Применение здоровьесберегающих технологий учителями индивидуального обучения Каменской коррекционной школы VIII вида.
презентация к уроку по теме

Рудакова Светлана Николаевна

 

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Благодарю Вас за то, что решили познакомиться с моими работами и предлагаю Вашему вниманию статью и презентацию на тему:

«Применение здоровьесберегающих технологий учителями индивидуального обучения»,

 автором которых является учитель индивидуального обучения Каменской коррекционной школы № 15 – Рудакова Светлана Николаевна

 

«Ребёнок готов узнавать новое до тех пор,

пока у него есть на это силы.

Но количество этих сил зависит от педагога,

занимающегося с ребёнком».

Мария Монтессори

 

Уважаемые коллеги!

  Все вы знаете, что глобальной проблемой нашего времени является охрана здоровья детей. Я, учитель коррекционной школы VIII вида, хочу поделиться с вами опытом применения здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и интеллекта на дому. 

  В нашей школе педагогами давно сформированы и работают программы по здоровьесбережению и здоровьеукреплению. А мы, учителя индивидуального обучения, работающие с самыми слабыми здоровьем детьми, переработали эти программы с учётом особенностей здоровья каждого из своих учеников. Принимая тот факт, что я работаю с ослабленными здоровьем детьми, важнейшей целью ставлю для себя – создание системы медико-педагогических оздоровительных мер с использованием комплекса средств и методов воздействия на здоровье и с учётом возможностей обучающихся.

  Основные направления деятельности педагогов школы по здоровьесбережению: медицинское, психологическое, социальное и педагогическое.

  Медицинское – предполагает проведение профилактических  мед.мероприятий; профилактику утомляемости и переутомляемости; участие в ежегодных мед.осмотрах; просвещение семей обучающихся о нормах труда и отдыха детей, о возрастных особенностях организма, о нормах санитарии и гигиены,  о режиме и нормах питания детей и подростков.

  Психологическое – поддержка и укрепление психического здоровья ребёнка. Это формирование позитивного отношения к себе и окружающим. Это работа с семьями детей по созданию дома благоприятной среды развития для ребёнка, укрепляющей его здоровье. Это и создание «ситуаций успеха».

 Социальное – профилактика появления вредных привычек, формирование навыков социальной адаптации.

  Педагогическое – здоровьесберегающее и здоровьеукрепляющее обучение:

  - целесообразное планирование этапов урока;

  - повышение двигательной активности обучающихся (зарядка, различные гимнастики и физ.минутки на уроках, активный отдых на переменах,  на экскурсиях);

  - внеклассная деятельность по здоровьесбережению (беседы о здоровье, инструктажи по ОБЖ, практические занятия, труд, сезонные прогулки, походы, занятия лечебной физкультурой, подвижные игры, изотерапия, музыкотерапия);

  - выработка привычек здорового образа жизни и помощь ребёнку в осознании ценности здоровья (личностно-развивающие технологии).

  Работа по укреплению здоровья требует в первую очередь осознания важности проблемы всеми участниками образовательного процесса.  Это педагог, ребёнок и его родители. Так как влияние семьи на обучающегося с интеллектуальной недостаточностью очень велико, именно родители и прочее окружение ребёнка дома должны помочь педагогу.  Создать условия для укрепления психического, соматического и физического здоровья членов семьи. Семьи детей помогают или не помогают учителю минимизировать неблагоприятные психические, физические или социальные состояния ребёнка. Поэтому учитель индивидуального обучения уделяет работе с семьями большое внимание (консультации, беседы, инструктажи).

  Планируя урок, понимаю, что именно здоровьесберегающие технологии определяют его структуру, предотвращают состояния переутомления, ухудшения самочувствия ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Укреплению психического здоровья, стремлению вести здоровый образ жизни помогают личностно-развивающие технологии. А применение элементов лечебно-оздоровительных технологий (массаж, ЛФК, смена видов деятельности) помогают укреплять физическое здоровье детей.

  Каждую учебную программу я составляю для конкретного ребёнка на текущий учебный год. Поэтому есть возможность учесть все тонкости: развитие интеллектуальной сферы, проблемы соматического здоровья, утомляемость, развитие опорно-двигательной сферы, работоспособность ребёнка по временным периодам и др.

  Очень важно выработать у обучающегося привычку к различным методам здоровьеукрепления. И в этом я очень полагаюсь на помощь семьи. Если ребёнок с удовольствием выполняет на каждом уроке, перемене и во внеурочное время требования взрослых по укреплению здоровья, у него вырабатывается потребность в них, потребность здорового образа жизни. Значит ли это, что педагогу нужно творчески подходить к проблеме формирования здоровьеукрепляющей среды? Конечно. Например, всем известные физ.минутки на уроках – это могут быть логоритмические упражнения для всех видов мышц под музыку. Гимнастика для глаз, дыхательная, артикуляционная – всё есть в логоритмике. А сколько эмоций! Повышают настроение и кинесиологические упражнения. С предметами и без них, возможно и не сразу удаются, но учат преодолевать трудности и повышают самооценку ребёнка, укрепляют веру в расширение своих возможностей. На перемене – игротерапия, массаж и самомассаж.

  Излишне даже говорить о том, что в работе с нашими детьми обязательно для результативности нужна система. Очень популярными стали уроки-экскурсии, уроки-прогулки на свежем воздухе. Так провожу уроки социально-бытовой ориентации, естествознания, уроки развития речи, а, иногда, и хозяйственно-бытового труда. Перед началом первого урока – зарядка. 

  Важный момент: создание «ситуации успеха» для ребёнка! Так участвуем  в школьных конкурсах или дома, в семье проводим соревнования. Да даже и в областных, городских и федеральных интернетконкурсах. Победители награждаются, а успех, как известно, побуждает к продолжению работы, повышает интерес к жизни, стимулирует потребность охранять своё здоровье! Кроме того, участие в общих мероприятиях помогает ребёнку домашнего обучения не замыкаться на своих проблемах, а адаптироваться в социуме, почувствовать себя частью этого социума, гражданином своей страны, несмотря ни на что. Очень важно, чтобы ребёнок с ограниченными возможностями здоровья осознал такую мысль: «Чтобы сохранить моё здоровье, нужно много трудиться; а чтобы укрепить моё здоровье, я должен очень много и упорно трудиться. И тогда мне разные дела будут «по плечу»!

 

  В  презентации на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий учителями индивидуального обучения» вы можете подробнее познакомиться со спецификой и особенностями работы по здоровьесбережению и улучшению здоровья детей в условиях домашнего обучения. Надеемся на то, что она будет интересна всем, кого волнует состояние здоровья подрастающего поколения!

 

С уважением ко всем,

 учитель Рудакова С. Н

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Применение здоровьесберегающих технологий учителями индивидуального обучения Учитель индивидуального обучения Каменской коррекционной школы№15: Рудакова С. Н. (начало)

Слайд 2

Цели использования здоровьесберегающих технологий в индивидуальном обучении: 1) осознание ценности здоровья обучающимся и его семьёй; 2) использование комплекса лечебно-оздоровительных воздействий для укрепления здоровья ребёнка с ОВЗ; 3) создание системы медико-педагогических мер, направленных на включение ребёнка с ОВЗ в социальную среду, приобщение к общественной жизни на уровне его психофизических возможностей.

Слайд 3

Актуальность темы презентации Ещё с древних времён люди пытались лечить и оздоравливать себя разными средствами. Это были воздух, вода, солнце, растения – всё то, что их окружало. Тем более актуально оздоравливание и здоровьесбережение в современной жизни; и конечно для людей с ограниченными возможностями здоровья. Работа с учащимися коррекционной школы предполагает, что учитель в образовательной деятельности уделяет обязательно внимание сбережению и укреплению здоровья обучающихся. А, если принимать во внимание то, что индивидуально обучаются на дому дети неспособные по состоянию здоровья посещать занятия в школе, требующие особого внимания взрослых к состоянию их самочувствия, то актуальность темы невозможно переоценить! Только большая любовь к профессии, особый склад характера помогают учителям индивидуального обучения, преподающим детям с ограниченными возможностями здоровья не навредить, а напротив укрепить здоровье ребёнка, расширить границы его возможностей, заставить его поверить в свои способности, поверить, если хотите, даже в чудо.

Слайд 4

Задачи: Приносить пользу здоровью ребёнка и его семье посредством обоснованного выбора здоровьесберегающих технологий. Не допускать эмоциональных стрессов и негативных ситуаций, преобладания отрицательных оценочных суждений во время занятий. Следить за соблюдением санитарно-гигиенических и физиологических требований. Учить соблюдению меры во всём, что касается здоровья, учить сознавать ценность здоровья. Учить осознавать необходимость приложения усилий для поддержания и укрепления здоровья всеми участниками образовательного процесса.

Слайд 5

Принципы здоровьесбережения в процессе индивидуального обучения: - Использование в обучении только тех методов, которые гарантируют сохранность здоровья и безопасность жизни ребёнка. - Учитель - образец для подражания. - Особенности развития данного ребёнка учитываются при составлении учебных планов. - Физкультура обязательна для обучающихся с ОВЗ (в нашем случае – лечебная физкультура). Без затраты значительных усилий нет мотивации удовлетворённости. Привычки здорового образа жизни способствуют реализации определённого уровня здоровья почти неосознанно.

Слайд 6

ЗДОРОВАЯ СРЕДА ОБИТАНИЯ во внеурочное время, профилактические мероприятия сохранения здоровья Образ жизни семьи и работа с родителями Возможность осознанного укрепления здоровья во время занятий Три кита, на которых базируется использование здоровьесберегающих технологий при индивидуальном обучении

Слайд 7

Не допущение нервных перегрузок и негатива, создание ситуаций успеха в повседневной жизни Полноценное питание, сказать нет всему вредному, гигиена тела и жилища, мед. мероприятия. Сохранение соматического здоровья Запросы и ожидания Укрепление психического здоровья Движение, физкультура, труд и участие в общественной жизни Активный образ жизни и физическое здоровье. Составляющие здоровья обучающихся на дому:

Слайд 8

Работа с родителями (беседы, консультации, инструктажи)

Слайд 9

Учить развивать двигательную активность ребёнка, ловкость, правильную осанку. Аргументировать в необходимости получения медикаментозного лечения. Знакомить с принципами здорового полноценного питания и здорового образа жизни. Задачи работы с семьёй обучающегося : Убедить соблюдать правила гигиены тела и жилища.

Слайд 10

Трудно переоценить родительскую любовь, а так же готовность всегда помогать учителю в его работе по развитию способностей ребёнка, по его обучению правилам здоровьесбережения.

Слайд 11

очень важная проблема – психологическая стабильность и микроклимат семьи здоровьесбережение – тяжёлый труд личный пример родителя – наиболее важен для ребёнка Необходимо убедить родителей в том, что :

Слайд 12

Семья – наша главная опора:

Слайд 13

Возможности укрепления здоровья в учебное время. В комплексе регулярное проведение на уроках индивидуального обучения запланированной оздоровительной и здоровьесберегающей деятельности с ребёнком. Рациональная организация двигательной активности участников образовательного процесса во время занятий, на переменах, во время прогулок, экскурсий, хозяйственно-бытового труда. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований к организации образовательного процесса. Систематическая работа по формированию понимания ценности здоровья и здорового образа жизни с обучающимися и их семьями.

Слайд 14

Гимнастики: пальчиковая, дыхательная, глаз, артикуляционная Кинесиологические упражнения. Уроки- экскурсии в природу. Физ.минутки. Логоритмичес- кие упражнения . Упражнения для осанки. Массаж и самомассаж. Музыкотерапия, изотерапия. Игротерапия. Формы и средства работы по здоровьесбережению, применяемые учителями индивидуального обучения:

Слайд 15

Начало учебного дня: Лена и Дима могут рассказать вам о пользе зарядки и соблюдения режима каждого дня!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Применение здоровьесберегающих технологий учителями индивидуального обучения Учитель индивидуального обучения Каменской коррекционной школы№15: Рудакова С. Н. II- я часть

Слайд 2

Работа педагогов в системе: пальчиковая гимнастика на уроке.

Слайд 3

Всем известны ИЗО терапия, музыкотерапия (рисуем - лечимся; слушаем музыку – она оздоравлива- ет, а награды стимулируют продолжать эти занятия.)

Слайд 4

Физминутка на уроке обязательна!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Применение здоровьесберегающих технологий учителями индивидуального обучения Учитель индивидуального обучения Каменской коррекционной школы№15: Рудакова С. Н. III- я часть

Слайд 2

Дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз:

Слайд 3

А помогают глазкам схемы:

Слайд 4

Кинесиология. Эта наука и практика изучает взаимосвязь тела с психическими и эмоциональными процессами. Кинесиологические упражнения учитывают законы развития сознания и тела, экологичны, не допускают интервенции во внутренний мир ребёнка. Привести в порядок развитие движений тела на основе рефлексов; а так же связь мозга и тела нам помогают кинесиологические упражнения. Систематически применяя эти упражнения с предметами и без них, развиваем не только мыслительные процессы, но и пространственную координацию движений, моторные функции, ловкость, силу, выносливость. Укрепляем костно-мышечный аппарат. А главное – создаём ситуации эмоционального комфорта, ситуации успеха для детей с ограниченными возможностями здоровья. Какая радость, когда получается что то, как у всех!

Слайд 5

Жонглёр: Дима С. (14 лет) научился жонглировать двумя предметами по системе В. П. Дудь- ева. (диагноз: аутизм, глубокая умственная отсталость, нарушения поведения, недоразвитие мелких и крупных мышц)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий в процессе обучения на уроках профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида.

Участие учащихся в дидактических играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху. В играх совершенствуется мышление, речь, ученик приобретает навыки планирования и ...

Коррекционно-развивающие упражнения на уроках профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида.

Коррекционно-развивающие упражнения на уроках способствуют развитию и коррекции интеллектуальных способностей учищихся : пространственного представления, логического мышления, развитие памяти, внимани...

статья "Возможности использования технологии интегрированного обучения в коррекционной школе VIII вида в достижении личностных результатов обучающихся"

Статья раскрывает возможности использования технологии интегрированного обучения в формировании БУД учащихся с умственной отсталостью....

«Использование игровых технологий как путь активизации познавательной деятельности на уроках русского языка обучающихся по индивидуальной программе специальной (коррекционной) школы VIII вида».

Развитие и совершенствование познавательного процесса на основе  развития у детей с нарушением интеллекта внимания, памяти, мышления и воображения,связной устной и письменной речи посредством игр...

Методическая разработка Конспект открытого индивидуального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий с учащимся 3 класса коррекционной школы VIII вида. «Автоматизация звука «с» с использованием методики «Закрытая карт

Тип занятия- индивидуальное Цель-  Автоматизация звука «с» в словах, предложениях, коррекция оптической дисграфии, формирование умения задавать вопросы и с их помощью выяснять со...

Статья «Особенности трудового обучения в коррекционной школе VIII вида на уроках технологии»

Проблема трудового воспитания и обучения детей с недостатками интеллектуального развития это одна из значимых областей знаний, разрабатываемой педагогикой и психологией. Это неотъемлимая часть програм...