Доклад: "Совершенствование процессов профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида, как одного из компонентов социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
статья на тему
Из опыта работы по совершенствованию процессов профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида, как одного из компонентов социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_sovershen._protsessov_prof._trud._obucheniya.rar | 16.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Совершенствование процессов профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида, как одного из компонентов социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Особое значение в социализации умственно отсталого ребенка имеет его полноценная подготовка к жизни. Генеральной Ассамблеей ООН еще в 1971 г. принята Декларация о правах умственно отсталых лиц. Особо оговорено в декларации право таких лиц продуктивно трудиться в меру своих возможностей, получать за это материальное обеспечение. Для возможности воспользоваться этими правами умственно отсталый ребенок должен быть достаточно хорошо подготовлен к жизни в условиях домашнего воспитания, в период обучения в школе или интернате. Поэтому проблема социальной реабилитации умственно отсталых детей является актуальной.
Профессионально-трудовое образование в системе реабилитации учитывает следующие концептуальные позиции:
- принцип преемственности и соединения обучения с производительным трудом;
- принцип связи общего, специального, трудового и профессионального образования;
- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ученика.
Исходя из выше сказанного, обозначилась цель, актуальная и на сегодняшний день – создание в образовательном учреждении оптимальных условий для реабилитации учеников с их дальнейшим устройством на предприятия, учитывая психофизическое состояние каждого выпускника.
Приоритетными направлениями неизменно остаются следующие:
- диагностика профессиональной направленности каждого выпускника;
- оснащение мастерских и кабинетов необходимым оборудованием;
- расширение системы сотрудничества с учебно-профессиональными учреждениями и производственными предприятиями города и области.
Процесс профессионального образования детей с ограниченными возможностями здоровья должен быть непрерывным, включающим три этапа:
- профориентацию,
- допрофессиональную подготовку
- профессиональное образование.
Наше учреждение успешно реализует две первые ступени.
В школе обучается – 78 детей, из них 11- на индивидуальном обучении.
В школе работает 18 педагогов, 42% педагогов имеют специальное дефектологическое образование.
Школа осуществляет образовательный процесс в соответствии с учебными программами для специальных коррекционных общеобразовательных учреждений за курс общей начальной школы, со сроком обучения 9 лет. В соответствии с методическими рекомендациями Министерства образования Российской Федерации от 19.06.2003 № 27 / 2932 – б с 2005 г. ведется обучение в 10-12 профессиональных классах, где трудовая подготовка носит углубленный характер .
Воспитанникам предлагается несколько видов труда: слесарное дело, столярное дело, швейное дело.
Определенные задачи имеет каждый из этапов. Так учителя трудового обучения, работающие в 4-6 классах, обязаны:
- дать понятие о тех видах труда, которые изучаются в школе;
- в конце 4 класса определить уровень обучаемости трудовым навыкам каждого воспитанника для проведения специальной коррекционной работы;
- помочь раскрыть свои способности заниматься определенным видом труда.
Организован блок работы в форме наблюдения за производственной и трудовой деятельностью.
Основные задачи, стоящие на втором этапе профессионально-трудового обучения ( 7-9 классы), подразумевают совместную работу большинства служб школы, включая заместителя директора по воспитательной работе, психолога, врача, т.к. именно на втором этапе происходит создание профессионально-трудовых групп с учетом знаний, трудовых умений и навыков, психофизических показаний, желаний родителей.
На третьем этапе (10-11 классы) ученики имеют возможность получить начальное профессиональное образование по одной из трех специальностей. Учебные программы трудового обучения по каждой специальности составлены нашими педагогами и согласованы с кабинетом дефектологии УИПК ПРО. Они включают спецтехнологии, материаловедение, оборудование промышленных предприятий, охраны труда и др. Программный материал по теоретическим предметам и профессинально-трудовому обучению имеет единую структуру и содержание, построен по опреационно-предметному принципу. Уровень сложности программных заданий определяется сложностью предложенных изделий. Учащиеся овладевают новыми технологическими приемами именно в процессе работы над конкретным изделием. При этом на каждое программное изделие разрабатывается отдельная технологическая документация, что позволяет приучить старшеклассников работать с чертежами и технологическми картами.
Трудовое обучение в школе ведется на базе школьных мастерских и на базе Межшкольного учебного комбината №1 на основании заключенного с ними договора. Хорошее их оснащение оборудованием и инструментами позволяет вести разнообразную работу по привитию профессионально-трудовых навыков. В течении последних трех лет были отремонтированы слесарная и швейная мастерские (с заменой полов, мебели, столярных и слесарных инструментов; приобретены современные оверлоки, утюги, ножницы и т.д. Планируется приобретение двух токарных станков по дереву и одого фрезерно-сверлильного станка для мастерских, приобретение инструментов.
Выпускникам 11 класса кроме свидетельства об окончании школы вручается свидетельство о присвоении квалификационного разряда по специальности (столяр, слесарь, швея).
В 2008 году вручено свидетельств о присвоении
квалификационного разряда:
Присвоен разряд | количество |
1 разряд по столярному делу | 2 |
2 разряд по столярному делу | 3 |
1 разряд по швейному делу | 3 |
С целью формирования и совершенствования представления о профессии дворника в школе с 2006-2007 уч. года введен курс «Дворник» для учащихся 10-11 классов ( школьный компонент базисного учебного плана), который подразумевает формирование трудовых приемов, входящих в обязанности дворника. Внимание уделяется развитию коммуникабельности учащихся, их поведению в общественных местах. Учителем большое количество времени уделяется на проведение ролевых игр для формирования у учащихся представления о правильном поведении дворника на своем рабочем месте, об этике и культуре поведения.
Кроме того ведется целенаправленная систематическая работа по профориентации воспитанников.
К основным методам формирования профессиональных представлений относятся:
Школа активно взаимодействует с будущими работодателями : УАЗ, предприятие «Квант» по изготовлению мебели, Унитарное швейное предприятие для инвалидов, в которых уже работают наши выпускники.
Каждой экскурсии на предприятия предшествует подготовительная работа. Учащимся необходимо напомнить о правилах поведения в общественных местах. Кроме того, каждый ученик получает задание узнать что-либо на экскурсии, например: записать названия рабочих профессий, запомнить название цехов, спросить о зарплате. Есть задания, касающиеся приемов работы: как сидят или стоят рабочие при выполнении операций, как располагают руки и т. д.
Также хорошие результаты при формировании профессиональной направленности дает совместная профориентационная работа школы и профессионального училища: ПУ №2, где открыты группы для обучения выпускников школ 8 вида специальности штукатур-маляр; ПУ №5, где наши девочки продолжают обучение по специальности швеи; ПУ №31, где наши мальчики получают специальность слесаря-ремонтника; Центром занятости, Центром профориентации. Проводились показательные мастер-классы учениц-парикмахеров для наших ребят, беседы специалистов от Центра профориентации (ул.К.Маркса).
Работа по профессиональной ориентации не прекращается с окончанием уроков, ею должна быть наполнена каждая минута, проведенного в школе времени.
Организационные формы профориентации учащихся во внеклассной работе многообразны: праздники, вечера, утренники, встречи, беседы, трудовые десанты, экскурсии, конкурсы, выставки, игры, внеклассное чтение, оформление стендов и альбомов, кружковые занятия, которые зависят от возраста и подготовленности детей. Например:
- для учащихся 1-4 классов проводилась игра "Назови профессию". Ученики должны назвать профессию изображенного на картинке человека, а потом ответить на вопрос "Что он делает?". Детям предлагается назвать инструменты, которыми пользуются столяр, слесарь, сапожник, или наоборот - профессию работника, которому нужны определенные инструменты
- «Путешествие в мир профессий» для ребят 5/6 класса;
- «Профориентационная игра» для уч-ся 8-9 классов;
- Беседа «Выбор профессии – дело серьезное», проведенная специалистами библиотеки №27, для 9-11 классов.
- К оформлению и обновлению кабинетов привлекаются школьники, что является дополнительным стимулом для развития профессионального интереса.
Кабинеты оформляется стендами, альбомами, макетами оборудования и т. д.
Участие семьи в трудоустройстве выпускников достаточно велико.
Уже традиционными стали совместные внеклассные мероприятия:
- Фотопанорама «Иду по стопам старших»
- Тематический лассный час «Чем занимались мой дед и прадед»
- Родительское собрание совместно с педагогами МУК №1 «Значение выбора профессии в жизни человека».
Хорошее средство воспитания учащихся - выставки и конкурсы профессионального мастерства. Они проводятся в составе учебно-трудовой группы, между учащимися учебно-трудовых групп одного профиля своей или разных школ, между учащимися различных профилей. Назначение конкурсов заключается не столько в определении знаний, умений и навыков учащихся и выявлении лучших из них, сколько в воспитательном воздействии. Участники конкурса извещаются о нем заранее, готовятся показать себя с лучшей стороны, стараются не подвести товарищей и учителей. У учеников младших классов вызывается интерес к школьным профилям профессиональной подготовки. Дипломами награждены работы участников областных конкурсов –выставок Зеркало природы», «Выставки декоративно-прикладного творчества» и т.д.
Присутствующие на конкурсе или выставке родители, представители профессиональных училищ, предприятий получают возможность оценить результативность профессионально-трудовой подготовки учащихся, что разрушает распространенное обывательское мнение о школе для детей с ограниченными возможностями .
Сведения о социализации выпускников с 2002-2008г.
Год выпуска | Всего выпуск ников 9-12 кл. | Обучение в 10-11 классах | Обучение в ПУ | Обучение на курсах | Трудоустроились | По линии собеса (инвалидность) |
2002-2003 | 25 | - | 12 | 4 | 7 | 2 |
2003-2004 | 24 | - | 16 | 3 | 5 | - |
2004-2005 | 21 | - | 10 | 6 | 4 | 1 |
2005-2006 | 40 | 34 | 8 | - | 6 | 4 |
2006-2007 | 33 | 11 | 5 | 4 | 10 | 3 |
2007-2008 | 26 | 12 | 5 | - | 9 | - |
Результаты социализации выпускников позволяют говорить о достаточном уровне работы педколлектива по воспитанию у детей правильной ориентации на современную жизнь, привитию желания чувствовать себя полноценным гражданином.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВУАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТА VIII ВИДА»
Проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлена тем, что выпускники специальной школы постоянно попадают в общественно-политические, социальные, бытовые ситуации. От уме...
Формирование самостоятельности у детей с ограниченными возможностями в профессионально-трудовой деятельности в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Актуальность исследования заключается в организации специальной коррекционной работы по формированию самостоятельной деятельности, направленной на комплексное развитие детей с ограниченными возможност...
"Использование проблемного метода обучения на уроках профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида"
Данный материал содержит опыт работы по использованию проблемного метода обучения на уроках професионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида. Может быть интересен учителям трудового о...
Использование игровых технологий в процессе обучения на уроках профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида.
Участие учащихся в дидактических играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху. В играх совершенствуется мышление, речь, ученик приобретает навыки планирования и ...
статья на тему "Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через организацию профессионально-трудовой подготовки"
Вестник образования, науки и техники. Серия "образование" том 7. Сборник трудов всероссийских научно пратических конференций за 16 января 2015 по 15 февраля 2015 года. Статья на тему "Социализация дет...
Новые подходы в реализации коррекционно-воспитательного процесса для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
Современный этап развития общества выдвигает перед школой новые задачи. С особой силой ставится вопрос о поиске новых подходов совершенствования учебной, коррекционно- воспитательной работы по мобили...
Тема: Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через уроки биологии в коррекционной школе 8 вида.
Выступление на семинаре. Социализация детей через уроки биологии....