Формирование самостоятельности у детей с ограниченными возможностями в профессионально-трудовой деятельности в специальной (коррекционной) школе VIII вида
опыты и эксперименты (5 класс) на тему

Андраханова Татьяна Георгиевна

Актуальность исследования заключается в организации специальной коррекционной работы по формированию самостоятельной деятельности, направленной на комплексное развитие детей с ограниченными возможностями на уроках профессионально – трудового обучения, которая в совокупности будет способствовать их дальнейшей адаптации в социуме.

Цель  исследования: разработка и апробация педагогических условий формирования самостоятельности в профессионально-трудовой деятельности в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Скачать:


Подписи к слайдам:


Необходимо формировать у учащихся МКС(К)ОУ VIII вида самостоятельность в видах деятельности:
1.Постановка целей
2.Выбор способов их реализации
3.Нахождение и исправление ошибок в процессе достижения результата
4.Анализ результата деятельности
В основу оценки полученных в ходе эксперимента результатов были определены следующие показатели:
• наличие знаний по предмету;

сформированность
умений пользоваться инструкционными и технологическими картами, образцами;
• умение логически последовательно излагать свои мысли
является обеспечение для них реальной возможности получения трудовой
подготовки
Одним из приоритетных направлений специального (коррекционного) обучения детей с отклонениями в
развитии
Различают
cамостоятельность
в
воспроизводящей деятельности
(на основе заранее заданного образца, средства),
творческую самостоятельность
, когда вносятся изменения в осуществление предложенного действия (то есть не в следовании получения продукта по накатанным рельсам, а в самом факте нахождения некоего нового, в чем-то отличного пути)
Констатирующий эксперимент проводился во
II
полугодии 2012-2013 учебного года, в 5 классе
В исследовании приняли участие 7 учащихся с нарушением интеллекта в возрасте 12-13 лет
Методы, которые были использованы при исследовании: наблюдение, дидактические задания. Средства оценивания: протоколы наблюдений, ранговые оценки
Экспериментальные условия: полное отсутствие индивидуальной педагогической помощи после общего объяснения задания (приложение1)
Вывод:
Таким
образом, наиболее эффективным является такой путь формирования самостоятельности у учащихся специальных коррекционных школ, когда дети умеют давать словесный отчет, составляют план работы, выполняют задания по образцу, рисунку и письменной инструкции. Он проходит по нескольким этапам: сначала обучение проводится на материале, знакомом учащимся, затем - на частично знакомом и только после этого - на новом материале.
Исполнитель:
Андраханова
Татьяна Георгиевна,
слушатель группы
« Олигофренопедагогика »



«
Формирование
самостоятельности у детей с ограниченными возможностями в профессионально-трудовой деятельности в специальной (коррекционной) школе
VIII

вида»

 
Самостоятельность
– важнейшее человеческое качество, обеспечивающее успех во всех начинаниях: учении, работе, поисках жизненного пути, творчестве.
Самостоятельность
– это умение соотнести с собственными возможностями объективную сложность условий и умение реализовать свои возможности. То есть на житейском языке – самостоятельность – это умение выстоять в различных по сложности условиях.

А.К.Осницкий
База исследования:
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «
Чебулинская
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида»
Методологические основы:
методологической и теоретической основой явились положения общей и специальной психологии о единстве основных закономерностей развития нормальных и аномальных детей (А. С.
Выгодский
., А. Р.
Лурия
., Т. А. Власова.) положение о
гуманизации
интегративных процессов коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса в специальных учреждениях (М. С. Певзнер., Т. А. Власова)
Объект исследования:
самостоятельность обучающихся специальной(коррекционной) школы
VIII
вида

Предмет исследования:
формирование самостоятельности детей в процессе профессионально-трудовой деятельности в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Гипотеза исследования
: профессионально - трудовая деятельность будет способствовать формированию самостоятельности школьников коррекционной школы
VIII
вида, при условии:
- систематического изучения детей с ограниченными возможностями и при планировании коррекционной работы учитывающей основные причины нарушений развития ребенка и их уровень психического развития;
- реализации индивидуального и дифференцированного подходов;
- создания педагогических условий, позволяющих организовывать комплексную коррекционную работу по развитию детей с ограниченными возможностями, способствующие дальнейшей их адаптации в социуме.
 
Анализ результатов контрольного
эксперимента
эксперимент проводился во II полугодии 2013-2014 учебного года, в 6 классе.
Анализ полученных данных выявил положительные сдвиги в показателях
сформированности
уровня самостоятельности у детей с нарушением интеллекта. Данные наших наблюдений показали, что изменения произошли в каждой группе
Организация исследования:
-
На первом этапе
осуществляется анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования
-
На втором этапе
изучение уровня
сформированности
навыков самостоятельной работы у учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида на уроках сельскохозяйственного труда через констатирующий эксперимент
-
Третий этап
включает в себя анализ и обобщение результатов исследования, вывод
Цель исследования:
разработка и апробация педагогических условий формирования самостоятельности в профессионально-трудовой деятельности в специальной (коррекционной) школе VIII
вида
З
адачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования
2. Выявить влияние самостоятельной деятельности на развитие познавательных процессов школьников коррекционной школы VIII вида
3. В процессе экспериментальной работы апробировать педагогические методы и приёмы, способствующие формированию самостоятельности школьников в учебной и во внеклассной профессионально - трудовой деятельности в коррекционной школе VIII вида
Таким образом, проблема формирования самостоятельности в настоящее время актуальна, и особенно актуальна для школьников с недостатками интеллектуального развития, так как необходимость считаться хотя бы в минимальной степени с другими людьми, разрешать возникающие проблемы, находить оптимальный выход из житейских ситуаций требуют определенной самостоятельности, формирующейся с детских лет
А
нализ результатов констатирующего эксперимента
эксперимент
проводился во II полугодии
2012-2013
учебного года, в
5
классе
Эксперимент подтвердил, что учащихся имеют разный уровень
сформированности
навыков самостоятельной деятельности

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности в специальной (коррекционной) школе VIII вида с использованием компьютерных технологий.

Многочисленные наблюдения показывают, что выпускники специальных (коррекционных) школ не всегда могут применить свои знания и умения, полученные в школе, в современных социально-экономических ус...

Проектная и исследовательская деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках биологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Для специальной (коррекционной) школы VIII вида забота о жизненной перспективе выпускника наряду с компенсацией недостатков в развитии всегда были доминирующими....

Применение контрольно-корректирующей образовательной технологии на уроках профессионально-трудового обучения (швейное дело) в коррекционной школе VIII вида

    В основном, занятия по трудовому обучению в коррекционной школе состоят из объяснения и практических упражнений. Увлеченность традиционным комбинированным уроком, нормированность ...

"Проектная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида" (с презентацией)

Круглый стол "Особенности работы педагогов специальных (коррекционных) образовательных учреждений по созданию учебных проектов".  Доклад "Проектная деятельность  в специальной (коррекционной...

Презентация к докладу "Проектная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида"

Презентация к докладу " Проектная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида."...

Формирование самостоятельности у детей с ограниченными возможностями в профессионально-трудовой деятельности в специальной (коррекционной) школе.

Формирование самостоятельности у детей с ограниченными возможностями в профессионально-трудовой деятельности в специальной (коррекционной) школе ....