Посудкина Марина Степановна

сайт учителя ИЗО

Профессия: учитель

Профессиональные интересы: Показать детям, насколько широк и необъятен мир искусства!

Увлечения: Путешествия,прикладные виды искусств, фотографии.

Регион: Краснодарский край

Населенный пункт: г. Краснодар

Место работы: МБОУ гимназия № 92

Звание, ученая степень: не имею

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/posudkina-marina-stepanovna
Никогда не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня!

В своей работе для решения педагогических задач, развития УУД, творческих способностей, познавательной активности учащихся, повышения интереса к предмету, формированию у учащихся чувства ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих, умения ориентироваться в современной окружающей среде  я регулярно применяю различные образовательные технологии: проектные, игровые, здоровьесберегающие, дифференцированного обучения.

Проектное обучение позволяет:

  • вовлечь учащихся в активную деятельность, осмыслить личностную значимость этой деятельности и ее результатов;
  •  оценить свои возможности ;
  • стимулирует интерес учащихся к самостоятельному  решению проблем, к собственному приобретению знаний.

Этот метод способствует развитию интересов, склонностей, способностей детей.

Так, при изучении творчества великих художников учащиеся знакомятся с их произведениями, «посещая» известные  музеи мира виртуально. К урокам, посвященным музеям искусств, ребята подготавливают проекты- презентации по темам: «Третьяковская галерея», «Музей им.Пушкина», «Эрмитаж» и т.д.

Игровые технологии способствуют:

  • усвоению знаний учащихся на всех уровнях;
  • позволяют обеспечить психологическую разгрузку учащихся;
  • дают им сведения развивающего и воспитательного плана;
  •  показывают практическую значимость изучаемой темы;
  •  побуждают к активизации самостоятельной познавательной деятельности.

Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей. Целью здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО является формирование у детей здоровьесберегающих принципов, мотивации к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, обеспечение благоприятного психологического климата.

На своих уроках регулярно применяю физкультминутки для снятия усталости, смену видов деятельности учащихся. Такие виды деятельности несут большой воспитательный  потенциал, формируют навыки самооценки детей.

В процессе работы я определила формы применения ИКТ на уроках ИЗО:

  1. использование медиа-ресурсов как источника информации;
  2. компьютерная поддержка при подготовке к уроку и деятельности учителя на разных этапах урока;
  3. организация проектной деятельности учащихся.

Считаю, что наряду с применением медиа-ресурсов целесообразно создавать свои презентации, слайд-фильмы и текстовые задания. Презентации используются мной на уроках- лекциях, беседах, путешествиях, на уроках знакомства с жанрами изобразительного искусства (6 класс), при изучении таких тем как «Изобразительное искусство в семье пластических искусств» (6 класс), «Музеи России».Так, презентацию «Музеи России» можно использовать для разного возраста  (в 4 классе по теме «Музеи в жизни города» и в 7 классе по теме «Крупнейшие музеи Изобразительного искусства и их роль в культуре»), адаптируя ее для того или иного класса.

Слайд-фильмы использую при изучении различных  тем, т.к. они не имеют текстового сопровождения, кратко комментирую их. («Необычные дома», «Русские узоры», «Фонари на улицах», «Русская изба», «Япония» и др.)

Организую проектную деятельность учащихся, оформленную  в виде презентации. В результате учащиеся имеют возможность, опираясь на собственную мультимедийную презентацию, раскрыть тему ярко и привлекательно, отстаивать свою точку зрения. Все работы выполнены учениками самостоятельно и на высоком уровне. В нашей копилке имеются такие работы, как «Соборы Московского Кремля», «Искусство массовой культуры», «Зрелище на службе внушения», «Архитектура Санкт-Петербурга» и др.

К результативности своей деятельности я отношу: положительную мотивацию на уроках искусства с применением ИКТ, разнообразие использования наглядности на уроке, повышение производительности урока, развитие познавательного интереса у учащихся и умения оперировать полученными знаниями.

О себе

Год рождения: 1960

Образование: Высшее, художественно- графический факультет университета КубГУ

Стаж работы: более 25 лет

За время своей работы не перестаю любить делать все своими руками.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Джек Лондон "Маленькая хозяйка большого дома"

Борис Бедный "Девчата"

Даниэла Стил "Только раз в жизни"

и еще многие другие.

Моё портфолио

1. Технология использования ИКТ на уроках искусства

Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на уроки искусства, открывает новые возможности.

Мои варианты применения ИКТ в образовательном процессе:

1. Урок с мультимедийной поддержкой -  в классе стоит один компьютер, им пользуется учитель в качестве «электронной доски». Учитель использует готовые  электронные образовательные ресурсы или мультимедиа презентации,  и ученики для защиты проектов.

2. Урок с компьютерной поддержкой - несколько компьютеров (обычно, в компьютерном классе), за ними работают все ученики одновременно или по очереди.

3. Уроки с выходом во всемирную сеть Интернет (могут быть как с мультимедийной, так и компьютерной поддержкой).

  1. Урок с мультимедийной поддержкой.

Проектируя будущий мультимедийный урок, необходимо продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Стоит сразу же задуматься о том, как  будет управлять учебным процессом, каким образом будут обеспечиваться педагогическое общение на уроке, постоянная обратная связь с учащимися, развивающий эффект обучения.

Степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла. Однако мультимедийный урок может выступать и как «мини-технология», то есть как подготовленная учителем разработка с заданными учебными целями и задачами, ориентированная на вполне определенные результаты обучения.

Такой урок обладает достаточным набором информационной составляющей, дидактическим инструментарием. При его проведении существенно меняется роль учителя, который в данном случае является, прежде всего, организатором, координатором познавательной деятельности учеников. Проведение урока в режиме мини-технологии отнюдь не означает, что учитель лишен возможности маневра и импровизации. У более опытного учителя подобный урок может заиграть новыми гранями, пройти привлекательнее, интереснее, динамичнее. Но урок – мини-технология предполагает существенное уменьшение «педагогического брака».

При проектировании будущего мультимедийного урока я продумываю , какие цели он преследует, какую роль этот урок играет в системе уроков по изучаемой теме или всего учебного курса. Для чего предназначен мультимедийный урок:                                  

  • для изучения нового материала, предъявления новой информации;
  • для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков;
  • для повторения, практического применения полученных знаний, умений навыков;
  • для обобщения, систематизации знаний?

Следует затронуть и другой аспект: проведение самого мультимедийного урока. Необходимо продумать смену ритма, разнообразить формы учебной деятельности, подумать, как выдержать при необходимости паузу, как обеспечить положительный эмоциональный фон урока.

Благодаря мультимедийному сопровождению занятий, учитель экономит до 30% учебного времени, нежели при работе у классной доски. Экономя время, можно  увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием.

Снимается и другая проблема. Когда учитель отворачивается к доске, он невольно теряет контакт с классом. Иногда он даже слышит шум за спиной. В режиме мультимедийного сопровождения учитель имеет возможность постоянно «держать руку на пульсе», видеть реакцию учеников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию.

2. Использование электронных образовательных ресурсов

После поступления в школу компьютеров я начала активное использование готовых электронных образовательных ресурсов в процессе обучения. Преимущества таких технологий по сравнению с традиционными очевидны. Объединение в одном электронном образовательном продукте красочных изображений произведений архитектуры, скульптуры и живописи и сопровождение их текстовой информацией, музыкальными произведениями оказывает эмоциональное воздействие, развивает художественный вкус детей и даёт возможность получать знания в области культуры и искусства. Кроме большого количества иллюстраций и наглядного материала, эффективной проверки знаний и всего прочего, к ним можно отнести и многообразие организационных форм в работе учащихся, методических приёмов в работе учителя. Кроме того, компьютерные программы с видеосюжетами, возможностью “управления” процессами, схемами, подвижными графиками – дополнительное средство развития образного мышления.

На этапе подготовки к уроку мне  необходимо проанализировать электронные и информационные ресурсы, отобрать необходимый материал по теме урока, структурировать и оформить его на электронных или бумажных носителях. Большую помощь в поиске необходимой информации учителю может оказать каталог образовательных ресурсов по искусству, размещенный во всемирной сети Интернет.

При объяснении нового материала на уроке я использую  предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, репродукции картин изучаемых художников, видеоэкскурсии, видеофрагменты), динамические таблицы и схемы, интерактивные модели, проектируя их на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения – я комментирую информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождая ее дополнительными объяснениями и примерами.

Если кабинет подключен к сети Интернет, можно предложить провести урок в форме виртуальной экскурсии. К сожалению, я и мои ученики сегодня такой возможности пока не имеем.

3 Мультимедиа презентации на уроках

Используя возможности компьютера и прикладных программ и приложений, я формирую собственные средства обучения, составляю свои презентации и осуществляю образовательные проекты, создавая тем самым многочисленные варианты работы, которые помогают разнообразить уроки искусства. Это небольшие мультимедиа презентации по творчеству

того или иного  художника, тесты - опросники по различным темам, как в электронном, так и традиционном (бумажном) виде. Всё это:

  • можно использовать как при индивидуальной работе с детьми, так и при работе с целым классом (при наличии проекционного экрана) во время опроса;
  • позволяет каждому ученику работать самостоятельно в собственном темпе;
  • позволяет ученикам, не обладающим хорошими коммуникативными способностями, успешно справляться с заданиями.

Использование мультимедиа презентаций целесообразно на любом этапе изучения новой темы и на любом этапе урока, как с помощью компьютера, так и с помощью мультимедийного проекционного экрана.

Используя возможности программы PowerPoint, мною были разработаны презентации некоторых тем уроков. Они помогают разнообразить уроки. Так, уроки-презентации широко использую:

  • на уроках знакомства с жанрами изобразительного искусства;
  • при изучении таких тем по изобразительному искусству как “Живопись”, “Музеи России”, “Искусство Гжели”, «Стили дизайна и их отражение в интерьере» и др.

Так, например, презентацию о творчестве В.М.Васнецова я использую для фронтальной работы с классом. Эту презентацию можно использовать при  изучении разных тем (например, по программе Б.М. Неменского в 7-ом классе – “Исторический и мифологический жанры в искусстве», в 4 классе «Образ богатыря», «Великие художники в истории искусства и их произведения»  и др.), адаптируя её для того или иного класса.

Создание данных уроков требует от учителя умения пользоваться компьютерной техникой и большого количества времени, что в итоге оправдывается повышением познавательного интереса к предмету.

Использование на уроке презентаций имеет следующие преимущества перед традиционным ведением урока:

  • возможность обеспечить не только аудиальное, но и визуальное восприятие информации;
  • обеспечивает последовательность рассмотрения темы;
  • иллюстрации доступны всем учащимся, изображение на экране дает возможность рассмотреть мелкие детали, достоинства художественного произведения;
  • применение новых компьютерных технологий позволяет ускорить учебный процесс и заинтересовать детей.

4. Создание и представление учащимися творческих проектов  с использованием ИКТ

Учащиеся - не просто пассивные поглотители информации, целью учителя становится формирование у учащихся навыков нахождения и отбора нужной информации. Это достигается через подготовку проектов. Тема творческого мультимедийного проекта должна вызывать живой интерес участников проекта.

При выполнении проекта учащиеся показывают самый высокий уровень самостоятельности - творческий. Он проявляется в ходе выполнения заданий исследовательского характера, когда необходимо овладеть методами и приемами познания, которые позволяют увидеть новую проблему в знакомой ситуации, найти новые способы применения усвоенных знаний.

Возможен вариант, когда класс разбивается на несколько групп, и каждая из групп готовит проект по отдельным разделам определенной темы. После выполнения проходит защита проекта: каждая из групп представляет результаты своего исследования одноклассникам. В ходе работы над проектом им приходится переработать большое количество информации, в результате чего ученики хорошо ориентируются в данном вопросе, и сложно представить себе ситуацию, чтобы они плохо отвечали на вопросы по данной теме. Они настолько увлекаются изучаемой темой, что изучают достаточно много материала и с удовольствием показывают свои умения оформлять результаты работы на компьютере в виде презентации.

В 9 классе в качестве зачетной работы я предлагаю учащимся создание презентации по искусству. В нашей копилке имеются такие работы как, « Московский Кремль», «Титаны Возрождения»,  «Русские художницы XIX века», «Творчество И.И.Шишкина» и другие.

Итак, создание творческого мультимедийного проекта учащимися - это мощный инструмент, позволяющий формировать у детей необходимые знания и познавательные приемы, а также развивать мотивацию учебной деятельности, способствуя тем самым развитию мотивационного и процессуального компонентов познавательной самостоятельности. И в этом дидактическом процессе учителю принадлежит ведущая роль.

    1. Урок с компьютерной поддержкой.

возможны, когда

  • учащиеся одновременно работают с учителем, а на определенном этапе переходят к работе за компьютером;
  • учащиеся попеременно работают на компьютере по указаниям учителя.

При закреплении пройденного материала, учащимся предлагается работа  с текстом электронного учебника или учебного пособия, электронными хрестоматиями, справочниками, словарями и т.д. На этом этапе могут использоваться фронтальные, групповые, индивидуальные и

дифференцированные формы организации учебной деятельности учащихся. Для организации дифференцированного обучения учителю целесообразно заранее на основе использования этих ресурсов разработать задания для учащихся с учетом их индивидуальных особенностей (уровня подготовленности, доминирующего канала восприятия и т.д.). Раздаточный материал может быть подготовлен как в электронном, так и бумажном виде.

Для осуществления контроля знаний учащихся по пройденной теме я  организовываю промежуточное тестирование (фронтальное или дифференцированное, на компьютере или письменно, с автоматической проверкой на компьютере или с последующей проверкой), решаем  головоломки, кроссворды  с применением полученных знаний.

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы