Доклад: "Совершенствование процессов профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида, как одного из компонентов социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
статья на тему

Из опыта работы  по совершенствованию процессов профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида, как одного из компонентов социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_sovershen._protsessov_prof._trud._obucheniya.rar16.19 КБ

Предварительный просмотр:

Совершенствование процессов профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида, как одного из компонентов социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Особое значение в социализации умственно отсталого ребенка имеет его полноценная подготовка к жизни. Генеральной Ассамблеей ООН еще в 1971 г. принята Декларация о правах умственно отсталых лиц. Особо оговорено в декларации право таких лиц продуктивно трудиться в меру своих возможностей, получать за это материальное обеспечение. Для возможности воспользоваться этими правами умственно отсталый ребенок должен быть достаточно хорошо подготовлен к жизни в условиях домашнего воспитания, в период обучения в школе или интернате. Поэтому проблема социальной реабилитации умственно отсталых детей является актуальной.

Профессионально-трудовое  образование в системе  реабилитации учитывает следующие концептуальные позиции:

  • принцип преемственности и соединения обучения с производительным трудом;
  • принцип связи общего, специального, трудового и профессионального образования;
  • принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ученика.

Исходя из выше сказанного, обозначилась цель, актуальная и на сегодняшний день – создание в образовательном учреждении оптимальных условий для реабилитации учеников с их дальнейшим устройством на предприятия, учитывая психофизическое состояние каждого  выпускника.

Приоритетными направлениями  неизменно остаются следующие:

  • диагностика профессиональной направленности каждого выпускника;
  • оснащение мастерских и кабинетов  необходимым оборудованием;
  • расширение системы сотрудничества с учебно-профессиональными учреждениями и производственными предприятиями города и области.

Процесс профессионального образования детей с ограниченными возможностями здоровья  должен быть непрерывным, включающим три этапа:

  • профориентацию,  
  • допрофессиональную подготовку
  • профессиональное образование.

        Наше учреждение успешно реализует две первые ступени.

В школе обучается – 78 детей, из них  11-  на индивидуальном обучении.

В школе  работает 18 педагогов, 42% педагогов имеют специальное дефектологическое образование.

Школа осуществляет образовательный процесс в соответствии с учебными программами для специальных коррекционных общеобразовательных учреждений за курс общей начальной школы, со сроком обучения 9 лет. В соответствии с методическими рекомендациями Министерства  образования Российской Федерации от 19.06.2003 № 27 / 2932 – б  с 2005 г. ведется обучение в 10-12 профессиональных классах, где  трудовая подготовка носит углубленный характер .

 Воспитанникам предлагается несколько видов труда: слесарное дело, столярное дело, швейное дело.

        Определенные задачи имеет каждый из этапов. Так учителя трудового обучения, работающие в 4-6 классах, обязаны:

  • дать понятие о тех видах труда, которые изучаются в школе;
  • в конце 4 класса  определить уровень обучаемости трудовым навыкам каждого воспитанника для проведения специальной коррекционной работы;
  • помочь раскрыть свои способности заниматься определенным видом труда.

   

Организован блок работы в форме наблюдения за  производственной и трудовой деятельностью.

Основные задачи, стоящие на втором этапе профессионально-трудового обучения ( 7-9 классы), подразумевают совместную работу большинства служб школы, включая заместителя директора по воспитательной работе, психолога, врача, т.к. именно на втором этапе происходит создание профессионально-трудовых групп с учетом знаний, трудовых умений и навыков, психофизических показаний, желаний родителей.

На третьем этапе  (10-11 классы) ученики имеют возможность получить  начальное профессиональное образование по одной из трех специальностей. Учебные программы трудового обучения по каждой специальности составлены  нашими  педагогами и  согласованы с  кабинетом дефектологии УИПК ПРО. Они включают спецтехнологии, материаловедение, оборудование  промышленных предприятий, охраны труда и др. Программный материал по теоретическим  предметам и  профессинально-трудовому обучению имеет единую структуру и содержание, построен по опреационно-предметному принципу. Уровень сложности программных заданий определяется сложностью предложенных изделий. Учащиеся овладевают новыми технологическими приемами именно в процессе работы над конкретным изделием. При этом на каждое программное изделие  разрабатывается  отдельная технологическая документация, что позволяет приучить старшеклассников работать с чертежами и технологическми картами.

Трудовое обучение  в школе ведется на базе  школьных мастерских и  на базе Межшкольного учебного комбината №1 на основании заключенного  с ними договора.  Хорошее их оснащение оборудованием и инструментами позволяет вести  разнообразную работу по привитию профессионально-трудовых навыков. В течении последних трех лет были  отремонтированы  слесарная и швейная мастерские (с заменой полов, мебели, столярных и слесарных инструментов; приобретены  современные оверлоки, утюги, ножницы и т.д. Планируется  приобретение двух токарных станков по дереву и  одого   фрезерно-сверлильного станка  для мастерских,  приобретение  инструментов.

Выпускникам  11 класса кроме свидетельства об окончании школы вручается свидетельство о присвоении  квалификационного разряда   по  специальности (столяр, слесарь, швея).

В 2008 году  вручено свидетельств о присвоении 

квалификационного разряда:

Присвоен разряд

количество

1 разряд  по столярному  делу

2

2  разряд  по   столярному  делу

3

1  разряд  по    швейному  делу

3

С целью  формирования  и совершенствования представления о профессии  дворника  в школе с 2006-2007 уч. года введен  курс  «Дворник» для учащихся 10-11 классов ( школьный компонент базисного учебного плана), который подразумевает формирование трудовых приемов, входящих в обязанности дворника.  Внимание уделяется развитию  коммуникабельности учащихся, их поведению в общественных местах. Учителем большое количество времени уделяется  на проведение ролевых игр  для формирования у учащихся представления  о правильном поведении дворника на своем рабочем месте, об этике и культуре поведения.

Кроме того ведется целенаправленная систематическая работа по профориентации воспитанников.

К основным методам формирования профессиональных представлений относятся:

 Школа  активно взаимодействует с будущими работодателями : УАЗ, предприятие «Квант» по изготовлению мебели, Унитарное  швейное предприятие для  инвалидов, в которых уже работают наши выпускники.

Каждой экскурсии на предприятия  предшествует подготовительная работа. Учащимся необходимо напомнить о правилах поведения в общественных местах. Кроме того, каждый ученик получает задание узнать что-либо на экскурсии, например: записать названия рабочих профессий, запомнить название цехов, спросить о зарплате. Есть задания, касающиеся приемов работы: как сидят или стоят рабочие при выполнении операций, как располагают руки и т. д.        

           Также хорошие результаты при формировании профессиональной направленности дает совместная профориентационная работа школы и  профессионального училища: ПУ №2, где  открыты группы для обучения выпускников школ 8 вида специальности штукатур-маляр; ПУ №5, где наши девочки  продолжают обучение по специальности швеи; ПУ №31, где  наши мальчики получают специальность слесаря-ремонтника; Центром занятости, Центром профориентации. Проводились показательные мастер-классы учениц-парикмахеров для наших ребят,  беседы специалистов от  Центра профориентации (ул.К.Маркса).

Работа по профессиональной ориентации не прекращается с окончанием уроков, ею должна быть наполнена каждая минута, проведенного в школе времени.

     Организационные формы профориентации учащихся во внеклассной работе многообразны: праздники, вечера, утренники, встречи,  беседы, трудовые десанты, экскурсии, конкурсы, выставки, игры, внеклассное чтение, оформление стендов и альбомов, кружковые занятия, которые зависят от возраста и подготовленности детей. Например:

  • для  учащихся 1-4 классов проводилась игра "Назови профессию". Ученики должны назвать профессию изображенного на картинке человека, а потом ответить на вопрос "Что он делает?". Детям предлагается назвать инструменты, которыми пользуются столяр, слесарь, сапожник, или наоборот - профессию работника, которому нужны определенные инструменты
  • «Путешествие в мир профессий» для ребят 5/6  класса;
  •  «Профориентационная игра»   для уч-ся 8-9 классов;
  • Беседа «Выбор профессии – дело серьезное», проведенная специалистами  библиотеки №27, для 9-11 классов.
  • К оформлению и обновлению кабинетов   привлекаются  школьники, что   является дополнительным стимулом для развития профессионального интереса.

     Кабинеты оформляется стендами, альбомами, макетами оборудования и т. д.

Участие семьи в трудоустройстве выпускников достаточно велико.

Уже традиционными стали совместные внеклассные мероприятия:

  • Фотопанорама «Иду по стопам старших»
  • Тематический лассный час «Чем занимались мой дед и прадед»
  • Родительское собрание совместно с педагогами МУК №1 «Значение выбора профессии в жизни человека».

Хорошее средство воспитания учащихся - выставки и конкурсы профессионального мастерства.   Они проводятся в составе учебно-трудовой группы, между учащимися учебно-трудовых групп одного профиля своей или разных школ, между учащимися различных профилей. Назначение конкурсов заключается не столько в определении знаний, умений и навыков учащихся и выявлении лучших из них, сколько в воспитательном воздействии. Участники конкурса извещаются о нем заранее, готовятся показать себя с лучшей стороны, стараются не подвести товарищей и учителей. У учеников младших классов вызывается интерес к школьным профилям профессиональной подготовки.   Дипломами награждены работы участников областных конкурсов –выставок  Зеркало природы», «Выставки декоративно-прикладного творчества» и т.д.

Присутствующие на конкурсе или выставке родители, представители профессиональных училищ, предприятий получают возможность оценить результативность профессионально-трудовой подготовки учащихся, что разрушает распространенное обывательское мнение о школе для детей с ограниченными возможностями . 

Сведения о социализации  выпускников с  2002-2008г.

Год

выпуска

Всего выпуск

ников

9-12  кл.

Обучение в 10-11 классах

Обучение в ПУ

Обучение на курсах

Трудоустроились

По линии собеса (инвалидность)

2002-2003

25

-

12

4

7

2

2003-2004

24

-

16

3

5

-

2004-2005

21

-

10

6

4

1

2005-2006

40

34

8

-

6

4

2006-2007

33

11

5

4

10

3

2007-2008

26

12

5

-

9

-

Результаты социализации выпускников позволяют говорить о достаточном уровне работы педколлектива по воспитанию у детей правильной  ориентации на современную жизнь, привитию желания чувствовать себя полноценным гражданином.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВУАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТА VIII ВИДА»

Проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлена тем, что выпускники специальной школы постоянно попадают в общественно-политические, социальные, бытовые ситуации. От уме...

Формирование самостоятельности у детей с ограниченными возможностями в профессионально-трудовой деятельности в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Актуальность исследования заключается в организации специальной коррекционной работы по формированию самостоятельной деятельности, направленной на комплексное развитие детей с ограниченными возможност...

"Использование проблемного метода обучения на уроках профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида"

Данный материал содержит опыт работы по использованию проблемного метода обучения на уроках професионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида. Может быть интересен учителям трудового о...

Использование игровых технологий в процессе обучения на уроках профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида.

Участие учащихся в дидактических играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху. В играх совершенствуется мышление, речь, ученик приобретает навыки планирования и ...

статья на тему "Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через организацию профессионально-трудовой подготовки"

Вестник образования, науки и техники. Серия "образование" том 7. Сборник трудов всероссийских научно пратических конференций за 16 января 2015 по 15 февраля 2015 года. Статья на тему "Социализация дет...

Новые подходы в реализации коррекционно-воспитательного процесса для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Современный этап развития общества выдвигает перед школой новые задачи. С особой силой ставится вопрос о поиске новых подходов совершенствования учебной, коррекционно- воспитательной работы по мобили...