Петрянова Валентина Николаевна

сайт учителя русского языка и литературы

Искать, пробовать, развивать...

Профессия: учитель

Профессиональные интересы: проектная технология, внеклассная работа

Увлечения: книги, спорт

Регион: Республика Татарстан

Населенный пункт: г.Азнакаево

Место работы: МБОУ "СОШ №5 с углубленным изучением английского языка"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/petryanova-valentina-nikolaevna-2
Обращайтесь с детьми как с цветами...
индийский ученый, педагог

Возлюби ребёнка. Возлюби его сильнее, чем самого себя. Уверую, что ребёнок чище, лучше, честнее, талантливее тебя. Всего себя отдавай детям и только тогда ты станешь именоваться Учителем.

П.А.Сухомлинский

 

Сегодня я могу с уверенностью сказать, что для меня «учитель» не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа… Для меня «учитель» - это жизнь (смысл моей жизни). Я не работаю учителем, я живу учителем. Мне нравится быть учителем.

35 лет я живу учителем. 35 лет «вечный бой» за нормы грамматики и правописания, за прочие знания «литературных источников». Все годы следую цели – научить любить слово, привить вкус к хорошей речи, развить слух и научить отличать фальшивый тон. Я убеждена, что основа русской культуры – слово, основа человеческого общения – язык. Поэтому главным направлением моей работы является развитие интереса к родному языку, к его многогранным проявлениям и формам, научить владеть языком и ценить его богатство. А все это определяется взаимодействием классных и  внеурочных занятий. Поэтому мне доставляет удовольствие демонстрировать в привычном – необычное, особенное, открыть детям таинственную жизнь языка.

 За 35 лет работы я поняла, что труд учителя – вечный, неутомимый поиск. В течение своей деятельности я ставила перед собой решение методических проблем. Как предупредить отставание слабых и добиться высокой успеваемости каждого? Как сделать процесс обучения радостным? Как активизировать деятельность учащихся? Как воспитать потребность узнавать больше и больше?

И я начала поиск, а иначе нельзя. Как, например, добиться усвоения трудных слов с мягким знаком после шипящих? Оказывается, можно ребятам дать задание сочинить буриме со словами: мяч – вскачь, хорош – пригож, задач – неудач. Как сделать словарные диктанты не только полезными, но и интересными? И вот провожу диктанты с приключениями. Учащимся предлагаю не только написать словарный диктант, но и указать, из какого произведения они взяты, составить с ними 5-6 предложений или связный рассказ, передающий сюжет этого произведения. Как увлечь русским языком ребят, которые интересуются другими предметами? Так рождаются бинарные уроки.

Стремлюсь создать такую жизнь, в которой должно быть комфортно и ученикам, и мне самой. Кредо моей деятельности: искать, пробовать, обучать, а девизом являются слова «Хорошо работает не тот, кто может, а тот, кто хочет». Стараюсь творчески организовать учебный процесс, в совершенстве владеть современными педагогическими технологиями, добиваться высокой плотности урока, развивать самостоятельность учащихся, активизировать их мышление, интерес к знаниям.

 

О себе

Победитель ПНПО "Образование" 2008г.

Победитель конкурса "Наш лучший учитель"(2011г.)
"Почётный работник общего образования Российской Федерации"(2012г.)

Победитель муниципального этапа республиканского конкурса кабинетов_2008.

Победитель Муниципального этапа республиканского конкурса "Учитель года 2008.

Дипломант премии "Чулпан-2007".

Дипломант Республиканского конкурса"Учитель года РТ-2008".

Участница межрегиональной научно-практической конференции классных руководителей г.Пенза

Участница Республиканской конференции классных руководителей, г.Казань.

Эксперт по проверке экз. работ участников ЕГЭ по рус. языку.

Член аттестационной комиссии МОиН РТ.

Член "Общественной организации творческих педагогов РТ"

Руководитель районного методического объединения учителей русского языка и
литературы.

 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Л.Войнич "Овод", А.А.Фадеев "Молодая гвардия",  Н.А.Островский "Как закалялясь сталь"

Мой взгляд на мир

В чем же состоит суть моей педагогической философии? Все, чем я занимаюсь в школе – беспрерывное строительство. И строим мы все нашу школу. В основе всякого здания – крепкий фундамент, и чем значительней и крепче мы хотим построить наш дом, тем больше труда и стараний я должна приложить на этом этапе. Фундаментом школьного строительства являются взаимоотношения учителя и ученика. Что такое образовательный процесс? Это сотрудничество, которое может быть только при взаимном доверии.  В урочной и внеурочной деятельности я создаю условия для дальнейшего продвижения вперед ученику, и делая «шаг навстречу» ему, я поднимаюсь на новую ступеньку в своем методическом опыте, умении строить отношения со своими учениками. Поэтому с интересом изучаю и применяю технологию встречных усилий педагога и учащихся. Условно такой урок я разбиваю на 5 основных этапов:

  1. начало урока, «разминка», цель которой – создать эмоциональный настрой на совместную учебную работу;
  2. контрольно-подготовительный: опрос по предыдущим темам. Здесь происходит «уплотнение» имеющихся знаний. Использую такие приемы, как опрос-кроссворд, тестирование… Главная цель этапа – интеллектуальное развитие.
  3. Постановка учебной цели, создание ситуации «вызова». Предлагаю учащимся сформулировать свои цели урока, так они включаются в процесс организации как активные участники. Использую такие приемы как вопрос к тексту, знаю-не знаю.
  4. Сотворчество. Основные приемы, которые применяю – это театрализация, кластер, игры, создание таблиц, схем.
  5. Рефлексивный: осмысление результатов работы, оценивание, участие в разработке домашнего задания. Домашнее задание варьируется на уровне: 1) обязательный, 2) кто хорошо знает предмет, 3) творческий.

При использовании данной технологии достигается взаимопонимание, взаимодействие, при которых достигается активная познавательная деятельность, сознательное участие в учебном процессе.

Одним их важных направлений в моей деятельности является индивидуализация и дифференциация обучения – это, я считаю, путь к познанию, путь в творчество, к радости мышления, к повышению грамотности. При такой системе работы дети работают в силу своих возможностей овладевают знаниями, проявляют интерес к предмету и завидную активность. Самое главное,  каждому ребёнку дается право на признание его Личностью, он и должен ощущать себя Личностью, быть любим и уважаемым, и не потому, что он круглый отличник, а потому, что он есть. Эта работа, зачастую, незаметная, состоящая из мельчайших деталей, идей, но постоянная – как между уроками и после, так и на самом уроке. Какие бы печали и заботы не были на душе, всегда приветливо улыбаюсь при встрече с детьми (а потому что я действительно рада встрече с ними), две-три фразы при случайной встрече (а потому что они мне интересны) часто подхожу первой и здороваюсь с ними (а потому что вижу и признаю их ценность).

А на уроках у меня каждый имеет право на ошибку, право на своё мнение. До чего же приятно, когда ученик, работая раскованно, легко и радостно, удивляет меня своими догадками и предположениями. Только так можно превратить урок в общение, а это главное для творческого развития.

А строительство продолжается. Над фундаментом возвышается цоколь. Это умения и навыки, а также обязательно интерес к предмету. Не секрет, что учитель должен быть сам интересным для учеников, для их родителей и для коллег, поэтому он должен стремиться к самосовершенствованию.

При изучении любого теоретического материала в центре каждого урока – формирование практических навыков. Главная задача при выработке навыков орфографии – помочь запомнить правила на всю жизнь. Поэтому я превращаю  уроки орфографии в увлекательные путешествия за  знаниями. Многие мои уроки основаны на элементах игры и игровой технологии. Играть любят все: взрослые и дети, но дети с её помощью познают мир, с интересом изучают скучные для них предметы. На помощь к нам приходит бабушка-орфографушка, которой приходится постоянно искать внучку-орфограмушку, сказочные герои, которые проводят викторины, путешествия. Это не просто уроки-развлечения: дети заранее к ним готовятся, получают серьёзные задания и обнаруживают в процессе игры не только знания, но и умения их применять, а также смекалку, находчивость, инициативность, умение работать сообща. Кроме того занимательные виды языковой работы с детьми позволяют обогатить программный материал дополнительными, на этих уроках углубляется понимание языка как системы и представление о его функциях и формах. Игра позволяет развивать творческие задатки детей, их находчивость, инициативность, неуемную изобретательность. Для меня доставляет особый восторг, если ученик «Сделал! Сумел! У него получилось!» Пусть вначале только на уровне умений и навыков, но ведь творчество – это не только результат, но и сам процесс, а при удачном процессе будет и результат. Победы моих учеников на олимпиадах, в конкурсах – результат сотворчества.

А мы уже поднимаем стены здания, определяем комнаты, думаем о дизайне. Прелесть этого этапа строительства в том, что уже формулируется команда творчески думающих мастеров, способных генерировать различные идеи, применять разнообразные подходы при решении проблем, придавать завершенный вид продуктивного мышления. Так как красоту дома определяет дизайн, в нашем случае – это духовное становление личности. Свою задачу как учителя-словесника я вижу не только в том, чтобы дать знания в области русского языка и литературы, но и в том,  что с помощью этих предметов воспитать лучшие душевные качества ребёнка, уважение к многовековой культуре. Я уверена, что потенциальная гениальность живет в каждом человеке и если я сумею пробудить в ребенке такое состояние, когда в нем происходит слияние с его делом, если это дело его захватило и увлекло, то такое состояние ребёнок не сможет забыть, потому что такой  труд -  высшая радость, где возникает гармония всех способностей человеческого существа. Я верю в то, что ни один мой ученик не ушел в мир с пустой душой, всей душой я стремлюсь познать ребёнка – этот «уникальный мир», содействовать его развитию, найти путь к сердцу ребенка, принимаю детские радости, горести, открываю в каждом из них новое и изумляюсь новому. А уж без любви к ребенку педагогу – все равно, что певцу без голоса, музыканту без слуха. Главная моя работа – научить ребенка жить в обществе, среди людей.  Это невозможно без освоения таких качеств, как любовь и доброта, искренность и отзывчивость, честность и милосердие.

И, наконец, о крыше. Реальной крышей школы является государственная поддержка, а кровля у нас все латается повседневным фанатизмом администрации школы, учителями, в том числе и мною. Без этого здание будет непрочным и незавершенным.

Вот и вся философия – строить, строить и строить. В первую очередь  себя как учителя, а затем помочь своим ученикам стать прекрасными строителями себя, школы, дома, страны. И если каждый кирпичик, вложений много был и будет нужным, я буду счастливым учителем.       

 

Мои достижения

Мои ученики становятся победителями и призёрами школьных, муниципальных и республиканских этапов Всероссийской олимпиады, успешно участвуют во Всероссийском конкурсе-игре «Русский медвежонок». Петрова Света (9кл.) стала победителем городской олимпиады по русскому языку (2008г.),  Ахметсафина Римма (9кл.) - призёром по русскому языку (2009г.), Васильева Кристина заняла 3-е место по литературе (2010г.),  Сайфуллина Карина (10кл.) стала призёром Республиканской олимпиады по русскому языку (2010г). 32 учащихся (5-11кл) получили сертификаты за активное участие в Российской олимпиаде «Центра детской поддержки» по русскому языку и литературе (2011г.). 

Принимают активное участие в научно-практической конференции имени Л.Н.Толстого, становятся победителями и призёрами: Гаранина Дарья (9кл.) - победитель районного конкурса в номинации «Лучшая творческая работа» (2009г.), победитель конкурса сочинений «Мы помним! Мы гордимся!» (2010г.) , Донбаев Максим (10кл.) - призёр муниципального этапа и участник Республиканской конференции в номинации «Лучшая исследовательская работа» (2010г.)  

     В межрегиональном конкурсе на лучший рассказ, очерк, фотографию по истории развития ОАО «Татнефть» победителями стали Сайфуллина Карина и Галин Артур (11кл.) в номинации «Лучшая фотография» (2010г.) , Донбаев Максим (9кл.) - в номинации «Лучший очерк» (2010г.). Мухлисов Тимур – победитель в конкурсе сочинений о лучшей профессии «Билет в будущее» (2009г.). Остапенко Сергей – победитель в конкурсе сочинений о лучшей профессии «Билет в будущее» (2009г.) и призёр республиканского творческого конкурса «Я выбираю жизнь» в номинации «Поэзия и авторская песня» (2010г.). Газизов Ринат (9 кл.) - участник Российского детского литературного интернет-конкурса Общественного фонда «Содействие» (2011г.).

 

Моё портфолио

Цель данного портфолио – проанализировать и представить значимые профессиональные результаты и обеспечить мониторинг профессионального роста преподавателя. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые в обучении и воспитании, а также позволяет проследить творческую и самообразовательную деятельность педагога.

Добавить грамоту в портфолио