Попова Оксана Николаевна

сайт педагога-психолога

«… На пути к счастью нет лифта, нужно подниматься по лестнице».

Профессия: педагог-психолог

Профессиональные интересы: создание условий для самореализации познавательных и творческих способностей дошкольников

Увлечения: фотография

Регион: Ханты-Мансийский АО

Населенный пункт: г.Сургут

Место работы: МБДОУ №57 "Дюймовочка"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/popova-oksana-nikolaevna
«Ели не знаешь, куда плыть – никакой ветер не будет попутным».
Сенека

О себе

Педагогом-психологом работаю уже 18 лет. Самое простое и самое сложное - это работа с детьми, такими непредсказуемыми созданиями!!!

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

А.Грин "Алые паруса" - через призму мечтательности и романтизма, пронизывающих эту повесть, я до сих пор иногда смотрю на мир...

Новеллы О.Генри, рассказы А.П. Чехова - море философии и емкого смысла...

И детские книги, которые читала сама, затем с сыном (и до сих пор иногда перечитываю) - повести В. Крапивина, А.Алексина. Это - азбука нравственности.

Мой взгляд на мир

Не пытайся переделать всё и всех вокруг себя. Попробуй измениться сам.

Моё портфолио

 

Если человек загадывает на год – он сеет хлеб.

Если человек загадывает на десятилетие – он сажает дерево.

А если человек загадывает на века -  он воспитывает детей.

Старинная японская мудрость.

 

Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30-40% детей приходят в первый класс не готовыми к обучению, т.е. у них недостаточно сформированы следующие компоненты готовности: социальный, психологический, эмоционально-волевой. Успешное решение задач, развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. В современной психологии пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности»,  или «школьной зрелости».

А.Анастези трактует понятие школьной зрелости как овладение умениями знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программой поведенческими характеристиками.

Л.И.Божович указывает, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и социальной позиции школьника.

Эта проблема связана с тем, что мы взрослые хотим подготовить ребенка к школе так, чтобы он был не глупее других.

Длительное время считалось, что критерием готовности к обучению в школе является уровень умственного развития, считалось, что будущий ученик должен обладать определенным набором умений и навыков. Однако, просто овладев, чтением или письмом без психологической готовности ребенок дошкольного возраста не будет успешен в учебе. Для того чтобы достичь успеха, уметь общаться с разными людьми ребенок должен знать, что он может и что ему пока не удается. Важно показать, что его возможности еще ограничены, но они совершенствуются и развиваются – завтра он обязательно сделает то, чего не смог сделать сегодня.

Данная проблема актуальна как для родителей, так и для нас педагогов. У детей дошкольного возраста основной вид деятельности это игра. Для реализации поставленной мною цели, я взяла одну из разновидностей игры – развивающую. Развивающая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного  возраста и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Главная цель моей деятельности: создать педагогически адаптированную систему развивающих игр, которая способствует формированию знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности, эмоционально-волевого отношения, формирующие всесторонне развитую и социально адаптированную личность.

Для достижения этой цели необходимо решить несколько задач:

  1. Создание психологических условий для эмоционального комфорта ребенка и развитие его личности в период предшкольной подготовки.
  2. Сформировать конкретные знания, умения, навыки и познавательные процессы у дошкольников с использованием развивающих игр.
  3. Воспитание социально адаптированной личности способной прогнозировать возможные школьные трудности и пути их преодоления.

В настоящее время для реализации этих задач предлагается множество вариативных программ развития и воспитания детей:

- С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»,

- О.В.Хухлаева «Тропинка к своему я»,

- Е.Н.Лебеденко «Развитие самосознания и индивидуальности. Какой я?»,

- О.Л.Князева «Я, ты, мы»,

- Б.П.Никитин «Ступеньки творчества, или развивающие игры».

Реализация данных задач и формирование педагогических и психологических основ будущего школьника, с учетом развивающих игр, основана на следующих принципах:

- системность и последовательность (любая новая степень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем;

- доступность (усложнение материала происходит с  учетом возрастных особенностей детей);

- включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую);

- наглядность (богатый иллюстративный материал);

- динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности).

Для обеспечения каждому ребенку дошкольного возраста того уровня развития, который позволит ему быть успешным при обучении в школе, мною был разработан и дополнен учебно-тематический план, где с учетом возрастных и психологических особенностей были определены цели, задачи работы с детьми, а так же перспектива с формами работы с родителями, коллегами по подготовке будущих школьников с использованием развивающих игр.  Для проведения работы подобрала, проклассифицировала, изготовила развивающие игры согласно данной теме. Развивающие игры перечислены в игротеке. Разработала конспекты занятий, которые включают в себя развивающие игры. Классифицировала игры:

  1. ЗУН - «Сложи узор», «Точки», «Дорисуй фигуры».
  2. Внимание – «Зачеркни букву», «Хлопни в ладоши», «Выложи кружочки».
  3. Память – «Запомни картинки», «Что изменилось», «Рассмотри внимательно».
  4. Мышление – «Угадай предмет», «Сыщик», «Четвертый лишний».

Организовала предметно-развивающую среду. В нее вошли:

  1. Центр «Песка и воды», который содержит материал: песок, набор игрушек, лейки, песочные наборы.
  2. Игротека, которая содержит карточки с развивающими играми.
  3. Библиотека, которая содержит книги для детей иллюстрированные проблемными ситуациями.
  4. Сюжетно-ролевая игра «Школа».

Работа по использованию развивающих игр проводится мною через следующие формы организации детей:

  1. Специально организованная деятельность детей;
  2. Занятия, развлечения, где дети получают новые знания по изучению правил игры.
  3. Совместная деятельность педагога и детей – беседы, чтение художественной литературы, обыгрывание ситуаций правильно и неправильного поведения в игре, где дети закрепляют знания, полученные на занятиях.

Обучение проводится в форме занимательной и увлекательной игры, с использованием атрибутов, что делает процесс усвоения материала живым и легким. Игра дает возможность ребенку быть самостоятельным, углублять свои знания и умения, прививает прочные навыки. Каждая, мною предложенная игра, опирается на опыт и знания детей.

Несформированность внутренней позиции дошкольника является одной из причин школьной дезадаптации на этапе младшего школьного возраста. Поэтому очень важно в этот период подобрать мотивацию к позитивному школьному обучению. Это положительное представление о школе:

- желание учиться в школе, чтобы узнать много нового;

- создание эмоционального опыта.

Учитывая выше сказанное у ребенка складывается мнение, что быть школьником – это ступень вверх, к взрослости.

В свете сказанного выше, чрезвычайно актуальной представляется задача включения родителей в процесс предшкольного образования ребенка. Поэтому работа с родителями – одно из важнейших направлений воспитательной и образовательной работы. Мною, как педагогом-психологом, выработана стратегия сотрудничества с родителями. Они являются активными помощниками в работе с детьми по данному направлению:  ничего не воспитывает так убедительно, как наглядный пример взрослого. В моей практике  стало традицией проводить с родителями такие мероприятия как:

- информационно-аналитические;

- познавательные;

- наглядно-информационные.

Во время пути к достижению моей цели важно не навредить ребенку, а сделать так, чтобы шел процесс его совершенствования непрерывно, систематически, последовательно. Это возможно только в тесном контакте со специалистами: логопедом, инструктором по физкультуре, музыкальным руководителем, воспитателями. Поэтому выхожу с данной проблемой на педчасах, советах педагогов, творческих мастерских. Только так я могу с уверенностью сказать, что у детей дошкольного возраста закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем его мире. И все что ребенок усвоил в детском саду, прочно останется у него навсегда.

Добавить грамоту в портфолио