Организация проектной деятельности в специальной (коррекционной) школе VIII вида с использованием компьютерных технологий.
статья по теме

Тихомирова Светлана Сергеевна

 

Многочисленные наблюдения показывают, что выпускники специальных (коррекционных) школ не всегда могут применить свои знания и умения, полученные в школе, в современных социально-экономических условиях. Исходя из этого перед специальной (коррекционной) школой встаёт ряд требований, которые вызывают необходимость в подготовке профессионального, квалифицированного выпускника, который не только обладает определенными профессиональными знаниями и умениями, но и умением быть конкурентно способным на рынке труда, мобильным, умеющим обеспечить себя ресурсами жизнедеятельности. Для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса необходимо пересмотреть подход к организации, к выбору инновационных технологий, методов обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost_statya.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Организация проектной деятельности в специальной (коррекционной) школе VIII вида с использованием компьютерных технологий.

      Многочисленные наблюдения показывают, что выпускники специальных (коррекционных) школ не всегда могут применить свои знания и умения, полученные в школе, в современных социально-экономических условиях. Исходя из этого перед специальной (коррекционной) школой встаёт ряд требований, которые вызывают необходимость в подготовке профессионального, квалифицированного выпускника, который не только обладает определенными профессиональными знаниями и умениями, но и умением быть конкурентно способным на рынке труда, мобильным, умеющим обеспечить себя ресурсами жизнедеятельности. Для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса необходимо пересмотреть подход к организации, к выбору инновационных технологий, методов обучения.

     Одним из методов обучения, обеспечивающим выработку у учащихся умения ставить близкие и далекие цели, самостоятельно планировать, применять необходимые знания и умения в новых условиях является   метод проекта.

Метод проекта характеризуется как:

– личностно-ориентированный;

– обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;

– построенный на принципах проблемного обучения;

– развивающий навыки самостоятельности в мыслительной, практической, эмоционально-волевой сферах;

– воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность, творческое отношение к делу.

         Метод проекта – совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания в той или иной деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этого знания из разных областей наук. Для детей с недостатком интеллекта это очень сложный вид деятельности.

       Метод проекта в специальной (коррекционной) школе имеет свои специфические особенности и подходы к организации. Прежде всего, он ориентирован на психофизические возможности учащихся с недостатком интеллекта и на коллективную деятельность учащихся – парную, групповую (иногда индивидуальную), которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка деятельности. Деятельность педагога играет ведущую и направляющую роль. Задача учителя заключается не только в подаче готовых знаний учащимся, но и создании психолого-педагогических ситуаций во время учебного процесса для активизации познавательно-поисковой деятельности учащихся с недостатком интеллекта, в выработке алгоритма деятельности от задумки до конечного результата.

          Так как учащиеся с недостатком интеллекта не всегда могут самостоятельно выбрать тему, определить цели и задачи предстоящей работы, то помощь учителя в этом необходима. Учитель совместно с учениками в обсуждении определяют тему проекта, ставят цели и задачи предстоящей работы, определяют направления работы.

        А внедрение компьютерных технологий в школьное образование позволяет сделать обучение не только более интересным, но и личностно ориентированным, и, следовательно, более эффективным. Возрастание роли дистанционных обучающих технологий трудно переоценить еще и потому, что для современного выпускника школы, и коррекционные школы не являются исключением, очень важно быть технически грамотной личностью, владеющей различными средствами  коммуникаций.      

    Со своими учащимися мы успешно реализовали несколько проектов. Один из них – это коллективный долгосрочный проект. В 2007 году нашему городу исполнялось 70 лет. В связи с этим, был объявлен конкурс компьютерного творчества среди молодёжи города «Любимые места Мончегорска». Со своими учащимися мы решили принять участие в конкурсе. «Любимым местом»  выбрали район в отдалении от центра города, где находится наша школа. Дело в том, что некогда здесь располагался посёлок, в котором была хорошо развита инфраструктура, проживало несколько тысяч жителей. Сейчас же школу окружают старые забытые дома и  пустыри.  

   Мы поставили перед собой цель: обратить внимание жителей на этот уголок города.

   Определили для себя задачи:

  • Познакомиться со старожилами посёлка, узнать о быте и культуре людей прошлых лет.
  • Собрать информацию о предприятиях, находящихся на этой территории
  • Собрать фотоматериалы прошлых лет и современности
  • Узнать о проблемах современных жителей
  • Выдвинуть свои проекты будущего данного района
  • Оформить всю информацию и результаты в мультимедийной презентации

  Свою работу мы назвали «Есть ли будущее у «Вокзала» (так в городе называют наш район)»

   Для осуществления задуманного нам понадобилось 2 месяца. За это время я организовала три экскурсии на предприятия, где ребята смогли собрать необходимую информацию. Учащиеся учились брать интервью у горожан и пробовать себя в роли фотокорреспондентов. Мы пригласили для беседы в класс двух жителей посёлка, которые рассказали ребятам много интересного об этих местах.  Каждый учащийся класса предложил свои идеи использования пустырей в будущем. Свои идеи они оформили в виде рисунков. Чтобы успешно создать компьютерную презентацию о проекте, я провела серию интегрированных уроков в компьютерном классе, где учащиеся  научились работать в программе POWER POINT. Совместно с учащимися мы выбрали дизайн слайдов, настроили анимацию.

     В результате всей проведённой работы, наш проект был удостоен I места в городе.  

  В 2008 году, объявленном годом «Семьи», также в городе проходил конкурс компьютерного творчества, посвящённый семье. Со своей ученицей Ириной С., мы представили презентацию «Я тоже хочу семью» о детях – сиротах, или оставшихся без попечения родителей, проживающих в нашей школе-интернате. Эта работа также заняла  I место среди учащихся города. Такой результат был достигнут благодаря индивидуальной проектной деятельности, где Ирина использовала метод анкетирования с целью определения, насколько счастливы эти ребята, какие у них интересы, хотелось ли им жить в семье.

Таким образом, считаю, что организация проектной деятельности с учащимися с ограниченными возможностями здоровья в школе VIII вида даёт хорошие результаты по повышению мотивации к обучению, расширению словарного запаса и кругозора учащихся, коррекции всех познавательных процессов, успешной адаптации учащихся в социум. А использование компьютерных технологий в проектной деятельности, на сегодняшний день – необходимое условие, чтобы сделать такой вид работы более интересным, творческим, значимым для каждого учащегося.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование географического образа на уроках географии в специальной коррекционной школе VIII вида при использовании мультимедийных презентаций

В данной статье учитель раскрывает проблемные вопросы, возникающие на уроках географии в специальной (коррекционной) школе VIII вида, а также находит пути решения возникшей проблемы через использовани...

презентация "Организация проектной деятельности учащихся в коррекционной школе VIII вида"

опыт работы по выполнению творческих проектов  м оформлению предметных портфолио учащихся...

Организация развивающего обучения швейному делу в специальной (коррекционной) школе VIII вида через использование предметных, предметно-технологических, инструкционных карт

Основная задача трудового обучения — дать школьникам начальное профессиональное образование, т.е. вооружить их доступными техническими и технологическими знаниями, профессиональными навыками и умениям...

Организация развивающего обучения швейному делу в специальной (коррекционной) школе VIII вида через использование предметных, предметно-технологических, инструкционных карт и применение швейной терминологии.

Наибольшая сложность трудового обучения в коррекционной школе состоит в формировании обобщенных умений — способности выполнять трудовые задания не только в определенной ситуации, но и при изменении ус...

Организация проектной деятельности учащихся в коррекционной школе VIII вида.

Организация проектной деятельности учащихся в коррекционной школе VIII вида...

"Проектная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида" (с презентацией)

Круглый стол "Особенности работы педагогов специальных (коррекционных) образовательных учреждений по созданию учебных проектов".  Доклад "Проектная деятельность  в специальной (коррекционной...

Презентация к докладу "Проектная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида"

Презентация к докладу " Проектная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида."...