Наклонения глагола.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Петрянова Валентина Николаевна

Конспект открытого урока по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon naklonenie_glagola.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока.

Наклонения глагола.

Урок разработан учителем русского языка и литературы МОУ СОШ №5 г.Азнакаево   РТ

Петряновой В.Н.

Цели урока:

  1. Дать понятие о наклонениях глагола, об изменении глагола по наклонениям.
  2. Формировать умение различать наклонения, правильно употреблять их в речи; навык морфологического разбора глагола;

     продолжить работу над развитием речи.

  1. Развивать интерес к изучению русского языка, воспитать учащихся духовно-нравственно здоровыми личностями.

Оборудование: компьютер, раздаточный материал, наглядный материал.

Ход урока:

I.

1.Учитель. Садитесь, ребята. А что я забыла сделать (поздороваться)? Что означает слово? Я всем вам  и вашим семьям желаю здоровья.

Давайте пожелаем здоровья нашим гостям (здравствуйте).

- Назовите однокоренные слова  (их запись, выделение корня).

(здоровье, здоровый, здравый, здорово, здоровенный, здравствовать, здравие, здравствуйте, здравница, здравоохранение)

- Какими частями речи являются однокоренные слова?

- Какие орфограммы вам встретились в глаголах?

2. Синтаксический разбор предложения:

Слава к тому приходит, кто впереди ходит. (Эти слова будут девизом урока, в конце урока подведем итог, как он будет связан с темой нашего урока).

У доски один ученик производит морфологический разбор глагола «ходит».

II. Устное тестирование (на экране).

  1. Глагол – это часть речи, которая обозначает:

а) действие предмета;

б) признак предмета;

в) предмет.

  1. Глаголы изменяются:

а) по падежам и родам;

б) временам и числам;

в) лицам и падежам.

  1. Среди категории времени нет:

а) настоящего;

б) прожитого;

в) прошедшего;

г) будущего времени.

  1. В предложении глагол обычно бывает:

а) подлежащим;

б) дополнением;

в) сказуемым.

  1. Какой глагол из перечисленных ниже не является разноспрягаемым:

а) хотеть;

б) бегать;

в) бежать;

г) есть;

д) дать.

  1. Глаголы, которые могут сочетаться с существительным,  числительным или местоимением в винительном падеже без предлога, называются:

а) переходными;

б) непереходными.

  1. НЕ с глаголом пишется:

а) раздельно;

б) слитно;

в) через дефис.

  1. В русском языке глаголы изменяются по следующим наклонениям (найдите неверное утверждение):

а) изъявительное;

б) принудительное;

в) условное;

г) побудительное.

III. А вот мы подошли к теме сегодняшнего урока. Глагол «ходит» обозначает действие, которое происходит реально в настоящее время, но, оказывается, глаголы могут обозначать и нереальные действия которые не происходили, не происходят, и возможно, не произойдут.  Сегодня мы познакомимся с еще одним морфологическим признаком глагола – наклонением.

- Как вы думаете, какова цель нашего урока? (узнать, что такое наклонение)

- Вы что- нибудь знаете об этом? (Нет).

- Давайте узнаем об этом вместе и призовем на помощь сказку.

IV. ( На экране)

В некотором царстве, в некотором государстве жил – был царь. И было у него три сына

Епифан был старший брат

Сам себе он был не рад.

Все б у парня получалось,

Если б что- то не случалось.

Епифан.  – Я бы сделал, я бы смог,

                   Если б кто – нибудь помог!..,

Брат Тимоня средним был.

Тот командовать любил.

Только слышно от него:

Тимоня.  – То возьми! Подай того!

Меньший брат Иваном звался.

Тот во все дела совался.

Он зимою дров наколет,

А весной засеет поле.

Иван. – Слов на ветер не бросаю,

               Что надумал, выполняю!

 Жили братья не тужили, да напал на то царство- государство враг. Змей девятиглавый. Обратился царь к сыновьям, чтобы шли они со змеем биться, чтоб защитили от этого ворога русскую землю.

Епифан: Я пошел бы воевать,

                Если б не любил поспать,

                Я сразился б со злодеем,

                Самозванцем, лиходеем,

                Я бы Змея победил,

                Если б тятька разбудил!

Тимоня: Эй, Ванюша, эй, дурак,

                Снаряжайся! В царстве враг!

                Есть и спать не любишь вволю –

                Так ступай во чисто поле,

                 Заруби дракона злого

                Аль доставь сюда живого!

Иван: Вижу : час настал мой, братцы,

            В путь – дорогу собираться.

            Я за землю за свою

            Постою в любом бою!

            Меч возьму и подмогу.

Тимоня: Ну, иди, Ванюша, с Богом!

- Кто из братьев понравился вам больше всего? Почему? А почему не понравились Епифан и Тимоня? А ведь братья познакомили нас с тремя наклонениями глагола. Откроем учебник на стр. 201. Найдите названия наклонений (изъявительное, условное, повелительное).

- Вспомните, какие глаголы любят употреблять братья?

( На доске рисунки: Епифан – почесывает за ухом, Тимоня – указует перстом, Иван – с топором через плечо).

- Запишите под портретами глаголы, употребляемые братьями.(Запись в тетрадях).

1. Епифан : сделал бы, смог бы, помог бы, пошел бы воевать, любил бы поспать, сразился б, победил бы, разбудил бы.

2. Тимоня : возьми, подай, снаряжайся, ступай, заруби, доставь.

3. Иван : не бросаю, надумал, выполняю, вижу, настал, собираться, постою, возьму, подмогу.

- Обратимся к учебнику. Кто из братьев употреблял глаголы в изъявительном наклонении? В чем особенность этих глаголов? Какое действие они обозначают?

-  Найдите корень в слове изъявительное (- яв-).

- Подберите однокоренные слова ( яв, явный, наяву).

- Почему наклонение называется изъявительным? ( действие происходит наяву, действие из яви).

- Кто употреблял глаголы в повелительном наклонении?

-  Кто же употреблял глаголы в условном наклонении?

(Записи над столбиками: изъявительное, условное, повелительное)

V. Закрепление.

- Снова вернемся в сказку.

Царь-отец рассержен очень.

Братьев он зовет пред очи :

Царь. – Брат Иван пошел сражаться –

           Вам без дела грех слоняться!

           Вот решите – ка задачу!

           Будет худо вам иначе!

Задание. Епифану выписать глаголы в форме условного наклонения, Тимоне – повелительного.

  1. Возьми ножик, Карло, вырежи из этого полена куклу, научи её говорить всякие смешные слова и носи по дворам.

  1. Я бы уступил свое место, да не бывать Марту прежде Февраля.

  1. Не сжег бы ты кожу лягушачью, оборотилась бы я снова красной девицей.

  1. Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи!

  1. Наградила бы я по-царски, да не послушался ты моего совета.

  1. «Смилуйся, государыня-рыбка!» - ей с поклоном старик отвечает.

Братья (хором). Головы нам не сносить – надо помощи просить!

(Класс выполняет задание, по вариантам).

Подождите, а Иван –то, где, ребята?

Ох, Ивану трудновато!

Камень на его дороге

Обойдется ли без подмоги?

(На листе нарисован камень с надписью: «Осилишь задачу – найдешь удачу».Здесь же задание для Ивана).

Вставить пропущенные буквы, найти глаголы в изъявительном наклонении, определить их время.

  1. Рус..киий ни с меч..м, ни с калач..м не шутит.
  2. Бе.. смелости не возьмеш.. и крепости.
  3. Кто с Россией ни тягался, в правых не ост..вался.

Проверим задания.

- У нашей сказки счастливый конец. Иван – царевич выполнил все задания, победил злого Змея. Какие качества ему помогли? Что нужно, чтобы обладать этими качествами? Как слово здоровье связано с человеком? (Вести здоровый образ жизни).

 Все герои помогли нам одолеть очень сложную тему. Вспомните, с какими наклонениями вы познакомились (отвечают). Какие действия обозначают глаголы в форме изъявительного наклонения? (настоящее, будущее, прошедшее), Условного? (прошедшее), повелительного? (будущее).

Учитель: Чтобы определить наклонения глагола, то

  1. Скорее всего, это будет именно глагол в изъявительном наклонении (тогда он изменяется по временам: думал, думаю, буду думать);
  2. Если есть частица БЫ, то это условное наклонение (думал бы);
  3. Если просят или приказывают что-то сделать, то это повелительное наклонение (думай);
  4. Если же не условное и не повелительное, то это все-таки изъявительное наклонение.

А братья поняли, что так жить нельзя? Вернемся к девизу урока. Почему я выбрала именно эту пословицу?

VI. Домашнее задание:

1 группа: написать сочинение-миниатюру по пословице: «Слава к тому приходит, кто впереди ходит».

2 группа: составить 10- 15 словосочетаний на тему: «Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья»

Всем: использовать глаголы в разных наклонениях.

3 группа:  упражнение 489

 

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе.Наклонения глагола.Изъявительное наклонение.

Урок русского языка с использованием технологии морфемного анализа....

"Наклонения глагола. Условное наклонение глагола" конспект урока русского языка в 6 классе

Тема урока: Наклонения глагола. Условное наклонение глагола.Цель урока: дать сведения о наклонениях глагола и его изменениях в условном наклонении.Задачи урока:Образовательная:повторить знания учащихс...

Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"

Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"...

Презентация к уроку русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"

Презентация к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола". УмК Бабайцевой...