Ракитянская Анна Анатольевна

Сайт учителя английского языка

Профессия: Учитель английского языка

Профессиональные интересы: Чтение произведений на английском языке

Увлечения: Путешествия. С каждой поездки привожу сувениры. Выкладываю картинки из страз.

Регион: Республика Адыгея

Населенный пункт: станица Гиагинская

Место работы: МБОУ СОШ №2 им. А. Асеева и Ю. Голикова

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/rakityanskaya-anna-anatolevna

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «ЭССЕ»

 

Муниципальный  этап Всероссийского конкурса

            «Учитель года России-2020»

 

Ракитянская А.А.,

 Республика Адыгея

Гиагинский район

Ст. Гиагинская

                                                                                         МБОУ СОШ №2 

                                                                                                                                       им. А. Асеева и Ю. Голикова.

 

Работа с детской одаренностью: семь смертных грехов школьного учителя.

 

Талант – от Бога, реализация таланта – от человека.

И. Шевелёв

 

        Каждая пятая девочка в моем детстве хотела стать учителем!  Увы, это было не обо мне. Я мечтала стать хирургом! Однако я росла в семье, где были учителя. Моя бабушка преподавала швейное мастерство в училище, а мой отец был директором политехнического техникума. Но родители настояли на поступлении в педагогическое училище. Со школы увлекалась изучением английского языка и любила этот предмет. И вот я учитель!  Учитель английского языка.  Благодаря Светлане Михайловне, нашей учительнице английского языка. Она была женщиной миниатюрной, но меня всегда поражала глобальность и глубина её мышления. Её слова и поступки зачастую носили особый, скрытый смысл, некий подтекст, раскрывая который, мы каждый день делали для себя новые открытия. Именно поэтому её предмет любили все.

        Сейчас я сама — учитель. Работаю в школе – учреждении, где образовательные программы базируются на принципах непрерывного и развивающего обучения. Главной  задачей для себя считаю — строить свою работу так, чтобы мой предмет тоже любили все. И чтобы каждый был в нём успешен. Говорят, это мне даётся легко: в школах  много одарённых детей. Но что значит много? И что значит — одарённых? Если ребёнок победил в олимпиаде — значит, одарённый. Выиграл в конкурсе – одарён!  Отличник по предмету – конечно, одарённый. Но возникает вопрос: а что же остальные? Бесталанные? Печально, что именно такой точки зрения придерживаются многие учителя! Признаться, и мне раньше тоже так казалось...

        Но одарённость в предмете – это тот вид способностей, который лежит на поверхности. Его сразу видно, не надо прилагать для его поиска и развития очень больших усилий. Этим и пользуются некоторые учителя, эксплуатируя этот дар у своих самых ярких учеников. Почему же они не стремятся развивать одарённость в каждом ребёнке? Ведь она проявляется не только в предметной области, но и в других видах деятельности и гранях личности ребёнка! В процессе своей педагогической деятельности я много думала над этим вопросом…

        Ответ на него оказался довольно неутешительным. Как оказалось, в основе эксплуатации предметной одарённости лежит то, что на библейском языке называется похотью — жадным стремлением получить высокий результат быстро и без каких-то дополнительных усилий. Например, легко и просто на олимпиаду по английскому языку отправить Пашу, который имеет оценку «5» за четверть, постоянно занимается дополнительно в каком-нибудь языковом центре и побывал уже во всех англоговорящих странах мира, оттачивая свое лингвистическое мастерство. Уж он-то обязательно займет первое место!

        Когда это происходит, то есть желаемый результат, достигнут, сразу приходят на ум Маша, у которой мама – учительница английского языка, и Света, которая вообще всю жизнь жила в Америке, а в нашей школе учится только с прошлого года. И этих учеников учитель посылает участвовать в ежегодном международном конкурсе, где они, несомненно, занимают хорошие места. Это сродни чревоугодию: учитель не может насытиться лёгкими и быстрыми достижениями учеников, ему надо ещё и ещё.

        Потом возникает гордыня. Учитель получает грамоты, благодарственные письма, общественное признание среди коллег. Он уже свысока смотрит на других, не таких успешных учителей, отказывается принимать участие в мероприятиях, которые, как ему кажется, не соответствуют его высокому статусу.

        Дальше проявляется алчность. Учитель начинает требовать премии и денежные вознаграждения за его «непомерные» труды. А когда ему в этом отказывают, возникает гнев: «Вы не понимаете, как это трудно! Почему я должен работать бесплатно?»

       Но ничего не существует вечно. Вдруг находится другой учитель, у которого количество одарённых в предмете учеников больше, а результаты лучше. Тогда появляется зависть. Она постоянно гложет, подавляет, разрушает учителя изнутри.

       Постепенно возникает чувство глубокого уныния и безразличия к профессии. И учитель дает себе зарок: «Больше я не буду стремиться быть лучшим. Буду работать спокойно, как все».

       Вот конечный результат совершения семи смертных грехов в работе с детскими дарованиями. Это приводит не только к профессиональному выгоранию учителя, но и к более страшным последствиям. Во-первых, что же всё это время делали «не одарённые» в предмете ученики? Просто сидели на уроках? А во-вторых, что дало ученикам в будущем развитие только предметной одарённости? Школа закончилась — закончилась и одарённость?

        Всерьез задуматься над этим меня заставили слова Августа Бебеля: «В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты. Лишь тогда человек становится настоящим человеком». Я поняла, что это правильно. Сейчас  на своих уроках я стараюсь развить способности каждого ребенка, вовлекая своих учеников в различные виды деятельности и давая им возможность попробовать себя в разных амплуа. А интеграция урочной и внеурочной деятельности позволяет мне выявить их таланты и расширить возможности их применения.

        Теперь я  совершенно уверена, что все дети являются талантливыми, одарёнными.  Они уже рождаются такими. И наша задача выявить, развить и найти применение детской одарённости. Ведь, кроме предметных талантов, у них существует множество других,  замечательных качеств. Кто-то лучший пловец, кто-то лучший актёр, а кто-то — лучший друг. Если мы, учителя, поможем нашим ученикам развить лучшие стороны их личности, то в будущем мы получим уверенное в себе поколение людей, знающих, чего они хотят, и стремящихся к постоянному самосовершенствованию. Размышляя над этой проблемой, пожалуй, соглашусь со словами: «Проживи одну свою жизнь и тысячу жизней своих учеников - и ты проживешь вечность!» «Урок окончен», — говорю я ребятам, но каждый раз знаю, что урок мой будет продолжаться. Ведь, я – учитель!

       Как стать Человеком, Учителем, Педагогом, Другом?

       На этот вопрос я буду отвечать всю свою жизнь! Но в одном я уверена уже сейчас – я выбрала правильный путь.  Мой труд приносит мне радость! Я  счастлива от того, что я работаю с детьми!

Я – скульптор, но в руках у меня не глина.

Я - музыкант, но перед глазами совсем не ноты.

Я – хирург, но работаю без скальпеля.

Кто я?

Я леплю человека. Я касаюсь струн его сердца.

Я срезаю опухоль с души. Я – учитель!    

 

Наталья Чернова

(Из книги «Доверяю тебе мою боль и радость)

 

 

 

 

О себе

Воспитывалась в семье преподавателей. Отец преподавал в полит институте. Бабушка - директор швейного училища. Окончила музыкалную школу по классу скрипки и фортепьяно. Закончила Ашхабатское педагогическое училище имени Амана Кекилова. Получила специальность учитель начальных классов  и воспитатель продленного дня. Отдельное образование - курсы английскогоязыка при Академии Медицинских наук Туркменистана. Научно- исследовательский институт профилактической и клинической медицины имени С.М. Дурсуновой.

Люблю петь песни АВВА. Занималась бальными танцами. Категории стандарт и латино. 

Мои публикации:
Иностранный язык
Испанский язык
Добавить грамоту в портфолио
Портфолио: