"Проектная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида" (с презентацией)
консультация по теме

Гупалова Людмила Аркадьевна

Круглый стол "Особенности работы педагогов специальных (коррекционных) образовательных учреждений по созданию учебных проектов".  Доклад "Проектная деятельность  в специальной (коррекционной) школе VIII вида". Есть презентация. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выставка инноваций – 2011

 от кафедры коррекционной педагогики и здоровьесбережения НМЦ

(21-25 марта 2011г. на базе ГОУ СОШ 469)

«От творчества учителя – к творчеству ученика»

Раздел выставки

«Здоровье и инклюзивное образование»

Круглый стол

«Особенности работы педагогов специальных (коррекционных) образовательных учреждений по созданию учебных проектов».

Тема доклада

Проектная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида

                                                                           Подготовила

                                                                учитель-дефектолог

                                                                высшей категории                                                                                    

                                                                Гупалова

                                                                Людмила Аркадьевна

2011год

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА

       1сл.- заголовок

2сл.

В связи с изменениями в обществе все более актуальными становятся вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с проблемами в психофизическом развитии. Признание прав каждого такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание ему помощи в процессе личностного становления являются чрезвычайно важными.

В соответствии с социальным заказом общества существует объективная необходимость интеграции таких детей в социум, их социальной и профессиональной адаптации.

3сл.

Практика показала, что учащиеся с интеллектуальной недостаточностью могут положительно проявить себя и реализовать свои, пусть и ограниченные, возможности. Формирование социально значимых качеств учащихся   призван решить метод проектов.

4сл.

Что же такое ученический проект? Проект - это особый вид целенаправленной, познавательной, интеллектуальной, самостоятельной деятельности учащихся. Проект осуществляется под гибким руководством учителя, преследует конкретные дидактические цели, направлен на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идеального продукта.

5 сл.

Активные формы обучения являются для современной специальной (коррекционной) школы актуальными и перспективными. Это связано с необходимостью разрешения целого ряда противоречий, в частности следующих:

•  между программными требованиями и разным уровнем реальных учебных возможностей детей (с интеллектуальной недостаточностью или с недостатком учебной мотивации);

•  между уровнем развития речи учащихся (как правило, низким) и высокими требованиями к речевому общению, предъявляемыми социумом;

• между низкой мотивацией учащихся к учению и значительными ожиданиями со стороны общества;

•  между отсутствием осознания некоторыми учащимися своих ограниченных возможностей, слабо развитой рефлексией и объективными трудностями таких «проблемных» детей.

Как показывает практика, у учителя зачастую возникают трудности в связи с большими нагрузками при подготовке к занятиям, частой нехваткой материалов и инструментов. Даже если педагог осознает необходимость внедрения новых педагогических технологий, серьезной проблемой оказывается отсутствие учебно-методических пособий по отдельным направлениям деятельности.

Проанализировав все противоречия, можно прийти к выводу, что, необходимый индивидуальный и дифференцированный подход, учет возможностей и реальных условий развития каждого ребенка может предоставить  опять же  метод проектов.

Метод проектов может использоваться при изучении любого предмета, на всех этапах обучения и во внеурочной деятельности. Использование этой технологии дает возможность учащимся больше работать самостоятельно и на уроке, и во внеурочное время, развивать свои способности, проявлять лидерские качества. У школьников формируется личная ответственность за свои знания и за включение их в реальную деятельность.

Освоение метода проектов доступно всем педагогам, желающим работать с данной технологией, на всех ступенях обучения. Проект становится личностно значимым и уникальным для каждого ученика, поэтому он может быть использован при обучении детей с разными возможностями (при личностно-дифференцированном подходе к каждому). Идеи проектных работ могут успешно находить не только учителя, но и сами дети.

6сл.

Выполняемые проекты можно условно разделить на следующие виды.

 

1. По уровню творчества:        

  • Исполнительские (репродуктивные)
  •  Конструктивные
  •  Творческие

2. По содержанию:        

  • Монопредметные
  • Межпредметные
  •  Надпредметные (вне школьной программы)        

3. По назначению:        

  • Учебные
  • Личные (семейные)
  • Общественные
  •  Производственные        

4. По базе для выполнения:        

  • Школьные
  • Внешкольные (выполняются на базе учреждений дополнительного образования, в семье, на производстве)
  •  Комплексные

5. По количественному составу исполнителей:

  • Индивидуальные
  •  Групповые
  • Коллективные        

6. По возрастному составу исполнителей:        

  • Одновозрастные
  • Разновозрастные        

7. По продолжительности  выполнения:        

  • Мини-проекты (несколько занятий)
  •  Четвертные, полугодовые
  •  Годовые, многолетние

7сл.

Основные требования и условия проектной деятельности

•  подготовленность учащихся к данному виду деятельности;

•  интерес школьников к проблеме;

•  практическая направленность и значимость проекта;

•  практическая осуществимость проекта.

8 сл.

Преимущества проектной деятельности в школе налицо:

1. В корне меняются отношения «учитель – ученик»:

- ученик определяет цель деятельности – учитель помогает ему в этом;

- ученик открывает новые знания – учитель рекомендует источники знаний;

- ученик экспериментирует – учитель раскрывает возможные формы и методы эксперимента, помогает организовывать познавательно-трудовую деятельность;

- ученик выбирает – учитель содействует прогнозированию результатов выбора;

- ученик активен – учитель создает условия для проявления активности;

- ученик субъект обучения – учитель партнер;

- ученик несет ответственность за результаты своей деятельности – учитель помогает оценить полученные результаты и выявить способы совершенствования деятельности.

2. Педагог имеет возможность использовать разные дидактические подходы.

3. По мере выполнения работы интерес к предмету у учащихся возрастает.

4. Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, умение работать в команде и ответственность за совместную работу.

5. Проектная деятельность позволяет учиться на собственном опыте и опыте других.

6. Видимый результат деятельности приносит огромное удовлетворение учащимся и может даже повысить самооценку и веры в свои силы.

7. Часто результат деятельности представляется в форме презентации, что позволяет учащимся повышать уровень ИКТ - компетенции.

9 сл.

Проектная деятельность развивает у школьников

общеучебные умения, навыки и одновременно решает коррекционные задачи:

1. Рефлексивные умения:

•  Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний

• Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2. Поисковые (исследовательские) умения:

• Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей

•Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле

•Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста)

• Умение находить несколько вариантов решения проблемы

• Умение выдвигать гипотезы

• Умение устанавливать причинно-следственные связи

3. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

• Навыки коллективного планирования

• Умение взаимодействовать с любым партнером

• Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач

• Навыки делового партнерского общения

• Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы

4. Менеджерские умения и навыки:

• Умение проектировать процесс

• Умение планировать деятельность, время, ресурсы

• Умение принимать решения и прогнозировать их последствия

•Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов)

5. Коммуникативные умения:

• Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.

• Умение вести дискуссию

• Умение отстаивать свою точку зрения

• Умение находить компромисс

• Навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.

6. Презентационные умения и навыки:

• Навыки монологической речи

• Умение уверенно держать себя во время выступления

• Артистические умения

• Умение использовать различные средства наглядности при выступлении

• Умение отвечать на незапланированные вопросы.

10сл.

Однако, без сомнения, в ходе проектной деятельности могут возникнуть определенные проблемы:

1. Работа над проектом объемная, кропотливая, поэтому возникает проблема перегрузки учащихся.

2. Дети – люди  увлекающиеся, поэтому, работу начинают с желанием, энтузиазмом, но, сталкиваясь с трудностями (большой объем информации, которую нужно найти, проанализировать, систематизировать, провести исследования), могут бросить работу над проектом.

3. Не всегда хватает умений и навыков работы на компьютере, особенно у учащихся среднего звена.

4. Самая большая проблема для учителя – не превратиться в ментора, диктующего свое мнение, или взвалить на себя всю работу, оставив детям самый минимум.

5. Возрастает нагрузка на учителя.

11сл.

Как же их разрешить? Предложим такой вариант:

1. Четко определить объем и временные рамки проекта, не «давить» на учащихся; проекты проводить не часто.

2. Терпеливо анализировать причины неудач вместе с детьми.

3. Оказывать помощь в работе с компьютером, помогать с оформлением работы.

4. Предоставить учащимся возможность работать максимально самостоятельно, встать в позицию старшего друга, соратника.

5. Привлечь для работы над проектом родителей, консультантов.

12 сл.

Проекты в коррекционной школе – это трудно, проблематично, так как возможности учащихся невелики, но всё-таки это возможно. Далеко не все формы проектной деятельности можно использовать с нашими детьми.       Наиболее простыми в исполнении и не требующими глубокой проработки научной литературы являются информационные и творческие проекты. Именно с них и начинается знакомство с методом проектов. Речь идёт не о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно, а о проектах, выполненных при  помощи учителя и родителей.

        В ходе работы над проектом воспитывается коммуникабельность, заинтересованность в достижении цели, преодолевается интеллектуальная пассивность, характерная для учащихся коррекционной школы. Это дает возможность научиться понимать и выражать себя, не бояться себя  «предъявлять», высказывать своё мнение, соглашаться или возражать.

Работа над учебным проектом вырабатывает у детей умение сосредотачиваться, способность мыслить самостоятельно, развивает внимание и стремление к знаниям. Проектируя, ребёнок и не замечает, что учится - он познаёт, запоминает новое, ориентируется в необычной ситуации.

Сегодня проектная деятельность учащихся   - неотъемлемый атрибут их школьной жизни. Хотя здесь уместно ориентироваться на детей с более сохранным интеллектом.

Уже в 4 классе начинаю  вовлекать детей в разработку, выполнение и презентацию проектов. Конечно, чем младше дети, тем более «облегченный» вариант проектной деятельности им предлагается. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и потому возбуждение сил ученика и его желание работать над другим проектом. Силы ребенка невелики - пусть невелики будут и его дела, но пусть это будут все-таки полезные дела. Особенностью моей работы  над проектами  является тесное сотрудничество с родителями.

Проекты школьников могут быть разнообразными по виду, типу, продолжительности, условиям, результативности и т.д. Однако при всем их разнообразии в основе любого проекта лежит идея развития ребенка как субъекта деятельности при обеспечении максимальной ее самостоятельности и продуктивности.

Как нельзя лучше для этого подходят уроки окружающего мира, русского языка,   социально бытовой ориентировки, истории, труда, других уроков и внеурочная деятельность.

Разрешите предоставить вашему вниманию схему  моей работы над одним отдельно взятым проектом по теме «Словари и справочники» от замысла до его реализации.

Все началось  с идеи, которая была представлена в виде методической разработки.

Методическая разработка:

Структура проектно – исследовательской деятельности

Тема: «Словари и справочники»

Вид учебно-исследовательской деятельности: учебный эксперимент

Категория учащихся: учащиеся 4 - 6классов коррекционной школы

Разработчик: учитель-дефектолог высшей категории Гупалова Л.А.

Цель:

- Включение учащихся 4 - 6классов коррекционной школы  в проектно – исследовательскую деятельность.

- Стимулирование поискового мышления  учащихся.

Задачи:

- Изучить информацию в  различных источниках для расширения осведомленности о проблеме.

- Освоить элементы  исследовательской деятельности, такие  как  наблюдение, изучение фактов и явлений, определение цели, обработка результатов, анализ полученных данных.

-Изучить виды и назначение словарей .

- Расширить кругозор,  обогатить словарь детей и улучшить качество словарного запаса  

Предварительная работа:

- Консультация для родителей о том,  как грамотно написать и оформить проект, как организовать совместную деятельность с ребенком по написанию проекта.

- Консультация для детей «Как работать над проектом»,

Предполагается  тесное сотрудничество учителя, родителей и детей, возможна помощь консультантов.

  Разделы проектно-исследовательской работы:

I Теоретическая часть

-актуальность темы, определение цели (необходимость словарей, значимость, их востребованность обществом…)

-определение понятия «словарь», виды (об одном из видов можно рассказать подробнее), кто составляет словари, как пользоваться словарем

-из истории создания словарей

 

II Практическая часть

-исследование одного или нескольких словарей;

-выбор важных моментов, рассмотрение проблемы под разными углами зрения, с разных позиций;

-собственные выводы (что положительное в данном  словаре, осмысление, возможность применения в реальной практической деятельности…).

III Составление проекта и  презентации по теме (можно выполнять в составе творческой группы)

Разделы презентации:

-Виды, словарей, значимость, историческая справка…

-Описание выбранных словарей

-Возможность использования полученных знаний в практической деятельности, полезные советы и рекомендации.

Защита проекта.

-Проект оформляется на бумажном  и электронном носителе

Рефлексия и самоанализ.

-Оценка полученного результата.

-Оценка своих знаний до и после написания проекта.

-Удовлетворение от работы.

15 сл.

Очень важный момент при работе над проектом  - анализ результатов работы над проектом.

    Анализ полученных данных показал, что до применения метода учебного проекта учащиеся не адекватно оценивали   свои знания и была  низкая уверенность в своих силах.

Реализация метода учебного проекта на практике привела к повышению уверенности детей в своих силах, к  изменению позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской, поисковой и творческой деятельности своих учеников, меняется и психологический климат – содружество.

Сл.17

ВЫВОД: Проекты в коррекционной школе – это трудно, проблематично, так как возможности учащихся невелики, но всё-таки это возможно!

В подготовке этой статьи использовались следующие источники:

1. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении./ Сост. С.Г.Щербакова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007г. – 96с.

2. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, 2000, № 7.

3. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? // Методист, 2004, № 1.

4. Коханова В.А. Метод проектов как технология личностно ориентированного образования на уроках литературы.

circ.mgpu.ru/INTEL/Materials/Kokhanova.html

5. http://ms45.edu.ru/ms45/cont_05/html/2005_06/adm_project.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад-ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА

      Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью положительно относятся к урокам тру­дового обучения, если на них они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и огра...

презентация "Организация проектной деятельности учащихся в коррекционной школе VIII вида"

опыт работы по выполнению творческих проектов  м оформлению предметных портфолио учащихся...

Организация проектной деятельности в специальной (коррекционной) школе VIII вида с использованием компьютерных технологий.

Многочисленные наблюдения показывают, что выпускники специальных (коррекционных) школ не всегда могут применить свои знания и умения, полученные в школе, в современных социально-экономических ус...

Формирование самостоятельности у детей с ограниченными возможностями в профессионально-трудовой деятельности в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Актуальность исследования заключается в организации специальной коррекционной работы по формированию самостоятельной деятельности, направленной на комплексное развитие детей с ограниченными возможност...

Организация проектной деятельности учащихся в коррекционной школе VIII вида.

Организация проектной деятельности учащихся в коррекционной школе VIII вида...

Презентация к докладу "Проектная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида"

Презентация к докладу " Проектная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида."...