Павлова Елена Петровна

Развитие мативации к самообслуживанию детей младшего школьного возраста

Всегда вперёд

Профессия: Воспитатель

Профессиональные интересы: Повысить самооценку ребёнка

Увлечения: мнемотехника

Регион: Санкт-Петербург

Населенный пункт: Санкт-Петербург, Красносельский район

Место работы: ГБДОУ Детский сад №11 Красносельского района

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/pavlova-elena-petrovna-0
Павлова Елена Петровна

 

Цель моей работы  .Формирование у  детей навыков .необходимых в жизни связано с деятельностью. в значительной мере направленной на удовлетворение повседневных  личных потребностей.

Я перед собой ставила задачи .Совершенствовать всестороннее воспитание и развитие детей  всемерно укреплять их здоровье совершенствовать физическое развитие .

Формировать навыки учебной деятельности развивать познавательные интересы воспитывать устойчивое внимание и наблюдательность .

Трудовое воспитание начинается с самообслуживания \умывание одевание .Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего школьного возраста.

Введение.

Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого., и от того, каковы эти воздействия -благоприятные или .нет  ,зависит, как сложится его здоровье.

Большое значение в охране и укреплений здоровья ребёнка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию.

Гигиеническое воспитание – это часть общего воспитания, а гигиенические навыки – это неотъемлемая часть культурного поведения.

Приходить в школу с чистыми руками – это гигиеническое или общекультурное правило?

Закрывать рот носовым платком при кашле? Не приходить в школу больным? Все эти правила и обосновывающие их знания должны войти в сознание детей путём внушения, систематического воспитания.

  1. Гигиенические факторы:

- режим;

- питание;

- гигиенические процедуры.

2. Средства физического воспитания:

-  закаливание (специальные меры закаливания, беседы) ;

- физические упражнения (спортивные игры, праздники, развлечения, физкультурные занятия, подвижные игры, плавание)

1.2. Основные правила личной гигиены детей.

Большое значение в профилактике  различных заболеваний принадлежит личной гигиене.

Личная гигиена – это уход за своим телом и содержаний его в чистоте. Кожа защищает тело человека от болезней. Каждое утро все дети должны умываться: мыть лицо, руки, шею, уши. Умываться также нужно после прогулок и вечером. Вот какие навыки необходимы соблюдать самому и привить ребёнку в процессе умывания:

  1. К умыванию нужно подготовить мыло, полотенце и если нет крана и умывальника, то кувшин с водой и таз.
  2. Полотенце следует повесить на вешалку или гвоздик, чтобы ребёнок без труда смог его достать.
  3. Умываться лучше всего раздетым до пояса или в трусиках и майки.
  4. Сначала надо хорошо вымыть руки с мылом под струей воды из – под крана. Руки следует намыливать один – два раза с обеих сторон и между пальцами, хорошо смыть мыльную пену, проверить чистоту ногтей.
  5. Затем уже чистыми руками мыть лицо, шею, уши.
  6. После умывания следует вытереться насухо чистым, сухим полотенцем.

У каждого ребёнка должно быть своё полотенце. Если полотенце, после того как им вытирались, остаётся чистым, значит, ребёнок умылся хорошо.

Ребёнок должен научится самостоятельно мыть лицо, уши, верхнюю часть груди и руки до локтя.

Необходимо приучить ребёнка перед сном мыть ноги, потому что на ногах особенно сильно потеет кожа и накапливается грязь. Редкое мытьё ног, ношение грязных носков, колгот способствует появлению прелостей и потёртостей, а также предрасполагает к грибковым заболеваниям. По этой причине не рекомендуется надевать и мерить чужую обувь. Бассейне, на пляже нужно надевать специальные тапочки.

После мытья ноги нужно тщательно вытирать специальным полотенцем. Колготы и носки менять не реже, чем через день. Дома переодевать домашние туфли или тапочки. Водные процедуры утром и вечером перед сном имеют для ребёнка не только гигиеническое, но и закаливающее значение, хорошо влияют на нервную систему, способствуют быстрому засыпанию.

Всё тело необходимо мыть не реже одного раза в неделю дома в ванне, под душем или в бане. Для того чтоб снять с кожи жир и грязь, мыться нужно обязательно тёплой водой, натирать тело мочалкой с мылом, После мытья следует одеть чистое бельё.

Очень тщательно нужно промывать волосы т.к. на них и между ними накапливается много кожного жира, грязи и пыли. Легче ухаживать за короткими волосами: они лучше промываются. По этому желательно, чтобы мальчики стриглись коротко, особенно в летнее время. Девочкам, у которых длинные волосы , нужно мыть голову не реже одного раза в неделю, после мытья их тщательно расчёсывать только своей и обязательно чистой расчёской. Требуют также ухода ногти на пальцах рук и ног. Один раз в две недели их необходимо аккуратно подстригать потому, что под длинными ногтями обычно скапливается грязь. Удалить которую трудно. Кроме того такими ногтями можно поцарапать кожу себе и окружающим. Грязные ногти признак неаккуратного и неряшливого человека, который не соблюдает правил личной гигиены. Ни в каком случае ногти нельзя грызть. Особенно важно следить за чистотой рук. Ребёнку нужно объяснить, что руками он берёт различные предметы: карандаш, ручки, книги, тетради, мячи, игрушки, гладит животных (кошек, собак), берётся за дверные ручки, притрагивается к различным предметам (ручкам, цепочкам и крючкам и т.д.) в туалетных комнатах. На всех этих предметах есть грязь, часто невидимая глазу и она остаётся на коже пальцев. Если брать немытыми руками продукты питания (хлеб, яблоки, конфеты и т.д.) то эта грязь попадает сначала в рот, а потом в организм. С грязью передаются различные болезни от больного человека здоровому. По этому нужно мыть руки перед едой, после посещения туалета, после всякого загрязнения (уборка комнаты, игра с животными и т.д.) и перед сном. Совершенно недопустимо брать пальцы в рот.

Очень важно устранить болезни, вызывающие затруднённое дыхание через нос, и не допускать дурных привычек, таких например, как сосать пальцы, грызть твёрдые предметы (карандаши, ручки, орехи, леденцы и т.д.). Для удаление частиц пищи, застрявшей в межзубных пространствах, нужно пользоваться зубочисткой. Ни в коем случае не применять для этого иголки и булавки. Не есть много сладкого. Побольше есть  фруктов, овощей, чёрного хлеба, творога и пить молоко. Необходимо приучать ребёнка обязательно пользоваться носовым платком. Он должен знать, что, кашляя и чихая из носоглотки, выделяется большое количество микробов и если не пользоваться платком, то с брызгами происходит заражение окружающих. Кроме того, если у ребёнка нет носового платка, он втягивает в себя отделяемое из носа и проглатывает, что крайне вредно. Ребёнка нужна научить быть опрятным в одежде и обуви, уметь пользоваться одежной и обувной щётками и ежедневно чистить свою одежду и обувь. Так придя с улицы одежду надо снять, очистить от пыли при помощи платяной щётки и проветрить. Далее переодеться в специальную чистую одежду для дома. Верхнюю одежду необходимо хранить изолированно в специальном месте (вешалка, шкаф и т.д.) недопустимо садиться и тем более ложиться на кровать в верхней одежде, не сняв обувь и класть домашних животных на постель. Ребёнок легко поддаётся воспитательному воздействию благодаря развитому чувству подражания, наблюдательности, любознательности и потребности в самостоятельных действиях. По этому необходимо использовать эти свойства ребёнка при привитии детям гигиенических навыков (своевременное мытьё рук, чистка зубов, бережное хранение своей одежды. Для этого широко практикуется наглядный показ правильного выполнения гигиенических процедур. Закрепление этих навыков происходит быстрее, если по времени они совпадают с очередными режимными моментами (чистка зубов перед сном, полоскание рта после еды и т.д.). Большое значение имеет личный пример взрослых которым дети обычно подражают и уважительное отношение к ним. Дети должны иметь возможность обращаться за разъяснениями при возникновении каких-либо вопросов  к близким взрослым. Для этого необходимы дружба и откровенность с воспитателем.

Дети хорошо слушают рассказы, стихотворения, смотрят картинки, диапозитивы, плакаты, с большим интересом воспринимают детские фильмы, постановки кукольного театра на гигиенические темы.

Разнообразные игры, особенно с куклами, помогают воспитанию гигиенических навыков. Этому способствует и посильная помощь взрослым по хозяйству.

Только при повседневном гигиеническом воспитании и контроле можно добиться формирования и закрепления у ребенка полезных навыков , т.е. перехода их в стойкие привычки.

  1. Соблюдение правил личной гигиены является важным аспектом здорового образа жизни ребенка. Культурно-гигиенические навыки, привитые ребенку с раннего детства, определяют его дальнейшее существование, а порой и отношение к нему других людей.
  2. По проблеме формирования культурно-гигиенических навыков у детей среднего школьного возраста.
  3. Средний дошкольный возраст – это время “впитывания” всего, что делают и говорят взрослые, поэтому привитие ребенку культурно – гигиенических навыков является наиболее важным именно в этот период времени.
  4. С целью более эффективного формирования культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста требуется совместная работа в этом направлении родителей и воспитателей.

   ПРИМЕР:

У Кирилла Корхова при поступлении на квартиру К/г навыки были не сформированы

Был проведен ряд мероприятий:

-показывание (как чистить зубы, одеваться, заправлять постель). Потом под нашим руководством он пробовал делать сам.

-чтение детской литературь: А. Барто, С. Маршак…

-просмотр мультфильмов ( Крокодил, который не любит чистить зубы… )

Если дети выполняют элементарные обязанности по самообслуживанию, они чувствуют себя равноправным членами детского общества и осознают себя, как часть коллектива. Именно через самообслуживание ребёнок впервые устанавливает отношения с окружающими людьми, осознает свои обязанности по отношению к ним.

ПРИМЕР:

Аня и Полина живут в одной комнате, но у них разный режим дня. Одна делает уроки, друга выбирает более спокойные игры.

Ребёнок узнает цену заботы о себе и приобретает умение действенно заботиться о своих близких ПРИМЕР:

-дети стремятся самостоятельно вынести мусор,

-помогают в завязывании шнурков,

-постоянно заботятся о чистоте тела,

-внутренняя потребность и забота об опрятности в одежде,

-соблюдают гигиенические правила.

Дети после обучения уже сами знают об изменении сезонной одежды:

Зимой надеваем варежки, шапки, куртку, шарф.

Оделся можно идти на прогулку, убрал игрушки – можно садиться рисовать.

Перед сном без напоминания чистят зубы.

Обслуживая себя, дети проявляют физические и умственные усилия.

Самообслуживание является основным видом труда маленького ребенка.

При формировании навыков самообслуживания появляется меньшая зависимость от взрослых, уверенность в своих силах, желание преодолевать препятствия.

Труд по самообслуживанию требует несложной, но четкой организации.

Закрепление навыков самообслуживания способствует созданию специальной материальной среды. В постоянном пользовании детей должны быть вещи необходимые им для самообслуживания: зубная щетка, паста, мыло, шампунь, крем для обуви. Щетка для одежды и т.д.

Труд по самообслуживанию дополняет внутреннюю культуру ребенка: ребенок стремится быть полезным, не обременяя окружающих.

О себе

Я, работаю Санкт-Петербурском государственном бюджетном учереждении "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Вера" на станционарном отделении в специализированной социальной квартире для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации , в том числе для подготовки детей,оставшихся без попечения родителей к проживанию замещающей семье.

Мой взгляд на мир

Помочь детям освободиться от негативного багажа прошлого, заложить фундамент устойчивости личности в будущей самостоятельной жизни.

Моё портфолио

Планировать и организовывать жизнидеятельность воспитаников и осуществлять их воспитание и реабилитацию 

Добавить грамоту в портфолио