Рудакова Светлана Николаевна

Сайт учителя индивидуального обучения

Сперва любить, потом учить!

Профессия: Учитель индивидуального обучения

Профессиональные интересы: История родного края, живопись, цветоводство.

Увлечения: Рукоделие, чтение художественной литературы, садоводство.

Регион: Ростовская область

Населенный пункт: г. Каменск-Шахтинский

Место работы: ГКОУ РО Каменская специальная школа № 15

Навигация

Последние записи в блоге
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/rudakova-svetlana
"Что может быть честнее и благороднее, чем научить других тому, что сам наилучшим образом знаешь?"
М. Ф. Квинтилиан.

Применение здоровьесберегающих технологий в индивидуальном обучении на дому детей с ограниченными возможностями здоровья. 

 

 

«Ребёнок готов узнавать новое до тех пор,

пока у него есть на это силы.

Но количество этих сил зависит от педагога,

занимающегося с ребёнком».

Мария Монтессори

 

Уважаемые коллеги!

  Все вы знаете, что глобальной проблемой нашего времени является охрана здоровья детей. Я, учитель коррекционной школы VIII вида, хочу поделиться с вами опытом применения здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и интеллекта на дому. 

  В нашей школе педагогами давно сформированы и работают программы по здоровьесбережению и здоровьеукреплению. А, учителя индивидуального обучения, работающие с самыми слабыми здоровьем детьми, переработали эти программы с учётом особенностей здоровья каждого из своих учеников. Принимая тот факт, что мы работаем с ослабленными детьми, важнейшей целью ставим для себя – создание системы медико-педагогических оздоровительных мер с использованием комплекса средств и методов воздействия на здоровье и с учётом возможностей здоровья обучающихся.

  Работа по укреплению здоровья требует в первую очередь осознания важности проблемы всеми участниками образовательного процесса.  Это педагог, ребёнок и его родители. Так как влияние семьи на обучающегося с интеллектуальной недостаточностью очень велико, именно родители и прочее окружение ребёнка дома должны помочь педагогу создать условия для укрепления психического, соматического и физического здоровья членов семьи. Семьи детей помогают или не помогают учителю минимизировать неблагоприятные психические, физические или социальные состояния ребёнка. Поэтому учитель индивидуального обучения уделяет работе с семьями большое внимание (консультации, беседы, инструктажи).

  Планируя урок, понимаю, что именно здоровьесберегающие технологии определяют его структуру, предотвращают состояния переутомления, ухудшения самочувствия ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Укреплению психического здоровья, стремлению вести здоровый образ жизни помогают личностно-развивающие технологии. А применение элементов лечебно-оздоровительных технологий (массаж, ЛФК, смена видов деятельности) помогают укреплять физическое здоровье детей.

  Каждую учебную программу я составляю для конкретного ребёнка на текущий учебный год. Поэтому есть возможность учесть все тонкости: развитие интеллектуальной сферы, проблемы соматического здоровья, утомляемость, развитие опорно-двигательной сферы, работоспособность ребёнка по временным периодам и др.

  Очень важно выработать у обучающегося привычку к различным методам здоровьеукрепления. И в этом я очень полагаюсь на помощь семьи. Если ребёнок с удовольствием выполняет на каждом уроке, перемене и во внеурочное время требования взрослых по укреплению здоровья, у него вырабатывается потребность в них, потребность здорового образа жизни. Значит ли это, что педагогу нужно творчески подходить к проблеме формирования здоровьеукрепляющей среды? Конечно. Например, всем известные физ.минутки на уроках – это могут быть логоритмические упражнения для всех видов мышц под музыку. Гимнастика для глаз, дыхательная, артикуляционная – всё есть в логоритмике. А сколько эмоций! Повышают настроение и кинесиологические упражнения. С предметами и без них, возможно и не сразу удаются, но учат преодолевать трудности и повышают самооценку ребёнка, укрепляют веру в расширение своих возможностей. На перемене – игротерапия, массаж и самомассаж.

  Излишне даже говорить о том, что в работе с нашими детьми обязательно для результативности нужна система. Очень популярными стали уроки-экскурсии, уроки-прогулки на свежем воздухе. Это уроки социально-бытовой ориентации, естествознания, уроки развития речи, а, иногда, и хозяйственно-бытового труда. Перед началом первого урока – зарядка. Подробнее о формах и методах здоровьеукрепления можно узнать в  презентации на тему: "Применение здоровье сберегающих технологий  учителями индивидуального обучения", которую я и мой соавтор Касторнова В. М. предлагаем вашему вниманию ниже.

  Важный момент: создание «ситуации успеха» для ребёнка! Так участвуем  в школьных конкурсах или дома, в семье проводим соревнования. Да даже и в областных, городских и федеральных интернетконкурсах. Победители награждаются, а успех, как известно, побуждает к продолжению работы, повышает интерес к жизни, стимулирует потребность охранять своё здоровье! Кроме того, участие в общих мероприятиях помогает ребёнку домашнего обучения не замыкаться на своих проблемах, а адаптироваться в социуме, почувствовать себя частью этого социума, гражданином своей страны, несмотря ни на что. Очень важно, чтобы ребёнок с ограниченными возможностями здоровья осознал такую мысль: «Чтобы сохранить моё здоровье, нужно много трудиться; а чтобы укрепить моё здоровье, я должен очень много и упорно трудиться. И тогда мне разные дела будут «по плечу»! Почувствовать эту мысль можно, просмотрев фотоальбом "Творчество моих учеников".

 В нашей презентации, размещённой в моём портфолио, вы можете подробнее познакомиться со спецификой и особенностями работы по здоровьесбережению и улучшению здоровья детей в условиях домашнего обучения. Надеемся на то, что она будет интересна всем, кого волнует состояние здоровья подрастающего поколения!

 

Будьте и Вы здоровы!

О себе

Родилась и выросла в краю Донского казачества, в городе Каменске- Шахтинском Ростовской области. Мой город расположен на живописном берегу реки Северский Донец. Он небольшой, но красивый, чистый, зелёный, особенно если смотреть издали. А главное: я люблю свой город, свой богатый историей и традициями казачий край. Здесь я училась быть педагогом: сначала в педколледже, потом в пединституте, но главному меня научила практика в школах Каменска и Каменского района. Замужем, мать троих детей, бабушка двух внуков. Работаю в коррекционной школе VIII вида с обучающимися на домашнем обучении детьми. Детей очень люблю и посвятила им всю свою жизнь. Мой девиз-речёвка: "С любой ноги, в любую сторону, всегда готова к детям я бежать!"

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Чехов А. П. Рассказы о любви.

Булгаков М. Мастер и Маргарита.  Собачье сердце.

Прус Б. Кукла. Эти книги, я думаю, знают все.

Дюма А. Новелла о Карле Занде. А эту просто советую прочитать

для формирования нравственно-патриотических качеств

у взрослых молодых людей.

Маккалоу К. Поющие в терновнике. Считаю эту книгу самой 

серьёзной историей любви.

Коллинз У. .Женщина в белом.  Лунный камень. - и другие подобные 

классические детективные романы люблю.

Остен Д. Гордость и предубеждение. Эмма. Мэнсфилд-парк. Доводы рассудка. А эти 

книги и эту писательницу просто обожаю!

Мой взгляд на мир

Считаю, что просто обязана помогать добрым людям в добрых делах.

Особенно больным и слабым, особенно этим ангелочкам - невинным детям!

Считаю, что мы - взрослые виноваты в несчастьях детей с проблемами, значит мы и 

должны стараться искупать свою вину перед ними.

Моё портфолио

Что можно сказать во вступлении к моему портфолио? 

Наше общество заинтересовано в оздоровлении всего человеческого сообщества через оздоровление отдельных его граждан, особенно - подрастающего поколения, т. е. наших детей. Решить эту проблему конечно же невозможно только педагогам, тут необходимо решение на всех уровнях. Мои ученики все с большими проблемами здоровья и, чтобы укрепить и сохранить его им нужна помощь родителей, учителей, социальных служб, государства. Кроме этого само общество должно повысить свой культурно-образовательный уровень и изменить отношение к тем своим членам, здоровье которых имеет ограниченные возможности.

Со своей стороны стараюсь по мере возможностей моих помочь своим ученикам укрепить психическое, физическое и духовно-нравственное здоровье. Приходится воспитывать и родителей обучающихся для создания благополучной среды обитания ребёнку. Овладение искусством здорового образа жизни - тяжёлый и повседневный труд! Бывает родители не всегда понимают свои функции и задачи в роли родителя. Объясняю, что родители не только "кормильцы", "защитники" и "лекари" для ребёнка, но и "учителя жизни", "устанавливающие пределы", духовные наставники, " "водушевляющие" на добрые и полезные дела; а для наших детей часто именно они и учитель являются лучшими и единственными друзьями. С раннего детства педагогу совместно с родителями необходимо формировать у ребёнка с ограниченными возможностями здоровья правильное отношение к себе, своему здоровью, к семье и окружению, к обществу в целом.

Материал, собранный в моей методической копилке, буду стараться размещать на страницах этого мини сайта. Надеюсь он поможет педагогам, работающим с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья!

Мои публикации:
Биология
Коррекционная педагогика
Материалы методических объединений
Разное
Родной язык и литература
Русский язык
Технология
Публикации моих учеников:
Художественно-прикладное творчество
Другое
Добавить грамоту в портфолио