Урок "Древний Восток"
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему

Плесовских Олег Леонидович

Урок истории в 10 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок по теме "Древний Восток"18.18 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Древний Восток»

Урок истории в 10 классе (изучение нового материала).

Цель урока:

  • знать особенности возникновения государств в Древнем Востоке;
  • уметь сравнивать события, делать и аргументировать выводы; применять полученные ранее знания; обобщать учебный материал.
  • понять и осознать, что по типу создаваемые  государства  могли быть только деспотиями.

Оборудование урока:

  • Учебник: Алексашкина Л.Н. Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX века. М., Мнемозина, 2009.
  • Карта № 1. «Рост территории государств в древности»
  • Карта № 2. «Египет и Передняя Азия в древности».

Вопрос № 1. Древний Восток

  • Покажите на карте (№ 1) территории формирования цивилизаций Древнего Востока.
  • С помощью карты (№ 2) сравните географическое положение и природные условия, в которых сформировались две древнейшие цивилизации — Египта и Месопотамии. Что в них было общим? В чем заключались различия?

Вопрос № 2. Восточная деспотия

  • Прочитайте отрывки из источников и, опираясь на них, сформулируйте понятие и дайте развернутую характеристику восточной деспотии.

Древний Египет. Вот титул фараона: «Да живет Гор, образ бога, «Обе Владычицы», божественный рождением, царь Верхнего и Нижнего Египта, одаренный жизнью. Да живет Гор золота, родной сын Ра, возлюбленный им, владыка Обеих Земель, одаренный жизнью, вечностью, счастьем навечно».

Месопотамия. «Я — Хаммурапи, пастырь, названный Энлилем, скопивший богатство и изобилие, сделавший все для Ниппура, связи небес и земли... Когда Мардук направил меня, чтобы справедливо руководить людьми и дать стране счастье, тогда я вложил в уста страны истину и справедливость...»

Древний Китай. «Сын Неба — это отец и мать народа, и потому он является правителем всей Поднебесной». «Власть Сына Неба простирается беспредельно... Какая земля не принадлежит правителю? Кто из числа питающихся плодами земли не является подданными правителя? Недаром говорится в оде: «Широко кругом простирается небо вдали, но нету под небом ни пяди нецарской земли. На всем берегу, что кругом омывают моря, повсюду на этой земле только слуги царя!»

ДЕСПОТИЯ– форма самодержавной монархии с неограниченной властью правителя, характерная для государств Древнего Востока.

Особенности восточной деспотии

  1. Государственная собственность на землю.
  2. Обожествление власти царя.
  • Работа с иллюстративным материалом: Стр. 30, задание к иллюстрации «Фараон Хафра»
  • Статуя фараона Хафра (греч. – Хефрен) – одно из древнейших воплощений концепции «царской власти» средствами искусства. Определите, какие представления о власти фараона нашли отражение этом памятнике.

  • Работа с текстом «Отрывок из китайского трактата IIIв. до н. э.»:

«Если люди, собравшись, не будут различаться между собой, начнется смута. Чтобы избежать смуты, нет лучшего средства, чем установить различия между людьми. Ибо если сильные будут притеснять слабых, а умные вдруг обманывать глупых, народ взбунтуется против своего государя. А если младшие будут посягать на старших и верхи не будут иметь добродетели, тогда старые и слабые лишатся средств к существованию, а сильные будут страдать от раздоров и соперничества. Вот почему древние мудрецы установили различия между людьми».

  • Каковы особенности социальной структуры древневосточных обществ?
  • Какие социальные слои и по каким признакам выделяет автор трактата? Что он говорит о происхождении социальных различий? Зачем они нужны?
  1. Жёсткая иерархичность общества.
  • Почему древневосточные государства могли существовать только в форме деспотии?
  • Для ответа используйте текст документа «Из законов вавилонского царя Хаммурапи», стр. 43 учебника.

Вопрос № 3. Духовные ценности древневосточных обществ

  • Каковы отличительные особенности религиозных верований народов Древнего Востока?

Групповая работа:

  1. Религиозные верования в Древнем Египте, стр. 32 учебника.
  2. Иудаизм, стр. 41 учебника.
  3. Зороастризм, стр. 46-47 учебника.
  4. Индуизм и буддизм, стр. 51 учебника.
  5. Конфуцианство, стр. 55 учебника.

Домашнее задание:

  • Главы 2-3.
  • Работа с таблицей «Крупнейшие державы Востока»

Период

Держава

Основатель

  • Уметь показать границы держав и завоёванные ими территории на карте (№ 1).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Восток и Запад". Обществознание 11 кл.

3анятие предполагает изучение и обсуждение одной из наиболее актуальных проблем современного этапа истории человечества. По своей структуре оно является интерактивным, в нем использованы такие методы,...

Походы Александра Македонского на Восток

Презентация к уроку по истории древнего мира в 5 классе....

Древний Восток (повторительно - обощающий урок)

Урок - обобщение проведен в виде игры викторины....

Внеклассное мероприятие Путешествие по странам Древнего Востока и Древней Греции и

Внеклассное мероприятие по теме: "Путешествие по странам Древнего Востока и Древней Греции" разработано для обучающихся 5х классов. Содержание игры охватывает темы "Древний Восток" и "Древняя Греция"....

Урок Выбор Александра Невского: запад или восток?

Методическая разработка урока с презентацией  направлена на развитие умений и навыков работы с документами и решения проблемных задач....

Урок Выбор Алесандра Невского: запад или восток?

Презентация к уроку ВЫбор Александра Невского:и запад или восток? с постановкой проблемной задачи....

Тематическое рисование на уроках ИЗО в 6 кл. по теме "Изображение дракона в культурах запада и востока".

Данный урок представляет собой интерес прежде всего для тех,кто любит использовать межпредметные связи. Развивает образное мышление, фантазию, интерес к общечеловеческим ценностям и национальным культ...