Элементы проектной деятельности на уроках профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида.
методическая разработка по технологии на тему

Использование метода проектной деятельности на уроках ПТО учит учащихся общению в трудовом процессе, вырабатывает умение формулировать свои желания и потребности, развивает коммуникативные качества личности, помогает адекватно реагировать на замечания и похвалу – всё это способствует их успешной социализации после окончания школы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ПТО В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА

Основной задачей коррекционной школы VIII вида является подготовка школьников самостоятельной жизни в обществе. Признание прав каждого такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание ему помощи в процессе личностного становления, в выборе профессиональной деятельности являются чрезвычайно важными.

Социализация детей с интеллектуальной недостаточностью в современном мире в основном определяется направляющей помощью взрослых -  коллектива школы (учитель, воспитатель, психолог, социальный педагог и др.)  для организации  жизни детей, как своеобразного «проекта»: определение дальнейшей и ближайшей перспективы, нахождение и привлечение необходимых ресурсов, определение плана действий и целей.

 Практика показала, что учащиеся с интеллектуальной недостаточностью положительно относятся к урокам трудового обучения, если на них они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и ограниченные, возможности. Применение учителем разнообразных методов и приемов обучения позволяет заинтересовать школьников и сделать учебный процесс более доступным и социально значимым. Личностно ориентированное обучение, обучение в сотрудничестве, уровневая дифференциация, коллективные способы обучения и проектные методики в определенной степени позволяют решить проблемы учебной мотивации и развития навыков, а также создать творческую атмосферу в коллективе.

Положительная мотивация на уроках трудового обучения, основанная на активной деятельности учащихся в тесном сотрудничестве с учителем, создается благодаря:

•  формированию и развитию познавательного интереса, активизации познавательной деятельности (очевидно, что учить ребят нужно только с опорой на интерес, обязательно создавая ситуацию успеха; бессмысленно и безнравственно заставлять детей обучаться труду, если они не осознали его значимости, если им неинтересно и у них нет потребности увидеть результаты своей деятельности);

•  сотрудничеству между учителем и учеником, учителем и группой детей, учителем и классом в целом;

•  созданию благоприятных морально-психологических условий для обучения, что является основой для развития профессионально-трудовой деятельности учащихся;

•  дифференциации и индивидуализации, личностному подходу в обучении;

•  использованию методов, активизирующих учебный процесс;

•  использованию учителем различных вербальных средств (чтение, монолог и диалог, жестовые и мимические средства, проговаривание и заучивание технических терминов и др.) с целью развития речевых навыков учащихся, в том числе отработки навыков осознанной, правильно грамматически оформленной речи;

•  неразрывному единству обучения и воспитания.

Активные формы обучения являются для современной специальной (коррекционной) школы актуальными и перспективными. Учитывая опыт и деятельность коллег, анализируя свою работу, я пришла к выводу, что использование элементов проектной деятельности на уроках трудового обучения способствует пробуждению и развитию сознательного интереса у учащихся к предмету.

Творческий проект - это учебно-трудовое задание, которое активизирует интерес и побуждает к самостоятельной деятельность учащихся по созданию полезного продукта или для себя, или общественно значимого. Только тогда, когда ребенок проникнется интересом и привлекательностью отношений между людьми, возникающих в трудовом процессе, возможно воспитание любви к труду.

Элементы проектного обучения позволяют избежать шаблонности в преподавании предмета, побуждают детей к фантазии, развивают навыки экспрессивной речи, способствуют повышению учебной мотивации и познавательного интереса к предмету.

Метод проектов  в специальной коррекционной школе имеет свои специфические особенности, которые необходимо учитывать при его реализации:

- он должен быть ориентирован на психофизические возможности учащихся;

- деятельность педагога играет ведущую и направляющую роль;

- задача учителя заключается не только в подаче готовых знаний учащимся, но и в создании психолого-педагогических ситуаций во время учебного процесса для активизации познавательной деятельности учащихся с недостатками интеллекта.

Осуществление проектного обучения требует от педагога соответствующего планирования и организации учебного процесса, его дидактического, методического и материально-технического обеспечения. В процессе выполнения проектов реализуется определенная часть учебной программы. Тематика проектных заданий подбирается с учетом содержания программного материала и интересов учащихся.

На уроках ПТО (профессионально-трудового обучения), по профилю «швейное дело» программой предусмотрено изучение технологической последовательности изготовления плечевых и поясных изделий. Так, например, в 7 классе, в 1 четверти учащиеся учатся шить ночную сорочку без плечевого шва, во 2 четверти – пижаму, в 3 и 4 четверти прямую и расклешенную юбку. Элементы проектной деятельности я применяю при изучении раздела «Практическое повторение», в ходе изучения данного раздела учащиеся обобщают и закрепляют знания и умения по пошиву программных изделий, изготавливая аналогичные. Работу с применением метода проекта строю по принципу усложнения. В ходе выполнения проектных заданий помогаю учащимся подобрать материал, информацию, инструменты для работы. В коллективной беседе обсуждаем способы преодоления трудностей. Во время практической работы над проектным заданием контролирую и помогаю подобрать наиболее рациональные способы выполнения задания, отрабатываем навык соблюдения правил т/б работы на швейном оборудовании. Завершающим этапом работы над проектом является его защита. При подготовке к защите проекта, учу учащихся давать краткий анализ своей работы. Во время презентации проектов учащиеся проводят анализ своих работ.

Предлагаю рассмотреть творческий проект «Детская пижама». Учащимся была предложена для обсуждения проблема: в молодой семье подрастает маленький ребенок и родителям необходимо приобрести для малыша одежду для сна - пижаму. Вместе с учащимися мы изучили ассортимент и цены на готовое изделие в магазине, затем сделали расчет ткани на пошив детской пижамы, после чего они пришли к выводу, что гораздо выгодней купить ткань и пошить пижаму самостоятельно.

Перед началом работы в коллективной беседе был проведен анализ изделия. Учащиеся вспомнили, что пижама состоит из комплекта, в который входят два изделия: пижамная сорочка и пижамные брюки. Были рассмотрены различные фасоны пижам и образцы ткани  для их изготовления.

Следующим этапом нашей работы был выбор ткани для пошива изделия. Мы изучили и провели анализ гигиенических и возрастных требований, предъявляемых к пижаме и решили, что лучше всего подойдет х/б ткань. Для отделки пижамной сорочки использовали кружево.

В качестве базовой конструктивной основы пижамной блузы использовали чертеж ночной сорочки без плечевого шва. Выкройку пижамных брюк учащиеся изготавливали в начале четверти. Раскрой изделия девочки делали с помощью учителя.

Практическая часть работы над проектом заключалась в самостоятельной работе учащихся по пошиву пижамы, в соответствии с планом работы по пошиву пижамной сорочки и пижамных брюк. Учащиеся работали с опорой на ИТК, также мной производился контроль за качеством выполнения швейных работы, соблюдением последовательности работы и обеспечение т/б работы.

В конце работы над проектом была произведена оценка качества и защита проекта. В ходе защиты проекта девочки должны были объявить название проекта, показать его. Назвать причины, побудившие к выполнению данного проекта, цели и задачи, поставленные перед его выполнением. Назвать оборудование и средства, используемые при изготовлении проекта. Рассказать о выбранной модели изделия, отделке, назначении. Обосновать выбор ткани с учетом её свойств, соответствия с моделью. Указать на положительные и отрицательные стороны модели, то есть выявить недостатки и достоинства выполненной модели. Рассказать о новых знаниях и умениях, полученных при выполнении проекта. Сделать вывод о целесообразности его выполнения и правильности выбора изделия. Самостоятельно объективно оценить выполненную проектную работу, выслушать мнения одноклассниц и оценку учителя. Данную информацию девочки собирают и оформляют в папку с моей помощью, это необходимо для систематизации работы над проектом и помогает им во время его защиты.

В процессе работы над проектом должно происходить тесное взаимодействие ученика и учителя на принципах равного партнерства, без диктата со стороны учителя и достаточной степенью самостоятельности для ученика. Целью таким образом организованной деятельности является получение интересного для школьника результата (результата работы над проектом) – что является сильной мотивацией к учебной деятельности. Также важнейшим компонентом проектного метода является социальное взаимодействие. Межличностное общение, построенное по определенным принципам, позволяет создать атмосферу творчества, комфортности, способствует проявлению индивидуальности каждого школьника. Знания, полученные самостоятельно, приобретают особую ценность, а работа в команде формирует у школьников навыки социального поведения и интереса к другому человеку, как к источнику познания.

Включение элементов метода творческих проектов в учебный процесс дает мне возможность разнообразить формы проведения занятий, стимулировать творчество и развить мотивационную сферу школьников. Работая над проектом, дети учатся взаимодействовать в команде, ответственно относиться к выполнению своей части работы, оценивать результаты своего труда и труда товарищей. Процесс работы над творческим проектом позволяет пробудить у моих учеников осознанный интерес к изучаемому предмету, проявить творческие способности. У учащихся появляется уверенность в себе, гордость за разработанное и изготовленное изделие, значимость и необходимость своего труда для окружающих людей. Конечно, проекты моих ребят по своей конструктивной сложности, материалоемкости, эстетическому исполнению нередко уступают работам сверстников из общеобразовательных школ. Однако эмоциональное удовлетворение, осознанная значимость и необходимость своего труда у наших школьников ни с чем не сравнимы.

При работе над проектом стараюсь выстроить работу учащихся так, чтобы они смогли максимально самостоятельно выполнять необходимые операции. Побуждаю и поддерживаю малейшую инициативу ребёнка. Оказываю помощь, создавать условия для достижения положительного результата. Использование метода проектной деятельности на уроках ПТО учит учащихся общению в трудовом процессе, вырабатывает умение формулировать свои желания и потребности, развивает коммуникативные качества личности, помогает адекватно реагировать на замечания и похвалу – всё это способствует их успешной социализации после окончания школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программированные задания, как средство формирования положительной мотивации к учебной деятельности на уроках природоведческого цикла в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Задания используются на уроках природоведения, геогрвфии, биологии в специальной (коррекционной) школе 8 вида. Такие задания можно использовать с целью повторения и закрепления изученного, а также про...

Рабочая программа по предметно - практической деятельности, конструированию, ручному труду ученика 2 класса надомного обучения специальной (коррекционной) школы VIII вида

Занятие по предметно-практической деятельности представляет собой специальный предмет в начальных классах обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Уроки  проводятся  в...

Доклад: "Совершенствование процессов профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида, как одного из компонентов социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Из опыта работы  по совершенствованию процессов профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида, как одного из компонентов социализации детей с ограниченными возможностями здор...

"Использование проблемного метода обучения на уроках профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида"

Данный материал содержит опыт работы по использованию проблемного метода обучения на уроках професионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида. Может быть интересен учителям трудового о...

Использование игровых технологий в процессе обучения на уроках профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида.

Участие учащихся в дидактических играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху. В играх совершенствуется мышление, речь, ученик приобретает навыки планирования и ...

Коррекционно-развивающие упражнения на уроках профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида.

Коррекционно-развивающие упражнения на уроках способствуют развитию и коррекции интеллектуальных способностей учищихся : пространственного представления, логического мышления, развитие памяти, внимани...

Методические рекомендации по организации проектной деятельности на уроках профессионально-трудового обучения, с учащимися специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Метод проектов формирует и совершенствует как трудовую, так и общую культуру общения и социального поведения в целом. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, ученик учится мыслить, планирова...