Доклад-ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА
статья по теме

Бондарев Алексей Иванович

 

        Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью положительно относятся к урокам тру­дового обучения, если на них они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и ограниченные, возможности. Приме­нение учителем разнообразных методов и приемов обучения позволяет заинте­ресовать школьников и сделать учебный процесс более доступным и социально значимым. Личностно ориентированное обучение, обучение в сотрудничестве, уровневая дифференциация, коллектив­ные способы обучения и проектные ме­тодики в определенной степени позво­ляют решить проблемы учебной мотива­ции и развития навыков, а также создать творческую атмосферу в коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_dlya_mo.docx30.85 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ Республики Марий Эл «Косолаповская специальная  (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»

                                 Доклад на тему:

ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА

Доклад подготовил

                                                  учитель обувного дела I категории, дефектолог

                                                   Бондарев А.И.

с. Косолапово, 2012 год

ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА

В связи с изменениями в обществе все более актуальными становятся вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с проблемами в психофизическом развитии. Признание прав каждого такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание ему помощи в процессе личностного становления, в выборе профессиональной деятельности являются чрезвычайно важными.

В соответствии с социальным заказом общества существует объективная необходимость интеграции таких детей в социум, их социальной и профессиональной адаптации. С другой стороны, возрастает потребность общества в людях с высоким уровнем профессиональной грамотности, владеющих теми или иными трудовыми навыками. Наконец, трудовая деятельность вообще — это объективная потребность общества, без нее общество не может полноценно функционировать и развиваться.

Практика показала, что учащиеся с интеллектуальной недостаточностью положительно относятся к урокам трудового обучения, если на них они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и ограниченные, возможности. Применение учителем разнообразных методов и приемов обучения позволяет заинтересовать школьников и сделать учебный процесс более доступным и социально значимым. Личностно ориентированное обучение, обучение в сотрудничестве, уровневая дифференциация, коллективные способы обучения и проектные методики в определенной степени позволяют решить проблемы учебной мотивации и развития навыков, а также создать творческую атмосферу в коллективе.

Атмосфера радости на уроках, основанная на активной деятельности учащихся в тесном сотрудничестве с учителем, создается благодаря:

•  формированию и развитию познавательного интереса, активизации познавательной деятельности (очевидно, что учить ребят нужно только с опорой на интерес, обязательно создавая ситуацию успеха; бессмысленно и безнравственно заставлять детей обучаться труду, если они не осознали его значимости, если им неинтересно и у них нет потребности увидеть результаты своей деятельности);

•  сотрудничеству между учителем и учеником, учителем и группой детей, учителем и классом в целом;

•  созданию благоприятных морально-психологических условий для обучения, что является основой для развития профессионально-трудовой деятельности учащихся;

•  дифференциации и индивидуализации, личностному подходу в обучении;

•  использованию методов, активизирующих учебный процесс;

•  использованию учителем различных вербальных средств (чтение, монолог и диалог, жестовые и мимические средства, проговаривание и заучивание технических терминов и др.) с целью развития речевых навыков учащихся, в том числе отработки навыков осознанной, правильно грамматически оформленной речи;

•  неразрывному единству обучения и воспитания.

Активные формы обучения являются для современной специальной (коррекционной) школы актуальными и перспективными. Это связано с необходимостью разрешения целого ряда противоречий, в частности следующих:

•  между программными требованиями и разным уровнем реальных учебных возможностей детей (с интеллектуальной недостаточностью или с недостатком учебной мотивации);

•  между уровнем развития речи учащихся (как правило, низким) и высокими требованиями к речевому общению, предъявляемыми социумом;

•  между низкой мотивацией учащихся к учению и значительными ожиданиями со стороны общества;

•  между отсутствием осознания некоторыми учащимися своих ограниченных возможностей, слабо развитой рефлексией и объективными трудностями таких «проблемных» детей.

Как показывает практика, у учителя зачастую возникают трудности в связи с большими нагрузками при подготовке к занятиям, частой нехваткой материалов и инструментов. Даже если педагог осознает необходимость внедрения новых педагогических технологий, серьезной проблемой оказывается отсутствие учебно-методических пособий по отдельным направлениям деятельности.

Проанализировав все противоречия, можно прийти к выводу, что, обучая детей труду, всех одинаково учить нельзя. Необходим индивидуальный и дифференцированный подход, учет возможностей и реальных условий развития каждого ребенка. Такую возможность предоставляет метод проектов.

Продуктивность применения проектного метода обусловлена:

•  технологичностью: при последовательном выполнении предлагаемых заданий по принципу «от простого к сложному», «от конкретного к абстрактному» обязательно достигается желаемый результат;

•  достаточно высокой эффективностью уроков;

•  развитием речевых навыков учащихся, в том числе в неподготовленной речевой ситуации;

•  развитием и поддержанием интереса к предмету;

•  практическим применением приобретенных знаний, умений, навыков в новых ситуациях;

•  развитием коммуникативных навыков учащихся;

•  созданием благоприятного морально-психологического климата, доброжелательной атмосферы во взаимодействии преподавателя и учащихся.

Элементы проектного обучения позволяют избежать шаблонности в преподавании предмета, побуждают детей к фантазии, развивают навыки экспрессивной речи, способствуют повышению учебной мотивации и познавательного интереса к предмету.

Метод проектов может использоваться при изучении любой темы, на всех этапах обучения. Использование этой технологии дает возможность учащимся больше работать самостоятельно и на уроке, и во внеурочное время, развивать свои способности, проявлять лидерские качества. У школьников формируется личная ответственность за свои знания и за включение их в реальную деятельность.

Освоение метода проектов доступно всем педагогам, желающим работать с данной технологией, на всех ступенях обучения. Проект становится личностно значимым и уникальным для каждого ученика, поэтому он может быть использован при обучении детей с разными возможностями (при личностно-дифференцированном подходе к каждому). Идеи проектных работ могут успешно находить не только учителя, но и сами дети.

Для развития интереса к овладению трудовыми умениями и навыками необходимы постоянное внедрение нового во все элементы учебного процесса, вовлечение учащихся в активную деятельность, оптимальное сочетание различных форм работы. И конечно, продуктивное развитие, обучение и воспитание ребенка невозможны без профессиональной и высоконравственной позиции самого учителя.

Как было отмечено выше, учащиеся с интеллектуальной недостаточностью в большинстве случаев положительно относятся к урокам трудового обучения, что связано с чувством удовлетворения от изготовленного своими руками изделия. Однако положительное отношение к занятиям еще не означает, что у этих детей в достаточной степени развиты мотивы учебно-трудовой деятельности.

Изучение деятельности умственно отсталых школьников на уроках трудового обучения показывает, что ее мотивы, как правило, отличаются примитивной эмоциональной окраской, нестойки, ситуативны. Многие учащиеся не всегда заинтересованы в обучении, и трудовая деятельность у них вызывает недостаточно (или вообще не вызывает) положительных эмоций.

Приступая к использованию элементов проектной технологии, необходимо учитывать особенности выделенных типологических групп умственно отсталых школьников применительно к урокам трудового обучения (Е.А. Ковалева, С.Л. Мирской, Н.П. Павлова):

•  школьники, при обучении которых не возникает необходимость опоры на систематический дифференцированный подход;

•  учащиеся с преимущественными нарушениями целевой стороны трудовой деятельности (планирования и целеполагания в работе);

•  учащиеся с преимущественным нарушением исполнительной стороны трудовой деятельности

•  школьники с преимущественным нарушением энергетической стороны трудовой деятельности;

•  учащиеся с одновременным нарушением двух-трех сторон трудовой деятельности.

Для комплексного решения задач технологического обучения активно используются различные методы, в том числе выполнение учебных технологических проектов. Цель работы над такими проектами — включение учащихся в процесс преобразовательной деятельности от разработки идеи до ее осуществления. Действенность этого метода обусловлена еще и тем, что он позволяет учащимся выбрать деятельность по своим интересам, которая соответствует их способностям и в то же время формирует знания, умения, навыки. Выполняя проекты, школьники учатся находить и анализировать информацию под руководством учителя, получать и применять знания в различных областях, приобретают навыки практической работы и опыт решения реальных задач.

Выполняемые проекты можно условно разделить на следующие виды.       

                                             

                                         

                                              Классификация проектов

№ п/п

Параметры

Виды проектов

1

Уровень творчества

Исполнительские (репродуктивные)

Конструктивные

Творческие

2

Содержание

Монопредметные

Межпредметные

Надпредметные (вне школьной программы)

3

Назначение

Учебные

Личные (семейные)

Общественные

Производственные

4

База для выполнения

Школьные

Внешкольные (выполняются на базе учреждений

дополнительного образования, в семье, на производстве)

Комплексные

5

Количественный состав исполнителей

Индивидуальные

Групповые

Коллективные

6

Возрастной состав исполнителей

Одновозрастные

Разновозрастные

7

Продолжительность выполнения

Мини-проекты (несколько занятий) Четвертные,

полугодовые Годовые, многолетние

Осуществление проектного обучения требует от педагога соответствующего планирования и организации учебного процесса, его дидактического, методического и материально-технического обеспечения. В процессе выполнения проектов реализуется определенная часть учебной программы. Тематика проектных заданий подбирается с учетом интересов учащихся.

На репродуктивных этапах обучения учащиеся развивают умения работать с информацией, материалами, инструментами. Система проектов строится по принципу усложнения. По мере обучения учащиеся достигают осознания собственных возможностей в проектно-технологической деятельности.

Основные требования и условия проектной деятельности

Преподавателю необходимо учитывать основные требования к подбору объектов проектной деятельности, среди которых наиболее существенными являются следующие:

•  подготовленность учащихся к данному виду деятельности;

•  интерес школьников к проблеме;

•  практическая направленность и значимость проекта;

•  практическая осуществимость проекта.

Существенными условиями учебной проектной деятельности являются:

•  возможность применения полученных знаний, умений и навыков;

•  соответствие учебной задачи индивидуальным возможностям учащихся;

•  наличие необходимых материально-технических средств;

•  соответствие учебной деятельности экологическим и экономическим требованиям;

•   обеспечение безопасных условий труда;

•  использование образовательных ресурсов школы и социума, учреждений дополнительного образования, производственных структур;

•  применение природных материалов и отходов производства;

• рациональное планирование и оформление учебного комплекса.

Важную роль в проектном обучении играет информационно-методическое обеспечение, включающее учебную, справочную и научно-популярную литературу, наглядные пособия, образцы проектной, конструкторской и технологической документации, планов и отчетов учащихся, выставку лучших изделий.

Школьники с интеллектуальной недостаточностью могут испытывать трудности в выборе темы проекта. Для решения этой проблемы учитель готовит «банк проектов», состоящий из реально выполнимых заданий, сгруппированных по сферам интересов и степени подготовленности учащихся. «Банк» должен сопровождаться приложением примерных проектов с соответствующим обеспечением и оформлением, что позволяет учителю проводить разъяснительную работу о значимости и возможностях того или иного проекта.

Характеристика этапов учебного проектирования

Методика проектного обучения не зависит от объекта деятельности. Каждый проект включает основные элементы и этапы реализации.

Работа начинается с определения сферы интересов, анализа существующих проблем, выбора и формулировки задачи (темы) проекта.

Далее следуют сбор, изучение и обработка информации по теме проекта. Это является основой для предложения вариантов решения задачи (желательно нескольких).

Выдвинутые идеи анализируются, и из них отбираются наиболее перспективные.

После определения ведущей идеи решения проблемы осуществляется ее конструкторская и технологическая проработка с составлением соответствующей документации (совместно с учителем).

Практическое решение поставленной задачи начинается с обеспечения работы материалами, инструментом и оборудованием. В процессе выполнения технологических операции, анализа и контроля текущих результатов возможна корректировка и модификация проектных разработок.

По завершении изготовления проводятся испытание и оценка соответствия изделия планируемым характеристикам. По их результатам учащимися выдвигаются перспективные предложения по изменению конструкции и технологии проекта, определяются возможности его практической реализации.

Защита проекта — итог работы над проектом. Она проводится в составе всей группы (класса) с приглашением администрации, учителей, родителей, которые выступают в роли потенциальных покупателей. Они оценивают изделия, выставляя баллы в карте испытания. Во время презентации проектов учащиеся проводят дизайн-анализ работ одноклассников, оценивая их по 5-балльной системе и заполняют карту испытанийПо результатам анкет учащиеся (совместно с учителем) выдвигают перспективные предложения по изменению конструкции и технологии проекта.

      Проектный метод трудового обучения реализует принципы личностно ориентированной педагогики и способствует гуманизации учебно-воспитательного процесса. Учащийся при этом выступает как активный участник процесса познания, а учитель выполняет функции организатора и координатора учебного процесса, консультанта учащихся.

проектный метод обучения на современном этапе является составным звеном в организации учебно-воспитательной работы учащихся. Включение элементов метода проектов в учебный процесс дает учителю возможность разнообразить формы проведения занятий, стимулировать творчество и развить мотивационную сферу школьников.

Метод проектов формирует и совершенствует как трудовую, так и общую культуру общения и социального поведения в целом. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, ученики приучаются мыслить, планировать свои действия совместно с учителем, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ними задач. При этом успешно реализуются усвоенные ими средства и способы деятельности. Работая над проектом, дети учатся взаимодействовать в команде, ответственно относиться к выполнению своей части работы, оценивать результаты своего труда и труда товарищей.

Литература

Байбородова А.В. Обучение технологии в средней школе. — М.: Владос, 2004.

Бобровская А.Н. Использование проектной деятельности на уроках технологии. — Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.

Казакевич В.М. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии. — М.: Дрофа, 2000.

Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта. — М.: Аркти, 2003.

Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. — М.: Академия, 2000.

Шинкоренко В.А. Трудовое обучение и воспитание учащихся вспомогательной школы. — Минск: изд-во «Университетское», 1990.

Шмидт В.В. Диагностико-коррекционная работа с младшими школьниками. — М.: ТЦ «Сфера», 2005.