Использование игровых технологий в процессе обучения на уроках профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида.
методическая разработка по технологии на тему

Участие учащихся в дидактических играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху. В играх совершенствуется мышление, речь, ученик приобретает навыки планирования и прогнозирования шансов на успех. 
Цель игры, проводимых на уроках швейного дела - пробудить интерес учащихся к познанию, к предмету, к труду. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mo_igrovye_tehnologii_vystuplenie.doc59 КБ
Office presentation icon igrovye_tehnologii_na_urokah_pto.ppt429.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые технологии на уроках профессионально-трудового обучения как средство развития познавательной активности у школьников.

Коррекция мыслительной деятельности учащихся на уроках профессионально-трудового обучения играет решающую роль в предупреждении нарушений умственного развития и реализуется различными формами и методами. Главными психическими качествами личности в процессе обучения являются: внимание, восприятие, память и мышление. Особенности и недостатки перечисленных качеств у детей с нарушением интеллекта очень детально изучены психологами (Е.М. Кудрявцева, К.И. Вересотская, М.М. Нудельман, Г.Е.Сухарева, А.Р. Лурия, В.Г. Петрова).

В экспериментальных исследованиях психологов было показано, что если дети во время изучения нового материала не только зрительно наблюдают за предметами, но и производят с ними различные действия, то повышается качество запоминания и мышления.

Ярко выраженной особенностью высшей нервной деятельности у детей с нарушением интеллекта является то, что они в большей мере руководствуются наглядным восприятием, чем словесной инструкцией, и что последняя недостаточно помогает им ориентироваться в новой сложной обстановке.

Очевидно, что процесс обучения в первую очередь зависит от психических качеств обучаемого, поэтому в практике своей работы я стараюсь непрерывно совершенствовать приёмы активизации и привлечения внимания к изучаемому материалу. Использование игровых моментов на уроках профессионально-трудового обучения оказывает большое влияние на формирование целостного восприятия учащимися изучаемого материала, способствует развитию памяти, речи, тактильно-двигательному восприятию, пониманию теории через игровую деятельность.  

В настоящее время особое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам.  Это говорит о том, что принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.

Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.

Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Именно их я использую на уроках профессионально-трудового обучения.

Девиз моей педагогической деятельности: « Учение без принуждения ». Задача - сделать  процесс обучения занимательным, создать у детей бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Я систематически совершенствую и углубляю знания по теории и методике преподаваемого мной предмета, обновляю методическую литературу, стараюсь использовать новые технологии в своей работе.

Игровые технологии я использую в основном в 5-6-ых классах. Это связано с тем, что пятый класс - переходный этап в жизни детей: из начальной школы - в среднюю, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов. Задача учителей в это время - сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Мне как учителю профессионально-трудового обучения приходится решать такую задачу почти каждый день. Программа предусматривает 6 часов профессионально-трудового обучения в неделю (больше, чем отводится на другие дисциплины), обилие новых тем и освоение практических приёмов работы с иглой, ножницами при выполнении ручных швейных работ, на швейной машине. Для меня важно сделать уроки швейного дела не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь  приходят уроки - игры, уроки – путешествия, уроки-соревнования.

Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами стараюсь увлечь детей и тем самым создать почву для лучшего восприятия большого и сложного материала.

 Я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что  те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания (ученики это понимают и стараются лучше подготовиться к уроку). После каждого подобного урока я слышу от детей фразу: « Давайте ещё поиграем», что свидетельствует об успешности урока.

Игровые технологии я использую не только в 5-6-ых классах, но и  на любой ступени обучения. Конечно же, в старших классах подготовка такого урока потребует от учителя больших затрат времени. Но это оправдывается результативностью урока.

Существуют определенные требования к организации дидактических игр.

1. Игра – форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества.

2. Игра должна быть построена на интересе, участники  должны получать удовольствие от игры.

3. Обязателен элемент соревнования между участниками игры.

Требования к подбору игр следующие.

1. Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.

2. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.

3. Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.

Выделяют следующие виды дидактических игр.

1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.

2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.

3. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.

Например, при изучении темы «Сведения о пуговицах» провожу игру «Светофор». Учащиеся выбирают пуговицы из коробок по цвету: красная, желтая, зеленая. Эту игру можно проводить в нескольких вариантах, видоизменяя задание. Например, подобрать пуговицы квадратной формы с двумя отверстиями, подобрать пуговицы с четырьмя отверстиями, овальной формы. Учащиеся с удовольствием играют в эту игру.

Использование ИКТ при проведении дидактических игр и физминуток делает их значительно интересней, ярче, способствует повышению познавательной активности учащихся. На этапе повторение и закрепление пройденного материала провожу игру «Ромашка».

Отвечая на вопросы по ранее изученной теме, учащиеся собирают поляну из ромашек. Варианты вопросов соответствуют изученным темам по швейному делу.

Например, Вариант №1:

1.        Какие правила поведения в мастерской надо выполнять?

2.        Как следует поддерживать чистоту и порядок в мастерской.

3.        Какие нитки используют для вышивания?

4.        Как определить длину рабочей нити?

5.        Для чего закрепляют нитку в ткани?

            Вариант №2.

1.        Из чего получают ткань?

2.        Как определить в ткани долевую и поперечную нить?

3.        Какая ткань бывает по цвету?

4.        Как определить в ткани лицевую и изнаночную стороны?

5.        Как располагается кромка в ткани?

Так как у детей быстро наступает утомляемость от однообразной работы и пропадает интерес к однообразным играм, провожу аналогичную игру «Весёлый ёжик». Эта игра также применяется при повторении и закреплении пройденного материала.

Вариант №1:

1.        Для чего служит одежда человеку?

2.        Какие требования предъявляются к одежде?

3.        Какие изделия относятся к верхней одежде?

4.        Какие изделия относятся к легкому платью?

5.        Назовите плечевые изделия.

6.        Назовите поясные изделия.

Вариант №2:

1.        Какие ткани применяются для пошива одежды?

2.        Почему перед раскроем следует выполнить внешний осмотр ткани?

3.        Как подготовить детали кроя к обработке?

4.        Для чего применяют манекен?

5.        Что мы называем приспособлением малой механизации?

6.        Для чего применяем приспособления малой механизации?

Вариант №3:

1.        Почему срезы швов необходимо обрабатывать?

2.        Какие виды застежек применяют в поясных изделиях?

3.        Где может быть расположена застежка на юбке?

4.        Какие виды фурнитуры применяют для обработки застежки?

5.        Для чего служат петли?

6.        От чего зависит размер петли?

7.        Какими стежками обметывают петли?

Перед началом урока часто провожу психологическую настройку в игровой форме. Для этой цели провожу игры на внимание, связанные с представлением о временах года. Учащиеся рассматривают карточки с изображением моделей одежды для разных времен года. Даю задание: выбрать модели одежды, соответствующие данному сезону. Почему данная модель соответствует этому времени года? Или такое задание: при изучении темы «Пошив платья» перед учащимися представлены модели одежды в ассортименте. Учащиеся выбирают вид одежды, которую сейчас изучают. Этот вид игры дает возможность разнообразить упражнения по этой психологической настройке. Игры детей становятся более интересными, если учитель оказывает детям своевременную помощь - советом, поддержкой, организацией и руководством игры. При отсутствии руководства даже самые ценные по содержанию игры могут не дать положительного результата. Одним из важных видов игр для выработки самостоятельности и одного из важнейших качеств человеческого ума являются дидактические игры и занимательные упражнения.

Для развития пространственных представлений провожу такие игры, как «Сложи модель по разрезанным контурам». Эту и другие игры провожу с разной степенью сложности, то есть по группам учащихся. Учащиеся 1 группы как самые сильные выполняют сложные работы - даю им модель, разрезанную на 6-8 частей, учащиеся 2 группы работают с моделью, разрезанной на 3-4 части. Игра очень интересна.

Следующая игра - «Найди отличие в моделях».

Можно брать любой вид одежды: берутся две модели платья, выставляются на доске и дается задание: назвать вид одежды, чем отличаются эти фасоны. Учащиеся находят сходства и различия этих фасонов.

Очень интересна и увлекательна игра «Волшебный мешочек».

Этой игрой я добиваюсь развития пространственного представления, мышления, развития мелкой моторики кистей рук, развития связной речи. Мешочки размером 25x15 сшиты из яркой ткани и завязываются яркими ленточками. В них находятся различные предметы: катушки с нитками, шпульки для швейных машин, шпульный колпачок, пуговицы разных видов, сантиметровая лента, линейка, карандаш, молния, крючки платьевые, наперсток. Играющий берет мешочек, развязывает, опускает в него руку и достает предмет. Не вынимая руки, он описывает предмет. Игру можно разнообразить, чтобы привлечь внимание всего класса.

«Угадай, какой предмет».

Играющий достает предмет, описывает его, а учащиеся должны угадать, что за предмет и где он применяется.

Вот ещё несколько примеров упражнений, направленных на развитие способности к обобщению и выделению существенных признаков. Данные упражнения могут быть использованы в качестве психологической настройки в нале урока, при повторении и закреплении материала.

Также провожу упражнения на развитие ассоциативного мышления.

Психологическая настройка, направленная на активизацию мышления учащихся и развитие навыка ассоциативного мышления.

Учащимся предлагают несколько слов и общими усилиями стараются зафиксировать все ассоциации, которые придут на ум при помощи этих слов.

Например: ножницы- бумага, ткань, раскрой, правила техники безопасной работы.

Слова: ткань, швея, утюг, бельё.

Закрепление изученного материала провожу в виде разгадывания кроссворда.

Игровой момент. Учащиеся разгадывают кроссворд и отвечают на вопрос. Какое изделие мы изготавливали сегодня на уроке?

Вопросы по горизонтали:

  1. Профессия, связанная с пошивом одежды? (Швея)
  2. Назовите одним словом изделия: пододеяльник, наволочка, простыня? (Бельё)
  3. Женская одежда для сна (Сорочка)

Вопрос по вертикали:

  1. Изделие, которое входит в комплект постельного белья. (Наволочка)

Детям очень нравятся физминутки, которые проходят в игровой форме.

Упражнение для улучшения межполушарного взаимодействия: «Кулак-   ребро- ладонь».

Кулак — ребро — ладонь. Три положения руки на плоскости стола последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. Количество повторений — по 8—10 раз. При затруднениях в выполнении можно помогать себе командами («кулак — ребро — ладонь»), произнося их вслух или про себя.

Игры позволяют учащимся сделать то или иное обобщение, осознать ход игры, с желанием включаться в игру, повторить и закрепить полученные в процессе обучения знания и умения. Это содействует более глубокому усвоению и закреплению пройденного материала. Многие игры и упражнения этого вида построены на материале различной трудности, что дает возможность осуществить дифференцированный подход в обучении, обеспечить участие в одной и той же игре детей разного уровня знаний и умений. Игре свойственны определенный темп и ритм. Их нарушение ведет к нарушению самой игры. Недопустимы в процессе игры общие замечания дисциплинарного характера, стремление во что бы то ни стало довести до сознания ребенка допущенную ошибку, необходимо дать играющему время на обдумывание своего хода, на выражение своих мыслей. В игре учащиеся должны чувствовать себя свободно, непринужденно, испытывать удовольствие от сознания своей самостоятельности и полноценности. При условии правильного руководства дидактической игрой учащиеся с радостью в нее включаются. Руководить игрой может тот учитель и воспитатель, который не только осознал специфику игры, но и сам умеет играть и испытывать от игры удовольствие. Учителю следует учитывать словарный запас детей, не употреблять незнакомых терминов, так как объяснение их отвлечет учащихся от игры.

Очень важным моментом является своевременное окончание игры. Преждевременное окончание игры также нежелательно.

По окончании игры надо дать оценку в целом и игры отдельных учащихся. К разбору игр следует привлекать самих учащихся, что способствует выявлению наблюдательности у учащихся, упражняет их в критическом мышлении.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБОУ школа №15 «Игровые технологи на уроках профессионально-трудового обучения как средство развития познавательной активности у школьников в коррекционной школе VIII вида» Учитель ПТО: Мищенко Л.П.

Слайд 2

Требования к организации дидактических игр Игра- форма деятельности учащихся, в которой осознаётся окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества. Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры. Обязателен элемент соревнования между участниками игры.

Слайд 3

Виды дидактических игр Игры- упражнения. Игры-путешествия. Игры- соревнования.

Слайд 4

ТКАНЬ ШВЕЯ УТЮГ юбка

Слайд 5

КРОССВОРД Ш В Е Я Б Е Л Ь Ё С О Р О Ч К А Н А О О Ч А

Слайд 6

КУЛАК-РЕБРО-ЛАДОНЬ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий на уроках русского языка для развития познавательной деятельности учащихся коррекционной школы VIII вида при работе над словарными словами в 5 классе

  Выполнение программы по русскому языку в специальной (коррекционной) школе, прочность и глубина знаний, получаемых на уроке, во многом зависит от интереса к предмету, желания изучать его. У учащихся...

Доклад: "Совершенствование процессов профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида, как одного из компонентов социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Из опыта работы  по совершенствованию процессов профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида, как одного из компонентов социализации детей с ограниченными возможностями здор...

"Использование проблемного метода обучения на уроках профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида"

Данный материал содержит опыт работы по использованию проблемного метода обучения на уроках професионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида. Может быть интересен учителям трудового о...

Коррекционно-развивающие упражнения на уроках профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида.

Коррекционно-развивающие упражнения на уроках способствуют развитию и коррекции интеллектуальных способностей учищихся : пространственного представления, логического мышления, развитие памяти, внимани...

Элементы проектной деятельности на уроках профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида.

Использование метода проектной деятельности на уроках ПТО учит учащихся общению в трудовом процессе, вырабатывает умение формулировать свои желания и потребности, развивает коммуникативные качества ли...

Коррекционное обучение на уроках математики в начальных классах коррекционной школы VIII вида

В данном материале представлены виды заданий, которые можно использовать для реализации коррекционно - развивающих задач на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида....

Использование игровых технологий на уроках русского языка в 5-6 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида

Развитие и совершенствование познавательного процесса внесением акцента на развитие у детей с нарушением интеллекта речи, внимания, памяти, мышления....