Плесовских Олег Леонидович

Сайт учителя истории и обществознания

"Historia magistra vitae"

Профессия: Учитель истории

Профессиональные интересы: История России начала ХХ века

Увлечения: Спортивный туризм

Регион: Тюменская область

Населенный пункт: с. Ильинка, Казанский район

Место работы: Ильинская СОШ - филиал МАОУ Новоселезнёвская СОШ

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/plesovskih-oleg-leonidovich

О себе

Работаю учителем с 1991 года.

На сегодняшний день - учитель истории в 5-11 классах, учитель обществознания в 10-11 классах.

С 1994 года - руководитель секции спортивного туризма школы (сегодня секция работает на базе детского центра "Берёзка").

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

В детстве - произведения Владислава Крапивина, Жюля Верна, Майн Рида, Фенимора Купера, Артура Конан Дойля.

Одно из любимых произведений - "Мастер и Маргарита" М.А. Булгакова.

Мой взгляд на мир

Эссе «Я – учитель».

 

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование

учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том,

что он есть, должен быть и не может быть ни чем иным…

 Л. Н. Толстой

 

Моя семья не была семьёй потомственных педагогов. Профессия была «где-то рядом». Бабушка немного работала в детском саду, мама – в начальной школе. Но всё это было «производственной необходимостью» и профессией не стало. А вот для меня каждое утро рабочего дня начинается в 8:30 словами: «Доброе утро. Садитесь». Начинается очередной урок. Очередной, и в то же время такой не похожий на все другие. Новый, необычный, иначе быть не может – на каждом уроке разные дети. И как он пойдёт, этот урок, невозможно предусмотреть никакими строгими регламентами, правилами, программами, стандартами и планированиями. Вот за это я и люблю свою профессию и, входя в класс, знаю, что каждый день мои ученики меня будут удивлять. Новыми открытиями, горящими глазами, спорами, яркими ответами, необычными мнениями. Хотя нередко всё бывает и совсем по-другому: и домашнее задание не подготовили, и участвовать в работе не особо желают. Но - это тоже мои ученики, каждый из которых интересен по-своему.

Быть учителем истории в сельской школе я никогда не мечтал. Да и в школе любимым предметом была география. С историей как-то не повезло. За годы учёбы сменилось то ли четыре, то ли пять преподавателей этого предмета. Причём большинству она «давалась в нагрузку» к предмету основному. Всего лишь несколько уроков, заменяя заболевшего учителя, провёл в нашем классе Иван Степанович Долгушин, ветеран педагогического труда, ветеран войны, старший лейтенант, кавалер Ордена Александра Невского. Вместе с ним на уроки входила сама ИСТОРИЯ… Может быть тогда и появился интерес к предмету…

В школу я пришёл работать теперь уже в далёком 1991 году. История тогда совершалась на наших глазах: ГКЧП, распад СССР, СНГ, ваучеры, приватизация, «лихие 90-е». Именно на этот период и пришлось моё становление как учителя. Государство тогда школе внимания практически не уделяло, в то же время был широчайший простор для творческой деятельности. «Сверху» особой помощи ждать не приходилось, но и помех в работе тоже никто не чинил. Школа держалась на энтузиазме тех, кто не мыслил себя вне её стен. Вот у них и посчастливилось учиться. Восприятие работы учителя как «образовательной услуги» было просто невозможно. Миссия и служение. Иначе не удержаться. Вокруг были прекрасные педагоги советской «закалки». Ну и, конечно, мой главный наставник, директор школы и учитель истории – Упорова Нина Александровна. Не знаю, что она разглядела во мне – но на работу приняла без вопросов, учитывая то, что законченного педагогического образования у меня ещё не было. И поддерживала во всём, оказывая профессиональную и методическую помощь. У неё я научился творчески подходить к каждому уроку, видеть личность в каждом из своих учеников.

С тех пор ценю в своей профессии прежде всего творческую составляющую, невозможность уложить её в какие-то строгие рамки, хотя за прошедшие годы многое изменилось. Современная школа насыщена различными техническими средствами обучения, появилось гораздо больше возможностей разнообразить уроки, общаться с коллегами из других регионов, делиться своим опытом и перенимать опыт других учителей. Но в то же время накапливается усталость от постоянных «обновлений», «регламентаций», не всегда продуманных, но продвигаемых в жизнь с упорством, достойным лучшего применения.

Уинстону Черчиллю приписывают фразу: «Кто в молодости не был радикалом — у того нет сердца, кто в зрелости не стал консерватором — у того нет ума». Моё педагогическое кредо сегодня – «здоровый консерватизм». Он помогает выжить в пучине преобразований и бесконечных новшеств, отделить «зёрна от плевел», настоящее от наносного, временного. Время не стоит на месте, поэтому без обновлений, конечно,  нельзя. Да и дети стали другими. Постоянно интересуюсь новинками в истории, методике преподавания предмета, новыми педагогическими технологиями. Но в то же время стараюсь их соотнести с уже проверенными временем приёмами работы. Что принял без сомнений – технические новшества в виде различного мультимедийного оборудования. А в целом мой подход к преподаванию истории определили когда-то прочитанные слова французского историка Марка Блока: «Все, что человек говорит или пишет, все, что он изготавливает, все, к чему он прикасается, может и должно давать о нём сведения». В основе работы – анализ исторических источников разного типа. История, конечно, увлекательна сама по себе, даёт много «пищи» для размышлений. Важен и мощнейший воспитательный потенциал предмета. Но изучение истории может и должно учить думать, размышлять. А здесь документы, карты, картины, карикатуры, архитектурные и скульптурные памятники, да и просто предметы быта – огромное поле для аналитической деятельности, развития мышления ребёнка.

Сегодняшний ученик – дитя информационного общества. Поэтому учителю нельзя отставать в освоении «информационной среды». С компьютерами начал работать с 2002 года. Очень хорошую подготовку получил, обучаясь в центре интернет-образования при ТюмГУ. Ну а дальше старался разобраться самостоятельно. На сегодняшний день создана большая медиатека уроков с применением интерактивных технологий, большинство проводимых уроков могут сопровождаться презентацией, что особенно актуально при изучении вопросов внешней политики и культуры. С 2010 года начал активную работу в социальной сети «В контакте». Почему именно там? Долго прорабатывал разные варианты удалённого общения с учениками, но понял, что никакой учительский сайт не будет посещаться столь часто, как созданная в этой социальной сети группа в силу того, что большинство учащихся здесь постоянно общаются между собой. Результатом стал виртуальный кабинет истории (группа «Ильинская СОШ – КАБИНЕТ ИСТОРИИ»), который ежедневно посещают более 30 человек, в периоды подготовки к итоговым и контрольным работам число посещений превышает сотню. Группа уже более 5 лет пользуется неизменным «спросом».

В работе очень помогло и детское увлечение географией. Ведь история совершается не только во времени, но и в пространстве. И для меня слова «Ни одного урока без карты» - это не просто фраза, а прямое руководство к действию. Ученики знают, что на уроках истории карта на доске постоянно и надо уметь её использовать. Был период, когда работать в этом направлении было затруднительно по причине отсутствия необходимых настенных карт, сегодня эта проблема решается картами электронными.

С классным руководством мне «не повезло». Моим классом стала секция «Спортивный туризм» и с туристами я  работаю вот уже двадцать второй год. Вообще считаю, что учитель должен быть интересен ученикам как человек, как личность, а не только как тот, кто «ведёт уроки». Учитель должен сам получать новые впечатления и делиться ими с учениками.  К.Д. Ушинский писал: «Один день, проведённый дитятей среди лесов и полей, стоит недели в классной комнате». А что в этом случае может быть лучше туризма? Сегодня спортивный  туризм в Ильинской школе – это секция областного уровня, воспитавшая десятки спортсменов-разрядников. Среди наших выпускников есть военные, сотрудники МЧС, промышленные альпинисты. С нами считаются на соревнованиях не только районного и зонального, но и областного уровня. Долгое время сам выступал в составе сборной Казанского района на различных соревнованиях по туризму. На соревнованиях, слётах, в походах ученик, воспитанник в учителе видит, прежде всего, человека, старшего друга, который делит с ним все тяготы полевого быта и переносит такие же, а нередко и бОльшие нагрузки, может своим примером показать, как выполнить лучше тот или иной приём, установить или поправить палатку, разжечь костёр.

Роль мужчины-учителя в современной школе очень ответственна. Особенно на селе. Мужское воспитание в семье нередко не является полным, а то и отсутствует вовсе. Множество неполных семей, матерей-одиночек, а в современной деревне если семья и полная, то отец нередко большую часть времени вынужден посвятить материальному обеспечению семьи, очень часто работая вахтовым методом и дома бывая очень редко. Если дома – одна мама, в детском саду – воспитательница, а в школе – учительница, то полноценного воспитания ребёнка никак не получится. Не только у мальчиков, но и у девочек тоже.

Подводя итог моего  эссе, хочется отметить, что сегодня меняется подход к образованию в целом. И надеюсь, что слова нового министра образования и науки О.Ю. Васильевой: «Образование — это не услуга. Образование — это нравственное служение»,  станут руководством к действию для тех, от кого зависит судьба школы. А в школах об этом не забывали никогда.

Мои достижения

"Почётный работник общего образования РФ" - 2005 год.

Грамота Министра образования РФ - 2006 год.

 

Моё портфолио

Плесовских Олег Леонидович.

Образование: высшее, Тобольский государственный педагогический институт им. Д.И. Менделеева, 1996 год, учитель истории.

Звание: Почётный работник общего образования РФ, 2006 год.

Победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации, 2006 год.

Участник Всероссийского съезда учителей обществознания и права в г. Санкт-Петербурге, 2013 год.

Квалификационная категория: высшая, 2014 год.

Педагогический стаж: 25 лет.

Индивидуальная тема самообразования: "Формирование аналитических компетенций обучающихся старших классов через организацию работы с историческими источниками разного типа".

Добавить грамоту в портфолио
Портфолио: