Прокина Виктория Дмитриевна

Сайт для воспитателей

Научить ребенка – это создать ему условия для полного овладения своими собственными способностями.

Профессия: Воспитатель

Профессиональные интересы: Развитие коммуникативных навыков у детей имеющие нарушение речи

Увлечения: Повышение профессиональной компетенции

Регион: Кемеровская область

Населенный пункт: г.Анжеро-Судженск

Место работы: МКУ АСГО Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/prokina-viktoriya
Воспитание нуждается в трех вещах: в даровании, науке, упражнении.
Арнольд Мэтью (1822 - 1888) Английский поэт и критик

Cоциальная реабилитация личности —  это сложный процесс ее взаимодействия с социальной средой, в результате которого формируются качества человека, как подлинного субъекта общественных отношений.

Одной из главных целей социальной реабилитации является приспособление, адаптация человека к социальной реальности, развитие у него соответствующих социальных навыков, необходимых в дальнейшей самостоятельной жизни. Поэтому подготовка детей к самостоятельной жизни, его социализация являются основополагающим фактором в развитии личности ребёнка, проходящего реабилитацию в социальном центре для несовершеннолетних.

В своей работе я работаю над формированием следующих социальных знаний и навыков у своих воспитанников, которые им необходимы в самостоятельной жизни:

  • Формирование навыков правильного поведения
  • Трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда.
  • Самообслуживание
  • Знания об умении одеваться в соответствии с ситуацией, об оформлении жилых комнат, сервировке праздничного стола и о приеме гостей.
  • Формирование санитарно-гигиенических навыков.
  • Формирование коммуникативных навыков.
  • Умение жить и работать по правилам (законам).
  • Развитие познавательной сферы.

 Формирование навыков правильного поведения осуществляется посредством уроков культуры поведения, занятий по эстетике, в процессе индивидуальной работы с каждым ребёнком, а также посредством решения ситуационных задач. Это долговременный, непрерывный процесс, который в конце срока реабилитации конкретного ребёнка даёт ощутимый результат.

 Развитие трудовых навыков и навыков самообслуживающего труда происходит во время трудовых операций типа «Уют», во время трудовых поручений, а также во время выполнения хозяйственно-бытовых поручений, когда дети прибираются в СРЦ, оказывают посильную помощь сотрудникам центра, ремонтируют свою одежду, стирают её и т.д. Для реализации этих навыков в центре существует дежурство детей. В своей работе я часто практикую трудовые поручения для детей. За выполненное порученное дело воспитанник должен отчитаться перед всем детским коллективом, дети, в свою очередь выносят оценку за выполненный труд, что стимулирует ребёнка ответственнее относиться к труду.

 Формирование санитарно-гигиенических навыков происходит во время проведения гигиенических процедур, на занятиях по направлению: «Формирование стремления к ЗОЖ», а также в индивидуальном порядке. Если при поступлении в СРЦ дети не имеют санитарных навыков или имеют недостаточно развитые навыки гигиенического ухода, то на конец реабилитации такие навыки сформированы у каждого воспитанника центра. Впоследствии полученные детьми знания и умения по санитарной культуре используются ими в дальнейшей самостоятельной жизни.

 Одним из важных умений и навыков, необходимых воспитанникам СРЦ, на мой взгляд, является умение одеваться в соответствии с ситуацией, а также уметь оформлять помещение к празднику, уметь сервировать стол, встречать гостей. Это тоже долгий и непрерывный процесс в коррекционно-реабилитационной воспитательной деятельности. Данный навык прививается детям во время проведения различных праздников, совместных мероприятий, праздничных чаепитий. По привитию данных навыков проводятся практические занятия, на которых дети учатся правильно, в соответствии с ситуацией одеваться. Младшие школьники и дошкольники включаются в ролевые игры («Встреча гостей», «Чаепитие» и др.) на которых учатся приёму гостей.

 Очень важно, чтобы ребенок научился играть по правилам и тогда в дальнейшей самостоятельной жизни он тоже научится жить по правилам (т.е. законам). У детей формируются не только навыки игровой деятельности, но и чувство доброго соперничества, доброжелательность, взаимопомощь и взаимовыручка, они придерживаются правил игры.

 Чтобы ребенок в дальнейшем развивался и совершенствовался, необходимо развитие у него познавательного интереса, любознательности. Эти качества помогут воспитанникам центра в дальнейшей самостоятельной жизни не потеряться, научат находить выход из любой трудной жизненной ситуации. Формирование этих социальных навыков происходит в процессе различных викторин (литературных, музыкальных и т.п.), во время познавательно-развлекательных игр («На ошибках учатся», «Экология и мы», «Все работы хороши – выбирай на вкус!», «Игра-путешествие по планете Вежливость» и др.). Познавательные навыки и речь развиваются на часах чтения, когда дети пересказывают прочитанное, дают характеристику героям, выносят нравственную оценку героям произведения, читают познавательную литературу. На самоподготовке, когда дети выполняют домашнее задание, также развивается речь и познавательные навыки.

 Отсутствие коммуникативных навыков свойственно детям, поступающим в реабилитационные центры. Поэтому важнейшая задача воспитателя – помочь ребёнку жить в социуме, научить правильно общаться, знать к кому и куда обратиться за помощью, как самому преодолевать жизненные трудности. Развитие коммуникабельности непрерывно осуществляется в течение каждой рабочей смены: в процессе индивидуальной работы с детьми, во время творческих поручений и трудовых заданий, при проведении праздников и мероприятий в центре, во время выездов в город для экскурсий, общении со сверстниками и взрослыми и др.

 Коррекционно-реабилитационная работа по развитию вышеперечисленных социальных навыков у воспитанников центра в дальнейшем способствует: развитию творческих способностей, пробуждению социальной активности, воспитывает чувство собственного достоинства, стремление к самоопределению, формированию способности к выбору стойкой жизненной позиции, а не довольствование ролью пассивных потребителей льгот и привилегий, помогает жить и выживать в дальнейшей самостоятельной жизни.

О себе

Профессия воспитатель одна из благородных и нужных профессий для людей во всем мире, Воспитатели -люди, которые в душе всегда остаются детьми. Иначе дети не примут, не пустят в их собственный мир. Самое главное в моей профессии - любить детей, любить просто так, ни за что, отдавать им свое сердце.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Антуан де Сент-Экзюпери "Маленький принц"

Мои достижения

Моё портфолио

Мои достижения - это не мои награды и грамоты, это - дети, не знавшие родительской заботы и ласки. Дети, которые в прошлой своей жизни умели не жить, а выживать, видели только жестокость и безразличие. Я вижу, как каждый ребёнок минута за минутой, день за днём открывает для себя мир нормальных людей, как искрятся глаза, появляются улыбки на лицах. Мои достижения - это хорошие оценки в школе, грамоты и награды, которые дети получают, участвуя в различных конкурсах. 

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы