ПРОГРАММА ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ГРУППЕ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ «ОТ ДОШКОЛЬНИКА К ШКОЛЬНИКУ»
рабочая программа на тему

 

Вопрос психологической готовности дошкольников к обучению в школе в настоящее время продолжает оставаться одной из наиболее значимых проблем, привлекающих внимание ученых-исследователей, психологов, педагогов, физиологов. В связи с этим изучаются и обосновываются критерии готовности к школьному обучению, возраст, с которого наиболее целесообразно приступать к обучению детей в школе, и так далее. Согласно мнению различных исследователей, психологическая готовность к школе является итогом развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Ее можно назвать фундаментом для следующего возрастного периода. От того, как будет выстроен этот фундамент, во многом будет зависеть успешность адаптации ребенка к школе, эффективность школьного обучения.

Длительное время считалось, что критерием готовности к обучению в школе является уровень умственного развития. Считалось, что будущий ученик должен обладать определенным набором знаний, умений и навыков. Однако просто овладение, скажем, чтением или письмом без психологической готовности к школе вряд ли будет способствовать успешной учебе, поэтому готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений и понятий, сколько в уровне развития психических процессов. Кроме этого, исследования педагогов и психологов указывают на то, что способность к саморегуляции и желание учиться являются наиболее значимыми в структуре психологической готовности к школе. При этом диагностика школьной зрелости первоклассников дает сведения о том, что третья часть детей поступает в школу с незрелой эмоционально-волевой сферой и недостаточно сформированной школьной мотивацией.

Программа «От дошкольника к школьнику» была создана для старших дошкольников и может быть реализована в дошкольном образовательном учреждении (в том числе в группе кратковременного пребывания), а так же для оказания платной развивающей услуги – подготовка к  школе. В программе  собран и систематизирован многолетний опыт работы по проблеме – подготовки детей к школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вопрос психологической готовности дошкольников к обучению в школе в настоящее время продолжает оставаться одной из наиболее значимых проблем, привлекающих внимание ученых-исследователей, психологов, педагогов, физиологов. В связи с этим изучаются и обосновываются критерии готовности к школьному обучению, возраст, с которого наиболее целесообразно приступать к обучению детей в школе, и так далее. Согласно мнению различных исследователей, психологическая готовность к школе является итогом развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Ее можно назвать фундаментом для следующего возрастного периода. От того, как будет выстроен этот фундамент, во многом будет зависеть успешность адаптации ребенка к школе, эффективность школьного обучения.

Длительное время считалось, что критерием готовности к обучению в школе является уровень умственного развития. Считалось, что будущий ученик должен обладать определенным набором знаний, умений и навыков. Однако просто овладение, скажем, чтением или письмом без психологической готовности к школе вряд ли будет способствовать успешной учебе, поэтому готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений и понятий, сколько в уровне развития психических процессов. Кроме этого, исследования педагогов и психологов указывают на то, что способность к саморегуляции и желание учиться являются наиболее значимыми в структуре психологической готовности к школе. При этом диагностика школьной зрелости первоклассников дает сведения о том, что третья часть детей поступает в школу с незрелой эмоционально-волевой сферой и недостаточно сформированной школьной мотивацией.

Программа «От дошкольника к школьнику» была создана для старших дошкольников и может быть реализована в дошкольном образовательном учреждении (в том числе в группе кратковременного пребывания), а так же для оказания платной развивающей услуги – подготовка к  школе. В программе  собран и систематизирован многолетний опыт работы по проблеме – подготовки детей к школе.

ПРОГРАММА ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

В ГРУППЕ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ

«ОТ ДОШКОЛЬНИКА К ШКОЛЬНИКУ»

(из опыта работы)

Цель программы: содействовать личностному, эмоционально-волевому и интеллектуальному развитию детей 6 – 7 лет, формированию психологической готовности их к обучению в школе.

Программа предполагает решение следующих задач: 

  1. Развивать психические качества дошкольника:
  1. способность адаптироваться к окружающей среде;
  2. произвольность поведения, саморегуляцию;
  3. коммуникативную и экспрессивную функцию речи, способность к общению со сверстниками и взрослыми;
  4. способность различать эмоциональные состояния других по их внешнему проявлению (мимика, пантомимика, жесты) и управлять эмоциями;
  5. познавательный интерес, готовность к самостоятельному получению знаний;
  6. произвольное внимание;
  7. целостность, осмысленность восприятия, наблюдательность;
  8. воссоздающее и творческое воображение;
  9. произвольную память, смысловое запоминание, готовность к припоминанию;
  10. образное мышление и мыслительные операции, любознательность, пытливость ума;
  11. мелкую моторику руки и зрительно-двигательную координацию.
  1. Содействовать развитию высших чувств, сочувствия, сострадания.
  2. Создавать условия для формирования адекватной самооценки, развития самосознания.
  3. Формировать «внутреннюю позицию школьника», школьную мотивацию и начальные умения в области учебной деятельности.

В структуре программы «От дошкольника к школьнику» выделены следующие разделы:

«Я умею думать сам!» (занятия по развитию психических процессов и личностных качеств), «Подари радость» (занятия по эмоциональному развитию), «Уроки общения» (занятия по развитию коммуникативных способностей с элементами сказкотерапии). Такое деление можно назвать условным, поскольку на каждом занятии решаются практически все выше указанные задачи, но акцент делается на две, три. Занятия по программе «От дошкольника к школьнику» проводит воспитатель, прошедший специальную подготовку в области психологической работы с детьми дошкольного возраста.

Занятия проводятся с группой, состоящей из 8 – 10 человек. Продолжительность занятия - 35 минут.

Программа рассчитана на 36 часов (в течение одного учебного года, 2 занятия в неделю). Последовательность занятий может варьироваться, но целесообразно начинать работу по программе с раздела «Я умею думать сам!», т.к. задания, развивающие познавательные психические процессы, являются более привычными для дошкольников, необычные для них коммуникативные игры постепенно включаются в деятельность дошкольников.

Преимуществом и отличительной особенностью данной программы является то, что ребенок осваивает ее, находясь в детском саду, в привычной для себя обстановке, не лишен свободного времени для игр и общения со сверстниками, в то же время он включен в социально-значимый период самостоятельности, становления позиции школьника.

Форма занятий по программе «От дошкольника к школьнику» является игровой с постоянным контролем над возможной интеллектуальной перегрузкой детей.

Предполагается, что в результате реализации программы «От дошкольника к школьнику» ребенок становится внимательным, умеющим мыслить и рассуждать, делать выводы, строить замыслы.

Развиваются приемы саморегуляции; дошкольник становится способным преодолевать трудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты, отказаться от привлекательного занятия ряди требуемого, появляется чувство ответственности.

Рождаются новые формы мировосприятия, элементы произвольности в решении познавательных задач, интерес к познанию, перед ним приоткрывается значимость учения.

Формируется условный план действий, воображения, основы символической функции сознания. Эмоции освобождаются от импульсивности, начинают появляться высшие чувства – сочувствия, сострадание, обнаруживается способность к эмпатии, возникает обобщение собственных переживаний, эмоциональное предвосхищение результатов чужих и своих поступков.

У ребенка появляется социальная ориентация на точку зрения другого человека, на его эмоциональное состояние. Складывается все боле полное понимание коллективных взаимоотношений между сверстниками, развиваются социальное мышление, коммуникативные способности.

Происходит открытие своего «Я» ребенок выделяет себя из мира. Формируется самосознание и самооценка личности, уверенность  в себе. Все это способствует современной концепции дошкольного образования.

Многие родители, приступив к подготовке ребенка к школе, стремятся резко перевести его от игровой деятельности к учебной, однако не стоит торопиться, потому что именно в игре формируется механизм управления собственным поведением, ведь  умение подчиняться правилам складывается именно в игре по правилам, а уже затем проявляется в другой деятельности.

Игры и упражнения направленные на развитие коммуникативных способностей и эмоциональной сферы.

«Найди отличие» (Л.В.Чернецкая)

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Ребенок рисует все, что ему захочется, затем передает листок взрослому. Взрослый добавляет одну или несколько деталей и возвращает рисунок ребенку, который должен найти изменения. Затем взрослый рисует, а ребенок вносит изменения – они меняются ролями.

«Салют» (Л.В.Чернецкая)

Цель: снятие напряжения, создание положительных эмоций.

Дети выбирают для себя материал, затем в течение несколько минут рвут его на мелкие кусочки (либо вырезают ножницами), подготовив, таким образом, материал для салюта. После этого каждый ребенок подбрасывает вверх свои кусочки – изображает свой салют, а остальные ему хлопают.

«Дружба начинается с улыбки» (И.А.Пазухина)

Цель: развитие эмоциональной сферы, умение выражать положительные эмоции, способности делать приятно окружающим.

Дети встают в круг, смотрят друг другу в глаза и молча по очереди, дарят самую добрую, какая только может быть, улыбку тому, кому хотят.

«Зеркало» (Н.Л.Кряжева)

Цель: развитие умения понимать эмоции других людей, выражать их при помощи мимики и жестов.

Детям предлагается представить, что они пришли в магазин зеркал. Одна половина группы – зеркала, другая – разные зверюшки. Зверюшки ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы, а зеркала должны точно отражать движения и эмоциональное состояние зверюшек.

Занятие в группе «Скоро в школу»

  1. Приветствие. Дети сидят в кругу. Каждый участник должен назвать соседа ласковым именем и поздороваться с ним необычно.
  2. Психолог: Ребята, сегодня мы с вами представим себя школьниками. Сейчас мы покружимся вокруг себя и скажем: Раз, два, три, четыре – все мы покружились и в школе очутились. Выставляется табличка «Школа». Звенит колокольчик. Первый урок – физкультура. Ребята, чем занимаются на физкультуре? (играют, прыгают, соревнуются). Игра «Продолжи движение». Дети становятся в круг, один из них ведущий. Взрослый предлагает ему начать любое движение: поднять руки, сесть на корточки, повернуться вокруг себя и т.д. Когда же он хлопает в ладоши, ведущий замирает, а его движения продолжает сосед и так по кругу. Игра продолжается до тех пор, пока в роли ведущего не побывают все желающие. Звенит звонок с урока - колокольчик. Второй урок – развитие речи. Психолог: Ребята садитесь на стульчики (стулья стоят полукругом), поиграем в интересную игру. Игра «Сочиним историю». Психолог начинает историю: «Жили, были …», следующий участник продолжает и так далее по кругу. Когда очередь доходит до педагога, он направляет сюжет истории, делает его более осмысленным, и упражнение продолжается. Звенит звонок – колокольчик. Психолог. Сейчас большая перемена. Чем занимаются ученики на перемене? (играют, отдыхают) сейчас мы с вами отдохнем.
  3. Релаксация. «Холодно – жарко». Психолог. Вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замерзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам – греетесь. Согрелись, расслабились… Но вот снова подул холодный ветер… Звенит звонок. Психолог. Теперь урок труда. Мы с вами будем делать бусы – нанизывать бусинки на нитку, а потом подарите их друг другу. Звенит звонок. Вот и закончились уроки. Давайте закроем глаза и покружимся со словами: Раз, два, три, четыре, все мы покружились и в детском саду очутились. Вывеска «Школа» убирается. Психолог. Понравилось вам в школе? Что понравилось больше всего?
  4. Прощание. «Сдувание с ладошек» Каждый ребенок «сдувает» с ладошки прощание кому хочет в кругу, тот ловит и «сдувает» другому.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Арюкова С., Пушкинская Л. Другие мы … // Школьный психолог.  – М., 2003.- №2. – С.37.
  2. Кочева Е. Программа работы психолога с детьми по оптимизации общения в детском саду // Школьный психолог. – М., 2000.  - №25. – С.44.
  3. Шашкова З.В. Занятия по предшкольной подготовке: развитие творческого мышления. – М.: Глобус, 2007. – 40 с.
  4. Проблемы и перспективы развития предшкольного образования // Детский сад от А до Я. – М., 2008. - №2. – С. 40.
  5. План-программа «Предшкольное образование детей» // Управление ДОУ. – М., 2008. - №1. – С. 23-24.
  6. Чибисова М. Психогимнастические упражнения для будущих первоклассников // Школьный психолог. - М., 2002. - №11.- С.13.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Я сам" - для групп кратковременного пребывания детей в ДОУ

В документе находится пояснительная записка программы "Я сам" и перспективное планирование на год....

Организация воспитательно- образовательного процесса в группе кратковременного пребывания по предшкольной подготовке

Проблема готовности детей к школе  в настоящее время очень актуальна.       Одним из направлений решения проблем и изменения сущ...

Рабочая образовательная программа группы кратковременного пребывания по подготовке детей к школе

  Рабочая  образовательная  программа  разработана  для   построения  системы   педагогической  деятельности  ГКП, обеспечения  гарантии ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности группы кратковременного пребывания «БЕБИ-КЛУБ»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности группы кратковременного пребывания «БЕБИ-КЛУБ»...

Организация здоровьесберегающего пространства в группе кратковременного пребывания для дошкольников с ЗПР

В данной статье рассказывается об применении педагогических технологий, способствующих сохранению и укреплению здоровья дошкольников с задержкой психического развития...

Рабочая программа по предшкольной подготовке воспитателя кочевой разновозрастной группы кратковременного пребывания, для детей дошкольного возраста, ведущих совместно с родителями (законными представителями) кочевой и (или) полукочевой образ жизни «Малышо

Рабочая программа воспитателя для детей дошкольного возраста, ведущих совместно с родителями (законными представителями) кочевой и (или) полукочевой образ жизни «Малышок» по предшкольной п...