как при их соприкосновении с кислородом воздуха будет разрушаться витамин

  1. А        2) В6       3) С      4) Е

      7.  Образование хлоропластов растений в процессе эволюции в результате внедрения в      

       первичную эукариотическую клетку цианобактерий рассматривает гипотеза

         1) симбиогенеза

         2) витализма

         3) панспермии

         4)креационизма

8.  Бессмертие раковых клеток означает, что                                                                

         1) их нельзя убить

         2) они становятся независимыми организмами

         3) они могут делиться  бесконечно        

         4) они могут заражать другие организмы

9.  Сохранения фенотипа особей в популяции в длительном ряду поколений является следствием                                                        

   1) дрейфа генов

   2) движущей формы отбора

   3) стабилизирующей формы отбора

   4) мутационного процесса

10. Для насекомых характерно

   1) полость тела - миксоцель

   2) дыхание осуществляется легкими и трахеями

   3) сердце находится в груди

   4) выделительная система представлена зелеными железами                    

11. Строение и функции плазматической мембраны обусловлены входящими в ее состав молекулами                                                        

   1) гликогена и крахмала

   2) ДНК и АТФ  

   3) белков и липидов

   4) клетчатки и глюкозы

12. Количество групп сцепления генов в хромосомах организма зависит от числа

   1) пар гомологичных хромосом

   2) аллельных генов    

   3) доминантных генов  

   4) молекул ДНК в ядре    

13. Почему ель относят к отделу голосеменных                                                

   1) отсутствует семенная кожура

   2) листья видоизменены в иголки

   3) семена лежат открыто на чешуйках

   4) семена расположены в сухих плодах

14. Две полинуклеотидные цепи в молекуле ДНК соединяются … связями

   1) пептидными

   2) водородными

   3) ковалентными

   4) дисульфидными

15. В процессе гликолиза в клетках растений образуется          

   1) глюкоза  

   2) пировиноградная кислота

   3) молочная кислота

   4) крахмал  

16. Для речного рака характерно все, кроме

   1) фасеточные глаза

   2) две пары челюстей    

   3) три пары ногочелюстей              

   4) органы равновесия и слуха располагаются в основном членике антенул            

17. Полное превращение характерно для

   1) кузнечика              

   2) пилильщика        

   3) стрекозы          

   4) медведки                

18. Функцией печени не является

   1) выработка ферментов    

         2) запасание животного крахмала - гликогена

   3) обезвреживание ядовитых веществ

   4) образование желчи

 19. Гуттация – это                              

   1) сила, которая участвует в передвижении воды по ксилеме

   2) выведение воды в виде капель жидкости на поверхности растения

   3) выведение воды в виде пара

   4) нарушение непрерывности столба сока

20. Генотип особи АаСс, гены АС и ас сцеплены, расстояние между ними 10 морганид. Она образует кроссоверных гамет                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

  1. 10% Ас и 10%аС                        
  2. 40% АС и 40% ас                  
  3. 5%Ас и 5% аС                  
  4. 45%АС и 45%ас      

       21. У отца группа крови АВ, а у матери – А.Все возможные группы детей

        1) II

        2) II иIII

        3) II, III, IV

        4) I. II, III, IV

       22.Чужеродное вещество, вызывающее образование антител называется                                                        

   1) иммуноглобулином              

   2) антигеном                        

   3) фагоцитом                  

   4) лимфоцитом                    

23. Самые крупные клетки крови                                                                                                            

   1) лимфоциты                            

   2 )моноциты                            

   3) базофилы                                    

   4)нейтрофилы                                                

24. Растения, предпочитающие влажные места обитания и с высокой влажностью восдуха                                                                    

   1) гидатофиты

   2) гидрофиты                

   3) гигрофиты

   4) склерофиты  

25. Популяция достигнет большего успеха в эволюции за одинаковый промежуток времени у вида

   1) бабочка – капустница

   2) речной окунь

   3) большая синица

   4) бактерия кишечной палочки

26.Клетки эукариот, в отличие от клеток прокариот, содержат

   1)рибосомы

   2)митохондрии

   3)аденозинтрифосфорную кислоту

   4)дезоксирибонуклеиновую кислоту

27. Впервые в эволюции пищеварение становится не циклическим, а непрерывным у

   1) кишечнополостных

   2) плоских червей

   3) круглых червей

   4) кольчатых червей

28. Все многообразие аминокислот, входящих в состав белков, кодируют

   1) 20 кодовых триплетов

   2) 64 кодовых триплета

   3) 61 кодовый триплет

   4) 26 кодовых триплетов

29. Реакции цикла Кальвина происходят в

   1) мембранах тилакоидов

   2) в полости тилакоидов

   3) строме

   4) и в тилакоидах, и в строме

30. Какой процесс является причиной расширения площади пустынь в биосфере

   1) обеднение почв минеральными веществами

   2) усиление парникового эффекта

   3) активное расселение людей по планете

   4) сокращение территорий, занятой лесами

31. Зимостойкость растений повышается при накоплении в клетках

   1) крахмала        2) жиров        3) сахаров       4) минеральных солей

32. Сосуды ксилемы в период активного функционирования растения

   1) мертвые

   2) живые, только их ядра исчезают

   3) живые, только их клеточные оболочки одревесневают

   4) живые, цитоплазма остается только около клеточной оболочки

33. Пищевые рефлексы (сосание, глотание, сокоотделение) осуществляютс нервными центрами, находящимися в…мозге

   1) промежуточном     2) среднем    3) спинном      4) прдолговатом

34. Безъядерные эритроциты имеются в крови у

   1) земноводных   2) пресмыкающихся    3) птиц     4) зверей

35. Тканью одного и того же типа образованы верхний слой кожи человека

   1) кости      2) железы      3) мышцы       4) хрящи

Задание 2. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. (2балла за каждый правильный ответ)

36. К генеративным органам голосеменных растений относятся

I. шишки

II. семена.  

III. плоды

IV. гаметангии

V. цветки.

1) I, II        2) II, IV         3) II,V         4) IV,I

      37. Основными законами эмбриологии являются

I. расщепления признаков

II. биогенетический

III. единообразия гибридов

IV. зародышевого сходства

V. независимого наследования

1) II, IV;       2) I, IV, V;         3) I, II, IV;          4) II, III, IV, V.

     38. Во внутреннем ухе человека содержится ряд образований. Выберите правильный ответ, где указаны только те образования, которые действительно там находятся

I. улитка            

II. кортиев орган

III. ушные косточки

IV. полукружные каналы

V. слуховая труба

1) II,V            2) I, III;                3) I, II;IV           4) III,IV, V.

    39. Мочевина в организме человека образуется при распаде

I. жиров                        

II. белков                    

III. углеводов              

IV. нуклеиновых кислот    

V. витаминов                

1) I, IV;             2) II,IV;             3) II,III,V;          4) III,IV, V.

     40. Для фотосинтеза характерен набор процессов. Укажите верный ответ с таким набором

I. поглощается кислород                      

II. выделяется вода                        

III. происходит только в хлоропластах

IV. образуются органические вещества                      

V. выделяется энергия                        

1) II,III,IV         2) II,IV         3) I,III,V        4) III, V.

    41. Для эвглены характерны органоиды

I. стигма

II. сократительная вакуоль

III. пелликула

IV. клеточный рот

V. хлоропласты

1) I,II,IV        2) I,III< IV,V            3) I,II,III                4) I,II,V.

42.Для осуществления свертывания крови необходимы следующие вещества

I. калий

II. кальций

III. протромбин

IV.фибриноген

V. гепарин

1)  I,IV          2) I,V           3) II,IV            4) III,V

43. В любой клетке фосфор входит в состав

I.рибосом

II. мембран

III. белков

IV. ДНК

V.РНК

1) I,II          2) II,IV           3) III,IV,V                4) I,II,IV,V

44. В составе луба встречается комплекс тканей

I. проводящая

II. покровная

III. основнаяч

IV. образовательная

V. механическая

1) I,III,V          2) II,IV         3) I,V           4) III,V

45. Для земноводных характерны следующие признаки

I. имеют только легочное дыхание

II. имеют мочевой пузырь

III. продуктом выделения является мочевая кислота

IV. для взрослых особей характерна линька

 V. нет грудной клетки

1) I,II           2) II,V             3) III, IV,V            4) IV, V

Задание3. Установите правильность суждений( 1 балл за каждый правильный ответ).

46. Явление паразитизма известно во всех царствах живой природы.

47. Эволюция покрытосеменных растений тесно связана с эволюцией насекомых – опылителей.

48. Освоение новых сред обитания всегда сопровождается повышением уровня организации.

49. Запасные питательные вещества накапливаются в проводящей ткани.

50.Зародыш пшеницы содержит эндосперм.

51. Антеридии у мхов развиваются из тонкой зеленой нити, образующейся из споры.

52. Каждая природная популяция всегда однородна по генотипам особей.

53.Из яйца цепня, попавшего в организм животного, выходит личинка - финна.

54. Моллюски произошли от общих с кольчатыми червями предков.

55. Согласно теории Фишера: фермент – замок, субстрат - ключ.

56. Пиявки размножаются с метаморфозом.

57. У поджелудочной железы выделяют хвост, крючок, головку и тело.

58.В жизненном цикле мхов преобладает спорофит.

59. Родные мать и  отец всегда могут быть донорами для своего ребенка.

60. Элементарная эволюционная структура – вид.

61. Грена – это коконы тутового шелкопряда.

62.

Задание4. Установите соответствие

51.

Представители

Группа предков человека

А. Синантроп

1. Архантропы

Б. Питекантроп

2. Палеоантропы

В. Кроманьонец

3. Неоантропы

Г. Неандерталец

Д. Гейдельбергский человек

   

52

Род

Тип соцветия

А. Рожь

1. початок

Б. Ячмень

2. простой колос

В. Кукуруза

3. сложный колос

Г. Подорожник

Д. Белокрыльник

  53,

Процесс                          

Способ регуляции

А. возбуждение рецепторов носоглотки частицами пыли

1. нервная

Б. замедление дыхания при погружении в холодную воду

2. гуморальная

В. изменение ритма дыхания при избытке углекислого газа в помещении

Г. нарушение дыхания при кашле

Д. изменение ритма дыхания при уменьшении углекислого газа в крови

54.

Представители

Регуляция температуры тела

А. Колибри (летучая мышь)

1. Пойкилотермия

Б. Кукушка

2. Гомойотермия

В. Черепаха

3. Гетеротермия

Г. Змеи

Д. Кит

55.

Характеристика

Отдел головного мозга

А. Содержат дыхательные центры

1. Продолговатый мозг

Б. Регулирует температуру тела

2. промежуточный мозг

В. Отвечает за чувство жажды

Г. Регулирует деятельность сердечно – сосудистой системы

Д. .содержит центры голода

56.

Симптом заболевания

Витамин

А. Кровоточивость десен

1. А

Б. Ухудшения зрения в сумерках

2. С

В. Выпадение зубов

Г. Сухость кожных покровов

Д. Поражение роговицы глаза и кожи

57.

Признаки организмов

Группы организмов

А. выделяют в особое царство

1. грибы

Б. Тело представляет собой слоевище

2. лишайники

В. Имеют плодовое тело

Г. По способу питания – автогетеротрофы

Д. Вступают в симбиоз с корнями растений

Е. Представляют симбиоз гриба и водоросли

58.

Организм

Трофическая группа

А. Холерный вибрион

1. Сапрофиты

Б. Бактерия брожения

2. Паразиты

В. Туберкулезная палочка

Г. Столбнячная палочка

Д. Сенная палочка

Е. Клубеньковая бактерия

59.

Орган или система

Зародышевый листок

А. Кровь

1. Эктодерма

Б. Почки

2. Энтодерма

В. Легкие

3. Мезодерма

Г. Скелет

Д. Головной мозг

60..

Характер мутации

Вид мутации

А. Замена одного триплета нуклеотодов другим

1.Генная

Б. Увеличение числа хромосом в ядре

2. Геномная

В. Нарушение последовательности нуклеотидов  в процессе транскрипции

Г. Исчезновение отдельных нуклеотидов в стоп – кодоне

Д. Увеличение числа гаплоидных наборов хромосом в несколько раз



Предварительный просмотр:

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников.

10 КЛАСС.

Задание 1. (автор Ю. Н. Медведев)

"542. Глиций извлекается из хлористаго соединения, точно также как глиний. Полученный таким способом он имеет вид темносераго порошка, и принимает от трения металлический блеск. В кипящей воде он не окисляется; также и на воздухе при обыкновенной температуре, но в раскаленном состоянии горит на воздухе и в кислороде ярким пламенем, превращаясь в глицину. Глиций растворяется в слабых кислотах с отделением водорода, в крепкой же серной или азотной,  разлагая сии кислоты. Он растворяется также в едких щелочах, исключая аммиак, с отделение водорода." Г.И.Гесс "Основания чистой химии", СПб. 1840, стр 237.

«Русский исследователь соединений этого металла Авдеев (1819) устранил господствовавшее мнение о сходстве состава окиси глиция с окисью глиноземия, доказавши для этого, что серноглициновая соль представляет больше сходства с серномагнезиальной солью, чем с серноглиноземною солью... Установление периодической системы элементов тотчас показало, что взгляд Авдеева отвечает действительности.» Д.И. Менделеев. «Основы химии».

1. Какие элементы во времена Авдеева и Менделеева называли «глиций» и«глиноземий»? С чем связано происхождение этих названий?

2. Многие свойства глиноземия и глиция действительно похожи. Приведите два примера аналогии в свойствах этих элементов или их соединений. Как называется это явление?

3. С помощью каких химических реакций можно из раствора, содержащего ионы этих элементов, выделить в индивидуальном виде соли каждого из них?

4. Почему глиций довольно легко растворяется в водном растворе фторида аммония, но не растворяется в растворе хлорида аммония, в то время как магний растворяется в растворе хлорида аммония, но не растворяется в растворе фторида аммония? Ответ сопроводите краткими ионными уравнениями реакций.

  Количество баллов 30 баллов

Задание 2.

   50 мл газообразного углеводорода смешали 200 мл кислорода и подожгли. Объём образовавшейся газовой смеси оставили 125 мл, а после пропускания её через раствор щёлочи он уменьшился до 25 мл. Определите формулу исходного газообразного вещества.

Количество баллов 20 баллов

Задание №3.

Определите молекулярную формулу предельного углеводорода, если известно, что при полном сгорании 8.6 г его образовалось 13.44 л CO2 (н.y.)

Количество баллов 20 баллов

Задание 4.

Изобразите графические формулы только тех веществ, которые имеют изомеры: пропан, этиленгликоль (этандиол – 1,2), этанол, дихлорэтан.

Количество баллов 15 баллов

Задание 5.

№ 2.Как меняется тип гибридизации атома углерода и геометрия молекулы в ряду превращений: С2Н2; С6Н6; С6Н12; С6Н14.

Количество баллов 15 баллов

Желаем успеха!