Урок "Восток и Запад". Обществознание 11 кл.
методическая разработка по обществознанию (11 класс) по теме

3анятие предполагает изучение и обсуждение одной из наиболее актуальных проблем современного этапа истории человечества. По своей структуре оно является интерактивным, в нем использованы такие методы, как работа в группах, составление коллажа, минидискуссия, ролевая игра, работа с отрывками стихотворений, с текстом учебника. Итоговое обсуждение посвящено перспективам создания глобальной цивилизации, учащиеся должны составить собственное мнение о том, является ли создание глобальной цивилизации далеким, туманным, почти нереальным будущим или интеграционные процессы изменят мир уже в ближайшее время.

Тип урока-  повторительно- обощающий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Vostok_i_Zapad.doc124 КБ
Office presentation icon Vostok_i_Zapad.ppt405.5 КБ

Предварительный просмотр:

Восток и Запад: настоящее и будущее мировых

мегасистем (урок обществознания в ХI кл.)

3анятие предполагает изучение и обсуждение одной из наиболее актуальных проблем современного этапа истории человечества. По своей структуре оно является интерактивным, в нем использованы такие методы, как работа в группах, составление коллажа, минидискуссия, ролевая игра, работа с отрывками стихотворений, с текстом учебника. Итоговое обсуждение посвящено перспективам создания глобальной цивилизации, учащиеся должны составить собственное мнение о том, является ли создание глобальной цивилизации далеким, туманным, почти нереальным будущим или интеграционные процессы изменят мир уже в ближайшее время.

Тип урока-  повторительно- обощающий.

Цели .

  • — определить особенности двух мегасистем — Востока и Запада — и интеграционные процессы, сближающие мегасистемы;
  • — сделать вывод о возможности и целесообразности создания в будущем единой цивилизации.

Задачи урока

В ходе занятия учащиеся должны:

О

— объяснить термины цивилизация, мегасистема, глобализация,

— выделить, в чем состоят особенности мегасистем Восток и Запад;

— определить общие задачи и проблемы, решение которых зависит и от Запада, и от Востока;

— сделать вывод об общемировом значении культур Запада и Востока;

— составить и проанализировать коллаж;

— обсудить вопрос о возможности создания глобальной цивилизации;

Р

— преобразовывать текст и делать выводы на основе предложенного текста;

— развивать навыки работы в группе,

участия в дискуссии, составления и объяснения коллажа, работы с текстом.

В

- интерес к сокровищницам мировой культуры Востока и Запада, формировать чувство толерантности через знакомство с правилами сотрудничества в группе.

Методическое оснащение базовый учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова «Человек и общество», Поляков «Глобальный мир в 21 веке»

 коллаж «Восток, коллаж «Запад» (возможны различные варианты:

можно использовать готовые коллажи, можно изготовить их в процессе занятия).

 

Оборудование: 2 ноутбука, мультимедиапроектор, доска, магниты, колонки, 2 листа ватмана, картинки «Восток и Запад», маркеры, указки, раздаточные материалы, бэйджи.

Количество необходимого времени - 2 учебных часа.

Для самостоятельной работы учащиеся делятся на 4 группы. Так как тема касается Востока, то для этого можно использовать «Восточный гороскоп».

Раздайте карточки, на которых написаны названия знаков зодиака, на столах разложите названия стихий, к которым относятся эти знаки. Учащиеся должны сопоставить названия знаков зодиака с соответствующей этому знаку стихией, таким образом, каждый найдет свою группу. Так как это необязательные знания для запоминания, а лишь способ быстро разделиться на группы, то можно каждую карточку с названием знака зодиака дополнить символом стихии, это поможет разделиться на группы быстрее.

№1

«Огонь»: Овен, Лев, Стрелец.

№2

«Земля»: Телец, Дева, Козерог.

№3

«Воздух»: Близнецы, Весы, Водолей.

№4

«Вода»: Рак, Скорпион, Рыбы.

План занятия.

  • 1.  Приветствие.
  • Душевный настрой. ( Упражнение «полёт пера»)
  • 2. Целеполагание, определение ожидаемых результатов.
  • З. Предоставление информации. (раздаточные материалы: стихотворение, понятия, высказывания)
  • 4. «Мудрые мысли» (работа с тезисами), «Через страны, через расстоянья…»
  • 5. Работа в группах на основе ролевой игры «Непутевые заметки: Восток, Запад». Презентация подготовленных коллажей.
  • 6. Глобалисты
  • 7. Мини-дискуссия «Будущее мировых мегасистем: вместе или врозь?»
  • 8. Рефлексия.

1 этап. Прочитайте отрывок из известного стихотворения английского поэта и писателя Джозефа Редьярда Киплинга «Баллада о Востоке и Западе»:

Запад есть Запад, Восток есть Восток,

Не Встретиться им никогда.

Лишь у подножия престола Божия

В день Страшного суда...

Раздаточный материал №1.

Вопросы к ученикам: о каких мегацивилизациях, мегасистемах идет речь в этом стихотворении?

План урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.  Приветствие

Сл. 1

2. Организация работы в группах

Раздайте карточки, на которых написаны названия знаков зодиака, на столах разложите названия стихий, к которым относятся эти знаки. Учащиеся должны сопоставить названия знаков зодиака с соответствующей этому знаку стихией, таким образом, каждый найдет свою группу.

 Сл. 2

учащиеся делятся на 4 группы

Душевный настрой.

Применение здоровьесберегающих технологий.  Музыкальное соповождение.

Упражнение индийских йогов «полёт пера»

3. Целеполагание, определение ожидаемых результатов.

Слайд 7.

Записать главный проблемный вопрос ( на доске)

«Восток и Запад – вместе или врозь?»

4. . Предоставление информации о плане урока.

Продемонстрировать план урока. Дать необходимые инструкции по правилам сотрудничества в группе и работе с рейтинговой таблицей. Слайд 3., 4

Ознакомиться с раздаточными материалами

5. Общие задания для всех групп

Обсуждение стихотворения, понятия, высказывания.

Слайд 5, 6

Интерпретировать текст стихотворения Киплинга и на выбор объяснить смысл одного  высказывания.  Дать определения понятиям.

6. «Мудрые мысли» (работа с тезисами группы №3,4), «Через страны, через расстоянья…» ( работа с картинками группы №1,2)

Слайд 8,9

Проконсультировать.

Задавать дополнительные и уточняющие вопросы.

Выбирают тезисы, которые,  характеризуют особенности Востока (группа №1) и Запада (группа № 2)

Отбирают картинки, которые отражают особенности Востока       ( группа №3) или Запада ( группа №4).

Проводят презентацию своей работы.

7. Работа в группах на основе ролевой игры «Непутевые заметки: Восток, Запад». Презентация подготовленных коллажей.

Слайд 10, 11

Провести консультацию по работе с программой Fast Stone Image

  • Сделайте интерактивный коллаж: «Моё представление о Востоке- непутевые заметки» ( гр. №1); «Моё представление о Западе- непутевые заметки» ( гр. №2).

Выполняют работу по составлению коллажа в программе Fast Stone Image 

 и презентации.

8. Глобалисты

  • Группе №З предлагается нарисовать схему, которая будет отражать технические, культурные, экономические, политические процессы и достижения, способствующие глобальной интеграции.

  • Группе №4 предлагается вспомнить, какие проблемы, существующие в мире, мы называем глобальными, изобразить их в виде схемы и подумать, можно ли решить эти проблемы в рамках одной страны или мегасистемы.

Рисуют схемы на листах ватмана и готовят презентацию.

9. Мини-дискуссия «Будущее мировых мегасистем: вместе или врозь?»

  • Сл. 12

Выступает один человек от группы.

10. Рефлексия. Итоги

  • Сл. 13,14,15. 16.

Предлагают своё продолжение стихотворения Киплинга, подсчитывают баллы, выставляют оценки.

1 этап.

Объявление ожидаемых результатов занятия:

— определить особенности двух мегасистем — Востока и Запада — и интеграционные процессы, сближающие мегасистемы;

— сделать вывод о возможности и целесообразности создания в будущем единой цивилизации.

2 этап.  Информационный. Дать необходимые инструкции по правилам работы на уроке. Обеспечить группы раздаточным материалом.

3 этап.

— организация самостоятельной работы учащихся.

Прочитайте отрывок из известного стихотворения английского поэта и писателя Джозефа Редьярда Киплинга «Баллада о Востоке и Западе»:

Запад есть Запад, Восток есть Восток,

Не Встретиться им никогда.

Лишь у подножия престола Божия

В день Страшного суда...

Раздаточный материал №1.

Вопросы к ученикам: о каких мегацивилизациях, мегасистемах идет речь в этом стихотворении?

 Какова точка зрения автора на возможность создания единой цивилизации?

Объясните понятие цивилизация.

Цивилизация-

Высшая стадия человеческого развития в противоположность дикости и варварству. В 20 веке.

Устойчивое территориальное объединение различных народов, которые внесли свой особенный вклад в экономическое, политическое, художественное развитие человечества.

Можно также познакомить учащихся с различными высказываниями мыслителей по проблеме Востока и Запада и кратко обсудить их.

(Задания для групп представлены в приложениях 1—2.)

4 этап. Интерактивное упражнение с использованием ролевой игры  Непутевые заметки: Восток, Запад».

 для выполнения интерактивного упражнения можно использовать те же группы, на которые был разделен класс.

Задания для групп  в  приложениях 3—4.

Презентацию коллажей и подведение итогов работы групп можно провести :

— работу представляют и дают объяснения сами участники групп;

Презентацию работы групп № 3—4 следует сделать обязательно после презентации групп № 1—2.

 Главным итогом работы групп должно быть определение особенностей каждой мегасистемы и интеграционных процессов, сближающих мегасистемы «Восток» и «Запад.

Участники групп будут выступать в роли «глобалистов.

 Группе №З предлагается нарисовать схему, которая будет отражать технические, культурные, экономические, политические процессы и достижения, способствующие глобальной интеграции. Группе №4 предлагается вспомнить, какие проблемы, существующие в мире, мы называем глобальными, изобразить их в виде схемы и подумать, можно ли решить эти проблемы в рамках одной страны или мегасистемы.

Презентация работы групп

5 этап. Познакомьте учащихся с определением термина глобализация

 Из учебника О.С. Сороко-Цюпы «Мир в ХХ веке»:

 «Глобализация — это комплексное, системное, растущее единство современного мира, обусловленное необходимостью решения обострившихся мировых проблем (экологическая, проблема терроризма, преодоление экономической и культурной отсталости, освоение околоземного пространства, решение мировых энергетического, сырьевого, продовольственного и других кризисов), а также и других проблем, включая соблюдение социальных, экономических и личных прав и свобод личности».

Анекдот

«Одного известного либерального экономиста пригласили прочесть лекцию о глобализации мировой экономики перед рабочей аудиторией.

- Как же проще объяснить сущность этого процесса? – задумчиво начал лектор. – Вот представьте себе, что в нашей стране производятся глиняные свистки, которые поставляются в Монголию для местных чабанов. Чабаны разводят баранов, шкуры которых поставляются…

-Нам?- раздался голос с места.

-Нет. В том-то и смысл глобализации, что монголы поставляют эти шкуры в Грецию, где их соответствующим образом

выделывают, получают превосходный мех и поставляют его…

- Нам?- раздался голос с места.

-Нет. Меха поставляют во Францию, где лучшие парижские модельеры шьют из них великолепные шубы и поставляют их..

- Нам?- раздался голос с места?

- Ну что вы всё нам да нам, - рассердился либерал. – Нет у вас глобального мышления. Шубы поставляют в США и продают в магазинах Нью- Йорка.

- А нам?

- А нам из Болгарии поставляют глину, из которой мы делаем свистки для монгольских чабанов.

( Вопрос к анекдоту.) Назовите характерные черты глобализации.

Дискуссия «Будущее мировых мегасистем: вместе или врозь?»

Задайте вопросы:

— Возможно ли создание глобальной цивилизации, учитывая особенности каждой цивилизации или мегасистемы и интеграционные процессы, набирающие силу во всем мире?

— Необходимо ли, на ваш взгляд, создание глобальной цивилизации? Какие плюсы и минусы есть у такого проекта?

— в качестве вывода принимается мнение той группы, которая сможет убедить большее количество колеблющихся;

— оставьте возможность для отдельных учеников отстоять свое собственное мнение и не согласиться с общим выводом.

6 этап. Рефлексия. Возможны два варианта.

для дополнительного чтения можно порекомендовать книги

 В. Овчинникова «Ветка сакуры» и «Корни дуба».

 предложите продолжить часть стихотворения Р. Киплинга «Баллада о Востоке и Западе»:

Но нет Востока и Запада нет,

Нет наций, различий, границ,

Если………

После того как различные варианты будут прочитаны, предложите авторский вариант:

Если сильный с сильным,

Лицом к лицу у края земли встаёт.

№ 2

двое мужчин,

 Рожденных  в разных концах Земли,

Станут друг к другу лицом.

№ 3

Чужим остался Запад,

Восток – не  мой Восток

А за спиною запах пылающих сапог. 1996.

Азия увлечена европейской культурой, Европа – азиатской. Это увлечение иногда рождает новые формы развития того или иного искусства.

Удивительная особенность нашей российской цивилизации органично объединять

множество народов, национальностей и все основные религии мира.

Россия уникальна своим расположением, своей исторической, культурной традицией. А Оренбурге есть стела, обозначающая границу Европы и Азии. Стоя около этой стелы, ты одной ногой оказываешься в Европе, другой – в Азии. И понимаешь, как едино пространство и время, как условно любое деление.

Система оценки презентаций.

  • Качество и форма представленного материала.
  • Соответствие формы подачи материала задачам устной его презентации
  • Форма устной презентации ( чтение или творческий подход)
  • Умение объяснить материал одноклассникам.
  • Ответы на вопросы одноклассников и учителя.


Задания

«Хранитель времени»

«3»

«4»

«5»

Количество баллов

Объяснить термины цивилизация, мегасистема, глобализация.

5 минут

3

4

5

Обсуждение стихотворения

2 минуты

3

4

5

Обсуждение высказываний

2 минуты

3

4

5

Мудрые мысли.

Выделить особенности Востока и Запада используя тезисы. Презентация

5 минут

2 минуты

5

8

10

Ролевая игра «Непутевые заметки»

Составить коллаж «Моё представление о Востоке

- непутевые заметки» (№1)

«Моё представление о Западе

- непутевые заметки» (№2)

Презентация

7 минут

2 минуты

5

8

10

Вместе или врозь? Дискуссия

5 минут

3

4

5

Продолжить стихотворение Киплинга

5 минут

5

8

10

Группа №1-2

№1

«Огонь»: Овен, Лев, Стрелец.

№2

«Земля»: Телец, Дева, Козерог.

Оценка

«5»- 50баллов

«4»- 40 баллов

«3»- 27 баллов

Группа № 3-4

Задания

«Хранитель времени»

«3»

«4»

«5»

Количество баллов

1

Объяснить термины цивилизация, мегасистема, глобализация

5 минут

3

4

5

2

Обсуждение стихотворения

2 минуты

3

4

5

3

Обсуждение высказываний

2 минуты

3

4

5

4

Через страны, через расстоянья….

Выделить особенности Востока и Запада используя картинки.

Презентация

5 минут

2 минуты

5

8

10

5

Глобалисты.

Нарисовать схему, которая будет отражать технические, экономические, политические процессы способствующие  глобализации. (№3)

Нарисовать схему глобальных проблем человечества. Можно ли решить эти проблемы в рамках одной страны или мегасистемы.

Презентация

7 минут

2 минуты

5

8

10

6

Вместе или врозь?  Дискуссия.

5 минут

3

4

5

7

Продолжить стихотворение Киплинга

5 минут

5

8

10

№3

«Воздух»: Близнецы, Весы, Водолей.

№4

«Вода»: Рак, Скорпион, Рыбы.

Оценка

«5»- 50баллов

«4»- 40 баллов

«3»- 27 баллов


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Выбор Александра Невского: запад или восток?

Методическая разработка урока с презентацией  направлена на развитие умений и навыков работы с документами и решения проблемных задач....

Урок Выбор Алесандра Невского: запад или восток?

Презентация к уроку ВЫбор Александра Невского:и запад или восток? с постановкой проблемной задачи....

Тематическое рисование на уроках ИЗО в 6 кл. по теме "Изображение дракона в культурах запада и востока".

Данный урок представляет собой интерес прежде всего для тех,кто любит использовать межпредметные связи. Развивает образное мышление, фантазию, интерес к общечеловеческим ценностям и национальным культ...

Урок-игра "Русь между востоком и западом"

Урок обобщения и повторения пройденного материла.Тип урока: играЦель: 1) повторить и обобщить материал по темам Нашествие монгол на Русь и Нашествие с Запада           ...

план интегрированного урока по истории и обществознанию в 11 классе "Россия: Восток или Запад?"

Ценность урока в интегрированности двух сложных тем в курсе истории "Постсоветская Россия и ее место в мире" и по обществознанию "Место России в сообществе мировых цивилизаций". Постаралась сделать ур...

Урок "Русь между Западом и Востоком.Угроза с Запада".

Урок построен в соответсвии с ФГОС....

Технологическая карта урока . "Восток и Запад в диалоге культур". Обществознание, 10 класс

Урок изучения нового материала: особенностей культур Востока и Запада. Используются   технология пробемно-диалогического обучения и ИКТ....