Коррекционно-развивающие упражнения на уроках профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида.
методическая разработка по технологии на тему

Коррекционно-развивающие упражнения на уроках способствуют развитию и коррекции интеллектуальных способностей учищихся : пространственного представления, логического мышления, развитие памяти, внимания, восприятия, воображения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyat.doc55.5 КБ
Microsoft Office document icon myshlenie.doc28 КБ
Microsoft Office document icon vnimanie.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнение 1.

Развитие навыка ассоциативного мышления.

Детям предлагают несколько слов и общими усилиями стараются зафиксировать все ассоциации, которые придут на ум при чтении этих слов, например:

Ножницы- бумага, ткань, раскрой, правила техники безопасной работы и т.д.

В конце попросите детей поработать самостоятельно над 2-3 словами.

Примерный набор слов: утюг, ткань, платье, швея, выкройка и т.п.

 Упражнение 2.

Развитие логического вида запоминания.

«Найдите конкретные зрительные образы, которые могут ассоциироваться с каждым из приведённых ниже слов, например, любовь/сердце и т.д.»

Зима

Время

Бедность

Смерть

Жара

Терпение

Свобода

Обед

Болезнь

Танец

Энергия

Скука

Справедливость

Скорость

Надежда

Нежность

Виновность

Счастье

 

Упражнение 3.

Развитие долговременной памяти.

  1. Повторение слова или фразы, которую надо запомнить, про себя.
  2. Подождать 1 секунду и повторить снова.
  3. Подождать 2 секунды и повторить снова.
  4. Подождать 4 секунды и повторить снова.  

Ожидание- это эмоционально загруженное состояние. Удержание информации в этом состоянии не даёт ей выскочить, она бьётся и взбивает связи с другими понятиями.

  1. Повторите через 10 минут (необходимо для запечатления).
  2. Для уверенного перевода в долговременную память, повторить через 2-3 часа.
  3. При необходимости через 1-2 месяца; через год.

Зима

Время

Бедность

Смерть

Жара

Терпение

Свобода

Обед

Болезнь

Танец

Энергия

Скука

Справедливость

Скорость

Надежда

Нежность

Виновность

Счастье

Зима

Время

Бедность

Смерть

Жара

Терпение

Свобода

Обед

Болезнь

Танец

Энергия

Скука

Справедливость

Скорость

Надежда

Нежность

Виновность

Счастье

Зима

Время

Бедность

Смерть

Жара

Терпение

Свобода

Обед

Болезнь

Танец

Энергия

Скука

Справедливость

Скорость

Надежда

Нежность

Виновность

Счастье

Зима

Время

Бедность

Смерть

Жара

Терпение

Свобода

Обед

Болезнь

Танец

Энергия

Скука

Справедливость

Скорость

Надежда

Нежность

Виновность

Счастье

Зима

Время

Бедность

Смерть

Жара

Терпение

Свобода

Обед

Болезнь

Танец

Энергия

Скука

Справедливость

Скорость

Надежда

Нежность

Виновность

Счастье

Зима

Время

Бедность

Смерть

Жара

Терпение

Свобода

Обед

Болезнь

Танец

Энергия

Скука

Справедливость

Скорость

Надежда

Нежность

Виновность

Счастье



Предварительный просмотр:

Упражнения для активизации мышления, создания определённого уровня абстрагирования.

Развитие абстрактно-логического мышления.

Упражнение 1. «Формирование способности оперировать смыслом».  

«Сейчас я прочитаю вам пословицу, а вы попробуйте подобрать к ней подходящую фразу, отражающую общий смысл пословицы, например:

Семь раз отмерь, а один раз отрежь.

а) Если сам отрезал неправильно, то не следует винить ножницы.

б) Прежде чем сделать, надо хорошо подумать.

в) Продавец отмерил семь метров ткани и отрезал.

                                                 

Правильный выбор здесь- «Прежде чем сделать, надо хорошо подумать», а ножницы или продавец- лишь частности и не отражают основного смысла».

Примерные задания:

  1. Лучше меньше, да лучше.

А) Одну хорошую книгу прочесть полезнее, чем семь плохих.

Б) Один вкусный пирог стоит десяти невкусных.        

  1. Поспешишь- людей насмешишь.

А)  Клоун смешит людей.

Б) Чтобы сделать работу лучше, надо о ней хорошо подумать.

В) Торопливость может привести к нелепым результатам.

  1. Куй железо, пока горячо.
  2. Нечего на зеркало пенять, коли рожа кривая.
  3. Не красна изба углами, а красна пирогами.
  4. Сделал дело- гуляй смело.
  5. Умелые руки не знают скуки.
  6. Не в свои сани не садись.
  7. Не всё золото, что блестит.


Предварительный просмотр:

Упражнения, направленные на увеличение объёма внимания.

Упражнение № 1.

На словесном материале.

Занятие проводится коллективно и включает в себя элемент соревнования. Детям предлагается по сигналу «Внимание!» фиксировать взглядом середину экрана и постараться прочесть предъявляемый на короткое время ( не превышающее 0,5 секунд на каждый слайд) материал и записать его.

Задание № 1.

Бессмысленные слова, содержащие от 3-9 согласных букв.

РБВЛ

КТМЦ

ЖКПРЧ

ДЗНТК

КПТНСД

ШГС

ДПВ

ШРВТБЧ

БМДРКЛФ

МВХШТСГ

СТПЦГВДК

ЖГВПРМТК

МВПКШЛЧБХ

БРНЦДКСЧГ

Задание №2.

Знакомые слова, содержащие от 4 до 16 букв.

 

Нитки, ножницы, платье, утюг, мел, ткань, мерка, напёрсток, фартук.

Салфетка, лён, брюки, бельё, шов, карандаш, шерсть, проутюжельник, шёлк.

Задание №3.

Предложения, содержащие от 5-16 букв.

Я шью

Кто не работает

Семь раз отмерь

Без труда

Ученье свет

Работа не волк

Делу время

Слово  серебро

Счастье в труде

Слайды каждого задания показываются в порядке возрастания количества букв. На занятии можно использовать как одно задание из этой серии, так и 2 или 3. Содержание заданий может меняться в зависимости от подготовленности детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.

Р Б В Л

ЖКПРЧ

КПТНСД

ДПВ

БМДРКЛФ

СТПЦГВДК

МВПКШЛЧБ

КТМЦ

ДЗНТК

ШГС

ШРВТБЧ

МВХШТСГ

ЖГВПРМТК

БРНЦДКСЧГ

ножницы

платье

утюг

мел

ткань

мерка

напёрсток

фартук

салфетка

лён

брюки

бельё

шов

карандаш

шерсть

проутюжельник

шёлк


Я шью

Кто не работает

Семь раз отмерь

Без труда

Ученье свет

Работа не волк

Делу время

Слово  серебро

Счастье в труде


Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания.

Упражнение 2.

Прочитайте вслух небольшое предложение. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Дети должны запомнить текст и сосчитать число ударов.

Можно провести это упражнение в качестве соревнования: кто правильно сосчитал, тот и выиграл.

В процессе занятий количество предложений, используемых в тексте, увеличивается.

Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости внимания.

Упражнение 3.

«Усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания».

Занятие может проводиться как коллективно, так и индивидуально. Перед началом работы детям сообщается задание: «Перед вами на листке ряд перепутанных линий. Каждая из них начинается слева и заканчивается справа. Ваша задача- проследить каждую линию слева направо и в той клетке, где она заканчивается, проставить её номер. Начинать нужно с первой линии, затем перейти к линии 2 и т.д. до конца».

Первоначальное количество линий это 3-5 линий. Сначала можно разрешить детям помогать себе пальцами или карандашом, переходя, по возможности, к слежению только глазами на последующих занятиях. Как только предлагаемое количество линий будет «распутано» ребёнком быстро и без помощи подручных средств, их число должно быть увеличено.

Упражнение 4.

Школьникам предлагают без ошибок переписать следующие строчки:

А) АММАДАМА  РЕБЕРГЕ  АССАМАСА  ГЕСКЛАЛЛА  ЕССАНЕССАС  ДЕТАЛЛАТА

Б) ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТ  ЕТАЛЬТАРРС  УСОКГАТА  ЛИММОДОРА  КЛАТИМОР

В) РЕТАБРЕРТА  НОРАСОТАННА   ДЕБАРУГА   КАЛЛИХАРРА   ФИЛЛИТАДЕРРА

Г) ГРУММОПД

Д) ВАТЕРПРООФЕТТА   СЕРАФИННЕТАСТОЛЕ   ЕММАСЕДАТОНОВ

Е) ГРАСЕМБЛАДОВУНТ

Ж) ГРОДЕРАСТВЕРАТОНА  ХЛОРОФОНИМАТА  ДАРРИСВАТЕНОРРА

И) МИНОСЕПРИТАМАТОРЕНТАЛИ  ТЕЛИГРАНТОЛЛИАДЗЕ

К) МАЗОВРАТОНИЛОТОЗАКОН

Л) МУСЕРЛОНГРИВАНТЕБЮДАРОЧАН

Н) АДСЕЛАНОГРИВАНТЕБЮДАРОЧАН

СТЕНАТУРЕПВАДИОЛЮЗГЛНИЧЕВЯН  О)  ОСТИМАРЕ

Упражнения, направленные на тренировку распределения и избирательности внимания.

Упражнение 4.

Среди буквенного текста вставлены слова. Ребёнок должен найти и подчеркнуть эти слова.

Пример:

БИГЛАИТРАНВТКНЬРЮДЖЫМЕТНОЖНИЦЫГГЩШАТУТЮГ

Упражнение 5.

Необходимо расставить в свободных клетках квадрата №2 в возрастающем порядке числа, расположенные в случайном порядке в 12 клетках квадрата №1.

Квадрат №1      

                                                                                                                                 

5

12

1

7

10

3

9

16

14

6

11

2

 

Квадрат №2

   

В квадрате использованы числа от 1 до 16, в процессе работы используемый ряд чисел увеличивается до 25, а в случае хороших результатов- до 30-40.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад: "Совершенствование процессов профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида, как одного из компонентов социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Из опыта работы  по совершенствованию процессов профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида, как одного из компонентов социализации детей с ограниченными возможностями здор...

Формирование самостоятельности у детей с ограниченными возможностями в профессионально-трудовой деятельности в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Актуальность исследования заключается в организации специальной коррекционной работы по формированию самостоятельной деятельности, направленной на комплексное развитие детей с ограниченными возможност...

"Использование проблемного метода обучения на уроках профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида"

Данный материал содержит опыт работы по использованию проблемного метода обучения на уроках професионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида. Может быть интересен учителям трудового о...

Использование игровых технологий в процессе обучения на уроках профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида.

Участие учащихся в дидактических играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху. В играх совершенствуется мышление, речь, ученик приобретает навыки планирования и ...

Элементы проектной деятельности на уроках профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида.

Использование метода проектной деятельности на уроках ПТО учит учащихся общению в трудовом процессе, вырабатывает умение формулировать свои желания и потребности, развивает коммуникативные качества ли...

Коррекционное обучение на уроках математики в начальных классах коррекционной школы VIII вида

В данном материале представлены виды заданий, которые можно использовать для реализации коррекционно - развивающих задач на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида....

урок физкультуры 4 класс в коррекционной школе VIII вида по теме: Упражнения с обручами

    Задачи урока:      1) повторить общеразвивающие упражнения с обручами;      2) продолжить обучение прыжкам в...