Оникова Татьяна Николаевна

сайт учителя русского языка и литературы

Давая знания, не отнимай здоровье!

Профессия: учитель

Профессиональные интересы: Совершенствование методики подготовки к ГИА и ЕГЭ

Увлечения: охота

Регион: Москва

Место работы: ГБОУ СОШ № 69 имени Б.Ш.Окуджавы

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/onikova-tatyana-nikolaevna
Если услышишь-забудешь, если увидишь-запомнишь, а сделаешь сам-тогда поймёшь.
Восточная мудрость

О себе

О себе:

Образование: высшее

В 2001 году окончила Московский городской педагогический университет.

Специальность: Филология

Квалификация: Русский язык и литература

Педагогический стаж: 15 лет

 

Стать учителем мечтала с детства и счастлива, что моя мечта сбылась.  Вот уже  15 лет я учитель русского языка и литературы. Люблю детей и свою профессию. Главным в своей работе считаю гуманно-личностный и творческий подход к детям в образовательном процессе, комплексное решение задач обучения и воспитания, использование современных технологий и форм педагогической практики.

Люблю детей, легко нахожу с ними общий язык. Понимаю их, уважаю их мнение, доверяю и принимаю их такими, какими они есть. В процессе многолетней педагогической деятельности я внимательно изучала особенности характера и поведения детей, при необходимости меняла стиль общения, обрела навыки создания благоприятной развивающей среды, в которой дети могут самостоятельно добывать знания, творчески развиваться и  самоутверждаться.

Особое внимание уделяю эмоциональному контакту с детьми. В образовательный процесс активно включаю родителей, так как именно, на мой взгляд, являются моими заинтересованными партнерами и единомышленниками в нашей совместной педагогической и воспитательной деятельности. Каждый ребенок, в развитии которого я принимаю участие, остается в моей памяти уникальным, неповторимым, обладающим своим собственным взглядом и позицией.

Приобретенный педагогический опыт, профессиональные знания и навыки  позволяют мне оказывать образовательные услуги, направленные на помощь и поддержку семьям в развитии и воспитании детей. Детей самостоятельных, умеющих свободно мыслить, общаться, планировать и контролировать свою деятельность.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

 

Книга всегда была и есть мой верный спутник жизни, путеводитель, советчик и друг. У меня много книг, которые я люблю и которые оказали самое мощное влияние на формирование моего  внутреннего мира. Назову главные из них.

Это, во-первых, роман Вениамина Каверина «Два капитана» - одно из самых ярких произведений русской приключенческой литературы XX века. История о любви и верности, мужестве и целеустремленности, которая не может оставить равнодушным ни взрослого, ни юного читателя. Это правдивая и увлекательная история становления героического характера молодого человека. Образы главных героев убеждают, что за торжество правды надо бороться.

Книгу называли «романом воспитания» и даже «авантюрным романом», но при этом никогда не обвиняли автора в излишней сентиментальности или самообмане. Сам Каверин говорил, что «это роман о справедливости и о том, что интереснее быть честным и смелым, чем трусом и лжецом». И еще он говорил, что это «роман о неизбежности правды». Подписываюсь под каждым авторским словом! Верю ему и принимаю все его принципы, как свои.

 «То strive, to seek, to find, and not to yield!».  Эти строки были высечены на памятном кресте, установленном на мысе Хижина в честь полярного исследователя Роберта Скотта и его товарищей, погибших в 1912 году во время обратного пути с Южного полюса. Я уверена, что на девизе героев романа «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» выросло не одно поколение тех, кто достойно отвечал всевозможным вызовам времени.

Главный герой романа Саня Григорьев, мечтающий о полярных походах, сделал эти слова девизом всей своей жизни, символом верности своей цели и своим принципам. 
«Бороться» (в том чис­ле с собственными слабо­стями) - первая задача. «Искать» - значит иметь перед собой гуман­ную цель. «Найти» - это сде­лать мечту реальностью. А если будут новые трудно­сти, то «не сдаваться». Этому девизу следовал в своей жизни капитан шхуны «Святая Мария» Иван Татаринов. Под этим же девизом спустя много лет другой капитан, летчик Александр Григорьев, начнет поиск следов экспедиции Татаринова и добьется цели. С этим девизом идут по жизни те, кому посчастливилось взять в руки книгу Каверина и прочесть ее.

Ры­царская мораль во все времена способствовала пополне­нию в нашей стране рядов летчи­ков, моряков и полярников: настолько велик заряд высо­кой нравственности и оп­тимизма, который давали людям герои Каверина. Прочитав в детстве замечательную книгу Вениамина Каверина «Два капитана», я всю последующую жизнь следую принципу ее главного героя Сани Григорьева: «Бороться и искать, найти и не сдаваться!».

Вторая, особо значащая для меня книга, - это повесть Бориса Васильева      "А зори здесь тихие".  Борис Васильев - известный писатель, в прошлом участник Великой Отечественной войны. Он своими глазами видел жестокость и ужасы войны, не понаслышке знает то, о чем потом, в мирное время, решил рассказать своим читателям. Благодаря таланту и правдивости писатель создал яркие и героические образы женщин на войне.   

Опасность сблизила бойцов зенитно-пулеметной батареи, которой командует старшина Васков, раскрыла необыкновенные их душевные качества, готовность проявить лучшие качества защитника и солдата. Все девушки - Лиза Бричкина, Соня Гурвич, Четвертак, Рита Осянина и Женька Комелькова - погибли, но старшина Васков, потрясенный такими потерями, довел дело до конца. Автор показал, что нет предела человеческим возможностям. Васков не столько мстит врагам за убитых девчат, сколько выполняет свой воинский долг.  Он смог выстоять, пройти войну и остаться в живых, чтобы вырастить сына Риты Осяниной, чтобы своей жизнью оправдаться за погибших девчат. 

Борис Васильев сумел создать образ героического поколения наших отцов и дедов, у которого всем последующим поколениям есть чему поучиться. Благодаря подвигу таких людей, как герои повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие», была одержана Великая Победа.

Мой взгляд на мир

 

Мой взгляд на мир – это моя педагогическая философия. Не надо воспитывать, надо жить и показывать пример. И любить. «В служении делу или любви к другому человек осуществляет сам себя», -  говорил В.Франкл.

 

Чтобы быть хорошим учителем, надо любить предмет, который ведешь, и тех, кому ты его преподаешь. Вот уже 12 лет день 1 сентября я встречаю с особым волнением, тревогой и надеждой:  каких детей подарит мне судьба, смогу ли я их научить тому, чему должна? Судьба доверила мне вести один из самых лучших предметов школьной программы – русский язык и литература.  Пользуясь богатством одного из самых богатых языков мира, я могу выбрать точные и нужные слова для ясной передачи не только мысли, но и чувства, самого тонкого, самого страстного и самого глубокого.

«Сердцеведением и мудрым познаньем жизни отзовется слово британца, - писал Н.В.Гоголь, - легким щеголем блеснет и разлетится недолговечное слово француза; затейливо придумает свое, не всякое доступное умно-худощявое слово немец; но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово».

Свою безграничную любовь к родному языку, страстное желание сохранить и приумножить его богатства  я стараюсь передать своим ученикам. Для того, чтобы духовный контакт школьника и предмета состоялся, я, как учитель, должна постоянно заботиться об обращенности всего материала и форм обучения к ученику, знать его потребности и актуальные для него мотивы, учитывать ценностные ориентации нынешнего поколения.

Мой взгляд на мир или моя педагогическая  философия выстраивалась благодаря гуманно-личностному подходу великого педагога, самобытного духовного мыслителя, навсегда оставшегося в солнечном мире Детства – Шалвы Александровича Амонашвили. «Если мы решились устремиться к такой возвышенной цели – воспитывать в Ребенке Благородного Человека, то наш воспитательный процесс должен быть тоже благородным.          Такое воспитание называется гуманно-личностным подходом, в более широком смысле – гуманной педагогикой», писал   Амонашвили.

Имя Амонашвили стало легендой  отечественной педагогики, во многом благодаря многочисленным трудам и оригинальным авторским методикам по проблемам гуманно-личностной педагогики. Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе стал для меня целостной концепцией со своей философской основой, понятийной базой, принципами и направлениями осуществления. Занятия с детьми творчески, часто в виде игры, предоставление им свободы выбора, помогает мне добиваться хороших результатов в развитии своих учеников. Они не только делают  свои первые маленькие открытия, но и учатся самостоятельно принимать гениальные решения, руководствуясь собственными желаниями и полученным опытом.

       Система воспитания и обучения Амонашвили – «педагогика целостной жизни детей и взрослых» – строится на началах гуманности и веры в ребёнка, на основе воспитания творчеством и сотрудничества педагогов с детьми. Это соответствует моему взгляду на мир, на мир моей профессии и на мир моих воспитанников. Опираясь на всю полноту детской жизни, я стараюсь придать ей культурные формы саморазвития, превратить школьные занятия в «уроки счастья жизни», познания, общения, взросления. Чтобы охватить в педагогическом процессе целостную личность ребенка, направить  педагогический процесс на воспитание и развитие свободной личности ребенка, надо не готовить ребенка к жизниа воспитывать в нем саму Жизнь, ставить во главу угла личность ребенка.

Учитель не имеет права ошибаться. В этом я убедилась, видя, что ошибка педагога в определении личности ребенка, методах воспитания и обучения, влечет за собой впоследствии неправильно сформированную личность. Поэтому я хорошо помню слова педагога-гуманиста: «Педагог обязан изучить ребенка всесторонне, то есть изучить не только его индивидуальную психологию и характер, но и его индивидуальную жизнь, среду, в которой формируется его характер, и одновременно строить правильный воспитательный процесс».

В становлении моего педагогического мировоззрения особую роль сыграла философия образования или «Школа жизни» Амонашвили. Обладая редчайшим даром синтетического мышления, ему удалось создать монолитный фундамент, на котором он выстроил, по сути, новую философию педагогики, которая получила название гуманной. Она включает в себя основы гуманного семейного воспитания. Эти принципы требуют устроить окружающий мир и педагогический процесс таким образом, чтобы в них: ребенок познавал и усваивал истинно человеческое; познавал себя как человека; проявлял свою истинную индивидуальность; находил общественный простор для развития своей истинной природы; его интересы совпадали с общечеловеческими интересами; были нейтрализованы источники, способные провоцировать ребенка на асоциальные действия и поступки.

     Эта концепция как ступенька гуманной педагогики, ведущей учителя вверх, к трем основным принципам жизнеутверждающей и гармоничной педагогической деятельности:

  • Любить ребёнка. Любовь – это человеческое солнце. Учитель должен излучать человеческую доброту и любовь, без которых невозможно воспитывать гуманную душу в человеке. Педагогика любви не терпит грубости, давления, ущемления достоинства, игнорирования жизни ребёнка.
  • Очеловечивать среду, в которой живёт ребёнок. Это означает внимание ко всем сферам общения ребёнка с целью обеспечения ему душевного комфорта и равновесия. Ничто не должно раздражать ребёнка, рождать в нем страх, неуверенность, уныние, униженность.
  • Прожить в ребёнке своё детство. Это надежный путь для того, чтобы ребята доверились учителю, оценили доброту его души, приняли его любовь. Одновременно это и путь познания жизни ребёнка.

             По мнению Шалвы Александровича, все мы приходим в этот мир со своей определенной уникальной миссией: ничто и никто на земле не рождается просто так. Внутренний свет, под названием – душа, принадлежит только самому растущему человеку, и никому больше. Задача родителей, чтобы этот свет не угасал, чтобы ребенок смог самостоятельно найти свой правильный путь в жизни. Разве можно не согласиться с мудрыми словами великого учителя?!

Ребенок не только готовится к жизни, но уже живет... Отсюда и принцип, который является стержнем образовательного процесса в Школе жизни: развивать и воспитывать в ребенке жизнь. Понятно, что детям необходим педагог, обладающий особыми духовно-нравственными качествами. Учитель должен целенаправленно развивать в себе особые духовно-нравственные и профессиональные качества: любовь и доброту, творчество и новаторский подход, интуицию и мудрость, оптимизм и терпение, мужество и преданность, понимание своего учительского величия и скромность: «К ожесточенному сердцем человеку к человеку озлобленному или равнодушному гуманная педагогика не придет, для него постулаты Школы жизни не приемлемы». (Ш.А. Амонашвили).

Мои достижения

Динамика учебных достижений обучающихся за последние 3 года

1.1. За последние 3 года работы уровень обученности (успеваемости) учащихся составляет 100%. Все ученики по итогам года имеют положительные оценки по русскому языку и литературе, неуспевающих ребят нет. Среди моих выпускников есть медалисты (см. таблицу)

 

Фамилия , имя ученика

Вид медали

Год, когда был выпушен данный ученик

Фёклушкин Павел

  • Золото

2012 г.

Бахриев Далер

  • Золото

2012 г.

Лазарев Геваргиз

  • Серебро

2012 г.

 

 

 Со слабыми учащимися я провожу консультации по предмету, дополнительные занятия и использую  дифференцированный   подход на уроке.

1.2.  В своей работе я опираюсь на требования  стандарта основного общего  и среднего (полного) общего образования по русскому языку и литературе.

Повышение качества знаний, на мой взгляд, обусловлено применением в процессе обучения современных образовательных технологий: информационно-коммуникационные технологии (компьютерные обучающие  программы, презентации, тесты, видеоматериалы); элементы развивающего обучения; личностно-ориентированное обучение; групповое обучение; опережающее обучение. Применение  указанных технологий и методик позволяет осуществлять  дифференцированный и индивидуальный подходы в обучении, дифференцированный контроль и оценку знаний, активизировать самостоятельную творческую и исследовательскую работу на уроках.  Активно использую информационные технологии, что позволяет сформировать у учащихся  целостное представление об изучаемой теме,  выполнить большой объем работы, осуществить  творческий подход к применению полученных знаний. На уроках применяю различные виды групповой работы, самостоятельной работы, индивидуальной работы. Разработала систему уроков, в основе которых лежат исследовательский и проблемно-поисковый методы, творческая работа учащихся и др. Использую активные формы преподавания: лекции, семинары; нетрадиционные уроки: уроки-спектакли, уроки-концерты, уроки-путешествия, творческие зачёты.

Добиваться высоких результатов в обучении мне помогает и высокий познавательный интерес учащихся, который я стараюсь поддерживать на протяжении всего процесса обучения.

 Оценки были подтверждены на   выпускных экзаменах (в том числе ГИА и ЕГЭ).

С 2010 года  мои ученики сдают экзамен в форме ГИА, а с 2012 года и в формате  ЕГЭ по русскому языку, показывая хорошие  результаты: в 2010 году качество знаний составило 73 % , за эти годы  у  моих учащихся не было оценки «2» по результатам ГИА и ЕГЭ.  

1.3. Организую работу с одарёнными учащимися. Мои ученики принимают активное участие в городских и школьных научно-практических конференциях, олимпиадах, занимают призовые места.

За последние 3 года увеличилось число моих учеников среднего и старшего звена, которые принимают участие в олимпиадах разного уровня  и занимают призовые места.

Участники и призёры конкурсов и олимпиад

  • Год

Фамилия, имя ученика

Где и в чем принимал участие

Какое место занял

2011 г.

Ботанова Евгения

Международная игра –конкурс «Русский медвежонок –языкознание для всех»

  •  

2011 г.

Команда 8 «А» класса

Х международная Интернет-Олимпиада среди образовательных учреждений «Эрудиты планеты»

  •  

2012 г.

Ботанова Евгения

Всероссийский конкурс по русскому языку «Родное слово»

  •  

2012 г.

Орлова Виктория

Всероссийский конкурс по русскому языку «Родное слово»

  •  

2011 г.

Орлова Виктория

окружной фестиваль детского творчества «Помнят люди твой первый полет», посвященный 50-летию первого полета Ю.А.Гагарина в космос

Грамота за3 место

2010 г.

Малахова Любовь

Окружной этап конкурса сочинений «Лев Толстой и Кавказ»

Грамота за2 место

 

 

 

 

2011 г.

Малахова Любовь

Городской конкурс сочинений «Лев Толстой и Кавказ»

Победитель вноминации «Научный подход к раскрытию темы и оформлению работы»

2011 г.

Макарчук Анастасия

Городской форум школьных поэтов «Московский стихотворец» в рамках проекта «Я говорю по-русски»

Публикация стихотворений в сборнике

2012 г.

Сарычева Анастасия

Городской форум школьных прозаиков «Московский стихотворец» в рамках проекта «Я говорю по-русски»

Публикация рассказа в сборнике

2011 г.

Ботанова Евгения

Окружной этап всероссийской олимпиады по русскому языку

  •  

 

 

3. Позитивные результаты деятельности учителя по выполнению функций классного руководителя за последние 3 года.

3.1. В течение 12 лет ежегодно выполняю обязанности классного руководителя, сейчас являюсь классным руководителем 9 «А» класса.

Цель моей воспитательной работы – наиболее полное развитие человека, готового и способного к жизненному самоопределению в личностной, профессиональной, образовательных сферах; социально – активной созидательной деятельности; самостоятельному выбору здорового образа жизни.

Для реализации этой цели мною проводится работа по формированию детского коллектива через организацию  работы  по единению  и сотрудничеству  между  учащимися, классным руководителем  и родителями.

. Работа ведется по   программе формирования ученического коллектива, которая помогает решать следующие задачи:

1. формирование и сплочение классного коллектива, в котором каждый ребёнок смог бы найти своё место  и реализовать свои возможности;

2. утверждение в сознании и чувствах детей патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

3. развитие познавательных интересов, потребности в познании культурно-исторических ценностей, развитие творческой активности;

4. воспитание предприимчивости и умения оперативно решать поставленные задачи;

5. развитие творчества и инициативы;

6. воспитание лидерства, уверенности в собственных силах;

7. воспитание информационной культуры, культуры делового общения;

8. выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания;

9. организация системы психолого-педагогической поддержки семьи;

10. оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений, в подготовке старшеклассников к семейной жизни;

11. расширение сферы дополнительных образовательных и досуговых услуг для детей и взрослых;

12. формирование установок на здоровый образ жизни;

13. профилактика негативных зависимостей и асоциального поведения учащихся;

14. Развитие навыков саморегуляции и управления стрессом.

Результаты анкетирования родителей и учащихся свидетельствуют о благоприятном психологическом климате в  детском коллективе, с которым я работаю. 

3.2. Постоянное взаимодействие классного руководителя с родителями учащихся осуществляется в течение всего учебного года по разным направлениям:

  1. Поддерживание постоянной связи классного руководителя и учителей с родителями.
  2. Индивидуальная работа с родителями.
  3. Привлечение родителей к проведению и подготовке праздников, экскурсий .
  4. Знакомство родителей с успехами учёбы, работы, поведением детей. 
  5. Проведение классных родительских собраний, собраний родительского комитета (средняя посещаемость родительских собраний составляет 80%).
  6. Оказание помощи родителям в воспитании детей посредством бесед, способствование приобретению родителями учащихся знаний по педагогике, психологии ребёнка.

Моё портфолио

Смысл педагогической философии любви отчетливо виден в строках нашей соотечественницы С.В.Беловой:

Думала: главное - формировать,

Делать, ваять, лепить.

Думала: верный маршрут показать,

Править, лечить, учить.

Думала: рваться, бороться, рубить,

Мчаться, коль сила несет.

А оказалось - всего лишь любить.

Только любить. Вот и всё.

Добавить грамоту в портфолио