Петренко Вера Петровна

Петренко Вера Петровна

сайт учителя русского языка и литературы,сетевого преподавателя

Профессия: учитель

Профессиональные интересы: Творчество Марины Цветаевой

Увлечения: спорт

Регион: Ставропольский край

Населенный пункт: Донское

Место работы: МБОУ ООШ№6

Звание, ученая степень: Почетный работник образования Российской Федерации

Все к лучшему!

О себе

Эти стихи расскажут все обо мне. Каждый год меняю одно слово...

Безумье - и благоразумье, 
Позор - и честь, 
Все, что наводит на раздумье, 
Все слишком есть - 

Во мне. - Все каторжные страсти 
Свились в одну! - 
Так в волосах моих - все масти 
Ведут войну! 

Я знаю весь любовный шепот, 
- Ах, наизусть! - 
- Мой ...летний опыт - 
Сплошная грусть! 

Но облик мой - невинно розов, 
- Что ни скажи! - 
Я виртуоз из виртуозов 
В искусстве лжи. 

В ней, запускаемой как мячик 
- Ловимый вновь! - 
Моих прабабушек-полячек 
Сказалась кровь. 

Лгу оттого, что по кладбищам 
Трава растет, 
Лгу оттого, что по кладбищам 
Метель метет... 

От скрипки - от автомобиля - 
Шелков, огня... 
От пытки, что не все любили 
Одну меня! 

От боли, что не я - невеста 
У жениха... 
От жеста и стиха - для жеста 
И для стиха! 

От нежного боа на шее... 
И как могу 
Не лгать, - раз голос мой нежнее, - 
Когда я лгу... 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Лирика Марины Цветаевой, М.Булгаков "Мастер и Маргарита",П.Коэльо "Алхимик"

Мои достижения

 

Петренко Вера Петровна работает учителем русского языка и литературы в МБОУ ООШ№6  с. Донского с 1992 года. Общий стаж педагогической  деятельности -20 лет.  Имеет высшую квалификационную категорию. Награждена грамотой министерства образования Ставропольского края, грамотами отдела образования Труновского муниципального района, грамотой Губернатора Ставропольского края, в 2009году награждена нагрудным знаком  «Почетный работник общего образования Российской Федерации».

Петренко Веру Петровну отличает высокий профессионализм, она в полном объеме осуществляет основные программно-методические функции учителя русского языка и литературы. В работе учителя наблюдается положительная динамика учебных достижений обучающихся: при абсолютной успеваемости качество обученности  выросло по русскому языку с 54% (2007-2008 учебный год)  до 57%(1 четверть 2011-2012 г.г.), а по литературе с 68% до 73%.

В 2008-2009 году учащиеся 9-х классов проходили итоговую аттестацию в новой форме. Средний балл составил в 9 «А» 4,0. В целом обученность составила 100%, а качество 60%.

Педагог творчески использует различные формы уроков, средства повышения познавательной активности учащихся, развивает их художественное мышление, способствует формированию навыков грамотного письма, выработке умений анализировать тексты различных стилей. Приоритетным на ее уроках стал деятельностный подход  к изучению литературных произведений, в практику преподавания прочно вошли такие формы работы, как учебное исследование, творческие практикумы, литературные конференции, диалоги, дискуссии. Тому примером являются открытые уроки, проведенные в ходе районных и краевых семинаров. Педагогическими находками стали такие уроки, как «Базаров – лицо трагичное», «Личность Некрасова», «Герасим – самое замечательное лицо среди дворовых», «Полон музыки, музы и муки…» Значение музыки в жизни и творчестве О.Э.Мандельштама», «Основные темы творчества М.Цветаевой», «Самая большая ценность – жизнь». (По  рассказу  Д. Лондона «Любовь к жизни»), «И.С.Тургенев. «Стихотворения в прозе».

Урочная и внеклассная работа, проводимая под руководством Веры Петровны, вызывает большой интерес и активность ребят, способствует повышению мотивации познавательной активности учащихся и уровню их знаний. Ежегодно ее ученики становятся победителями и призерами районной олимпиады. В 2007 году ее ученица стала победителем районной олимпиады по русскому языку,  в 2008 году выпускница стала победителем районной олимпиады по литературе. В 2009 году 2 призера:   2 место на олимпиаде по русскому языку, 3 место -  на краевой олимпиаде «Интеллект». В 2011ученица веры Петровны заняла 1 место по литературе на районной олимпиаде.  Петренко В.П. руководит секцией литературоведения в научном обществе «Эрудит». Исследовательские работы ее учеников не раз занимали призовые места на школьных  научно- практических конференциях. Ученица Чернова Анастасия принимала участие в  работе XVII краевой научно – практической конференции школьников, где выступала с научной работой «Слово тайное, слово вещее». «Обобщающая функция художественного слова в лирике Марины Цветаевой». На районной конференции «Отечество»  Кофанов Никита занял 2 место в номинации литературных работ с эссе «Солдатка» и 3 место на краевом этапе конференции и «Отечество» Ученица 5 «А» класса Уварова Анастасия приняла участие во Всероссийском конкурсе «Я помню! Я горжусь!». Ее сочинение « В белорусских лесах»  опубликовано в «Труновском вестнике»,за эту работу воспитанница Веры Петровны получила Диплом 3 степени в номинации «Проза» в краевом конкурсе «Мы достойные внуки Победы».

    Учитель успешно применяет в своей работе современные образовательные технологии: сотрудничества, диалоговое обучение, ИКТ. Имеет свою страницу в Wiki- среде.

Вера Петровна – одна из первых в районе учителей-тьюторов. Успешно пройдя курсы «Применение информационно-коммуникационных технологий дистанционного образования детей-инвалидов», учитель  является сетевым преподавателем для 3 детей с ограниченными возможностями. Петренко Вера Петровна ведет большую научно-методическую работу в школе, в районе. Второй год руководит школьным методическим объединением учителей русского языка и литературы.  На заседаниях выступала с вопросами: «Рефлексия. Виды рефлексии», «Модерация образовательного процесса», «»Анализ художественного произведения как средство духовно-нравственного воспитания учащихся» и др. Она является учителем-исследователем, участвовала в экспериментальной работе школы по теме « Формирование диалогического опыта личности учащегося как способа его духовно-нравственного становления» под руководством профессора  доктора педагогических наук Л.Ф.Савиновой. У педагога имеются 2 публикации в сборниках: «Деятельность классного руководителя по формированию нравственных ценностей у учащихся», методическая разработка занятия по спецкурсу «Истоки» в 5 классе на тему: «Храм Покрова на Нерли».

Вера Петровна  постоянно делится опытом своей работы с коллегами.  В 2008 году она выступала на заседании районного методического объединения учителей русского языка и литературы по теме: «Исторический комментарий на уроках русского языка», в 2009 году поделилась опытом работы по теме: «Роль исследовательской деятельности в самореализации учащихся», а также выступила с докладом: «Подготовка к ЕГЭ на уроках русского языка».

Вера Петровна является победителем районного конкурса «Учитель года 2001» и лауреатом краевого конкурса. Принимала участие в 5-ом Ставропольском педагогическом фестивале «Талант-2005» в Невинномысске в программе «Панорама педагогического опыта» с темой: «Связь литературы с другими видами искусства как средство формирования гармонично развитой личности».

  С 2003 года участвует в комиссии по проверке олимпиадных работ по литературе  в районе, с 2008 года член районной комиссии по проверке экзаменационных работ по русскому языку. Не раз работала в районной медальной комиссии. В 2011году – эксперт региональной экзаменационной комиссии Ставропольского края.

Петренко Вера Петровна постоянно повышает свой профессиональный уровень. Она прошла курсы в Ставропольском краевом институте повышения квалификации работников образования в 2008 году по теме «Внедрение в воспитательный процесс новых интерактивных технологий», в 2010 году - по теме «Психолого-педагогические аспекты работы с одаренными детьми в контексте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», в этом же году «Применение информационно-коммуникационных технологий дистанционного образования детей-инвалидов», в 2011 году - по теме «Актуальные проблемы теории и методики преподавания русского языка и литературы в рамках стратегии развития образования»

 

Моё портфолио

 

   Я — сетевой преподаватель, а следовательно ключевая фигура , реализующая на практике различные методики и обеспечивающая эффективность образовательного процесса. Я уже не простой учитель, а потому и требования ко мне особые : это и знания в области современных личностно-ориентированных форм и методов обучения, это и знания в области современных методик и дидактических приемов дистанционного обучения, а также знания в области  педагогической психологии, необходимых для реализации индивидуально-ориетированного подхода. Последнее особенно важно, так как я работаю с детьми с ограниченными возможностями.

   Целью педагогической деятельности сетевого преподавателя является создание оптимальных условий для достижения учащимися личностных, предметных и метапредметных результатов. Но необходимо помнить, что дети-инвалиды требуют особого внимания, они нуждаются в любви. Поэтому главный мой предмет — наука любви к детям. Чувство это порою важнее всех педагогических концепций. С опытом я в этом убедилась.

    Думала, главное — формировать,

    думать, ваять, лепить.

Думала: верный маршрут

показать, править, лечить, учить.

Сыпала фразы, цитаты, слова-

Чтоб от ошибок спасти.

Думала: осень имеет права

Пух тополиный трясти.

Думала : рваться, бороться, рубить.

Мчаться, коль сила несет,

А оказалось- всего лишь любить.

Только любить — вот и все.

 Сетевые преподаватели, как кропотливые архитекторы, планируют будущую жизнь детей. И дай нам Бог каждое свое слово, каждый свой шаг совершать во благо детям. Когда-то давно моей путеводной звездой стали слова Сент-Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». Формирование зрелой, целостной личности — вот моя цель. Отсюда  и задачи: обеспечение индивидуальной программы развития ребенка в соответствии с его возможностями, обеспечение методического сопровождения учащихся в освоении ими учебных материалов, формирование у учащихся критического и творческого мышления, развитие устойчивой мотивации познавательной деятельности.

 Для решения этих задач у меня большой арсенал. Это и образовательное пространство  I -школы, цифровые образовательные ресурсы, собственные презентации и разработки. Это и приемы и методы: проблемный вопрос, мини-исследование, проектная деятельность. Приведу пример.

Урок литературы с девочкой-инвалидом, ученицей 8 класса

Начинаю так: « Маша,тема сегодняшнего урока « У счастья нет завтрашнего дня…» Диалоги о любви.

Начать урок мне хочется стихотворением Курочкина 

 

 

Первой любви не сотрётся печать.

Будем друг друга всю жизнь вспоминать;

Общие сны будут сниться обоим;

Разум обманем и сердце закроем -

Но о прошедшем тоска не умрёт,

И уж любовь не придёт, не придёт -

Нет, уж любовь не придёт!

 

 

- Как ты думаешь, почему этими строчками я решила начать последний урок по повести «Ася»? Что объединяет стихотворение с повестью?

 - Оба героя несчастны. Почему? Проблема , которую нам предстоит решить: что же Тургенев считает составляющими человеческого счастья? Попытаемся вывести формулу счастья .

Счастье= х+х

Как это происходит? В какие минуты герои были счастливы? Что помогло ощутить это состояние? Что помешало быть счастливым?»

  Мои ученики с удовольствием занимаются в I-школе: мы вместе изучаем лекции, выполняем тесты, ребята участвуют в форумах, с удовольствием выполняют творческие задания: пишут сочинения, сочиняют рассказы и стихи, создают иллюстрации. 

  Мы вместе создаем небольшие проекты, презентации.

 Я выступаю в 3-х ипостасях: организатора, координатора и наставника. В условиях дистанционного обучения коренным образом меняются роли основных субъектов образовательного процесса. А процесс сам по себе уже стимулирует развитие навыков самоорганизации у детей.

   Необходимо , чтобы каждый ребенок , познав себя, сделал правильный выбор, определил нравственные приоритеты своей жизни. А моя главная задача — создать условия для самореализации ребенка, чтобы он понял, что он сам творец себя, своей удивительной души. Может, кто-то возразит, что с высокими идеалами не выжить. А я думаю, что без них не выжить. Вспомните нравственные традиции , сложившиеся на Руси: «Не хлебом единым жив человек». А как прекрасно сказал об этом Булат Окуджава:

Совесть, благородство и достоинство-

Вот оно , святое наше воинство.

Протяни ему свою ладонь,

За него не страшно и в огонь.

 А как этого достичь? Только добром, ибо добро порождает добро. Так завещал замечательный педагог Василий Александрович Сухомлинский.

 Мы, сетевые преподаватели , призываем к самореализации. Не спите душой и не дайте заснуть душе ребенка.

 Роль сетевого преподавателя в определении истинного и ценного содержания в процессе обучении  велика. Сетевой преподаватель должен подготовит ребенка к вхождению во взрослую жизнь таким образом, чтобы тот осознал себя не только полноценной, но и полноправной личностью общества.

И еще. Сетевой преподаватель должен быть профессионалом, процесс обучения не терпит дилетантства. Сетевой преподаватель должен ставить себя рядом с ребенком, а не напротив. Сетевой преподаватель должен хотеть и  уметь защищать ребенка от негативных влияний. Сетевой преподаватель не может быть равнодушным человеком . Ведь он общается с детьми-инвалидами. А им необходима вся теплота твоего сердца, все богатство твоей души. Я думаю, что это нам советовала А.Ахматова:

  Нам свежесть слов и чувства простоту

Терять — не то ль , что живописцу — зрение,

Или актеру голос и движение,

А женщине прекрасной — красоту?

Но не пытайтесь для себя хранить

Тебе дарованное небесами:

Осуждены — и это знаем сами-

Мы расточать, а не копить

     Дистанционное образование отвечает принципу гуманистичности, согласно которому никто не должен быть лишен возможности учиться из-за невозможности посещать образовательные учреждения в силу физических недостатков .

Дистанционное обучение перспективно - доля дистанционных технологий в образовании растет год от года!

Я верю, что у моих учеников все получится и всегда им советую: « Мечтайте, верьте в мечту, и она сбудется». Я и сама мечтаю о будущем и уверена:

Если верить в мечту, к ней стремиться-

Я знаю - все сбудется.

Если вместе с друзьями-

Надежнее и веселей.

Зазвучат имена наши славные

В звездах и улицах.

Ждать осталось недолго-

Вперед и , конечно , смелей.

   

Добавить грамоту в портфолио