• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Лев Толстой и Кавказ

Опубликовано Оникова Татьяна Николаевна вкл 12.07.2012 - 22:24
Оникова Татьяна Николаевна
Автор: 
Малахова Любовь

Мы часто говорим о том, что Кавказ сыграл большую роль в жизни и творчестве великого русского поэта, Михаила Юрьевича Лермонтова. Размышляем  над вопросом: Кавказ-жизнь Лермонтова или предвестник гибели?

Но Кавказ стал той чертой, которая разделила жизнь Л.Н.Толстого на "до" и "после", Кавказ изменил мировоззрение писателя, заставил задуматься над многими философскими проблемами.

      

     Малахова Любовь предлагает Вам обратиться к истокам становления   Л.Н.Толстого как писателя, как создателя "диалектики души".

              Надеемся, что предложенная работа будет интересна и познавательна  .           

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon malahova_lyuba.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс сочинений «Лев Толстой и Кавказ»

Тема: «Лев Толстой и Кавказ»

Жанр: сочинение – эссе на основе читательских впечатлений о художественных произведениях и дневниках писателя

Работа ученицы 8 «А» класса

ГОУ СОШ «школа здоровья» №1136

Малаховой Любови Игоревны

Учитель: Оникова Татьяна Николаевна

Лев Николаевич Толстой – величайший русский писатель и мыслитель. Он создатель множества замечательнейших произведений, которые читают и любят миллионы людей  по всему миру. Лев Николаевич жил 200 лет назад, но его романы, рассказы, повести, философские труды популярны и в наше время, ведь в них заложены истины, смыслы и морали, актуальные по сей день.

Толстой выделяется из массы других российских и зарубежных писателей необыкновенной тематикой своих произведений. В них Лев Николаевич широко охватывает действительность, беспощадно обличает пороки существующего общественного и государственного строя, раскрывает глубочайшие проблемы, ярко изображает правду жизни, показывает глубину человеческой души и изумляет мастерством художественной формы.

«Я был одинок и несчастлив, живя на Кавказе. Я стал думать так, как только раз в жизни люди имеют силу думать… Это было мучительное и холодное время. Никогда, ни прежде, ни после, я не доходил до такой высокой мысли, не заглядывал туда, как в это время, продолжавшееся два года. И всё, что я нашёл тогда, навсегда останется моим убеждением». Так писал Толстой своей двоюродной тёте Александре Андреевне, которая была ему очень близка.

Из этих строк можно понять, что Кавказ сыграл в жизни Льва Николаевича огромнейшую роль, изменил этого человека. И это действительно так. В молодости писатель вёл светскую жизнь, часто предавался кутежу, игре и охоте. Но в апреле 1851 года в Ясную Поляну приехал брат Толстого Николай, который служил в Кавказской армии. Он предложил Льву поехать с ним на Кавказ, где в то время шла война с горцами. Толстой с радостью принял предложение брата, его охватили новые надежды – писатель понял, что возможно вдали от бурной жизни двух столиц и светской жизни он сможет построить по-новому жизнь, найти настоящее дело, жить счастливо и спокойно среди простых, честных и смелых людей на лоне природы.

По приезду на Кавказ Толстой поселился в деревне Старогладковской Тверской области. Там он много времени проводит с казаками и мирными чеченцами. Его поражает самобытность местных жителей, их смелость, воля, моральные устои, уважительность друг к другу. Со временем у Льва Николаевича появляется отвращение к напыщенной светской жизни, лицемерию, фальшивости во всём, он проникается неприязнью к своим бывшим увлечениям. Свои душевные настроения, позиции, взгляды Лев Толстой передаёт в повести «Казаки»: «Но  чем   дальше   уезжал   Оленин  от России, чем ближе подъезжал он к Кавказу, тем отраднее становилось у него на душе…  И   совершенно   новое   для   него   чувство  свободы от всего прошедшего охватывало его между этими грубыми существами, которых он встречал по дороге  и  которых не признавал людьми наравне с своими московскими знакомыми. Чем грубее был народ, чем меньше было признаков цивилизации, тем свободнее  он  чувствовал себя».

Вскоре Лев Толстой принимает участие в битвах против горцев. Так начинается его недолгая военная карьера. На протяжении этого времени писатель сближается с русскими солдатами и офицерами, ему удаётся немного пообщаться с горцами. Походная военная жизнь, долгие баталии, рассказы товарищей о войнах и народах дают ему массу материала, информации для новых литературных работ и начинаний. Также это дало ему духовные силы, которые ощущал в себе тогда Лев Николаевич. Об этом он пишет в своих дневниках (записи принадлежат пятидесятым годам). Те духовные силы являются патриотизмом. Именно это чувство позволило ему добровольно перевестись в уже осаждённый Севастополь. Пребывание в нём являются «расцветом» творчества Толстого на Кавказе.

Прибыв туда, писатель был поражён увиденным. Вот что он пишет в своём очерке «Севастополь в декабре 1854 г.»: «Вы увидите… ужасные, потрясающие душу зрелища; увидите войну не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знамёнами и гарцующими генералами, а увидите войну в настоящем её выражении – в крови, в страданиях, в смерти».  Также Льва Николаевича поразило, привело в восторг духовное состояние русских солдат, их мужество и храбрость. На основе этих впечатлений были написаны знаменитые Севастопольские рассказы, ставшие важным этапом в формировании писательского таланта Толстого. Впервые в его творчестве возник обобщенный образ русского народа, в грозное время встающего на защиту своей родины.

Когда я прочитала эти очерки, они произвели на меня огромное впечатление. С первых строчек произведения «Севастополь в декабре месяце» становится понятно, что автор – Лев Николаевич очень взволнован происходящим, он с упоением, во всех подробностях рассказывает читателю обо всех событиях. В этих очерках Толстой передал всё своё душевное состояние, все свои переживания и впечатления, которые были у него во время осады Севастополя. «Я плакал, когда увидел город, объятый пламенем», - записывает Толстой.

Когда писатель возвращается в Петербург, его уже не манят прежние увлечения. Толстой знакомится с Тургеневым, Некрасовым, Гончаровым, Григоровичем, Дружининым, Сологубом. В это время были написаны «Метель», «Два гусара», закончена последняя часть трилогии «Юность», продолжены «Казаки». В конце 50-х годов XIX века Россия охвачена крестьянскими восстаниями. Толстой выступает за освобождение крестьян. В 1856г. Он пишет ряд записок по крестьянскому вопросу. Его мысли и наблюдения об отношениях помещика и крестьян находят в то время выражение в повести «Утро помещика». С этого момента Толстого начинают волновать общечеловеческие проблемы. Им он посвятил всю свою жизнь – пытался их решить с помощью своих произведений, своей философии, поступками (например, создание школы для крестьянских детей).

Читая Дневники Толстого, мне показалось, что такие настроения, интересы к вопросам о людях, нравственности, человеческих поступках пришли к нему именно на Кавказе. Исходя из его произведений («Казаки», «Севастопольские рассказы») я полагаю, что он сыграл главную  роль в жизни и творчестве Льва Толстого. Кто знает, может быть, если бы не было этой поездки 1851 года, то Лев Николаевич был бы совершенно другим человеком, а мы бы держали в своих руках совершенно другие его произведения.

Библиография.

  1. Толстой Л.Н. Повести и рассказы – М.: Гослитиздат, 1960.
  2. Литвинов В.В., Маштаков В.И. «Русская Литература» - М.: Учпедгиз, 1953.
  3. http://ru.wikipedia.org


Поделиться:

Алые паруса

Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"

Осенняя паутина

Мост Леонардо

О чем поет Шотландская волынка?